Евразия рельеф и полезные ископаемые карта 9 класс

Евразия рельеф и полезные ископаемые карта 9 класс thumbnail

Рельеф и полезные ископаемые Евразии отличаются огромным разнообразием. Этот континент геоморфологи очень часто называют материком контрастов. Геологическое строение, рельеф континента, а также размещение полезных ископаемых в Евразии будет детально рассмотрено в этой статье.

Материк Евразия: геологическое строение

Евразия — самый крупный материк нашей планеты. 36% суши и около 70% земного населения сосредоточено именно здесь. Почти все материки Земли, по сути, являются осколками двух древних суперконтинентов – Лавразии и Гондваны. Но только не Евразия. Ведь она образовалась из нескольких литосферных блоков, которые долгое время сближались и, наконец, спаялись в единое целое замками складчатых поясов.

Евразия полезные ископаемые

Материк состоит из ряда геосинклинальных областей и платформ: Восточно-Европейской, Сибирской, Западносибирской, Западноевропейской и других. В Сибири, на Тибете, а также в районе озера Байкал земная кора посечена огромным количеством трещин и разломов.

В разные геологические эпохи возникали и формировались складчатые пояса Евразии. Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский – самые крупные из них. Они считаются молодыми (то есть их формирование еще не закончилось). Именно к этим поясам относятся крупнейшие горные системы материка – Альпы, Гималаи, Кавказские горы и другие.

Некоторые районы материка являются областями повышенной сейсмической активности (как, например, Центральная Азия или Балканский полуостров). Мощные землетрясения наблюдаются здесь с немалой частотой. Наличием самого большого количества действующих вулканов также может похвастаться именно Евразия.

рельеф и полезные ископаемые Евразии

Полезные ископаемые континента тесно связаны с его геологическими структурами. Но о них мы поговорим далее.

Общие особенности рельефа Евразии

Рельеф и полезные ископаемые Евразии чрезвычайно разнообразны. Они формировались в мезозое и кайнозое, в пределах нескольких древних платформ, соединенных подвижными областями складчатости.

Евразия – второй по высоте материк на планете со средней высотой в 830 метров над уровнем моря. Выше только Антарктида, да и то исключительно за счет мощного ледяного панциря. Самые высокие горы и самые крупные равнины находятся именно в Евразии. И по общему количеству их гораздо больше, нежели на других континентах Земли.

Для Евразии характерна максимально возможная амплитуда (перепад) абсолютных высот. Именно здесь находится наивысшая вершина планеты – гора Эверест (8850 м) и самая низкая точка мира – уровень Мертвого моря (–399 метров).

Горы и равнины Евразии

Почти 65% территории Евразии занято горами, плоскогорьями и нагорьями. Остальное принадлежит равнинам. Пять крупнейших по площади горных систем материка:

  • Гималаи.
  • Кавказ.
  • Альпы.
  • Тянь-Шань.
  • Алтай.

Гималаи – высочайший горный массив не только Евразии, но и всей планеты. Они занимают около 650 тысяч квадратных километров площади. Именно здесь расположена «крыша мира» – гора Джомолунгма (Эверест). За всю историю эту вершину покорили 4469 альпинистов.

полезные ископаемые Евразии таблица

На этом материке также расположено Тибетское нагорье – самое крупное в мире. Оно занимает огромную площадь — два миллиона квадратных километров. На Тибетском нагорье берут свое начало многие известные реки Азии (Меконг, Янцзы, Инд и прочие). Таким образом, это еще один геоморфологический рекорд, которым может похвастаться Евразия.

Полезные ископаемые Евразии, к слову, часто залегают именно в зонах складчатости. Так, к примеру, недра Карпатских гор очень богаты нефтью. А в горах Урала активно добывают драгоценные минералы – сапфиры, рубины и другие камни.

Равнин и низменностей в Евразии тоже немало. Среди них еще один рекорд – Восточно-Европейская равнина, которая считается крупнейшей на планете. Она протянулась от Карпат до Кавказа почти на 2500 тысяч километров. В пределах этой равнины, целиком или же частично, расположено двенадцать государств.

размещение полезных ископаемых в Евразии

Рельеф Евразии: изюминки и интересные факты

За впечатляющими орографическими рекордами очень легко упустить менее масштабные, но не менее интересные особенности материка. В рельефе Евразии присутствуют, по сути, все известные современной науке формы рельефа. Пещеры и карстовые шахты, кары и фьорды, овраги и речные долины, дюны и барханы – все это можно увидеть в пределах самого крупного континента Земли.

В Словении находится знаменитое плато Карст, геологические особенности которого дали название целой группе специфических форм рельефа. В пределах этого небольшого известнякового плато насчитывается несколько десятков красивейших пещер.

Немало в Евразии и вулканов, как действующих, так и потухших. Ключевская сопка, Этна, Везувий и Фудзияма – самые известные из них. А вот на Крымском полуострове можно увидеть уникальные грязевые (на Керченском полуострове) или же так называемые неудавшиеся вулканы. Ярким примером последнего является известная многим гора Аю-Даг.

основные полезные ископаемые Евразии

Полезные ископаемые материка

Евразия занимает первое место в мире по общим запасам многих минеральных ресурсов. В частности недра материка чрезвычайно богаты нефтью, газом и рудами цветных металлов.

В горах, а также на щитах (выступах фундамента платформ) Евразии сосредоточены солидные месторождения железных и марганцевых руд, а также олова, вольфрама, платины и серебра. К прогибам фундаментов древних платформ приурочены огромные запасы топливных минеральных ресурсов – нефти, газа, угля и горючих сланцев. Так, крупнейшие месторождения нефти разрабатываются в Персидском заливе, на Аравийском полуострове, в шельфе Северного моря; природного газа – в Западной Сибири; угля – в пределах Восточно-Европейской равнины и на Индостане.

Чем еще богата Евразия? Полезные ископаемые нерудного типа также чрезвычайно распространены на материке. Так, на острове Шри-Ланка находится самое большое в мире месторождение рубинов. В Якутии добывают алмазы, в Украине и Забайкалье – гранит высочайшего качества, в Индии – сапфиры и изумруды.

полезные ископаемые материка Евразия

В целом основные полезные ископаемые Евразии – это нефть, газ, железная руда, марганец, уран, вольфрам, алмазы и каменный уголь. По объемам добычи многих из этих ресурсов материк не имеет себе равных во всем мире.

Полезные ископаемые Евразии: таблица и главные месторождения

Стоит отметить, что минеральные ресурсы материка расположены крайне неравномерно. Некоторым государствам в этом плане откровенно повезло (Россия, Украина, Казахстан, Китай и проч.), а другим – не очень (как, например, Японии). Ниже перечислены самые важные полезные ископаемые Евразии. Таблица также содержит информацию о крупнейших месторождениях тех или иных минеральных ресурсов материка.

Минеральный ресурс (тип)

Полезное ископаемое

Крупнейшие месторождения

Топливный

Нефть

Аль-Гавар (Саудовская Аравия); Румайла (Ирак); Дацин (Китай); Самотлорское (Россия)

Топливный

Природный газ

Уренгойское и Ямбургское (Россия); Галкыныш (Туркмения); Агаджари (Иран)

Топливный

Каменный уголь

Кузнецкий, Донецкий, Карагандинский бассейны

Топливный

Горючий сланец

Баженовское (Россия), Болтышское (Украина), Молларо (Италия), Нордлингер-Рис (Германия)

Рудный

Железная руда

Криворожский (Украина), Кустанайский (Казахстан) бассейны; Курская магнитная аномалия (Россия); Кирунавара (Швеция)

Рудный

Марганец

Никопольское (Украина), Чиатурское (Грузия), Усинское (Россия)

Рудный

Урановая руда

Индия, Китай, Россия, Узбекистан, Румыния, Украина

Рудный

Медь

Октябрьское и Норильское (Россия), Рудна и Любин (Польша)

Нерудный

Алмазы

Россия (Сибирь, Якутия)

Нерудный

Гранит

Россия, Украина, Испания, Швеция, Индия

Нерудный

Янтарь

Россия (Калининградская область), Украина (Ровенская область)

В заключение

Крупнейшим материком на нашей планете является Евразия. Полезные ископаемые этого континента отличаются огромным разнообразием. Здесь сосредоточены самые большие в мире запасы нефти, природного газа, железной и марганцевой руды. В недрах материка содержится большое количество меди, урана, свинца, золота, угля, драгоценных и полудрагоценных камней.

Источник

«Евразия. Географическое положение.
Рельеф, воды, животный и растительный мир»

Евразия. Географическое положение.

Евразия — самый большой материк Земли. Вместе с островами его площадь составляет 54,9 млн. км2 — 36,8 % суши. Материк состоит из двух частей — Европы и Азии. При этом 4/5 из них приходится на Азию и 1/5 часть — на Европу — две части света, которые традиционно выделяют в составе Евразии. Названия этих частей света произошли в глубокой древности и означают в переводе с языка ассирийцев: «эреб» — запад и «асу» — восток. Границу между ними проводят по восточному подножию Урала, реке Эмбе, северному берегу Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине, по Азовскому, Черному и Мраморному морям, проливам Босфор и Дарданеллы.

Материк находится в Северном полушарии, нулевой меридиан пересекает его на западе. Крайние точки материка: северная — мыс Челюскин (78º с. ш.), южная — мыс Пиай (1º с. ш.), западная — мыс Рока (9º з. д.), восточная — мыс Дежнева (170º з. д.). Материк омывается всеми океанами. У его берегов расположено наибольшее число морей и крупных заливов. Береговая линия сильно изрезана. От Африки его отделяет Суэцкий канал, от Северной Америки — Берингов пролив.

Вследствие большой протяженности материка с севера на юг (8000 км) и с запада на восток (16 000 км) природа отличается большим разнообразием и контрастностью: здесь, находятся высочайшая вершина мира — Джомолунгма (Эверест — 8848 м) и самая глубокая впадина суши — Мертвое море (395 м ниже уровня моря); точка холода Северного полушария — Оймякон (—71 ºС) и знойная Месопотамия; самое дождливое место в мире — Черапунджи (12 000 мм осадков в год) и районы Аравийского полуострова, где за год выпадает 44 мм осадков.

Кроме того, в Евразии находится самое большое озеро в мире — Каспийское море, его площадь 396 000 км2, а также самое глубокое пресноводное в мире озеро — Байкал (глубина 1637 м), на территории Евразии наблюдалась самая низкая температура воздуха (без учета Антарктиды) в районе Оймякона (Россия) —70 °С.

Рельеф и полезные ископаемые.

Разнообразие природы Евразии связано не только с особенностями географического положения материка, его гигантскими размерами, но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры и рельефа материка. Материк составляют следующие платформы: Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская, Африкано-Европейская, которые лежат в основании обширных равнин: Восточно-Европейской, Средне-Сибирского плоскогорья, Великой Китайской, плоскогорья Декан и Аравийского плоскогорья.

Образование гор проходило в разные складчатости. Так, в древнюю герцинскую складчатость образовались горы Средней Европы и Скандинавские горы. В альпийскую складчатость образовались Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Копетдаг, Малоазиатское и Иранское нагорья, Памир. Движения литосферных плит продолжают оказывать влияние на формирование рельефа: на территории материка есть два сейсмических пояса — Тихоокеанский и Европейско-Азиатский. На территории Евразии много действующих вулканов, особенно в Тихоокеанском поясе.

Евразия. Географическое положение

(размер изображения 3148х2087, 96dpi, 3.8 MB)

Низменности расположились в предгорных прогибах (Индо-Гангская, Месопотамская). 75 % территории Азии занимают плоскогорья, нагорья и горные хребты.

Евразия исключительно богата полезными ископаемыми. С осадочными породами связаны крупные запасы нефти (Персидский залив, шельф Северного моря, Аравийский полуостров) и газа (Великая Китайская равнина, Индо-Гангская низменность). С магматическими горными породами связаны месторождения железных руд (полуостров Индостан, Китай, Скандинавский полуостров). Через южный Китай, полуострова Индокитай, Малакка протянулся оловянно-вольфрамовый пояс. Руды цветных металлов залегают в горах Альпийско-Гималайского пояса и на плоскогорье Декан. Осадочное происхождение имеют бокситы (Альпы, Индокитай).

Внутренние воды.

Территория Евразии относится к бассейнам всех океанов. Центральная часть материка (40 % площади) — к области внутреннего стока. Большинство рек Зарубежной Европы — к бассейну Атлантического океана, они различаются по типам питания и режиму. Реки западной части Зарубежной Европы (Темза, Сена, Луара) имеют в основном дождевое питание, полноводны весь год; реки Зарубежной Восточной Европы (Неман) имеют смешанное либо снегодождевое питание, разливаются весной и замерзают зимой; реки Средиземноморья мелеют летом, полноводны зимой.

У рек бассейна Северного Ледовитого океана преобладает снеговое питание. Зимой они замерзают, а весной разливаются. Реки южной части Зарубежной Азии (Инд, Ганг, Тигр, Евфрат) относятся к бассейну Индийского океана. Они имеют смешанное — ледниковое, дождевое, снеговое (с преобладанием дождевого) питание, летнее половодье. Реки бассейна Тихого океана (Хуанхэ, Янцзы) в связи с муссонным типом климата имеют дождевое питание, разливаются в течение всего года. Река Меконг по режиму и питанию схожа с реками южной части Азии. На северо-западе Европы много крупных озер ледникового и ледниково-тектонического происхождения (Венерн, Веттерн). Скопления озер находятся и в предгорьях Альп (Женевское, Цюрихское, Боденское).

Животный и растительный мир.

Естественная растительность (дубы, мирт, земляничное дерево, дикая маслина, лавр) сохранилась на небольших участках, т.к. эти районы осваивались и данная растительность уничтожалась в результате хозяйственной деятельности человека. Диких животных немного, большинство из них живет только на охраняемых территориях (дикие козы и бараны, пресмыкающиеся, хищные птицы, грызуны). На востоке материка муссонный климат с летним максимумом осадков, сохранились очень богатые леса тропического типа на красноземах и желтоземах с магнолиями, камфорным лавром, камелиями, бамбуком. К ним примешиваются листопадные и хвойные деревья: дуб, граб, кипарисы, сосны, множество лиан. Дикие животные сохранились в горах (черный гималайский медведь, бамбуковый медведь панда, обезьяны макаки, леопарды; птицы — фазаны, попугаи).

Конспект урока «Евразия. Географическое положение.»

Следующая тема: «Климат, природные зоны Евразии»

Источник

Открытый урок по географии в 7 классе.

Тема урока : «Рельеф и полезные ископаемые Евразии».

Методическая цель: Использование современных образовательных технологий при изучении темы «Особенности рельефа Евразии.»

Образовательные цели: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке;

Воспитательные цели: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;

Развивающие цели : развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, контурными картами. Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: проблемный урок.

Материальное обеспечение: физическая карта Евразии, карта «Строение земной коры», рисунки на фотоснимке крупных форм рельефа, мультимедийный проектор ,компьютер , презентация.

Время проведения:45 минут.

Место проведения :кабинет географии.

Дата проведения: 5.05.14

Методы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока

III. Актуализация знаний.

VI. Первичное усвоение новых знаний.

V.Первичная проверка понимания.

VI.Первичное закрепление.

VII. Домашнее задание.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

ОТЗЫВ

об уроке

Дата: 5.05.14. Класс: 7 Предмет: География

ФИО преподавателя: Коробова Екатерина Михайловна

Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Евразии».

Форма урока: урок- практическая работа

Методическое обеспечение урока и средства обучения: : физическая карта Евразии, карта «Строение земной коры», рисунки на фотоснимке крупных форм рельефа, мультимедийный проектор ,компьютер , презентация.

Какие приемы используют преподаватель для формирования УУД (указать каких УУД): прием работы с картой урока(формирование регулятивных УУД),прием проблемного диалога(формирование познавательных УУД),прием групповой формы деятельности(формирование коммуникативных УУД).

РЕЙТИНГ — АНАЛИЗ УРОКА

учебно-познавательной компетенции  за счет определения требований соответствующей функциональной грамотности: использование вероятностных методов познания; проблемного способа изложения новой темы; организации целеполагания, планирования, анализа; продуктивного и репродуктивного познания; развития интеллектуальной деятельности: учащиеся задают вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивают причины явлений, делают выводы; общепредметной компетенции за счет формирования способностей у учащихся решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей; умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; предметной компетенции за счет формирования способностей у учащихся привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета

3

в области информационных технологий: информационной компетенции за счет применения реальных объектов (компьютер) и информационных технологий (электронного сопровождения в виде презентации); формирования навыков деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; овладения современными средствами информации; обучения поиску, анализу и отбору необходимой информации, ее преобразованию, сохранению и передаче; овладения школьниками способов  приема, переработки и выдачи информации; развитием у них компьютерной грамотности; овладения интернет-технологией; компетенции вторичного извлечения информации за счет обучения ориентироваться в большом объёме информации и делать правильный выбор

4

в проектно-аналитической деятельности: компетенции проектно-аналитической деятельностиза счет создания различных текстов (сообщений) и публичного выступления; обучения построению оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; исследование различных вариантов решения проблемы, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии; коммуникативной компетенции за счет обучения вести дискуссию; компетенции представления результатов своей работы: за счет обучения форме представления результатов

3

в исследовательской деятельности: компетенция исследовательской деятельности за счет обучения системе активных умственных действий

2

в плане продолжения образования и эффективного самообразования: общекультурной компетенции за счет познания опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций; компетенции ценностно-смысловой компетенции за счет формирования способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков

4

8

Занятие способствовало развитию качеств личности:

коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

3

критическое мышление

4

креативность, установка на творчество

3

самостоятельность и ответственность

4

рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

3

толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

3

9

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

4

10

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении

4

11

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

4

12

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

4

13

Комфортность образовательной среды:

4

14

Качество методического обеспечения методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

4

15

Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

4

Всего баллов:

86

Эксперт Гулина С.В., зам.директора.по учебной работе.

(Ф.И.О., должность) (подпись)

ХОД УРОКА

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Приветствует учащихся.Сообщает тему урока,цель и задачи урока

1.Приветствуют учителя

внимательно слушают

2. Озвучивает вопросы домашнего задания

2. Внимательно слушают. И выполняют задание

3. Сообщает тему урока,призносит вступительное слово

3. Внимательно слушают,анализируют полученную информацию

4Предлагает учащимся заполнить таблицу

4.Заполняют таблицу ,используя атлас

5.Предлагает учащимся выполнить следующее задание при помощи карты.

5 . Внимательно слушают. Выполняют задание ,используя атлас

6 Задает вопросы для закрепления ,сообщает тему практической работы:Используя карты атласа дайте характеристику основных форм рельефа по плану, записанному в тетради изученного

6. Отвечают на вопросы. Выполняют задание используя атлас

7.Подводит итоги урока,предлагает учащимся работу в с картой в парах

7. Внимательно слушают, работают с картой в парах

8.Задает домашнее задание ,комментирует его

8.Записывают домашнее задание в дневник.

Ход урока

I.Организационный момент. Здравствуйте,сегодня мы с вами переходим к изучению темы «Рельеф и полезные ископаемые Евразии».

II. Постановка цели и задач урока.Наши задачи:дать общую характеристику рельефа Евразии,выяснить причины его разнообразия,изучить его особенности.

III. Актуализация знаний.(слайд2) Приложение4

Давайте выясним,чем вызвано разнообразие природы Евразии? Разнообразие природы Евразии связано не только с ее географическим положением, но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка. Каждый из ранее рассмотренных материков представляет собой в геологическом отношении древнюю устойчивую платформу и причленившиеся к ней более молодые и подвижные складчатые пояса.

Евразия состоит из нескольких платформенных ядер, соединенных разновозрастными складчатыми поясами. Это как будто бы несколько спаянных в единое целое континентов.

Назовите древние ядра материка(используя карту «Строение земной коры»

Основные древние ядра материка – Европейская платформас равнинным рельефом небольшой высоты и высокая подвижная Сибирская платформа, в пределах которой формируются плоскогорья, плато и даже нагорья, раздробленная китайская платформа, разные части которой испытывали и восходящие, и нисходящие движения.

К ним присоединились части древней Гондваны: Аравийский полуостров и Индостан. На южных границах Европейской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы.

VI. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с таблицей(слайд 3)Приложение 4Задание. Используя карт атласа, заполните таблицу:

Работа с картой .Задание1. В складчатых поясах широко развит вулканизм. Используя карту атласа, установите соответствие.

Задание 2.Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высоты.Учащиеся проверяют работы друг друга(работа в парах).

Изучение полезных ископаемых материка.

До начала этого вида работы учащиеся на основе ранее полученных знаний дополняют кластер.

В горных странах, при выходе на поверхность магматических и метаморфических пород фундаментов платформ, распространены месторождения руд различных металлов. В тектонических впадинах, заполненных мощными толщами осадочных пород, образовались огромные запасы угля, нефти, газа, различных солей. Благодаря сложности геологического строения в Евразии исключительное разнообразие полезных ископаемых. По запасам многих материк занимает 1 место.

V.Первичная проверка понимания.

  1. Задание 4 (карточка)Установите соответствие:( слайд 4) Приложение 4

Район озера Балхаш драгоценные камни

Север Великой Китайской равнины железная руда

Скандинавские горы

Шри – Ланка нефть и природный газ

Полуостров Малакка оловянные руды

Район Персидского залива каменный уголь

VI.Первичное закрепление.( слайд 5) Приложение 4

Учащиеся делятся на 2 команды,по очереди они должны выходить к большой контурной карте и наносить на нее формы рельефа Евразии(учитывается правильное соотношение с реальной системой географических координат)по итогам,победившая команда получает 5. Далее мы будем работать в парах,опрашивая друг друга по физической карте(используя атласы) по итогам опроса учащиеся оценивают работу друг друга.

VII. Домашнее задание: параграф 72, в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии.

VIII. Итог урока. Рефлексия🙁 слайд 9) Приложение 4.Закончите фразы:

Свою работу на уроке я оцениваю на…,Уменя хорошо получалось….

Я должен работать над….

Источник