Горные породы и полезные ископаемые для детей
Изучаем такие удивительные и разные горные породы. Перед ребятишками, которые обращают внимание на детали окружающего их мира, в том числе – камни, рано или поздно обязательно встанет вопрос: почему камни разные?
И если различие представителей растительного мира объясняется разными условиями их произрастания и ситуационной изменчивостью, что различие внешнего вида камней объясняется их происхождением.
изучаем горные породы
Как правило, если речь заходит о камнях, перед каждым ребенком встает образ гор и скал. Поэтому горные породы для детей обычно более интересны, чем остальные; они с удовольствием изучают происхождение горных пород.
Горные породы в зависимости от происхождения делятся на три группы:
- Осадочные
- Магматические
- Метафорические
Из за дождя и ветра с гор постепенно вымываются песок и камни. Реки и ручьи смывают их в моря. Они накапливаются там слой за слоем, затвердевая. Так на дне моря формируются осадочные горные породы. Если спустя время море высыхает, то осадочные породы формируют основание суши.
Посмотрите, как это происходило:
эрозия горных породКамни и песок смываются дождемПесок и ил уносятся в моряСлой за слоем формируется осадочная порода на дне моряГорные породы и почвы на срезе оврага
Очень интересно ребятишкам представлять период, когда происходило бурное формирование земной коры. Именно тогда в результате землетрясений верхний слой нашей планеты образовывал бесконечные складки , от которых впоследствии отделялись гигантские плиты и заходили друг на друга. Складки, не утратившие свою связь с внутренним слоем Земли – мантией, где кипит раскаленная лава, в результате и стали вулканами. Извергаясь через жерло вулкана, лава попадала на поверхность суши, где из-за перепада температур и контакта с воздухом застывала, превращаясь в магматические горные породы: гранит, пемзу, базальт, обсидиан.
На поверхности суши эти породы подвергались постоянному действию воздуха, ветра, влаги. Влага попадала на них в виде капель дождя и брызг морей и океанов, покрывающих большую часть поверхности планеты. Под действием этих природных сил, магматические породы становились более хрупкими, и с течением времени рассыпались.
Формирование магматических горных пород
Но не только внешние силы могли воздействовать на камни. Если какая-то осадочная порода снова попадала в условия повышенной температуры и давления, она претерпевала изменения и становилась метаморфической.
На таком уровне преподносятся горные породы для детей 2 класса; горные породы для детей 3 класса изучаются более глубоко, с названием основных представителей, с включением такого понятия, как «окаменелости».
Окаменелости для детей – понятие очень интересное и интригующее. Оно позволяет почувствовать тонкую связь с прошлым и убедиться в существовании форм животных и растений, которые уже не встречаются в наше время. Именно поэтому изучение окаменелостей целесообразно проводить в 3 классе, когда по программе цикла «Окружающий мир» изучаются основные представители животного царства.
Окаменелости представляют собой остатки организмов (растений и животных), которые оказались заключенными между пластами горных пород.
Раковина покрывается слоем песка
Условия, которые создаются внутри горной породы, позволяют сохраниться большинству химических соединений, из которых состояли эти существа.
Раковина осталась в затвердевшей горной породе
Благодаря такой способности камней сохранять представителей животного и растительного царства, сегодня ученые имеют возможность получить представление о населении древнего мира.
Окаменевший скелет динозавра
Справка для юного геолога:
Осадочные горные породы:
ПесчаникМелКонгломератИзвестняк
Магматические горные породы:
ПемзаОбсидианГранитБазальт
В третьем классе обычно разбираются и другие качества горных пород, рассматривая их с точки зрения практической пользы для человека: горные породы представляются как ресурсы для жизнедеятельности населения планеты. Так, изучается значение камней, использующихся в строительстве зданий, в создании памятников культуры. Особое внимание уделяется процессу добычи полезных ископаемых. Если ребенок уже получил представление о том, как происходят разные виды горных пород и каким качествами они обладают, он с легкостью осваивает материал школьной программы. Именно поэтому знакомство с процессом образования камней и появления новых форм лучше начинать еще в раннем возрасте.
Источник
«Горные породы и минералы»
Паламарчук Екатерина Федоровна, МОУ «СОШ № 84» г. Саратова
Дидактическое обоснование:
1.Тема урока: «Горные породы и минералы»
2. Тип урока: урок «открытия» новых знаний
3. Цели урока: Обучающая цель: сформировать у обучающихся понятие о свойствах горных пород и минералов и их использовании человеком.
Развивающая цель:
Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать;
Развивать психические процессы учащихся: внимание, мышление, речь;
Создавать условия психологической комфортности каждого ребенка;
Развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;
Воспитательная цель:
Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
Воспитывать потребности участвовать в природоохранной деятельности.
4.Задачи:
Научить различать горные породы и минералы, решать практические задачи с помощью сравнения;
Создать условия для формирования исследовательской деятельности;
Развивать самостоятельность, умение выразить мысль, высказывать согласие (несогласие) с чужой мыслью; сотрудничать в группе.
5. Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная; групповая; индивидуальная.
6. Средства обучения:
компьютер;
видеопроектор, экран;
электронная презентация;
образцы горных пород и минералов;
лупы;
инструкция к опыту;
таблицы для выводов.
Ход урока
отивации.
-Посмотрит живой любознательный глаз,
На то, что другие видали не раз,
Посмотрит — и тотчас примчатся бегом
Сто тысяч вопросов и сядут кругом.
Повсюду загадки: зачем? что? и как?
И всюду в конце – вопросительный знак.
Вопросы, вопросы.… А где взять ответ?
Но лучшего знака, по-моему, нет!
(слайд №1).
-Ребята, нам сегодня предстоит ответить на много интересных вопросов, разгадать загадки окружающего нас мира…
Дети рассаживаются по местам, проверяют готовность к уроку.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные:
планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.
2
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
-Начнем с простого. Какие материалы используют для строительства домов? (слайд №2)
-Какие материалы используют для строительства дорог и мостов? (слайд №3)
—Нас окружает много машин, на которых мы ездим, возим грузы, летаем, плаваем, бороздим космическое пространство. Из чего сделаны эти машины? (слайд №4)
—Где человек берет все эти материалы?
—Знаете ли вы, кто такие геологи?
—Ребята, вдумайтесь в словосочетание «полезные ископаемые». Что значит «полезные»? (слайд №5)
— А почему «ископаемые»?
— Компьютер объединил фразы, и мы читаем определение: Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли и используют в народном хозяйстве. (слайд 6, часть 2).Непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
-Люди добывают их из глубин земли или с её поверхности. В зависимости от глубины залегания в недрах земли, существует два способа добычи полезных ископаемых (слайд №7, часть 1,гиперссылка на слайд №8).
—Ребята, я предлагаю вам стать геологами, разделимся на 3 геологоразведочных экспедиции.
—Каждая экспедиция наткнулась на залежи какого-то полезного ископаемого. На доске записаны некоторые названия. Ваша задача: исследовать, определить и зафиксировать свойства данной породы, а затем объяснить, для чего можно применить это полезное ископаемое в хозяйстве.
-Песок, глина, кирпич, цемент, лес, бетон …
-Щебень, асфальт, бетон, металл.
-Из металла.
—Добывает из земли или перерабатывает, создает искусственным путем (цемент, кирпич, бетон).
-Те, кто открывает и добывает полезные ископаемые.
-Полезные, потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. (слайд №6, часть 1).
-Речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр. (слайд №6, часть 2).
-Мы выяснили, что же называют полезными ископаемыми. Тогда возникает вопрос: а как их добывают? (слайд №7).
— Если полезное ископаемое залегает не очень глубоко, то бульдозером снимают слой земли и экскаватором черпают полезное ископаемое и грузят его в автомашины или вагоны, а затем отвозят на переработку на заводы и фабрики. Если полезное ископаемое твёрдое или очень крепкое (уголь, руда), то его сначала взрывают. Добыча в этом случае ведется, открыто на воздухе, при этом в земле образуется большое углубление–карьер (слайд №9, гиперссылка на слайд №8)
— Если полезное ископаемое залегает глубоко, тогда роют шахту – глубокое, большое отверстие в земле – ствол. От ствола расходятся коридоры–штреки, ведущие к месторождению. Место, где добывают полезное ископаемое, называется забой. Глубина шахты 100м – 2км. Добытое полезное ископаемое в вагонетках по штреку подвозят к стволу и грузовой клетью (лифт) поднимают наверх. В шахте добыча полезного ископаемого ведется, закрыто, даже днём там темно–приходится освещать шахту. В шахте работают шахтёры. Это очень нужная, но очень опасная профессия, так как в шахтах бывают обвалы, прорывы подземных вод – шахту затапливает, иногда скапливается газ, и он может отравить людей или взорваться от малейшей искры, поэтому в шахте нельзя курить. В глубоких шахтах жарко, температура +30,+40 градусов (слайд №10, гиперссылка на слайд №8).
Дети делятся на 3 группы.
Дети (по группам) получают по одному образцу полезного ископаемого и набор для исследования его свойств: лупа, металлическая пластинка для определения прочности, стакан с водой, таблица для записи результатов исследования.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение полно и точно высказывать свои мысли.
Познавательные:
анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.
Регулятивные:
целеполагание.
Личностные:
оценивание усваиваемого содержания.
3
Этап выявления места и причины затруднения.
— Полезные ископаемые, которые вы будете исследовать сегодня– это горные породы и минералы(слайд №11). Так звучит тема нашего урока, на котороммы узнаем, как люди используют горные породы и научимся отличать горную породу от минерала. Можете ли вы сразу дать ответ на основной вопрос урока?
—Нет, нам нужно провести исследование.
Регулятивные: целеполагание, контроль с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона.
Познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
умение точно и полно высказывать свои мысли.
Личностные:
смыслообразование – какое значение это имеет для меня.
4
Этап построения проекта выхода из затруднения
— Для того чтобы провести исследование, внимательно прочитайте инструкцию (слайд №12). Распределите между собой роли членов экспедиции. Важно, чтобы поработали все: ведите исследование и фиксируйте результаты в таблице. Рассуждайте и делайте выводы. А затем один представитель от каждой экспедиции выступит с «докладом».
-Дети договариваются между собой, распределяют виды деятельности, составляют план совместной работы.
Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка.
Познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов, формулирование проблемы и способов решения проблемы.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение точно и полно выражать свои мысли.
Личностные:
смыслообразование – какое значение это имеет для меня.
5
Этап реализации построенного проекта. Исследовательская деятельность.
Дети работают по группам, определяют состав горной породы, цвет, вкус, испытывают ее на прочность, растворимость, делают предположения, какой именно из образцов (названия записаны на доске) представлен им для исследования, с какой целью человек применяет его в своем хозяйстве. У каждой группы вспомогательная таблица для записи выводов. Результаты записывают в таблице.
1 группа работает с лупой и рассматривает гранит серый и красный, 2 группа – кварц и 3 группа рассматривает поваренную соль.
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:
умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач, моделирование.
Коммуникативные:
умение осознанно и правильно строить высказывание.
Личностные:
смыслообразование – какое значение это имеет для меня.
6
Физминутка
-Пора возвращаться из похода. Чтобы обратная дорога была интересней, давайте разомнемся.
Дети выполняют движения под музыку
7
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
— Экспедиции вернулись на базу. Проведем научную конференцию и заслушаем результаты ваших исследований.
— Молодцы, ребята, вы правильно описали гранит. (слайд №13) Гранит имеет кристаллообразное строение. Кристаллы различаются между собой по форме, цвету и блеску.
— Как вы думаете, что это за кристаллы придают такое строение граниту?
— Между прочим, гранит в переводе с итальянского звучит именно как «зернистый». Вы рассмотрели только серый и розовый гранит (слайд №14).- А на самом деле видов гранита очень много. От того, какого цвета шпат входит в его состав зависит цвет гранита. (слайд №15). Благодаря большой прочности и красоте гранит широко применяется в строительстве. Добывают его открытым способом. В нашей стране много гранита на Урале.
—Следующим объектом исследования был кварц. Кварц имеет кристаллообразующую форму, похож на стекло, имеет стеклянный блеск, прозрачен, прочный (слайд №16)Своим названием он обязан богемским рудокопам 14 столетия. Кварц — так называли они пустой материал, из песка которого делали и до сих пор делают знаменитое богемское стекло. Бесцветные кристаллы кварца называют горным хрусталем. В нашей стране горный хрусталь добывают на Урале.
-Кварц относят к группе минералов (слайд №17).
— Ученые насчитывают более 3000 минералов, но только 100 из них достаточно широко распространены. Такие как поваренная соль, которую исследовали ребята третьей группы. Этот минерал входит в структуру горной породы галит, она может быть окрашена в красноватый, желтоватый или синеватый цвет, в зависимости от примесей.
— А какой минерал самый твердый? Алмаз. Он чрезвычайно редок, поэтому самый дорогой из природных камней. Его вес измеряется в каратах. Один карат равен 200 миллиграмм. В переводе с древнеиндийского – «тот, который не разбивается». По другой версии это слово произошло от греческого «адамас» или неодолимый, несокрушимый. В нашей стране алмазы добывают в Якутии. Что можете рассказать о применении этого камня? (слайд №18) .
-Дети (по одному представителю от группы) выходят к доске, высказывают свои предположения, опираясь на заполненную таблицу.
— Это слюда, полевой шпат и кварц. Именно они образуют зернистую структуру гранита (слайд №13)
-Вывод: гранит это горная порода.
-Вывод: кварц это минерал.
-Вывод: Гранит — это горная порода, т.к. его структура неоднородна. Он состоит из полевого шпата, кварца и слюды. А кварц и соль – минералы, т.к. каждый из них состоит из одинаковых молекул, сохраняющих все свойства данного вещества.
Коммуникативные:
умение осознанно и правильно строить высказывание
8
Этап включения в систему знаний и повторения.
-Поучимся применять полученные знания. Человек начал использовать горные породы в глубокой древности. Уже древнейшие люди, жившие более миллиона лет назад, использовали рубила из камня в качестве основного орудия труда.
— Люди каких профессий используют полезные ископаемые в своей работе? Выберите профессию и полезные ископаемые, которые необходимы человеку данной профессии.(слайд №19)
Гранит строитель
Мрамор стекольщик
Песок садовод
Известняк гончар
Алмаз косметолог
Глина ювелир
— Что можно сделать для сохранения полезных ископаемых? (слайд №20)
— Под охраной недр понимается: научно бережное использование полезных ископаемых, утилизация отходов, ликвидация урона, нанесенного естественным природным ландшафтам.
— К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовывались в недрах Земли многие миллионы лет! Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!
— Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
Регулятивные:
контроль, коррекция, осознание того, что ещё не усвоено, осознание качества усвоения.
Личностные:
смыслообразование – какое значение это имеет для меня.
Познавательные:
самостоятельное выделение познавательной цели, смысловое чтение.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, саморегуляция как способ к мобилизации к преодолению препятствий.
9
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
— Сегодня вы рассмотрели всего несколько образцов полезных ископаемых. Все ли вы о них узнали? Поэтому в нашей копилке знаний мы не можем поставить восклицательный знак. В ней по-прежнему главенствует замечательный вопросительный знак (слайд №21). Дома поработайте с материалом параграфа 21 и выполните задания в тпо на с 36-37 по выбору.
-Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось? Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат? (слайд №22)
— работа стала более эффективной;
— это тормозило процесс;
— в работе мы допускали неточности;
— не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.
— Если вы уверенно себя чувствуете, то нарисуйте Х на вершине горы. Если несколько неуверенно, то нарисуйте Х чуть ниже.
— Я нарисовала себя на вершине горы, потому что довольна вашей и своей работой. Спасибо за урок.
Дети высказывают свое мнение о работе в группе.
Затем отмечают крестиком на карточках отношение к уроку, изученному материалу.
Регулятивные:
саморегуляция, как способность к волевому усилию и к преодолению препятствии.
Коммуникативные: планирование инициативного сотрудничества с одноклассниками в сборе информации.
Познавательные:
анализ объектов, установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия.
Личностные:
смыслообразование – какое значение это имеет для меня.
Приложение. Таблица для исследовательской работы.
Практическая работа «Горные породы и минералы»
Твердое, жидкое или газообразное
Однородное вещество или смесь веществ (каких?)
Цвет
Плотное или пористое
Раскалывается с трудом или легко (прочность)
Оставляет царапину с трудом или легко (прочность)
Растворимое или нерастворимое
Дополнительные свойства (запах, вкус)
Где может применяться
Источник