География 7 класса рельеф и полезные ископаемые

География 7 класса рельеф и полезные ископаемые thumbnail

Слайд 1

Рельеф и полезные ископаемые африки Урок географии, 7 класс Автор: Головань Ольга Викторовна, учитель географии Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 города Буденновска Буденновского района «

Слайд 2

Цели и задачи : Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки – их составе, строении, расположении. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

Слайд 3

Повторение пройденного материала. Какое место по площади занимает Африка? (Второе в мире) В скольких полушариях расположена Африка? (В четырех) Чем является Альмади ? (Мысом) Какой мыс является крайней южной точкой Африки? (Игольный) Какой материк ближайший к Африке? (Евразия) Какой пролив отделяет Африку от Европы? (Гибралтарский) Северный мыс Африки. м. Альмади м. Игольный Гибралтарский пролив ( Бен-Секка ) м. Бен-Секка

Слайд 4

Повторение пройденного материала. Укажите имя путешественника Этот португальский мореплаватель открыл морской путь в Индию, обогнув Южную Африку, прошёл вдоль восточного побережья материка, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана. Васко да Гама

Слайд 5

Повторение пройденного материала. Назовите имя знаменитого исследователя. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им Виктория. Кто руководил экспедицией, которая с 1926 по 1927г. в Африке собрала 6000 образцов культурных растений? Давид Ливингстон Николай Иванович Вавилов

Слайд 6

Анализ карты: «Строение земной коры». На скольких литосферных плитах находится Африка? Есть ли районы столкновения с другими плитами? Если ли есть, то где, и какие процессы происходят при столкновении? Как называется плита и платформа, на которых расположен материк? Горы какого возраста расположены на материке? В каком направлении и с какой скоростью движется плита? ( Африканская плита, Африканская платформа ) ( На одной литосферной плите ) ( Сталкиваются Африканская и Евразийская плиты .) ( Древние горы: Капские и Драконовы; молодые горы: Атлас) (Плита движется на северо-восток)

Слайд 7

Сравнение тектонической и физической карт. Что такое рельеф? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка? Вспомните изученные формы рельефа суши. ( Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту, называют рельефом) ( Равнины располагаются на платформах, а горы – в районах складчатостей.)

Слайд 8

восточно-африканские разломы Какие формы рельефа преобладают в Африке? В чем причины разнообразия рельефа? В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Подумайте, с чем связано его образование?

Слайд 9

Рельеф Где находятся молодые горы? Как они называются? Могли ли молодые горы образоваться в центре Сахары? Где находятся низменности? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?

Слайд 10

РЕЛЬЕФ Равнины занимают большую часть Африки. По преобладающим высотам материк можно разделить на Низкую Африку и Высокую Африку. Определите по карте преобладающие высоты Низкой и Высокой Африки.

Слайд 11

Работа с физической картой Африки. п / п Название формы рельефа Название высшей точки Абсолютная высота точки, м 1 г.Тубкаль 4165 2 Нагорье Аххагар г. Тахат 3 Эфиопское нагорье 4 5895 5 Плато Дарфур 6 Нагорье Тибести 3415 По физической карте Африке занесите в таблицу недостающие данные.

Слайд 12

Атласские горы На северо-западе материка находятся горы Атлас, северные молодые хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит.

Слайд 13

тубкаль Самая высокая вершина Атлас гора Тубкаль (4165 м), излюбленное место отдыха поклонников горнолыжного туризма.

Слайд 14

Вулкан килиманджаро Килиманджаро – один из крупнейших потухших вулканов в мире, самая высокая гора в Африке.

Слайд 15

Эфиопское нагорье Эфиопское нагорье – огромный горный массив с цепями высоких гор и множеством отдельных потухших вулканов.

Слайд 16

Драконовы горы Драконовы горы похожи на уступ, один склон которого пологий, а другой крутой, причем крутой склон короче пологого в два раза.

Слайд 17

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ . Какая часть Африки богата рудными полезными ископаемыми магматического происхождения, а какая – полезными ископаемыми осадочного происхождения? С чем связаны различия в размещении месторождений полезных ископаемых разного происхождения?

Слайд 18

вывод Полезные ископаемые осадочного происхождения, соответствуют равнинам, а это северная, западная и центральная части материка. Полезные ископаемые магматического происхождения, соответствуют горному рельефу, а это восточная и юго-восточная части материка. Следовательно, между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми существует определенная связь, а именно: платформам соответствуют равнины и залежи осадочных полезных ископаемых. Полезные ископаемые магматического происхождения встречаются на равнинах, где кристаллический фундамент платформы подходит близко к земной поверхности, а также по линии разломов земной коры. Складчатым областям соответствуют горы и полезные ископаемые магматического происхождения. Осадочные полезные ископаемые встречаются в горах, образование которых происходило на месте древнего моря.

Слайд 19

Тест 1. Располагаются на стыке двух литосферных плит 1)Драконовы горы; 2) Капские горы; 3) Атласские горы; 2. Наивысшая точка Африки 1)вулкан Килиманджаро; 2)вулкан Кения; 3)вулкан Камерун. 3. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы 1)медных руд; 2)алмазов; 3)нефти. 4. Нагорье на востоке Африки 1) Ахаггар ; 2) Эфиопское; 3) Тибести . 5. Горы на юго-востоке Африки 1)Драконовы горы; 2)Капские горы; 3) Атласские горы; 1.3; 2.1; 3.3; 4.2; 5.1.

Слайд 20

Домашнее задание §25. Обозначьте на контурной карте крупные форм рельефа и месторождения полезных ископаемых.

Слайд 21

Список используемых источников Библиотека электронных наглядных пособий «География 6 -10 классы» Никитин Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО»,2005 https://ru.wikipedia.org https://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid https://geography7.wdfiles.com/local—files/surface-of-africa/Tizi%27n%27Toubkal.jpg https://geography7.wikidot.com/surface-of-africa https://sergeydolya.livejournal.com/354124.html https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Toubkal_7.90965W_31.05231N.jpg?uselang=ru https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/47/Ethiopian_highlands_01_mod.jpg/640px-Ethiopian_highlands_01_mod.jpg?uselang=ru

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 18

ГЕОГРАФИЯ

Тема:  «Рельеф и полезные ископаемые

Африки»

Учитель 1 квалификационной категории

Карпова Татьяна Николаевна

Ковров, 2013

Тема урока:

«Рельеф и полезные ископаемые Африки»

Цели и задачи:

Обучающие:

  • Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;
  • Вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;
  • Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка, их составе, строении, расположении;
  • Познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки.
Читайте также:  Чем полезен зеленый чай на ночь

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

Воспитательные:

  • Формирование чувства сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;
  • Формирование коммуникативного взаимодействия учеников с учителем;

Учебно-наглядный комплекс:

  • Физическая карта Африки
  • Картины
  • Слайды

Термины и понятия

  • Рельеф. Платформа.
  • Разлом. Столовая гора.

Географические объекты:

Горы: Атлас. Капские. Драконовы.

ВЛК: Килиманджаро. Кения.

Нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести

Плоскогорья: Восточно-Африканское

Разлом: Великий Африканский.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята!

Сегодня я, вместе с вами представляю на суд жюри конкурсный урок

«Учитель года – 2007»

    — Это очень ответственно! Давайте с вами соберемся на эту работу!

  • Сейчас я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет еще лучше сосредоточиться.

Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.

Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях.

А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе и в одном и том же направлении.

 Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ.

Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете.

Ну что? Начинаем?

На прошлом уроке географии у вас прошло 1-ое знакомство с материком «Африка»

Сегодня мы продолжим

Африка изучать

Прошу Вас, сегодня,

Хорошо отвечать!

  1. Проверка домашнего задания.
  • Сейчас мы с вами поиграем («Снежный ком»)

Я назову один географически объект, связанный с материком Африка и передам этот предмет (БАНКА ИЗ-ПОД КОФЕ) 1-ой парте. Ребята повторяют мое слово  + называют свое тоже связанное с Африкой и передают эстафетную палочку 2-ой парте, те повторяют уже 2 слова и называют свое и т.д. от парты к парте слов будет больше, запоминать их нужно быстро «банку» тоже надо передавать быстро, пока она не обойдет все парты и не вернется вновь ко мне.

        — Итак! Начали! Мыс Игольный…

Молодцы! Вспомнили много слов. Я теперь знаю, что с Африкой вы действительно немного познакомились.

— Ребята! А вы обратили внимание, что служило нам «эстафетной палочкой».

— Банка из-под кофе. На которой написано КАФФА.

 Кто может предположить, почему именно такая банка?

Ответы учащихся:

        — Родина кофе провинция «Каффа» в Эфиопии, на Эфиопском нагорье.

        — Эфиопское нагорье?

         — А что это? – форма рельефа.

         — А где это место находится? – работа с картой атласа «Африка физическая карта».

        — Ну, вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока.

         – Кто может предположить или уже догадаться

         — Какая тема сегодняшнего урока?

        — Посмотрите на доску, подумайте

         — О чем мы должны сегодня говорить.

Тема урока на доске закрыта.

После ответов учеников открываем тем урока

Записанную на доске.

        Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

         — Сегодня на уроке мы должны:

  • Вспомнить историю развития Земли и появление материка Африка.
  • Познакомиться с особенностями рельефа материка и полезными ископаемыми.
  • Узнать о формах рельефа Африки и их названии.

— Что мы понимаем под словом «рельеф»?

— Как на физических картах изображается рельеф?

— Как по карте можно определить высоту места?

  • А теперь посмотрите на доску! На ней карточки со словами.
  • Задание: Расположите эти слова в правильном порядке и объясните: «Почему вы так решили?»

— Кто пойдет к доске? (выстраивают цепочку и объясняют ее)

А теперь давайте представим Африканские ландшафты, и поможет нам в этом подборка слайдов.

        Зрительная память у нас лучше, поэтому смотрите, запоминайте: лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать.

  • Посмотрите на физическую карту Африки.
  • Какие формы рельефа есть в Африке? (низменность, плоскогорья, горы)
  • Какие из этих форм преобладают? (равнины, плоскогорья)
  • Определите по карте высоту равнины в разных частях материка.
  • На севере и западе
  • На востоке и юге > 1000м
  • Ребята! Какой вывод можно сделать о рельефе Африки? (рельеф равнинный, т.к. в основании – платформа, низменностей мало – по побережьям океанов и рек, преобладают плоскогорья разных высот).
  • Хорошо! Правильно!
  • Ребята! А попробуйте изобразить эти формы рельефа?

На фоне музыки: «Если долго-долго по дорожке»

1 ряд – низменности

2 ряд – возвышенности

3 ряд – горы

  • Молодцы! Всем спасибо!
  • Вы уже сказали и показали, что горы в Африке есть.
  • А теперь посмотрите слайды и послушайте меня.

Слайд № 3 –Восточная Африка.

  • На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

Слайд № 4 — гористая местность Северо-западной Африки.

  • На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы
  • А сейчас ребята. Давайте заполним схему «Особенности рельефа Африки»

Слайд № 5 деление Африки на низкую – северо-западную

                                      высокую – юго-восточную

Особенности рельефа Африки

Северо-западная                                                                        Юго-восточная

Средняя высота 1000м

Г. Атлас – г.Тубкаль                                                Восточно-африканское плоскогорье

Нагорья Ахаггар                                                Эфиопское нагорье

          Тибести                                                Драконовые горы

                                                                Капские горы

                                                                Вяк Килиманджаро — 5895

  • Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

Назовите самую высокую точку Африки – вяк Килиманджаро – 5895м.

Показ слайда № 2 вяк Килиманджаро

  • А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.

 — Ребята! К вам вопрос!

— В какой части северной Африки следует искать этот город и чем объясняется трагедия!

  • Можно посмотреть в атлас «Строение  земной коры»
Читайте также:  Таурин для кошек полезен или нет

Г. Атлас – стык 2-х литосферных плит

  • А сейчас

Слушайте внимательно

Объяснение мое

Было бы желательно

Чтоб вы запомнили все

Слайд № 12 – «Столовая игра»

— Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми горами.

— Интересное описание этих гор имеется в романе И.Гончапрва «Фрегат «Паллада»

— Достаньте из папки текст с описанием. И я буду читать вслух, а вы следите.

Еще раз найдите их на карте и назовите  — Капские Драконовы

Покажите у карты.

  • Теперь открываем учебник §25, ср. 114.

Какие процессы влияют на разрушении гор?

  • Посмотрите на рисунок и прочитайте про себя 2-ой абзац.
  • (под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, другие – опускались →возникли высокие плоскогорья и котловины Чад, Калахари, Конго).

Слайд № 7 – схема африканских разломов.

  • Ребята, а сейчас мы проведем

Брейн сторминг  — вы все вместе обсудите.

Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться?

Кто-то один будет отвечать. А чтобы было удобнее подойдите все к этой парте и думайте как ответить.

Время обсуждения 1 мин.

Время пошло…

Кто отвечает. Спасибо! Все хорошо.

Слайд № 21 – Добыча полезных ископаемых.

Ребята! А сейчас о чем пойдет речь?

  • Африка – богатейший материк  по разнообразным полезным ископаемым.

Какого происхождения полезные ископаемые вы знаете?

Магматические и Осадочные.

Посмотрите на карту и приведите примеры этих полезных ископаемых.

  • Нефть                                        
  • Газ
  • Уголь                                        к доске прикрепляются значки
  • Железная руда                        полезных ископаемых
  • Медная руда
  • Золото
  • Алмазы
  •    Вот и к концу подходит урок

   Нам пора подводить итог!

  • Возьмите из папки листочки с текстом «Рельеф Африки». В тексте, вместо пропущенных слов вставьте нужные из справочника.

Время выполнения – 2 минуты

Берем в руки ручки и начали.

  • А теперь проверяем!

Критерий оценки внизу листка.

Кто допустил:

        1-2 ошибки

        3-4 ошибки

Молодцы! Хорошо! Всем спасибо.

  • У кого есть вопросы по сегодняшнему уроку?
  • А у меня к вам есть!

Что понравилось?

Что нет?

Интересно было?

Не смотря на то, как меня оценит компетентное жюри.

Мне понравилось. Спасибо, что вы помогли мне, я познакомилась с интересными ребятами!

Но вернемся к целям урока:

  1. об этом мы вспомнили.
  2. с этим познакомились.
  3. об этом узнали.

Ребята! Я думаю, что не менее интересным будет и домашнее задание.

Откроем дневники:

  1. § 25
  2. В папке – таблица «Полезные ископаемые», ее тоже нужно будет заполнить.
  3. И на память о сегодняшнем уроке я дарю вам закладки в учебник географии, а на оборотной стороне вам нужно подписать «Сравнительные высоты гор Африки», а на следующим уроке вошла Наталья Егоровна проверит ваши работы и оценит их.

А сейчас сюрприз

На фоне слайда «Килиманджаро», танец «Килиманджаро»

Источник

Особенности тектонического строения и формирования разных материков дети начинают изучать еще на уроках географии в 7 классе. Рельеф и полезные ископаемые Африки разнообразны. Этот континент состоит из необъятных пустынь, равнин, диких джунглей и огромных гор. В каждом регионе добывают определенные минералы и используют имеющиеся природные ресурсы.

Образование материка

Рельефом в географии называют совокупность неровностей земной поверхности. Они могут отличаться по происхождению и возрасту, размерам. То есть это форма поверхности, которая постоянно изменяется под воздействием разных факторов. Разобраться с геологическим строением материка помогут контурные карты 7 класса. Рельеф Африки преимущественно равнинный, на континенте мало низменностей. А также на нём нет протяженных и очень высоких горных участков.

Рельеф Африки сложился в результате исторического развития. Вначале на планете был только один материк — Пангея. В него входили все современные континенты, а его берега омывал единственный океан. Но постепенно суша покрылась глубокими трещинами, из-за чего земная кора разделилась на литосферные плиты. Тогда образовалось несколько материков, один из них назывался Гондвана. В результате ее разделения появилась Африканская литосферная плита. Ей и принадлежит территория современного континента.

Литосферные плиты до сих пор продолжают двигаться. Постепенно раскалывается и Африканская. Когда она поднимается, то образуются плоскогорья. А при её опускании появляются разломы. Самые крупные из них постепенно заполнялись водой, из них получились озёра:

  • Виктория;
  • Танганьика;
  • Ньяса.

Постепенно от континента отделяется Аравийский полуостров, хотя сейчас он еще находится на Африкано-Аравийской платформе. А самым крупным рельефным образованием на континенте является Восточно-Африканский разлом. Он охватывает большую часть восточного побережья материка, пересекает его в меридиональном направлении.

Именно рифтовые зоны считаются наиболее сейсмически активными. Здесь расположены горные хребты с действующими вулканами, часто происходят землетрясения. Самая высокая точка Африки — Килиманджаро, или, в переводе с языка суахили, Гора, которая сверкает.

У этого названия есть целая легенда. Однажды вождь местного племени отправил своих воинов на разведку на вершину этой горы. Они увидели на пике серебро, взяли его в руки, но драгоценный металл растаял. Оказалось, что аборигены пытались схватить снег. А когда они почувствовали его холод, то назвали Килиманджаро — «Обитель бога холода» или «Гора, которая сверкает». Во всей Африке это единственная возвышенность, вершина которой покрыта снегом.

Характеристика рельефа

Рельеф материка разнообразен, он отличается в разных регионах. Северная Африка характеризуется низменностями, а в Южной преобладают котловины. В регионах, которые относятся к первой территории, средняя высота составляет 300 м над уровнем моря. Но здесь более разнообразный рельеф. Ведь именно в Северной Африке находятся нагорья Ахаггар и Тибест, которые достигают 3000 метров. Южный регион начинается с плоскогорья, он понижается и переходит в котловины. А заканчивается материк Драконовыми и Капскими горами.

Эти возвышенности можно считать уникальными. У Драконовых гор плоские, очень красивые вершины. Их название связано сразу с несколькими легендами. Согласно одной из них, от подножия горы поднимается дым и доходит до вершины. Это явление напоминает дракона, который испускает пар из своих ноздрей.

Читайте также:  Полезные советы на каждый день видео

Средняя высота природного рельефа Африки составляет 750 м. Наиболее высокие отметки:

  • Килиманджаро;
  • вулкан Кения;
  • Атласские горы.

Два вулкана — Килиманджаро и Кения, их высота — 5895 и 5199 м соответственно. Ближе к северо-западу расположены Атласские горы. Они образовались вследствие столкновения двух литосферных плит — Евразийской и Африканской. А их название связано с титаном Атласом, который держал на своих плечах небосвод.

На северо-востоке материка находятся наиболее низкие поверхности:

  • Ливийская пустыня;
  • Сахара;
  • другие пустыни.

На территории Ливийской пустыни находятся наиболее глубокие впадины. Они образовались из-за перемещения земной коры. В Африке расположена самая жаркая и большая в мире пустыня — Сахара. Хотя ещё в 7 веке до н. э. в ней были плодородные земли, на которых находились водоёмы и растительность. Но постепенно климат становился более засушливым, Сахара превратилась в пустыню. Ветер в ней постоянно переносят пески, из-за чего образуется высокие барханы и дюны.

Примерно 40% территории материка занимают именно пустыни, а особенно северную часть. Остальные находятся на юго-востоке.

А в западной части Восточноафриканской рифтовой системы расположены Лунные горы. Их вершины поднимаются до 5000 м. Еще в 150 году до н. э. Клавдий Птолемей сумел нанести их на карту, а также обозначить, что именно в этих горах берёт свое начало река Нил. Сегодня их называют Рувензори. Но античные географы в своих работах считали их истоком Нила.

Отличия регионов

Согласно карте высот, Африка делится на две территории: Южную и Северную, Западную и Восточную. Хотя некоторые географы предпочитают другую классификацию — Высокая и Низкая. Последняя простирается на 60% всего материка. Территориально она находится на севере, западе, а также в центральной части континента. В Африке есть возвышенности, высота которых достигает 1000 м.

Высокая часть занимает восток и юг материка. Ведь на этих территориях расположены наивысшие точки материка. На севере в рельефе Африки преобладают горные цепи. Здесь расположены молодые хребты Атласа, которые образовались в результате столкновения двух литосферных плит. Наивысшая точка — Тубкаль, 4165 м, она находится на территории государства Марокко. В этой части континента также находится доля Эфиопского нагорья, которую ещё принято называть крышей Африки. Эта территория считается наиболее сейсмически активной, а максимальная высота вершины здесь достигает 4000 м.

Большую часть Восточной Африки занимает Восточно-Африканская долина. В ней расположены потухшие вулканы и самые высокие горы, а также наиболее глубокие озёра.

Южный регион характеризуется разнообразным рельефом. Здесь горы перемежаются равнинами и плоскогорьями. Вершины Драконовых и Капских хребтов опутаны легендами и мистическими историями. Хотя на самом деле это довольно живописные местности, отличающиеся от других гор мира. Дело в том, что вершины у них не заострённые, а плоские. Практически сразу за этими хребтами находится Южно-Африканское плоскогорье, а также довольно глубокие котловины. В Западной Африке расположены Атласские хребты. Хотя здесь находятся также некоторые плоскогорья.

Примерно 40% всей суши Африки занимают пустыни, но есть и довольно плодородные места, так называемые оазисы. Они характеризуются наличием водоёмов, разнообразной растительностью и богатым животным миром. На формирование рельефа материка влияют внешние и внутренние силы. Они воздействуют на континент одновременно. И это продолжается до сих пор, также большое влияние имеют силы природы.

Африка по высоте рельефа находится на третьем месте в мире. Она уступает только Евразии и Антарктиде. Благодаря этому показателю можно считать третьим наивысшим континентом в мире.

Полезные ископаемые

В Африке есть огромные месторождения разнообразных полезных ископаемых. Они появились благодаря тектоническому строению — на стыке или в разломах платформ и литосферных плит. Залежи некоторых природных ресурсов оказались крупнейшими в мире. Вследствие повышенной сейсмической активности на континенте образовалось множество магматических и кристаллических пород.

Разные полезные ископаемые ЮАР и других регионов Африки лучше представить в таблице:

Регион Минералы
Южная Африка Золото, олово, уран
Северная Каменный уголь, марганец, соли
Восточная Кобальт, литий, асбест
Западная Природный газ, нефть

Месторождения расположены неглубоко, так как кристаллические породы лежат практически на поверхности земли. Благодаря этому геологи стали добывать минералы открытым методом, какой считается менее затратным.

В Южной Африке находятся самые большие в мире залежи золота и свинца, меди и цинка, урана и олова. На севере добывают каменный уголь, разные соли, марганец и нефть. Западная Африка славится месторождениями фосфоритов и природного газа. А на востоке были найдены месторождения лития, платины, олова, асбеста.

Наиболее богатым на природные ресурсы государством считается ЮАР. В этой стране есть залежи почти всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа. Зато здесь много каменного угля, залежи которого расположены практически на поверхности земли. В северной части континента находятся значительные месторождения нефти. В низинных местах геологи добывают фосфориты.

Южная Африка славится своими рудными полезными ископаемыми, а по запасам меди она стоит второй в мировом рейтинге после Америки. В центральной части расположено огромное месторождение алмазов. А также Африка является мировым лидером по добыче золота. Геологам приходится работать недалеко от мысов, чтобы найти ценные минералы и горные породы.

Хотя у материка огромное количество природных ресурсов, около 80% добытых полезных ископаемых перерабатываются за пределами Африки или идут на экспорт. Основная проблема континента — слаборазвитая промышленность. Местному населению в большинстве случаев приходится работать примитивными орудиями труда, а порой просто руками. Но и это не мешает Африке занимать лидирующие позиции по добыче природных ископаемых и минералов.

Предыдущая

ГеографияМногообразие стран мира — классификация, признаки и особенности

Следующая

ГеографияПриродные зоны западной Сибири — особенности растительного и животного мира

Источник