Фрагмент урока полезные ископаемые 3 класс

Фрагмент урока полезные ископаемые 3 класс thumbnail

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Практический: 

тестирование;

7

— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Читайте также:  Пчелиное молочко полезные свойства для женщин

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Источник

Открытое мероприятие в рамках педагогического фестиваля «Путь к успеху»

Презентация фрагментов уроков в 3 классе.

Методическая цель мероприятия: Показать формы и приемы работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) и развитию деятельностной компетентности у обучающихся на примере фрагментов уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики.

(Мероприятие можно провести как интегрированный урок)

Ход работы:

Знакомство с участниками мероприятия.

Фрагмент первый (приемы универсальны для любого урока)

Присоединение. Мотивация.

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

(Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.)

Рефлексия.

-Понравилось такое начало нашего мероприятия? Думаю, что настроение у вас улучшилось и от этого вам и работать будет легче.

Целеполагание.

— Мы с вами пришли сюда с определенной целью. Давайте послушаем кто с какой целью пришел? (Участники формулируют свои цел.и)

Сегодня мы проводим необычное мероприятие. Урок, который будет содержать в себе задания целых четыре учебных предметов: чтение, русский язык, окружающий мир, математику. А объединяет все эти предметы одна тема «Полезные ископаемые».

(Все задания представленных фрагментов уроков объединены темой «Полезные ископаемые»)

Фрагмент второй «Литературное чтение»

— Сейчас мы покажем, как на уроке чтения мы отрабатываем навык чтения, формируем умение задавать вопросы, развиваем умение работать в паре.

  1. Жужжащее чтение в парах: сказка «Спор полезных ископаемых» (Приложение 1.)

  2. Проверка усвоения прочитанного.

(Обучающиеся меняются парами и задают вопросы друг другу по прочитанному тексту.)

Рефлексия

-О чем был текст?

— Какое полезное ископаемое победило в споре?

— Есть те, кто не ответил на вопросы по тексту или те, кто не сумел сформулировать вопрос?

Фрагмент третий «Окружающий мир»

— Далее мы покажем, как мы проверяем насколько хорошо усвоен материал предыдущего урока. Для этого мы используем приложение Plickers https://www.plickers.com

(Приложение «Plickers» обеспечивает проверку работ за секунду, что значительно экономит время учителей, результат выдается в процентом соотношении, что позволяет педагогу, выявить степень усвоенности темы. Система позволяет реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока. Данная методика вовлекает в процесс обучения весь класс, и сразу оценивает результаты. Ребята не боятся данного метода контроля, потому что он воспринимается учащимися в виде игры.)

1. Тест по теме «Полезные ископаемые»

  • Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют…

— камни

— полезные ископаемые

— горные залежи

— минеральные источники

  • Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

— геологи

— водолазы

— строители

— ювелиры

  • Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?

— ножницы, ложки, вилки

— кирпич, бензин, известняк

нефть, глина, торф

— стекло, песок, газ

  • Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

песок, глина

— гранит, торф

— каменный уголь, поваренная соль

— нефть, газ

  • Какие бывают горные породы?

— газообразные и жидкие

— твердые и жидкие

— твердые и газообразные

твёрдые, жидкие, газообразные

2. Подведение итогов по тесту.

Рефлексия

— Поднимите руку, кто считает, что недостаточно хорошо усвоил тему и над ней надо поработать ещё?

Фрагмент четвертый «Русский язык»

— Следующий фрагмент — это фрагмент урока «русский язык».

1.Зрительный диктант

(Можно писать зрительные диктанты в рабочей тетради, можно завести отдельную тетрадь, можно писать на листочках.)

— Комплект предложений сегодня необычный, он связан с темой «Полезные ископаемые».

(Для диктанта используется презентация PowerPointПриложение 3.)

  1. Полезные ископаемые – богатство страны.

  2. Из нефти делают бензин и керосин.

  3. Торф используют как удобрение.

  4. Уголь – очень важный вид топлива.

  5. Самый твердый из минералов — алмаз.

  6. Газ – самое дешёвое топливо.

(Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.)

  1. Взаимооценка. (Учащиеся проверяют написанное, обменявшись листочками.)

Фрагмент пятый «Математика»

— Наконец мы добрались до математики. И раз мы сегодня все время выполняем задания, связанные с полезными ископаемыми, то задание по математике нас не удивит.

1. Групповая работа – составление задачи в группе (каждой группе учащихся выдается набор слов и чисел Приложение 2).

2. Выбор лучшего варианта задачи. Краткая запись на доске.

2. Самостоятельное решение задачи.

(Пять учащихся, первыми решившие задачу, получают оценку и выполняют роль помощника учителя, проверяя работы остальных учащихся).

Рефлексия

— Удобно ли было вам работать в группе?

Подведение итогов мероприятия.

— Фрагменты каких уроков мы сегодня показали?

— Какие виды работ продемонстрировали?

-Какие навыки отработали?

Рефлексия по итогам.

(Обучающиеся распределяются по группам в зависимости от настроения)

Три группы:

  1. Настроение прекрасное, работа отличная.

  2. Настроение неплохое. Но мог бы поработать лучше.

  3. Настроение грустное. Я не справился.

— Выберите группу, которая наиболее точно характеризует ваше состояние в конце мероприятия.

УУД формируемые данными формами и приемами:

1.Личностные — — формирование положительной мотивации к изучению нового и повторению пройденного, формирование интереса к учению, формирование адекватной позитивной самооценки; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
2. Познавательные —  формирование основных мыслительных операций в ходе рассуждений, построение логической цепочки рассуждений. 
3. Коммуникативные — -умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание, формулировать вопрос, работать в группе, паре.
4. Регулятивные — умение выполнять действие по заданному алгоритму, взаимооценка и самооценка.

Приложение 1.

(Распечатать каждому обучающемуся)

СКАЗКА «СПОР ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»

Однажды ночью случился в местном краеведческом музее большой переполох, а все потому что сошлись в жестоком споре между собой полезные ископаемые, выставленные в этом музее.

Не могли они никак решить, кто из них полезнее для человека.

Читайте также:  Патент на полезную модель в россии

Первым начал спор уголь. Он сказал:

-Я, уголь, самое полезное ископаемое из полезных. Без меня человек бы мерз зимой и не мог бы согреться.

Ему возразила нефть, налитая в сосуд:

-Это я, нефть, самая полезная из полезных. Меня человек ценит больше тебя и добывает в больших количествах. Без меня встали бы его машины, не ездили бы поезда, не летали бы самолеты.

-Вы не правы, милейшие, — возразила железная руда. — Зачем бы нужен был человеку уголь и нефть, если бы он не мог ничего построить из металла? Я — основа современной цивилизации.

-Неправда! — горячо возмутилась глина. — Твой век уходит. Новый век — это век алюминия.

Тут из-за стены подало голос золото:

-Основа цивилизации — деньги, а деньги — это я. Золото самое полезное ископаемое.

Спорили и ругались полезные ископаемые и никак не могли решить, кто же из них полезней. Только кусок каменной соли не принимал участие в споре — он-то знал, что самое полезное ископаемое именно каменная соль. Ну не будет у человека угля — обойдется дровами, не будет металла — использует пластик, не будет золота — применит серебро, а вот соль в еде ничем не заменишь.

(https://мы-гимназисты.рф/index.php/skazki-pro-poleznye-iskopaemye)

Приложение 2.

Задачи для групповой работы.

Одна шахта добыла 34 тонны угля, другая – 66 тонн. Сколько тонн угля добыли шахты вместе? На сколько тонн угля одна шахта добыла больше/меньше, чем другая?

одна шахта тонны добыла 34 угля другая – 66 тонн сколько тонн угля на добыли шахты вместе ? сколько тонн угля одна шахта добыла чем больше меньше другая

Приложение 3.

Источник

Урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

— развивать экологическое мышление;

— учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

— формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

— формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: проектор, экран, физическая карта России, лупы, гвоздь, стаканы с водой, поделки из глины.

Дидактические материалы: презентация, коллекция полезных ископаемых.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать  новые  учебные  задачи;  проявлять  инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования,  схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц,  делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание  в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

— Что такое товары?  (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

 Карточки для работы в парах во время фронтального опроса:

   Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. — Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.
  2. — Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.
  3. — Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.
  4. — Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

— Без чего  невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

— А что же такое богатство?

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

— Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра  «Угадай, что находится в шкатулке»

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

— Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

— Почему они полезные? (служат людям).

— Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

Читайте также:  Я хочу быть полезным своему обществу

—  Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

— Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

— Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

IV. Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

— В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни троллейбус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?  (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

— А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

— На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

 Показ карты России.

— Как добывают полезные ископаемые.

— Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

— Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

— Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

— Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

—  Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

— Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти — это бурение скважин. Бурить начинают в том  месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

— Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

VI. Практическая работа в группах. 

— Я предлагаю вам определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?

2. Используя лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.

5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.

-А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).

— Значит уголь легче воды.

Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

— Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

VII. Беседа об охране полезных ископаемых

— Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается  глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

— Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

(Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить  быстро, как, например, лес после вырубки.)

— Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

(Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.)

— Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

— Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.

— Экономно использовать газовые и электрические приборы.

— Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.

— Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.

— Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.

VIII. Закрепление изученного материала.

Работа в парах с ноутбуками (дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые»)

— Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.

— Оцените свою работу на этом этапе.

IX. Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-49 читать,

2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о полезном ископаемом на ваш выбор.

X. Подведение  итога урока. Рефлексия.

— Наше увлекательное путешествие  заканчивается.

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что же нового вы узнали, чему научились?

— Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

— Выберите сигнальную карточку и оцените результаты своей деятельности на уроке.

— Кто для себя сделал открытие?

— Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

— Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?

— Кому урок подарил хорошее настроение?

— Кто не все понял по теме урока? (жёлтый цвет)

— А кому многое не понятно? (жёлтый цвет)

Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.

Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.

Источник