Дождь для листьев не всегда полезен

   
#4  idikatinahuy @ 10.09.09 14:34
[пожаловаться]   
Внеклассное мероприятие

Праздник

осени

УЧИТЕЛЬ: ЦЕЦЕРСКАЯ ЕЛЕНА

НИКОЛАЕВНА

Вот художник, так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краски ливнем,

Чтобы вышло разноцветным,

но совсем не так, как летом.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

ОСЕНЬ!

Дарит осень чудеса,

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

В журавлином небе ветер тучи носит.

Шепчет верба вербе:

«Осень. Снова осень!»

Листьев жёлтый ливень,

Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве:

«Осень. Снова осень!»

На кустарник иней

Белый плащ набросил.

Шепчет дуб осине:

«Осень. Снова осень!»

Красивые листья падают –

Красные листья, жёлтые.

Почему, почему они падают?

Разве они тяжёлые?

Звучит песня «Листопад» / «Сценарии детских праздников с песнями и нотами» с. 324/

Осень всё позолотила. Утром в школу мы идём,

Золотое всё кругом – Листья сыплются дождём,

И берёзы и осины Под ногами шелестят,

Золотым горят костром. И летят, летят, летят.

Наступила осень золотая.

Птицы приготовились к отлёту.

Машут крыльями. «Прощай, земля родная», —

Говорят, взмывая в небо голубое.

Звучит песня «Скворушка»

Ведущий: Жаль, что улетели птицы и опустели поля, но осень приносит нам и много подарков. В огородах, садах и на полях мы собрали богатый урожай.

Выходят две девочки в веночках из осенних листьев. В руках на вышитом полотенце они держат каравай.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Золотая осень! Ты в саду и в поле

Как же ты красива, Скатерть расстелила

В золотом наряде, С виноградом, хлопком,

В свете золотом. Фруктами, зерном.

СЦЕНКА «СПОР ОВОЩЕЙ» (по стихам Н.Семёновой)

Действующие лица: Баклажан, Горошек, Помидор, Огурец, Картофель, Капуста, Морковь, Редиска, Свёкла, Зелёный лук.

Автор: Баклажаны синие,

красный помидор

затевают длинный

и серьезный разговор.

Овощи: Кто из нас, из овощей

И вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях

будет всем полезней?

Автор: Выскочил горошек –

Ну и хвастунишка!

Горошек: (весело)

Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка!

Если только захочу

Всех горошком угощу!

Автор: От обиды покраснев,

Свёкла проворчала.

Свёкла: Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свёклу надо для борща

И для винегрета,

Кушай сам и угощай –

Лучше свёклы нету!

Капуста: Ты уж свёкла помолчи!

Из капусты варят щи,

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):

Очень будете довольны,

Съев огурчик молосольный!

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска (скромно):

Я – румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко,

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):

Про меня рассказ недлинный –

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку,

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Автор: Тут надулся помидор

И промолвил строго

Помидор (сердито): Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Лук: У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще —

И тогда, как верный друг,

Вырастет зелёный … (лук)

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали . я ваш друг —

Я простой зелёный лук!

Баклажан: Баклажанная икра

Так вкусна, полезна…

Автор: Спор давно пора кончать.

Спорить бесполезно!

Картошка: Я картошка, так скромна –

Слова не сказала…

Но картошка всем нужна –

И большим и малым! (Высыпает из лукошка картошку на

сцену)

Автор: Поскорей возьмите ложки,

соберите всю картошку!

Проводится игра. Участвуют 3-4 человека. На пол из

корзины высыпается картошка. Дети столовой ложкой

должны собрать её. Побеждает, кто больше соберёт.

КОГДА ВЕТКИ ПЛАЧУТ

Облака кружатся,

Собираясь в стаи.

Вдаль бежит дорога,

Мокрая, пустая.

И желтеют листья в сумрачной аллее.

Небо всё темнее,

А она – светлее.

Что нам шепчут листья?

Подойдём и спросим.

Листья отвечают:

«Осень!

Осень!

Осень!»

Но приходит время

Падать листьям жёлтым,

Выстланы тропинки

Драгоценным шёлком,

С гор сползают тучи, птиц куда-то прячут.

Всё сильнее ветки плачут, плачут, плачут…

Исполняется «Танец с листьями» ( в темпе вальса) – с. 330 «Сценарии детских праздников с песнями и нотами»

Ведущий: Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу…

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы… шуршит.

Кто б ты ни был,- заходи,

И ребят навести.

Входит мальчик в шапочке в виде6 жёлудя, в руках корзина, украшенная осенними листьями.

Шуршик: Пришёл у вам из леса осеннего.

Принёс загадки, подарки.

Ведущий: Корзину с подарками видим.

А кто же ты сам-то такой?

Как звать тебя гость дорогой?

Шуршик: Шуршик!

Ведущий: Шуршик… Какое странное имя! Впервые слышу.

Шуршак: На самой крепкой ветке дуба

Я в тесном жёлуде сидел,

Пришла пора, и я оттуда

На кучу листьев полетел.

Я по листве осенней мчался,

И каждый листик мне шуршал,

И старый дуб до слёз смеялся,

И Шуршиком меня назвал.

Вот с тех пор, как только Осень

Приходит в парки и леса,

Меня шуршать листвою просит,

Чтоб слышать листьев голоса.

Ведущий: Вот теперь понятно, почему у тебя такое имя. Шуршик, а что у

Тебя в корзинке?

Шуршик: Тут загадки не простые,

Тут загадки – как живые!

Отгадаете загадку — вмиг увидите отгадку!

Шуршик достаёт осенние листики и читает загадки. Отгадки достаёт из корзинки.

ЗАГАДКИ ШУРШИКА

В сенокос горька, В золотой клубочек

А в мороз – сладка. Спрятался дубочек.

Что за ягодка? /жёлудь/

/рябина/

Круглое, румяное В лесу на тонкой ветке

Я расту на ветке, Вдруг выросли конфетки

Любят меня взрослые Для мальчиков и девочек

И маленькие детки. И для рыжих белочек.

/яблоко/ /орехи/

Банан на пальме — для мартышки,

А на сосне — для белки ….

/шишки/

Проводится игра «Собери урожай» ( на пол Шуршик высыпает дары осени: каштаны, шишки, орехи, жёлуди… под музыку дети собирают «урожай».

Кто больше соберёт.)

ДАЛЕЕ ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС СТИХОВ ОБ ОСЕНИ

Ведущий: Тише, ребята! Кто-то к нам приближается.

На сцену выходит Красная Шапочка.

Ведущий: Здравствуй, девочка!

Красная Шапочка: Здравствуйте! Как у вас тут весело! Даже в лесу слышно!

Ребята, вы меня узнали? У меня приболела бабушка.

Мама послала меня её проведать.

Ведущий: А у нас праздник осени, Красная Шапочка. Мы читаем стихи,

Поём песни об осени, отгадываем загадки, потому что мы изучаем природу и знаем, какие изменения происходят в природе с приходом осени.

Красная Шапочка: Раз вы так любите природу, хочу подарить вам одну

песню о нашем огромном красивом мире.

Красная Шапочка исполняет песню («Если долго-долго…»)

Ведущий: Спасибо, Красная Шапочка, за чудесную песню.

Шуршик: Ну что ж, ребята, пора нам прощаться. Я возвращаюсь в лес.

Шуршик и Красная Шапочка уходят.

Ведущий прощается с ребятами.

   
#14  valachedi @ 10.09.09 15:00
[пожаловаться]   
Про ксилотные дожди напиши.

При сжигании любого ископаемого топлива (угля, горючего сланца, мазута) в составе выделяющихся газов содержатся диокиси серы и азота. В зависимости от состава топлива их может быть меньше или больше. Особенно насыщенные сернистым газом выбросы дают высокосернистые угли и мазут. Миллионы тонн диоксидов серы, выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый раствор кислот.

Окислы азота образуются при соединении азота с кислородом воздуха при высоких температурах, главным образом в двигателях внутреннего сгорания и котельных установках. Получение энергии, увы, сопровождается закислением окружающей среды. Дело осложняется еще и тем, что трубы теплоэлектростанций стали расти в высоту, и достигают 250—300, даже 400 м, следовательно, выбросы в атмосферу теперь рассеиваются на огромные территории.

Кислотность водного раствора определяется присутствием в нем положительных водородных ионов Н+ и характеризуется концентрацией этих ионов в одном литре раствора C(H+) (моль/л или г/л). Щелочность водного раствора определяется присутствием гидроксильных ионов ОН– и характеризуется их концентрацией C(ОН–).

Кислотность и щелочность взаимосвязаны: увеличение кислотности приводит к снижению щелочности, и наоборот.

Раствор является нейтральным, если концентрации водородных и гидроксильных ионов одинаковы и равны. Такое состояние характерно для химически чистой воды.

Для определения показателя кислотности используют различные рН-метры, в частности дорогостоящие электронные приборы. Простым способом определения характера среды является применение индикаторов – химических веществ, окраска которых изменяется в зависимости от рН среды. Наиболее распространенные индикаторы – фенолфталеин, метилоранж, лакмус, а также естественные красители из красной капусты и черной смородины.

Дождевая вода, образующаяся при конденсации водяного пара, должна иметь нейтральную реакцию. Но даже в самом чистом воздухе всегда есть диоксид углерода, и дождевая вода, растворяя его, чуть подкисляется . А воб­рав кислоты, образующиеся из диоксидов серы и азота, дождь становится заметно кислым. Мировой рекорд принадлежит шотландскому городку Питлокри, где 20 апреля 1974 г. выпал дождь с рН 2,4, — это уже не вода, а что-то вроде столового уксуса.

Последствия кислотных осадков.

В 70-х гг. в реках и озерах скандинавских стран стала исчезать рыба, снег в горах окрасился в серый цвет, листва с деревьев раньше времени устлала землю. Очень скоро те же явления заметили в США, Канаде, Западной Европе. В Германии пострадало 30%, а местами 50% лесов. И все это происходит вдали от городов и промышлен­ных центров. Выяснилось, что причина всех этих бед — кислотные дожди.

Показатель рН меняется в разных водоемах, но в ненарушенной природной среде диапазон этих изменений строго ограничен. Природные воды и почвы обладают буферными возможностями, они способны нейтрализовать определенную часть кислоты и сохранить среду. Однако очевидно, что буферные способности природы не беспредельны.

В водоемы, пострадавшие от кислотных дождей, новую жизнь могут вдохнуть небольшие количества фосфатных удобрений; они помогают планктону усваивать нитраты, что ведет к снижению кислотности воды. Использование фосфата дешевле, чем извести, кроме того, фосфат оказывает меньшее воздействие на химию воды.

Земля и растения, конечно, тоже страдают от кислотных дождей: снижается продуктивность почв, сокращается поступление питательных веществ, меняется состав почвенных микроорганизмов.

Огромный вред наносят кислотные дожди лесам. Леса высыхают, развивается суховершинность на больших площадях. Кислота увеличивает подвижность в почвах алюминия, который токсичен для мелких корней, и это приводит к угнетению листвы и хвои, хрупкости ветвей. Особенно страдают хвойные деревья, потому что хвоя сменяется реже, чем листья, и поэтому накапливает больше вредных веществ за один и тот же период. Хвойные деревья желтеют, у них изреживаются кроны, повреждаются мелкие корни. Но и у лиственных деревьев изменяется окраска листьев, преждевременно опадает листва, гибнет часть кроны, повреждается кора. Естественного возобновления хвойных и лиственных лесов не происходит.

Все больший ущерб кислотные дожди наносят сельскохозяйственным культурам: повреждаются покровные ткани растений, изменяется обмен веществ в клетках, растения замедляют рост и развитие, уменьшается их сопротивляемость к болезням и паразитам, падает урожайность.

Специалисты американского университета штата Северная Каролина изучили воздействие, оказываемое кислотными дождями на растения в период их максимальной восприимчивости к факторам внешней среды. Под влиянием кислотных дождей непосредственно после опыления в початках кукурузы формировалось меньше зерен, чем при орошении чистой водой. Причем чем больше в дождевой воде содержалось кислоты, тем меньше зерен образовывалось в початках. Вместе с тем выяснилось, что кислотные дожди, прошедшие до опыления, не оказывали заметного влияния на формирование зерен.

Проведены исследования степени восприимчивости к кислотным дождям 18 видов сельскохозяйственных культур и 11 видов декоративных растений на ранних стадиях роста. Наиболее подверженными вредоносному воздействию оказались листья томатов, сои, фасоли, табака, баклажанов, подсолнечника и хлопчатника. Наименее восприимчивыми — озимая пшеница, кукуруза, салат, люцерна и клевер.

Кислотные дожди не только убивают живую природу, но и разрушают памятники архитектуры. Прочный, твердый мрамор, смесь окислов кальция (СаО и СО2), реагирует с раствором серной кислоты и превращается в гипс (СаSО4). Смена температур, потоки дождя и ветер разрушают этот мягкий материал. Исторические памятники Греции и Рима, простояв тысячелетия, в последние годы разрушаются прямо на глазах. Такая же судьба грозит и Тадж-Махалу — шедевру индийской архитектуры периода Великих Моголов, в Лондоне — Тауэру и Вестминстерскому аббатству. На соборе Св. Павла в Риме слой портлендского известняка разъеден на 2,5 см. В Голландии статуи на соборе Св. Иоанна тают, как леденцы. Черными отложениями изъеден королевский дворец на площади Дам в Амстердаме.

Более 100 тыс. ценнейших витражей, украшающих соборы в Шатре, Контербери, Кёльне, Эрфурте, Праге, Берне, в других городах Европы могут быть полностью утрачены в ближайшие 15— 20 лет.

Изучив новые данные о кислотности осадков, выпадающих в различных регионах Западной Европы, и о воздействии их на здания и сооружения, сотрудники Дублинского университета (Ирландия) выявили, что самое катастрофическое положение сложилось в центре Манчестера (Великобритания), где за 20 месяцев кислотные осадки растворили более 120 г на 1 м2 камня (песчаника, мрамора или известняка).

Город пострадал очень сильно, хотя общее количество осадков в наблюдаемый отрезок времени там было крайне низким. Очевидно, слишком высока была степень их кислотности.

За Манчестером следует Липхун (графство Гэмпшир в Великобритании) и Антверпен (Бельгия), где каждый камень под открытым небом потерял 100 г с 1 м2. Даже такие известные загрязненностью атмосферы города, как Афины, Копенгаген и Амстердам, подверглись кислотному разрушению в значительно меньшей степени.

Страдают от кислотных дождей и люди, вынужденные потреблять питьевую воду, загрязненную токсическими металлами — ртутью, свинцом, кадмием и т.п.

Спасать природу от закисления необходимо. Для этого придется резко снизить выбросы в атмосферу окислов серы и азота, но в первую очередь сернистого газа, так как именно серная кислота и ее соли на 70—80% обусловливают кислотность дождей, выпадающих на больших расстояниях от места промышленного выброса.

Наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков в России ведут 131 станция, отбирающие на химический анализ суммарные пробы, и 108 пунктов, на которых в оперативном порядке измеряют только величину рН. Пробы осадков на содержание от 11 до 20 компонентов анализируются в пяти кустовых лабораториях.

Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 625 пунктах, обследующих площадь в 15 млн. км2. Пробы забирают на наличие ионов сульфата, нитрата аммония, тяжелых металлов, определяют значение рН.

Природные осадки имеют разную кислотность, но в среднем рН=5,6. Кислотные осадки с рН < 5,6 представляют серьезную угрозу, особенно если величина рН падает ниже 5,1. Ниже перечисляются основные последствия выпадения кислотных осадков.

• Гибель рыб, водных растений и микроорганизмов в озерах и реках.

• Понижение способности к воспроизводству лососей и форели при рН < 5,5.

• Гибель и понижение продуктивности многих видов фитопланктона, когда рН

Link 1 :: Link 2 :: Link 3

Читайте также:  Как вкусно и полезно есть сырую морковь

‘);
//—>

Источник

Как и нам, растениям нужна вода, чтобы выжить. Но это не значит, что зеленые листья деревьев, кустарники или цветы наслаждаются ливнем больше, чем люди. Когда на небе появляются серые облака и начинается дождь, реакция растений на капли воды, что падают с неба, мгновенная, всепоглощающая и близкая к реакции «паники». К такому выводу пришли ученые из университета Западной Австралии. Результаты опубликованы в журнале PNAS. Как это ни странно (считается, что вода должна приносить растениям жизнь, а не смерть), эксперты считают, что влага — основной путь распространения болезней среди растительности. Чем дольше листья остаются влажными, тем больше вероятность того, что в них поселится патоген.

Дождь для листьев не всегда полезен

Оказывается, растения не любят долго находится под дождем

Что происходит с растениями, когда идет дождь?

Когда капля дождя падает на лист, крошечные капельки воды рикошетят во всех направлениях. Эти капли могут содержать бактерии, вирусы или грибковые споры. Одна капля может распространить их на расстояние вплоть до 10 метров и заразить большое количество растений. Согласитесь, это довольно неприятно. Выходит, реакция растений на дождь похожа на то, как люди реагируют на кашель или чихание окружающих: это неприятно и заставляет принимать защитную позицию.

Чтобы всегда быть в курсе последних научных открытий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram

С помощью аэрозольного баллона, распыление которого похоже на дождь, международная команда исследователей наблюдала быстрый эффект домино микроскопических изменений растений, запускаемых мощным белком Myc2. Хотя изменения были мгновенными, повторный контакт в конечном итоге привел к задержке роста растений и задержке цветения. Когда активируется Myc2, тысячи генов вступают в действие, подготавливая защиту растения, пишут в своей работе ученые. Эти предупреждающие сигналы распространяются от листа к листу и вызывают целый ряд защитных реакций.

Всего было обнаружено, что не менее 20 белков-связанных генов непосредственно направляются и регулируются Myc2 после распыления воды. Более того, те же сигналы, которые эти растения использовали для распространения информации среди листьев, также использовались для связи с близлежащей растительностью. Одним из многих химических веществ, образующихся в ответ на падение капель на листья, является жасмоновая кислота, которая регулирует многие физиологические процессы, связанные с ростом растений и стрессом. Плюс, когда химические вещества жасмоната находятся в воздухе, они также могут сообщить другим растениям, что происходит и как с этим справится. Иными словами, растения защищают себя и ближайшую к ним растительность. Какие еще удивительные факты вы знаете о растениях? Поделитесь ими с участниками нашего Telegram-чата.

Дождь для листьев не всегда полезен

В каплях воды могут содержать патогены, опасные для растений

Ранее в этом месяце другая команда исследователей обнаружила, что, когда растения подвергаются опасности, они развивают универсальный «язык», чтобы предупредить других. Работа опубликована в журнале Current Biology. Исследователи отмечают, что несмотря на то, что дождь не является для растений смертельно опасным, иногда попадание капель воды может привести к развитию болезни. Именно поэтому растения, можно сказать, впадают в панику.

Источник