Глина полезное ископаемое в краснодарском крае
Земли Краснодарского края полны природных ископаемых, добыча и переработка которых дает возможность Кубани развиваться и снабжает промышленность важным сырьем.
Кубанские земли всегда считались одними из лучших. Они плодородны и полных полезных ископаемых. Здесь их обнаружено более 60 видов. Залежи сосредоточены в Азово-Кубанской равнине, предгорьях и горах.
Обширная территория края таит в своих недрах огромные запасы газа и нефти, строительных материалов и полезных водных ресурсов. Промышленное развитие Кубани базируется на добыче и переработке природных ископаемых. Они используются рационально и пристально охраняются соответствующими государственными службами.
Целебные источники
Краснодарский край славится источниками с минеральными и термальными водами. Они насыщены полезными для человеческого организма минералами и солями, используются в местных санаториях и бальнеолечебницах.
Минеральные источники обнаружены в предгорьях Кубани. Вода в них имеет соленый или горький вкус, но благодаря ее целебным свойствам успешно используется для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, кожных покровов, опорно-двигательного аппарата.
Залежи строительного материала
От Сочи до поселка Верхнебаканского простираются настоящие горы мергеля. Запасы этого ценного строительного материала, при переработке которого получается качественный цемент, огромны.
Край богат карьерами с песком и гравием, которые используются для изготовления бетона – прочно материала для строительства различных сооружений. Здесь много песчаника и ракушечника. 41 месторождение известнякового и гипсового камня позволяет добывать ценный материал в нужных количествах.
Кубанские леса – естественный источник древесины ценных пород. Здешние лесные массивы имеют великое природоохранное значение.
Горючие богатства
Кубань считается местом зарождения российской нефтепромышленности. Запасы нефти на сегодняшний день достаточно велики – их хватит на 20 лет. Самые крупные месторождения нефти расположены в районе Славянска и Абинска. Отсюда горючее топливо переправляют на перерабатывающие заводы в Туапсе и Краснодара. Из нее получают горючее топливо, а также сырье, используемое в химической промышленности.
Краснодарский край богат «голубым топливом». Природный газ используется в бытовой сфере и на крупных предприятиях.
Залежи каменного угля составляют около 10 миллионов тонн, но разработка месторождения признана нерентабельной.
Другие ископаемые
В Мостовском районе Краснодарского края имеются залежи каменной соли. В некоторых местах толщина пласта составляет 100 метров! Славится местность достатком формового и кварцевого песка, которые используются на металлургических предприятиях.
Поделиться с друзьями:
Описание южного региона России – Краснодарского края, расположенного на юго-западе Российской Федерации и входящего в состав Южного федерального округа.
В большинстве своем он умеренно-континентальный, без резких перепадов в температуре и сильных ветров.
Горы Краснодарского края – величественные и красивые, они занимают почти треть всей территории нашего края.
Водохранилищ в Краснодарском крае семь — Атакайские (Верховое и Низовое), Варнавинское, Краснодарское, Крюковское, Шапсугское и Неберджаевское.
Похожие материалы:
Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом
Отправить сообщение
Защита от роботов, решите пример: 9 + 8 =
Источник
Краснодарский край – область на юге страны, омываемая черноморскими водами. Территория имеет сложное геологическое строение, благодаря чему здесь найдено большое количество разнообразных полезных ископаемых. Основу минерально-сырьевой базы составляют углеводороды, но есть и металлические и минеральные ресурсы.
Геологическая характеристика Краснодарского края
Полезные ископаемые Краснодарского края напрямую связаны с геологической структурой фундамента этого района. Территория находится на стыке нескольких тектонических зон, что обеспечивает разнообразие минерально-сырьевой базы. Северная часть образована кристаллическим фундаментом Азовского выступа. Он появился примерно 1,7 миллиарда лет назад и относится к додекамбрийскому периоду. Большая часть сложена породами метаморфического происхождения. Эта структура благоприятна для образования металлических руд, гранитов и других минеральных полезных ископаемых.
Пригорная часть области относится к Скифской плите (платформе), которая является самым молодым тектоническим районом. Здесь залегают породы вулканического и осадочного происхождения девонско-каменноугольного периода. Главными полезными ископаемыми этого образования являются нефть и природный газ. Также в этом регионе можно обнаружить соли (каменные и калийные), ракушняк, известняки, гипс. Также встречаются отложения мелового периода.
Южная территория сложена северо-западной частью альпийской геосиклинарной зоны Большого Кавказа. Это значит, что большая часть полезных ископаемых является породами метаморфического и магматического происхождения. Здесь на территории области ведется поиск ресурсов, но они еще не вырабатываются. Южная часть перспективна в поиске нерудных полезных ископаемых. В состав Северной части территории Краснодарского края входит часть украинского кристаллического щита. Его строение схоже с западным регионом, а основным полезным ископаемым является природный газ.
Нефть и природный газ
С Краснодарским краем напрямую связана история развития нефтяной промышленности в России. Именно здесь началась первая промышленная разработка «черного золота». Этому способствовали хорошие климатические характеристики региона, близость ее залегания к поверхности и несложная геологическая структура. Очень важно учитывать и тот факт, что в то время добыча нефти была рискованным делом, ведь без новейшего оборудования, которое может доказать наличие сырья без бурения, геологи действовали почти наугад.
На территории Кубани поиск нефти длился до 2 лет, пока не забил первый фонтан, что и положил начало углеводородной промышленности России. Случилось это в феврале 1866 года. Первая скважина, пробуренная в Краснодарском крае, сейчас является историческим достоянием, и носит имя ее первооткрывателя – А.Н. Новосильцева.
Сейчас большинство месторождений Краснодарского края находится на пригорной полосе от Северска до Абинска. Главными являются:
- Калужское;
- Новодмитриевское;
- Холмское;
- Крымское.
Несмотря на то, что добыча нефти ведется на территории области уже больше 2 веков, запасы все еще обширны. Здесь находится 154 месторождений газа и нефти, а запасы исчисляются в 2 миллионов тонн углеводородов. Нефть высокого качества, низкосернистая с плотностью 0,8 – 1,0 г/см3.
Проведенный статистический анализ показывает, что сейчас в Краснодарском крае стремительно растет добыча и продажа продуктов нефтепереработки. Это положительно влияет на развитие экономики этого района. Большинство предприятий области показывают хорошую динамику. Влияет на этот показатель и выгодное геополитическое расположение, выход к морю и наличие технологичного трубопровода. В дальнейшем планируется еще больше увеличить выработку углеводородов на территории Кубани, внедрение новых технологий и привлечение инвесторов.
Благодаря такому подходу, выработка полезного сырья за 5 лет увеличилась с 12,6 до 25 миллионов тонн в год. Чистая прибыль от реализации нефти в Краснодарском крае составляет 50,22 миллиардов рублей.
Нерудные полезные ископаемые
Еще один важный ископаемый ресурс в Краснодарском крае – мергель. Это горная порода, которая используется для производства строительных материалов. В его состав входят кальциты и доломиты, которые характерны для западного региона области. Мергель является осадочной породой морского происхождения, что соответствует тому периоду, когда эта территория еще была частью большого океана. Важность ископаемого в том, что он его применяют в изготовлении цемента.
В этом регионе добывается мергель различного состава:
- 75% кварцита;
- 25% глинистых частиц;
- 1-2% ила.
Больше всего запасов находится в поселке Верхнебаканском, в окрестностях г. Сочи. Добывается это сырье открытым карьерным способом и вывозится в другие страны. Большое месторождение находится Азово-Кубанской впадины.
Но это не все минеральные отложения, которыми сложены породы Краснодарского края. Возле Гулькевичей и Армавира добываются гравий и песок, применяемые для изготовления бетона. Учитывая морское происхождение фундамента области, вблизи морского побережья в Краснодарском крае добывается ракушняк – легкий минерал, образовавшийся в результате спресовки ракушек животных. Он также используется в строительстве и отлично поглощает звуки.
Добываются также фосфориты и апатиты – Маркопиджское месторождение Краснодарского края. Это сырье используется не только в строительной, но и в химической промышленности. Существуют на территории области и отложения соли. Больше всего запасов находится недалеко от речек Белая и Урупа. Сейчас они не разрабатываются, из-за того, что более крупные месторождения полностью покрывают потребности страны в этом сырье, но находятся в резерве.
Известен Кубанский край и выработкой йода на Славянско-Троицком месторождении. Разнообразием драгоценных и поделочных камней Кубань похвастаться не может. В промышленных масштабах здесь добывают только яшму и жадеит. Они используются для внутренней облицовки при строительстве и декоративных украшений. Одним из самых интересных полезных ископаемых Краснодарского края можно считать морскую ракушку. Ее добывают открытым образом для изготовления удобрений и строительных материалов.
Рудные полезные ископаемые
Рудные полезные ископаемые Краснодарского края не представляют большой ценности из-за небольших запасов сырья. Месторождения железной руды были найдены на Таманском полуострове. Там обнаружено небольшое количество гематита и бурого железняка, относятся руды к средним и бедным по содержанию Fe. Также на территории Краснодарского края находилось огромное месторождение ртути – Сахалинское. По данным оно обеспечивало почти 100% потребностей страны в этом металле. Сырье добывалось в виде руды – киноварь. Сейчас Сахалинские копи заброшены, из-за низкой рентабельности выработки. Большая часть полезного сырья уже была выработана.
В резерве находятся 3 месторождения ртути:
- Белокаменное,
- Дальнее
- Каскадное.
В прошлом веке Сочинские пляжи использовались для добычи россыпного золота. В песке находили небольшие вкрапления металла. В районе поселка Головинка было организовано несколько приисков, где мыли песок, для поиска самородков. Находили сырье для производства драгоценного металла на реках Ореховка и Ожек. Пик золотодобычи на этой территории приходится на 30 – 40е года.
Сейчас добыча золота на реках и морских побережьях осталась туристам и старателям любителям. Все промышленные запасы желтого металла опустошены, а новые поиски являются не рентабельными. Самый крупный самородок, найденный во время масштабной разработки сочинских пляжей, весил 250 грамм.
Существуют истории о том, что на этой территории была найдена крупная золотая жила одним из ученых-геологов. Но, из-за разногласий с правительством, он так и не открыл ее местоположение.
Заключение
На территории Краснодарского края находится до 210 месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых. Главным сырьем, которое активно вырабатывается в этой области, считается нефть и природный газ. Территория также богата ресурсами для строительной промышленности. Рудное производство области не развито, а большинство известных месторождений сейчас не имеют промышленной ценности или находятся в резерве. Есть на территории и минеральные полезные ископаемые: доломиты, мергели, известняки, яшма. Также на побережьях области добывают сырье для удобрений – морскую ракушку.
Источник
План-конспект проведения урока.
Предмет: Кубановедение.
Класс: 4 класс.
Тема урока: « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».
(Строительные полезные ископаемые – песок и глина.)
Тип урока:
урок совершенствования ЗУН (по М.И. Махмутову).
Вид урока:
мультимедийный урок,
урок практических работ (урок-практикум).
Цель урока:
Обучающая:
- обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений;
Воспитывающая:
- Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края.
Развивающая:
- Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь.
Задачи урока:
- установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании;
- выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности.
Оборудование:
Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.
Содержание урока.
- Организация начала урока.
- Вступительная беседа.
Учитель: Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.)
Слайд № 2.
— Как вы думаете, какие ещё богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые)
— Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»?
Учитель: Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах и Кубано-Приазовской низменности.
Слайд № 3.
Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные), по свойствам).
Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь.
Полезные ископаемые
рудные (металлические)
горючие строительные железная руда
нефть песок
природный газ глина
гранит
мрамор
Игра «Угадай, кто я»
1)Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Каменная соль)
2)Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
3)Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
4)Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
5) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина).
— 1 —
6) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
— Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич – «внуками» гранита.
3. Обобщение материала и совершенствование ЗУН.
— Кто из вас видел песок, глину?
— Какую форму имеют песчинки?
(Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок)
— Какого цвета песок?
Слайд № 4.
Учитель:
Вы любите, ребята, Как нитка золотая
Пересыпать песок. У вас из кулака
В руках у вас лопата, Бежит струя густая
Ведёрко и совок. Прохладного песка.
Слайд № 5.
— Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже – где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения.
Слайд № 6.Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещё раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц – самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен.
— Где в хозяйстве применяют песок?
(Рассказывают ученики, а учитель дополняет)
(Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)).
Слайды: № 7, № 8, № 9.
Учитель: За многие годы вода рек и ручьёв смывает песчинки с гор, переносит их и откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей.
Слайд № 10.
Так образуются скопления песка – месторождения. Слайд № 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки.
(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 13) далее проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).
— 2 —
Опыты.
(Ученики демонстрируют опыты у доски для всех остальных учащихся, самостоятельно делают выводы по проведённым опытам, при необходимости остальные ученики помогают сделать выводы
Слайд № 12. (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство песка.)
- Определи, что твёрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.
- Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой.
- Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости).
- Растворяется ли песок в воде?
- Определи, есть ли у песка запах?
- Блестит ли песок?
- Обладает ли песок свойством сыпучести?
- Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром).
— На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности?
Схема-ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 13.
— 3 —
(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 21) в конце урока проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).
-Как вы думаете, какая судьба ждёт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина)
-Какого цвета бывает глина?
-Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
Слайд № 14.
— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)
Опыты.
Слайд № 15. (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство глины.)
1) Что твёрже: глина или стекло? Как это узнать?
2) Что легче: глина или вода? Как это определить?
3) Смочить глину водой. Вылепить из неё любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.)
4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости)
5) Обладает ли глина свойством сыпучести?
6) Растворяется ли глина в воде?
7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протёртую глину).
— Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины?
— Где в хозяйстве и промышленности используют глину?
(Рассказывают ученики, а учитель дополняет.)
(Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.)
Слайд: № 16, № 17, № 18, № 19.
— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
(При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт.)
Рассказ учителя:
Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи – «горно» и обжигали в них посуду.
«Одно гончарное дело остаётся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика».
(И.Попко «Черноморские казаки»)
Слайд № 20.
Работа по карте.
Месторождения песчаников – в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 – составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка – Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка – 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.)
4.Закрепление.
А)Игра «Что из чего сделано?»
(Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.)
Б) Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)
Схема – ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 21.
— 5 —
— Из чего образуется в природе глина?
— Какие свойства глины знаете?
— Где в хозяйстве применяют глину?
Слайд № 13.
— Из чего образуется в природе песок?
— Какие свойства песка знаете?
— Где в хозяйстве применяют песок?
5. Итог:
— Назовите «детей» гранита, перечислите «внуков» гранита.
6. Слайд № 22. Домашнее задание: Найти среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.
Источники информации.
Используемая литература.
1. Белавина И., Найдёнская Н. Планета — наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.- М: Издательство «Лайда», 1995.
2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2 класс.- М: Издательство «Вако», 2003.
3. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Планета — наш дом. Мир вокруг нас.- М: Издательство «Лайда»,1995.
4. Сухарев Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). Самарская обл., г. Чапаевск, 1996.
Адрес в Интернет.
www.priroda.kubangov.ru
Источник