Есть связь между рельефом полезными ископаемыми

Есть связь между рельефом полезными ископаемыми thumbnail

География.

8.

География 8 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2013 год.

Базовый.

Тема урока Практическая работа № 3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

5.

Заключительный урок по теме «Геологическое строение и рельеф».

Цель урока: Совершенствовать умение устанавливать закономерности размещения полезных ископаемых в пределах различных тектонических структур.

Задачи урока:

-углубление умений комплексной работы с картами;

-формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”

-углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.

Планируемые результаты:

Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование целостного мировоззрения, основы экологической культуры.

Предметные. Определять основные тектонические структуры по тектонической карте. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по карте.

Метапредметные.

Регулятивные: Ставить учебные задачи, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

Познавательные: Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать информацию, структурировать информацию. Переводить информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.).

Коммуникативные: Уметь вести дискуссию, диалог.

Техническое обеспечение урока настенная физическая карта России; географический атлас для 8 класса.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa16a505-4efc-4dad-ab71-7dbf40b95f96/004.swf

Содержание урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Формулирование темы, цели и задач урока.

  4. Актуализация знаний.

  5. Физминутка.

  6. Выполнение практической работы.

  7. Рефлексия. Итог урока

  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

«Свободное письмо».

Учащиеся за три минуты пишут на листочках все, что знают о тектонике, рельефе, полезных ископаемых. Через три – четыре минуты учащиеся размышляют над написанным, советуются с соседом по парте, вычеркивают, что явно не подходит.

Один – два ученика зачитывают написанное, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.

Варианты записей: плита, наклон, давление, рельеф, щит, амплитуда движений, складчатость, географическая широта, горы,, хребет, равнина.

  1. Формулирование темы, цели и задач урока.

«Паучок». Схема: Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми

hello_html_m2a9a984d.png

  1. Актуализация знаний.

После выделения учащимися задач урока, вспоминаем теоретическую часть по теме, обращаем внимание на элементы легенды карт.

— Как на карте показаны разные формы рельефа?

— Что такое тектоника? Назовите основные тектонические структуры материков?

— Какое строение имеет платформа?

— Что представляют собой складчатые области?

Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

— На какой карте показаны тектонические структуры? Каким способом?

  1. Физминутка.

  2. Выполнение практической работы.

Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах, щитах, в складчатых областях. Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.

Учащиеся работают в парах, сопоставляют карты атласа – физическую и тектоническую, заполняют таблицу в тетради

Формулирование вывода о связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. Вывод по мере необходимости в менее подготовленных классах сначала проговаривается:

Какую закономерность вы установили в результате работы с картами и заполнения таблицы? Какая связь существует между рельефом и тектоническими структурами? (Платформам и плитам в рельефе соответствуют равнины, складчатым областям – горы.)

Какая связь существует между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми?

Учащиеся записывают вывод в тетради предложением или в виде схемы:

Читайте также:  Полезен ли зеленый чай из термоса

Учащиеся, справившиеся с работой получают карточку (Приложение 1).

7 Рефлексия. Итог урока.

Как, по-вашему, мнению, вы усвоили материал? Поставь соответствующую цифру.

1) всё понял, могу объяснить другим;

2) понял, но могу объяснить с помощью учителя;

3) не понял.

8. Домашнее задание: повторить термины по теме.

Представьте, что вы геолог и перед вами стоит задача открыть новые месторождения нефти на Дальнем Востоке. Опишите последовательность ваших действий, включая теоретический и практический этапы. (Задание выполняется по желанию).

Источник

Helga

Высший разум

(632045)

9 лет назад

ТАБЛИЦА
___________________________________________________________

Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________

1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда

2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль

3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

галина пинина

Мудрец

(12278)

9 лет назад

складчатый пояс, окраина литосферной плиты — горы, рудные пол. иск.
платформы: а) щит — возвышенность, плоскогорье, руды, алмазы
б) впадины — низменности, топливные пол. иск. , соли, нерудные пол. иск

Марина

Знаток

(287)

3 года назад

уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда

2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль

3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

Сергей Хохряков

Ученик

(57)

3 года назад

Достойны удивления!!!! и искреннего умиления (помолчим о Восхищение) столь изрядно глубокие познания в области геоморфологии, геологии и металлогении отражённые в дух вышеизложенных ответах.

Марина Граник

Ученик

(206)

2 года назад

ТАБЛИЦА
___________________________________________________________

Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________

1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда

2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль

3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

Виталик Кухаренко

Знаток

(429)

2 года назад

Тектоническая структураФорма рельефаПолезные ископаемыеПроисхождение
Древняя платформа (Восточно-Европейская) равнины, низменности, ледниковые возвышенностинефть, газ, фосфориты, каменный угольосадочное
Молодая платформа (Сибирская) плато и денудационные равниныалмазы, апатиты, графит, слюда, бурый угольмагматическое и метаморфическое
Складчатая область (Урало-Монгольский пояс) горные страны, хребты, межгорные впадинынефть и газ (предгорье); железные, медные, хромовые, никелевые рудыосадочное, магматическое и метаморфическое

Виктория горбатова

Ученик

(109)

6 месяцев назад

ТАБЛИЦА
___________________________________________________________

Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________

1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда

2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль

3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

Источник

Из урока вы узнаете, какие стихийные явления происходят в литосфере. Подробно проанализируете, как человек влияет на литосферу, и познакомитесь с различными условиями жизни человека в горах и на равнинах.

Опасные природные явления, связанные с литосферой

Процессы, происходящие в литосфере, оказывают влияние на жизнь и здоровье людей, на хозяйственную деятельность человека. Большинство из них происходят под влиянием природных сил и носят стихийный, т. е. не зависящий от воли и желания людей, характер (см. рис. 1).

Рис. 1. Стихийные явления в литосфере

Читайте также:  Что можно сделать полезного для школы

Стихийные природные процессы и явления разделяются на две группы. Причиной одних являются внутренняя энергия Земли, и результатом этих процессов являются землетрясения и вулканы, других – силы земного притяжения и следствие этого – обвалы, осыпи, сели и оползни.

Рассмотрим природные явления, причиной которых является внутренняя энергия Земли. Самыми опасными и непредсказуемыми из них являются землетрясения, самые сильные и частые из них отмечаются на Камчатке, Курильских островах и острове Сахалин. Последнее разрушительное землетрясение случилось в 1995 г. на севере острова Сахалин, когда был разрушен поселок нефтяников Нефтегорск и погибли около 2000 жителей (см. рис. 2).

Рис. 2. Землетрясение в Нефтегорске (Источник)

К опасным с точки зрения возможности возникновения землетрясений территориям в России относится большинство горных районов и прежде всего Кавказ, Алтай, Саяны, горы Прибайкалья и Забайкалья. 40% территории России считается сейсмоопасной, из которой 20% занимают горы.

Не менее масштабные стихийные явления – извержения вулканов. В России практически все действующие вулканы сосредоточены на полуострове Камчатка и Курильских островах на Камчатке насчитывается 28 активно действующих вулканов (из более 160), на Курилах – 40. Многие из вулканов Камчатско-Курильской гряды извергались уже в XXI веке, например: Карымская сопка, Ключевская сопка, Мутновский, Шивелуч, Кизимен, Безымянный, Берга, Сарычева. Во время сильных извержений столбы газов и вулканической пыли поднимаются вверх на 10–20 км. Впоследствии продукты извержения оседают на окружающую территорию. Иногда вулканическая пыль повышает почвенное плодородие (см. рис. 3, рис. 4).

Рис. 3. Вулканы Камчатско-Курильской гряды

Рис. 4. Извержение вулкана Ключевская сопка (Источник)

С неостывшими недрами помимо вулканов связаны горячие источники и гейзеры. Естественная горячая вода используется не только для обогрева домов, но и для выработки электрической энергии. На Камчатке работает опытная Паужетская геотермальная электростанция (см. рис. 5.)

Рис. 5. Паужетская геотермальная электростанция (Источник)

В горных районах с сильно пересечённым рельефом возникают каменные осыпи и обвалы. Под действием силы тяжести продукты разрушения горных пород обрушиваются вниз, захватывая при движении все новые и новые обломки. Непосредственными причинами осыпей и обвалов может быть деятельность текучих вод или подземные толчки (см. рис. 6).

Рис. 6. Обвал (Источник)

Во время затяжных дождей вода, пропитывая рыхлый материал склонов гор, может разрушать моренные «запруды» приледниковых озер. В результате образовавшаяся смесь грязи, глины, камня стремительно спускаясь вниз, образует сель. Скорость движения селя достигает несколько метров в секунду. Селевые потоки сносят плотины, мосты, селения, уничтожают посевы, разрушают дороги. Наиболее часты эти явления на Кавказе, в горах Алтая (см. рис. 7.)

Рис. 7. Селевый поток (Источник)

При условии чередования водоносных (песок) и водоупорных (глина) пород верхние слои могут сползать вниз по скользкому водоупору. Формируется оползень. Оползни возникают на крутых подмываемых водой берегах рек, озер и даже морей. Такие явления, например, встречаются и на Волге (см. рис. 8).

Рис. 8. Оползень (Источник)

Условия жизни человека в горах

Большинство стихийных природных явлений (за исключением оползней) происходят в горных районах. На равнинах стихийные явления, связанные с литосферой, происходят значительно реже.

Помимо стихийных явлений в горах есть некоторые другие неприятные факторы, осложняющие жизнь и хозяйственную деятельность человека. К ним относятся пониженное атмосферное давление, разреженный воздух, нехватка кислорода, резкие перепады температур, избыток ультрафиолета. Причем чем выше в горы, тем экстремальнее природные условия. Приспосабливаясь к жизни в горах, человек стал заниматься особыми видами хозяйственной деятельности, которые продиктовала сама природа. Это, прежде всего, добыча полезных ископаемых, животноводство, террасное земледелие, рекреация, создание особо охраняемых территорий, кустарное и полукустарное производство (см. рис. 9).

Рис. 9. Жизнь в горах (Источник)

Читайте также:  Какое масло из растительных самое полезное

Изменение рельефа человеком

Наряду с внешними и внутренними факторами, которые формируют рельеф, в последнее время значительный вклад в формирование рельефа вносит хозяйственная деятельность человека. Именно хозяйственная деятельность создает антропогенные формы рельефа.

Антропогенный рельеф – рельеф, изменённый или созданный в результате деятельности человека.

Наиболее сильное влияние на рельеф оказывает добыча полезных ископаемых, строительство дорог, подземных сооружений и коммуникаций, сельское и лесное хозяйство. Из-за нарушения целостности горных пород происходит проседание поверхности земли и разрушение зданий и промышленных сооружений (см. рис. 10).

Рис. 10. Проседание горных пород

В некоторых районах, где из недр извлекается много полезных ископаемых, наблюдаются антропогенные землетрясения, например в Предуралье или на юге Западной Сибири. При добыче полезных ископаемых появляются не только карьеры и шахты, но и целые горы – терриконы – отвалы из отработанных пород. В России к концу ХХ века накопилось много промышленных отвалов. Примерно 100 млн из 1,5 млрд очень опасны для здоровья. Основная часть нарушенных таким образом земель приходится на Кузнецкий угольный бассейн, некоторые районы Дальнего Востока, Восточной и Южной Сибири, где добыча полезных ископаемых производится преимущественно открытым способом (см. рис. 11).

Рис. 11. Образование отвалов и терриконов (Источник)

В Москве из-за забора артезианских вод и подземных работ очень часто возникают провальные воронки глубиной до 4-х метров, а диаметром до 40 метров. В Кузбассе такие воронки могут достигать 70 метров. Наиболее яркий пример неправильного ведения сельского хозяйства – развитие оврагов и усиления почвенной эрозии. В результате сведения естественной растительности и интенсивной распашки территории, для уменьшения неблагоприятных последствий необходимо соблюдать некоторые правила при организации хозяйственной деятельности: не спускать сведения естественной растительности, не возводить здания на оползневых участках, закреплять посредством растительности вершин у растущих оврагов и другие.

Подведем итоги

Хозяйственная деятельность человека сильно изменяет рельеф. Человек создал свои собственные формы рельефа из искусственного материала – это сооружения, здания, плотины, мосты, тоннели. Сформировались огромные зоны сплошного заселения, протянувшиеся на сотни километров. Рельеф, созданный человеком, изменяет поверхность земли, влияет на климат и поверхностный сток вод.

Список литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе.
  2. В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население. 8 класс.
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.
  4. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. УМК (учебно-методический комплект) «СФЕРЫ». Учебник «Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». Атлас.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Человек и земная кора (Источник).
  2. Человек и литосфера (Источник).
  3. Землетрясение на территории России (Источник).
  4. Сель (Источник).
  5. Сели, оползни, лавины (Источник). 
  6. Обвалы и оползни (Источник).
  7. Стихийные явления (Источник).

Домашнее задание

  1. Какие положительные и отрицательные аспекты имеют явления вулканизма в жизни человека и его хозяйственной деятельности?
  2. Какие из стихийных явлений человек в состоянии предупредить? Каким образом человек учитывает в своей жизни возможность проникновения стихийных явлений?

Источник