Доля полезных ископаемых в бюджете россии

Доля полезных ископаемых в бюджете россии thumbnail

Что говорит Минфин

Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 года включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 года также платежи по новому налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.

  • За весь 2018 год, по данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 9 трлн руб., или 46,3% всех доходов федерального бюджета;
  • За январь—июль 2019 года, по последним данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 4,78 трлн руб., или 41,7% всех доходов федерального бюджета за этот период.

Нефтегазовые доходы Минфина важны для бюджетного правила, согласно которому на дополнительные доходы от нефти дороже $40 за баррель (в ценах 2017 года, они ежегодно индексируются на 2%) закупается валюта для пополнения государственных резервов.

Действительно, при оценке нефтегазовых доходов Минфин включает не все платежи, которые поступают в бюджет от нефтегазовой отрасли в целом — как в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК руководитель практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Виктория Тургенева.

Почему для Минфина расширение оценки невозможно

При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в бюджет другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин не включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного правила, поскольку их невозможно объективно и тем более оперативно оценить, пояснила РБК пресс-служба ведомства. Кроме того, поступления по всем налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного правила, поскольку на эти поступления «оказывает влияние масса других факторов, кроме цены на нефть», подчеркивают в Минфине.

«В отличие от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана непосредственно в формуле платежа, разделить налог на прибыль на часть, полученную именно в связи с превышением цены на нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, попытка учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности оценок, попыткам манипулирования или необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.

Любопытно, что в 2006 году, когда Минфин внедрял понятие нефтегазовых доходов, первоначально было предложено включать в них больше платежей, в том числе как раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, например, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала на 19% больше, чем в итоге взятая Минфином за основу.

«Нужно понимать, что оценка Минфина демонстрирует доходы государства исключительно от добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа без учета других видов деятельности. НДПИ, а это рентный налог, зависит от объема добычи и не учитывает финансовый результат — его легче и понятнее прогнозировать на основании планов по объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Виктория Тургенева.

Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, на 264,3 млрд руб. превысили прогноз, следует из корректировок федерального бюджета на 2019 год. «Обычно у нас нефтегазовые доходы всегда больше, ненефтегазовые — меньше. Так вот в этот раз наоборот», — отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

Однако 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило увеличение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин не учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.

Что показали расчеты РБК

РБК попытался получить расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а также прочих налогов и сборов и страховых взносов:

  • 10,567 трлн руб., по расчетам РБК, составил объем поступлений от добычи нефти и газа в консолидированный бюджет в 2018 году.

Как мы считали

Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы за 2018 год в дополнение к показателю Минфина включает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов от добычи сырой нефти и природного газа, по данным ФНС (кроме НДПИ, который уже учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большинство нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают уплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС на товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федеральный бюджет, большая часть налога на прибыль — в бюджеты регионов, страховые взносы — во внебюджетные фонды.

При этом с учетом дивидендов расширенная оценка нефтегазовых доходов бюджета была бы еще больше: от «Газпрома» государство по результатам 2018 года получит почти 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.

  • Две трети дивидендов в федеральный бюджет поступает от крупнейших компаний нефтегазового сектора, сообщили РБК в Минфине.

По данным ФНС на 1 января 2019 года, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:

  • 97% всех поступлений налога на добычу полезных ископаемых — 5,96 трлн из 6,127 трлн руб. от НДПИ;
  • 15% доходов бюджета по налогу на прибыль — 600 млрд из 4 трлн руб.

Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Налог на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно все эти средства относить только к нефтегазовому сектору».

К потенциальным уязвимостям расчетов также относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — включать ли налоги на эти компании. Если их включать, оценка может получиться неоправданно широкой. Кроме того, данные по НДС на 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят не окончательный характер из-за того, что возмещение НДС всегда происходит с лагом. Наконец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые по акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства или ФНС обнаружить не удалось.

Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.

При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.

Источник

За прошлый год нефтегазовые доходы составили 43% от общих доходов бюджета, а на 2016 год правительство запланировало 44%. Но впереди несколько лет низких цен на нефть — в районе $50 за баррель максимум, считает Суслина, поэтому доля нефтегазовых доходов в 2016 году будет явно ниже, чем в 2015-м. «Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией», — призывал глава правительства Дмитрий Медведев 5 февраля. На самом деле данные Минфина показывают, что нефтегазовые доходы достигали пика в 2014 году на уровне 51,3% и доля их поступательно росла с 2009 года.

Как заткнуть дырки

Обратная сторона снижения нефтегазовых поступлений — повышение роли ненефтегазовых доходов. Разумеется, в нынешней ситуации правительство будет рассматривать все возможности по повышению доходной части бюджета, говорит Чернявский, хотя рост налоговой нагрузки может дополнительно замедлить экономику. Уже принято решение о втором за год повышении акцизов на бензин, при этом часть доходов от топливных акцизов (23%) Минфин предлагает забирать в федеральный бюджет (сейчас все доходы от акцизов на бензин получают региональные бюджеты). По расчетам ведомства, такое перераспределение с 1 мая могло бы дать федеральному бюджету в 2016 году дополнительные 68,5 млрд руб. Кроме того, в правительстве обсуждается возможность введения акцизов на «вредные» продукты, в частности на пальмовое масло. Минфин еще не дал ответ о целесообразности введения таких акцизов, сказал РБК в начале этой недели чиновник финансово-экономического блока.

Сейчас в федеральный бюджет поступает от 50 до 100% доходов от акцизов на спирт, спиртсодержащую и алкогольную продукцию, табак, легковые автомобили и все подакцизные товары, ввозимые в Россию, следует из Бюджетного кодекса. Поступления от акцизов составляют вторую по значимости долю ненефтегазовых доходов федерального бюджета, 13% (149,4 млрд руб.) за январь—февраль 2016 года, следует из данных казначейства.

Нефтегазовые доходы в бюджете России

До 51,3% доходила доля нефтегазовых доходов бюджета за время президентства Владимира Путина (бюджет 2014 года)

5,9 трлн руб. составили нефтегазовые доходы бюджета за 2015 год

В 10 раз выросли номинальные нефтегазовые доходы бюджета в 2015 году по сравнению с 2002 годом

8% заняли нефтегазовые доходы бюджета в ВВП в 2015 году (в 2014 году — 10,4%)

53% к 47% составило в 2015 году соотношение поступлений от НДПИ к поступлениям от экспортных пошлин в составе нефтегазовых доходов. Это следствие «налогового маневра», призванного перераспределить нефтегазовые доходы в пользу налоговых поступлений. В 2014 году соотношение было в пользу экспортных пошлин (62% к 38%).

$29,69 за баррель составила средняя цена российской нефти Urals в январе—феврале 2016 года

57% ненефтегазовых доходов в январе—феврале 2016 года составило поступление НДС

13% ненефтегазовых доходов составило поступление акцизов

Источник: Федеральное казначейство, Минфин

В конце 2014 года президент Владимир Путин запретил повышать налоги на бизнес до 2018 года — формально мораторий выполняется, но при этом в правительстве регулярно обсуждают возможность дополнительных квазиналоговых сборов. Некоторые решения уже приняты: в частности, в конце 2015 года введена спровоцировавшая массовые протесты дальнобойщиков плата за проезд большегрузных автомобилей по федеральным дорогам, а в начале 2016 года правительство установило утилизационный сбор для дорожной, сельскохозяйственной и иной самоходной техники, что повысило цены и приостановило поставки сельхозтехники аграриям перед началом посевной кампании, сообщал РБК 1 марта.

«Первый рефлекс — это изыскать какие-то резервы, то есть оставить расходы на прежнем уровне за счет мобилизации новых источников дохода. Но так не бывает. Дырки в бюджете будут заткнуты чьими-то деньгами, и эти кто-то вполне почувствуют это на себе», — рассуждает директор программы «Экономика энергетики» в РЭШ Виталий Казаков. Другой вариант — это создавать новые источники дохода. «Правда, для этого нужно создать в стране институциональную и правовую систему, способствующую возникновению своих Facebook и Apple (которые можно обложить новыми налогами), — говорит он. — Этот вариант занимает много времени, и, учитывая, что в XXI веке в России отсутствовало понимание важности движения в этом направлении, быстрых результатов ждать не стоит».

Источник

Спойлер: получает много; больше, чем от других отраслей экономики.

Многие задаются вопросом – сколько доходов бюджет России получает от нефтяной отрасли. Существует множество мифов и домыслов, которые необходимо развеять и доказать на цифрах.

Icon made by Freepik from www.flaticon.com

Начнем с определений

  • Бюджет России – сумма налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов регионов РФ (за исключением межбюджетных трансфертов и страховых взносов)
  • Доходы бюджета России от нефтяной отрасли – сумма всех налогов и сборов, которые платят в бюджет нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Тут не учитываются: налоги и сборы от газовой отрасли, НДС от продажи нефтепродуктов в розницу (на АЗС) и мелким оптом, дивиденды и доходы от приватизации нефтяных компаний с государственным участием

Какие налоги платят нефтяные компании?

Государство взимает с нефтяной отрасли как стандартные налоги: НДС, налог на прибыль и имущество, налог на доходы физических лиц (НДФЛ за сотрудников) и т.п., так и специальные отраслевые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизы на нефтепродукты, доходы от соглашений о разделе продукции (СРП), а также экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Сколько поступает в бюджет РФ?

В 2018 году доходы бюджета от нефтяной отрасли составили 9,3 триллиона рублей. Это 31% бюджета России или 9% ВВП. В структуре налогов и сборов преобладает НДПИ и экспортная пошлина на нефть.

Структура доходов бюджета России от нефтяной отрасли в 2018 г.
Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны и Минфина

Что влияет на уровень бюджетных доходов от нефтяной отрасли?

За последние годы доля нефтяных доходов в бюджете России сильно колебалась – от 22% (в 2016 году) до 35% (в 2014 году).

Динамика доходов бюджета России от нефтяной отрасли, их доля в бюджете и ВВП России.
Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны и Росстата

Поступления от нефтяной отрасли в бюджет зависят от 3 основных факторов:

  • Цены нефти в рублях (цена нефти Urals * курс доллара). Динамика нефтяных доходов бюджета повторяет колебания цены нефти. Коэффициент корреляции близок к 1 (0,98). При резком снижении цены нефти в долларах происходит девальвация рубля, которая частично компенсирует падение нефтяных котировок. Яркие примеры – 2008 г., 2014 г. и 2020 г. Если наблюдается обратная ситуация – рост цены нефти, то происходит умеренное укрепление рубля, однако этот эффект ограничен разницей (обычно не в пользу России) в накопленной инфляцией между Россией и иностранными торговыми партнерами.

Динамика доходов бюджета России от нефтяной отрасли и цены на нефть Urals в рублях.
Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны, Росстата и Минэкономики

Динамика доходов бюджета России от нефтяной отрасли и цены на нефть Urals в рублях.
Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны, Росстата и Минэкономики

  • Объема добыча нефти (и производства нефтепродуктов и направления их поставок: внутри страны или на экспорт). За период 2005-2018 гг. наблюдался непрерывный рост добычи нефти, что так же позволило увеличить бюджетные доходы от нефтяной отрасли. Вклад роста добычи в изменение бюджетных доходов составляет не более 10% (90% – влияние цены на нефть)

Динамика доходов бюджета России от нефтяной отрасли добычи нефти в России Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны и ЦДУ ТЭК

  • Налоговой системы – с какой базы и с помощью каких инструментов взимаются налоги и сборы. В России постоянно проходят «налоговые маневры», влияющие на формат и размер поступлений в бюджет. В последние годы увеличение ставок НДПИ при снижении экспортных пошлин.

Бюджетные поступления от нефтяной промышленности больше, чем от других отраслей?

Да, намного больше. Бюджетные доходы от нефтяной отрасли больше, чем от обрабатывающей промышленности, банковской и финансовой сферы, торговли, транспорта и строительства вместе взятых.

Это связано с двумя причинами: большая рыночная стоимость произведённых товаров (нефти и нефтепродуктов) и дополнительное отраслевое налогообложение (влияет на налоговую нагрузку — доля налогов и сборов в выручке).

Нефтяная промышленность имеет самую высокую налоговую нагрузку в России — 52%, при средней по экономике — 11% (данные за 2018 год). При цене барреля нефти Urals 70 долларов (в 2018 г.), 36 долларов составили налоги и сборы. Если бы нефтяные компании имели среднеотраслевую налоговую нагрузку, то весь бюджет России снизился на 25% (в 2018 г.).

Налоговая нагрузка отраслей экономики России в 2018 году. Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны, Минэкономики и ЦДУ ТЭК

Налоговая нагрузка отраслей экономики России в 2018 году. Источник: расчет автора по данным ФНС, Росказны, Минэкономики и ЦДУ ТЭК

Какой вывод?

Роль нефтяного комплекса в наполнении бюджета высока и не ограничивается только наполнением бюджета — в поставку оборудования и оказание услуг для нефтяной отрасли вовлечено большое количество компаний других сфер деятельности. При существующей экономической модели с опорой на ресурсную ренту долгосрочное падение нефтяных цен приводит к негативному эффекту: девальвации, росту инфляции и снижению доходов населения.

Заходите на сайт, подписывайтесь на канал и читайте интересные статьи по нескучной экономике. Автор — кандидат экономических наук

Источник

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мы рассмотрим довольно занимательный момент, связанный с формированием источников доходов нашей страны по категориям поступлений (откуда, из чего?).

Мне и самому очень интересно рассмотреть этот вопрос, так как львиная доля доходов Европейский государств составляют налоги (свыше 90%).

Готовы? Приступим.

Из чего формируется бюджет России

Ну что же, давайте посмотрим из чего складывается федеральный бюджет нашей страны…

Взято с официального сайта — minfin.ru

То есть, около 5,5 млрд. руб это доход федерального бюджета от нефтегазовой промышленности, а 9,8 млрд. руб — от налогов и акцизов.

Основными статьями доходов федерального бюджета России в 2018 были:

  • НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) — 3 547,5 млрд. рублей
  • Вывозные таможенные пошлины — 1932,1 млрд. рублей
  • Налог на прибыль организаций — 806,1 млрд. рублей
  • НДС (налог на добавленную стоимость) — 5 624,9 млрд. рублей
  • Акцизы — 1 054 млрд. рублей
  • Дивиденды по акциям — 379,9 млрд. рублей
  • Ввозные таможенные пошлины — 572,2 млрд. рублей
  • Прочие нефтегазовые доходы — 1 341,1 млрд. рублей

Итого, мы имеем федеральный бюджет по доходам Российской Федерации за 2018 год в 15 257,8 миллиардов рублей.

Простыми словами, федеральный бюджет на 36% формируется из доходов от нефтегазовой деятельности и экспорта нефтепродуктов, а остальное (64%) — налоги, акцизы и внутренние поступления.

Состав источников дохода федерального бюджета РФ за 2018 год.

Все источники пополнения казны России

Ну а теперь давайте рассмотрим состав консолидированного бюджета РФ, который учитывает все поступления, в том числе и от федерального.

Консолидированный бюджет — совокупность всех бюджетов субъектов РФ (федеральный, региональный и местный).

Он отражает все поступления в бюджеты России за 2017 год.

Самые значительные источники доходов:

  • Страховые взносы на ОСС — 6 784 млрд. руб — 22% от всего бюджета
  • Нефтегазовые доходы — 5 971,9 млрд. руб — 19% от всего бюджета
  • НДС — 5 137,6 млрд. руб — 17% от всего бюджета

Состав консолидированного (совокупного) бюджета РФ за 2017 год.

Здесь уже более отчётливей видно, что доля доходов от нефтегазовой промышленности в РФ составляет всего — 19% за период 2017 года.

Но дефицит того же бюджета за 2017 год составил — 1 349,1 миллиард рублей.

Дефицит бюджета — когда расходы превышают доходы.

Так как НДС имеет огромную долю от дохода бюджета нашей страны, именно поэтому было принято решение увеличить ставку до 20%.

Этот налог проще всего получать с продавцов и населения.

Вывод

На самом деле, 19% от добычи, экспорта и прочих облагающих налогов на продажу нефтепродуктов, это не так много в номинальном выражении.

Но стоит и понимать тот факт, что курс рубля на международной арене, в большей степени, базируется именно на богатствах нашей страны.

Иначе, санкции бы могли возыметь схожий эффект как с Гривной, которая упала после Майдана 2014 года, более чем в 3 раза.

Но это так же означает, что большую часть доходов в консолидированный бюджет РФ составляют поступления от жизнедеятельности её граждан.

Хотите знатьсколько всего мы платим налогов? Переходите по ссылке.

Это такие налоги как: НДС, НДФЛ, ФСС и Пенсионные отчисления. Так что решение о вводе налога на тунеядцев, а так же рост НДС — не удивителен.

Спасибо за внимание, оставляйте свои комментарии, ставьте «лайки«, делитесь публикацией в социальных сетях и подписывайтесь на канал, если статья была для вас интересной и полезной.

Источник