Егэ как сдать на 100 баллов полезные сайты

Егэ как сдать на 100 баллов полезные сайты thumbnail

Егэ как сдать на 100 баллов полезные сайты

Василий Рогожин,

директор образовательного ЕГЭ-центра «Парамита»,

эксперт ЕГЭ по биологии и химии

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по биологии?

Основная сложность экзамена по биологии заключается в большом объеме школьного курса: биология как предмет начинается в школе с 5-6 класса, а до этого ученики изучают биологическую науку в рамках школьных предметов «Окружающий мир» и «Природоведение» в начальной школе. То есть проверке на экзамене подлежат знания по биологии, полученные минимум за шесть лет обучения в школе.

Вторая проблема связана с самой структурой ЕГЭ. Дело в том, что зачастую наличие знаний по предмету еще не гарантирует успешную сдачу экзамена. Писать ЕГЭ на высокие баллы — это отдельная наука. Кроме того, год от года структура экзамена меняется. Так, в 2017 году произошли очередные существенные изменения — в целом, надо признать, в лучшую сторону. Задания стали более объективными, вероятность простого угадывания правильного ответа снижается. Но дело в том, что школьная программа по биологии сегодня основана на знаниях, актуальных для конца XX века. За 30 лет содержание большинства школьных учебников по биологии практически не изменилось, притом что биологическая наука — одна из самых быстро развивающихся сегодня.

И вот получается, что ребенок, который занимается углубленно биологией: по современным научным пособиям, с педагогом, который идет в ногу с наукой и дает актуальные знания, на экзамене сталкивается с серьезной проблемой. Он отвечает на вопросы ЕГЭ с точки зрения современной науки, а в критериях оценивания может быть заложен эталон, который базируется на знаниях 20 или 30-летней давности. В этом случае талантливые выпускники могут пострадать от своих же знаний и получить меньше баллов, чем тот, кто владеет вполне заурядными и не всегда актуальными знаниями. Победители биологических олимпиад, в том числе и Всероссийской олимпиады школьников, редко получают на ЕГЭ 100 баллов. И среди учеников, которые приходят в ЕГЭ-центр «Парамита», таких примеров много.

Какие темы вызывают обычно наибольшую сложность?

Традиционно самые сложные разделы в биологии — те, что являются наименее наглядными. Это молекулярная биология: репликация ДНК, фотосинтез, реакции энергетического обмена, биосинтез белка и т. д. Ребенок не видит в повседневной жизни молекул, из которых построено все живое, — в отличие от животных, растений и собственного тела, которые можно наблюдать каждый день. В случае с молекулами первичный опыт невозможен без специальных методов, которые школьнику, конечно, недоступны. Большинство ошибок в ЕГЭ делают именно в этих темах.

Еще один проблемный раздел — ботаника. Ее изучают в 6-7 классе школы, а к 11 классу многое уже забывается. Усвоить перед экзаменом эту тему с азов очень сложно. Ну и, кроме того, растения очень далеки от нас с эволюционной точки зрения — гораздо дальше, чем, например, животные. Поэтому для растений сложно провести аналогии со строением человеческого тела, у растительного мира много уникальных особенностей.

В каких заданиях чаще делают ошибки или выполняют неправильно? На что стоит обратить особое внимание?

Общая проблема: большинство детей не умеют внимательно читать формулировку задания, не вчитываются, могут пропустить, например, частицу «не» и вместо того, чтобы выбрать нехарактерные особенности строения пресноводной гидры, выбирают, наоборот, характерные. Главное наставление — читать внимательно формулировку задания и, прежде чем ответить, убедиться, что правильно понял то, что от тебя требуется.

Второй общий совет: в заданиях, где есть выбор ответов, прежде чем выбирать из предложенных, попытайтесь ответить на вопрос самостоятельно, а потом уже найти наиболее подходящие или совпадающие варианты. При таком приеме вероятность ошибки резко падает.

В 2016 году в ЕГЭ по биологии было 40 заданий, в этом году количество сократили до 28. А время на выполнение увеличили — с 3 до 3,5 часов. С одной стороны, это хорошо, есть возможность все внимательно проверить. С другой стороны, 3,5 часа умственного напряжения — это непосильная для ребенка нагрузка. Совет: стараться по возможности отвечать на вопросы сразу, уложиться в первые 1,5-2 часа, когда эффективность работы нервной системы будет максимальной.

Что же до заданий, то в 2017 году первая часть — вопросы с № 1 по № 21, где нужно дать краткий ответ или выбрать несколько вариантов из предложенных, были существенно изменены и дополнены заданиями нового формата. В первой части заданий ЕГЭ не осталось вопросов с одновариантным выбором ответа, но появились такие, где надо выбрать, например, два варианта из пяти. И это тоже указано в формулировке вопроса — важно это прочитать и обратить внимание.

Появились в этом году и совершенно уникальные типы вопросов, которых раньше не было:

  • № 1 — задание со схемой или таблицей, где пропущен один элемент, который нужно вычислить на основе имеющихся данных и вписать словом. Пример можно посмотреть в демоверсии на сайте ФИПИ.
  • № 6 — нужно решить несложную генетическую задачу и записать ответ — соотношение фенотипов или генотипов потомков — в виде последовательности цифр.
  • № 9 и № 15 — оригинальные задания, где представлен текст, из которого нужно выбрать предложения, которые соответствуют определенным критериям.
  • № 20 — абсолютно новое задание в виде таблицы, где пропущены несколько ячеек. Как и в № 1, здесь нужно найти связь между представленными элементами и вписать недостающие.
  • № 21 — работа с графической информацией: графиком или таблицей. Их нужно проанализировать и выбрать из списка утверждений верные, а затем подобрать соответствующие выводы. Верных вариантов в этом задании — два из пяти предложенных.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов?

Самые сложные вопросы — с № 22 по № 28: те, где требуется развернутый ответ. За них же можно получить максимальное количество баллов — 2 или даже 3 (с № 23 по № 28). Общая проблема тут заключается в том, что современные школьники не умеют литературно излагать свои мысли, а ведь в случае с биологией это тоже имеет значение. Они пропускают в ответах подлежащее или сказуемое, и в результате смысл предложения совершенно теряется. Порой понять, какую мысль хотел донести автор, совершенно невозможно. Совет: перечитывайте то, что вы написали.

Читайте также:  Полезно знать что не знает но должен знать каждый

Не допускайте биологических ошибок. Даже если ответы на вопрос даны верно, но в описании есть неточности или ошибки, могут снять балл. Третий совет: отвечайте на вопрос как можно более подробно и всесторонне, давайте определение биологическим терминам, даже если в задании это не прописано.

Традиционно сложными заданиями являются: № 27 — задача по цитологии. С ней, по традиции, справляются очень немногие — часто путают типы генов в ДНК, о которых идет речь в задании (белковый, тРНКовый или рРНКовый ген).

№ 28 — генетическая задача. Совет такой: в схеме решения генетической задачи нужно всегда подписывать фенотипы, даже если в задании это не указано.

По каким общедоступным источникам можно готовиться к экзамену?

Во-первых, это материалы, которые представлены на сайте ФИПИ: демоверсии, банк заданий прошлых лет (задания с № 22 по № 28 остались без изменений). На сайте ЕГЭ-центра «Парамита», на странице «Видеоуроки» мы, например, собрали видеоматериалы — короткие ролики по разным темам, в том числе по самым сложным. Это не только полезный, но и интересный для школьника материал. Некоторые видеоролики, в частности по молекулярной биологии и цитологии, выпущены ведущими зарубежными вузами, и, чтобы не возникало трудностей с переводом, закадровый текст мы перевели на русский язык и опубликовали перевод сразу под роликом.

Что касается учебников, то мы готовим слушателей по пособию А.В. Пименова «Биология. Полный курс подготовки к ЕГЭ». В этом пособии довольно кратко, но глубоко изложен весь школьный курс биологии. Язык доступнен даже для тех, у кого уровень знаний минимальный. В учебнике отсутствуют фактические ошибки, поэтому ему можно всецело доверять. Книга была выпущена в 2014 году, и тираж тут же разошелся, поэтому на нашем сайте в разделе «Учебные материалы» можно найти ссылку на электронную версию, а также другие пособия по биологии, которые могут помочь при подготовке к ЕГЭ.

Источник

Ученику сложно понять, как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов, поскольку экзамен кажется слишком трудным. Но при грамотном планировании, изучении нужного материала, приобретении литературы школьники получат желаемый результат. Также следует понять структуру теста ЕГЭ.

С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОДГОТОВКУ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Вначале скачивают актуальный демовариант, чтобы ознакомиться с заданиями в тесте. Школьник загружает кодификатор, узнавая темы, которые будут на экзамене. Рекомендуется повторить их в указанном порядке, сделать конспекты.

Потребуется провести немало времени за справочниками по обществознанию, выписать термины. После теории следует часто практиковаться, решая тесты. Если материал непосилен, то можно нанять репетитора или посетить курсы, школьники также могут заниматься онлайн. Ученик повторяет следующие темы: право, экономика, социальные отношения, общество и человек, политика. При изучении все важные понятия желательно распечатать, а затем пересказать или обсудить с одноклассниками. Эти действия обеспечат лучшее понимание тем.

Что мешает набрать заветные 100 баллов

Ученики часто переживают об экзамене. Ситуация в школе сильно нагнетается, и из-за негативных эмоций мотивация к изучению пропадает. Необходимо не поддаваться панике. Моральный настрой важен при подготовке, поэтому лучше отвлечься от плохих мыслей, не думать, что будет мало баллов. Практика даст хороший результат.

Необходимо своевременно приобрести книги, чтобы начать заниматься. В ходе выполнения теста, одиннадцатиклассник повторяет те темы, в которых есть недочеты при решении. Если спустя 2−3 недели результат не улучшится, то можно обдумать вариант групповых занятий или онлайн.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА СТО БАЛЛОВ

Рекомендации для получения 100 баллов по обществознанию:

  • сфокусироваться на получении знаний, а не волнении;
  • теорию подкреплять практикой — чаще решать типовые варианты;
  • повторять термины, чтобы набрать больше баллов;
  • делать работу над ошибками, совершенными в тесте.

Как правильно распределять время

Всего на тест дается 235 минут. Школьник способен фокусироваться на задании примерно 40 минут. После этого внимание рассеивается, можно допустить ошибку в тесте. Поэтому рекомендуется отдых по 5−7 минут, а затем одиннадцатиклассники вновь приступают к решению заданий.

Перед сдачей у учеников есть возможность попробовать свои силы дома, засечь время, а затем высчитать результат. Если школьник не успевает, то рекомендуется чаще проводить проверку на время, постепенно задания первой части будут решаться быстрее, останется больше минут на вторую часть.

Решение первой части ЕГЭ по обществознанию

В этой части будет 20 заданий с кратким ответом. Перед школьником стоят следующие задачи:

  • анализ схем, таблиц, графиков;
  • выбор верного утверждения в политике, экономике, по праву;
  • установление соответствий между положениями по теме «Право», «Экономика», «Социальные отношения»;
  • определение характеристик, указание терминов;
  • соотношение фактов.

Решение второй части ЕГЭ по обществознанию

Во второй части школьнику предстоит решить 9 заданий, дать развернутый ответ. Школьнику предстоит работать с текстами: анализировать информацию, давать описания с пояснением. Самым сложным считается С9 — написание сочинения, школьник выбирает высказывание самостоятельно.

НА ЧТО ЕЩЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Ученику следует больше внимания уделять повторению терминов, не забывать использовать их в развернутых ответах. Стоит ознакомиться с критериями оценивания ответов второй части, если хотя бы один пункт не соблюден, то результат снизится. Необходимо полностью раскрывать смысл высказываний, указывать несколько аргументов или идей в качестве подтверждения.

Читайте также:  Полезно ли есть мед с горячим чаем

Частые ошибки, возникающие при решении теста

При сдаче экзамена ученики допускают следующие ошибки:

  • выбирают вариант ответа, где есть слово, указанное в условии задачи;
  • при выполнении анализа схем путают понятия, например, «Спрос», «Предложение», т.д.;
  • невнимательно высчитывают данные;
  • неверно выбирают обобщающий термин для ряда слов в задании.

При частом решении типовых тестов таких ошибок, потери баллов можно избежать. Рекомендуется вдумчиво читать задания.

Источник

Выпускники этого года, кажется, уже успели пережить все стадии принятия ЕГЭ: отрицание, гнев, само принятие, а некоторые, к сожалению, дошли до безразличия. Почитайте историю выпускницы 2019 года Кати Кияновой-Чарской из 610-й гимназии Санкт-Петербурга, которая сдала на 100 баллов химию и биологию и на 98 — русский язык. Её главный принцип — иногда нужно сделать то, что не очень приятно, чтобы добиться цели.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Первый пробник по химии я написала на 10 первичных баллов из 60

До 11-го класса особой любви к биологии у меня не было. В основном я интересовалась анатомией, потому что она была нужна для медицинского (сейчас я учусь на первом курсе НМИЦ им. В. А. Алмазова в Санкт-Петербурге). А всякие цветочки-лепесточки — я вообще не понимала, что к чему, да и разбираться не очень хотелось, потому что было неинтересно.

На протяжении всего 11-го класса у меня крутилось в голове: «Катя, ты же ненавидишь эту ботанику!» Но я понимала: если я её не выучу, то и в медицинский не поступлю. Бывает так в жизни, что нужно сделать что-то, что тебе не очень приятно, чтобы добиться своей цели.

Репетиторов у меня не было. Я ходила на групповые курсы, нам рассказывали теорию и иногда давали задания. Мне это на самом деле очень помогло, потому что я читала всякие книжки и у меня были какие-то точечные знания. А после того, как я прослушала курс теории, всё как-то встало на свои места.

Параллельно я начала решать пробники. У меня был ФИПИшный сборник, и я примерно расписала, что до конца года осталось 5 месяцев, поэтому нужно вот по столько-то решать. Не всегда, конечно, выходило.

До школы мне нужно было ехать час в маршрутке, и по пути — хочу я спать или нет — я привыкла решать задания

Ещё есть такой классный сайт для подготовки к ЕГЭ по биологии — bio-faq, там всё построено как игра, тебе нужно решить свою норму вопросов тестовой части в день. По сути, ты тратишь полчаса в день, но тестовую часть уже натренировал.

Что касается химии, то с неорганикой, которая идёт в школе до конца 9-го класса, у меня совсем не сложилось. В 10-м классе началась органическая химия, и к нам пришла другая преподавательница, которая мне очень нравилась, плюс я, видимо, стала осознаннее.

Я помню, как в начале года учительница сказала: «Ребята, новый преподаватель, новый раздел, совсем непохожий на предыдущий, — это ваш шанс начать новую жизнь». Я подумала: «Ну всё, сейчас соберусь и выучу органическую химию». И правда — в 11-м классе мне даже не пришлось повторять её, у меня всё было хорошо. А вот с неорганикой пришлось прям попотеть: в начале 11-го класса я даже не понимала, как называть какие-то вещества, и не знала прописных истин.

В октябре первый пробник по химии я написала на 10 первичных баллов из 60 (это всего 20 тестовых баллов из 100) — и, конечно, запаниковала. Пришла к учительнице, а она сказала: «Так, Катя, спокойно, разберёмся. Ты вроде неглупая, всё выучим».

Мы последовательно проходили с ней темы, и я сама тренировалась. С тестами у меня сначала вообще был полный крах, поэтому я поставила себе цель каждый день решать по тесту. Постепенно баллы на пробниках росли и росли. Было видно, что ты прошёл какую-то тему — и закрыл определённый пробел.

Самое главное было приноровиться к формату. Был момент, когда мои баллы просто встали — это продолжалось месяца три, и мне правда было страшно. Биология казалась бездонным колодцем: ты учишь и учишь, а твои баллы остаются прежними. Но уже в мае–апреле стало легче: я начала много практиковаться и стала понимать, что примерно от меня хотят услышать.

Ошибка в союзе, о которой я узнала сразу после экзамена, оказалась единственной

На русский язык я вообще не ставила, думала, что плохо его сдам. Хотя у меня всегда с ним было довольно хорошо, но не в том смысле, который нужен для ЕГЭ. Я могла написать связное сочинение на свою тему — естественно, без ошибок. Но на экзамене столкнулась с тем, что в большинстве заданий нужно было объяснять, почему ты вставил именно эту букву. Мы с учительницей долго воевали по этому поводу: честно, я не знала ни одного правила к началу 11-го класса.

Мне пришлось выучить все правила или просто научиться под них подстраиваться — то есть я сначала ставила букву, а потом думала, почему я поставила именно её 

Всю вторую часть года мы тренировались писать сочинение, было очень много сложностей. Больше всего каждый выпускник боится неправильно выявить проблему, потому что за это снимают много баллов. А я обычно видела не те проблемы, которые подходили под ключи, поэтому приходилось долго учиться. Но снизили мне балл (а всего я набрала 98 баллов) не за это, а за задание, где нужно было вставить правильный союз. Мне не повезло, потому что на экзамене был биологический текст и показалось, что если рассуждать по смыслу, а не по правилам, то нужно вставить совершенно другой союз.

Когда я вышла с экзамена, то спросила у ребят, какой союз они вставили. Наши ответы не сошлись, и я сразу же сильно испугалась — ну вот, первое задание, которое я сравнила, и уже неправильное. И я решила больше ничего не сравнивать: две недели, пока проверяли ЕГЭ, я ходила с мыслью, что у меня, наверное, очень много ошибок. Но в итоге оказалось, что эта была единственной. Поэтому, кстати, я не советую выпускникам сверять свои ответы после того, как выйдете из кабинета. Вы не знаете, кто написал правильно — вы или ваш друг, и только будете забивать себе голову.

Читайте также:  Что полезное можно сделать из брусники

Преподаватели, которые проводят ЕГЭ, боятся напортачить ещё больше, чем ученики

Многие учителя бесятся из-за формата ЕГЭ. Потому что человек, который очень хорошо знает химию, может плохо написать ЕГЭ — просто потому, что в вариантах ответа бывает несколько возможных правильных. Я поняла, что ЕГЭ — это проверка на стрессоустойчивость, твои способности к обучаемости и на то, как ты в принципе можешь подстроиться под какие-то условия.

Я по жизни очень экспрессивная. С начала 11-го класса все вокруг мне говорили: «Катя, ты будешь страдать на экзамене, тебя сорвёт, будешь нервничать». Все очень волновались — видимо, испугались, что я постоянно сижу и учу. Но мне было несложно.

Когда я начала понимать химию, мне стало интересно, по биологии началось уже соревнование с собой: ну что, в этом пробнике будет больше баллов или нет? Но многие преподаватели и родители говорили: «Ты будешь готовиться, готовиться, в какой-то момент устанешь, перегоришь и на ЕГЭ придёшь как овощ, голова не будет соображать, будешь нервничать» и так далее.

Может быть, в каком-то смысле я и перегорела, но проявилось это только в том, что я пришла на экзамен и вообще не волновалась

Меня раздражает, что одиннадцатиклассников пугают экзаменом: рассказывают, что вас с ног до головы обыщут, попросят снять ботинки, раздеться, показать все шпаргалки, под угрозой расстрела будут выпускать в туалет только по одному. На самом деле преподаватели, которые проводят ЕГЭ, боятся напортачить ещё больше, чем ученики.

Не знаю, как в других городах, но у нас всё было очень спокойно, даже по несколько человек в туалет отпускали, ничего такого страшного не было. Помню, я сидела на последнем экзамене и, пока раздавали бланки, думала: «Почему весь год нам говорили, что это что-то ужасное?»

Я сейчас занимаюсь с детьми, готовлю их к ЕГЭ. И буквально на каждом занятии говорю: «Я понимаю, мне в прошлом году тоже было тяжело, но пожалуйста, не жалуйтесь, что вам тяжело. Вы должны понимать, что не сможете учиться в университете, если не готовы сдать ЕГЭ по биологии. Потому что там, естественно, будет ещё сложнее».

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов

1. Устраивать себе реальные пробники

Последние два месяца я устраивала себе настоящие пробники: распечатывала бланки, которые будут на ЕГЭ, уходила в отдельную комнату, ставила таймер — не больше трёх часов, но обычно выходило быстрее — и решала.

Мне кажется, именно в этот момент многие совершают ошибку. Например, дети, которых я готовлю, могут половину пробника решить утром, половину — вечером, хотя уже конец мая и пора, так сказать, вливаться в атмосферу. Они привыкли, что можно чаю попить, конфет пожевать, с мамой поговорить, а потом уже дорешать.

И вот ты приходишь на экзамен, а тут тебя сажают, ни вправо, ни влево не повернуться, сидишь, просто решаешь. Нужно уметь концентрировать своё внимание долгое время на одной работе.

2. Не читать чаты накануне экзамена

Сейчас же очень распространена подготовка в интернете, и многие ребята сидят в чатах. Честно — меня это очень выводило из себя. Когда я записалась на курсы, у меня тоже появилась куча бесед, в которых за день до экзамена все разводили панику, писали: «О боже, я не сдам». А потом встаешь в 6 утра — там уже пришли ребята, которые сдавали ЕГЭ на Дальнем Востоке, и ты вот с этим настроением идёшь на экзамен. Они, кстати, слили нам задачи по химии, и меня всё-таки охватила эта паника. Я сидела, решала на остановке задачу — но, правда, в итоге справилась, и паника меня отпустила.

3. Не зацикливаться на баллах

Честно, для меня 100 баллов были неожиданностью. У меня не было никаких ожиданий от самой себя, и, наверное, поэтому я не волновалась. Мне кажутся очень правильными слова моей преподавательницы по химии о том, что не надо себя настраивать «Сдам на 100». Ты зациклишься на этом и на экзамене будешь думать: «О боже, я не могу решить эти задания, всё, у меня не будет заветной сотки».

4. Никогда не сдаваться

Поскольку я непосредственно связана с теми ребятами, которые сдают ЕГЭ в этом году, я тоже тяжело переживаю всю ситуацию с коронавирусом. Я не понимаю, повторять ли сейчас с ними всё в усиленном порядке или нет и как вообще их поддержать. Большинству ребят почему-то внезапно стало всё равно, и многие мне писали: «Ой, а может отказаться, может, в следующем году сдавать?» Может быть, прозвучит банально, но никогда нельзя сдаваться.

Даже если вы просто пойдёте на экзамен, за спрос денег не берут

Это всё-таки попытка, и даже если у вас не получится, вы посмотрите, как там что происходит. Я шла на экзамен и не надеялась, что по биологии наберу такие высокие баллы. Поэтому просто идите и пишите всё, что знаете.

Не думайте о том, поступите вы или нет. Воспринимайте это как игру: получится у меня переплюнуть себя в этот раз или нет? Здесь вы зависите только от себя. Вы не пытаетесь переплюнуть одноклассника Петю или сына маминой подруги, вы соревнуетесь с собой, вы самосовершенствуетесь. Поэтому я считаю, что в любом случае нужно писать экзамен и постараться написать его как можно лучше. А не сидеть и раскисать.

Источник