Глина и песок горные породы и полезные ископаемые

Глина и песок горные породы и полезные ископаемые thumbnail

Минералы и горные породы / Горная порода Глина

фотография минерала Глина Английское название
Clay

Минералы в составе горной породы Глина: Каолинит

Глина-это горная порода, в сухом виде она как пыль, а во влажном состоянии становится пластичной, мягкой, такой что из нее можно лепить, то есть придавать ей желаемую форму. Глина бывает различных цветов например красного, синего, зеленого, коричневого, но в большинстве случаев она все таки серого цвета.

Свойства глины состоят в том, что она пластичная, огнеупорная, водонепроницаемая. Во многих отдаленных уголках нашей земли ещё используют необожжённую глину в строительстве своих жилищ. В наше время нашлось множество различных применений глины, например:

Гончарное производство на сегодняшний день это в основном кирпичи, плитки с различным рисунком, это глиняная посуда, игрушки. Работающий с такой глиной человек называется -гончар. После того как изделию придали нужную форму, её нужно раскрасить, далее изделие обжигается в специальной печи. Так же глина входит в состав цемента,так как цемент-это известняк+глина.

Так же глину широко используют в медицине. Грязевые ванны очень хороши при различных заболеваниях. Глину добавляют в различные мази. Глина казалось бы грязью грязь, но это ценный продукт который очень нужен человечеству.

Глина  — тонкозернистая осадочная горная порода, кусковатая или пылевидная в сухом состоянии и приобретающая пластичность либо раскисающая при увлажнении.

Состав глины

Глина состоит из одного или нескольких глинистых минералов — иллита, каолинита, монтмориллонита, хлорита, галлуазита, или других слоистых алюмосиликатов, но может содержать также песчаные и карбонатные частицы в качестве примесей. Глинозём (Al2O3) и кремнезём (SiO2) составляют основу состава глинообразующих минералов.

Диаметр частиц в глине менее 0,005 мм.; породы, состоящие из более крупных частиц, принято классифицировать как алеврит. Цвет разнообразен и обусловлен главным образом окрашивающими их примесями минералов-хромофоров или органических соединений. Чистая глина в большинстве серого или белого цвета, но обычна и глина красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и чёрного цветов.

Происхождение

Глина — вторичный продукт, образующийся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.

В целом по происхождению и составу породу подразделяются на:
Глины осадочные, образовавщиеся в результате переноса в другое место и отложения там глинистых и других продуктов коры выветривания. По происхождению осадочная глина делятся на морские глины, отложившиеся на дне моря, и континентальные глины, образовавшиеся на материке.

Среди морских различают:
Прибрежно-морская глина — образуется в береговых зонах (зонах взмучивания) морей, незамкнутых заливах, дельтах рек. Характеризуются часто неотсортированностью материала. Быстро переходят в песчанистые и грубозернистые разновидности. Замещаются песчаными и карбонатными отложениями по простиранию Такие глины обычно переслаиваются с песчаниками, алевролитами, пластами угля и карбонатными породамм.

Лагунная глина — образуется в морских лагунах, полузамкнутых с повышенной концентрацией солей или опресненных. В первом случае глины неоднородны по гранулометрическому составу, недостаточно отсортированы и ветречаются совместно с гипсом или солями. Глины опреснённых лагун обычно тонкодисперсные, тонкослоистые, содержат включения кальцита, сидерита, сульфидов железа и др. Среди них встречаются огнеупорные разновидности.

Шельфовая глина — образуется на глубине до 200 м. при отсутствии течений. Характеризуются однродным гранулометрическим составом, большой мощностью (до 100 м. и более). Распространены на большой площади.

Среди континентальных выделяют:
Делювиальная глина — характеризуется смешанным гранулометрическим составом, резкой его изменчивостью и неправильной слоистостью (иногда отсутствует).

Озёрная глина, большей частью с однородным гранулометрическим составом и тонкодисперсная. В таких породах присутствуют все глинистые минералы, но каолинит и гидрослюды, а также минералы водных окислов Fе и Аl преобладают в глинах пресных озёр, а минералы монтмориллонитовой группы и карбонаты — в глинах соляных озёр. К озёрным глинам принадлежит лучшие разновидности огнеупорных глин.

Пролювиальные, образованные временными потоками. Характеризуются очень плохой сортировкой.
Речные — развиты в речных террасах, особенно в пойме. Обычно плохо отсортированы. Быстро переходят в пески и галечники, чаще всего неслоистые.

Глины остаточные —  возникающие в результате выветривания различных горных пород на суше, и в море в результате изменения лав, их пеплов и туфов. Вниз по разрезу остаточные глины постепенно переходят в материнские породы. Гранулометрический состав остаточной глины изменчив — от тонкодисперсных разновидностей в верхней части залежи до неравномернозернистых — в нижней.

Остаточные глины, образовавшиеся из кислых массивных пород, не пластичны или мало пластичны; более пластичны глины, возникшие при разрушении осадочных глинистых пород. К континентальным остаточным глинам относятся каолины и др. элювиальные глины. В России широко распространены, кроме современных, древние остаточные глины — на Урале, в Западной и Восточной Сибири, (их много также в Украине), — имеющие большое практическое значение. В упомянутых районах на основных породах возникают глины преимущественно монтмориллонитовые, нонтронитовые и другие, на средних и кислых — каолины и гидрослюдистые глины. Морские остаточные глины образуют группу глин отбеливающих, сложенных минералами монтмориллонитовой группы.

Практическое использование глины

Глины широко применяются в промышленности (в производстве керамической плитки, огнеупоров, тонкой керамики, фарфоро-фаянсовых и сантехнческих изделий), строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стойматериалов), для бытовых нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка). Производимый из керамзитовых глин путём отжига со вспучиванием керамзитовый гравий и песок широко используются при производстве строительных материалов (керамзитобетон, керамзитобетонные блоки, стеновые панели и др.) и как тепло- и звукоизоляционный материал. Это лёгкий пористый строительный материал, получаемый путём обжига легкоплавкой глины.

Такая глина имеет форму овальных гранул. Производится также в виде песка — керамзитовый песок. В зависимости от режима обработки глины получается керамзит различной насыпной плотности (объемного веса) — от 200 до 400 кг/м3 и выше. Керамзит обладает высокими тепло- и шумо-изоляционными свойствами и используется преимущественно как пористый заполнитель для лёгких бетонов, не имеющий серьёзной альтернативы. Стены из керамзитобетона долговечны, имеют высокие санитарно-гигиенические характеристики, а сооружения из керамзитобетона, построенные более 50 лет назад, эксплуатируются и по сей день. Жилье, возводимое из сборного керамзитобетона, дёшево, качественно и доступно. Самым крупным производителем керамзита является Россия.

рассказать об ошибке в описании

Свойства горной породы

Тип горной породыОсадочная горная порода
ЦветСерый, белый, чёрный, красный, жёлтый, коричневый, синий, зелёный, лиловый. Цвет обусловлен главным образом примесями минералов-хромофоров или органических соединений
Текстура 2массивная
слоистая
Структура 2 реликтовая
пелитовая
алевритовая
псаммопелитовая
афанитовая
конгломератовая
ЛитератураГорькова И.М., Коробанова И.Г., Окнина Н.А. и др. Природа прочности и деформационные особенности глинистых пород в зависимости от условий формирования и увлажнения. — Тр. Лабор. гидрогеол. пробл., 1961, вып. 29
wikipediahttps://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E8%ED%E0
wiki.webhttps://wiki.web.ru/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина).

(Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 3 класс, стр. 60-63; рабочая тетрадь №1, стр.24-25.)

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.

Читайте также:  Какие витамины в финиках и чем они полезны

-развивать внимание и речь, логическое мышление.

— прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование: лупы, стекла, стаканчики с водой,песок, глина, диск со слайдами.

Ход урока.

1. Организационный момент. Улыбнемся, поприветствуем друг друга.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: — Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

— Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

Учитель: Дома вы думали над сложным вопросом.

Ученик: Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов).

3. Изучение нового материала.

Учитель:Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

II. Работа с учебником

1. Что называют полезными ископаемыми?

2. Для чего необходимы полезные ископаемые?

3. Где производится добыча полезных ископаемых?

4. Что называют месторождением?

5. Кто занимается поиском месторождений полезных ископаемых? На этот вопрос вы сможете ответить, разгадав ребус .

Учитель: – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами.

III. Исследование

Учитель: — Что мы будем исследовать сегодня на уроке, узнаем, отгадав загадки.

Он на дорожках во дворе.

И он в стекле расплавлен даже.

Загадка 2.

То увязнут сильно ноги.

Она понадобится сразу.

На доске после разгадывания загадок появляются таблички

Учитель: — Что же мы будем исследовать? (песок и глину)

— Что такое песок и глина? (горные породы).

— Нужны ли человеку эти горные породы?

-Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

— Какую цель поставим на урок?

Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

2.Эмоциональный настрой.

Учитель:– На некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

— Вспомним, что такое лаборатория.

Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.

Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике.

Учитель:– Какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? Ученик: Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?

Физ.минутка:

«Думательный колпак»

3. Практическая часть. Работа в группах.

На столах стоят подносы со всем необходимым для проведения опытов.

На партах лежат таблицы печатные для заполнения выводов по опытам у каждого ребенка.

Полезные

ископаемые

Цвет

Состояние

Взаимодействие

со стеклом

Запах

Сохранение

формы

Пропускает

ли воду

Растворимость

Песок

Глина

— Ученикам под номером №1 выданы файлы с планом наших экспериментов.

Учитель:— Вспомним правила по ТБ при использовании стекла, лупы, песка

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными руками глаза

Вспомним правила работы в группе.

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.

  • Все друг другу помогают.

  • Конфликты решаются мирным путем.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

Используя структуру «ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН»

(Подумай – запиши – обсуди)

Пошаговая инструкция.

  1. Каждый участник обдумывает ответ самостоятельно (1 мин.).

  2. Записывает в свою тетрадь ответ, данный на поставленный вопрос.

  3. Участники команды по очереди обсуждают свои ответы (1 мин.).

  4. Учитель спрашивает представителей команд.

(учитель называет ее детям) ученики проделывают опыт, записывают в таблицу, затем командой по кругу обсуждают.

На опыт отводится определенное время – 5 минут. Учитель засекает время по таймеру.

После опытов делаем вывод по группам, один ученик от каждой группы зачитывает свои выводы, остальные заполняют до конца таблицу.

Опыты.

  1. Опыт №1. Что такое глина и песок, из чего они состоят.

Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. (твёрдое, жидкое, газообразное)

Заполните в таблице.

Вывод: песок — ……….. горная порода, состоящая из отдельных ……………, не соединённых между собой. Песок сыпуч.

Глина- …………….. горная порода. Она состоит из ………………..

частиц, которые скреплены между собой.

Песок и глина бывают ………………………. цвета.

2. Опыт №2. Действие песка и глины на стекло.

Положите перед собой стекло, насыпьте на него немножко глины и потрите о стекло. Изменилась ли поверхность стекла? Почему?
А, если мы потрем песком, что произойдет со стеклом? Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Заполните в таблице.

Вывод: глина не оставила следа на стекле, потому что она мягкая, состоит из пылинок, а после песка ……………… след, потому что песок твердый, он состоит из ……………….

  1. Опыт №3. Имеют ли песок и глина запах.

Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице.

Вывод: песок …………………… запах, глина в сухом состоянии …………………..запах, а сырая глина …………………

характерный запах.

(имеет, не имеет)

4. Опыт №4. Что получится из мокрой глины и мокрого песка.

Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Заполните в таблице.

Вывод: из песка шарик высох и ………………….. , а из глины он

………………… свою форму шара. При высыхании глина …………

форму, а песок …………. .

  1. Опыт №5. Как глина и песок проводят воду.

В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

Заполните в таблице.

Вывод: Мы наблюдали: в стакане с песком вода появляется ………………, а глина воду ………………………. . Значит вода свободно проходит через ………………….. , а через глину — ………

6. Опыт №6. Растворяются ли песок и глина в воде.
Берем стаканчики с водой, сыпем в один стаканчик песок, не размешиваем. Что стало с песком? А что осталось на его поверхности? Растворяется песок в воде?
А теперь проведем опыт с глиной. Что стало с глиной?

Вывод: песок опустился на дно, значит он ………………., на поверхности осталась песочная пыль, в воде песок …………. растворяется. Глина ……….. растворяется в воде, но постепенно оседает на дно, опять получается глина.

4. Выводы.

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется слайд.

Песок- рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Глина— плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.

  1. Составление синквейна

Читайте также:  Полезные программы скачать бесплатно с ключом

Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям.

У одних листки-модели- «горки песка», а у других листки-модели-«комки глины».

Ребята выбирают лучшие из работ своей команды.

1.Песок. 1. Глина.

2.Рыхлый, желтый. 2.Вязкая, голубая.

3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит.

4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы.

5.Не продукт! 5.Полезна!

IV. Творческая работа с цветным песком.

«Песочная церемония»

Применение природного песка – широчайшее! Природный песок используют больше всего в строительстве: для проведения обработок пескоструйным типом, как основу для дорог, насыпей, для декоративного украшения территорий, для создания растворов. Песок – основной компонент в выплавке стекла. Речной песок чаще всего применяют для декоративных целей.

Песок – замечательнейший материал для детского творчества! 

Сегодня я познакомлю вас с очень интересной и красивой церемонией. Называется эта церемония- песочной. Всыпая в сосуд разноцветный песок, мы создадим с вами оберег, который наполним своими добрыми чувствами и пожеланиями. Пусть человек, который возьмет его в руки, почувствует тепло наших сердец, ощутит всю ту доброту, которую мы в него вложили.

Теперь я предлагаю вам создать оберег, насыпайте в этот сосуд по очереди песок разного цвета. Не торопитесь, думайте в этот момент о самых добрых пожеланиях, ведь все это обязательно сбудется!

Подобно тому, как эти отдельные песчинки не смогут разделиться и снова вернуться в свои сосуды, так и наши дружеские пожелания, и лучшие чувства останутся навсегда в этом сосуде!

Источник

Белоусова Ольга
Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Полезные ископаемые (песок, глина)» по программе «Планета знаний»

Урок Полезные ископаемые (песок, глина)

(Учебник «Окружающий мир» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. 3 класс, стр. 60-63) Программа «Планета Знаний»

Цели

деятельности

учителя Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении. Создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми (песок, глина, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока Открытие нового знания

Планируемые

образовательные

результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать

с учебником, картой, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей

Методы и формы

обучения Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные

ресурсы

Оборудование Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России, карта области (края); коллекция полезных ископаемых

Основные

понятия Полезные ископаемые

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока Обучающие

и развивающие компоненты,

задания

и упражнения Деятельность учителя Деятельность

учащихся Формы организации

взаимодействия

на уроке Формируемые умения

(универсальные

учебные действия) Промежуточный

контроль

1 2 3 4 5 6 7

I. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельно-

сти Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного

материала Слайд 1.

– Сядем кружком, потолкуем ладком о том, о другом и урок со сказки начнем.

В некотором волшебном царстве, в подземном государстве жила Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная, а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите побывать в этом царстве, узнать про сокровища Хозяйки медной горы?

Слайд 2.

Хозяйка подземных богатств

В свое царство приглашает нас.

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдете вы.

Спускаемся в пещеру. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место

к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний Проверка

домашнего задания Слайды 4-11

Вся поверхность Земли состоит из горных пород.

Что называют горными породами?

После урока дети поспорили.

Саша сказал: «Горные породы лежат под асфальтом улицы, по которой мы идём. Коля возразил: «Горные породы встречаются только в горах? Кто из детей был более внимателен на уроке?

Где встречаются горные породы? Только в горах?

Из чего состоят горные породы?

Приведите примеры?

Рассмотри фотографию, на которой показан выход горных пород на поверхность Земли. Расскажи, как залегают слои горных пород.

Дома вы думали над сложным вопросом.

-Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?

-Кто сможет ответить?

Слайд 12

Молодцы! Справились с заданием и получаете шкатулку с сокровищем. Появляется шкатулка. В ней глина и песок. Выполняют

задания

Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли в больших массах называют горными породами.

Более внимателен на уроке был Саша. Горные породы встречаются не только в горах. Они лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озёр, морей и океанов.

Из минералов.

Кварцевый песок состоит из кварца. Гранит из трех минералов: полевого шпата, кварца, слюды.

Слои горных пород на фотографии залегают ровно. Сначала идёт почва, затем пласт песка, потом пласт глины и опять пласт песка. Под ним, в самом низу идёт пласт гранита.

Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов). Индивидуальная, фронтальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля

и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют

цели и задачи учебной деятельности.

Устные ответы,

выполненные

задания

Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6 7

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для реше-

III. Изучение нового материала Рассказ учителя.

Учитель достает из шкатулки кусочек глины и песок.

— Что же это за сокровище? Он блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать песок и глину сокровищем.

Слайды 13-14

Тема сегодняшнего урока — исследование свойств песка и глины

Песок, глина, гранит, уголь, нефть, газ. – очень нужны человеку. Они ему полезны. Их берут из глубин земли или с ее поверхности, их называют полезными ископаемыми. Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину). Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Читайте также:  Что мне сделать для дома полезное

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, – это полезные ископаемые. Полезные ископаемые встречаются в различных районах нашей страны.

Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты и разрабатываются, другие еще только разведываются. Внимательно слушают.

Фронтальная.

Устные ответы.

Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6 7

Работа

с учебником.

Практическая работа. Составление таблицы

Физминутка Слайд 15

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу

Практическая работа

Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

• 1 группа. » Наблюдатели».

• 2 группа. » Экспериментаторы».

• 3 группа. » Испытатели».

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Слайды 16-18

1 группа. » Наблюдатели».

1) Вместе с другом рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние (твёрдое, жидкое, газообразное).

2) Потрите песком и глиной по стеклу. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать из этого опыта?

3) Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

2 группа. » Экспериментаторы».

4) Слепите из сырого песка и мокрой глины шарики и вы сушите их. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

3 группа. » Испытатели».

5) Вылепите из влажной глины чашку и налейте в неё воды. Пропускает ли эта чашка воду? Сделайте вывод.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

Глину и песок прошли,

Стоп! Немножко отдохнем!

Опять работать мы пойдем!

Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорога высыхает быстро?

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу.

Обсуждают изученный

материал

Песок рыхлый и хорошо пропускает воду. Глина плотная, плохо пропускает воду.

Групповая ния проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Выполненные

задания

IV. Первичное осмысление и закрепление. Слайды 20-24

Проверим записи таблицы по учебнику страница 61, дополним.

СлайдЫ 25-26

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать, как люди используют песок и глину.

— Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность где пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду — важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

— Как называли такую посуду?

«Посуды нет такой давно, все металлическая и стеклянная,

А в старину у всех была посуда …».

А глиняная посуда, это хорошо или плохо?

Глиняная посуда самая экологически чистая, полезная для здоровья человека. Кто изготавливал посуду и как называлась профессия человека?

А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

https://www.youtube.com/watch?v=_tU65V0V-2 Заполняют таблицу.

Читают

статью.

Выполняют

задания

(Глиняная) Ответы детей

Гончар Индивидуальная

Фронтальная, коллективная. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической рабо- ты следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Личностные: оценивают усваива-емое содержание с нравственно-этической точки зрения Устные ответы,

записи

в тетради

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6 7

V. Итоги

урока.

Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Кроссворд.

Выставление оценок Слайды 27-28

Чтоб закончить наш урок,

Подведём его итог.

Какие полезные ископаемые рассмотрены на уроке? Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я”.

Перечислите свойства песка, глины.

Глина и песок – настоящие сокровища, одни из древнейших освоенных людьми материалов. Сокровище оказывается не только то, что блестит, но и такая некрасивая на вид глина и песок тоже является сокровищем.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

– Что же мы называем полезными ископаемыми?

– В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Слайд 29 Лист самооценки

«Мишень»

Отвечают

на вопросы.

Решают кроссворд Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке Устные ответы,

разгаданный кроссворд

VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, стр. 60-61, 63. Свойства полезных ископаемых по таблице. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья? Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Кроссворд

1. Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И в стекле он расплавлен даже.

(Песок.)

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи…

(Руда.)

3. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел.)

6. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий.

(Уголь.)

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.

(Глина.) 4. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

(Гранит.)

5. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это.

(Нефть.)

8. По трубе течет, пироги печет.

(Газ.)

9. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение.

(Торф.)

10. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением

(Известняк.)

Ключевые слова: ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА.

Состояние и свойства Песок Глина

1)Состояние (твёрдое, жидкое или газообразное) твёрдое твёрдое

Твёрдость (рыхлый/плотный, сыпучий/вязкий) рыхлый, сыпучий плотная, вязкая

2)Цвет (прозрачный/непрозрачный) непрозрачный непрозрачная

3)Запах не имеет характерный запах

4)Сохраняет ли форму в сухом виде нет да

5)Проницаемость (пропускает ли воду) пропускает задерживает

Применение строительство дорог, при производстве стекла Изготовление посуды, игрушек, кирпич

Лист самооценки

Ф. И. ученика___

«Мишень»

Источник