Факультатив полезные навыки для 5 класса

Пояснительная записка.

Программа факультатива «Полезные навыки»  составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  • программы основного общего образования по направлению  «Технология» («Профессиональное самоопределение» (девочки); 5-11 классы, под редакций Симоненко В.Д., Хотунцева Ю.Л., М., Просвещение, 2010год.
  • Программы профессионального обучения профессиям «Швея» утвержденной решением экспертного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования от 03 апреля 2008 года.
  • Положения и рабочей программы ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»

 Программа составлена для обучающихся I вида для 5,7 класса — рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю, для 8 класса  — рассчитана на 68 учебных часов  из расчета 2 часа в неделю.Обучение по данному направлению является продолжением и развитием приобретенных учащимися программных знаний предмета «Технология» основной общеобразовательной школы. Программа позволяет включить обучающихся в процессы познания. Программе присуща развивающая функция. В основе обучения используется современная деятельностная образовательная технология – проект. В процессе реализации программы осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.

Цель программы:

  • Развитие творческой, активно действующей личности, обладающей проектировочными способностями и создание условий для творческой самореализации личности обучающихся.

Задачи:

  • помочь детям с ограниченными возможностями здоровья поверить в свои силы;
  • научить простейшим трудовым навыкам и технологическим приемам;
  • развивать стремление к углублению знаний;
  • обучить школьников методам исследования и проектирования при решении творческих и технических задач;
  • обучить умению распознавать проблему, преобразовать ее в цель своей деятельности, разрабатывать план достижения цели, добиваться результата, анализировать успехи и промахи;
  • развивать продуктивную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учению;
  • воспитывать умения адаптироваться к постоянно меняющемуся миру;
  • воспитывать позицию социально успешного выпускника.

Основное внимание в программе сосредоточено на знаниях, умениях, компетенциях, которые позволят обучающимся успешно адаптироваться к условиям, в которых они окажутся после завершения образования и позволят эффективно жить в условиях современного социума. Программа ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся и получения практического результата на основе применения полученных знаний и умений. Правильный выбор темы проекта, его сложности, сделанный с учетом возрастных и личностных интересов, потенциальных возможностей обучающихся, обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, развивает у школьников гибкость мышления, самостоятельность, творческий поиск, уверенность в себе. Использование метода проектов наилучшим образом способствует этому.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

  • Типы проектов и их структуру;
  • Этапы и порядок выполнения проектов;
  • Критерии оценки проекта.

Обучающиеся должны уметь:

  • Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;
  • Определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
  • Найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей на участие в своем проекте);
  • Точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;
  • Оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать из в будущем);
  • Письменно оформить проект;
  • Осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  • Внутренняя позиция на уровне уважительного отношения к взрослым и сверстникам, ориентация на содержательные моменты сотрудничества, партнерства и равноправия;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Учебно-познавательный, поисковый и исследовательский интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации с использованием различных современных источников информации;
  • Проектировать свою деятельность;
  • Принимать решения в различных жизненных ситуациях;
  • Ориентироваться на разнообразие способов решения задач, применять знания на практике;
  • Работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать и представлять собственное мнение и позицию.
Читайте также:  Полезно ли есть брокколи в сыром виде

Учебно-методический комплект.

Учебная литература

пп

Название издания

Авторы

Издательство, год издания

Количество

1

Технология.  8 класс

Учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)

Под ред. В.Д.Симоненко

Б.А.Гончаров,

Е.В.Елисеева,

А.А. Электов, О.П.Очинин,

П.С.Самородский,

Н.В.Синица

Москва, Издательский центр Вента –Граф, 2012 год

6

2

Технология.  

Учебник для учащихся  5,6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)

Под ред. В.Д.Симоненко

А.Н.Богатырев,

О.П.Очинин,

П.С.Самородский,

М.В.Хохлова

Москва, Издательский центр Вента –Граф, 2007 год

1

Специальная литература

3

НПО. Легкая промышленность.

Оборудование швейных предприятий. Часть 1. Швейные машины неавтоматического действия

А.С.Ермаков

М., изд. центр Академия, 2009 год

4

4

НПО. Легкая промышленность.

Оборудование швейных предприятий. Часть 2. Машины автоматы и оборудование в швейном производстве

А.С.Ермаков

М., изд. центр Академия, 2009 год

4

5

НПО. Легкая промышленность.

Практикум по оборудованию швейных предприятий.  

А.С.Ермаков

М., изд. центр Академия, 2010 год

1

6

НПО. Легкая промышленность.

Материаловедение. Швейное производство

А.С.Ермаков

М., изд. центр Академия, 2005 год

5

7

НПО. Экономика. Основы экономики и предпринимательства

Л.Н.Череданова

М., изд. центр Академия, 2007 год

2

8

СПО. Учебное пособие. Технология швейных изделий. 5е издание.

Э.К.Амиров

А.Т.Труханова,

О.В.Сакулина,

Б.С.Сакулин

М., изд. центр Академия, 2011 год

1

9

НПО. Легкая промышленность. Производственное обучение портных по пошиву легкого платья. Учебное пособие

Г.А.Иконникова

М., изд. центр Академия, 2006 год

1

Дополнительная литература

10

Энциклопедия кройки и шитья

Л.А.Чернышова

Минск,  ООО Харвест, 2008 год

1

11

Лоскутное шитье в современном стиле. Золотые страницы рукоделия

И.Ю.Муханова

Олма-Пресс образование, 2003 г

1

12

Оконные занавеси. Практическое руководство

Глория Никол

Издательство Ниола-Пресс, 2010 г

1

13

Технология. Конструирование и моделирование женской одежды, 9 класс. Учебно-методическое пособие

В.А.Соколова

Москва, Дрофа, 2007 год

1

Методическая литература

пп

Название издания

Авторы

Издательство, год издания

количество

1

Технология 5-9 классы (девочки). Творческая мастерская

Л.В.Боброва

Волгоград, Издательство Учитель, 2009 год

1

2

Технология 5-11 классы. Предметные недели в школе

Е.Д.Володина

В.Ю.Суслина

Волгоград, Изд. Учитель, 2008 год

1

3

Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся.

Л.Н.Морозова

Н.Г.Кравченко

О.В.Павлова

Волгоград, Издательство Учитель, 2008 год

1

4

Технология. В помощь преподавателю. Дополнительные и занимательные материалы

Л.Д.Карачевцева

О.П.Власенко

Волгоград, Издательство Учитель, 2009 год

1

5

Технология. Поурочные планы 5,8 класс, девочки

О.В.Павлова

Волгоград, Издательство Учитель, 2010 год

1

Материально-техническое оснащение.

Швейная мастерская.

пп

Перечень

Количество

%

оснащенности

Оборудование для индивидуального пользования

1

Бытовая швейная машина электрическая

8

100%

2

Промышленная швейная машина электрическая

4

67%

3

Индивидуальное рабочее место

6

100%

4

Индивидуальный набор инструментов и приспособлений:

  • Ножницы
  • Иглы ручные
  • Булавки
  • Сантиметровые ленты
  • Линейки

6

100%

Остальное оборудование

1

Оверлок

2

2

Утюг

1

3

Гладильная доска

1

4

Пресс гладильный

1

Содержание программы.

Тематический план. 5,7 класс

№ раздела

Подразделы и темы

Количество учебных часов

I

Творческий проект

6

II

Практические работы

28

ИТОГО:

34

Тематический план. 8 класс

№ раздела

Подразделы и темы

Количество учебных часов

I

Творческий проект

6

II

Практические работы

62

ИТОГО:

68

  1. Творческий проект.

5,7,8 класс

  1. Введение (1 час)

Что такое творческий проект? Зачем работать над проектом? Типология проектов. Понятие творчества, как вида деятельности человека по созданию нового. Работа над проектом, как целенаправленная деятельность на решение поставленной задачи.

  1. Изучение потребностей, выбор темы проекта (1час)

Определение потребностей. Потребности разумные и неразумные. Предприимчивость в условиях рынка. Создание объектов труда, обладающих потребительской стоимостью. Памятки по ведению проектной деятельности, готовые проекты.

  1. Исследования по проекту. Выбор оптимальной идеи (1 час)

Понятие технологической культуры. Современные информационные технологии. Специальные умения. Интеллектуальные умения: анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, наблюдать, создавать пространственные образы и оперировать ими. Памятки по ведению проектной деятельности.

  1. Конструкторско-технологическая документация. Проработка идеи (1 час)

Выработка конструкторско-технологических решений проекта. Проектирование технологической деятельности с учетом доступных в данный момент материалов и возможных средств труда. Памятки по ведению проектной деятельности, готовые проекты.

  1. Полное экономическое обоснование. Расчет финансовых затрат (1 час)
Читайте также:  Какой самый лучший и полезный мед

Конструкторско-технологическая документация. Полное экономическое обоснование. Расчет финансовых затрат. Памятки по ведению проектной деятельности, готовые проекты.

  1. Самоанализ проектной деятельности (1 час)

Оценка эффективности использования возможных технологий изготовления изделий. Экологическая безопасность. Экологическая и социальная оценка технологии и результата труда. Памятки по ведению проектной деятельности, готовые проекты.

Виды практических работ.

5 класс

-нагрудник детский

7 класс

-коническая юбка

8 класс

-детская распашонка

-детское платье

Календарно-тематическое планирование

факультативных занятий для 7г класса

на 2015/2016 учебный год

урока

Содержание разделов и тем

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

  1. Творческий проект (6 часов)

1

Введение.

2

Изучение потребностей, выбор темы проекта.

3

Исследования по проекту. Выбор оптимальной идеи.

4

Конструкторско-технологическая документация. Проработка идеи.

5

Полное экономическое обоснование. Расчет финансовых затрат.

6

Самоанализ проектной деятельности.

  1. Практические работы (28 часов)

7

Виды юбок.

8

Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок.

9

Правила снятия мерок

10

Снятие мерок для построения выкройки.

11

Расчет конструкции юбки по формулам

12

Построение основы чертежа

13

Моделирование юбки выбранного фасона.

14

Подготовка выкройки юбки к раскрою

15

Отработка техники выполнения соединительных швов на лоскутах ткани

16

Выбор ткани

17

Подготовка ткани к раскрою

18

Раскладка выкройки.

19

Раскрой ткани

20

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя

21

Подготовка и обработка деталей кроя.

22

Скалывание деталей кроя

23

Сметывание деталей кроя

24

Примерка, выявление дефектов юбки.

25

Подгонка изделя по фигуре

26

Стачивание юбки

27

Обработка нижнего среза юбки

28

Обработка верхнего среза юбки

29

Влажно –тепловая обработка юбки.

30

Окончательная отделка юбки.

31

Определение качества готового изделия.

32

Оформление отчета по проекту.

33

Подготовка работы к защите.

34

Защита проекта.

Календарно-тематическое планирование

факультативных занятий для 5г класса

на 2015/2016 учебный год

урока

Содержание разделов и тем

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

  1. Творческий проект (6 часов)

1

Введение.

2

Изучение потребностей, выбор темы проекта.

3

Исследования по проекту. Выбор оптимальной идеи.

4

Конструкторско-технологическая документация. Проработка идеи.

5

Полное экономическое обоснование. Расчет финансовых затрат.

6

Самоанализ проектной деятельности.

  1. Практические работы (28 часов)

7

Виды детской одежды.

8

Ткани и отделки, применяемые для изготовления детского нагрудника.

9

Построение чертежа нагрудника

10

Моделирование детского нагрудника

11

Подготовка выкройки к раскрою

12

Выбор ткани

13

Подготовка ткани к раскрою

14

Выкраивание детского нагрудника.

15

Выбор аппликации для отделки.

16

Изготовление шаблона аппликации

17

Подготовка ткани для аппликации.

18

Перенос рисунка на ткань.

19

Наметывание аппликации.

20

Настрачивание аппликации.

21

Высекание лишней ткани.

22

Контроль качества.

23

Влажно-тепловая обработка.

24

Приметывание обтачки.

25

Притачивание обтачки.

26

Настрачивание обтачки.

27

Окончательная отделка нагрудника

28

Влажно-тепловая обработка

29

Определение качества готового изделя

30

Устранение дефектов

31

Разработка плана работы.

32

Оформление отчета по проекту

33

Подготовка к защите проекта

34

Защита проекта.

Календарно-тематическое планирование

факультативных занятий для 8в  класса

на 2015/2016 учебный год

урока

Содержание разделов и тем

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

  1. Творческий проект (6 часов)

1

Введение.

2

Изучение потребностей, выбор темы проекта.

3

Исследования по проекту. Выбор оптимальной идеи.

4

Конструкторско-технологическая документация. Проработка идеи.

5

Полное экономическое обоснование. Расчет финансовых затрат.

6

Самоанализ проектной деятельности.

  1. Практические работы (62часа)

7

Виды детской одежды. Распашонки.

8

Ткань и отделка применяемые при изготовлении детской распашонки.

9

Гигиенические и эстетические требования для детской рапашонки

10

Правила  и последовательность построения чертежа

11

Особенности моделирования детской распашонки

12

Выбор ткани для распашонки

13

Выбор отделки для распашонки

14

Построение  выкройки

15

Подготовка выкройки к раскрою

16

Определение расхода ткани

17

Раскладка выкройки на ткани

18

Выкраивание деталей распашонки

19

Выбор аппликации

20

Изготовление шаблона аппликации

21

Нанесение рисунка аппликации

22

Наметывание аппликации

23

Настрачивание аппликации

24

Высекание лишней ткани

25

Влажно-тепловая обработка  готовой аппликации

26

Сметывание плечевых срезов

27

Стачивание плечевых срезов

28

Сметывание боковых срезов

29

Стачивание боковых срезов

30

Обработка срезов стачивания

31

Влажно-тепловая обработка срезов

32

Контроль качества

33

Заметвание срезов рукавов

34

Застачивание срезов рукавов

35

Приметывание обтачки к срезу распашонки

36

Притачиванние обтачки к срезу распашоки

37

Настрачивание обтачки к срезу распашонки

38

Влажно-тепловая обработка

39

Контроль качества

40

Выкраивание детского платья

41

Приметывание  обтачки к разрезу переда

42

Притачивание обтачки к разрезу переда

43

Настрачивание обтачки

44

Сметывание плечевых срезов

45

Стачивание плечевых срезов

46

Приметывание обтачки к горловине

47

Притачивание обтачки к горловине

48

Настрачивание обтачки

49

Влажно –тепловая обработка

50

Контроль качества

51

Приметывание обтачки к срезам пройм

52

Притачивание обтачки к срезам пройм

53

Настрачивание обтачек.

54

Сметывание боковых срезов.

55

Стачивание боковых срезов.

56

 Обработка срезов стачивания.

57

 Заметывание нижнего среза.

58

Застрачивание нижнего среза.

59

Влажно-тепловая обработка.

60

Контроль качества

61

Окончательная отделка готового изделия.

62

Работа в Интернете по сбору информации.

63

Оформление теоретической части проекта.

64

Подготовка к выполнению практической части.

65

Выполнение практической части.

66

Подготовка работы к защите.

67

Оформление письменной работы.

68

Защита проекта.

Читайте также:  Сведения о полезных ископаемых и их месторождении

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №4» 

Утверждаю:

Директор МБОУ

« Железногорская  СОШ №4» 

______ Е.И.Коробейникова 

Приказ по     №_____ 

от  «____»_______2015 г.

ПРОГРАММА

факультативного курса для учащихся 5 класса

«Познай себя»

Педагог-психолог : Шуляк Н.В.

2015-2016г.

 Пояснительная записка.

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене. В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться постоянно в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в среднем звене можно ожидать, что у части учащихся возникнут  трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей.

В то же время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами ещё плохо в нем ориентируются, не уверенны в его устойчивости.

Преподавание курса по изучению личности школьников представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» учеников является главной ценностью курса по познанию себя и окружающих. Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя.    Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям школьного возраста. Их реализации способствуют занятия по  программе занятий факультативного курса «Познай себя!». Программа рассчитана на учащихся 5 класса.

Цель программы:

Создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.

Задачи:

1.    Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.

2.    Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3.   Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пони?