Ifrs 6 разведка и оценка полезных ископаемых

Ifrs 6 разведка и оценка полезных ископаемых thumbnail
  • Приложение А. Определение терминов

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6
«Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»

Цель

1 Целью настоящего МСФО (IFRS) является описание порядка ведения финансового учета в отношении разведки и оценки запасов полезных ископаемых.

2 В частности, настоящий МСФО (IFRS) требует:

(a) ограниченного усовершенствования применяемых методов бухгалтерского учета в отношении затрат, связанных с разведкой и оценкой.

(b) от предприятий, которые признают активы, связанные с разведкой и оценкой, проверки таких активов на обесценение в соответствии с настоящим МСФО (IFRS) и оценки любого обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

(c) раскрытия информации, которая определяет и объясняет показатели финансовой отчетности предприятия, возникающие в результате разведки и оценки запасов полезных ископаемых, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и вероятность возникновения будущих потоков денежных средств от любых признанных активов, связанных с разведкой и оценкой.

Сфера применения

3 Предприятие должно применять настоящий МСФО (IFRS) при учете понесенных им затрат, связанных с разведкой и оценкой.

4 Настоящий МСФО (IFRS) не рассматривает прочие аспекты учета, который ведут предприятия, занимающиеся разведкой и оценкой запасов полезных ископаемых.

5 Предприятие не должно применять настоящий МСФО (IFRS) при учете затрат, понесенных им:

(a) до начала работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, таких как затраты, понесенные до получения предприятием юридических прав на производство разведочных работ на определенной территории.

(b) после того, как стали очевидными техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых.

Признание активов, связанных с разведкой и оценкой

Временное освобождение от применения пунктов 11 и 12 МСФО (IAS) 8

6 При разработке учетной политики предприятие, признающее активы, связанные с разведкой и оценкой, должно применять пункт 10 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

7 В пунктах 11 и 12 МСФО (IAS) 8 указаны источники официальных требований и методологических принципов, которые должны приниматься во внимание руководством при разработке учетной политики в отношении определенной статьи затрат, если непосредственно на эту статью не распространяется действие никаких других МСФО (IFRS). С учетом изложенных ниже пунктов 9 и 10, настоящий МСФО (IFRS) освобождает предприятие от применения этих пунктов к своей учетной политике для признания и оценки активов, связанных с разведкой и оценкой.

Оценка активов, связанных с разведкой и оценкой

Оценка при признании

8 Активы, связанные с разведкой и оценкой, оцениваются по себестоимости.

Элементы себестоимости активов, связанных с разведкой и оценкой

9 Предприятие должно разработать политику, определяющую состав затрат, которые признаются в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой, и последовательно применять эту политику. При определении такой политики предприятие должно учитывать, до какой степени затраты могут быть связаны с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых. Ниже приведены примеры затрат, которые могут быть включены в первоначальную оценку активов, связанных с разведкой и оценкой (представленный перечень не является исчерпывающим):

(a) приобретение прав на производство разведочных работ;

(b) топографические, геологические, геохимические и геофизические исследования;

(c) поисково-разведочное бурение;

(d) прокладка канав;

(e) отбор проб и образцов; и

(f) деятельность, относящаяся к оценке технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых.

10 Затраты, относящиеся к разработке запасов полезных ископаемых, не должны признаваться в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой. «Концепция»* и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» определяют методологические принципы признания активов, возникающих в результате разработки.

11 В соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные резервы, условные обязательства и условные активы» предприятие признает любые обязательства по удалению объектов основных средств и восстановлению природных ресурсов на соответствующей территории, возникшие в течение определенного периода вследствие ведения работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

Оценка после признания

12 После признания активов, связанных с разведкой и оценкой, предприятие должно применять к ним либо модель учета по фактическим затратам, либо модель учета по переоцененной стоимости. Если применяется модель учета по переоцененной стоимости (либо модель, описанная в МСФО (IAS) 16 «Основные средства», либо модель, предусмотренная МСФО (IAS) 38), она должна соответствовать классификации активов (см. пункт 15).

Изменения в учетной политике

13 Предприятие может изменить свою учетную политику в отношении затрат, связанных с разведкой и оценкой, если изменение делает финансовую отчетность более уместной для пользователей финансовой отчетности при принятии экономических решений, не уменьшив ее надежности, или сделать ее более надежной, не уменьшив уместности ее использования для этих целей. Предприятие должно судить об уместности и надежности на основе критериев, содержащихся в МСФО (IAS) 8.

14 Для того чтобы обосновать изменение учетной политики в отношении затрат, связанных с разведкой и оценкой, предприятие должно продемонстрировать, что это изменение приводит к большему соответствию финансовой отчетности критериям, содержащимся в МСФО (IAS) 8, но при этом полного соответствия критериям не требуется.

Представление информации

Классификация активов, связанных с разведкой и оценкой

15 Предприятие должно классифицировать активы, связанные с разведкой и оценкой, как материальные или нематериальные в зависимости от характера приобретенных активов и последовательно применять принятую классификацию.

16 Некоторые активы, связанные с разведкой и оценкой, считаются нематериальными (например, права на производство буровых работ), в то время как другие активы являются материальными (например, транспортные средства и буровые установки). В той мере, в которой происходит потребление материального актива при создании нематериального актива, сумма, отражающая такое потребление, составляет часть себестоимости соответствующего нематериального актива. Тем не менее, использование материального актива для создания нематериального актива не превращает материальный актив в нематериальный.

Реклассификация активов, связанных с разведкой и оценкой

17 Активы, связанные с разведкой и оценкой, нельзя продолжать классифицировать в качестве таковых после того, как стали очевидными техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых. Перед реклассификацией следует проверить активы, связанные с разведкой и оценкой, на обесценение и признать любой убыток от обесценения.

Обесценение

Признание и оценка

18 Активы, связанные с разведкой и оценкой, должны быть проверены на обесценение, если факты и обстоятельства позволяют предположить, что балансовая стоимость активов, связанных с разведкой и оценкой, превышает возмещаемую стоимость. Если факты и обстоятельства позволят предположить, что балансовая стоимость превышает возмещаемую стоимость, предприятие должно оценить, представить и раскрыть любой возникающий убыток от обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36, с учетом исключений, предусмотренных ниже в пункте 21.

19 Исключительно для активов, связанных с разведкой и оценкой, при выявлении активов, которые могли подвергнуться обесценению, должен применяться пункт 20 настоящего МСФО (IFRS) а не пп. 8-17 МСФО (IAS) 36. Пункт 20 использует термин «активы», однако в равной мере применим к отдельным активам, связанным с разведкой и оценкой, и к единице, генерирующей денежные средства.

20 Один или несколько из перечисленных ниже фактов или обстоятельств указывают на то, что предприятие должно проверить активы, связанные с разведкой и оценкой, на обесценение (представленный перечень не является исчерпывающим):

(a) срок, в рамках которого предприятие имеет право на производство разведочных работ на определенной территории, истек в течение отчетного периода или истечет в ближайшем будущем, а его продление не ожидается.

(b) существенные затраты, понесенные в связи с продолжением разведки и оценки запасов полезных ископаемых на определенной территории, не были учтены в процессе планирования и составления бюджета.

(c) разведка и оценка запасов полезных ископаемых на определенной территории не привели к обнаружению коммерчески выгодного количества запасов полезных ископаемых, и предприятие решило прекратить производство указанных работ на этой территории.

(d) существует достаточно признаков того, что, несмотря на возможное продолжение разработки на данной территории, полное возмещение балансовой стоимости актива, связанного с разведкой и оценкой, в результате успешной разработки или продажи представляется маловероятным.

В любом из указанных или аналогичных случаев предприятие должно провести тест на обесценение в соответствии с МСФО (IAS) 36. Любой убыток от обесценения признается в качестве расхода в соответствии с МСФО (IAS) 36.

Определение уровня для проверки активов, связанных с разведкой и оценкой, на обесценение

21 Предприятие должно определить учетную политику для распределения активов, связанных с разведкой и оценкой, между единицами, генерирующими денежные средства, или группами единиц, генерирующих денежные средства, в целях проверки таких активов на обесценение. Каждая единица, генерирующая денежные средства, или группа единиц, генерирующих денежные средства, на которую относится актив, связанный с разведкой и оценкой, не должна превышать величину сегмента, определенного на основе первичного или вторичного формата отчетности предприятия, определенного в соответствии с МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».

22 Уровень, определенный предприятием в целях тестирования активов, связанных с разведкой и оценкой, на обесценение может состоять из одной или нескольких единиц, генерирующих денежные средства.

Раскрытие информации

23 Предприятие должно раскрывать информацию, определяющую и объясняющую суммы, признанные в финансовой отчетности, которые возникли в результате разведки и оценки запасов полезных ископаемых.

24 В целях соблюдения пункта 23 предприятие должно раскрывать следующую информацию:

(a) учетную политику предприятия в отношении затрат, связанных с разведкой и оценкой, включая признание активов, связанных с разведкой и оценкой.

(b) суммы активов, обязательств, доходов и расходов, а также движения денежных средств от операционной и инвестиционной деятельности, возникающие в результате разведки и оценки запасов полезных ископаемых.

25 Предприятие должно рассматривать активы, связанные с разведкой и оценкой, в качестве отдельного вида активов и раскрывать информацию в соответствии с требованиями либо МСФО (IAS) 16, либо МСФО (IAS) 38 в зависимости от того, как классифицированы данные активы.

Дата вступления в силу:

26 Предприятие должно применять настоящий стандарт для годовых периодов, начинающихся 1 января 2005 г. или после этой даты. Досрочное применение приветствуется. Если предприятие применит настоящий МСФО (IFRS) в отношении периода, начинающегося до 1 января 2006 года, то оно обязано раскрыть этот факт.

Условия переходного периода

27 Если применить специальное требование пункта 18 к сравнительной информации, относящейся к годовым периодам, которые начинаются до 1 января 2006 года, практически невозможно, то предприятие обязано раскрыть этот факт. МСФО (IAS) 8 объясняет значение термина «практически невозможный».

______________________________

* Ссылка на «Концепцию» является ссылкой на «Концепцию подготовки и представления финансовой отчетности» КМСФО, выпущенной в 2001 году Правлением КМСФО. В сентябре 2010 года Правление КМСФО заменило «Концепцию» на «Концептуальную основу составления финансовой отчетности».

Стандарт устанавливает порядок ведения финансового учета затрат, связанных с разведкой и оценкой запасов полезных ископаемых.

В частности, он требует ограниченного усовершенствования применяемых методов бухучета.

Предприятия, которые признают активы, связанные с разведкой и оценкой, должны проверять их на обесценение и оценивать последнее.

Стандарт не применяется при учете затрат, понесенных до начала работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, а также после того, как стали очевидными техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи природных ресурсов.

Активы, связанные с разведкой и оценкой, оцениваются по себестоимости. Приведены ее элементы.

В первоначальную оценку активов, в частности, могут включаться затраты на топографические, геологические, геохимические и геофизические исследования, поисково-разведочное бурение, прокладку канав, отбор проб и образцов.

После признания активов предприятие должно применять к ним модель учета либо по фактическим затратам, либо по переоцененной стоимости.

Предприятие должно раскрывать информацию, определяющую и объясняющую суммы, признанные в финансовой отчетности, которые возникли в результате разведки и оценки запасов полезных ископаемых.

Это касается учетной политики в отношении затрат, связанных с разведкой и оценкой. Также раскрываются суммы активов, обязательств, доходов и расходов, движения денежных средств от операционной и инвестиционной деятельности, возникающие в результате разведки и оценки.

Стандарт вступает в силу на территории России со дня официального опубликования в журнале «Бухгалтерский учет». Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за тем, в котором МСФО признаны для применения в нашей стране.

Стандарт распространяется на годовые периоды, начинающиеся 1 января 2005 г. Приветствуется досрочное применение.

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»

Текст Международного стандарта финансовой отчетности опубликован в приложении к журналу «Бухгалтерский учет», 2011, N 12 (дата подписания приложения в печать — 15.12.2011)

Введен в действие приказом Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. N 160н

Вступает в силу на территории Российской Федерации со дня официального опубликования в журнале «Бухгалтерский учет». Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации

Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. N 217н приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н, вводивший в действие настоящий документ на территории РФ, признан утратившим силу со дня вступления в силу на территории РФ МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»

Источник

МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов» — международный стандарт финансовой отчетности, применяется для учёта затрат, связанных с разведкой и оценкой запасов минеральных ресурсов, и применяется компанией к затратам, которые она несет в связи с разведкой и оценкой минеральных ресурсов, действует с 01.01.2006 года[1],
введен в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие МСФО и Разъяснений МСФО на территории РФ»[2].

Определения[править | править код]

Стандарт не вносит корректировки в существующую практику методик учёта в добывающих отраслях:[3]

  • «Метод успешных усилий», когда затраты на нахождение, приобретение и разработку запасов минеральных ресурсов капитализируются отдельно в отношение каждого месторождения и распределяются на него, если оно признано коммерчески жизнеспособным.
  • «Метод полных затрат», когда капитализируются все понесенные затраты в отношении месторождений

Целями стандартами являются:

  • Улучшение существующей практики учёта затрат на разведку и оценку минеральных ресурсов
  • Определение обстоятельств, при которых компания должна проводить тест на обесценение капитализированных затрат (активов) по разведке и оценке
  • Установление требований в отношении раскрытия информации по активам, связанным с разведкой и оценкой минеральных ресурсов.

МСФО (IFRS) 6 не распространяется на остальные аспекты учётной политики, а также на затраты, понесенные[4].

  • До проведения работ, связанных с разведкой и оценкой минеральных ресурсов
  • После обоснованного подтверждения технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи минеральных ресурсов.

Разведка и оценка минеральных ресурсов — процесс поиска минеральных ресурсов (минералов, нефти, природного газа) после получения компанией юридических прав на проведение разведочных работ в конкретном районе, а также определение технической осуществимости и коммерческой целесообразности процесса добычи[5].

Затраты на разведку и оценку минеральных ресурсов — затраты, которые несет компания в связи с разведкой и оценкой минеральных ресурсов до получения обоснованного подтверждения технической осуществимости и коммерческой целесообразности процесса добычи.

Техническая осуществимость — достаточное наличие запасов, коммерческая целесообразность — достаточное количество финансовых ресурсов.

Активы по разведке и оценке минеральных ресурсов — затраты на разведку и оценку минеральных ресурсов, признаваемые в качестве активов согласно учётной политики компании (капитализированные затраты)

Учетная политика по отношению затратам на разведку[править | править код]

Компания обязана определить отдельную учётную политику и применять её последовательно в отношении понесенных затрат на каждом из этапов[3]:

  • До разведки и оценки минеральных ресурсов
  • В процессе разведки и оценки минеральных ресурсов
  • В процессе разработки минеральных ресурсов, то есть после подтверждения технической осуществимости и коммерческой целесообразности процесса добычи.

К затратам, осуществляемым на этапе «до разведки и оценки минеральных ресурсов», можно отнести затраты на сбор общих сейсмологических данных, геологический и геофизический анализ и другие подобные расходы. К этим затратам применяются другие МСФО, и они относятся на расходы периода с последующим отражением в отчете о совокупном доходе[2].

На этапе «разведки и оценки» в учётной политике должно быть указано, будут ли описываться подобные расходы в периоде их возникновения, или они будут капитализированы при условии их достаточно тесной связи с конкретными минеральными ресурсом[3].

МСФО (IFRS) 6 требует при разработке учётной политики соблюдение IAS 8 «Учетные политики, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» в части представление информации в финансовой отчетности: уместной с точки зрения принятия пользователями экономических решений; надежной, то есть правдиво представляющей финансовое положение и финансовые результаты компании; отражающей экономическую сущность операций, а не их юридическую форму; нейтральной (лишенной предвзятости), осмотрительной и полной[3].

МСФО (IFRS) 6 приводит примеры затрат, которые компания может нести на этапе «разведки и оценки минеральных ресурсов», список которые не является исчерпывающим[3]:

  • Приобретение прав на проведение разведочных работ
  • Проведение топографических, геологических, геохимических и геофизических исследований
  • Разведочное бурение
  • Проходка разведочных траншей
  • Отбор проб и образцов
  • Проведение мероприятий, связанных с оценкой технической осуществимости и коммерческой целесообразности процесса добычи
  • Другие затраты, которые отвечают критериям капитализации в качестве активов (расходы, связанные с оплатой труда и социальным страхованием работников, непосредственно занятым на конкретном проекте; расходы по юридическим и консультационным услугам, относящимся к конкретному проекту; дополнительные вознаграждения подрядчикам, задействованных в конкретном проекте и т. д.).

Возможен переход в учётной политике от капитализации затрат на разведку и оценку к их списанию, но не наоборот, так как списание обеспечивает более надежную информацию и большей степени соответствует Концепции МСФО. Изменения в учётной политике учитываются ретроспективно за исключением тех случаев, когда практически невозможно определить воздействие этого изменения на конкретный период[3].

Этап «разработки минеральных ресурсов» начинает с момента обоснованного подтверждения технической осуществимости и коммерческой целесообразности процесса добычи, после чего процесс капитализации затрат прекращается. Данные активы должны быть протестированы на обесценение и расклассифицированы.

Оценка активов по разведке и оценке минеральных ресурсов[править | править код]

Активы по разведке и оценке минеральных ресурсов должны оцениваться по себестоимости в момент первоначального признания [6].

После признания активов компания обязана применять либо модель учёта по себестоимости, либо модель учёта по переоцененной стоимости по аналогии с МСФО (IAS) 16 ОС или МФСО (IAS)38 НМА.

Если компания применяет модель учёта по себестоимости, то активы по разведке и оценке подлежат амортизации с момента, когда они готовы к использованию. Если материальный актив используется для создания НМА, то его амортизация может включаться в стоимость данного НМА[3].

Тест на обесценение будет иметь место, когда имеются факты и обстоятельства, указывающие на то, что балансовая стоимость актива по разведке и оценке превышает его возмещаемую стоимость. Непосредственно перед реклассификацией активы по разведке и оценке минеральных ресурсов следует протестировать на предмет их обесценения, независимо от наличия внешних или внутренних признаков, а любой убыток отнести на расходы периода в отчет о совокупном доходе.

МСФО (IFRS) 6 приводит специфические признаки обесценения, присущие активам по разведке и оценке минеральных ресурсов[6]:

  • Срок, в течение которого компания имеет право на проведение разведочных работ, истек или истекает в ближайшем будущем, при этом возобновление данного права не ожидается.
  • Требуются значительные затраты на проведение дальнейших работ по разведке и оценке минеральных ресурсов, незапланированные в бюджете.
  • Планируется прекратить работу по разведке и оценке, в связи с отсутствием коммерчески рентабельных объемов минеральных ресурсов.
  • Имеются доказательства того, что балансовая стоимость актива по разведке и оценке не окупится полностью в результате его успешной разработки или продажи.

Основные требования к проведению теста на обесценение[6]:

  • Требования по проведению теста на обесценение применяются, по возможности, к каждому активу в отдельности. Если такой подход не осуществим, то активы по разведке и оценке тестируются в составе единиц, генерирующих денежных средства (ЕГДС), или групп
  • Компания обязана разработать учётную политику, применяемую к распределению активов по разведке и оценке на генерирующие единицы или группы генерирующих единиц.
  • ЕГДС (или группа ЕГДС) не должна выходить за рамки сегмента, определяемого в соответствии с IFRS 8
  • Если сегменты различны по рискам и преимуществам, то их нельзя объединять в одну ЕГДС для проведения теста на обесценение.
  • Вероятнее всего, компании будут сначала определять ценность использования актива, поскольку прогнозы потоков денежных средств в добывающих отраслях формируются на продолжительные периоды (более 5 лет).

Оценка справедливой стоимости за минус затрат на продажу потребуется только в том случае, если ценность использования окажется ниже балансовой стоимости актива.

Раскрытие информации[править | править код]

Раскрывать в примечаниях финансовой отчетности следующую информацию[3]:

  • учётную политику в отношении затрат на разведку и оценку и признания соответствующих активов
  • суммы активов, обязательств, доходов и расходов, операционных и инвестиционных потоков денежных средств, относящихся к разведке и оценке минеральных ресурсов.

Компания обязана учитывать активы по разведке и оценке минеральных ресурсов как отдельный класс и производить раскрытия согласно IAS 16 «Основные средства» или IAS 38 «Нематериальные активы».

Примечания[править | править код]

Источник