Доля полезных ископаемых в ввп россии

Доля полезных ископаемых в ввп россии thumbnail

Россия – это переходная экономика с государственной собственностью в некоторых стратегически важных отраслях. Рыночные реформы периода обретения независимости помогли приватизировать большую часть промышленных и сельскохозяйственных предприятий, за исключением энергетических и военных. ВВП России во многом зависит от доходов от углеводородов, включая нефть и газ. Они составляют около 10 % валового продукта, 50 % федерального бюджета и 70 % объема экспорта. Теневой сектор экономики является вторым по размеру среди других стран. Доля России в ВВП мира составляет около 3 %.

ввп россии

Общая информация

ВВП России в текущих ценах в 2014 году – 70975,8 млрд рублей. Это всего на 0,6 % больше, чем в прошлом 2013-ом. По данным Госкомстата ВВП России на душу населения – 485,8 тыс. рублей. Структура ВВП России по основным секторам выглядит следующим образом: сельское хозяйство – 4 %, промышленность – 36,3 %, услуги – 59,7 %. Госкомстат также изучает проценты первичных доходов в валовом внутреннем продукте. Оплата труда работников по найму составляет 52,0 %, чистые налоги – 15,7 %, общая прибыль экономики – 32,3 %. В 2015 году ожидается отрицательный прирост показателя на уровне -5 %. По данным МВФ на апрель текущего года номинальный ВВП страны – 1,175 трлн долларов США, по паритету покупательной способности – 3,458.

структура ввп россии

Структура ВВП России

Наибольшая добавленная стоимость создается в категории «Оптовая и розничная торговля», а также «Ремонт» – 17,2 % от общего объема ВВП в 2014 году. Вклад других категорий в порядке убывания выглядит следующим образом:

  • Обрабатывающая промышленность – 15,6 %.
  • Аренда, услуги государственного управления и обеспечение военной безопасности – 12,3 %.
  • Добыча полезных ископаемых – 10,1 %.
  • Транспортные услуги и связь – 8,7 %.
  • Социальное страхование – 6,6 %.
  • Строительные услуги – 6,5 %.
  • Финансовая деятельность – 5,4 %.
  • Здравоохранение и другие социальные услуги – 4,2 %.
  • Сельское и лесное хозяйство, охота – 4,0 %.
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 3,4 %.
  • Образование – 3 %.
  • Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги – 1,8 %.
  • Гостиничный и ресторанный бизнес – 1,0 %.
  • Рыболовство – 0,2 %.

Доля нефти в ВВП России, если рассмотреть структуру добычи полезных ископаемых, составляет менее 10 %.

доля нефти в ввп россии

Мировой и отечественный рынок углеводородов

РФ входит в десятку стран, которые добывают больше всего нефти. Ее доля на мировом рынке составляет около 8 %. За последнее десятилетие добыча увеличилась в четыре раза. Минимальная цена на топливо была зарегистрирована в 1998 году – 9 долларов за баррель, максимальная в 2014-ом – 115. Потенциал отечественного топливно-энергетического комплекса является одним из самых больших в мире. Россия занимает 13 % территории земного шара, на которой проживают 3 % населения. В недрах страны сосредоточено 13 % запасов нефти и 34 % — природного газа. Наличие такого количества природных ресурсов – это в первую очередь преимущество, а не недостаток. Но в неумелых руках развитая нефтегазовая отрасль превращается из «локомотива» экономики, который способствует повышению благосостояния населения, в «иглу», которая выкачивает последние силы из национального хозяйства.

Доля нефти в ВВП России

Многие экономические аналитики спорят о зависимости РФ от «нефтяной иглы». Противники такого заявления приводят в качестве аргумента долю нефти в валовом внутреннем продукте. Всего 9 % позволяют говорить о том, что отечественная экономика практически не зависит от продажи углеводородов. Но почему же в таком случае все антикризисные программы направлены на снижение зависимости от нефти? Все дело в том, что бюджет страны и ВВП – это совсем не равнозначные понятия. Однако текущее падение валового продукта на 4,6 % многие эксперты связывают не с экономическими санкциями в результате геополитического противостояния между Россией и Западом, а как раз с падением цены на нефть. При этом большинство факторов, влияющих на ухудшение конъюнктуры, – внешние, поэтому правительство не может их изменить. Пока углеводороды не подорожают, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону, а ВВП России вырастет.

доля россии в ввп

РФ и падение цены на нефть

По данным Министерства финансов, с января по июнь 2015 года в бюджет поступили доходы в размере 6,6 трлн рублей. Большую половину этой суммы составляют налоги. Следует отметить, что с 1 января нагрузка на нефтянников сместилась с таможенных пошлин к сбору на добычу полезных ископаемых. Он стал основным налогом. Экспортные пошлины на нефть в течение следующих трех лет будут снижены в 1,7 раза, как и акцизы. Получается, что в первом полугодии большую половину федерального бюджета обеспечил нефтегазовый сектор (3,7 трлн рублей). И все это в ситуации, когда топливо подешевело практически в два раза. В зависимости от методики расчета зависимость федерального бюджета от нефти может доходить до 55 %. Правительство разрабатывает различные программы развития экономики. Одна из целей большинства из них – снижение зависимости от нефтяного сектора. Планируется, что к 2020 году доходы от продажи топлива в федеральном бюджете будут составлять 35 %.

ввп россии на душу

Сопоставление российских и мировых показателей

В 2014 году экономика РФ стала шестой крупнейшей экономикой по паритету покупательной способности и десятой, если брать ВВП в текущих ценах. По прогнозу МВФ, к концу 2015-го она может стать девятнадцатой из-за девальвации рубля. В последние десять лет экспорт энергопродуктов был основным фактором улучшения жизненных стандартов. На сегодняшний день именно падение цен на нефть является причиной почти пятипроцентного падения в первом полугодии ВВП России, а экономические санкции не позволяют переориентировать экономику.

Читайте также:  Что относится к минеральным полезным ископаемым

Источник

Что говорит Минфин

Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 года включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 года также платежи по новому налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.

  • За весь 2018 год, по данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 9 трлн руб., или 46,3% всех доходов федерального бюджета;
  • За январь—июль 2019 года, по последним данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 4,78 трлн руб., или 41,7% всех доходов федерального бюджета за этот период.

Нефтегазовые доходы Минфина важны для бюджетного правила, согласно которому на дополнительные доходы от нефти дороже $40 за баррель (в ценах 2017 года, они ежегодно индексируются на 2%) закупается валюта для пополнения государственных резервов.

Действительно, при оценке нефтегазовых доходов Минфин включает не все платежи, которые поступают в бюджет от нефтегазовой отрасли в целом — как в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК руководитель практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Виктория Тургенева.

Почему для Минфина расширение оценки невозможно

При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в бюджет другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин не включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного правила, поскольку их невозможно объективно и тем более оперативно оценить, пояснила РБК пресс-служба ведомства. Кроме того, поступления по всем налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного правила, поскольку на эти поступления «оказывает влияние масса других факторов, кроме цены на нефть», подчеркивают в Минфине.

«В отличие от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана непосредственно в формуле платежа, разделить налог на прибыль на часть, полученную именно в связи с превышением цены на нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, попытка учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности оценок, попыткам манипулирования или необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.

Любопытно, что в 2006 году, когда Минфин внедрял понятие нефтегазовых доходов, первоначально было предложено включать в них больше платежей, в том числе как раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, например, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала на 19% больше, чем в итоге взятая Минфином за основу.

«Нужно понимать, что оценка Минфина демонстрирует доходы государства исключительно от добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа без учета других видов деятельности. НДПИ, а это рентный налог, зависит от объема добычи и не учитывает финансовый результат — его легче и понятнее прогнозировать на основании планов по объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Виктория Тургенева.

Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, на 264,3 млрд руб. превысили прогноз, следует из корректировок федерального бюджета на 2019 год. «Обычно у нас нефтегазовые доходы всегда больше, ненефтегазовые — меньше. Так вот в этот раз наоборот», — отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

Однако 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило увеличение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин не учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.

Что показали расчеты РБК

РБК попытался получить расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а также прочих налогов и сборов и страховых взносов:

  • 10,567 трлн руб., по расчетам РБК, составил объем поступлений от добычи нефти и газа в консолидированный бюджет в 2018 году.

Как мы считали

Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы за 2018 год в дополнение к показателю Минфина включает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов от добычи сырой нефти и природного газа, по данным ФНС (кроме НДПИ, который уже учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большинство нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают уплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС на товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федеральный бюджет, большая часть налога на прибыль — в бюджеты регионов, страховые взносы — во внебюджетные фонды.

При этом с учетом дивидендов расширенная оценка нефтегазовых доходов бюджета была бы еще больше: от «Газпрома» государство по результатам 2018 года получит почти 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.

  • Две трети дивидендов в федеральный бюджет поступает от крупнейших компаний нефтегазового сектора, сообщили РБК в Минфине.

По данным ФНС на 1 января 2019 года, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:

  • 97% всех поступлений налога на добычу полезных ископаемых — 5,96 трлн из 6,127 трлн руб. от НДПИ;
  • 15% доходов бюджета по налогу на прибыль — 600 млрд из 4 трлн руб.
Читайте также:  Чем полезна черника протертая с сахаром

Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Налог на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно все эти средства относить только к нефтегазовому сектору».

К потенциальным уязвимостям расчетов также относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — включать ли налоги на эти компании. Если их включать, оценка может получиться неоправданно широкой. Кроме того, данные по НДС на 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят не окончательный характер из-за того, что возмещение НДС всегда происходит с лагом. Наконец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые по акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства или ФНС обнаружить не удалось.

Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.

При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 апреля 2020;
проверки требует 1 правка.

Данная статья представляет собой список регионов России, упорядоченных по их валовому региональному продукту (ВРП), который представляет собой валовой внутренний продукт (ВВП) для отдельно взятого региона, наиболее всеобъемлюще показывая его экономическую деятельность.

В списке представлены статистические данные из Федеральной службы государственной статистики. Данные приведены в миллиардах рублей в текущих (номинальных) основных ценах.

Данные по Архангельской и Тюменской областям представлены без округов.

Список регионов по ВРП (млрд рублей)
Субъект20142015201620172018
1Москва12 779,513 520,914 299,815 724,917 881,5
2Ханты-Мансийский автономный округ — Югра2 860,53 154,13 031,23511,14 447,5
3Московская область2 742,93 180,93 565,33803,04 201,8
4Санкт-Петербург2 661,23 387,43 742,23866,44 193,5
5Ямало-Ненецкий автономный округ1 633,41 791,81 963,92461,43 083,5
6Республика Татарстан1 661,41 867,31 937,62114,22 469,2
7Краснодарский край1 784,81 933,52 015,92225,92 344,6
8Красноярский край1 410,71 667,01 767,91882,32 280,0
9Свердловская область1 659,81 822,81 978,12142,52 277,6
10Республика Башкортостан1 260,01 316,61 344,41396,41 673,7
11Самарская область1 149,11 264,91 275,11349,91 510,5
12Челябинская область993,91 209,21 260,71348,61 473,7
13Ростовская область1 007,81 189,11 270,91347,11 446,2
14Иркутская область916,31 001,71 068,71192,11 392,9
15Нижегородская область1 009,51 104,61 182,31260,21 367,5
16Пермский край974,21 063,81 091,31191,11 318,5
17Тюменская область (без округов)[комм. 2]801,5905,7927,01013,41 259,4
18Новосибирская область911,21 021,61 084,61140,91 252,3
19Кемеровская область — Кузбасс752,0843,3858,11058,11 241,6
20Сахалинская область799,2837,5767,8771,21 179,7
21Ленинградская область703,3849,6913,8965,81 104,4
22Республика Саха (Якутия)658,1747,6868,6916,61 084,6
23Оренбургская область731,3775,0772,1823,11 000,6
24Воронежская область717,7806,0841,4865,2943,6
25Белгородская область619,7693,4730,6785,6866,0
26Волгоградская область715,4740,5743,3771,4852,0
27Приморский край642,4717,6736,9777,8834,0
28Ставропольский край540,8621,2651,9665,4715,5
29Саратовская область566,6625,2655,1669,1712,5
30Хабаровский край539,3595,8637,7666,0710,6
31Омская область602,6618,1625,9651,0681,6
32Республика Коми484,2528,4546,9574,4665,7
33Тульская область411,1477,5517,7555,9636,1
34Удмуртская Республика450,5518,0540,1556,2631,1
35Республика Дагестан528,1569,3597,1623,4625,1
36Вологодская область387,2478,9486,2508,3582,6
37Липецкая область398,5449,0470,2498,0580,5
38Томская область430,3471,5487,0511,0579,4
39Ярославская область391,5443,1469,8510,6560,6
40Астраханская область296,3322,3338,7421,0553,4
41Алтайский край446,0487,9498,8508,8550,0
42Архангельская область (без округа)[комм. 1]355,7400,5427,9467,1514,0
43Мурманская область328,3401,6425,8445,8482,5
44Калужская область326,5339,8373,4417,1466,0
45Калининградская область314,1349,8383,1417,4460,9
46Тверская область316,6329,6359,3384,0441,7
47Владимирская область328,1368,5392,1415,6440,5
48Курская область298,3337,0364,6387,6428,4
49Пензенская область295,2343,3338,6365,2400,5
50Республика Крым189,4266,0315,9359,1391,3
51Рязанская область295,6323,1337,0360,6383,1
52Ульяновская область278,8304,5328,2340,6347,9
53Кировская область254,1282,2291,0307,3332,6
54Тамбовская область285,7317,2311,4300,6331,6
55Брянская область242,7271,8285,8307,7328,8
56Забайкальский край234,8247,7262,8300,7326,9
57Смоленская область234,7256,7262,3281,9312,9
58Ненецкий автономный округ187,0227,2255,5276,5305,2
59Амурская область232,1277,4287,6266,1301,1
60Чувашская Республика237,4251,3261,6270,6297,8
61Республика Карелия191,2212,0233,4252,7280,0
62Новгородская область209,3234,1244,5269,4262,0
63Камчатский край145,8175,4198,1201,6236,5
64Республика Хакасия158,4170,4182,4207,6235,3
65Орловская область178,8208,2213,9214,3230,7
66Республика Мордовия173,9180,4198,1213,3227,3
67Республика Бурятия186,5202,8199,2201,6226,1
68Курганская область170,3179,4193,9200,9213,0
69Ивановская область151,9180,5179,6185,8197,8
70Чеченская Республика148,9154,4166,7178,9193,1
71Костромская область146,7160,6160,7165,9180,3
72Республика Марий Эл143,4171,7160,5169,5177,7
73Магаданская область96,9125,8146,9157,6170,7
74Псковская область123,8135,2144,4151,6164,2
75Кабардино-Балкарская Республика116,9120,5132,7138,5145,7
76Республика Северная Осетия — Алания126,0126,1125,5128,2130,0
77Республика Адыгея75,684,391,499,4108,4
78Севастополь30,148,764,271,479,3
79Чукотский автономный округ57,861,766,168,778,1
80Карачаево-Черкесская Республика65,367,573,274,777,0
81Республика Калмыкия46,752,056,066,573,7
82Республика Тыва45,947,352,259,168,8
83Еврейская автономная область41,944,646,952,655,8
84Республика Ингушетия51,950,150,955,655,5
85Республика Алтай39,242,246,144,650,6
всего Россия 59 188,3 65 750,6 69 254,1 74 926,8 84 976,7
Читайте также:  Вкусные и полезные травяные чаи и сборы

Комментарии к таблице

  1. ↑ Если учитывать Ненецкий автономный округ, то ВРП Архангельской области составлял 542,7 млрд., 627,7 млрд., 683,4 млрд., 743,6 млрд., 819,2 млрд. руб. соответственно в 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годах. Это ставит регион с таким показателем на 28-е место в России (вместо 42-го)
  2. ↑ Если учитывать Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, то ВРП Тюменской области составлял 5295,3 млрд., 5851,6 млрд., 5922,1 млрд., 6986,0 млрд., 8790,4 млрд. руб. соответственно в 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годах. Это ставит регион с таким показателем на 2-е место в России после Москвы (вместо 17-го)

См. также[править | править код]

  • ВВП России
  • Валовой региональный продукт
  • Список субъектов Российской Федерации по ВРП на душу населения

Ссылки[править | править код]

  • Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2018гг.
  • Федеральная служба государственной статистики

Примечания[править | править код]

Источник

Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту

22.06.2019

    • Методика расчета показателей

      157.38 Кб, 03.09.2018

      Данные по ОКВЭД2. Индексы производительности труда в экономике Российской Федерации

      13.67 Кб, 01.04.2020

      Данные по ОКВЭД-2007. Индекс производительности труда по основным отраслям экономики.

      14.27 Кб, 09.07.2019

      Индекс производительности труда по субъектам Российской Федерации

      21.68 Кб, 01.04.2020

    • Методика расчета показателей

      420.46 Кб, 03.09.2018

      Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП, ( Данные по ОКВЭД2),

      13.92 Кб, 01.04.2020

      Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП, (Данные по ОКВЭД-2007)

      13.8 Кб, 31.12.2019

      Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП,( Данные по ОКВЭД2),

      16.55 Кб, 15.03.2020

      Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП, (Данные по ОКВЭД-2007)

      19.11 Кб, 15.03.2020

    • Методика расчета показателей

      49.16 Кб, 03.09.2018

      Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте

      2.01 Мб, 01.04.2020

      Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте

      21.63 Кб, 12.03.2020

Индексы изменения фондовооруженности и фондоотдачи

13.06 Кб, 03.09.2018

Индексы изменения фондовооруженности и фондоотдачи c 2017 года

14.87 Кб, 17.10.2019

Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах)

33.5 Кб, 25.11.2019

Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) с 2017 года

33 Кб, 28.04.2020

    • Степень износа основных фондов в Российской Федерации, по видам экономической деятельности по полному кругу организаций, на конец года по 2016 год

      13.14 Кб, 23.09.2019

      Степень износа основных фондов в Российской Федерации, по видам экономической деятельности по полному кругу организаций, на конец года с 2017 года

      12.35 Кб, 28.04.2020

      Степень износа основных фондов на конец года, по субъектам Российской Федерации, по полному кругу организаций

      24.6 Кб, 25.11.2019

    • Методика расчета показателей

      319.22 Кб, 03.09.2018

      Прирост высокопроизводительных рабочих мест

      64 Кб, 29.04.2020

      Прирост высокопроизводительных рабочих мест

      18.06.2019

    • Методика расчета показателей

      61.38 Кб, 03.09.2018

      Число высокопроизводительных рабочих мест по видам экономической деятельности в разрезе субъектов Российской Федерации (2013-2016 гг.)

      1.08 Мб, 19.08.2019