Игра что полезно для глаз а что вредно для

Задачи:

Образовательная задача:

Создавать условия для знакомства  детей с частями тела и органами чувств человека, о функциональном назначении частей тела и органов чувств  для жизни и здоровья человека  (нос дышит, улавливает запахи, уши слышат, глаза видят).

Развивающая задача:

 Создавать условия для развития умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием, для  развития  умение заботиться о своем здоровье.

Воспитательная задача:

Создавать условия для воспитания  потребности  быть здоровым, для знакомства с упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Предварительная работа:

Беседы с детьми об органах чувств, о здоровом образе жизни.

Заучивание  слов к дыхательной и  зрительной гимнастике.

Индивидуальное заучивание  стихов.

Работа над загадками о частях тела.

Оборудование   и  материалы:

Кукла, корзинка с баночками  (апельсин, чеснок, кофе), зеркала на каждого ребенка, стрекоза для зрительной гимнастики,  карточки к  игре «Что полезно и вредно для глаз», кассеты с записью шума природы, «Болезнь куклы», гимнастики для физкультминутки, мультимедийная  презентация  дидактических игр «Что полезно и вредно для ушей»,  «Чьи уши?

Педагогические технологии:

·           Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

— педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в 

  решении проблемных ситуаций;

— осуществление возможности права выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность и самостоятельность.

·         Здоровьесберегающие технологии:

   — сменяемость поз детей;

   — динамические паузы, музыкально-ритмическая разминка.

·      Информационно-коммуникационные технологии

— проектор, экран, презентация по теме

Ход НОД

— Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся и пожелаем всем здоровья.

Дети здороваются. Воспитатель вносит куклу (грустную). Звучит музыка «Болезнь куклы»

— Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Кукла Катя. Но она почему-то такая грустная.

— Что с тобой случилось?

Катя: Я  заболела.

— А что у тебя болит?

Кукла Катя: А вы отгадайте загадку и узнаете.

В: Попробуем отгадать, ребята?

Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной.  (глаза)

Правильно.

 В: Очень плохо, когда болят глазки.  Катя, ты садись, послушай, ребята расскажут, для чего нужны глаза и, что нужно делать, чтобы они оставались здоровыми, а я им помогу.  Ребята, а для чего человеку нужны глаза?

Д: Чтобы видеть предметы, их цвет, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении.

В:  Назовите, что вы видите вокруг. (Дети называют) Правильно, ребята. Благодаря глазам мы видим  все вокруг. По глазам можно определить, сердится человек или радуется. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем.

 Психогимнастика (работа с зеркалами)

В:  Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид. А если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.

Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! А какого цвета глаза у Никиты? Посмотрите на Ксюшины глаза? Вот какие разные у нас у всех глаза!

 В: Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас     

На лице две пары глаз?

  1 ребенок:

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза.

Ты закрой глаза ладошкой.

Посиди совсем немножко.

 2  ребенок:

Сразу сделалось темно:

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно.

Ничего вокруг не видно.

 Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

В:  Природа заботливо оберегает наши глаза, прикрывая их веками.

Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, вправо, то вверх, то вниз.

 Гимнастика для глаз «Стрекоза»

Вот какая стрекоза – как горошины глаза (пальцами делаем очки). 
Влево, вправо, верх, вперед (глазами смотрим по тексту). 
Ну, совсем как вертолет (круговые движения глаз). 
Мы летаем высоко (смотрим вверх).
Мы летаем низко (смотрим вниз). 
Мы летаем далеко (смотрим вперед). 
Мы летаем близко (смотрим на нос)

В: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза.

 Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»

Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор.

В: Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении. Вот  видишь Катя. Мы попросим доктора, чтобы тебе закапал глазки  каплями  или промыл отваром ромашки. А еще нужно есть морковку и ягоду чернику и тогда глазки будут здоровы.

 В:  Ой, что это? Вы слышите? (запись звуки природы)  Вам нравятся эти звуки? Шум леса, пение птиц, журчание ручейка  — это музыка, только ее надо услышать. Такая музыка успокаивает и придает сил.  Ребята, чем мы слышим эти звуки?

Д Ушами

В: Сколько ушей у человека?

Д:  Два

В:  У всех людей по два уха расположены по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда мы с вами спим. Поэтому уши одни из первых сообщают нам об опасности.

Читайте также:  Какое масло полезно использовать при жарке

Кукла Катя: А можно я с вами поиграю. Я буду называть слова. Вы сначала будете слушать двумя ушками, потом одним,  а потом с закрытыми ушками.

Дидактическая игра «Услышь меня»

В: Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять.

Кто знает, что нельзя делать?  (Ответы детей)

Ковырять в ушах

Не допускать попадания воды

Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы

Не слушать громкую музыку.

Не кричать громко.

Избегать простудных заболеваний.

Дидактическая игра «Чьи это уши?» (Мультимедиа)

В: А вы знаете, что слух у животных  лучше (острее), чем у людей. Животных окружает много опасностей, а хороший слух им помогает избежать эти опасности.

Физкультурная минутка: (Запись на диске)

 Ребята, а еще вам хочу рассказать об одной части лица. Угадайте,  о какой?

 Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.

Д: Нос

В: Для чего человеку нос?

Д: Чтобы дышать, нюхать, ощущать  запахи…

В: Некоторые люди считают, что нос – это только украшение лица. Самый маленький нос – весьма важная часть лица. Носом мы дышим, а ещё нос помогает почувствовать и различить запахи.

Кукла Катя: — Вот это мы сейчас и проверим, как ваши носики различают запахи. У меня в корзиночке (сумочке) есть предметы, а вы должны по запаху узнать, что это.

 Дидактическая игра «Определи по запаху»

Воспитатель завязывает одному ребенку глаза и подносит к носу тарелочки. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в тарелочке.

В:Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали!

— А сейчас мы с вами сделаем гимнастику для наших носиков.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже —

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко — легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

В: Надо беречь органы дыхания: проветривать помещение, в котором находишься, делать влажную уборку каждый день, а воздух будет чище, если в помещении находятся комнатные цветы.

В: Ну, что ребята, вот мы и рассказали кукле Кате, для чего нужны глаза, ушки, носики, и что нужно делать, чтобы они оставались здоровы.  

Кукла Катя: Большое спасибо!

 В: Я надеюсь, что вы приятно провели время, спасибо вам! Берегите глазки, ушки и носики! Посмотрите на гостей, улыбнитесь им, подарите свою улыбку друг другу. Пожелайте всем, крепкого здоровья и чтобы настроение у всех всегда было бодрое и веселое. А вас я хочу угостить витаминами.
 

Источник

Киевская Галина Анатольевна

Воспитатель,  МБДОУ «Центр Развития  Ребёнка – Д/С № 32»,

Иркутская область, г. Братск

Конспект образовательной деятельности: «Наши верные помощники»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 32»

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область «Здоровье»

«Наши верные помощники»

Автор – составитель:

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – ДС № 32»

Киевская Г.А.

Братск, 2013

Тема:  «Наши верные помощники»

Цель: Формировать у детей представление о ценности здоровья, элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека.

Задачи:

1. Образовательные

Учить детей находить правильные решения в сохранении и укреплении своего здоровья.

2. Развивающие

Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.

Способствовать формированию интереса к познанию своего тела.

Развивать у детей быстроту мышления, творческое воображение.

Активизировать речь детей: осязание, обоняние, глазница, веко.

3. Воспитательные

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;  чувство сострадания к незрячим и глухим людям, желание оказать им помощь.

Интеграция образовательных областей: Здоровье, познание, коммуникация.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами:  Верные помощники, осязание, обоняние, глазница, веко, очки.

Методы и приёмы:

1. Наглядные: конверты с заданиями, карточки с заданиями, картинки художника.

2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребёнка.

3. Положительная мотивация.

4. Художественное слово.

5. Практические действия: выполнение заданий по карточкам.

6. Игровые: Дидактическая игра «Подбери замок», «Что полезно, а что вредно для глаз», «Угадай звук»,  психогимнастика, физкультурная минутка.

Используемые технологии:социоигровая, развивающего обучения, технология (педагогика сотрудничества).

Предварительная работа:

  1. Беседа об органах чувств у животных и человека;
  2. Беседа по теме «Зрение»
  3. Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;
  4. Сюжетно-ролевая игра «Больница»;
  5. Разучивание комплекса упражнений для глаз, для носа;
  6. Разучивание дидактических и подвижных игр;
  7. Рассматривание познавательных рисунков.

Оборудование и материал:  Письма с загадками, платок для завязывания глаз, ширма, музыкальные инструменты, поднос с ароматизированными предметами (фрукты, овощи), салфетки, ортопедический коврик, ортопедические цветы, грустная и смешная рожицы, картинки животных, картинки с правилами, ключи, замок, диск с записями разных шумов, карточки с заданиями, что полезно, что вредно для носа.

Воспитатель читает стихотворение (громко), чтобы заинтересовать детей на занятие

«Мойдодыр»

Самый чистый, самый умный,
Самый добрый Мойдодыр.
Он твердит и днем, и ночью:
«Три до дыр» да «Мой до дыр!»
Моет он мышат, лягушек,
Моет маленьких детей —
Даже самых непослушных
Умывает каждый день.
Е. Силенок
Читайте также:  Полезная информация для тех кто едет

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам посетить город. Он необычный. В нем живут «Умные помощники». Но чтобы попасть в этот город, и узнать, что же это за помощники, нужно открыть замок на двери.

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку»

Дети берут по одному конверту, достают половинки ключей, находят свою пару по цвету, форме и составляют ключ. Затем прикладывают ключи к замочной скважине, находят нужный ключ, открывают дверь и заходят в город. Дети проходят и…

Воспитатель: Никого не видно?

Дети: Здесь нет никого.

Воспитатель: А что это лежит? Какой-то конверт

Воспитатель: Интересно, что в этом конверте лежит? Давайте посмотрим, что там? Здесь для нас письмо.

Зачитывает письмо.

«Уважаемые гости! Я вас приветствую в замечательном городе «Верных помощников» Если вы отгадаете загадки,  а во время вашего путешествия их будет три, то вы узнаете, какие помощники живут в этом городе. Удачи Вам!».

Воспитатель: Попробуем отгадать, ребята?

Два братца через дорогу живут

А друг друга не видят (глаза)

Правильно. Ведь не зря говорят:

Видеть маму, видеть папу

Видеть небо и леса

Помогают нам …

Дети: Глаза

Воспитатель: Ребята, а зачем человеку глаза?

Дети: Чтобы видеть предметы, их цвет, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении.

Воспитатель: Правильно.  Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем.

Психогимнастика

Воспитатель:  Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид. А если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.

Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! А какого цвета глаза у Никиты? Посмотрите на Алинины глаза?

Вот какие разные у нас у всех глаза! 

Воспитатель: Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети: Было бы тяжело.

Воспитатель: На земле, есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как называется такой человек?

Дети: Слепой.

Воспитатель: наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев. А как можно помочь такому человеку?

Дети: Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства  т.д.

Воспитатель:Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице две пары глаз? 

1 ребенок:Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза.

 2 ребенок:Ты закрой глаза ладошкой.

Посиди совсем немножко.3 ребенок:Сразу сделалось темно:

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно.

Ничего вокруг не видно.4 ребенок:Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас! 

Воспитатель предлагает с помощью эксперимента выяснить, зачем глаза человеку. Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза.

Воспитатель: Скажи, что у меня в руках?

А что я сейчас делаю? (2-3 бесшумных действия)

Затем воспитатель снимает платок и спрашивает, так зачем же глаза человеку. Ответы детей, дополняют друг друга.

Природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах (домик). Закрывает этот «домик» специальная дверка под названием – веко.

Как называются домики? Повтори…, повтори…

А как называется дверца? повтори…, повтори…

Ребята потрогайте тихонько пальчиками глазницы, веко брови, ресницы.

Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, вправо, то вверх, то вниз.

Физкультурная минутка:

Только глазками вращаем.

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко умеем.2.Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать,

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать.3.Поворот за поворотом,

То к окну, то к стене.

Выполняем упражнение.

Чтобы отдых дать спине.4.Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем.

5.Отдохнули мы чудесно,

А теперь пора на место.

Воспитатель: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза.

Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»

Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор.

 Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении.

Воспитатель: Ну, что идем дальше. Ой, что это? Вы слышите? (запись шумов) Ребята, а что вы слышите, что это за звуки? и чем мы слышим эти звуки?

Дети: Ушами

Воспитатель: Сколько ушей у человека?

Дети: Два

Воспитатель: У всех людей по два уха расположены по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда мы с вами спим. Поэтому уши одни из первых сообщают нам об опасности. Но ведь есть люди которые не слышат.

Ребята, как называется человек, который не слышит?

Читайте также:  Чем полезен зеленый чай с имбирем и шиповником

Дети: Глухой

Воспитатель: Как ему можно помочь?

Дети: Написать на листочках, подарить слуховой аппарат.

Воспитатель: Ребята в народе говорят «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Объясните, как вы понимаете эту поговорку.

Рассуждения детей.

А теперь ребята, я вам предлагаю лечь, расслабиться и послушать тишину. Кто больше услышит в ней звуков? (2-3 минуты дети лежат, и слушают тишину).

Ответы детей, что они услышали.

Воспитатель: Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять.

Кто знает, что нельзя делать, чтобы наши ушки не болели и хорошо слышали:

Ковырять в ушах

Не допускать попадания воды

Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы

Молодцы правила вы знаете.

Дидактическая игра «Чьи это уши?»

Воспитатель:  Посмотрите перед вами лежат картинки.

Что-то художник в них не дорисовал. Посмотрите внимательно, я что-то не пойму?

Дети: Не хватает ушей у зверей.

Воспитатель: Правильно!Найдите их и присоедините. Будьте внимательны, не перепутайте!

Воспитатель: Вы молодцы! Правильно справились с этим заданием.

Ребята посмотрите, здесь есть ещё одно задание, ну что попробуем и его выполнить?

Дети: Да

Дидактическая игра «Угадай звук»

Стоит ширма, за ней на столе лежат музыкальные инструменты: (металлофон, треугольник, дудочка, бубен, барабан, гармошка и др.).

Воспитатель играет на инструментах по очереди, а детям предстоит, не видя инструмент, только слыша звуки, угадать, какой инструмент играл.

Молодцы вы справились с этим заданием.

Ну что, продолжаем дальше наше путешествие, поэтому удивительному городу.

Дети вместе с воспитателем идут  по ребристой дорожке-коврику со следами.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и осенним лугом

Крылья пёстрые мелькают

Насекомые летают

Тишина стоит вокруг.,

Собрались мы все на луг.

В центре группы лежат ортопедические коврики -цветы.

Воспитатель:Ребята посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Давайте представим, что мы стали бабочками, вокруг себя мы покружились и в бабочек мы превратились.

«Встали на наши красивые цветочки и собрали нектар»

Наши бабочки покружились и в деток превратились.

Мы немного отдохнули и можем продолжать дальше наше путешествие.

Воспитатель: Посмотрите ребята, здесь лежит ещё один конверт. Что там? Нас просят отгадать ещё одну загадку:

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (нос)

Дети: Нос

Воспитатель:  Для чего человеку нос?

Дети: Чтобы дышать, нюхать запахи…

Воспитатель:  Всё правильно Молодцы!

Ребята, здесь какие -то карточки, всё перепутано давайте их разберём

«Что полезно, что вредно для носа?»

Перед ребятами лежат карточки с изображениями, что полезно, а что вредно для носа, они должны разобрать карточки, вредное, в одну коробочку, полезное в другую.

Объяснение детей, почему они так разложили карточки.

Молодцы вы и с этим заданием справились, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и расслабится.

Дыхательная гимнастика«Насос» («накачивание шины»)

Исходное положение: встать прямо, руки опустить, слегка наклонитесь вниз, к полу, голова опущена. Делаем короткий, шумный вдох слегка приподнялись, и  в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос. Повторить 2-3 раза.

Воспитатель: Некоторые люди считают, что нос – это только украшение лица. Самый маленький нос – весьма важная часть лица. Носом мы дышим, а ещё нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас и проверим.

Дидактическая игра «Определи по запаху»

На небольшом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (овощи, фрукты). Воспитатель завязывает одному ребенку глаза и подносит к носу тарелочки. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в тарелочке.

Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали!

Воспитатель: Ну, вот ребята мы отгадали с вами три загадки, узнали, какие верные помощники живут в этом городе.  Мы с вами выполнили все задания, которые встречались нам на пути.  Скажите, вам понравилось наше путешествие?  А кто напомнит мне, какие же помощники здесь живут? Что необходимо знать, чтобы помощники эти нам всегда помогали?

Ответы детей.

Ну а теперь нам пора возвращаться обратно в наш любимый детский сад.Давайте все встанем в круг и скажем волшебные слова: (дети закрывают глаза, кружатся вокруг себя и говорят:

«Раз, два, повернись, снова в группе очутись!»

Воспитатель:  Вот мы и вернулись обратно. Я надеюсь, что вам понравилось наше путешествие, вы приятно провели время, спасибо вам! Берегите зрение, слух и нос! Посмотрите на гостей, улыбнитесь им, подарите свою улыбку друг другу. Пожелайте всем, крепкого здоровья и чтобы настроение у всех всегда было бодрое и веселое. А на память о путешествии, поэтому удивительному городу «Верных помощников»  хочу вручить вам дипломы. «Знатоков здоровья».

Литература

1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. (программа развития).

2.  Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. — Издательство «Акцент», 1996 г.

3.Поддубная Л. Б. ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы.
Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.

4. Тарасова Т.А., Власова Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.

Источник