Есть науки гуманитарные а есть полезные
Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания этого события. [источник не указан 1198 дней]
В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим).
В гуманитарных науках важную роль играет понятие правды: везде, где познание разворачивается вокруг человека, познающий не имеет возможности оставаться безучастным наблюдающим — он трансформируется вместе с познанием; знание обрастает нравственной компонентой; гносеология становится гносеургией; истина гуманитарного познания отождествляется с правдой[1][2][3][4][5].
Гуманитарные науки включают некоторые разделы философии, культурологию, религиоведение, филологию, лингвистику, литературоведение, искусствознание, отчасти (во взаимодействии с социальными науками) историю, психологию, антропологию, этнографию, когнитивистику, а также ряд других, неконвенциональных дисциплин, например, изучающих метаморфозы человека и человечества под воздействием техносреды (техногуманистика) .
История возникновения[править | править код]
- На основе классификации наук у Ф. Бэкона, французский просветитель Д’Аламбер первым объединил логику, историю, юридическую, экономическую и политическую науки, литературу и искусство в науку о человеке, положив начало современному понятию «гуманитарные науки».
- После объединения наук Д’Аламбером французские школы, в особенности частные, начали реформирование в системе, разделяя гуманитарные и технические науки, известно, в начале XIX века вводились тесты на определения склонностей детей либо к гуманитарным, либо к техническим наукам, после этого составляя расписания определенным группам, однако такая практика проводилась недолго.
- Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке. В это время комплекс т. н. гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики» Дж. Ст. Милля (перевод выражения «moral science»), но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля. Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883), в которой проводится обоснование методологических принципов «наук о духе»[6]. Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (например, историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале «Введения в науки о духе» он отмечал, что если до начала XVIII в. над науками об обществе и истории преобладала метафизика, то уже с середины этого же столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам[7].
Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант — Коген — Бахтин. А именно — разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.
- В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается с позиции субъекта, который опредмечивает и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определённый масштаб отношения к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции.
- В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
- В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два не совпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и пр.) ему моментах.
- Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идет об общении с Богом (в том числе чтение религиозной литературы, форма этого общения и пр.).
Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».
Предмет и метод[править | править код]
В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.
М. М. Бахтин в работе «К философским основам гуманитарных наук» пишет, что: «Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении»[8], но основная задача гуманитарного исследования, по его мнению, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст — через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов»[9] (это встреча двух авторов).
Таким образом, первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование.
Ключевая проблема гуманитарных наук — проблема понимания.
М. Н. Эпштейн в своих книгах по теории гуманитарных наук характеризует их как саморефлективные: в них сам субъект познания — человек и человечество — становится предметом изучения. «Парадокс самореференции стоит в центре гуманитарных наук, определяя сложное соотношение их гуманитарности и научности. Гуманитарные науки изучают самого изучающего, именуют именующего…» Поэтому в гуманитарных науках «человековедение неотделимо от человекотворчества. Субъект человековедения потому и не может быть полностью объективирован, что находится в процессе становления, и каждый акт самоописания есть и событие его самопостроения. В гуманистике человек не только открывает нечто в мире субъектов, но и производит в ходе самопознания собственную субъективность». Михаил Наумович Эпштейн: От знания — к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир., М. — СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016.[10].
Как отмечает Н. И. Басовская: «Гуманитарные науки отличаются интересом и вниманием к человеку, его деятельности, и в первую очередь — деятельности духовной»[11].
По Г. Ч. Гусейнову — «Гуманитарий занят научным изучением результатов художественной деятельности человека»[12].
Науки или дисциплины?[править | править код]
К. О. Апель в работе «Трансформация философии» (1973) пишет следующее: «Эти дисциплины, например, разновидности филологии, просто-напросто не входят в теорию науки неопозитивизма — обстоятельство, которое, конечно, может быть связано и с тем, что в англоязычных странах «humanities» — «гуманитарные дисциплины» — всё ещё понимаются из донаучного горизонта гуманистических «artes» — «искусств», в частности, риторики и критики литературы, тогда как понятие «science» — «науки» — продолжает ориентироваться на идеал естественно-научного метода.
Само собой разумеющаяся предпосылка законосообразного (причинного или по меньшей мере статистического) «объяснения» объективных процессов как единственная мыслимая цель научного познания господствует в неопозитивистской теории науки даже там, где она явным образом обращается к возможности «понимания» человеческого образа действий[13].
Гуманитарные науки и гуманитарные технологии[править | править код]
Цель гуманистики — самосознание и самотрансформация человека, причем не только индивидуума, но и всего человечества. Технологии шагнули очень далеко вперёд. Гуманитарные науки, не ограничиваясь чисто исследовательским подходом, призваны изменять то, что они изучают Отсюда один из самых острых методологических вопросов: о практическом, конструктивном потенциале гуманитарных наук, об их воздействии на сознание общества, на этику, на культуру, литературу, искусство, язык. Если естественные науки преобразуют природу посредством техники, а социальные науки преобразуют общество посредством политики, то гуманитарные науки еще только находятся в процессе разработки методов своего практического воздействия на культуру.[14].
Направления[править | править код]
Примечания[править | править код]
- ↑ Современный философский словарь (1998). Правда
- ↑ Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Истина и правда
- ↑ Новейший философский словарь. ПРАВДА
- ↑ Н. Ф. Бучило. История и философия науки : учеб. пособие / Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев. — М. : Проспект, 2014. — 432 с. — ISBN 978-5-392-13218-8
- ↑ М. Н. Эпштейн: От знания — к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир, М. — СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016, сс. 15-16
- ↑ Науки о Духе — Философский словарь (Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.)
- ↑ Соколов Павел Валерьевич Проблема достоверности в библейской герменевтике второй половины XVI — начала XVIII вв — дисс. канд. филос. наук напр 09.00.03, ВШЭ, 2012
- ↑ Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук / Собрание сочинений 7-ми томах. Т. 5 — М.: Русские словари, 1997. — с. 8
- ↑ Бахтин М. М. Проблема текстов лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / Эстетика словесного творчества — С. 301
- ↑ Михаил Наумович Эпштейн: От знания — к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир, М. — СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016, сс. 15-16
- ↑ НАТАЛИЯ ИВАНОВНА БАСОВСКАЯ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА, НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК 2001 № 2(4)
- ↑ Интеллигент или поэт, гуманитарий или проповедник? С. С. Аверинцев в своем времени — Михаил Гефтер, 29.04.2015
- ↑ Апель К. О. Трансформация философии — М.: Логос, 2001. — С. 125
- ↑ См. Михаил Эпштейн. Знак_пробела. О будущем гуманитарных наук (М.: НЛО, 2004); Mikhail Epstein. The Transformative Humanities: A Manifesto (New York; London: Bloomsbury Academic, 2012); Михаил Эпштейн. Проективный словарь гуманитарных наук. (М.: Новое литературное обозрение, 2017)
Ссылки[править | править код]
- История и философия науки: История культурологии / Ред. Огурцов А. П., — М.: Гардарики, 2006
Источник
Сергей Д. · 12 февраля
4,2 K
Согласно классификатору областей наук, бывают:
Естественные науки,
Технические науки,
Медицинские науки,
С/х науки,
Общественные науки,
Гуманитарные науки.
С точки зрения законодательства РФ приказом РосСтата от 18 июля 2019 года «Об удтверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» выделено 6 областей науки:
— Естественные науки, в том числе математика, механика, физика… Читать далее
Зачем изучать гуманитарные науки? Есть ли в них правда? Насколько объективны данные, например, в истории, социологии и т.д.
Затем, что гуманитарные науки управляют миром, ставят цели перед человечеством, придумывают общественные и моральные концепции. Без этого — никуда.
Также гуманитарная сфера — это оружие, и оружие очень мощное. Твоя страна может наклепать тысячи танчиков, но если твоим людям задурят голову не теми идеями, толку от танков уже не будет.
В конце-концов, не просто же западные студенты валяются на травке и обсуждают какие-то отстраненные вопросы о литературе, философии и прочем. Потом эти ребята займут свои должности и начнут работать: в одном уголке мира устроят маленькую войну, в другом — революцию, в третьем — тоже революцию, но только сексуальную. И тому подобное.
В общем, чем больше народ сомневается в потребности гуманитарных наук, тем лучше и выгоднее это для тех народов, кто в них не сомневается.
Как определить кто ты больше гуманитарий или технарь?
Интересуюсь искусством, музыкой, литературой, в свободное время и компьютерные…
Если вам больше нравится заниматься литературой, разными языками, преподавать, писать статьи и книги и изучать другие науки, связанные с обществом и человеком, то вы гуманитарий.
Если же вам больше нравится математика, информатика, машиностроение, электротехника, механика и другие технические науки, связанные с естествознанием и техникой, то вы технарь.
На просторах интернета есть множество сайтов с бесплатными тестами по профориентации. Предлагаю вам их пройти, чтобы понять к чему вы больше относитесь.
Математический|гуманитарный и т. д. способности врождённые или приобретенные?
Речь в вопросе, насколько я понимаю о т.н. «складах ума» и о том, что вот де, если у кого склад ума иной, то до второго ему как Гагарину до Мандельштама. Где-то я видел, что было будто бы некое исследование, которое выявляло генетическую предрасположенность одних людей к точным наукам (математический склад ума, также аналитический), а других к гуманитарным дисциплинам. Много средств и времени затратили научные организации, чтобы выяснить генетика ли виновата или химия, или воспитание. Однако, из своего опыта могу сказать совершенно точно: я знаю как минимум нескольких доцентов и профессоров, которые имея математическое образование и являясь специалистами в своих областях, смогли прекрасно сочетать при этом в себе гуманитарные дисциплины. Мое мнение потому скорее следующее: возможности человеческого мозга ограничены лишь временем и ленью, а желающий освоить астрофизику и биологию, например, определенно сможет и даже большее, например к прочему научиться играть на рояле и писать картины маслом.
Прочитать ещё 1 ответ
Что в рамках практического применения могут предложить гуманитарные и общественные науки?
историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог
Фундаментальные науки вообще никому ничем не обязаны и никому ничего не могут предложить для конкретного использования. И фундаментальная физика, и фундаментальная лингвистика, история, обществознание, химия, механика — это наборы формул или абзацы текста про общие закономерности. Их нельзя присобачить к лопате, чтобы она копала сама.
Практическое применение бывает у прикладных наук — когда физика становится бомбой, лингвистика — поиском гугла, а история — сменой режима в той или иной стране. У прикладных наук, вырастающих из фундаментальных, часто появляются другие имена — инженерия, политология, социология, программирование и т.д.
«Фундаментальная наука — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные».
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
Так повелось в отечественной системе образования, что людей принято делить на две большие группы: гуманитарии и технари. К первым относятся люди, которые не очень любят точные науки, но предпочитают музыку, историю, психологию, социологию и другие сферы деятельности, связанные с человеком, природой, обществом и т.п. Точного определения гуманитария нет, но этим термином принято описывать человека, у которого развиты творческие способности, он тяготеет к самовыражению через искусство, музыку, яркие эмоции, изучает иностранные языки легко и с удовольствием. Это человек, который все в жизни воспринимает больше через эмоциональную, а не рациональную составляющую мозга.
Технарь же, напротив, — рациональная личность, которой все нужно просчитать, взвесить, дат четкое определение любому явлению. Это люди зачастую совершенно сухие в плане эмоций и впечатлений, если гуманитарий потратит последние деньги на приключения, то технарь не даст ради этого ни единой личной копейки, так как уже понял, что все это тлен и не имеет смысла. Несложно заметить, что два этих типажа во многом прямо противоположны. Но если технарей не презирают за их звание, то «гуманитарий» стало термином нарицательным. Так ли плохо им быть? – разберемся подробнее.
Гуманитарий как оскорбление
Наше общество все еще не избавилось от желания всякими способами выделить себя среди других и чем-то гордиться. Большинство людей готов гордиться тем, что живут в городе, а не деревне, в центре, а не на окраине, в новом доме, а не хрущевке, на первом этаже, а не на пятом. Понятно, что в таких условиях достаточно любого повода, чтобы начать презирать и обзывать человека. Ярлыка гуманитарий может быть в этом плане достаточно. Многие готовы посмеиваться над гуманитарием только потому, что он гуманитарием, и не более того.
В несколько оскорбительном смысле понятие имеет смысл, когда его применяют:
Чтобы указать человеку технической специальности, что он совершенно не в своей тарелке, не имеет должной квалификации, знаний, плохо соображает в своем деле;
К студентам исторического, психологического, музыкального факультетов, когда те, ожидаемо, не способны справиться с задачками и упражнениями по математическому анализу или квантовой физике с таким же успехом, как их коллеги с физмат факультета;
Для указания на то, что человек немного «не от мира сего»: слишком эмоционален, вспыльчив, обидчив и т.д.
В целом, сложно назвать слово «гуманитарий» оскорблением, хотя в указанном выше контексте оно может звучать даже таковым.
Для кого гуманитарий – это комплимент?
Не все в нашем мире держится только на строгих технарях, которые сутками зубрят математику в пыльных кабинетах. Гуманитарные науки дают нашей жизни наполнение, ведь досуг мы проводим, не решая задачки по физике, а слушая музыку, читая интересные книги, смотря фильмы и гуляя с любимыми людьми. А все это и есть сфера деятельности настоящих гуманитариев.
Гуманитарий можно считать комплиментом в таких случаях:
Если человек озабочен какими-то человеческими, общественными проблемами и науками, прикладывает посыльные усилия для их решения;
В случае, когда личность генерирует интересные творческие идеи, возможно, пишет музыку, стихи или даже книги о чем-то;
Способность гражданина смотреть на мир под необычным творческим углом, который большинству окружающих просто недоступен. Кто-то не видит ничего особенного в данном пейзаже, а гуманитарий рисует шикарную картину, которой восхищаются.
Гуманитарий – это нормально, а по многим пунктам даже лучше, нежели технарь. Наш мир разнообразен и это хорошо, что в нем есть личности с совершенно непохожим складом ума и предпочтениями.
Источник