География дронов 8 класс полезные ископаемые
Конспект урока по географии для 8 класса
Разработала: Матвеева Д.В.
Тема урока: минеральные ресурсы России.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.
Задачи урока
Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.
Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;
Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Формы контроля: устный опрос, письменный опрос
Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение.
Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия
Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»; 6-7 правильных ответов –«3»; менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.
Индивидуальный опрос:
1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).
2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).
3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).
4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
3. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.
Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.
Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.
(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)
По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:
I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.
II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.
III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.
Месторождение — это скопление полезных ископаемых.
Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.
Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:
1) По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?
3) Определите основные месторождения угля и нефти.
4) Определите размещение месторождений железных руд.
5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?
6) К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?
7) Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?
8) Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?
Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.
Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).
Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).
Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.
Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.
Медные руды — Урал, Забайкалье.
Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.
Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.
Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).
Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).
Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.
Газ — север Западной Сибири.
Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.
Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.
Алмазы — Якутия, Архангельская область.
Полученные сведения учащиеся заносят в таблицу:
№ | Полезные ископаемые | УЗ на карте | Районы добычи |
1 | Железные руды | ||
2 | Никелевые руды | ||
3 | Полиметаллические | ||
4 | Медные | ||
5 | Алюминиевые | ||
6 | Апатиты | ||
7 | Калийные соли | ||
8 | Поваренная соль | ||
9 | Нефть | ||
10 | Газ | ||
11 | Каменный уголь | ||
12 | Бурый уголь | ||
13 | Алмазы | ||
14 | Золото |
Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.
Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %
Апатиты | 55 | Железные руды | 14 |
Природный газ | 28 | Руды цветных металлов | 13 |
Алмазы | 26 | Нефть | 12 |
Никель | 22 | Каменный уголь | 12 |
Калийные соли | 16 |
Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.
Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):
1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).
2.Водооткачка и водозабор — (иссушение территории, обрушение и просадка грунта
3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)
Закрепление. Самостоятельно назвать:
1.Месторождение золота. (Бодайбо)
2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)
3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)
4. Месторождение железной руды. (КМА)
5. Месторождение газа. (Уренгой)
6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)
7.Полуостров апатитов. (Кольский)
Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.
Для тех, кто хочет знать больше.
Растения помогают геологам
Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим
растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.
Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.
При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.
Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.
Источник
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по географии на тему «Минеральные ресурсы и их использование» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 8 КЛАСС
2 слайд
Описание слайда:
План урока 1. Горные породы и минералы. 2. Классификация минеральных ресурсов. 3. Способы добычи полезных ископаемых в России. 4. Практическая работа «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых на примере отдельных территорий».
3 слайд
Описание слайда:
Минерал – природное тело, которое состоит из одного или нескольких химических элементов. Горная порода – это природный агрегат, который состоит из одного или нескольких минералов.
4 слайд
Описание слайда:
магматические осадочные метаморфические Горные породы глубинные (интрузивные) излившиеся (эффузивные) обломочные органические (биогенные) химические (химогенные)
5 слайд
Описание слайда:
Месторождения – крупные скопления полезных ископаемых, имеющих промышленное значение. Бассейны – группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.
6 слайд
Описание слайда:
апатит изумруд рубин боксит
7 слайд
Описание слайда:
сера яшма железная руда
8 слайд
Описание слайда:
кварц лазурит медь самородная пирит
9 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые – это природные минеральные образования в земной коре, которые при данном уровне развития экономики могут быть использованы в народном хозяйстве.
10 слайд
Описание слайда:
По происхождению полезные ископаемые делятся: Магматические: связаны с извержением или излиянием магматических масс Осадочные: образуются путем осадконакопления Метаморфические: образование происходит при высоком давлении, высокой температуре или при соприкосновении раскаленной лавы с осадочными горными породами
11 слайд
Описание слайда:
Минеральные ресурсы – это совокупность запасов разнообразных полезных ископаемых, пригодных для использования в различных отраслях хозяйства как в современных условиях, так и в перспективе.
12 слайд
Описание слайда:
По агрегатному состоянию минеральные ресурсы делятся: Твердые: руды, уголь, каменная соль и т.д. Жидкие: нефть, минеральные воды Газообразные: природный газ
13 слайд
Описание слайда:
По промышленному использованию минеральные ресурсы делятся: Горючие: уголь, торф, горючие сланцы, нефть, природный газ Металлические: руды черных, цветных, редких, благородных металлов Неметаллические: сера, каменная соль и т.д.
14 слайд
Описание слайда:
Классификация природных ресурсов
15 слайд
Описание слайда:
Способы добычи полезных ископаемых Добыча полезных ископаемых – извлечение твёрдых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли. Процесс добычи полезных ископаемых заключается в выемке полезных ископаемых и транспортировке их от забоев за пределы горных выработок на поверхность. Добыча твёрдых полезных ископаемых ведётся открытым (карьерным) способом и подземным (шахтным) способом.
16 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых открытым способом
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых закрытым способом
19 слайд
Описание слайда:
Добыча нефти и газа
20 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание §13; выучить основные символы полезных ископаемых (атлас, стр.1); иметь ручку с чёрными чернилами и офицерскую линейку.
21 слайд
Описание слайда:
Практическая работа «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых на примере отдельных территорий».
22 слайд
Описание слайда:
Анализируя карты атласа (стр. 10-11, 12-13), заполнить таблицу: Географическая территория Тектоническая структура Возраст горных пород Полезные ископаемые 1. 2. 3.
23 слайд
Описание слайда:
Iвариант IIвариант IIIвариант 1. Сихотэ-Алинь 1. Урал 1. Западный Саян 2. Среднерусская возвышенность 2. ПлатоПуторана 2. Барабинская низменность 3. Западно-Сибирская равнина 3. Восточно-Европейская равнина 3. Среднесибирское плоскогорье
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Тема «Минеральные ресурсы и их использование» изучается в 8 классе в разделе «Природа России». В теме знакомим учащихся с различными классификациями минеральных ресурсов: по агрегатному состоянию, по промышленному использованию, по исчерпаемости.
А также обучающиеся узнают о способах добычи полезных ископаемых и проблемах их рационального использования.
Для закрепления темы проводится практическая работа «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых на примере отдельных территорий», где учащиеся анализируют физическую и тектоническую карты и выявляют закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением.
Общая информация
Номер материала:
ДБ-235207
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Учебный элемент
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по успешному усвоению
УЭ 0
ИДЦ: по завершении работы над учебными элементами учащийся должен освоить УУД (ориентированные на результат):
Предметные: знать новые понятия, виды минеральных ресурсов и их использование, размещение полезных ископаемых по территории России;
уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации.
Метапредметные: регулятивные — совершенствовать умение чётко осознавать цели учебной деятельности, совершенствовать умение планировать пути достижения поставленных целей, осуществлять учебные действия, само и взаимоконтроль;
познавательные: совершенствовать умения преобразовывать текст учебника в схематичную форму, определять причинно-следственные связи;
знаково-символические: совершенствовать умение рационально оформлять записи в рабочей тетради, в ТПО;
логические: совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, формулировать понятия; совершенствовать умение использовать изученную географическую лексику в ходе устных ответов;
коммуникативные: совершенствовать умениекратко пересказывать доступный по объему географический текст, выполнять работу по предложенному плану, совершенствовать умения слушать собеседника и вести диалог, развивать умения владеть приемами монологической и диалогической речи;
личностные: формирование познавательного интереса, принятие норм и правил взаимодействия на занятии.
Используй для усвоения модуля УМК линии «Сфера»
Учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева Россия: природа, население, хозяйство 8 класс.- М.: Просвещение 2009
Тетрадь-тренажер: Е.С.Ходова, Н.В. Ольховая Россия: природа, население, хозяйство 8 класс.- М.: Просвещение 2011
Тетрадь-экзаменатор: В.В.БарабановРоссия: природа, население, хозяйство 8 класс.- М.: Просвещение 2011
Атлас География России: природа, население, хозяйство 8 класс.- М.: Просвещение 2011
Контурные карты География. Россия: природа, население, хозяйство 8 класс.- М.: Просвещение 2011
Тетрадь-практикум География. Россия: природа, население, хозяйство 8 класс.- М.: Просвещение 2012
уч-к & 13, рис. 2.1.21 – 2.1.22, тренажер с.21 №19, 20, с.30 №7 атлас с.12 – 13, 28, практикум с. 14 – 17, к/к, компьютеры, мультимедийный проектор.
УЭ 1
Цель: сформулировать тему и задачи урока, совершенствовать умение чётко осознавать цели учебной деятельности, совершенствовать умение планировать пути достижения поставленных целей, осуществлять учебные действия, формирование познавательного интереса, принятие норм и правил взаимодействия на занятии.
- Что такое природные ресурсы?
- Назовите виды природных ресурсов?
- К какой группе природных ресурсов относятся полезные ископаемые?
- О чем будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему урока (слайд 1)
- Что нового узнаем?
- Чему научимся?
Устно.
УЭ 2.
Цель: знать новые понятия, виды минеральных ресурсов и их использование, способы добычи полезных ископаемых; уметь обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования, работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, развивать умения владеть приемами диалогической речи, определять причинно-следственные связи, совершенствовать умение использовать изученную географическую лексику в ходе устных ответов;
осуществлять самоконтроль.
- Рассмотрите рис. 2.1.22 в учебнике. На какие группы по промышленному использованию и по агрегатному состоянию делят минеральные ресурсы? Приведите примеры.
- Каково значение в промышленности каждой из групп?
- Используя схему электронного учебника «Бассейны и районы полезных ископаемых в России», сформулируйте определения понятий «месторождение», «бассейн» и «район» полезных ископаемых.
- Используя карты электронного учебника, приведите примеры угольных и железорудных бассейнов, нефтегазоносных районов России.
- Какие существуют способы добыча ПИ?
- Заполните в тетради схему «Способы добычи полезных ископаемых» (слайд 2)
- Какой способ самый простой и дешевый? (слайды 3 – 5)
- Оцените преимущества и недостатки каждого из способов добычи.
- Какое влияние на природу оказывает добыча минеральных ресурсов?
- Как следует использовать добытое минеральное сырье? Почему?
Устно.
Письменно в тетради
Самопроверка заполненной схемы (слайд 6)
УЭ 3.
Цель: знать закономерности размещения полезных ископаемых по территории России, уметь сопоставлять карты,работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умения слушать собеседника и вести диалог.
- На какие группы по происхождению делят полезные ископаемые? Приведите примеры полезных ископаемых для каждой группы (при ответе используй одноименную схему в электронном учебнике).
- По карте атласа с. 12 – 13 определите, равномерно ли по территории России размещены ПИ? Почему?
- Прочтите &13 п. 1 учебника, рис. 2.1.21, схему «Залегание нефти и газа в осадочных породах» в электронном учебнике, и сформулируйте закономерности залегания полезных ископаемых.
- Выполните задания рубрики «Мои географические исследования» на стр. 47 учебника.
Устно с использованием карт атласа и электронного учебника.
УЭ 4.
Цель: уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение рационально оформлять записи в рабочей тетради, в тетради на печатной основе.
- Выполните задания практической работы «Выявление связи между строением земной коры и размещением полезных ископаемых» в тетради-практикуме стр. 14 – 17.
- Сдайте тетради-практикумы учителю на проверку.
Письменно в тетради-практикуме
УЭ 5.
Цель: подведение итогов и определение домашнего задания.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что у нас получилось хорошо?
- Что нам пока не удается?
- С каким настроением уходим с урока? (слайд 7)
Домашнее задание: учебник& 13, рис. 2.1.21 – 2.1.22, тренажер с.21 №19, 20, с.30 №7, к/к с. 10 – 11 – месторождения полезных ископаемых.
Источник