Гости заговорили о многих приятных и полезных вещах
27
января
2019
Русский язык
5 — 9 классы
Расставить знаки препинания! Срочно! Плиз.
1.1. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах как-то о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках и жеребцах (Г.). 2. На этом угольном столе поместилось вынутое из чемодана платье а именно панталоны под фрак панталоны новые панталоны серенькие два бархатных жилета и два атласных сюртука и два фрака (Г.). 3. Этим раскатистым заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все и сватовство и земное существование Беликова (Ч.). 4. Самолеты врага всюду бросают бомбы с подлейшей ненужностью ошалело на площадь на больницы на пустые школы на улицы на деревянные домишки предместий (Гладк.). 5. Наварин создал Нахимова-бойца выковал его за четыре часа на всю остальную жизнь дал ему законченную форму (Серг.-Ценск.). 6. Приметы связаны со всем с цветом неба с росой и туманами с криком птиц и яркостью звездного неба (Пауст.). 7. Петя бережно нес под мышкой свои драгоценности банку с заспиртованными морскими иглами и коллекции бабочек жуков ракушек и крабов (Кат.). 8. Лошади с заиндевевшими мордами и боками везли разный хозяйственный груз сено термосы с горячей пищей дрова (Аж.).
П. 1. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно (Л.). 2. Но здравый смысл твердость и свобода горячее участие в чужих бедах и радостях словом все ее достоинства точно родились с ней (Т.). 3. В степи за рекой по дорогам везде было пусто (Л. Т.). 4. И старичок и я мы оба веселились (Пауст.). 5. На крокетной площадке на лужайке в беседке всюду та же неприязненная тишина то же безлюдье (Кат.). 6. Из подвалов и погребов из овинов и чуланов из печей и из-под шестков из подполья и с чердаков выползли отовсюду перепуганные стрельбой крестьяне (Фурм.). 7. Вся наигранная веселость самообладание сдержанность все покинуло Титка в этот момент (Шол.). 8. И башенному стрелку Батурину и механику-водителю Костюкову и радисту Орешко всему экипажу нашлось дело (Горб.).
III. 1. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения как-то муку пеньку мед и прочее но покупает только небольшие безделушки (Г.). 2. Все это шум говор и толпа людей все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу (Ч.)3.) Только нам троим отцу мне и Евсеичу было не грустно и не скучно смотреть на серое небо (Акс.). 4. Все это цвета блески звуки и запахи давило на глаза матери наполняло сердце неподвижной пестрой мутью унылой боязни (М. Г.).
5. Все цирковые существа женщины и мужчины лошади и собаки униформа и конюхи клоуны и музыканты точно старались перещеголять один другого (Купр.). 6. Разве все эти вещи карандаши в оправе записная книжка часы фотографический аппарат не говорят больше всяких слов об интересном госте? (Пришв.). 7. Все и этот голубой разлив реки и это небо и дали и пароход казалось огромным необъятным воздушным полным напряженного движения (Гладк.). 8. А снаружи все и оконницы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы (Полев.). 9. Много интересных произведений рассказов очерков повестей опубликовано в последних номерах ежемесячных журналов.
Ответы
1.1. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках и жеребцах (Г.). 2. На этом угольном столе поместилось вынутое из чемодана платье, а именно: панталоны под фрак, панталоны новые, панталоны серенькие, два бархатных жилета, и два атласных сюртука, и два фрака (Г.). 3. Этим раскатистым заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова (Ч.). 4. Самолеты врага всюду бросают бомбы с подлейшей ненужностью, ошалело: на площадь, на больницы, на пустые школы, на улицы, на деревянные домишки предместий (Гладк.). 5. Наварин создал Нахимова-бойца, выковал его за четыре часа, на всю остальную жизнь дал ему законченную форму (Серг.-Ценск.). 6. Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного неба (Пауст.). 7. Петя бережно нес под мышкой свои драгоценности: банку с заспиртованными морскими иглами и коллекции бабочек жуков, ракушек и крабов (Кат.). 8. Лошади с заиндевевшими мордами и боками везли разный хозяйственный груз: сено, термосы с горячей пищей, дрова (Аж.).
П. 1. Ни столба, ни стога, ни забора —(тире) ничего не видно (Л.). 2. Но здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все ее достоинства точно родились с ней (Т.). 3. В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Т.). 4. И старичок, и я, мы оба веселились (Пауст.). 5. На крокетной площадке, на лужайке, в беседке — всюду та же неприязненная тишина, то же безлюдье (Кат.). 6. Из подвалов и погребов, из овинов и чуланов, из печей и из-под шестков, из подполья и с чердаков — выползли отовсюду перепуганные стрельбой крестьяне (Фурм.). 7. Вся наигранная веселость, самообладание, сдержанность — все покинуло Титка в этот момент (Шол.). 8. И башенному стрелку Батурину, и механику-водителю Костюкову, и радисту Орешко — всему экипажу нашлось дело (Горб.).
III. 1. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, как-то: муку, пеньку, мед и прочее — но покупает только небольшие безделушки (Г.). 2. Все это: шум, говор и толпа людей— все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу (Ч.)3.) Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу — было не грустно и не скучно смотреть на серое небо (Акс.). 4. Все это: цвета, блески(что за слово?), звуки и запахи —давило на глаза матери, наполняло сердце неподвижной пестрой мутью унылой боязни (М. Г.).
5. Все цирковые существа: женщины и мужчины, лошади и собаки, униформа и конюхи, клоуны и музыканты — точно старались перещеголять один другого (Купр.). 6. Разве все эти вещи: карандаши в оправе, записная книжка, часы, фотографический аппарат — не говорят больше всяких слов об интересном госте? (Пришв.). 7. Все: и этот голубой разлив реки, и это небо, и дали, и пароход — казалось огромным необъятным воздушным полным напряженного движения (Гладк.). 8. А снаружи все: и оконницы, и коньки, и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы (Полев.). 9. Много интересных произведений рассказов очерков повестей опубликовано в последних номерах ежемесячных журналов. (в этом предложении не знаю)
02 февраля 2019
Рейтинг:
5.0
Спасибо:
1
Источник
Что хотел сказать Гоголь, публикуя карикатуру на русскую провинцию 1812 года?
Федор Моллер. Портрет писателя Н.В.Гоголя. Государственный Литературный музей
В нынешнем юбилейном году (200 лет! не шутка!) нелишне будет вспомнить о том, как отразилась «гроза двенадцатого года» в творчестве гениальных русских писателей. Николай Васильевич Гоголь, конечно, в сознательном возрасте эту войну не застал (он родился в 1809 году), но «пройти молчанием» столь важную тему он, разумеется, не мог.
В юбилейном 1834 году (тогда отмечалось 20-летие входа русских войск в Париж) Гоголь публикует одно из своих самых известных и популярных произведений. Потом он включает это произведение в сборник «Миргород». Название сборника мистическим образом перекликается с другим известнейшим произведением о тех же временах – «Войной и миром». Перекликается именно в той части, которая «мир». С тем «миром», который одновременно и общество, и отсутствие боевых действий на определенной территории.
Догадались уже, уважаемые читатели, о каком произведении идет речь? Где у Николая Васильевича описана война с Наполеоном? Ну, собственно, не сами сражения, а жизнь провинциального общества. Того общества, которое, разумеется, крайне озабочено трагической судьбой любимого отечества и пристально следит за сводками с фронта.
Не догадались? Если не догадались, то и никогда не догадаетесь. Раскроем страшную тайну – это «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Да, да, та самая «Повесть…». Изданная-переизданная. Читаная-перечитаная. Известными художниками иллюстрированная. Экранизированная. А вот подишь ты – кого ни спросишь, никто понятия никакого не имеет о связи времени ссоры двух ничтожных придурков со временем героических битв.
Гоголь тщательно обозначил время происходящих событий. Такое внимание писателя к точным датам вообще-то для творчества Гоголя не характерно. А тут вот взял и обозначил. При этом он прекрасно понимал, на какой скользкий путь вступает (да еще в юбилейном 1834-м!). Поэтому обозначенные даты сразу в глаза не бросаются. Их можно обнаружить только после вдумчивого вглядывания в текст.
Пересказывать содержание «Повести…» нет никакой необходимости. Кто читал, тот и так все помнит. А кто не читал, тому вряд ли можно чем-нибудь помочь. Поэтому сразу перейдем к хронологии событий. Ссора Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича происходит в точно названный день: 7 июля 1810 года.
Из жалобы Ивана Ивановича в суд:
«…Известный всему свету своими богопротивными, в омерзение приводящими и всякую меру превышающими законопреступными поступками, дворянин Иван, Никифоров сын, Довгочхун, сего 1810 года июля 7 дня учинил мне смертельную обиду, как персонально до чести моей относящуюся, так равномерно в уничижение и конфузию чина моего и фамилии…»
Одна из основных сцен «Повести…» – ассамблея у городничего, где гости пытаются примирить поссорившихся друзей.
Когда же происходит этот праздник? Из разговора гостей:
«…– Вот уже, слава богу, есть два года, как поссорились они между собою, то есть Иван Иванович с Иваном Никифоровичем; и где один, туда другой ни за что не пойдет!..»
Описание погоды во время праздника:
«…День был душен; солнце
жгло…»
Описание событий после праздника:
«…Дело было перенесено в палату. И когда получил Иван Иванович радостное известие, что завтра решится оно, тогда только выглянул на свет и решился выйти из дому. Увы! с того времени палата извещала ежедневно, что дело кончится завтра, в продолжение десяти лет!..»
Описание приезда «рассказчика» в Миргород:
«…Я ехал в дурное время. Тогда стояла осень с своею грустно-сырою погодою, грязью и туманом. Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных, беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы, к которым она так пристала, как шалости старику, розы – старухе…
…Я двенадцать лет не видал Миргорода. Здесь жили тогда в трогательной дружбе два единственные человека, два единственные друга…»
То есть ссора произошла 7 июля 1810 года, обед у городничего был через два года (дополнительно подчеркивается жаркая погода), «рассказчик» приезжает через десять лет после этого обеда, он двенадцать лет не был в Миргороде (и не знает о ссоре, потому что уехал до нее).
Видно, что время проведения праздничного обеда у городничего обозначено Гоголем вполне определенно. Это 1812 год: от 7 июля (19-го по «новому стилю») до начала осени. На самом деле время обозначено еще точнее: — после 14 (26) августа, но обоснование этого уточнения займет слишком много места.
Напомним, что происходило в это время:
12 (24) июня армия Наполеона вторгается в Россию;
26 августа (7 сентября) происходит Бородинское сражение;
2 (14) сентября французы входят в Москву.
Давать балы в это время как-то не очень прилично… Все мы помним пьесу Гладкова «Давным-давно» (а если пьесу не помним, то фильм «Гусарская баллада» точно смотрели). Там бал дают во время вторжения Наполеона (еще не зная об этом вторжении). На бал приходит губернатор:
«Губернатор:
Вниманья всех прошу я, господа.
Под вечер получил я эстафету
Из армии… Французские войска
Тринадцатого в день
форсировали Неман.
Минута испытания близка…
Отечество в опасности.
Нам небо
Укажет к избавленью славный
путь,
И силу вражью встретит
россов грудь…
Азаров:
Мы отстоим себя от
супостата.
Россия доблестью и мужеством
богата,
Поднимем меч, коли пришла
пора…
Да здравствует отечество…
Все:
Ура!!!
Губернатор:
Надеюсь, все из вас исполнят
честно долг,
А офицеров всех прошу
вернуться в полк…
Ржевский:
Отлично!
Губернатор:
Встретим мы достойно час
суровый.
Прошу вас бал теперь я
прекратить!..
(Азарову.)
Прости, мой друг…
Азаров:
Ах, ваша светлость, что вы!
Ржевский
(поднимает саблю):
За родину готовы умереть!
Счастливей под луною доли
нет,
Чем смерть за родину!»
Вот как положено вести себя на балу, узнав о вторжении врага. А если со времени начала вторжения уж месяц прошел, то какие могут быть праздники? Русские солдаты гибнут на Бородинском поле, Москва горит…
А в это время: «…Между тем произошел чрезвычайно важный случай для всего Миргорода.
Городничий давал ассамблею! Где возьму я кистей и красок, чтобы изобразить разнообразие съезда и великолепное пиршество?..
…запах борща понесся чрез комнату и пощекотал приятно ноздри проголодавшимся гостям. Все повалили в столовую. Вереница дам, говорливых и молчаливых, тощих и толстых, потянулась вперед, и длинный стол зарябел всеми цветами. Не стану описывать кушаньев, какие были за столом! Ничего не упомяну ни о мнишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке с сливами и изюмом, ни о том кушанье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара, – о том соусе, который подавался обхваченный весь винным пламенем, что очень забавляло и вместе пугало дам…»
А говорят о чем? О том, что «отечество в опасности»? Нет.
«…А какой длинный стол был вытянут! А как разговорилось все, какой шум подняли! Куда против этого мельница со всеми своими жерновами, колесами, шестерней, ступами! Не могу вам сказать наверно, о чем они говорили, но должно думать, что о многих приятных и полезных вещах, как то: о погоде, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах…»
А конфликт какой всех волнует? Война с Наполеоном? Нет.
«…– Послушайте! Вместо того что вы теперь заглядываетесь на мое кривое око, давайте вместо этого помирим двух наших приятелей! Теперь Иван Иванович разговаривает с бабами и девчатами, – пошлем потихоньку за Иваном Никифоровичем, да и столкнем их вместе.
Все единодушно приняли предложение… и положили немедленно послать к Ивану Никифоровичу на дом – просить его во что бы ни стало приехать к городничему на обед…»
Что же хотел нам сказать великий русский писатель, когда в юбилейный 1834 год публиковал такую злую карикатуру на провинциальное русское общество 1812 года? Что слишком многим людям в слишком многих местах России все «до лампочки»? Что заставило его закончить «Повесть» мизантропическим: «Скучно на этом свете, господа!»?!
Ведь не примитивной же русофобией руководствовался Гоголь. В том же сборнике «Миргород» помещено и высокопатриотическое произведение – «Тарас Бульба»…
Ответы на эти вопросы пока неизвестны (по крайней мере автору данного текста). Данное же вопрошание адресовано всем, кому еще интересна классическая русская литература. Она гораздо глубже и многомернее, чем многим «изучавшим» ее (литературу) в рамках школьной программы, кажется… В ней много еще неоткрытого и неисследованного…
Так что совсем не скучно на этом свете, господа!
Комментарии для элемента не найдены.
Источник
Упражнение 232. Перепишите, ставя нужные знаки препина-
ния.
1.1. Гости говорили о многих приятных и полезных
вещах как-то о природе, о собаках, о пшенице, о чеп-
чиках и жеребцах (Г.). 2. На этом угольном столе помес-
тилось вынутое из чемодана платье а именно пантало-
ны под фрак панталоны новые панталоны серенькие
два бархатных жилета и два атласных сюртука и два фрака
(Г.). 3. Этим раскатистым заливчатым «ха-ха-ха» заверши-
лось все и сватовство и земное существование Белико-
ва (Ч.). 4. Самолеты врага всюду бросают бомбы с.под-
лейшей ненужностью ошалело на площадь на больни-
цы на пустые школы на улицы на деревянные домишки
предместий (Гладк.). 5. Наварин создал Нахимова-бойца
выковал его за четыре часа на всю остальную жизнь дал
ему законченную форму (Серг.-Ценск.). 6. Приметы свя-
заны со всем с цветом неба с росой и туманами с кри-
ком птиц и яркостью звездного неба (Пауст.). 7. Петя
бережно нес под мышкой свои драгоценности банку с
заспиртованными морскими иглами и коллекции бабо-
чек жуков ракушек и крабов (Кат.). 8. Лошади с заинде-
вевшими мордами и боками везли разный хозяйственный
груз сено термосы с горячей пищей дрова (Аж.).
П. 1. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно
(Л.). 2. Но здравый смысл твердость и свобода горячее
участие в чужих бедах и радостях словом все ее досто-
инства точно родились с ней (Т.). 3. В степи за рекой по
дорогам везде было пусто (Л. Т.). 4. И старичок и я мы
оба веселились (Пауст.). 5. На крокетной площадке на
лужайке в беседке всюду та же неприязненная тишина
то же безлюдье (Кат.). 6. Из подвалов и погребов из ови-
нов и чуланов из печей и из-под шестков из подполья и
с чердаков выползли отовсюду перепуганные стрель-
бой крестьяне (Фурм.). 7. Вся наигранная веселость са-
мообладание сдержанность все покинуло Титка в этот
момент (Шол.). 8. И башенному стрелку Батурину и ме-
ханику-водителю Костюкову и радисту Орешко всему
экипажу нашлось дело (Горб.). ,
III. 1. Владелец тщательно осведомляется о ценах на
разные большие произведения как-то муку пеньку мед
и прочее но покупает только небольшие безделушки (Г.).
2. Все это шум говор и толпа людей все это было как-то
.чудно Акакию Акакиевичу (/.)• 3.) Только нам троим
отцу мне и Евсеичу было не грустно и не скучно смот-
реть на серое небо (Акс.). 4. Все это цвета блески звуки и
запахи давило на глаза матери наполняло сердце
неподвижной пестрой мутью унылой боязни (М. Г.).
5. Все цирковые существа женщины и мужчины лошади
и собаки униформа и конюхи клоуны и музыканты точ-
но старались перещеголять один другого (Купр.). 6. Разве
все эти вещи карандаши в оправе записная книжка часы
фотографический аппарат не говорят больше всяких слов
об интересном госте? (Пришв.). 7. Все и этот голубой раз-
лив реки и это небо и дали и пароход казалось огром-
ным необъятным воздушным полным напряженного
движения (Гладк.). 8. А снаружи все и оконницы и конь-
ки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревян-
ной резьбы (Полев.). 9. Много интересных произведений
рассказов очерков повестей опубликовано в последних
номерах ежемесячных журналов.
Д л я с п р а в о к .
1. После обобщающего слова перед перечислением однород-
ных членов предложения ставится двоеточие, например: В золо-
тистой глубине леса отражались и замирали звуки труда: скре-
жет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики (Кетл.).
Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а имен-
но, например и т. п., то перед ними ставится запятая, а после них
двоеточие, например: Добрые люди понимали ее [жизнь] не иначе,
как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разны-
ми неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками,
ссорами и между прочим трудом (Гонч.).
Если перед однородными членами нет обобщающего слова,
то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо
предупредить читателя, что дальше следует какой-либо перечень,
например: Тут были Павел, чухонец, штабс-капитан Ярошевич,
фельдфебель Максименко, красная фуражка, дама с белыми зуба-
ми, доктор (Ч.). Обычно это встречается в деловой и научной
речи. Ср.: На заседании присутствовали: (дальше следует пере-
чень фамилий); Для получения смеси нужно взять: (дальше пере-
числяются составные части).
2. После перечисления однородных членов перед обобщаю-
щим словом ставится тире, например: Гимнастерка, ремень пор-
тупеи, орден Красной Звезды, даже гвардейский значок — все это
очень шло к ней (Полев.).
Если после однородных членов перед обобщающим словом
стоит вводное слово (словом, одним словом, короче говоря и т. п.),.
то перед последним ставится тире, а после него — запятая, на-
пример: Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду,
даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (Аре.).
3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего
слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ста-
вится двоеточие, а после них — тире, например: Везде: над годо-
вой, под ногами и рядом с тобой — живет, грохочет, торжествуя
свои победы, железо (М. Г.).
Вместо двоеточия ставится тире (таким образом, однород-
ные члены оказываются выделенными с обеих сторон при по-
мощи тире), если группа однородных членов имеет характер
пояснения или уточняющего замечания, а логически выделяет-
ся предшествующее обобщающее слово, после которого преду-
предительная пауза отсутствует, например: Миллионы людей —
французов, чехов, югославов, русских, украинцев, белорусов, узбе-
ков, азербайджанцев — вдоль и поперек прошагали Европу и увиде-
ли фашизм во всей его наготе (Павл.).
Если после однородных .членов с предшествующим обобща-
ющим словом по условиям контекста требуется постановка за-
пятой, то тире после перечисления часто опускается, напри-
мер: Многие стихийные бедствия испытали на себе люди: пожары,
наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с
природой.
Двоеточие перед однородными членами и тире после них
сохраняются и в тех случаях, когда обобщающее слово, в целях
усиления его смысловой роли, употребляется дважды — перёд
перечислением и после него, например: Мне было охота почи-
тать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про
великих людей, и про революцию — про все то, что люди хорошо
знают, а я еще не знаю (Пауст.).
Упражнение 233 (повторительное). Перепишите, ставя нуж-
ные знаки препинания. Объясните их постановку.
1.1. Там стены воздух все приятно (/>.)• 2. Меж ними
все рождало споры и к размышлению влекло племен
минувших договоры плоды наук добро и зло и предрас-
судки вековые и гроба тайны роковые (П.) 3. На другой
день ни свет ни заря Лиза уже проснулась (Я.). 4. С грус-
тью разлуки сливались во мне и неясные но сладостные
надежды и нетерпеливое ожидание опасностей и чув-
ство благородного самолюбия (П.). 5. Ничего не заметно
было оживляющего картину ни отворяющихся дверей
ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых
хлопот и забот дома (Г.). 6. Я имею поручение как от
судьи так равно и от всех наших знакомых примирить
вас с приятелем вашим (Г.). 7. У всякого была своя по-
суда для ягод у кого ведро у кого лукошко у кого бурак
у кого кузов (Акс.). 8. Хороша развесистая белоснежная
светло-зеленая веселая береза (Акс.). 9. Внизу передо
мною пестреет чистенький новенький городок шумят
целебные ключи шумит разноязычная толпа (Л.). 10. Вдруг
две большие белые лохматые собаки со злобным лаем
бросились на меня (Т.). 11. Мне снилось: я шел по ши-
рокой голой степи, усеянной крупными угловатыми кам-
нями, под черным низким небом (Т.). 12. Вот уездный
городок с деревянными кривыми домишками бесконеч-
ными заборами купеческими необитаемыми каменны-
ми строениями (Т.). 13. Странный резкий болезненный
крик раздался вдруг два раза кряду над рекой и, спустя
несколько мгновений, повторился уже далее<Г.)-14. Под
Лукашкой не то споткнулась не то зацепилась за траву,
лошадь (Л. Т.). 15. На большей части их лиц выражалась
если не боязнь то беспокойство (Л. Т.). 16. И глаза и
лица и голоса и движения и одежда и воздух и солнце
все праздничное (Л. Т.). 17. Был я очень веселый бойкий
малый да еще и богатый (Л. 71). 18. Этот лес опасность
старик со своим таинственным шепотом Марьянка со
своим мужественным стройным станом и горы все это
казалось сном Оленину (Л. Т.). 19. В груди у Веры камнем
повернулось тяжелое злое чувство (Ч.). 20. Слезы ни к
селу ни к городу опять полились из ее глаз (Ч.).
II. 1. Надя теща длинный нос судебного пристава
подсудимый Глаша все это прыгает, вертится и уходит
далеко (Ч.). 2. Я стал посещать музеи и галереи и читать
книги (Ч.). 3. На огромном расстоянии разлегся город и
тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми ог-
нями (Кор.). 4. Перед глазами ходил океан и колыхался и
гремел и сверкал и угасал и светился и уходил куда-то
в бесконечность (Кор.). 5. Я стою перед ней [бабушкой] и
глажу ее теплые мягкие мокрые руки (М. Г.). 6. Все это
звуки и запах тучи и люди было странно красиво и гру-
стно казалось началом чудной сказки (М. Г.). 7. Не люб-
ви прошу жалости (М. Г.). 8. Были это веселые сильные
и смелые люди (М. Г.). 9. Серые землистые лица покры-
лись пятнами румянца раздражения и злобы (Сераф.),
10. Мы ели чисто мексиканские вещи сухие лепешки
рубленое скатанное мясо с массой муки и целым пожа-
ром перца до обеда кокосовый орех после манго (Маяк.).
11. Брали слово и старшие и помоложе и бригадиры и
просто колонисты (Маяк.). 12. Людей всегда мучают раз-
нообразные сожаления — большие и малые серьезные
и смешные (Пауст.). 13. Мальчик очутился в горячих ду-
шистых нежных объятиях тети (Кат.). 14. От детства ни-
чего не осталось в памяти ни спектаклей ни цирка ни
елки ни кинокартин ни даже вкуса чего-нибудь сладко-
го (Павл.). 15. Ни справа ни слева ни на воде ни на бере-
гу никого не было (Гайд.). 16. Пашня заросла сильными
живучими неприхотливыми травами (Шол.). 17. Немец
ответил хриплым придушенным голосом (Сим.). 18. На
белой тщательно отглаженной скатерти появилось мед-
вежье мясо вяленая сохатина рыба голубица (Аж.).
419. Они не могли скрыть своего любопытства и спокой-
ная Женя и смущенный Гудкин и другой техник из груп-
пы Кобзева и еще четверо незнакомых ему работников
(Аж.). 20. И все это и река и прутья верболоза и этот
мальчишка напомнило мне далекие дни детства (Пере.).
Упражнение 234 (повторительное). Перепишите, ставя нуж-
ные знаки препинания.
I. 1. Татьяна верила преданьям простонародной ста-
рины и снам и карточным гаданьям, и предсказаниям
луны (П.). 2. Смотритель пошел домой ни жив ни мертв
(П.). 3. Шум брань мычанье блеяние рев все сливается в
один нестройный говор (Г.). 4. В них [пословицах] есть
все издевка насмешка попрек словом все шевелящее и
задирающее за живое (Г,). 5. За перегородкой появится
босой длинноволосый трехлетний ребенок в одной ру-
башонке молча пристально поглядит на вошедшего и
робко спрячется опять (Гот.). 6. Вообще так называе-
мую природу леса горы озера и прочее он терпеть не
мог (Гот.). 7. Вой волка восходил вверх печальными по-
лутонами и задерживался долго на высокой напряженной
пронзительной ноте (Акс.). 8. Напрасно упрашивал его
Азамат согласиться плакал и льстил ему и клялся (Л.).
9. И вместе с леденящей струей выносится из глубины
здания медлительный глухой голос (Т.). 10. Вид огром-
ного весь небосклон обнимающего бора напоминает вид
моря (Т.). 11. Он протягивал мне красную опухшую гряз-
ную руку (Т.). 12. На красноватой траве на былинках на
соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные
нити весенних паутин (Т.). 13. Он подвергался самым
разнообразным приключениям ночевал в болотах на
деревьях крышах под мостами сиживал не раз взаперти
на чердаках погребах и сараях лишался ружья собаки
самых необходимых одеяний бывал бит сильно и долго
но через несколько времени возвращался домой оде-
тый с ружьем и собакой (Т.). 14. Колесо чугунное вер-
тится и гудит и ветром обдает (Н). 15. По широкой боль-
шой бесшоссейной дороге шибкою рысью ехала высо-
кая голубая венская коляска цугом (Л. Т.). 16. Народ
выходил из станицы, кто на работу кто на реку кто на
кордоны (Л. Т.). 17. События последнего года пожар
Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчая-
ние Наташи смерть Пети горе графини все это, как удар
за ударом, падало на голову старого графа (Л. Т.). 18. И
дорога и вдали видневшаяся черта Терека и станицы и
народ все это Оленину казалось теперь не шуткой (Л. Т.).
19. Артем уже сделался лакеем а потом ни с того ни с
сего управляющим (Станюк.). 20. Мастеровые в новых
зипунах и армяках старики с палками бабы в пестрых
платках босоногие ребятишки все слилось в одну массу
(М.-Сиб.).
II. 1. Покажите всем, что эта неподвижная серая греш-
ная жизнь надоела вам (У.). Квартира Александра хотя и
просторна но не изящна и сумрачна (Ч.). 3. Река роща
оба берега деревья и поле все’было залито ярким утрен-
ним светом (Ч.). 4. Райские сумерки нежная молодая зе-
лень с тенями запах сирени гуденье жуков тишина теп-
ло как все это ново и как необыкновенно, хотя весна
повторяется каждый год! (Ч.). 5. Защитник не получил
ответа на свой вопрос да и не чувствовал надобности
(..). 6- И тихая скромная речка огласилась фырканьем
плеском и криком (Ч.). 7. Мать слушала его слабый вздра-
гивающий и ломкий голос (М. Г.). 8. Из-под пола в эту
сырую гнилую мокрую дыру несло холодом (М. Г.).
9. Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успо-
каивали Власову (М. Г.). 10. Никита Иваныч смотрит на
него ласковыми добрыми и благодарными глазами (Се-
раф.). 11. Ясная светлая задумчивая улыбка улыбка тихо-
го созерцания лежит на облаках на белых отражениях
гор на синеве неба на серебряно-светлой лениво-лас-
ковой реке (Сераф.). 12. Мне захотелось застать медведя
за едой где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на
берегу реки или на отдыхе (Пришв.). 13. Бегут говорли-
вые дороги ни шатко ни валко, как встарь (Ее.). 14. По-
литический отдел бригады время от времени организо-
вывал митинги как для красноармейцев так и смешан-
ные (Фурм.). 15. Собрались танки вражьи у одного села
не то на краткий отдых не то на новый сбор не то о
планах новых затеяв разговор (Тих.). 16. Полуразрушен-
ные дворовые постройки повисшая на одной петле став-
ня прогнившие ступеньки крыльца все говорило о том,
что в доме нет мужских рук. (Шол.). 17. Но я как будто
вижу перед собой эту картину тихие берега расширяю-
щуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтон-
ного моста и на мосту длинные тени бегущих людей
(Кае.). 18. Был серенький промозглый ветреный день
(Полев.). 19. Темнота раннего зимнего утра скрывала и
площадку на берегу и полотняный поселок из палаток
и самих людей (Аж.). 20. И сноп ржи и колун и кнут и
верша и сама река все это были наши игрушки (Сол.).
Упражнение 235 (повторительное). Напишите текст под дик-
товку, потом сверьте написанное с напечатанным.
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и
вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной
жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его ро-
дина. В нем претворяется творческой силой народного
духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воз-
дух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы
и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот
глубокий, полный мысли и чувства голос родной при-
роды, который говорит так громко о любви человека к
его иногда суровой родине, который высказывается так
ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народ-
ных поэтов.
Но в светлых глубинах народного языка отражается
не одна природа родной страны, но и вся история ду-
ховной жизни народа, В сокровищницу родного слова скла-
дывает одно поколение за другим плоды глубоких сер-
дечных движений, плоды исторических событий, веро-
вания, воззрения, следы прожитого горя и прожитой
радости — словом, весь след своей духовной жизни.
Не условным звукам только учится ребенок, изучая
родной язык, но пьет духовную жизнь из родимой гру-
ди родного слова. Оно объясняет ему родную природу,
как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспыта-
тель. Оно знакомит с характером окружающих его лю-
дей, с обществом, среди которого он живет, с его исто-
рией и его стремлениями, как не мог бы познакомить
ни один историк. Оно вводит его в народные верова-
ния, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один
эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия
и философские воззрения, которых, конечно, не мог
бы сообщить ребенку ни один философ.
(По К. Д. У ш и н с к о м у)
Рекомендуемые страницы:
Источник