География 7 класс полезные ископаемые южной америки
Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.
Урок-исследование 7 класс
учитель Алексеева Татьяна Ильинична
Цели и задачи урока:
Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.
Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт.
Воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе, развивать любознательность.
Оборудование урока:
физическая карта полушарий; карта «Строения земной коры»; картины «Анды»; «Бразильское плоскогорье»; мультимедиа;
Тип урока: урок — исследование
Методы урока: словесный; проблемно-поисковый; самостоятельная работа;
Ход урока:
Организация учащихся на урок.
Проверка и оценка знаний.
Игра «найди меня»
На доске запись:
1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ
Карибское 8
Атлантический 7
Тихий 6
Магелланов 5
Огненная Земля 4
Христофор Колумб 3
Америго Веспучи 2
Панамский 1
Последовательность диктовки:
Узкий извилистый пролив
Канал соединяющий два океана
Океан, омывающий восточные берега
Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Юж.Америки
Океан, омывающий западные берега Юж.Америки
Море на севере Юж.Америки
Путешественник, чьим именем назван материк
Остров на юге материка.
Проверка: 1 вариант- 4,8,2,6,3,1,7,5
2 вариант-5,1,7,3,6,8,2,4
Изучение нового материала.
Материк Южная Америка – материк рекордов.
Давайте назовем рекорды….?
Самый влажный, …и т. д. (учащиеся называют рекорды материка)
А сейчас перейдем к исследованию поверхности материка.
Работа с атласами и физ. картой.
Назовите и покажите формы рельефа материка?
Что можно сказать о западной части материка?
Что можно сказать о восточной части материка?
С какими материками по форме рельефа схожа Южной Америка?
Вывод: (делают учащиеся)
Рельеф Южной Америки разнообразен. Здесь протянулась самая длинная горная цепь АНДЫ с высочайшей вершиной г. АКОНКАГУА, величайшая низменность АМАЗОНСКАЯ , ее еще называют местные жители БОЛОТОМ ДЬЯВОЛА, обширные нагорья ГВИАНСКОЕ И БРАЗИЛЬСКОЕ, многочисленные действующие и потухшие вулканы ЛЬЮЛЬЯЛЬЯКО, САН-ПЕДРО, ЧИМБОРАСО между цепями гор затерялось высокогорное озеро ТИТИКАКА, в долине р. Парана – ЛА-ПЛАТСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ ,а на севере , в долине р. Ориноко- ОРИНОКСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ.
Работа с картами (тектонической, физической). Работа в тетрадях.
Теперь приступим к исследованию материка. Давайте, разрежем материк как пирог и посмотрим, что у него внутри.
В тетрадях сделаем схематический профиль Южной Америки по 8 Ю.Ш.
7000 м Анды
Исследуем маршрут от Тихого океана до Атлантического.
От побережья Тихого океана на нашем пути стеной встают горы Анды.
Картина гор Анд.
определите, какого возраста эти горы ?
что лежит в основании гор Анд?
о свидетельствует наличие многочисленных действующих и потухших вулканов ?
( рассказ учащегося о извержении вулканов в Чили в 1960 г.)
чтение детьми статьи в учебнике с. 149 ( наблюдение извержение вулкана А.Гумбольдта).
какими полезными ископаемыми богаты горы?
Далее опускаемся с гор и попадаем на обширные просторы Амазонской низменности.
определить высоту низменности
что лежит в основании низменности?
какие полезные ископаемые встречаются?
Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Картина « Бразильское нагорье»
что происходит с платформой?
Вывод: выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья. Это результат взаимодействия двух литосферных плит – океанической и континентальной.
отметить полезные ископаемые
Мы исследовали поверхность материка, узнали особенности рельефа.
Анализ:Что вы узнали в результате исследования Южной Америки?
Какие две части можно выделить в рельефе материка?
Какие процессы формируют запад материка?
На какой платформе лежит материк?
Какие формы рельефа соответствуют устойчивым участкам платформы?
Где располагаются подвижные участки земной коры?
Какие формы рельефа им соответствуют?
Как они образовались?
Какие низменности лежат в прогибах платформы?
Какими породами они сложены?
Работа по контурным картам
надпишите формы рельефа Южной Америки
условными знаками нанесите полезные ископаемые
звездочками отметьте вулканы
Игра для закрепления знаний: «Отметь правильный ответ…»
Учащиеся получаю звездочки. На одном луче написан вопрос, на других — варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ.
1.Горы в Юж.Америки расположены (западе, востоке, юге, севере)
2.Наибольшей ширины Анды достигают
(севере, у экватора, в центральной части, юге)
3. Самая высокая вершина Анд (Чимборасо,Ильямпу,Бонет,Аконкагуа)
4. Крупная равнина материка – (Амазонская, Ла — Платская
Гвианское плоскогорье, Бразильское плоскогорье)
Итог.
Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности
Анализируют результаты, степень участия в работе других учащихся
Что делали ученики на уроке?
Что делал учитель?
Оценки. Домашнее задание
Литература:
Учебник География материков и океанов В.А.Коринская
Поурочные планы к учебнику В.А.Коринская
Занимательная география состовитель Г.Н.Якуш
Источник
Южная Америка – это страна огромных равнин и самых длинных гор. Здесь находят рудные и нерудные ископаемые, месторождения которых имеют мировое значение. Драгоценные камни, которые добывают в шахтах материка, одни из самых качественных и представляют ценность для ювелиров. В этой статье подробно расписано, какими полезными ископаемыми богата Южная Америка, где основные месторождения и чем она славится по всему миру.
Геологическая структура Южно-Американского материка
Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки очень разнообразны. На материке расположена самая большая в мире равнина, и самый длинный горный массив. Здесь можно найти разные полезных ископаемых, магматического, метаморфического или осадочного происхождения. Фундамент восточной части материка представляет собой древнюю Южно-Американскую платформу, которая сформировалась еще во времена кайнозойской эры. На западе расположен складчатый горный массив – Анды, которые простираются от начала до конца материка.
Большую часть территории занимают равнины:
- Амазонская;
- Лаплатская;
- Оринокская;
Амазония – самая большая равнина на всей планете. Она начинается от гор Анд, а заканчивается на побережье океана. Ее плоскость практически полностью горизонтальная, а большая часть занята тропическими лесами с повышенной влажностью. Причиной появления такого рельефа является особенное геологическое строение, низменность занимает практически всю часть Южноамериканской платформы. Здесь нет вулканов и тектонической активности, а представленные полезные ископаемые имеют континентальное и морское происхождение.
Один из принципов формирования руд Южной Америки – осадочный, вследствие выветривания и вымывания. Фундаменту этой платформы примерно 1800 лет. Равнина является источником газа и нефти высокого качества, алмазов, алюминиевых и марганцевых руд. Также, здесь найдены большие месторождения редкого цветного металла – олова. Постепенно ровная низменность превращается в плоскогорье.
Таблица полезных ископаемых Южной Америки.
Тектоническая структура | Рельеф | Область | Ископаемые |
Южно-Американская платформа | Плато | Гвиана | Марганец, железная руда, золото, диаманты, Боксит, никель, уран, алюминий |
Бразилия | |||
Низменность | Ориноко | Природный газ, уголь, нефть | |
Амазония | |||
Молодая складчатость | Горы | Анды | Фосфориты, сера, медь, алюминий, железо, олово, вольфрам, молибден, Уран, полиметаллические, серебряные руды, золото, сурьма, драгоценные камни |
На востоке находится Бразильское плоскогорье, это место выхода кристаллических плит высотой в 300-600 метров. Анды сформировались при столкновении плиты Наска и Южно-Американской. Горообразование на этой территории все еще продолжается, здесь есть активные вулканы, происходят их регулярные извержения. Высокая тектоническая активность приводит к тому, что население этой местности страдает от постоянны подземных толчков. Самые сильные достигали 11-12 баллов, что несло за собой катастрофические последствия, и унесло жизни нескольких сотен жителей.
Запасы железной и цветной руды в Южной Америке
Горнодобывающая промышленность Южной Америки очень быстро развивается, привлекая все больше иностранных инвесторов. В Бразилии и Венесуэле находятся самые важные рудники, мирового значения. Здесь есть большие залежи гематита и магнитного железняка, концентрация железа в которых достигает 60%. В Марконе и Перу находятся также важные рудники, которые обеспечивают потребности в железной руде всего материка.
Медная провинция – одно из самых известных месторождений цветного металла в мире. Это огромные залежи, что не исчерпались на протяжении долгого времени, а длина ее составляет 4 тысячи километров. Пояс настолько огромный, что занимает сразу несколько стран – Чили, Перу, Аргентина, Колумбия, Эквадор. Главное преимущество этой местности – руда очень высокого качества. Медь имеет магматическое происхождение, когда во время извержения вулкана металл плавился и извергался вместе с раскаленной лавой. Из-за высоких температур части горных пород сгорали, оставляя чистые прожилки меди в вулканической руде.
Наибольшая часть медных ресурсов Южной Америки добывается в Чили (до 80%), для этого используется метод электролитического осаждения метала. Расплавленная смесь металлов помещается в огромные бетонные бассейны, в которые вставляются тонкие медные пластины. В результате осаждения ионы меди присоединяются к пластинке. На дно бассейна оседают частицы пустой породы, в которых часто находятся небольшие окатыши редких и драгоценных металлов – золота, платины, никеля, рения, серебра. Шлак собирается и отправляется в другой цех, где их и выделяют.
Добыча редких металлов
Южная Америка славится не только залежами меди, драгоценных камней, нерудных полезных ископаемых. В Боливии найдены огромные залежи такого редкого металла, как олово. Это тысяча километров рудников, которые активно разрабатываются. Добывается сырье в шахтах на глубине до 400 метров.
Основные месторождения олова в Боливии:
- Льяльягуа;
- Потоси;
- Колькири;
- Уануни;
- Чокая;
- Караколес;
- Чорольк.
Большая часть рудников полезных ископаемых Южной Америки очень быстро истощается. К тому же, Боливия – одна из самых бедных стран в мире, поэтому человеческие ресурсы не ценятся. Шахты по добыче олова – опасное для здоровья место, рабочие находятся в помещениях, где царит антисанитария, а вентиляция отсутствует.
На рудниках в Боливии разрешено работать женщинам и детям. Они выполняют работу той же тяжести, что и мужчины, но оплата труда намного ниже. Детей используют для исследований узких пещер, куда взрослый человек попасть не сможет.
В бразильских шахтах добывают и марганцевые руды, но их количество очень маленькое. Также находят небольшие залежи кобальта, никеля и хрома.
Нефтегазоносная промышленность
Уникальное месторождение нефти находится на шельфе Боливар, в Венесуэле. Здесь находятся 15,3% залежей мирового запаса черного золота, а производится 4%. Самые большие бассейны находятся в Лиме и Лимаре. В Боливии запасы нефти намного меньше, что не скажешь о месторождениях природного газа.
Вторая по залежам этого ископаемого – Мексика. На мировой рынок она поставляет до 5% черного золота. Также, большие перспективы по нефтедобыче принадлежат Колумбии. Сюда идет наибольшее количество инвестиций, из Англии и США. Здесь было открыто одно из крупнейших нефтяных месторождений Южной Америки – Кусиана, которое назвали нефтяным морем. Внутренние потребности материка в нефти и газе покрываются путем разработки скважин Аргентины, Боливии и Бразилии.
Драгоценные и поделочные камни Южной Америки
Благодаря вулканической активности Южная Америка стала месторождением большого количества неметаллических полезных ископаемых.
Первенство по добыче качественных изумрудов занимает Колумбия. Здесь есть залежи камней, в состав которых входит хром, ванадий и железо. Благодаря этому, драгоценности пестрят палитрой всех оттенков зеленого. Поражает и чистота этих камней. Чаще всего, изумруды образуются в результате высокой вулканической активности, но они состоят из нескольких частей и легко крошатся. Здесь же, камни не мутные, без прожилок, огромного размера. Все потому, что они попадают под воздействие высоких температур и давления, меняется кристаллическая углеродистая решетка, это и делает чистоту изумруда безупречной.
Здесь был найден самый большой в мире самородок, весом в пять карат. Он имеет равномерный цвет, обладает высокой прозрачностью, и считается одним из самых дорогих камней в мире. Из-за большого количества хрома, в составе камня, он имеет насыщенный темно-зеленый цвет.
Сейчас горнодобывающая промышленность Южной Америки развивается не так активно – запасы быстро истощаются. Поэтому геологи постоянно анализирую территории, где предположительно есть большие залежи редких камней. В Колумбии было найдено и большое месторождение агатов. Это серые камни, которые приобретают цвет в результате окрашивания. Один из самых популярных – черный, повторяющий оникс. Это камень с глубоким цветом, который легко поддается шлифованию.
Также, на материке найдены залежи таких редких камней, как берилл и аквамарин. Самородки, привезенные из этой местности, считаются самыми красивыми и дорогими в мире. В шахтах Южной Америки находят много разновидностей их окраса – зеленый, розовый, голубой, белый, красный и желтый. Камни, которые добывают на этой территории обладают очень насыщенным цветом, что имеет большую ценность в ювелирном искусстве. Зеленый берилл практически не отличается от изумруда внешне, но встречается немного чаще.
Выводы
Рассказать кратко о полезных ископаемых Южной Америки невозможно, ведь здесь месторождения самых разнообразных руд и камней в мире. Все благодаря особенностям рельефа материка, который образовался в результате вулканической активности, а также метаморфического и осадочного процесса. Несмотря на экономическое неблагополучие большинства стран, рудники этого материка имеют большое значение для всего мира. Южная Америка славится не только особенностями рельефа, но и большим количеством качественного сырья. Железняки, драгоценные камни, медь, олово – множество месторождений еще не найдены, ведь территория недостаточно изучена.
Благодаря залежам полезных ископаемых экономическая ситуация страны постепенно выравнивается. Но сейчас большая часть населения все еще страдает от нищеты и преступности.
Источник
Урок 45 14.02.19 г.
7 класс, география
Цуканова Ольга Михайловна
Тема: Полезные ископаемые
Цель:
-закрепить знания учащихся о размещении полезных ископаемых на территории Южной Америки;
-продолжить формирование умений и навыков работы с к/к и картами атласа; развивать внимание, память, умение работать с картами атласа;
— прививать интерес к изучаемому предмету. Расширить мировоззрение учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формирование представлений и знаний об особенностях полезных ископаемых Южной Америки;
Метапредметные:
— формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Личностные:
-формирование познавательного интереса к изучению материков.
Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас; видеосюжет, ноутбук, проектор.
Ход урока:
Структура
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организационный момент
Приветствует класс, определяет готовность рабочего места
— приветствуют учителя
Опрос д/з
Рассказать о строении земной коры в пределах Южной Америки (она лежит в пределах Южно-Американской плиты – часть земной коры, которая закончила своё формирование; на западе материка – области герцинской и кайнозойской складчатости)
Пользуясь картой, покажите крупные формы рельефа Африки (низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская; Бразильское и Гвианское плоскогорья; горы: Анды)
— отвечают на вопрос учителя
— работа с картой
Подготовка к работе на основном этапе
— то, что мы будем изучать на уроке залегает в земной коре;
— по происхождению бывают: осадочные, магматические, метаморфические;
— по использованию человеком: топливные, рудные, нерудные
— «мозговой штурм»
— предположение темы урока
Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи
— Какая существует взаимосвязь между строением земной коры и полезными ископаемыми?
— Какие полезные ископаемые расположены на территории материка
— проблемный вопрос
Разработка проекта выхода из затруднения
— Как мы его будем изучать строение земной коры и полезные ископаемые, залегающие в её недрах?
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
— Чтобы решить проблему исследования, что необходимо? (новые знания)
— Где вы будете добывать эти знания? (рассказ учителя, топографическая карта, интернет ресурсы, видеосюжет)
— Какую информацию вы будете искать? (о полезных ископаемых Южной Америки; взаимосвязь между строением земной коры и залеганием полезных ископаемых)
— ответы учащихся,
— беседа
Целеполагание и мотивация
— Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели
— познакомиться с основными полезными ископаемыми Южной Америки
— уметь выявлять причинно-следственную связь между строением земной коры и залеганием полезных ископаемых
– справиться с заданиями ВПР и ГИА в 9 классе
— выводят цели урока;
— слушают учителя
Изучение нового материала и первичное закрепление
1. Полезные ископаемые
— молибден, серебро, медные руды, бокситы, золото, полиметаллические руды, оловянные руды (в горах; железные и марганцевые руды (в щитах); нефть, газ (в предгорьях)
2. В чём заключается взаимосвязь между строением земной коры и залеганием полезных ископаемых?
— в пределах плит и в предгорьях залегают осадочные породы (уголь, нефть, газ и др.), в щитах – железные и марганцевые руды, в горах – руды цветных металлов (медные, оловянные, алюминиевые руды, полиметаллические и др.)
— работа с тектонической картой
— работа с текстом учебника стр. 138, тектонической картой мира
Применение знаний и умений
Контроль и самооценка знаний и способов действия
— перечислить полезные ископаемые Южной Америки друг другу
— Заучить значки, которыми они изображены на карте
— Какая существует взаимосвязь между строением земной коры и полезными ископаемыми?
— работа в парах, с картами атласа
— отвечают на вопросы учителя
Подведение итогов занятия, Д/З
§ 34 повторить; работать с картой атласа
Запись д/з в дневник
Стадия
рефлексии
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Сегодня на уроке я повторил …»
«Сегодня на уроке было интересно …»
«Сегодня на уроке было трудно…»
Источник