Горючие полезные ископаемые 4 класс занков

Горючие полезные ископаемые 4 класс занков thumbnail

Урок по окружающему миру в 4-м классе

по теме «Горючие полезные ископаемые»

(Развивающая система обучения Л. В. Занкова)

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»

Басырова Г. М. (222-083-224)

 Цели урока:

  1. Изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
  2. Развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь.
  3. Развивать умение работать в группах.
  4. Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, прививать чувство бережного отношения к природе.        

Оборудование:  мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, коллекция минералов, физическая карта РФ и РБ, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.

Ход урока:

 1.Минутка вхождения в урок (создание психологического комфорта)

  — Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.

Предоставляется слово синоптику.

2.Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

А) Тест.

1.Выбери верное утверждение:

А)Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

Б)Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин  и поверхности земли.

В)Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2.Горные породы, из которых получают металлы, называются:

А) Гранит

Б)Рубин

В) Руда

3. Металлы – это:

А) Соль, агат, базальт

Б) Медь, алюминий, железо, олово

В) Известняк, глина, песок.

4. Из железной руды получают:

А) Чугун, сталь

Б) Алюминий, гранит

В) Бриллиант, малахит.

5. Крупнейшие месторождения железной руды:

А) Москва, Тула

Б) Уфа, Рязань

В) Магнитогорск, Курск

6. Условное обозначение месторождения железной руды:

А)  

Б)  

В)  

б) Творческое домашнее задание:

— Какие пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека. (лучшие работы оценить )

3. Постановка проблемы.

— Такие ценные полезные ископаемые – руды металлов. Без металла человек станет беспомощным, беззащитным.

— А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых  человек тоже не может существовать?

4. Сообщение темы урока.

— О чем сегодня на уроке будем говорить?

— Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих. Слайд 1.

5. Работа по изучению новой темы:

Практика под руководством учителя.

1)Беседа.

-Для самых разных нужд человека необходимо топливо. Какие виды топлива вы знаете? ( дрова, уголь, торф, газ )

— Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? ( дровами, древесиной )

-Почему сейчас не отапливают древесиной? ( истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты … )

2)Работа с учебником.

-чтение 1-3 абзацев (стр. 109-110 )

— Что заменило дрова ? ( каменный уголь, бурый уголь, торф )

— Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений )

-Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения  законсервировали в себе свет и тепло   Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле  миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что  « уголь – солнечные консервы, чудо – консервы».

3) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.

Работа в группах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:

Каменный уголь         Торф            Нефть           Газ

А) Исследование свойств каменного угля. Слайд 2,3,4.

-Отгадайте загадку и найдите ископаемое, которое начнем исследовать:

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.   Что это? Рассмотрите. Заполните таблицу.

— внешний вид                блестит                

— состояние        твердый        

-цвет        черный

— запах        не имеет

— легче или тяжелее воды        тяжелее воды

— хрупкость        хрупкий

— горючесть        хорошо горит

5.                     Каменный    уголь

                               Топливо

Для электростанций         Выплавки чугуна, стали         Для получения жидкого топлива

нагревают воду        (поезда, станки …)                 (каменноугольной смолы)

пар                                                                                               бензин, керосин

вращает турбины и

вырабатывается

электроэнергия            краски, резина, лекарства, пластмасса …

2) Исследование торфа. Отгадайте загадку и найдите следующее ископаемое для исследования:

-Росли на болоте растения,

А теперь это топливо и удобрение.

Слайды 6,7,8.

3)Исследование нефти.

-Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)

-Запасы угля и торфа не бесконечны. С 19 века человек стал добывать этот поистине удивительный продукт. О нефти многое сможете рассказать вы сами. Расскажите.

Слайды 9,10,11,12.

4)Природный газ

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. Что это?

Выступление ученика-эксперта о природном газе.

Заполнение таблицы. Слайды 13,14,15,16.

          6.Физминутка.

7.Работа с физической картой  РФ и  РБ.

-Посмотрите на карту России. Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения:

-угольные бассейны: Кузбасс, Печора

— природного газа:

-нефтяные месторождения: Волго-Уральское, Западно – Сибирское

-Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень широко применяется в промышленности. Ее называют « черным золотом», « кровью экономики», так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире. Наша страна по запасам нефти занимает      место в мире, но они не бесконечны. Чтобы сохранить запасы для будущих поколений , надо более разумно их использовать.

8.Закрепление. Проверочная работа в группах. Слайд 17.

-Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:

— 1 вариант – свойства нефти

— 2 вариант – свойства каменного угля

— 3 вариант – торфа

— 4 вариант – свойства природного газа

1) горючее               6) сыпучее                         11) бесцветный          

2) твердое                7) хрупкое                         12) легче воды  

3) жидкость             8) коричневого цвета       13) газообразное

4) имеет запах         9) черного цвета               14) тяжелее воды

5) маслянистый      10) легкий                          15) не имеет запаха

 Проверка.  

9. Рефлексия.

        повторил

          Я                          запомнил

        узнал

        удивился

        горжусь

10.Оценивание.

11. Д/З 1) Описать одно горючее полезное ископаемое(дополнительные сведения);

              2) Составить кроссворд по полезным ископаемым.

Источник

Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Горючие полезные ископаемые»

Учитель начальных классов Полковникова Наталья Юрьевна

Тема урока: Горючие полезные ископаемые. 4 класс. Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казакова Окружающий мир. (Система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, образцы каменного угля, торфа, нефти, физическая карта России, таблицы для записи выводов по результатам исследования свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Уметь формулировать свойства

горючих полезных ископаемых

метапредметные

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Уметь находить нужную информацию в

текстах учебника, других источниках

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Уметь работать по плану и оценивать

результат своих действий

Коммуникативные УУД

Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Уметь приходить к общему решению

в спорных вопросах и проблемных ситуациях

Личностные

Проявлять учебную и коммуникативную активность.

Уметь взаимодействовать в группе

в соответствии с правилами, развитие познавательных

интересов, учебных мотивов

Ход урока

1.Мотивация и целеполагание.

-Ребята, как называется наша планета?

-Земля

-Посмотрите на фотографию Земли и скажите, чем она богата? Слайд

(Ответы учащихся)

-Где находятся эти богатства, только ли на поверхности ?

-Нет, есть те, что спрятаны глубоко в земле.

-Отгадайте загадки и вы узнаете названия некоторых природных богатств, которыми одаривает нас Земля. Показ отгадок сопровождается слайдами.

Без неё не пробежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте что же это? (нефть)

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

Он черный, блестящий.

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали (Каменный уголь)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

Учитель: Как можно назвать все эти предметы?

Учащиеся: Горючие полезные ископаемые.

-Какая будет тема урока, догадались?

-Тема урока «Горючие полезные ископаемые».

-Какие проблемы нам надо открыть по данной теме?

-Какими свойствами обладают все перечисленные полезные ископаемые. Как их добывают, где используют.

-А еще попытаемся ответить на вопрос « Почему данные полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека» Слайд.

А сейчас мы будем работать по теме нашего урока. Вы разделены на 3 группы, чтобы работа была эффективной и чтобы вы легко нашли ответы на все вопросы, необходимо распределить обязанности в группах. У вас должны быть: руководитель , секретарь и информаторы. Итак, обязанности распределены.

  1. Реализация плана. Фронтальная работа.

-Почему ископаемые назвали «полезными»?

-Какую пользу они приносят?

-Поработайте в группах и попробуйте дать определение «Полезные ископаемые».

-Это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют в хозястве. Слайд.

-Теперь мы знаем что такое полезные ископаемые, но чтобы знать как их использовать, где применять, что еще надо о них знать?

-Свойства. Слайд.

hello_html_1616bbb.jpg

-Для различных нужд человека необходимо топливо. Чем раньше люди отапливали свои дома?

— Дровами.

-Это надежное, топливо, долгосрочное?

-Нет.

-Можно было всецело полагаться только на этот вид топлива?

-Нет, т.к. это грозило истреблению лесов.

Но чтобы использовать другой вид топлива, нужно найти другие ископаемые. Кто же их находит, а именно те места на земле, в которых находятся залежи или месторождения полезных ископаемых?

-Геологи. Слайд.

-Подробнее узнаем об этих людях из учебника на стр.122.

— Хотите сами побывать в роли геологов, путешествовать и открывать горючие полезные ископаемые в течение урока?

-Да!

-Тогда вперед. Нам понадобится карта. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите самые распространенные. (Дети смотрят на форзац учебника и берут информацию оттуда) На доске слайд.

На доску прикрепляются условные значки, обозначающие горючие полезные ископаемые.

— природный газ -торф

— нефть

— каменный уголь

-Ребята, обратите внимание, какими полезными ископаемыми богат наш Ямало-Ненецкий автономный округ?

— Нефтью, газом, торфом.

Сейчас каждая группа геологов будет работать с картой и выявлять месторождения:

1группа-нефть

2 группа-каменный уголь

3 группа-торф

Каждое из этих полезных ископаемых обладает какими-либо свойствами. Сейчас вы эти свойства будете выявлять и исследовать. Итак, начинайте исследование и через несколько минут расскажите нам о свойствах, способах добычи и использовании некоторых горючих полезных ископаемых. Все необходимое для работы находится у вас на столах, используйте все.Результаты исследований вносить в таблицу. Затем каждая группа расскажет о своем исследовании.

(Каждой группе раздать по коллекции полезных ископаемых в соответствии с их предметом исследования, таблицу для заполнения, дополнительную информацию о каждом горючем полезном ископаемом и план изучения каждого ископаемого)

План изучения каменного угля

  1. Рассмотрите образец каменного угля. Определите его цвет, запах. Имеет ли блеск?

  2. Проведите гвоздем по поверхности породы. Если можно поцарапать, то поверхность твердая.

  3. Уголь твердый, но предположим хрупкий. Докажите! Постарайтесь найти способ доказательства.

  4. Опустите кусочек в воду. Он плавает на поверхности воды или нет? Если плавает, то он легче воды, если тонет, то тяжелее воды.

  5. Расскажите где используют каменный уголь и на основании какого свойства. Используйте дополнительную информацию. Результаты исследования внесите в таблицу.

План изучения нефти

  1. Рассмотрите образец нефти. Определите состояние, цвет, запах.

  2. Налейте немного нефти в стакан с водой. Понаблюдайте, что с ней произойдет. Результат наблюдения внесите в таблицу.

  3. Расскажите как добывают нефть, что изготовляют из нефти, какое у нее основное свойство. Используйте для этого дополнительную информацию.Результаты исследования внесите в таблицу.

План изучения торфа

  1. Рассмотрите образец торфа. Определите его состояние, цвет, запах.

  2. Опустите кусочек торфа в воду. Он плавает на поверхности воды или нет? Если плавает, то он легче воды, если тонет, то тяжелее воды.

  3. Расскажитек ак добывают торф, что из него изготавливают, где используют. Для этого воспользуйся дополнительной информацией.

Результаты исследования внеси в таблицу.

Нефть

Каменный уголь

Торф

3. Исследовательская работа учащихся.

  1. Защита проектов.

По истечении времени учащиеся по очереди выходят и рассказывают о результатах исследования.

  1. Бережное использование полезных ископаемых.

-Может ли экономика страны обойтись без природных ресурсов?

-Полезные ископаемые-источник нашей жизни.

-Что будет, если исчезнут все полезные ископаемые с Земли?

(Предположения детей)

-Что должны сделать люди, чтобы правильно, по хозяйски использовать богатства земли?

6. Подведение итогов.

-Какие проблемы мы ставили перед собой в начале урока?

-Как вы думаете, справились ли мы со своими задачами?

-Какие открытия сделали?

7.Оценивание учащихся.

8. Задание на дом.

Стр.117-123. Рассказать о свойствах, способах добычи и применении природного газа.

Нефть — полезное ископаемое, представляющее из себя маслянистую жидкость. Это горючее вещество, часто черного цвета, хотя цвета нефти в разных районах различаются. Она может быть и коричневой, и вишневой, зеленой, желтой, и даже прозрачной. С химической точки зрения нефть — это сложная смесь углеводородов с примесью различных соединений, например, серы, азота и других. Ее запах также может быть различным, так как зависит от присутствия в ее составе ароматических углеводородов.

Образование нефти – процесс весьма и весьма длительный. Он проходит в несколько стадий и занимает по некоторым оценкам 50-350 млн. лет.

Нефть образовалась из останков микроорганизмов, живших миллионы лет назад в обширных водных бассейнах (преимущественно на мелководье). Отмирая, эти микроорганизмы образовывали на дне слои с высоким содержанием органического вещества. 

Начинается развитие добычи нефти посредством бурения скважин к нефтенасыщенным пластам. 

Переработка нефти

На выходе из скважины сырая нефть имеет очень ограниченную сферу применения. Фактически вся сырая нефть проходит перегонку, с тем, чтобы получить из нее такие продукты как бензин, авиационное топливо, мазут и промышленные виды топлива.

ТОРФ

Торф – распространенное горючее полезное ископаемое. Торф представляет собой скопление остатков органики, подвергшейся неполному разложению в условиях болотистой местности. Толщина слоя торфа на болотах не может быть менее 30 сантиметров, в противном случае это не болото, а заболоченные земли.

Также стоит отметить то, что торф обладает бактерицидными свойствами, помогает росту и развитию растений, обладает большой газопоглотительной способностью.

По оценкам специалистов, на нашей планете существует около 250—500 млрд. тонн залежей торфа. Это полезное ископаемое занимает 3% общей площади суши. При этом ученые отмечают, что основные запасы торфа расположены в серверном полушарии планеты, и чем севернее, тем больше процент земель занятых торфяными месторождениями. К примеру, в Германии эта цифра равняется 4,8%, в Швеции 14%, а в Финляндии 30,6%. Наибольше запасы торфа расположены на территории России (150 млрд. тонн) и Канады (170 млрд. тонн). Кроме этого, месторождения торфа разведаны в Украине, США, Беларуси, Великобритании, Ирландии и др. странах.

Области применения торфа достаточно широка. Как показала практика, торф значительно улучшает плодородные земли. Торфяная земля используется для посева многих растений, однако перед началом работ торф необходимо на протяжении нескольких лет выветривать, так как в нем находится достаточно большое количество вредных веществ. Использование торфа помогает улучшить структуру почвы, ее воздушно-водные свойства. Помимо материала для удобрений, торф используется в качестве топлива и естественного теплоизоляционного материала.

Одной из главных опасностей связанных с торфом считается его легко воспламеняемость. Торфяные пожары очень сложно тушить, а их продолжительность зачастую превышает все мыслимые пределы.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Уголь является одним из первых минеральных образований, которое человек начал использовать  в качестве сжигания топлива. На протяжении многих лет именно каменных уголь выполнял функцию основного энергоносителя. И только конец прошлого века ознаменовался изобретением альтернативных источников энергии. На сегодняшний день добыча угля является популярной промышленной деятельностью во многих странах. Каменный уголь применяется в различных сферах деятельности. К примеру, в металлургии каменный уголь выступает основным средством для выплавки чугуна.

С точки зрения происхождения каменный уголь является веществом, минеральным образованием, которое находилось с недрах земли и создавалось под действием времени, климата и определенных факторов. Особенностью такого полезного ископаемого, как каменный уголь, является его уникальное соотношение составляющих элементов.

Каменный уголь образовался из остатков древних растений в процессе их разложения. Таким растениями могли служить древовидные папоротники, хвощи, плауны и даже голосеменные растения. По мнению ученых, каменный уголь, который сейчас добывается в современных шахтах, образовался около 350 миллионов лет назад.

Способ добычи каменного угля зависит от того, насколько глубоко залегают полезные ископаемые в том или ином месторождении. Если каменный уголь находится неглубоко, его можно добывать открытым методом – с помощью создания карьеров или разрезов. Если каменный уголь находится глубоко в недрах земли, его добывают подземным способом – с помощью создания подземных шахт. Считается, что высококачественный уголь добывается именно подземным методом, поскольку уголь хорошего качества находится на большой глубине.

Залежи каменного угля находятся на территории многих стран. В странах СНГ в основном уголь добывается в России и Украине. Лидерами же добычи каменного угля считаются Австралия, Китай и Индия. Именно  эти страны экспортируют большое количество угля.

Каменный уголь

Торф

Нефть

План изучения каменного угля

1.Раскажите как образовался каменный уголь

2.Рассмотрите образец каменного угля. Определите его:

  • Состояние

  • Цвет

  • Запах

  • Легче или тяжелее воды

  • Хрупкость

  • Горючесть

  • Как добывают

  • Где используют

  • Расскажите одноклассникам о своих исследованиях.

План изучения нефти

  1. Расскажите о том, как образовалась нефть

  2. Рассмотрите образец нефти. Определите:

  • Состояние

  • Цвет

  • Запах

  • Легче или тяжелее воды

  • Горючесть

  • Использование ( что получают из нефти)

  • Как добывают

План изучения торфа

  1. Рассказать как образовался торф

  2. Рассмотри образец торфа. Определи:

  • Состояние

  • Цвет

  • Запах

  • Легче или тяжелее воды

  • Хрупкость

  • Состояние

  • Где используют

  • Как добывают

Источник