Горючие полезные ископаемые для 4 класса

Горючие полезные ископаемые для 4 класса thumbnail

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Конспект урока по окружающему миру,

проведенного в МБОУ СОШ №5, в 4 классе

студенткой 412 группы специальности

«Преподавание в начальных классах»

Зеленковой Е.С.

Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование

Методист: Шимина Е.В. ______________

Учитель: Савина Е.С. ________________

Методист подгруппы практикантов:

Спешилова О.В. _________________

Оценка: ________________________

2015 – 2016 уч.год

Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их использованием

Образовательные ресурсы:

  • УМК «Гармония»

  • О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Программа. Окружающий мир.

  • О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Учебник. Окружающий мир.

  • О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. Рабочая тетрадь. Окружающий мир.

  • Презентации

  • Видео

  • Карточки с буквами

  • Карточки – схемы

  • Солнышки

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение к процессу обучения;

Регулятивные: — умение точно выражать свои мысли;
— умение определять цель деятельности на уроке;
— умение определять успешность своего задания;

Познавательные: — умение извлекать информацию из иллюстраций;
— умение выявлять сущность, особенности объектов;
— умение на основе анализа объектов делать выводы;
— умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные: — умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение оформлять свои мысли в устной форме;

I.Орг.момент

II.Актуализация знаний

III.Целеполагание

IV.Открытие новых знаний

V.Физкультминутка

VI.Итог урока

(Рефлексия)

— Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их!

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

— Ребята, давайте проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить задания по вариантам, я думаю, что вы с ним успешно справитесь и получите хорошие отметки. (Приложение 1)

— Теперь обменяйтесь тестами. Сверьте ответы со слайдом и оцените работу своего соседа. (Слайд 1)

Если не одной ошибки поставьте оценку «5», если допущена одна ошибка, оценку «4», если больше одной ошибки поставьте оценку «3».

— Ребята, посмотрите, у вас у каждого на парте лежит карточка с буквами. Задача перед вами стоит простая, вычеркните одинаковые буквы и вы увидите тему нашего урока. (Приложение 2). (Слайд 2)

— О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке?

— Верно, а так же поговорим об их использовании. (Слайд 3, 4)

— Давайте с вами поговорим про торф. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.94. Прочитайте абзац про торф. (Читают про себя). (Слайд 4 — 5)

— Скажите, пожалуйста, из чего образуется торф?

— В качестве чего земледельцы его используют?

— Для чего используют высохший торф?

— Теперь давайте узнаем про каменный уголь. Прочитайте, пожалуйста. (Читают 3 ученика, по 1 абзацу). (Слайд 4 — 6)

— Остатки, каких растений превратились в уголь?

— Назовите виды угля

— Какой уголь считается самым ценным и почему?

— Для чего используют уголь?

— Давайте немного отдохнем, встаем все!

(вкл.презентация физкультминутки прыг — скок)

— Ребята, лисичка, волк и барсук хотят поделиться с вами, интересной информацией, про жидкие полезные ископаемые. Посмотрите на экран. (Слайд 4 — 7)

— Что вам запомнилось из рассказа учителя.

— Давайте посмотрим на карте, где находится наиболее крупные месторождения горючих ископаемых. Кто мне покажет и зачитает? (Слайд 5)

— Ребята, я вам предлагаю поработать сейчас в парах. У вас на партах рисунок – схема, составьте пути нефти к потреблению. (Приложение 3.)

— Кто желает ответить? (слайд 6)

— Посмотрите, на схеме около каждого рисунка появился красный восклицательный знак, подумайте, какие негативные последствия могут возникнуть на каждом этапе.

— Откройте, пожалуйста, тетрадь на печатной основе на стр.39 и выполните №19

— Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

— Какие задания показались трудными?

— Что вы получили от этого урока?

— За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?

— Запишите д/з в дневник стр.94 – 97 – пересказ

— У вас на партах лежат солнышки. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на солнышке ротик (улыбку, если все на уроке понравилось и получилось, серьезное лицо – если что – то было делать трудно, грустное лицо, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно). (Слайд 7)

— Вы молодцы, я благодарю вас за работу. (Слайд 8)

Приветствие учителя

Ровно встали

Тихо сели

Головами повертели

Потянулись

Улыбнулись

Рот закрыли на замок

На партах у детей лежат листы с тестовой работой по вариантам. Дети выполняют тест.

Обмениваются тестами, проверяют, оценивают работу.

Дети вычеркивают из карточки повторяющиеся буквы: Т, Б, А, С

— О горючих полезных ископаемых

Открывают стр.94 и читают абзац про торф

— Торф образуется из отмирающих болотных растений, которые опускаются на дно болот.

— Земледельцы используют торф в качестве удобрения, подстилки для скота.

— Из высохшего торфа делают брикеты, которые применяют для работы небольших электростанций.

— Остатки древних гигантских деревьев, папоротников, быстро растущих плаунов, хвощей и тростников.

— Бурый уголь, каменный уголь, антрацит

— Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.

— Уголь используют для отопления жилищ, для получения электрической энергии на теплоэлектростанциях.

Повторяют движения

Дети смотрят видео про нефть и газ

Рассказывают, что запомнилось и что понравилось

Горючие полезные ископаемые находятся на западной части России. Бурый уголь добывается в Канско – Ачинском бассейне. Каменный уголь добывается в таких местах, как: Донецкий бассейн, Печорский бассейн, Кузнецкий бассейн. Нефть добывается в Западной Сибири и в Волго – Уральском бассейне, так же как и газ.

— Добыча нефти, перевозка нефти, переработка нефти, использование нефти.

— Случаются инциденты при добыче и транспортировке по суше (аварии на нефтепроводах), кроме этого серосодержащие виды нефти при добыче и переработке, которых образуется много сернистого газа – одна из причин кислотных дождей.

Выполняют задание в ПТ на стр.39 №19

Записывают д/з

Оценивают свою работу

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивации к познанию нового;

Познавательные: поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержании;

Коммуникативные: отвечать на вопросы, соблюдая правила речевого поведения;

Личностные: дети слушают, размышляют, отвечают на вопросы;

Регулятивные: отвечают на вопросы учителя;

Познавательные: понимать информацию представленную в изобразительной форме;

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Познавательные: формировать умение делать обобщение и выводы.

Источник

Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Горючие полезные ископаемые»

Учитель начальных классов Полковникова Наталья Юрьевна

Тема урока: Горючие полезные ископаемые. 4 класс. Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казакова Окружающий мир. (Система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, образцы каменного угля, торфа, нефти, физическая карта России, таблицы для записи выводов по результатам исследования свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Уметь формулировать свойства

горючих полезных ископаемых

метапредметные

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Уметь находить нужную информацию в

текстах учебника, других источниках

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Уметь работать по плану и оценивать

результат своих действий

Коммуникативные УУД

Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Уметь приходить к общему решению

в спорных вопросах и проблемных ситуациях

Личностные

Проявлять учебную и коммуникативную активность.

Уметь взаимодействовать в группе

в соответствии с правилами, развитие познавательных

интересов, учебных мотивов

Ход урока

1.Мотивация и целеполагание.

-Ребята, как называется наша планета?

-Земля

-Посмотрите на фотографию Земли и скажите, чем она богата? Слайд

(Ответы учащихся)

-Где находятся эти богатства, только ли на поверхности ?

-Нет, есть те, что спрятаны глубоко в земле.

-Отгадайте загадки и вы узнаете названия некоторых природных богатств, которыми одаривает нас Земля. Показ отгадок сопровождается слайдами.

Без неё не пробежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте что же это? (нефть)

Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

Он черный, блестящий.

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали (Каменный уголь)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

Учитель: Как можно назвать все эти предметы?

Учащиеся: Горючие полезные ископаемые.

-Какая будет тема урока, догадались?

-Тема урока «Горючие полезные ископаемые».

-Какие проблемы нам надо открыть по данной теме?

-Какими свойствами обладают все перечисленные полезные ископаемые. Как их добывают, где используют.

-А еще попытаемся ответить на вопрос « Почему данные полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека» Слайд.

А сейчас мы будем работать по теме нашего урока. Вы разделены на 3 группы, чтобы работа была эффективной и чтобы вы легко нашли ответы на все вопросы, необходимо распределить обязанности в группах. У вас должны быть: руководитель , секретарь и информаторы. Итак, обязанности распределены.

  1. Реализация плана. Фронтальная работа.

-Почему ископаемые назвали «полезными»?

-Какую пользу они приносят?

-Поработайте в группах и попробуйте дать определение «Полезные ископаемые».

-Это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют в хозястве. Слайд.

-Теперь мы знаем что такое полезные ископаемые, но чтобы знать как их использовать, где применять, что еще надо о них знать?

-Свойства. Слайд.

hello_html_1616bbb.jpg

-Для различных нужд человека необходимо топливо. Чем раньше люди отапливали свои дома?

— Дровами.

-Это надежное, топливо, долгосрочное?

-Нет.

-Можно было всецело полагаться только на этот вид топлива?

-Нет, т.к. это грозило истреблению лесов.

Но чтобы использовать другой вид топлива, нужно найти другие ископаемые. Кто же их находит, а именно те места на земле, в которых находятся залежи или месторождения полезных ископаемых?

-Геологи. Слайд.

-Подробнее узнаем об этих людях из учебника на стр.122.

— Хотите сами побывать в роли геологов, путешествовать и открывать горючие полезные ископаемые в течение урока?

-Да!

-Тогда вперед. Нам понадобится карта. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите самые распространенные. (Дети смотрят на форзац учебника и берут информацию оттуда) На доске слайд.

На доску прикрепляются условные значки, обозначающие горючие полезные ископаемые.

— природный газ -торф

— нефть

— каменный уголь

-Ребята, обратите внимание, какими полезными ископаемыми богат наш Ямало-Ненецкий автономный округ?

— Нефтью, газом, торфом.

Сейчас каждая группа геологов будет работать с картой и выявлять месторождения:

1группа-нефть

2 группа-каменный уголь

3 группа-торф

Каждое из этих полезных ископаемых обладает какими-либо свойствами. Сейчас вы эти свойства будете выявлять и исследовать. Итак, начинайте исследование и через несколько минут расскажите нам о свойствах, способах добычи и использовании некоторых горючих полезных ископаемых. Все необходимое для работы находится у вас на столах, используйте все.Результаты исследований вносить в таблицу. Затем каждая группа расскажет о своем исследовании.

(Каждой группе раздать по коллекции полезных ископаемых в соответствии с их предметом исследования, таблицу для заполнения, дополнительную информацию о каждом горючем полезном ископаемом и план изучения каждого ископаемого)

План изучения каменного угля

  1. Рассмотрите образец каменного угля. Определите его цвет, запах. Имеет ли блеск?

  2. Проведите гвоздем по поверхности породы. Если можно поцарапать, то поверхность твердая.

  3. Уголь твердый, но предположим хрупкий. Докажите! Постарайтесь найти способ доказательства.

  4. Опустите кусочек в воду. Он плавает на поверхности воды или нет? Если плавает, то он легче воды, если тонет, то тяжелее воды.

  5. Расскажите где используют каменный уголь и на основании какого свойства. Используйте дополнительную информацию. Результаты исследования внесите в таблицу.

План изучения нефти

  1. Рассмотрите образец нефти. Определите состояние, цвет, запах.

  2. Налейте немного нефти в стакан с водой. Понаблюдайте, что с ней произойдет. Результат наблюдения внесите в таблицу.

  3. Расскажите как добывают нефть, что изготовляют из нефти, какое у нее основное свойство. Используйте для этого дополнительную информацию.Результаты исследования внесите в таблицу.

План изучения торфа

  1. Рассмотрите образец торфа. Определите его состояние, цвет, запах.

  2. Опустите кусочек торфа в воду. Он плавает на поверхности воды или нет? Если плавает, то он легче воды, если тонет, то тяжелее воды.

  3. Расскажитек ак добывают торф, что из него изготавливают, где используют. Для этого воспользуйся дополнительной информацией.

Результаты исследования внеси в таблицу.

Нефть

Каменный уголь

Торф

3. Исследовательская работа учащихся.

  1. Защита проектов.

По истечении времени учащиеся по очереди выходят и рассказывают о результатах исследования.

  1. Бережное использование полезных ископаемых.

-Может ли экономика страны обойтись без природных ресурсов?

-Полезные ископаемые-источник нашей жизни.

-Что будет, если исчезнут все полезные ископаемые с Земли?

(Предположения детей)

-Что должны сделать люди, чтобы правильно, по хозяйски использовать богатства земли?

6. Подведение итогов.

-Какие проблемы мы ставили перед собой в начале урока?

-Как вы думаете, справились ли мы со своими задачами?

-Какие открытия сделали?

7.Оценивание учащихся.

8. Задание на дом.

Стр.117-123. Рассказать о свойствах, способах добычи и применении природного газа.

Нефть — полезное ископаемое, представляющее из себя маслянистую жидкость. Это горючее вещество, часто черного цвета, хотя цвета нефти в разных районах различаются. Она может быть и коричневой, и вишневой, зеленой, желтой, и даже прозрачной. С химической точки зрения нефть — это сложная смесь углеводородов с примесью различных соединений, например, серы, азота и других. Ее запах также может быть различным, так как зависит от присутствия в ее составе ароматических углеводородов.

Образование нефти – процесс весьма и весьма длительный. Он проходит в несколько стадий и занимает по некоторым оценкам 50-350 млн. лет.

Нефть образовалась из останков микроорганизмов, живших миллионы лет назад в обширных водных бассейнах (преимущественно на мелководье). Отмирая, эти микроорганизмы образовывали на дне слои с высоким содержанием органического вещества. 

Начинается развитие добычи нефти посредством бурения скважин к нефтенасыщенным пластам. 

Переработка нефти

На выходе из скважины сырая нефть имеет очень ограниченную сферу применения. Фактически вся сырая нефть проходит перегонку, с тем, чтобы получить из нее такие продукты как бензин, авиационное топливо, мазут и промышленные виды топлива.

ТОРФ

Торф – распространенное горючее полезное ископаемое. Торф представляет собой скопление остатков органики, подвергшейся неполному разложению в условиях болотистой местности. Толщина слоя торфа на болотах не может быть менее 30 сантиметров, в противном случае это не болото, а заболоченные земли.

Также стоит отметить то, что торф обладает бактерицидными свойствами, помогает росту и развитию растений, обладает большой газопоглотительной способностью.

По оценкам специалистов, на нашей планете существует около 250—500 млрд. тонн залежей торфа. Это полезное ископаемое занимает 3% общей площади суши. При этом ученые отмечают, что основные запасы торфа расположены в серверном полушарии планеты, и чем севернее, тем больше процент земель занятых торфяными месторождениями. К примеру, в Германии эта цифра равняется 4,8%, в Швеции 14%, а в Финляндии 30,6%. Наибольше запасы торфа расположены на территории России (150 млрд. тонн) и Канады (170 млрд. тонн). Кроме этого, месторождения торфа разведаны в Украине, США, Беларуси, Великобритании, Ирландии и др. странах.

Области применения торфа достаточно широка. Как показала практика, торф значительно улучшает плодородные земли. Торфяная земля используется для посева многих растений, однако перед началом работ торф необходимо на протяжении нескольких лет выветривать, так как в нем находится достаточно большое количество вредных веществ. Использование торфа помогает улучшить структуру почвы, ее воздушно-водные свойства. Помимо материала для удобрений, торф используется в качестве топлива и естественного теплоизоляционного материала.

Одной из главных опасностей связанных с торфом считается его легко воспламеняемость. Торфяные пожары очень сложно тушить, а их продолжительность зачастую превышает все мыслимые пределы.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Уголь является одним из первых минеральных образований, которое человек начал использовать  в качестве сжигания топлива. На протяжении многих лет именно каменных уголь выполнял функцию основного энергоносителя. И только конец прошлого века ознаменовался изобретением альтернативных источников энергии. На сегодняшний день добыча угля является популярной промышленной деятельностью во многих странах. Каменный уголь применяется в различных сферах деятельности. К примеру, в металлургии каменный уголь выступает основным средством для выплавки чугуна.

С точки зрения происхождения каменный уголь является веществом, минеральным образованием, которое находилось с недрах земли и создавалось под действием времени, климата и определенных факторов. Особенностью такого полезного ископаемого, как каменный уголь, является его уникальное соотношение составляющих элементов.

Каменный уголь образовался из остатков древних растений в процессе их разложения. Таким растениями могли служить древовидные папоротники, хвощи, плауны и даже голосеменные растения. По мнению ученых, каменный уголь, который сейчас добывается в современных шахтах, образовался около 350 миллионов лет назад.

Способ добычи каменного угля зависит от того, насколько глубоко залегают полезные ископаемые в том или ином месторождении. Если каменный уголь находится неглубоко, его можно добывать открытым методом – с помощью создания карьеров или разрезов. Если каменный уголь находится глубоко в недрах земли, его добывают подземным способом – с помощью создания подземных шахт. Считается, что высококачественный уголь добывается именно подземным методом, поскольку уголь хорошего качества находится на большой глубине.

Залежи каменного угля находятся на территории многих стран. В странах СНГ в основном уголь добывается в России и Украине. Лидерами же добычи каменного угля считаются Австралия, Китай и Индия. Именно  эти страны экспортируют большое количество угля.

Каменный уголь

Торф

Нефть

План изучения каменного угля

1.Раскажите как образовался каменный уголь

2.Рассмотрите образец каменного угля. Определите его:

  • Состояние

  • Цвет

  • Запах

  • Легче или тяжелее воды

  • Хрупкость

  • Горючесть

  • Как добывают

  • Где используют

  • Расскажите одноклассникам о своих исследованиях.

План изучения нефти

  1. Расскажите о том, как образовалась нефть

  2. Рассмотрите образец нефти. Определите:

  • Состояние

  • Цвет

  • Запах

  • Легче или тяжелее воды

  • Горючесть

  • Использование ( что получают из нефти)

  • Как добывают

План изучения торфа

  1. Рассказать как образовался торф

  2. Рассмотри образец торфа. Определи:

  • Состояние

  • Цвет

  • Запах

  • Легче или тяжелее воды

  • Хрупкость

  • Состояние

  • Где используют

  • Как добывают

Источник