Формирование представлений о полезной пищи у детей
МАРИНА ЖУРАВЛЕВА
Формирование у дошкольников правильного понятия о вкусной и здоровой пище
Актуальность:
Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. А по данным государственного доклада «Положение детей в РФ» состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, рекламы чипсов, кириешек, чупа чупсов и т. д. У детей формируются искажённые взгляды на питание. Родители зачастую так же не способствуют формированию стереотипов правильного питания.
Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из – за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени. Из – за этого дети не привыкшие к здоровой пище отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок.
А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье,и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителе на своё питание.
Цель: формировать понятие о вкусной и здоровой пищи.
Задачи:
• Расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать только здоровые продукты;
• Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
• Формировать представления детей, о правилах поведения за столом во время еды, необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека;
• Способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия.
Для формирования у детей правильного понятия о вкусной и здоровойпищи я использую следующие методы и приемы: наглядные, игровые, словесные.
Слайд 3.
Формы работы:
Слайд 4.
Чтение художественной литературы способствует не только обогащению словарного запаса, но и формирует понятие о правильном питании, пользе продуктов, культуре приема пищи. В младшей группе это могут быть потешки, сказки, в старших группах обсуждение пословиц, поговорок, слушание рассказов, стихов, отгадывание загадок.
Слайд 5.
Самым действенным методом познавательной деятельности является игра.В своей работе я использую разные виды игр: пальчиковые, сюжетно – ролевые, дидактические. Игры формируют умение выделять признаки предметов, умение сравнивать, классифицировать по к. л. признаку, анализировать, развивают речь, обогащают словарный запас. Умение анализировать способствует понятию о действии тех или иных продуктов на организм, формирует бережное отношение к своему здоровью.
Слайд 6-7.
Рассматривание энциклопедий, кулинарных книг, муляжей способствует повышению аппетита у детей, обогащению знаний о пользе продуктов которые мы ежедневно употребляем в пищу.
Слайд 8-10.
Немаловажную роль в формировании понятия о здоровой и вкусной пищи играет продуктивная деятельность. Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность. Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием.
Слайд 11-16.
В процессе трудовой деятельности дети знакомятся с различными видами круп, обогащают словарный запас, развивается мелкая моторика, как известно развитие мелкой моторики активизирует речевые центры.
Слайд 17-18.
Так же через трудовую деятельность дети знакомятся с профессией повара.
Слайд 19-20.
Привлекая детей к дежурству, воспитываем культуру поведения за столом, культуру потребления пищи. Дети испытывают эстетическое наслаждение от приема пищи.
Слайд 21-22.
В дошкольном возрасте понятие о витаминах, полезных веществах у детей абстрактно. Наша задача донести до детей в доступной форме о пользе продуктов. Для этого, во время бесед, перед приемом пищи я использую картинки мотиваторы.
Слайд 23-27.
Формируя у детей понятие о правильной пищи, нельзя забывать о вреде некоторых продуктов, например фастфуда, сладостей, газированных напитков. В этом случае я использую картинки демотиваторы, они помогают в доступной форме объяснить детям о влиянии на организм «вредных» продуктов.
Слайд 29-30.
Также вместе с детьми проводим опыты и эксперименты, которые позволяют увидеть воздействие газированных напитков на организм человека.
Слайд 32-33.
Вышеперечисленные формы работы способствуют правильному понятию о здоровой и вкусной пищи. Задача педагога вызвать у детей желание есть с аппетитом, с хорошим эмоциональным настрое
Источник
«Формирование представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность »
.
Введение
Здоровье детей в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания уже в детском возрасте. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения формируется тоже в дошкольном возрасте. Правильное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнерадостность, рост, вес и общее состояние здоровье малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Дети не могут самостоятельно оценить полезность того или иного продукта, а также сколько его можно употребить. Многие родители не способствуют формированию правильного рациона питания в семье. А это — залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления старших дошкольников с разнообразием продуктов
и осознанный выбор из них полезных для сохранения и укрепления своего здоровья, и с другой – отсутствие целенаправленной , систематической работы .
Проблема: недостаточно знаний у детей о здоровом образе жизни, а именно о правильном питании, как одной из составляющих ЗОЖ, отказ от полезных продуктов дома и в детском саду.
Для решения сформулированной проблемы мы выбрали такую форму работы с воспитанниками и семьями воспитанников, как проектную деятельность, которая позволяет организовать интересную совместную познавательную деятельность детей и взрослых в рамках одной темы.
Реализовать его поможет программа «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой и Т.А. Филипповой.
Основные воспитательные и образовательные задачи
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о полезных продуктах, которые выращивают и производят в Нижегородской области.
Воспитательные задачи:
- Воспитание патриотических чувств у детей седьмого года жизни через знакомство с народными традициями русской кухни Нижегородской области.
- Воспитывать бережливое отношение к продуктам питания.
- Воспитывать уважительное отношение к профессиям людей, которые выращивают и производят разные и полезные продукты питания.
- Воспитывать культуру здоровья, как к главной человеческой ценности.
Образовательные задачи на детей:
- Способствовать формированию интереса к изучению национальной культуры Нижегородской области через реализацию программы «Разговор о правильном питании»
( часть 1).
2. Уточнить представления детей о том, какие полезные продукты выращивают и производят в Нижегородской области.
3. Расширять представления детей о рациональном питании, а именно, объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим.
4. Закрепить навыки этикета и гигиены питания.
Образовательные задачи на родителей:
1. Акцентировать внимание родителей о необходимости рассказывать детям о важности правильного питания.
2. Познакомить родителей с основными принципами организации здорового питания детей.
3. Сделать родителей своими союзниками, предложив интересные формы сотрудничества.
1. Основные формы и направления педагогической работы
с детьми
Для того, чтобы работа была не только интересной, но и эффективной, следует учитывать возрастные особенности детей и их возможности. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, то игровая деятельность является основной формой обучения. Именно игра позволяет каждому ребенку проявить свою активность и поддержать интерес к теме, потому что игровая мотивация понятна и доступна детям данного возраста. Так как это старший дошкольный возраст, то мы сделали акцент на играх обучающего характера, а именно, дидактических. Разнообразили игровую деятельность игровыми заданиями в интересном необычном пособии лэпбук «Азбука питания». Все игры и лэпбук были изготовлены совместно с детьми.
Игровая деятельность
Дидактическая игра «Самые полезные продукты»
Тип игры: лото
Задача: закрепить знания о полезных и менее полезных продуктах.
Игровая задача: выбрать продукты и определить их степень полезности.
Игровые правила: брать по одной карточке и одному цветному кружку.
Игровой материал: большие разлинованные карточки, много предметных карточек с изображением различных продуктов и цветные кружочки красного, желтого и зеленого цвета.
Игровые действия: самостоятельно выбирать предметные картинки, подбирать к ним цветные кружки и раскладывать на большое разлинованную карточку. Цвета подбираются по следующему принципу: зеленый – продукты ежедневного рациона, желтый – полезные продукты, используемые часто, красный – продукты, употребляемые изредка.
Дидактическая игра «Составь меню»
Тип игры: собрать из частей целое
Задачи:
- формирование умения сервировать стол к приему пищи
- отбирать полезные продукты, готовые блюда и напитки
- составлять из них меню на завтрак, обед, ужин.
Игровая задача: накрыть на стол
Игровые правила: подобрать самостоятельно меню от начала и до конца
Игровой материал: большая цветная карта с изображением стола, который покрыт скатертью и на нем расположена пустая посуда (тарелки, блюдце, ложки, вилки и другое), вырезанные по форме различные продукты и блюда из них.
Игровые действия: ребенок определяется, на какой прием пищи он будет раскладывать блюда (или завтрак, или обед, или ужин), потом на посуду выкладывает различные карточки.
Дидактическая настольная игра «Что сначала – что потом?»
Тип игры: последовательное выкладывание предметных картинок
Задачи: закрепить представления детей о сложности появления того или иного продукта питания, показать значимость труда многих профессий, которые необходимы для того, чтобы этот полезный продукт появился на нашем столе, обогащение словаря детей.
Игровая задача: покажи картинками последовательность появления (изготовления) продукта.
Игровые правила: выложить правильную последовательность
Игровой материал: три игровых поля «Хлебзавод», «Птицефабрика», «Молокозавод», много предметных картинок с изображением отдельных продуктов, способов их переработки, а также карточки с названиями предприятий (хлебзавод, молокозавод, птицефабрика и т.д.) и профессий (доярка, пекарь, птичница и другие).
Игровые действия: играть могут трое детей одновременно, каждый ребенок определяется, какой продукт он будет «производить» и карточками выкладывает последовательность появления продукта (например, курочка – зерна — вода – травка – птицефабрика – инкубаторы- яйцо; поле – трактор – дождь и солнце – пшеница (колос) – комбайн – зерно – хлебзавод — мука – печь – хлеб; поле с коровами – ферма с доярками – молоковоз – молокозавод- процесс изготовления молочных продуктов – молочные продукты).
Дидактическая игра «Аскорбинка и ее друзья»
Тип игры: пазлы
Цель: закрепить знания детей об основных витаминах, которые имеются в разнообразных продуктах, за счет которых они становятся полезными.
Задачи:
— рассказать о витаминах растительного происхождения, которые содержаться в овощах, фруктах, злаках и т.д.;
— рассказать, что только при правильном приготовлении витамины в данных продуктах сохраняются;
— развивать любознательность, память
Игровой материал: девять круглых карточек, на которых изображены витамины и 36 угловых карточек с изображением продуктов питания и злаков.
Игровая задача: правильно подобрать к круглой карточке угловые карточки.
Игровые правила: подбирать к круглой карточке угловые так, как предполагает вариант игры ( их несколько).
Игровые действия: Первый вариант: у каждого игрока (их может быть от 2 до 9 детей) одинаковое количество круглых карточек, угловые карточки лежат лицевой стороной вверх на общем столе, по сигналу ведущего игроки одновременно берут нужные угловые карточки (пазлы) с продуктами и подставляют к своей круглой, согласно витамину на ней, получая целую картинку и побеждает тот, кто первый правильно и быстро собрал пазлы;
Второй вариант: у каждого игрока (их может быть от 2 до 9 детей) одинаковое количество круглых карточек, угловые карточки лежат лицевой стороной вниз на общем столе (не видно продуктов), игроки по очереди и по одному берут любую угловую карточку (пазл), переворачивают ее, и если картинка подходит к его витамину, то прикладывают к своей круглой карточке и продолжают брать еще угловую карточку с продуктом, но если не подходит угловая карточка к витамину, то игрок кладет ее на общий стол, и игру продолжает другой игрок, выигрывает тот, кто первый соберет свои пазлы.
Дидактическая игра «Путешествие по стране Правильного питания»
Тип игры: ходилки
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о правильном питании.
Задачи:
— Закрепить представления детей о том, какие продукты наиболее полезные;
— Дать представление о важности регулярного питания, соблюдения режима питания;
— Повторять правила гигиены питания.
— Формировать представления о завтраке, обеде, полднике и ужине как обязательных компонентах ежедневного рациона питания.
— Закреплять представления о разнообразии вкусовых ощущений от разных продуктов и блюд.
— Формировать представление о структуре обеда и сервировке стола во время приема пищи.
— Учить согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
— Развивать в игре сообразительность, самостоятельно решать поставленную задачу.
Игровые правила:
1. Каждый участник поочерёдно бросает игральный кубик и делает соответствующее перемещение по игровому полю, начиная с картинки «завтрак» — это старт и заканчивают на картинке «Подготовка к ужину – приготовление овощного салата».
2.При попадании на знак с вопросом, играющий берет соответствующую карточку и отвечает на вопрос.
3.При попадании на знак с полезными продуктами – проходит на 3 хода вперед.
4.При попадании на знак с вредными продуктами – возвращается на 3 знака назад.
5.На поле есть две дорожки вопросов, которые позволяют сократить путь к финишу. Для этого необходимо ответить на столько вопросов, сколько изображено знаков с вопросами.
6.Победителем становится тот, кто первым доберётся до финиша (картинки приготовления салата).
Игровой материал: игровое поле, фишки, кубик, карточки с вопросами «Что лишнее?», «Что общего?», «Какой флажок?», «Что сначала, что потом?», «Какой будет сухофрукт?».
Игровое поле:
— дорожки, которые соединяют все компоненты режима питания (картинки с изображением завтрака, обеда, полдника, перекуса фруктами и подготовка к ужину)
— на дорожках есть кружочки: обычные и с разными знаками (смотреть игровые правила)
— две специальные дорожки со знаками вопроса
Задания на карточках с вопросами:
1. «Что лишнее?» — среди овощей лишний фрукт, среди фруктов лишний овощ,
2. «Что общего по вкусу? — кислые (лимон и клюква), горькие (перец и рябина)
3. «Какой флажок?» — разделение продуктов по степени полезности: зеленый флажок – есть ежедневно, желтый флажок – есть один раз в три дня, красный флажок – есть как можно реже (н-р, сладости)
4. «Что сначала, что потом?» — три сюжетных картинки с последовательными действиями с продуктами ( сорвать, помыть, съесть)
5. «Какой будет сухофрукт?» — картинка с изображением свежего фрукта и знак вопроса, на который дети отвечают (изюм, чернослив).
Уникальность игры в том, что дети могут придумать и нарисовать другие задания с вопросами по данной теме (можно дополнять).
- Информационные источники
- Безруких М.М. , А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Разговор о здоровье и правильном питании» Методическое пособие- М.,: ОЛМА Медиа Групп. 2014 г.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, М., «Мозаика-Синтез», 2015г.
- Доскин В.А., Л.Г. Голубева «Растем здоровыми», М., Просвещение . 2003 г.
- Интернет-ресурсы: социальная сеть работников образования.
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы ,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , М,, Мозаика- синтез. 2017 год
- Эльконин Б.Д. «Детская психология», М., «Педагогика», 2010 г.
Источник