Геология и разведка полезных ископаемых профессия
Геология (с греческого «geo» — земля и «logos» — учение) — комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Термин «геология» ввел норвежский ученый М. Эшольт в 1657 году. Соответственно, геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.
Профессия подходит тем, кого интересует физика и география (см.
выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Минеральные и энергетические ресурсы страны – основа экономики любого государства. Социально-экономическое значение труда геологов невероятно велико. Их героический и самоотверженный труд обеспечивает развитие экономики страны. Россия — богатейшая страна в мире, на территории которой в огромном количестве расположены месторождения самых разных полезных ископаемых.
Особенности профессии
Конечная цель любой геологической работы — выявление и оценка месторождений полезных ископаемых, которые осуществляются в процессе съемки, поиска и разведки. Для этого предстоит решение следующих задач:
- проведение геолого-съемочных, поисковых работ на перспективных площадях;
- разведка и оценка выявленных месторождений на суше и в морских условиях;
- обеспечение геологического обслуживания горнодобывающих предприятий;
- установление мест заложения горных выработок и буровых скважин;
- разработка планов горных работ и эксплуатационной разведки;
- изучение геологического строения месторождений;
- осуществление геологического контроля за горно-эксплуатационными и разведочными работами, состоянием разработки нефти и газа;
- обобщение геологического материала и результатов промысловых и геофизических исследований.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Работа нешаблонная, аналитическая и творческая; высокая оплата труда. В природе не бывает двух совершенно одинаковых месторождений. Поэтому геологу приходится учитывать многие факторы, по существу, проводить каждый раз научные исследования.
Профессия геолога принадлежит к числу тех немногих профессий, которые считаются романтическими и имеет свои привлекательные стороны для людей разных интересов. Для любителей путешествий — романтика работы в таежных, полярных, пустынных, высокогорных условиях, возможность побывать в разных регионах России. Для любителей экстрима — полевые работы в трудных условиях на суше, на море и в воздухе: нестерпимая жара пустынь или морозы севера в десятки градусов, мириады комаров в тайге и в заболоченных районах требуют героической выносливости. Жизнь в палатке, ежедневные многокилометровые маршруты в течение всего полевого сезона дают возможность испытать себя на прочность.
Минусы
Вахтовый метод — геологи на несколько недель уезжают в экспедицию, где работают в очень интенсивном режиме без выходных. Недостаток бытовых удобств, трудности походной жизни, ограниченный коллектив можно отнести к минусам профессии.
Место работы
- геолого-разведочные экспедиции;
- геофизические и буровые партии;
- научно-исследовательские учреждения геологического профиля;
- независимые геологические организации, выполняющие геологические работы;
- горнодобывающие промышленные организации;
- нефтегазодобывающие промышленные организации.
Важные качества
- отличное здоровье и физическая выносливость;
- умение глобально мыслить;
- развитое логическое мышление;
- хорошо развитая память;
- аналитическое мышление;
- самостоятельность и гибкость мышления (способность изменять планы и способы решения задач в соответствии с меняющимися условиями);
- способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях и в различной местности;
- умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
- высокий уровень концентрации внимания;
- способность работать в условиях ненормированного рабочего дня;
- оперативность (быстрое реагирование и принятие решения в различных ситуациях);
- наблюдательность;
- ответственность;
- упорство;
- эмоционально-волевая устойчивость;
- способность прогнозирования;
- умение работать в команде.
Противопоказания для профессии геолога:
- заболевания сердца или нарушения артериального давления
- нервно–психические расстройства
- судороги,
- потери сознания
- употребление наркотиков
- зависимость от алкоголя
- некорректируемое снижение остроты зрения
- нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
- расстройства слуха;
- вестибулярные расстройства,
- нарушение чувства равновесия
- расстройства координации движений
- дрожание рук
- расстройства речи
- боязнь высоты
- заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей
- заболевания органов пищеварения и выделения
- сахарный диабет
- выраженные физические недостатки.
Обучение на Геолога
Оплата труда
Заработная плата геолога зависит от профессионального уровня, занимаемой должности и состоит, как правило, из твердого оклада и надбавок к нему: районный коэффициент, полевое довольствие, коэффициент за работу в высокогорных, безводных и др. сложных условиях.
Ступеньки карьеры и перспективы
Понятие карьерного роста в геологии подразумевает успешные научные экспедиции, в результате которых произошло открытие того или иного месторождения полезных ископаемых. Построить карьеру можно и в сфере науки. Например, получить должность руководителя лаборатории или стать заведующим кафедрой.Карьерный рост возможен при наличии отличных знаний, диплома о высшем образовании и нестандартном или инновационном подходе к решению поставленных задач.
Знаменитые и великие геологи:
Губкин Иван Михайлович
Ферсман Александр Евгеньевич (1883-1945), чл. През. (с 1929 г.) АН СССР
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)
Зонов Валентин Иванович (1932-1996)
Портрет современного геолога:
Около 100 лет назад у международных геологических конгрессов был девиз «Умом и молотком». Некоторые дополняли:«Глазами и ногами». В настоящее время в распоряжении геолога космические снимки, электронный микроскоп, буровой станок, разнообразная геофизическая аппаратура, компьютеры. Современный геолог должен в совершенстве владеть этими средствами труда. Однако глаза и ноги, молоток и ум сохраняют свое значение.
Интересные факты
Всем известная первая древнейшая профессия таковой не является. Самой древней является профессия геолога. Ведь с чего вообще началась человеческая цивилизация? С того, что человек начал отличать камень, который годится для изготовления каменного топора от негодного для этой цели камня. А это уже основы геологии. Таким образом, неорганизованная, непромышленная добыча полезных ископаемых началась еще с древних времен. Позднее рудокопы стали добывать глину и уголь. С началом эпохи Великих географических открытий началось изучение Земли. Люди стали интересоваться, как возникают пустыни, горы и т. д., и пытаться научно обосновать свои догадки. В это время и появляются первые геологи-мыслители, которые пытались предположить, где могут находиться полезные ископаемые.
Профессиональный праздник
День геолога — профессиональный праздник геологов, традиционно отмечаемый в первое воскресенье апреля. Этот праздник учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1966 г. в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны. Поводом для учреждения стало открытие в 1966 г. первых месторождений Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Время проведения праздника — первое воскресенье апреля — было выбрано потому, что окончание зимы знаменует начало подготовки летних полевых работ и экспедиций.
День геолога отмечается практически во всех геологических и добывающих организациях. Кроме геологов его считают своим профессиональным праздником маркшейдеры, взрывники, проходчики шахт и люди тех профессий, которые занимаются поиском и добычей полезных ископаемых.
Источник
Геологоразведочный факультет
Кафедра геологии и разведки месторождений полезных ископаемых
Уровень образования
Форма обучения
Продолжительность обучения
Вступительные испытания
Математика, Физика, Русский язык
Бюджетные места
Места по договору платных услуг
Стоимость обучения
130000
руб. за семестр
Краткая характеристика профиля подготовки
В процессе обучения по данной специальности студенты глубоко знакомятся с фундаментальными основами наук о Земле, детально изучают геологию месторождений полезных ископаемых, условия их образования и размещения в земной коре, состав и методы диагностики природных типов руд. Студенты в теории и на практике осваивают методы изучения минералов, горных пород и руд. Программы учебных дисциплин обеспечивают подготовку специалистов высокой квалификации во многих областях прикладной геологии, владеющих методами прогноза, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, решения задач горнопромышленной геологии, обученных компьютерным технологиям моделирования геологической среды и подсчёта запасов минерального сырья.
Причины выбрать данное направление
- Широкая география полевых работ включает ознакомление с природными условиями и особенностями геологического строения всех регионов России, включая труднодоступные районы Арктики, Сибири и Дальнего Востока;
- Работа геолога включает участие в различных формах международного сотрудничества, обмен информацией со специалистами других стран;
- Высокий уровень заработной платы;
- Большое количество предложений на рынке труда позволяет легко находить работу по специальности;
- Широкие возможности в выборе содержания работы: полевые работы при геологической съемке, поисках и разведке месторождений, работа в геологических отделах горнодобывающих компаний, лабораторные исследования, проектные изыскания, консалтинговая аналитика, и др.
Основные читаемые дисциплины
- Промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
- Минерагения;
- Лабораторные методы изучения минерального сырья;
- Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых;
- Разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых;
- Компьютерные технологии моделирования геологической среды;
- Компьютерные технологии подсчета запасов;
- Математические методы моделирования в геологии;
- Горнопромышленная геология.
Профессиональные навыки выпускника
- Способность прогнозировать на основе анализа геологической ситуации вероятный промышленный тип полезного ископаемого на конкретной территории, определять критерии его поисков и выделять перспективные площади для постановки дальнейших работ;
- Способность составлять самостоятельно и в составе коллектива проекты геологоразведочных работ на различных объектах и на разных стадиях их изучения;
- Способность проводить геологическое картирование, поисковые, оценочные и разведочные работы в различных ландшафтно-географических условиях;
- Способность выполнять оценку прогнозных ресурсов и подсчет запасов месторождений твердых полезных ископаемых;
- Способность выполнять геолого-экономическую оценку объектов изучения.
Карьерные перспективы
Кафедра готовит горных инженеров-геологов широкого профиля, которые могут работать в компаниях минерально-сырьевого комплекса, в научно-производственных организациях и научно-исследовательских институтах, осуществляющих развитие минерально-сырьевой базы страны: геологическую съёмку территорий (государственные предприятия и частные компании, ведущие работы по геологическому картированию – ФГУП «ВСЕГЕИ», АО «Росгеология», ОАО «УГСЭ», ФГУГП «Красноярскгеолсъемка» и другие региональные организации), поиски и разведку месторождений полезных ископаемых (АО УГРК «Уранцветмет», НПГ «Регис», АО «Урангео», и др.), геологическое сопровождение добычи полезных ископаемых (ПАО «Полюс», ООО «Полиметалл», ГМК «Норникель», АК «Алроса», ПАО «ФосАгро», ГМК «Металлоинвест», ОАО «УГМК», «Русская медная компания» и др.) и научно-исследовательские работы в изучении ресурсов недр (институты РАН и Федерального агентства «Роснедра» – ФГБУ «ВИМС», ФГБУ «ЦНИГРИ», ИГЕМ РАН, ИГАБМ СО РАН и др.), проектные и консалтинговые работы (ГК «ТОМС», «Арджейси» и др.).
Известные выпускники
Директор
Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского РАН
Окончил Ленинградский горный институт в 1953 г., доктор геолого-минералогических наук, профессор; академик РАЕН. Основные направления научной деятельности: минералогия, петрография и учение о закономерностях размещения месторождений полезных ископаемых; работал заместителем директора по науке Всесоюзного геологического института, директором Института геологии и геохронологии докембрия АН СССР; член комиссии по металлогеническим картам мира Международного союза геологических наук; руководитель международного проекта «Атлас металлогенической зональности докембрия мира»; заместитель главного редактора журнала «Геология рудных месторождений»; Заслуженный геолог РФ; лауреат Государственной премии.
Председатель
Сибирское отделение РАН
Выдающийся российский ученый-геолог, окончил Ленинградский горный институт имени Г. В. Плеханова в 1957 г., вице-президент Российской академии наук (1997-2008), председатель Сибирского отделения РАН (с 1997 г.), действительный член Академии наук СССР (1987, РАН с 1991), лауреат Ленинской премии (1976), Государственной премии Российской Федерации (1997), специалист в области геологии, минералогии, магматической и метаморфической петрологии, тектоники и глубинной геодинамики, один из создателей учения о метаморфических фациях и формациях; автор трудов в области петрологии метаморфических комплексов докембрия, исследований в области глубинной геодинамики и глобальных изменений природной среды и климата.
Дополнительные возможности при обучении
- Возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью и принимать участие в конференциях, конкурсах, выставках, олимпиадах различных уровней с демонстрацией результатов своих исследований;
- Возможность принимать участие в реализации грантов и научно-исследовательской работе кафедры;
- Возможность заниматься спортом и выступать на соревнованиях вузовского, городского, всероссийского и международного уровней, участвовать в общественной жизни Горного университета;
- Возможность проходить стажировку или дополнительное обучение в зарубежных университетах, в т.ч. с получением дипломов международного образца.
Сотрудничество с партнерами
История кафедры, открытия и достижения
В 2002 г. кафедра отметила свой 100-летний юбилей.
Ее основатель – выдающийся геолог России Карл Иванович Богданович – исследователь-первопроходец Центральной Азии, Охотского побережья, Камчатки, Чукотки, директор Геологического комитета России в 1912-1917 гг. В 1902-1919 гг., когда он заведовал кафедрой, основным предметом стал курс «Рудные месторождения».
Студентами К.И.Богдановича в те годы были крупнейшие геологи России XX в.: И.Ф. Григорьев, П.И. Степанов, А.Н. Заварицкий, И.М. Губкин, С.С. Смирнов, С.И. Миронов, Д.В. Наливкин, и многие другие. Они сыграли ключевую роль в становлении нефтяной геологии, открывали золото Алдана и Колымы, месторождения урана. Среди выпускников кафедры – 15 академиков.
На кафедре впервые были разработаны курсы «Месторождения каустобиолитов» (1924 г.), «Месторождения нерудных полезных ископаемых» (1930 г.), курс «Разведочное дело» (1924 г.). В 1930-е гг. разработана классификация разведанных запасов (категории А, В, С1, С2), действующая в России до настоящего времени.
Из достижений последних лет: в 2000 г. профессора А.А. Смыслов и С.В. Сендек стали лауреатами Государственной премии за создание первого «Геологического атласа России». Преподаватели кафедры – соавторы двухтомной монографии «Недра России»: т. I «Полезные ископаемые», т. II «Экология геологической среды».
Контакты кафедры
Учебный центр № 1
Источник
Геология – наука, что занимается изучением состава и строения земной коры и в общем исторического развития самой Земли. Исходя из этого, геолог – это специалист изучающий горные породы и минералы, их строение и состав, ищет новые залежи полезных ископаемых в недрах нашей Земли.
Работа современного геолога
Кто такой геолог современности? Как работает геолог, чем занимается, что он изучает, что должен знать? Современный геолог – специальность, которая изучает объекты и закономерности в природе, практическое применение всего этого. Это человек-исследователь. Профессия геолог – это не только наблюдатель и исследователь, они занимаются изучением геологических процессов и явлений, выявлением лучших территорий для разведки и исследований. Если брать во внимание то, какой раздел геологии выбрал специалист для профессии геолога, как основной, то выделить можно 3 категории:
- геология описания – геологические работы направленные на описание разных горных пород, минералов, их расположение и состав;
- геология динамическая – работы направленные на изучение вулканов, землетрясений, сдвигов в земной коре;
- историческая геология – изучает геологические происшествия прошлого времени.
Что входит в обязанности специалиста
Для лучшего понимания понятий геолог и геология необходимо точно знать обязанности, так сказать должностного лица:
- разработка геологических карт и планов;
- проведение съемочных работ;
- работа геолога также заниматься изысканиями новых полезных ископаемых;
- вести поисковые работы на площадках, что по мнению специалистов перспективные;
- найти место для установления горных выработок;
- моделирование на компьютере;
- принятие участия геологов в геологоразведочных мероприятиях;
- имея исходные данные составлять отчетности по геофизике и геохимии.
Имеются конечно и специалисты, которые все время пребывают в кабинете, так сказать имеют “офисную работу” без посещения экспедиций.
Какие требования к специалисту
Геолог проекта должен:
- первое и главное – иметь высшее специализированное образование;
- умение составлять планы по геофизическим и геохимическим работам;
- хорошие знания законов;
- умение подсчитывать запасы полезных ископаемых;
- наличие опыта работать в полевых условиях;
- знание английского языка, другие языки будут плюсом.
Желательные качества геолога
Геолог – это профессия тяжелая, хоть и достаточно романтическая. Чтобы карьера росла вверх, а работа выполнялась легко, занимающийся данным видом процессов специалист, должен иметь определенные качества характера. Геолог проекта или обычный полевой работник должен быть: напористым, ответственным, очень наблюдательным, с развитой памятью, с аналитическим складом ума, экстремальным, терпеливым, целеустремленным. Кроме этого профессия требует наличие крепкого здоровья, чтобы выполнять функции по нахождению и изучению полезных ископаемых и находиться долгое время в экстремальных условиях.
Рассмотрим преимущества и недостатки профессии
Значение специальности геолог, плюсы и минусы профессии. Для начала рассмотрим преимущества:
- геолог проекта может долго и много путешествовать по самым интересным и удаленным местам;
- как плюс отметим высокую заработную плату;
- результат работы влияет на общее благосостояние всей страны;
- все возможности для самореализации.
Геология, как профессия имеет и ряд минусов:
- специалисты такой профессии надолго уезжают и работают вахтовым методом;
- мало удобств в экспедициях и трудное сообщение между объектами;
- небольшой коллектив тоже относится к минусам;
- трудности работы в полевых условиях.
Куда пойти учиться на геолога?
Очень поучительной будет такая информация для детей школьного возраста, как рассказ в школах о профессии геолог, и кто такие эти специалисты. Детям нужно рассказать в чем состоит суть изучаемого профессии, какая личностная характеристика должна быть у человека, что выбирает ее. Где берется информация, которую использует специалист для изучения недр Земли и полезных ископаемых, и как ее использовать, и что она может значить. История профессии и ее значение для страны. Где и сколько нужно учиться и что делать, чтобы получить такую профессию, как получить звание доктор геологических наук?
Дети мечтают о такой профессии. Но для того, чтобы эти мечты воплотились в реальность они должны четко понимать процесс обучения: что им придется изучать и в чем будут заключаться рабочие процессы, что для окружающих будут означать их достижения.
Получить должный статус в геологии можно после обучения в колледже, техникуме или же ВУЗе. После обучения в первых двух учебных заведениях будет получен нужный объем знаний для участия в экспедициях только на правах помощника. Называть геологом будут того выпускника, который окончил ВУЗ в Москве или другом городе нашей страны и имеет диплом на руках. Который получил теоретическую и практическую подготовку по будущей специальности, какой планирует посвятить жизнь. Для того, чтобы добиться успеха в профессии, необходимо иметь высшее образование и лучше будет сразу поступить в профильный ВУЗ.
Важно понимать, выбираемая специальность геолога – это еще и разведчик. И быть им достаточно интересно. В нынешнее время в распоряжении специалистов для поиска месторождений огромный арсенал для исследований: фото из космоса, микроскоп электронного вида, буровые станки, геофизическое оборудование, наличие фотографий и картинок сделанных с помощью усовершенствованной техники.
Как пример и образец для подражания, может быть огромное количество известных геологов и их работ. Среди них: Бальтазар Аке – врач и геолог, учитель и путешественник, Ферсман А.Е., Вернадский В.И. и многие другие.
Источник