География 8 класс баринова полезные ископаемые

География 8 класс баринова полезные ископаемые thumbnail



Вопросы в начале параграфа

1)Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и деятельность человека?

Рельеф, климат, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания грунтовых и подземных вод, режим поверхностных вод, горно-геологические условия добычи полезных ископаемых.

2)Какие природные ресурсы вам известны?

Минеральные, климатические, водные, земельные, биологические.

Вопросы в параграфе

*По картам определите, какие территории нашей страны обладают наиболее благоприятными природными условиями для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Наиболее благоприятные условия для жизни и ведения хозяйства в средней полосе Русской равнины, южный районы западной Сибири.

Докажите, что деление ресурсов на исчерпаемые и неисчерпаемые весьма условно, и что даже неисчерпаемые природные ресурсы могут быть непригодными для использования.

Исчерпаемость и неисчерпаемость ресурсов – условные понятия. Эти состояния во многом зависят от рациональности их использования. К примеру, ресурсы животного и растительного мира относятся к исчерпемым, однако при правильном использовании и охране, они могут существовать очень продолжительное время. Водные ресурсы относятся к неисчерпаемым, но что касается запасов чистой питьевой воды, то они на отдельных территориях крайне ограничены.

*По картам атласа и учебника определите, какие крупные месторождения России расположены с полярных широтах; добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории и наличием многолетней мерзлоты.

В полярных широтах расположены месторождения апатитов в Хибинах, Печерский угольный бассейн, месторождения никеля в районе Норильска. На заболоченных территориях ведется добыча нефти и газа в Западной Сибири. Большая часть природно-ресурсного потенциала страны сконцентрированы в зоне распространения многолетней мерзлоты. Около половины общих запасов углей находится в Восточной Сибири, огромны ресурсы Дальнего Востока (Южно-Якутский бассейн). Выделяются по запасы меди (Восточная Сибирь), свинца и цинка (Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток), никеля (Норильский район). Важное значение для экономики страны имеют запасы благородных металлов и алмазов. Россия обладает крупными запасами золота, серебра, платиноидов и алмазов. Большая часть месторождений находится в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

*По карте определите, какие курорты существуют в России, где они расположены.

Курорты Северо-Запада России: Светлогорск, Отель Волна

Курортный район Санкт-Петербурга

Курорты Средней полосы России

Курорты Поволжья

Кавказские Минеральные Воды: Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск

Курорты Краснодарского края: Анапа, Геленджик, Сочи

Курорты Урала: Курорт Усть-Качка

Курорты Сибири: Белокуриха: Озеро Шира

Курорты Дальнего Востока

Вопросы в конце параграфа

3. Оцените природно-ресурсный потенциал России.

Природно-ресурсный потенциал России велик. Страна обладает огромными запасами практически всех видов полезных ископаемых. Мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал Российской Федерации, способный обеспечить необходимые объемы внутриреспубликанского потребления и экспорта, характеризуется крайне неравномерным размещением по территории — значительная его часть сосредоточена преимущественно в восточных районах страны и в малоосвоенных удаленных северных районах. Для природных ресурсов России в целом характерна диспропорция в их распределении между западными и восточными районами. В целом ресурсные возможности европейской части значительно более ограничены, чем восточной. Такая диспропорция создает трудности в развитии хозяйства и освоении новых месторождений.

4. Какие закономерности прослеживаются в размещении природных ресурсов нашей страны?

Для природных ресурсов России в целом характерна диспропорция в их распределении между западными и восточными районами. В целом ресурсные возможности европейской части значительно более ограничены, чем восточной. Более 90% всех топливно-энергетических ресурсов расположено в восточных районах страны, а на европейскую часть, включая Урал, приходится менее 10%. В то же время 3/4 всего потребления топлива энергии приходится именно на европейскую часть и Урал. В районах Дальнего Востока и Сибири преобладают промышленные ресурсы. Во всех остальных районах выделяются сельскохозяйственные ресурсы.

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. С какими материками и странами схож растительный и животный мир нашей страны? Как вы думаете почему?

Животный мир нашей страны схож с животным миром Северной Америки, поскольку Евразия и Северная Америка в прошлом являлись одним материком. Животный мир России подобен животному миру стран-соседей, что объясняется схожими природными условиями.

2. Как проявляется влияние человека на состав и численность живых организмов?

Влияние человека проявляется в виде сокращения видового разнообразия животного и растительного мира. Прежде всего это происходит, потому что в результате хозяйственной деятельности человека уничтожаются естественные местообитания живых организмов.

3. Практическая работа №8. Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России. С какой целью создаются заповедники, национальные парки?

Цель создания заповедников – охрана отдельных видов животных и растений от полного уничтожения, сохранения в нетронутом виде природных комплексов, отслеживание хода всех природных процессов.

Национальные парки создаются для охраны природы и контролируемого рекреационного использования.

ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ

1. На конкретных примерах установите зависимость между рельефом и тектоническим строением территории (например, Западно-Сибирской равнины или Среднесибирского плоскогорья).

Рельеф Западно-Сибирской равнины плоский с небольшими ледниковыми возвышенностями на севере. Это можно объяснить тем, что в ее основе лежит молодая Западно-Сибирская платформа с мощным осадочным чехлом.

2. Объясните, для чего необходим научный прогноз при поиске и добыче полезных ископаемых.

Научный прогноз дает возможность оценить объемы запасов ресурсов, условия их залегания, способы добычи, экологический урон природным комплексам и сделать выводы о рентабельности их добычи.

3. Проиллюстрируете конкретными примерами зависимость размещения полезных ископаемых от геологического строения территории.

К осадочным чехлам платформ и предгорным впадинам приурочены топливные полезные ископаемые – месторождения нефти и газа Западной Сибири, Предуралья. Месторождения железным руд приурочены к выступам кристаллического фундамента, древним горным системам – Курская магнитная аномалия, Уральские горы.

5. Возникновение каких экологических проблем связано с открытой добычей железной руды или каменного угля? С добычей нефти в Западной Сибири или на севере Каспия? Какие меры по охране окружающей среды следует предпринять?

При открытой добыче железной руды или каменного угля уничтожаются огромные площади почв, образуются горы вскрышных пород и отвалов, после выработки остаются огромные карьеры, может изменяться уровень грунтовых вод. С добычей нефти на севере Каспия связаны сильные загрязнения вод моря и деградация флоры и фауны. В Западной Сибири существует проблема утилизации попутного газа. Ежегодно на нефтепромыслах сжигается 6-7 млрд. м3 попутного газа, или 75-80% его общего объема, в то время как по условиям лицензирования его потери не должны превышать 5%. Газовые факелы, образующиеся при сжигании газа, хорошо видны из космоса. Для решения экологических проблем необходимо соблюдать принципы рационального природопользования, внедрять новые технологии добычи и переработки полезных ископаемых, производить рекультивацию природных комплексов.

6. Составьте характеристику климата умеренного пояса.

Умеренный — это самый большой по площади климатический пояс в России. Именно поэтому его принято разделять на четыре зоны: умеренно континентального, континентального климата, резко континентального, муссонного климата. Характерным для всего умеренного климатического пояса является наличие чётко выраженных четырёх времён года: весны, лета, осени и зимы. Причём температурные режимы лета и зимы довольно резко отличаются друг от друга.

Умеренно континентальный климат России

Основными признаками этого вида умеренного климата является жаркое лето (в его середине температура поднимается до 30°С) и морозная зима (температура опускается до — 30°С). Количество осадков варьируется в зависимости от близости к Атлантике. Увлажнение в зоне умеренно континентального климата изменяется от избыточного севере, северо-западе, до недостаточного на юге, юго-востоке.

Континентальный климат России

Формируется под влиянием воздушных масс умеренных широт, приходящих с запада. В то же время с севера на юг продвигаются более холодные арктические воздушные массы, а на север континентальный тропический воздух. В результате на севере выпадает в 3 раза больше осадков, чем на юге. Здесь ещё больше усиливается разница между температурами лета и зимы. Средняя температура в июле достигает 26°С, а в январе -25°С.

Резко континентальный климат России

Характерной чертой резко континентального климата является малая облачность и небольшое количество атмосферных осадков, которые выпадают, главным образом, в тёплое время года. Результатом этого является жаркое лето и морозная зима. Малое количество осадков в зимний период способствует сильному промерзанию почвы и сохранению многолетний мерзлоты. В пределах этой климатической зоны находится лишь одна природная зона – тайга. Это объясняется тем, что в пределах резко континентального климата практически нет температурных различий между севером и югом.

Муссонный климат

При охлаждении континента зимой увеличивается атмосферное давление, а холодный и сухой воздушные массы перемещаются в сторону океана, где воздух более тёплый (вода остывает медленнее). Летом материк прогревается лучше океана, а холодный воздух с океана стремится на континент. При этом возникают сильные ветры, называемые муссонами, откуда и название климата. Иногда здесь даже образуются тайфуны. Осадки в связи с этим также выпадают по большей части летом и в довольно большом количестве. Если они начинаются во времена таяния снега, то в этих местах обычно происходят наводнения. Увлажнение на всей территории этой климатической зоны избыточное. Так как летом на эту территорию поступает достаточно холодный воздух с севера, то оно здесь достаточно прохладное (средняя температура в июле 15-20°С). Зимой температура иногда опускается до 40°С (средняя около 25°С).

7. Подумайте, не противоречит ли факт выделения климатических областей внутри климатического пояса закону географической зональности.

Думаю, что выделение климатических областей не противоречит данному закону, поскольку внутри каждой климатической области происходят изменения, подчиняющиеся закону географической зональности.

8. Что такое агроклиматические ресурсы? Оцените агроклиматические ресурсы России.

Агроклиматические ресурсы — свойства климата, обеспечива­ющие возможность ведения сельскохозяйственного производ­ства: свет, тепло И влага. Эти свойства во многом определяют размещение растениеводства. Развитию растений благоприят­ствуют достаточная освещенность, теплая погода, хорошее ув­лажнение. Лучшее сочетание агроклиматических ресурсов сформирова­лось в Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском и частично в Поволжском экономических районах. Здесь сумма температур вегетационного периода равна 2200-3400 °С, что позволяет выра­щивать озимую пшеницу, кукурузу, рис, сахарную свеклу, подсол­нечник, теплолюбивые овощи и фрукты.

На основной территории страны преобладает сумма температур от 1000 до 2000 °С, что по мировым меркам считается ниже уровня рентабельного земледелия. Это относится в первую очередь к Си­бири и Дальнему Востоку: здесь сумма температур на большей ча­сти территории колеблется от 800 до 1500 °С, что практически полностью исключает возможность возделывания сельскохозяй­ственных культур. Если изолиния сумм температур 2000 °С на ев­ропейской территории страны проходит по линии Смоленск — Москва — Нижний Новгород — Уфа, то в Западной Сибири она спускается южнее — до Кургана, Омска и Барнаула, а затем появ­ляется только на юге Дальнего Востока, на небольшой территории Амурской области, Еврейской автономной области и Приморского края.

9. Объясните причину нарастания континентальности климата при движении с запада на восток, укажите типичные черты резко континентального климата.

Нарастание континентальности происходит в результате трансформации воздушных масс при движении над материком. Типичными чертами резко континентального климата являются жаркое сухое лето, очень морозная малоснежная зима, большие годовые перепады температур.

10. Какие разновидности внутренних вод встречаются в нашей стране?

Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя или вечная мерзлота, искусственные водохранилища и пруды, каналы.

11. Что такое режим реки? От чего он зависит? Назовите основные типы водного режима рек России.

Режим рек — закономерное изменение состояния реки во времени (изменение уровня, расходов, стока, скорости, температуры и т. д.). Режим рек зависит в первую очередь от климата. В нашей стране по водному режиму выделяют три группы рек: с весенним половодьем, с летним половодьем, с паводочным режимом.

12. Объясните причины сильной заболоченности Западной Сибири.

Западная Сибирь характеризуется большими площадями болот. Причинами этого явления являются следующие факторы: вогнутая поверхность, избыточное увлажнение, плоский рельеф, многолетняя мерзлота и способность торфа, имеющегося здесь в большом количестве, удерживать значительную массу воды.

13. Оцените водные ресурсы России.

Большая часть территории страны хорошо обеспечена водными ресурсами: пресными речными, озерными и подземными водами. Данных ресурсов достаточно для снабжения городов, сел, промышленных предприятий, орошения сельскохозяйственных угодий. На многих реках созданы водохранилища, некоторые из кото­рых по площади превосходят крупные озера. Огромные гидроэнергетические ресурсы России (320 млн кВт) распределены также неравномерно. Более 80% гидроэнергетического потенциала находится в азиатской части страны. Подземные воды — источник чистой воды. Они значительно лучше поверхностных вод защищены от загрязнения. Повышение содержания ряда химических элементов и соединений в подземных водах приводит к образованию минеральных вод. В России известно около 300 источников, 3/4 которых находится в европейской части страны (Минеральные Воды, Сочи, Северная Осетия, Псковская область, Удмуртия и т.д.).

Почти 1/4 запасов пресной воды России находится в ледни­ках, занимающих около 60 тыс. км2. В основном это покровные ледники арктических островов (55,5 тыс. км2, запасы воды 16,3 тыс. км3).

14. Как вы считаете, надо ли беречь неисчерпаемые ресурсы?

Неисчерпаемые ресурсы необходимо беречь, поскольку само понятие неисчерпаемости очень условно. При нерациональном природопользовании возможно не произойдет их истощение, но качественные характеристики могут ухудшиться.

15. Расскажите об особенностях рекреационных ресурсов России. Назовите условия необходимые для их освоения.

Россия обладает огромным рекреационным потенциалом, поскольку имеет крайне разнообразные природные условия, ландшафты. Это дает возможность для развития всех видов рекреации. Но климатичес­кие условия, экологические проблемы, неразвитость инфраструк­туры значительно снижают возможность их полноценного ис­пользования. Вместе с тем в России большие территории фактически не затронуты цивилизацией. Спрос на такие территории во всем мире постоянно растет. Памятники истории и культуры России сильно пострадали в XX в. Для их восстановления требуются большие финансовые вложения. Крупнейшими рекреационными районами России являются Северо-Кавказский, Центральный и Северо-Западный.

Источник

Конспект урока по географии для 8 класса

Разработала: Матвеева Д.В.

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

  Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»;  6-7 правильных ответов –«3»;  менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Индивидуальный опрос:

1)  Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2)  Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3)  Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4)  Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

        По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

   Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

 Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы — Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

   55 

Железные руды

14

Природный газ

   28

Руды цветных металлов

13

Алмазы

   26

Нефть

12

Никель

   22

    Каменный уголь

12

Калийные соли

   16  

 Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):

1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор —  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Источник