Горные породы и минералы это полезные ископаемые
Методическая разработка открытого урока.
Тема: «Горные породы, минералы, полезные ископаемые».
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:познакомить учащихся с горными породами, полезными ископаемыми и минералами, слагающими земную кору, закрепить знания учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: 1.Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов. 2.Познакомить с некоторыми видами минералов. Воспитательные: 1.Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира. 2.Воспитывать умение работать в группе, уважительно относиться к товарищам. Развитие личности: 1.Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультмедийной презентации). 2.Для развития научного языка включить в урок следующие термины: магматические, осадочные и метаморфические горные породы, минерал, магма.
Оснащение урока:
ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Горные породы, полезные ископаемые и минералы».
Дидактический и раздаточный материал: набор горных пород и минералов, дидактические карточки.
Ход урока
I. Организационный этап (1-2 минуты)
Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.
II. Этап мотивации (2-3 минуты)
Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.III. Этап повторения опорных знаний (3-5 минут) Для начала давайте повторим пройденный материал. У некоторых учащихся имеются дидактические карточки с заданиями (Приложение №1). Они работают с ними, остальные со мной. На доске имеются цветы, на обратной стороне которых находятся вопросы, я вам предлагаю ответить на них:
Как называется каменная оболочка Земли? (литосфера)
Из чего она состоит? (из почвы и горных пород)
Как называются предметы, которые нас окружают? (тела)
Из чего состоят все тела? (из веществ)
В каких состояниях могут находиться вещества? (твердое, жидкое, газообразное)
Какими свойствами обладают твердые тела? (имеют постоянную форму и объем)
Молодцы!!!
III. Изучение нового материала (15мин) (беседа учителя с учащимися)
1. Сообщение темы и цели (слайд №2)
–Мы вспомнили, что такое тела и вещества и какими свойствами они обладают. Некоторые из них спрятаны в коробку и чтобы узнать, что там лежит, вы должны отгадать три загадки:
– Хотите узнать, что там лежит?
1) Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься (мел)
2) Черен, как ворон, а греет, как Солнце? (уголь)
3) Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)
– Мел, уголь, соль.
– Как их можно назвать одним определением? (горные породы, минералы, полезные ископаемые.)
– Скажите, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Горные породы, минералы, полезные ископаемые).
– Итак, сегодня мы узнаем, чем же отличается горная порода от минералов и что такое полезное ископаемое, научимся различать горные породы по их происхождению, распознавать отдельные горные породы.
Запишем определение (слайд 3): горные породы – это вещества, из которых состоит земная кора. Как вы думаете, чем сходны все горные породы? (дети высказывают версии: являются твердыми телами, находятся в земной коре, являются полезными ископаемыми и т.п.) А чем отличаются? (Версии детей: по цвету, по форме, по блеску и т.п.) Горные породы отличаются, друг от друга по цвету, блеску, температуре, по плотности.).
Рассмотрим классификацию горных пород по происхождению (слайд 4). Все горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.
Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (слайд 5). Магма может застыть как на поверхности земли, так и в толще земной коры. Магматические горные породы очень прочные, твердые. Образцы магматических горных пород представлены на слайде 6.
Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в условиях низких температур и давлений (слайд 7). По происхождению осадочные горные породы делятся на обломочные (обломки древних пород), глинистые и биохемогенные (осадок из частиц отмерших организмов). Образцы осадочных горных пород представлены на слайде 8.
Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород (слайд 9). Магматические и осадочные горные породы под действием высокой температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические. На слайде 10 вы увидите примеры образования метаморфических горных пород.
Большинство горных пород – в основном твердые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.
Мы выяснили, что такое горные породы и как они классифицируются, а теперь давайте попытаемся ответить на следующий вопрос: почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (ответы детей: люди изготавливали оружие и орудия труда из камня, они делали ножи, наконечники для копий и стрел, скребки, топоры). Молодцы!!!! Все горные породы состоят из минералов. Минерал – чистое вещество. Минералы – это вещества, из которых состоят горные породы (слайд11).Некоторые минералы представлены на слайдах 12-14. Посмотрите, пожалуйста, все они отличаются друг от друга по цвету, по блеску, по форме.
И у нас остались полезные ископаемые…может, кто нибудь знает, что это такое? (Мнения учащихся).(Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек (слайд15)).
IV. Закрепление.(13 мин)
А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в мир камней (слайд 16).
Вы, наверное, заметили на столе коллекции с минералами. Мы будем рассматривать их, слушать сообщения и заполнять таблицу (слайд 17):
Название
Происхождение
Цвет
Плотность
Использование
гранит
(слайд18)
магматическое
Серый, розовый, красный, желтый
плотный
В строительстве, скульптуре.
Облицовочный материал
Мел
(слайд19)
осадочное
белый
мягкий
В сельском хозяйстве
Слюда
(слайд20)
метаморфическое
От бесцветного до черного, блеск
Тонкие пласты, чешуйчатые
Электро и радиотехника
Глина
(слайд21)
осадочное
От серого, коричневого до красного
рыхлый
В строительстве
Каменный уголь
(слайд22)
осадочное
От серого до черного
плотный
Твердое топливо
(после каждого сообщения учитель вместе с детьми проверяет правильность заполнения таблицы)
На этом наше путешествие в мир горных пород и минералов закончено (слайд23).
V. Этап подведения итогов урока (2-3 минуты)
Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока, выставить оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: составить кроссворд на данную тему (слайд24).
(Приложение №1)
Задание №1
Каково внутреннее строение Земли?
Задание №2
Что представляет собой земное ядро?
Задание №3
Что представляет собой мантия?
Задание №4
Что такое тело? Привести 5 примеров тел.
Задание №5
Что такое вещество? Привести 5 примеров веществ.
Задание №6
Что такое явление? Привести 5 примеров явлений.
Источник
Слайд 1
Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна учитель биологии МБОУ «СОШ №7», г.Когалыма
Слайд 2
Земля состоит из ядра, ______, ______ ______. Ядро состоит в основном из никеля и ________. Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _________________________. Твёрдая верхняя оболочка Земли — _____ ______. Неровности земной поверхности называют _______. Земная кора состоит из _______ _______.
Слайд 3
Земля состоит из ядра, мантии, земной коры . Ядро состоит в основном из никеля и железа . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что на неё давит большое давление . Твёрдая верхняя оболочка Земли – земная кора . Неровности земной поверхности называют рельефом . Земная кора состоит из горных пород .
Слайд 4
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.
Слайд 5
МЕЛ
Слайд 6
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже .
Слайд 7
ПЕСОК
Слайд 8
Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
Слайд 9
НЕФТЬ
Слайд 10
Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением.
Слайд 11
ТОРФ
Слайд 12
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.
Слайд 13
ГЛИНА
Слайд 15
Узнать о внутренних оболочках Земли Познакомиться с разными группами горных пород Развивать умение выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи Развивать логическое мышление
Слайд 16
Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Минералы — это природные тела, из которых состоят горные породы. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.
Слайд 17
Горные породы магматические осадочные метаморфические
Слайд 18
Осадочные горные породы Известняк Каменная соль Песчаник Формируются на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов. Мел Глина
Слайд 19
Магматические горные породы Магматические горные породы – это породы образовавшиеся из магмы при ее остывание и затвердевании. излившиеся базальт, андезит , липарит, пемза. габбро, диорит, гранит .
Слайд 20
Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород. Метаморфические горные породы мрамор кварцит глинистый сланец гнейс
Слайд 21
Метаморфические горные породы Мрамор Гнейс Яшма Глинистый сланец
Слайд 22
Определение горных пород. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 23
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 24
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 25
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 26
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми? Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.
Слайд 27
Вопросы для повторения 1. Породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердевании………….. . магматические 2. Породы, формирующиеся на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов ………….. . осадочные 3. Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород … ……….. . метаморфические
Слайд 28
Стр. 56-61 Приготовить сообщения о полезных ископаемых , добываемых в ХМАО-Югре
Слайд 29
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник
Подробности
Категория: Украинские минералы
Українська версія|На русском языке
Коллекции 15-25 наименований.
Для школ
Для коллекционирования
Для подарков
Состав коллекций:
Кварц (Житомирская обл.) | Кварцит (Житомирская обл.) | Халцедон (Донецкая обл.) |
Кремень (Хмельницкая обл.) | Гипс (Ивано-Франковская обл.) | Ангидрит (Хмельницкая обл.) |
Гагат (Львовская обл.) | Кварцит-тремолит (Ровно) | Окаменелое дерево (Житомирская обл.) |
Липоритовий туф (Закарпатье) | Мрамор (Ивано-Франковская обл.) | Лабрадорит (Житомирская обл.) |
Габбро (Ивано-Франковская обл.) | Гранит (Житомирская обл.) | Кварцит гематитовый (Кривой Рог) |
Гранат-биотитовый сланец (Кривой Рог) | Тальк-актинолитовый сланец (Кривой Рог) | Мусковит (Кривой Рог) |
Сланец (Закарпаття) | Цеолит (Закарпатье) | Фосфорит (Хмельницкая обл.) |
Известняк (Тернопольская обл.) | Доломит (Каменец-Подольский) | Песчаник (Тернопольськая обл.) |
Графит (Кировоградская обл.) | Сера (Львовская обл) | Мел (Донецкая обл.) |
Каолиновая глина (Донецкая обл.) | Торф (Киевская обл.) | Антрацит (Донецкая обл.) |
Магматические — составляют почти всю океаническую и значительную часть континентальной коры. До того как они затвердели в знакомом нам виде, эти необычайно твердые кристаллические породы были сверкающей, раскаленной жидкой магмой.
- Осадочные — горные породы, возникшие путём осаждения вещества в водной среде, реже из воздуха и в результате деятельности ледников на поверхности суши, в морских и океанических бассейнах. Осаждение может происходить механическим путём (под влиянием силы тяжести и изменения динамики среды), химическим (из водных растворов при достижении ими концентраций насыщения и в результате обменных реакций), а также биогенным (под влиянием жизнедеятельности организмов).
- Метаморфические — породы, подвергшиеся метаморфизму, т.е. изменившие минеральный состав или размер и текстуру агрегатов зёрен без существенного изменения химического состава (за исключением содержания Н2О и CO2) под воздействием флюидов, температуры и давления. Различают пара- и ортометаморфические породы, возникшие при метаморфизме осадочных и изверженных пород соответственно.
Горные породы— это вещество, слагающее земную кору. Состоят горные породы из минералов, однородных или неоднородных, которые твердо или рыхло соединяются. Нередко они состоят из сцементированных обломков различных пород, иногда с присутствием вулканического стекла.
Минералы — природные вещества, составляющие горные породы мира. Все они твердые кристаллы со специфической химической структурой: одни очень малы, что их можно увидеть только в мощный микроскоп, другие огромны как стволы деревьев. Каждый минерал формируется в определенных условиях и в определенных местах.
Полезные ископаемые — природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые могут быть эффективно использованы в сфере материального производства. По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на твёрдые (угли ископаемые, горючие сланцы, торф, рудные и нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (газы природные горючие и инертные газы).
* Страница находится в разработке
Источник
Учитель Горных Зинаида Александровна
Класс 5.
предмет География
Тема урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
( Второй урок в теме «Литосфера — твердая оболочка Земли»)
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели урока:
— сформировать представление о минералах и горных породах;
— раскрыть особенности происхождения горных пород;
— начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;
— сформировать понятия «полезные ископаемые», «минералы», .
Оборудование: образцы горных пород, слайды, физическая карта полушарий.
Планируемые образовательные результаты
предметные
метапредметные
личностные
Сформулируют понятия «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы»,
Выделят особенности происхождения горных пород и минералов,
Смогут различать горные породы и минералы по внешним признакам.
Смогут находить достоверную информацию; анализировать, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; делать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; излагать свое мнение; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него
Основные понятия, изучаемые на уроке
Минералы; горные породы: магматические, метаморфические, осадочные; полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные.
Используемые ИКТ
Компьютер, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику
Организационная структура урока
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.
1. Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
2. Что называют литосферой?
3. Как называют блоки, из которых состоит литосфера.
4. Как происходит движение литосферных плит?
5. Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами.
6 Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.
7. игра «Верю — не верю»
1. Материковая земная кора тоньше океанической.(нет)
2. Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».(да)
3. Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.(да)
4. Строение литосферы везде одинаково.(нет)
Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на вопросы.
1.Изучаемая тема «Литосфера — твердая оболочка Земли»
2. Литосфера — земная кора и верхняя твердая часть мантии.
3.Литосфера разбита на блоки — литосферные плиты.
4. Литосферные плиты медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Скорость движения — несколько сантиметров в год.
5. Под материками и океанами земная кора неодинакова. Материковая состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового, а океаническая из двух: осадочного и базальтового. Толщина материковой — 30 — 80 км, океанической — 5 — 10 км.
6. Внутренние силы: землетрясения, извержения вулканов, гейзеров. Одновременно с внутренними работают внешние силы: ветер, текучие воды, колебания температуры, деятельность живых организмов.
3.Мотивация учебной деятельности
Учитель создает проблемную ситуацию, демонстрируя несколько минералов ( горных пород), вопросом «Ребята, что у меня в руках?»
Почему камни у меня в руках разные?
Учащиеся, имея первичные представления из начальной школы, высказывают предположения, пытаются дать ответы ( камни, горные породы).
Высказывают предположения, что камни разные потому, что они состоят из разных «материалов».
4Сообщение темы и цели урока
Учитель предлагает сформулировать тему и цели урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Учащиеся записывают в тетради тему урока, формулируют цель урока:
Цель: Сформулируют понятия «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые»;
Выделят особенности происхождения горных пород и минералов,
Смогут различать горные породы и минералы по внешним признакам.
4. Изучение нового материала
Учитель побуждает учащихся к теоретическому обоснованию фактов:
На земном шаре насчитывается свыше 2000 видов горных пород и минералов. Они различаются по составу, свойствам, происхождению и хозяйственному использованию. Минералы и горные породы используются человеком как топливо, строительный материал, сырьё для промышленности, драгоценные и поделочные камни, украшающие нашу жизнь.
1. Давайте определим: что такое горные породы, что такое минералы?
Если внимательно присмотреться к граниту, то можно увидеть, что он состоит из 3 минералов: кварца, полевого шпата, слюды.
Кварцит состоит, в основном, из минерала кварца. Есть минералы, которые могут входить в состав горных пород и встречаться отдельно, например кварц.
2. Чем горные породы и минералы отличаются друг от друга?
По предложенным образцам предположите, какими свойствами отличаются вещества.
3. А еще горные породы различаются по происхождению.
По своему происхождению различают горные породы магматические, осадочные, метаморфические.
4.Давайте найдем ответ на вопрос: «Как образуются и какие бывают горные породы?» А чтобы найти ответ на этот вопрос поработаем в группах, каждая группа заполняет свой раздел таблицы и готовит небольшое выступление (презентацию)
Учитель предлагает группам подготовить презентацию (сообщение) горных пород по происхождению, используя рис. 45 , слайд электронного приложения к учебнику, текст учебника.
Итак, горные породы образуются под действием внутренних и внешних процессов и могут со временем изменять свои свойства.
По учебнику в тетрадь (опорный конспект) выписывают определения «горные породы» и «минералы»
— Горные породы -вещества, которые слагают земную кору. Они состоят из минералов.
— Минералы — природные образования, относительно однородные по составу и свойствам.
Учащиеся предполагают (ищут ответ в учебнике):
— Горные породы отличаются по свойствам.
-Песок — сыпучий
Глина — пластичная
Гранит — твердый
Нефть — вязкая.
Учащиеся предполагают (ищут ответ в учебнике):
— Горные породы отличаются по составу и происхождению.
Работа в группах: каждая группа получает из коллекции образцы магматических ( метаморфических или осадочных) пород
Каждая группа готовит презентацию горных пород по происхождению, используя рис. 45 и слайд электронного приложения к учебнику, текст учебника.
Выступление групп:
1. Магматические горные породы образуются из магмы.
Глубинные — расплавленная масса прорывает верхнюю часть мантии, застывает в земной коре — гранит, Изверженные — расплавленная масса изливается в виде лавы — базальт, обсидиан идр.
2. Осадочные — образуются на поверхности земной коры в результате разрушения, осаждения, уплотнения.
Обломочные — результат разрушения горных пород
Химические — результат осаждения солей.
Органические — результат накопления органических остатков.
3. Метаморфические — образовались из магматических и осадочных в результате опускания в глубину под действием высокого давления и температур.
По результатам выступления заполняется выданная детям таблица
Физминутка | ||||||||
5. Земная кора содержит огромное количество полезных для человека веществ. Это минеральные ресурсы литосферы. Такие необходимые человеку горные породы назвали полезные ископаемые, которые делятся на три группы. Полезные ископаемые Топливные Рудные Нерудные (нефть, газ, (железная руда) (мрамор, соль, торф, уголь) гранит, песок,) По запасам полезных ископаемых Россия занимает первое место в мире. | Учащиеся заполняют в рабочей тетради таблицу. | |||||||
6. Выполнение практической работы «Определение свойств горных пород и минералов» Ученикам раздаются карточки, которые они заполняют. Дайте характеристику горным породам, которые находятся на ваших столах по плану:
Шкала твердости (шкала Мооса)
6. Вес а) тяжёлая б) средней тяжести в) легкая. 7. Пачкает ли руки 8. Где применяется в хозяйстве Название горной породы | Происхож-дение | Цвет | Структура | Твердость | Вес | Пачкает ли руки? | Где применяется? | |
1. гранит | магматическая | Серый, красный, бурый | зернистая | Твёрдая (4-6 баллов) | Средней тяжести | нет | В строи-тельстве, скульптуре | |
2. соль | Осадочная неорганическая химическая | белый | плотная | Средней твёрдости (2-2,5 балла) | Лёгкая (Средней тяжести) | нет | пища | |
3. торф | Осадочная органическая | Чёрный, тёмно-коричневый | Землистая рыхлая | Мягкая (1 балл) | лёгкая | да | Топливо, удобрения | |
3. бурый и каменный уголь | Осадочная органическая | Чёрный, тёмно-коричневый, бурый | Землистая рыхлая | Мягкая (1 балл) | лёгкая | да | Топливо, металлургия | |
4. слюда | минерал | Бесцветный прозрачный | хрупкая | лёгкая | нет | В хозяйстве |
6.Домашнее задание
Домашнее задание: п.21, р.т.№5,7,8 стр.35
Учащиеся записывают домашнее задание
7. Рефлексия
Давайте вернемся к теме нашего урока и тем вопросам, которые мы поставили в начале урока.
Теперь пришло время оценить вам свою работу и работу товарищей.
Поставьте себе оценку .
Как вы думаете, кто сегодня особенно хорошо проявил себя? Кому мы поставим оценки?
Учащиеся формулируют тему урока и дают ответы на основные вопросы темы:
Что называют горными породами, минералами, полезными ископаемыми?
Какие особенности происхождения горных пород и минералов вам известны?
По каким внешним признакам можно различать горные породы и минералы?
Учащиеся выставляют себе оценки в тетрадь.
Оценивают работу товарищей, объясняют, за что выставлены оценки.
Спасибо всем за работу!
Список литературы:
География. Поурочные разработки. 5—6 классы :пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В. В. Николина. — М. : Просвещение, 2012.
Гущин. А.., М. Романовская , А. Стафеев , В. Талицкий Практическое руководство по общей геологии. под ред. Н.В. Короновского, М.: Изд. Центр «Академия», 2007, 160 Учебник: География. 5 — 6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/(А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, и др.). — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2016. 191 с. : ил. карт. — (Полярная звезда).
А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций . – М. : Просвещение, 2014. – 128 с. – (Полярная звезда).
В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций.- М. — : Просвещение, 2012. – 160 с. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
Источник