Географии 8 класс размещение полезных ископаемых

Гордова Елена Михайловна

учитель географии МОБУ « СОШ №5» г.Оренбурга

Конспект модульного урока по географии

по теме: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»,

8 класс

Цели урока для учащихся:

1.Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

2.Уметь работать с текстом учебника, картами атласа.

Задачи урока для учащихся:

1.Совершенствовать навыки работы с технологической картой.

2.Осуществлять разные виды контроля.

3.Учиться работать в парах.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас 8 класс, технологические карты урока, тетради.

УЭ;

время

Учебный материал

Содержание занятия

Рекомендации

УЭ -0

(1 мин.)

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны знатьсостав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформироватьпредставления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, атласы, учебники, коллекция полезных ископаемых, презентационный материал, технологические карты урока.

Внимательно прочитайте цели урока

УЭ – 1

(10мин.)

Цель: проверить уровень усвоения знаний и умений.

Географический диктант.

1.Наука о строении земной коры и формировании тектонических структур.

2.Выход на поверхность фундамента платформы.

3.Древний устойчивый участок земной коры.

4.Молодая платформа.

5.Молодые горы России.

6.Возрожденные горы России.

7.Эра новой жизни.

8.Карта, на которой показаны части земной коры.

9.Карта с информацией о возрасте пород.

10.Горы расположены в ….. областях.

11.Им соответствуют равнины.

12.Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость.

Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

12 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;

10-11 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;

6-7 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»;

Менее 6 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2».

Проанализируйте ошибки.

Работайте

самостоятельно

Ответы у учителя

(приложение №1)

УЭ – 2

(3 мин.)

Стр.40 учебника

Цель: сформулировать понятия «полезные ископаемые», «месторождения полезных ископаемых», «бассейн».

Max оценка – 3 балла.

Работайте в паре

УЭ – 3

(5 мин.)

Стр.40-41 учебника

Тектоническая карта России в атласе и карта полезных ископаемых

Цель: изучить состав полезных ископаемых и сформировать представление о связях между полезными ископаемыми и тектоническими структурами.

I.Задание: составить схему деления полезных ископаемых на группы и отметить к каким тектоническим структурам они приурочены (платформам или складчатым областям)

?

в магматических г.п.

?

в осадочных г.п.

на платформе

железные, никелевые руды

?

медные, полимет-ие, алюм-ие

?

?

II. Проверьте правильность заполнения схемы по приложению №2.

III. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 5 баллов.

Работайте в паре

Работа в тетради

УЭ – 4

(12мин.)

Стр.42-43 учебника

(карта)

Цель: изучить особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.

I.Задание: по карте полезных ископаемых (рис. 16 учебника) и тексту учебника определите в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

II.Полученные сведения зафиксируйте в таблице:

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

III. Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению №3.

IV. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 10 баллов.

Делайте записи в таблице (№ 1 -7)

Слайд 1 – 7

УЭ – 5

(5мин.)

Стр.45

Цель: сформировать знания об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых.

I.Прочитайте текст учебника.

II. Установите причинно-следственные связи:

1.Открытая добыча руды …

2.Водооткачка и водозабор ….

3.Добыча строительных материалов — …

III. Оцените работу по приложению №4 (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 3 балла.

Работайте индивидуально

УЭ – 6 (5 мин.)

Настенная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России»

Цель: закрепить знания по теме «Минеральные ресурсы России»; уметь самостоятельно применять полученные знания.

I.Работа по карте:

1.Месторождение золота.

2.Озеро в Поволжье.

3. Месторождение каменного угля.

4. Месторождение железной руды.

5. Месторождение газа.

6.Остров.

7.Полуостров апатитов.

II. . Проверьте правильность ваших ответов по приложению №5.

III. Оцените вашу работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Все закрыть

Работайте индивидуально

(значки на карте)

Проведите взаимопроверку

УЭ -7

(3 мин.)

Цель: подведение итогов.

Выходной контроль: занесите полученные баллы в сводную ведомость, суммируйте баллы. Если набрали 40 баллов и более, то, значит, работали отлично — итоговая оценка 5.

Набрали 34-39 баллов — работали хорошо, оценка 4. Если не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома.

Рефлексия:

1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

3.Что вызвало наибольшую трудность?

4.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

5.С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?

Работа в сводной ведомости

Устно

УЭ – 8

(1мин.)

Д/З:1) п.7, вопросы и задания, модуль в тетрадях;

2)закончить таблицу (№7-14)

2) задание на к/к.: нанести месторождения полезных ископаемых на контурную карту.

Приложение №1:

1.Геотектоника.

2.Щит.

3.Платформа.

4.Плита.

5.Кавказ.

6.Алтай, Урал.

7.Кайнозой.

8.Тектоническая.

9.Геологическая.

10.Складчатых.

11.Платформы, плиты.

12.Молодые горы.

Приложение №2:

Нерудные

(неметаллические)

в осадочных г.п.

Рудные (металлические)

в магматических г.п

на платформе (в фундаменте)

железные, никелевые руды

в складчатых областях медные, полиметаллические, алюминиевые руды

химическое сырье (соли):

апатиты, калийные соли, поваренная соль

горючие:

нефть, газ, уголь

Приложение №3:

Приложение №4:

1.Открытая добыча руд образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта.

2.Водооткачка и водозабор — иссушение территории, обрушение и просадка грунта.

3.Добыча строительных материалов — образование карьеров.

Приложение №5:

1.Бодайбо.

2.Баскунчак.

3.Кузбасс.

4.КМА.

5.Уренгой.

6.Сахалин.

7.Кольский.

Источник

Конспект урока по географии для 8 класса

Разработала: Матвеева Д.В.

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

  Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»;  6-7 правильных ответов –«3»;  менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Индивидуальный опрос:

1)  Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2)  Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3)  Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4)  Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

        По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

   Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

 Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы — Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

   55 

Железные руды

14

Природный газ

   28

Руды цветных металлов

13

Алмазы

   26

Нефть

12

Никель

   22

    Каменный уголь

12

Калийные соли

   16  

 Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):

1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор —  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Источник

8 – КЛАСС ГЕОГРАФИЯ _____________________

Тема: «Размещения месторождений полезных ископаемых края»

Цель: изучить месторождения полезных ископаемых, их классификацию, продолжить развивать навыки работы с картами, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

Задачи:

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Тип урока: урок усвоения знаний и умений.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

1. Назовите тектонические структуры, на которых расположена Луганщина.

2. Какие горные породы образовались на территории Луганщины в разные геологические эпохи?

3. Приведите примеры связей между тектоническими структурами и формами рельефа Земли.

3. Актуализация опорных знаний

— Что такое полезные ископаемые?

— Чем горные породы отличаются от полезных ископаемых?

— Вспомните, как образуются полезные ископаемые.

4. Сообщение темы и целей урока

Тема нашего урока: «Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторождения и их размещение.

5. Изучение нового материала

Природные вещества и виды энергии, служащие средствами существования человеческого общества и используемые в хозяйстве, именуются природными ресурсами.

Одна из разновидностей природных ресурсов – минеральные ресурсы.

Минеральные ресурсы – это горные породы и минералы, которые используются или могут быть применены в народном хозяйстве: для получения энергии, в виде сырья, материалов и др. Минеральные ресурсы служат минерально-сырьевой базой хозяйства страны.

Часто синонимом минеральных ресурсов выступает термин «полезные ископаемые».

По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на:

1) твёрдые (угли, сланцы, торф, руды и нерудные ископаемые);

2) жидкие (нефть, подземные воды);

3) газообразные (газы горючие и инертные).

По применению полезные ископаемые делятся на:

1) топливные (уголь, нефть, газ);

2) рудные (металлические) (железная руда, марганцевая руда и т.д.);

3) нерудные (неметаллические) (гранит, песок, сера и т.д.).

По происхождению полезные ископаемые делятся на:

1) магматические (руды металлов: железные, оловянные, полиметаллические ит.д.);

2) осадочные (топливо: каменный и бурый уголь, нефть, газ; строительные материалы: песок, глина и т.д.);

3) метаморфические (мрамор, гнейс и т.д.).

Залежи полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – районы, провинции, бассейны.

Закономерности размещения полезных ископаемых

Полезные ископаемые осадочного происхождения встречаются в пределах осадочного чехла платформ, в предгорных и краевых прогибах. Осадочные месторождения формируются на дне морей, озёр, рек и болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных горных породах.

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение, образуют угольные и нефтегазоносные бассейны. Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.

Магматические полезные ископаемые залегают в складчатых областях, местах выхода на поверхность кристаллического фундамента древних платформ.

Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма поднималась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. На платформенных равнинах они приурочены к фундаментам и щитам древних платформ, есть и в складчатых областях.

Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.

Россыпи, содержащие ценные минералы (золото, платину, алмазы и др.), накапливаются в прибрежных отложениях океанов и морей, а также в речных и озёрных отложениях, на склонах долин. В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей.

Полезные ископаемые Луганщины

Луганщина богата различными полезными ископаемыми. Особое значение имеют залежи высококачественного каменного угля, запасы которого оцениваются в 15 млрд. тонн. По подсчетам ученых, при рациональном использовании каменного угля, его залежей в Донбассе, в состав которого входит и наша Луганщина, хватит на ближайшие 250 лет. На территории нашего края сосредоточено около одной трети всех запасов каменного угля Донбасса. Крупнейшие каменноугольные месторождения находятся в южной части Луганщины.

Две трети запасов угля края составляют антрациты и другие энергетические угли, которые используются в качестве бытового, энергетического топлива, треть – коксующиеся угли – сырье для металлургической и химической промышленности.

Уголь – первый вид ископаемого топлива, которое начало использовать человечество. Эта осадочная горная порода образовалась под землей без доступа кислорода из частей древних растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов) примерно 300 – 350 миллионов лет тому назад.

Первые предположения о значимости запасов угля на территории нашего края высказал во время Азовского похода Петр I. По преданию, солдаты нашли черный минерал и вместе с дровами положили его в костер. Минерал раскалился, издавая большой жар. Сидевший у костра царь заинтересовался горючим камнем, который и был каменным углем. Осмотрев кусок угля, Петр I будто произнес: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».

Начало развитию каменноугольной промышленности и металлургии Донбасса положило основание в 1795 году Луганского литейного завода и первого казенного каменноугольного рудника в Лисичьей балке (впоследствии Лисичанский рудник).

В среднем сжигание одного килограмма угля позволяет получить 6,67 кВт/ч энергии или 2,0 кВт/ч электричества. В начале XXI века появились новые технологии обогащения и сжигания угля. В результате их использования вырабатываемая на нем электроэнергия оказывается дешевле полученной при сжигании нефти или газа, что повышает значимость угля в качестве источника энергии.

На территории Луганщины открыты месторождения природного газа, который является одним из самых чистых видов минерального топлива. При его сгорании образуется значительно меньшее количество вредных веществ по сравнению с углем. Природный газ широко применяется как топливо на электростанциях, в цементной и стекольной промышленности, при производстве стройматериалов и для коммунально-бытовых нужд. Основные месторождения природного газа Луганщины сосредоточены в долине Северского Донца – Боровское, Вергунское, Капитановское, Краснопоповское, Лобачевское, Ольховское и др.

Наши недра богаты строительными материалами, среди которых:

Известняк – используют для производства извести, строительных блоков, известнякового щебня, бетона, цемента.

Месторождения: Белокуракинское, Новопавловское, Конопляновское и др.

Песчаник – используют в строительстве как стеновой и облицовочный материал, для производства щебня различного назначения.

Месторождения: Белянское, Лутугинское, Марусинское, Петровское, Троицкое и др.

Мел – используют для производства извести, в стекольной, резинотехнической, лакокрасочной и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве для подкормки животных и производства комбикормов.

Месторождения: Белогоровское, Белолуцкое, Красногоровское, Шипиловское и др.

Мергель – используют для производства цемента, в качестве строительного камня. Дома, сложенные из мергеля, очень тёплые.

Месторождения: Александровское, Тарасовское и др.

Глины – используют для производства кирпича, цемента, черепицы, керамической плитки, гончарных изделий.

Месторождения: Евсужское, Матросское и др.

Металлическими рудами недра области сравнительно бедны. В пределах Нагольного кряжа известны месторождения полиметаллов (Есауловское, Нагольно-Тарасовское) и золота (Бобриковское).

На территории Луганщины существует большое количество так называемых техногенных месторождений – скоплений минерального сырья, которые образовались в результате интенсивного развития на территории Луганщины горнодобывающей промышленности. К ним относят терриконы угольных шахт и разрезов, отвалы рудников и карьеров. Использование техногенных месторождений становится возможным по мере развития технологии их переработки. Так, например, минеральное сырье, накопившееся в шахтных терриконах и отвалах, может быть использовано для производства строительных материалов (бетона, теплоизоляционных изделий, строительных блоков), в строительстве дорог, дамб, плотин, для выравнивания рельефа земной поверхности.

6. Закрепление изученного

7. Практическая работа №4

Тема. Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых.

Ход работы:

Используя карту полезных ископаемых, нанесите на контурную карту Луганщины:

1. Месторождения топливных полезных ископаемых.

2. Месторождения рудных полезных ископаемых.

3. Месторождения нерудных полезных ископаемых.

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание.

Источник