Горные породы полезные ископаемые 5 класс
География. 5 класс
Тема. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Планируемые результаты:
предметные:
— должны знать происхождение магматических, осадочных,
метаморфических горных пород.
метапредметные:
— должны уметь определять по их признакам наиболее распространенные горные породы, сравнивать;
— приводить примеры горных пород разного происхождения;
— объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами.
личностные:
— проявляют потребность в самовыражении и самореализации.
Характеристика деятельности обучающихся:
— классифицировать горные породы;
— описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции;
— сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Образовательные ресурсы:
— образцы горных пород.
Тип урока: актуализация знаний и умений.
Методы и формы обучения: рассказ, беседа, практическая работа.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Повторение изученного материала.
1)Устный опрос по изученной теме:
-Дайте определение понятия «литосфера».
-Что называется внутренними силами Земли?
-Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?
-Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?
2)Заслушать письмо другу о своем путешествии.
3)Заинтересовать учеников рассказом о том, что уголь, стержень простого карандаша и алмаз – это «одно и тоже»! (Состоят из углерода – С!)
III.Изучение нового материала.
(В углу доски формируем словарик новых слов и терминов по ъоду изложения нового материала)
1.Рассказ учителя.
-Где вы встречали горные породы?
Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.
В природе известно несколько тысяч видов горных пород. Многие из них человек добывает и использует в хозяйственной деятельности. Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры.)
2.Работа с образцами горных пород.
(Рассматривая горные породы, сразу даем условный знак того или иного полезного ископаемого).
-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.
Это наиболее распространенные горные породы.
Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название они получили из-за повсеместного распространения. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.
Кварц – тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.
-Чем различаются предложенные вам горные породы? (Цветом, блеском, твердостью, прозрачностью). В чем же причина разнообразия горных пород? Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.
Магматические горные породы
По происхождению горные породы можно разделить прежде всего на магматические и осадочные.
Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору. Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» — густая мазь).
Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.
Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими. С магматическими горными породами связано большинство месторождений руд металлов.
Вначале возникли породы из магмы,
Они первородные самые как бы,
Тяжелый гранит в глубине остывал,
Базальт на поверхности лавою стал.
Породы весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные…
Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.
На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит.
Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.
Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.
Осадочные горные породы
В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.
В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.
-Как вы думаете, под действием каких процессов происходит разрушение магматических пород? (Ветер, ледник, водный поток.)
В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить
Три группы осадочных горных пород:
Первая – обломочные – песок, глина, галька и др. Многие из них используются как строительные материалы.
Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс. Они широко используются в химической промышленности, в сельском хозяйстве. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.
Третья – органические – уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов. Состоят они из останков растений и животных.
…Но прочность – не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием разрушаются,
Дробятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстрой реки,
Река их по руслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где горячие воды струятся,
Там в них минералы совсем растворятся.
Когда же раствор остывает,
То соль из него оседает.
А в толще морской или в темном болоте
Вы массу останков животных найдете,
А также растений отмерших останки,
Они образуют породы-осадки.
(Все то, что разрушено, переотложено,
Осело солями, останками сложено…)
3.Физкультминутка.
«Шуршат на дереве листы»
Шуршат на дереве листы,
(Потянуться, руки вверх.)
Шуршат осенние кусты,
(Руки опустить, присесть.)
Шуршит камыш,
(Встать, наклониться влево-вправо.)
И дождь шуршит.
(Ходьба на месте.)
А ты садись и не шурши,
(Приседания.)
И всё красиво напиши.
(Сесть за парты.)
4.Рассказ учителя.
Метаморфические горные породы
Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород.
…Но вот под давлением магма опять
Стремится земную кору разорвать,
И в месте такого вторжения
Наметятся вдруг превращения:
Сыпучий песок превратился в кварцит,
Был мел, очень мягкий, — вдруг мрамор лежит.
Такие породы, весьма специфические,
Зовутся геологами метаморфические.
Можно составить цепочки превращений:
-песок → песчаник → кварцит → кварц;
-известняк → мрамор;
-гранит →гнейс;
-графит →алмаз.
Со временем твердые метаморфические и магматические породы, оказавшись на поверхности, разрушаются и могут превратиться в осадочные обломочные породы.
Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных порол. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.
5.Работа с учебником.
-Рассмотрите рис.45 на стр.71.
-Перерисовать рис. 45 в тетрадь (дома) и выучить классификацию.
IV.Закрепление изученного.
1)Работа с перфокартами.
2)Рассмотрите таблицу горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:
Название | Цвет | Блеск | Твердость | Происхождение | Применение |
3)Дайте определение понятий: горная порода, магма, магматические, метаморфические, осадочные горные породы.
4)Найдите в списках «лишнюю» горную породу:
а) гранит, мрамор, алмаз (гранит – магматическая, остальные — метаморфические);
б) уголь, торф, гипс (гипс – осадочная порода химического происхождения, остальные — органического);
в) щебень, глина, базальт (базальт – магматическая, остальные — осадочные).
V.Домашнее задание.
Прочитать §21 стр.71-73.
Заполнить таблицу в задании 8, подготовить информацию о горных породах (задания 9 и 10) на стр.73.
Можно подобрать стихотворения на русском, украинском и крымскотатарском языках и выпустить буклет «Малахитовая шкатулка».
VI.Дополнительный материал.
Предложить сказки Бажова прочитать.
Можно предложит написать сказку о гномах подземелья и минералах.
Можно предложить собрать свой набор «Горные породы и минералы».
Задание 1.
Захар Загадкин послал своему другу Фоме Отгадкину телеграмму. Помогите её разгадать.
Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов: ШТАТ, МЕЛЬ, ПЛОТИНА, ДОЛОТО, ГРАФИН, УГОРЬ, МЕРА, ЦИРК, СЛОВО, УПАЛ, ЯНВАРЬ, ПЕНЗА.
Ответ: шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.
Задание 2.
Разгадайте кроссворд. Если в кроссворд вписываются несколько разных минералов, не беда. Это принесет вам дополнительные очки.
Ответ: малахит, гипс, нефелин, магнетит, графит, кварц, слюда, магнезит, олово.
Источник
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация к уроку географии в 5 классе на тему»Горные породы, минералы, полезные ископаемые»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
2 слайд
Описание слайда:
Известно более 3000 минералов
3 слайд
Описание слайда:
Гранит Кварц Слюда Полевой шпат
4 слайд
Описание слайда:
В начале возникли Породы из магмы, Они первородные самые как бы, Тяжелый гранит В глубине остывал, Базальт на поверхности Лавою стал. Породы весьма симпатичные, Увесистые, …. магматические
5 слайд
Описание слайда:
Но прочность – не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием Разрушаются, Дробятся на глыбы, Обломки, пески, Выносятся водами Быстрой реки Река их по руслу таскает, Обкатывает, отлагает
6 слайд
Описание слайда:
А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы Совсем растворятся. Когда же раствор остывает, То соль из него оседает
7 слайд
Описание слайда:
А в толще морской Или в темном болоте Вы массу остатков Животных найдете, А также растений Отмерших остатки, Они образуют Породы-осадки. Все то, что разрушено, Переотложено, Осело солями, Остатками сложено
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Но вот под давлением магма опять, Стремится земную кору разорвать, И в месте такого вторжения Наметятся вдруг превращения. Сыпучий песок превратился в кварцит, Был мел очень мягкий, вдруг мрамор лежит, Такие породы, весьма специфические, Зовутся геологами… метаморфическими мрамор гнейс кварцит
10 слайд
Описание слайда:
Пользуясь материалом параграфа, приведите примеры горных пород разного происхождения
11 слайд
Описание слайда:
Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ. Можно ли их разделить на группы? Если да, то по какому признаку? Железная руда Каменный уголь Нефть Природный газ Калийная соль Поваренная соль Золото Алмазы
12 слайд
Описание слайда:
Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор 1. Гранит, базальт, известняк 2. Гранит, базальт, обсидиан 3. Мрамор, янтарь, нефть Какие ошибки содержатся в следующих суждениях? 1.По своему происхождению горные породы делятся на магматические и осадочные 2.Осадочные породы делятся на химические, органические и метаморфические 3. Среди горных пород выделяют магматические, осадочные и обломочные 4. Среди топливных полезных ископаемых различают уголь, каменный уголь и торф 5. В хозяйстве человек использует строительные полезные ископаемые, торф, нефть и каменный уголь
13 слайд
Описание слайда:
Самоанализ 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным Я узнал: Я был удивлен: Я открыл для себя: Я еще раз убедился: Я пришел к выводу: Я все же не понял:
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-763135
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна учитель биологии МБОУ «СОШ №7», г.Когалыма
Слайд 2
Земля состоит из ядра, ______, ______ ______. Ядро состоит в основном из никеля и ________. Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _________________________. Твёрдая верхняя оболочка Земли — _____ ______. Неровности земной поверхности называют _______. Земная кора состоит из _______ _______.
Слайд 3
Земля состоит из ядра, мантии, земной коры . Ядро состоит в основном из никеля и железа . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что на неё давит большое давление . Твёрдая верхняя оболочка Земли – земная кора . Неровности земной поверхности называют рельефом . Земная кора состоит из горных пород .
Слайд 4
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.
Слайд 5
МЕЛ
Слайд 6
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже .
Слайд 7
ПЕСОК
Слайд 8
Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
Слайд 9
НЕФТЬ
Слайд 10
Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением.
Слайд 11
ТОРФ
Слайд 12
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.
Слайд 13
ГЛИНА
Слайд 15
Узнать о внутренних оболочках Земли Познакомиться с разными группами горных пород Развивать умение выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи Развивать логическое мышление
Слайд 16
Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Минералы — это природные тела, из которых состоят горные породы. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.
Слайд 17
Горные породы магматические осадочные метаморфические
Слайд 18
Осадочные горные породы Известняк Каменная соль Песчаник Формируются на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов. Мел Глина
Слайд 19
Магматические горные породы Магматические горные породы – это породы образовавшиеся из магмы при ее остывание и затвердевании. излившиеся базальт, андезит , липарит, пемза. габбро, диорит, гранит .
Слайд 20
Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород. Метаморфические горные породы мрамор кварцит глинистый сланец гнейс
Слайд 21
Метаморфические горные породы Мрамор Гнейс Яшма Глинистый сланец
Слайд 22
Определение горных пород. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 23
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 24
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 25
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми?
Слайд 26
Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми? Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.
Слайд 27
Вопросы для повторения 1. Породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердевании………….. . магматические 2. Породы, формирующиеся на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов ………….. . осадочные 3. Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород … ……….. . метаморфические
Слайд 28
Стр. 56-61 Приготовить сообщения о полезных ископаемых , добываемых в ХМАО-Югре
Слайд 29
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник
Литосфера — твёрдая оболочка Земли
Что мы знаем о горных породах. Как образуются и какие бывают горные породы. Что такое полезные ископаемые.
Что мы знаем о горных породах
В начальной школе вы уже знакомились с горными породами и минералами. Галька и песок на берегу реки, уголь, мел, которым вы пишете на классной доске, — всё это горные породы. Они состоят из минералов. Минералы — природные образования, относительно однородные по составу и свойствам. Например, если внимательно всмотреться в гранит, вы увидите, что он состоит из трёх разных минералов: кварца, полевого шпата и слюды.
Горные породы — это вещества, которые слагают земную кору. Они состоят из одного или нескольких минералов.
Есть такие породы, которые состоят в основном из одного минерала (например, кварцит — из кварца). А есть и такие минералы, которые могут входить в состав горных пород и встречаться отдельно. Именно таков кварц.
Горные породы различаются своими свойствами. Например, они могут быть сыпучими (песок), твёрдыми (гранит), вязкими (озокерит), пластичными (глина).
Горные породы различаются и по своему происхождению. Учёные выделяют три группы горных пород по этому признаку: магматические, осадочные и метаморфические (рис. 45).
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ СЛАГАЮТ ЗЕМНУЮ КОРУ И РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО СОСТАВУ, СВОЙСТВАМ И ПРОИСХОЖДЕНИЮ.
Как образуются и какие бывают горные породы
Магматические горные породы образуются из магмы. Если её расплавленная масса прорывает верхнюю часть мантии, внедряется в земную кору и застывает в толще земной коры, образуется глубинная горная порода, например гранит. При извержении вулкана расплавленная магма прорывается сквозь земную кору и изливается на поверхность в виде лавы, выделяя множество газов. Так образуются излившиеся магматические породы, например базальт, обсидиан и др.
Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения. Среди осадочных пород выделяются три основные группы. Обломочные — результат разрушения скальных пород внешними силами Земли. Химические — результат осаждения солей в океанах и озёрах. Органические — результат накопления органических остатков. Например, в основе ракушечника — остатки мелких морских моллюсков. В основе каменного угля — остатки отмерших деревьев, росших на Земле в древние геологические эпохи.
И магматические, и осадочные породы в течение долгой геологической истории оказывались снова в глубине земной коры, где под действием высокого давления и высоких температур их свойства менялись. Образовывались новые породы — метаморфические (от греческого слова metamorphosis — превращение, полная перемена). Например, известняк превращался в мрамор, гранит — в гнейс.
Мраморным колоннам собора Святого Марка в Венеции уже более 2,5 тыс. лет. Они сделаны в V—IV вв. до н. э. из цельных кусков мрамора для храмов Древней Греции. После принятия христианства и разрушения языческих храмов они украшали византийские христианские церкви. В 1204 г., когда крестоносцы штурмом взяли Константинополь, эти колонны как часть огромной военной добычи перевезли в Венецию.
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ ОБРАЗУЮТСЯ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПРОЦЕССОВ И МОГУТ СО ВРЕМЕНЕМ ИЗМЕНЯТЬ СВОИ СВОЙСТВА.
Окончание >>>
Источник