Игра на скрипке чем это полезно

Игра на скрипке чем это полезно thumbnail

В гостях у Дино-Афиши Ольга Пацкевич — профессиональная скрипачка, опытный преподаватель игры на скрипке, человек, у которого горят глаза и поет душа, когда дело касается музыки. Мы обратились к ней с вопросами о том, как распознать в ребенке музыкальные дарования, в каком возрасте можно научиться играть на скрипке и что нужно учитывать, чтобы правильно подобрать инструмент.

skripka-3

— Ольга, расскажите немного о себе. Как в вашу жизнь вошла музыка?

Ольга: Играть на скрипке — с самого детства было моим огромным желанием. Когда мне было четыре, я впервые услышала, на что способен этот удивительный инструмент. Мы с родителями гостили у родственников в Риге и моя тетя, профессиональная скрипачка, играла для нас. Я была очень впечатлена! До сих пор храню это воспоминание. Думаю, это событие стало отправной точкой дела всей моей жизни!

В 6 лет родители отвели меня в музыкальную школу. Мой дедушка очень хотел, чтобы я играла на аккордеоне. Мне рассказывали о разных инструментах, показывали, как они звучат… Но я упрямо твердила, что хочу играть именно на скрипке. На мамин вопрос «Почему скрипка?», я ответила, что «Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!». На это мама ничего не смогла возразить и покорилась моему желанию.

… Потом было музыкальное училище, Белорусская государственная академия музыки. Уже около десяти лет я работаю в оркестре музыкальной капеллы «Сонорус», занимаюсь частной практикой преподавания игры на скрипке.

Игра на скрипке чем это полезно

Игра на скрипке чем это полезно

— Ольга, ваша музыкальная жизнь насыщена событиями. Вы щедро делитесь чарующими звуками скрипки с окружающими. Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас, о чем поет ваша скрипка?

Ольга: Помимо работы в оркестре я играю в струнном квартете «ДежаВю», который сама же и организовала. Игра на скрипке доставляет мне огромное удовольствие. Это волшебство, когда ты написанное на бумаге превращаешь в красивые звуки и образы. Волшебство, когда ты звуками скрипки заставляешь людей улыбаться или печалиться, расчувствоваться и прослезиться… Когда люди не могут усидеть на месте и начинаю танцевать. Это живые эмоции. Все это происходит, когда я играю в струнном квартете. Когда 4 музыканта объединяются, чувствуют друг друга как партнеры в танце, возникает огромная концентрация энергии, эмоций — вот их и получает слушатель.

skripka-10

— Что касается преподавания… Вы обучаете игре на скрипке и взрослых, и детей. Многие никогда до этого не держали инструмент в руках, кто-то приходит, чтобы «подтянуть» свой уровень — все ученики разные.

Ольга: Да, вы правы. Хотеть в любом возрасте не поздно. Самой первой моей ученицей была восемнадцатилетняя кореянка, которая приехала учиться в Минск по обмену на полгода. Она никогда не держала скрипку в руках, но ей очень хотелось. Я решила ей помочь и взялась обучить ее игре на этом инструменте.

skripka-5

Все мои ученики разные по возрасту, характеру и способностям, многие из них, приходя ко мне на первый урок, даже не знают, как называются ноты, но каждый из них приходит с одним желанием — раскрыть тайну скрипки. Урок за уроком я передаю им свои знания, раскрываю секреты красивого звука и чистой интонации, учу работать над собой, подбадриваю в моменты неудач и от всей души радуюсь первым успехам, первым самостоятельно исполненным пьесам. Я вижу, как мои ученики растут, как блестят их глаза, как вырастают крылья за спиной и появляется вера в себя. Ведь они умеют теперь то, что не по силам окружающим. Все это наполняет меня чувством радости и восторга!

skripka-7

Думаю, очень важно заниматься делом, которое доставляет тебе удовольствие. Для меня счастье — играть на скрипке и учить этому других.

— Все знают, что маленьким детям полезно лепить, рисовать — это развивает моторику. Как вы считаете, что получает ребенок, которого с детства обучают игре на каком-либо музыкальном инструменте? Есть ли у него какие-то преимущества перед теми, кто музыкой не занимался?

Ольга: Известно, что на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами, не зря же говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Любые упражнения на моторику — перебирание фасолинок, складывание пирамидки, конструирование и пр. — полезны, т.к. стимулируют мозговую деятельность. То же самое происходит и при игре на скрипке, когда подушечками пальцев левой руки скрипач зажимает струны, а пальчиками правой управляет смычком.

skripka-6

Игра на скрипке развивает математические способности, логическое мышление и речь. Ребенку приходится пространственно мыслить, зажимая струны пальчиками в нужных местах, манипулировать абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

Яркий пример — Альберт Энштейн, который начал играть на скрипке в 6 лет и продолжал музицировать всю жизнь. Игра на скрипке помогала ему решать сложные физические задачи, находить решения и достигать внутреннего умиротворения.

Занятия музыкой развивают чувство прекрасного. То, что нельзя потрогать или купить за деньги. Считаю, что детей обязательно нужно учить игре на музыкальных инструментах. Не обязательно делать из своего ребенка профессионального музыканта, однако владеть игрой на музыкальном инструменте — это шаг в сторону всестороннего развития вашего малыша.

— С какого возраста можно обучать детей игре на скрипке?

Ольга: Я начинаю заниматься с детками от 4 лет, так как считаю, что в этом возрасте они уже осознанно выбирают инструмент, легко обучаемы и очень любознательны. В более раннем возрасте начинать играть на скрипке опасно, так как можно навредить еще не окрепшему позвоночнику.

— Сколько по времени длится занятие?

Ольга: Занятие с детьми длится от 45 минут до 1 часа, я смотрю на сколько хватает сил и внимания у ребенка.

— Как часто и как долго нужно заниматься, чтобы ребенок почувствовал инструмент и смог сыграть на нем несложную мелодию?

Ольга: Я провожу занятия с детьми 1–2 раза в неделю, задаю домашние задания. Домашние занятия играют большую роль в освоении скрипки, так как необходима постоянная тренировка. Тридцати минут в день достаточно. За это время ребенок не сильно утомляется и не теряет интерес к изучаемому материалу.

Как правило, уже через 10 занятий юный музыкант может что-то сыграть для близких — самой благодарной публики.

— Ольга, как у опытного и талантливого педагога, у вас наверняка есть свои «фишки». Как превратить обучение игре на скрипке в увлекательное занятие, а не тяжкий труд для ребенка? Как сделать так, чтобы не разонравилось, не надоело?

Ольга: Я учу не только играть на скрипке, но и преподаю основы музыкальной грамоты. Самое первое занятие с учеником проходит как ознакомительное: я рассказываю историю происхождения скрипки, говорю, как называются и для чего нужны все части инструмента. Затем показываю, как может звучать скрипка.

skripka-8

Деткам на моих уроках нескучно, так как материал подается в игровой форме. Вместо нудных упражнений малыши с удовольствием играют яркие пьески с аккомпанементом, иногда в дуэте со мной. Постепенно сложность музыкального материала возрастает. Часто я сама играю детям, им это очень нравится, они начинают мне подражать, брать с меня пример.

— И самый главный вопрос, который наверняка волнует родителей. Как увидеть в своем ребенке музыкальные способности? При рождении ведь не выдают справку о наличии либо отсутствии тех или иных дарований?

Ольга: Если вы видите, что ваш ребенок с замиранием сердца смотрит, как играют музыканты, если пританцовывает во время звучания музыки где бы то ни было, подпевает детские песенки — отдайте ребенка учиться музыке, а талант раскроется в процессе обучения.

— Посоветуйте, как правильно подобрать инструмент?

Ольга: Выбор и покупка инструмента — очень важный момент для начинающего скрипача. Существует шесть размеров скрипок: от самых маленьких, практически игрушечных, до взрослых инструментов. Размер скрипки, подходящий для ребенка, определяется длинной его руки.Скрипку ни в коем случае нельзя покупать «на вырост». Играя на скрипке неподходящего размера, ребенок будет испытывать дискомфорт, не сможет в полной мере освоить правильную постановку рук, будет быстро уставать.

Читайте также:  Чем полезна настойка на кожуре грецкого ореха

Правильным решением будет покупка инструмента в присутствии преподавателя. Грамотный педагог поможет сделать правильный выбор в плане технических и художественных характеристик скрипки.

— Иногда родители, отдавая ребенка учиться играть на скрипке, в чем-то хотят реализовать свои собственные амбиции. Бывает ведь… Вы стараетесь, а ребенок — ну никак…

Ольга: Ребенок должен сам хотеть играть на скрипке, занятия не должны проходить из-под палки. Был у меня один случай…

Ребенок занимался в музыкальной школе, а родители приводили его еще и ко мне на дополнительные занятия. Как оказалось, мама ХОТЕЛА, а сама девочка отнюдь не мечтала стать известной скрипачкой. Ее способностей и усердия хватало ровно на столько, чтобы заниматься музыкой для общего развития, без особого энтузиазма и рвения. В таком случае у меня есть рекомендация, это даже не совет, а предложение…

Дорогие взрослые! Научиться играть на скрипке никогда не поздно! Сколько бы лет вам ни было, если вы мечтаете об этом — нужно попробовать. Взрослому, конечно, научиться играть на скрипке немного сложнее (об этом я писала в своем блоге), но можно! Осуществите свою давнюю мечту, если она у вас есть, но не навязывайте ее своему ребенку.

skripka-4

— Спасибо большое за полезную информацию и советы для наших читателей. Талантливых вам учеников и благодарных слушателей. Пусть звуки вашей скрипки делают мир ярче, душевнее и радостнее.

Ольга: Я в свою очередь желаю и взрослым, и детям не бояться окунуться в мир музыки, раскрыть свои таланты и узнать тайну скрипки. Ваш мир станет ярче и красочнее!

Фотограф: фото из личного архива Ольги Пацкевич

Источник

Âëàäèìèð Ìèòþê

Î ïîëüçå èãðû íà ñêðèïêå

Ñêðèïêà – ýòî òàêîé ìàëåíüêèé ìóçûêàëüíûé èíñòðóìåíò, ñäåëàííûé èç äåðåâà, ïîêðûòûé ëàêîì è ñî ñìû÷êîì. Ñ ïîìîùüþ ýòîãî ìóçûêàëüíîãî èíñòðóìåíòà, îñîáî óñåðäíûå è òàëàíòëèâûå ìàëü÷èêè, êàê ãëàñÿò ëåãåíäû, ñòàíîâèëèñü âåëèêèìè ìóçûêàíòàìè è ïîêîðÿëè âåñü ìèð. Ïðîøëî âðåìÿ, íî ñêðèïêà, êàê èçîùðåííûé èíñòðóìåíò ïûòêè,  âñå åùå ÷èñëèòñÿ â îáèõîäå äîáðûõ è ìèëûõ ðîäèòåëåé.

Ñêðèïêà æèâåò íå ñàìà ïî ñåáå, à â ñîâîêóïíîñòè ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé. À òàêæå ÷åòâåðãîì, ïÿòíèöåé, è òàê äàëåå – âñå äíè íåäåëè. Îò åå ïèëèêàíüÿ ñâåðáèò â óøàõ, óñòàþò ðóêè, íàòèðàåòñÿ ïîäáîðîäîê. À ñìû÷îê! Î íåì ìîæíî íàïèñàòü öåëóþ ïîýìó. Íî è ïóñòü ïèøóò è âîñïåâàþò, Âîâå áûëî âñå ðàâíî. Ïîòîìó ÷òî ó èíñòðóìåíòà ýòîãî åñòü îñîáûé device – ôóòëÿð. Ýòîò ôóòëÿð îí íåíàâèäåë åùå áîëüøå, ÷åì ñîñåäñêóþ äåâî÷êó Áåðòó. Íî îá ýòîì ïîçæå. Ãëàâíîå, ôóòëÿð áûëî íåîáõîäèìî íîñèòü ñ ñîáîé, ÷åðåç äâîð,  â òðîëëåéáóñå, â ëþáóþ ïîãîäó, âìåñòî òîãî, ÷òîáû…. À íå òî ñëåäîâàë çâîíîê ó÷èòåëüíèöû, Âåðû Ïàâëîâíû, è äîìà ïîäíèìàëàñü òàêàÿ áóðÿ, ÷òî ïðîùå áûëî òåðïåòü, èçîáðàæàÿ ïîêîðíîñòü.…

Èíîãäà Âîâå óäàâàëîñü èñõèòðèòüñÿ, æèçíü ó÷èò. Ôóòëÿð îòïðàâëÿëñÿ çà âîðîòà, â áåçîïàñíîå ìåñòî, è Âîâà ïîëó÷àë ðåäêóþ âîçìîæíîñòü ãîíÿòü ìÿ÷ âìåñòå ñ òàêèìè æå ïàöàíàìè. Òåì áûëî íåâäîìåê, êàêîé ýòî ãåðîè÷åñêèé ïîäâèã. À äîìà – ïîêîðíî èãðàòü ïî ÷àñàì, ãàììó çà ãàììîé, áåñêîíå÷íûå ýòþäû è ýêçåðñèñû. Îí èíîãäà ïûòàëñÿ íà ñëóõ ïîäîáðàòü ïîïóëÿðíóþ ìåëîäèþ, íî âíà÷àëå âûõîäèëî íåñêëàäíî, ïèñêëÿâî è íåèíòåðåñíî. È òàêèå ïûòêè ïðîäîëæàëèñü íåñêîëüêî ëåò.

Êðîìå âñåãî ïðî÷åãî, íóæíî áûëî ãîòîâèòüñÿ ê çà÷åòàì, ýêçàìåíàì, îò÷åòíûì êîíöåðòàì. Òîãäà ìàìà íàãëàæèâàëà ÷åðíûé êîñòþì, êðàõìàëèëà ðóáàøêó, îí íàäåâàë ãàëñòóê-áàáî÷êó è âûõîäèë íà ñöåíó. Ïèëèêàë èç âñåõ ñèë, ïîëó÷àë ñâîþ äîçó àïëîäèñìåíòîâ, êëàíÿëñÿ è óáåãàë, ñ÷àñòëèâûé óæ òåì, ÷òî, íàêîíåö, îòñòðåëÿëñÿ. È ñïåøèë â òóàëåò – åìó âñåãäà õîòåëîñü ïèñàòü ïåðåä âûñòóïëåíèåì, äàæå åñëè íå ïèë äîìà ÷àé, íî îí òåðïåë, íàäåÿñü, ÷òî ýòî âñêîðå çàêîí÷èòñÿ.

Ñëó÷àéíî ïîñìîòðåë ïðèêîëüíûé ôèëüì “Øèðëè-ìûðëè”, ñìåÿëñÿ íàä çàáàâíûìè ïðèêëþ÷åíèÿìè – íî òîëüêî ïîëîâèíó ôèëüìà, äàëüøå áûëî íåèíòåðåñíî, íî íå çàâèäîâàë Øíèïïåðñîíó, èáî íå ñîáèðàëñÿ ñòàíîâèòüñÿ íè ìóçûêàíòîì, íè äèðèæåðîì. Íî, ñòàâ ÷óòü ïîñòàðøå, îí ñ óäîâîëüñòâèåì ëîâèë íà ñåáå îäîáðèòåëüíûå âçãëÿäû ñèäåâøèõ â çàëå äåâî÷åê, è, ïîíèìàë, ÷òî â áîåâîé ðàñêðàñêå âûãëÿäåë ñîâñåì íåïëîõî, è, êàê-òî ðàç, íåîæèäàííî äëÿ ñåáÿ ïî÷óâñòâîâàë, ÷òî åãî èãðà êîìó-òî äàæå íðàâèòñÿ, îñîáåííî, êîãäà îí ñîëèðîâàë, ãîðäî ñòîÿ ïåðåä îðêåñòðîì.

 ñâîå âðåìÿ îí ìîã áû, êîíå÷íî, çàáðîñèòü çàíÿòèÿ ìóçûêîé,  óïåðåòüñÿ, íî áûë ñëèøêîì ìàë, ÷òîáû ñîïðîòèâëÿòüñÿ, è íå õîòåë îãîð÷àòü ìàìó. Åé áûëî òðóäíî ñ íèì, ïîòîìó ÷òî îòåö áîëüøóþ ÷àñòü ãîäà îòñóòñòâîâàë, ïðîâîäÿ âðåìÿ â ýêñïåäèöèÿõ. Íî êîãäà âîçâðàùàëñÿ….

Âîò ñ êåì ìîæíî áûëî ïîãîâîðèòü î ôóòáîëå, ñõîäèòü íà ñòàäèîí, ïîãîíÿòü ìÿ÷. À âûåçäû çà ãîðîä, íà ëûæàõ! Òåìíûé, îáñòóïàþùèé ñî âñåõ ñòîðîí ëåñ, èñêðÿùàÿñÿ ëûæíÿ, íåâåðîÿòíîå ñîëíöå. Ýòî íå äà÷à, à íå÷òî íå ïîääàþùååñÿ îïèñàíèþ.

Îäíàæäû Âîâà çàãîâîðèë ñ îòöîì, ÷òî åãî äîñòàëà è ýòà ìóçûêà, è ýòà ñêðèïêà. Íî òîò òîëüêî ïîñìåÿëñÿ, ìîë, ìàìà çíàåò ëó÷øå. Äà, ìàìà âñåãäà çíàëà ëó÷øå, ìàëü÷èêó íå ïîäîáàåò ãîíÿòü âî äâîðå, íå äàé áîã, ñâÿæåòñÿ ñ äóðíîé êîìïàíèåé. Îòåö ñ ìàìîé íå ñïîðèë, êàê æå, çàìåñòèòåëü ãëàâíîãî áóõãàëòåðà, çàòî íå çàñòàâëÿë âûñòóïàòü ïåðåä ãîñòÿìè òèïà «Ïàâà, èçîáðàçè!»

Ïîòîì îí ñíîâà óåçæàë, è ïðîäîëæàëèñü èçíóðèòåëüíûå çàíÿòèÿ. Âîâà ñíîâà è ñíîâà ñòîÿë ó ïþïèòðà, ïåðåëèñòûâàë íîòû, à ìàìà äåëèëàñü ñâîèìè âïå÷àòëåíèÿìè ñ Îëüãîé Ïåòðîâíîé, ìàìîé Áåðòû. Îíà ñàäèëàñü ó òåëåôîíà è ÷àñàìè îáñóæäàëà ñ íåé óñïåõè äåòåé è ïëàíû íà áóäóùåå, òåì áîëåå ÷òî â ýòîì ãîäó ïðîêëÿòàÿ Áåðòî÷êà îêàí÷èâàëà ìóçûêàëüíóþ øêîëó, è åå ñîáèðàëàñü ïîñòóïèòü â ìóçûêàëüíîå ó÷èëèùå, äàáû ïðîäîëæèòü îáðàçîâàíèå. Äëÿ ÷åãî áðàëà äîïîëíèòåëüíûå óðîêè, è âîîáùå, æóòêî çàäàâàëàñü. Âîâà íåíàâèäåë Áåðòî÷êó èíñòèíêòèâíî, ÷óòü ëè íè ñî äíÿ èõ çàî÷íîãî çíàêîìñòâà. “Áåðòî÷êà òî, Áåðòî÷êà ñ¸ – è îòëè÷íèöà, è ëàóðåàò êàêîãî-òî çàäðèïàííîãî êîíêóðñà, è â îáû÷íîé øêîëå – òîæå”.

Îí õìóðî çäîðîâàëñÿ ñ íåé, âñå æå çíàêîìàÿ, íî ãàäîñòåé íå äåëàë. Íå çàäèðàë, íå äðàçíèë. Åùå åìó íå íðàâèëîñü, ÷òî Áåðòî÷êà áûëà íà ãîëîâó âûøå, è îòíîñèëàñü ê íåìó ïîêðîâèòåëüñòâåííî, êàê ê ìëàäøåìó. Âûìàõàëà, æåðäþãà, çëîáíî äóìàë îí, íè÷åãî, ïîäîæäè åùå. Íî æäàòü îíà íå õîòåëà – îí çàìå÷àë, ÷òî âñå áîëüøå è áîëüøå ìàëü÷èêîâ êðóòÿòñÿ âîçëå íåå, ïðåäëàãàÿ ïîíåñòè ñêðèïêó è ïîðòôåëü. Îíà ëèøü æåìàííî òðÿñëà äëèííûìè ÷åðíûìè êîñè÷êàìè, è ïðåçðèòåëüíî ñìîòðåëà íà êàâàëåðîâ ñâîèìè ãîëóáûìè, êàê ó Ìàëüâèíû, ãëàçàìè.

Èíîãäà Âîâà äóìàë, íó ïóñòü ýòà ìóçûêà, õîòåë ó÷èòüñÿ íà ïèàíèíî, íî ìàìà ñêàçàëà, ÷òî ïðè èãðå íà ñêðèïêå ëó÷øå ðàçâèâàåòñÿ ñëóõ, à äëÿ ìóçûêàíòà ýòî ãëàâíîå. Ó íèõ áûëî ñòàðîå ðàçäîëáàííîå ïèàíèíî, ê êîòîðîìó è íàñòðîéùèêè îòêàçûâàëèñü ïîäõîäèòü. Ìàìà æå, íè â êàêóþ íå ñîãëàøàëàñü íà ïðèîáðåòåíèå íîâîãî èíñòðóìåíòà, õîòÿ òàêàÿ âîçìîæíîñòü áûëà.

Íî êîãäà ïàïà ïðèâåç ñèíòåçàòîð – ïðîñòåíüêèé, íà ïÿòü îêòàâ, ñ íàáîðîì ìåëîäèé, íåñêîëüêèìè äåñÿòêàìè ðèòìîâ, USB-âõîäîì äëÿ ââîäà ôàíåðû, èëè çàïèñè, Âîâà îòîðâàëñÿ ïî-íàñòîÿùåìó. Îí ïî÷óâñòâîâàë, ÷òî â ìóçûêàëüíîé øêîëå, ãäå áîëüøèíñòâî ñîñòàâëÿþò äåâî÷êè, ê íåìó îòíîøåíèå íåñêîëüêî îñîáîå, è, êîãäà ìàìû íå áûëî äîìà, – îíà ðàáîòàëà è íå ìîãëà ñëåäèòü çà íèì êðóãëîñóòî÷íî, ïðîñèæèâàë çà ñèíòåçàòîðîì, è äàæå ïîëó÷àëîñü! Ñêðèïêà äåéñòâèòåëüíî ðàçâèëà ñëóõ, è îí ëåãêî ïîäáèðàë ìåëîäèè. È äàæå Ãåðà, äðóã è çàâçÿòûé ôóòáîëèñò – îí èãðàë â êëóáå  ïîä çàãàäî÷íûì íàçâàíèåì “Çàñòàâà”, ñ óäîâîëüñòâèåì åãî ñëóøàë, è ãîâîðèë, ÷òî åìó ñàìîå ìåñòî íà ôàáðèêå çâåçä.

Читайте также:  Полезные вещи для девочки 8 лет

Ïîòîì îíè, åñëè íå íóæíî áûëî íà çàíÿòèÿ èëè òðåíèðîâêó, óõîäèëè âî äâîð, Ãåðà âñòàâàë â âîðîòà, à Âîâà âêîëà÷èâàë åìó ñ îò÷àÿííûì óñèëèåì ìÿ÷ çà ìÿ÷îì. È  êàê-òî ðàç ìóæ÷èíà, ïðîõîäèâøèé ìèìî – êàê ðàç íàèñêîñîê ÷åðåç ïëîùàäêó øëà íàèáîëåå óäîáíàÿ äîðîãà ê ñîñåäíåìó äîìó, ïîñìîòðåâ íà åãî îò÷àÿííûå óñèëèÿ è ëîâêîñòü, ñêàçàë, ÷òî, åñëè îí õî÷åò, òî ìîæåò ïðèõîäèòü ïî âòîðíèêàì è ïÿòíèöàì íà ñòàäèîí, íàéòè Âèêòîðà Åâãåíüåâè÷à, åãî òî åñòü. À òàì ïîñìîòðèì.

Ñ íåòåðïåíèåì îí æäàë âîçâðàùåíèÿ ìàìû ñ ðàáîòû, ÷òîáû ïîäåëèòüñÿ ñâîåé ðàäîñòüþ, è äîæäàëñÿ. ×òî áûëî! ß áüþñü, ñòàðàþñü, âñå ñèëû â íåãî âêëàäûâàþ, à îí! Âåðà Ïàâëîâíà íà äíÿõ çâîíèëà, ñêàçàëà, ÷òî ó íåãî íåò íèêàêîãî ïðîäâèæåíèÿ âïåðåä, ÷òî çà ëåòî îí îòñòàë (íå ïîíÿòíî, îò êîãî – ñàìîãî ñåáÿ, ÷òî ëè?), ÷òî íà íåãî âîçëàãàþòñÿ áîëüøèå íàäåæäû, ÷òî åìó ïðÿìàÿ äîðîãà â ìóçûêàëüíîå ó÷èëèùå, à ïîòîì è â êîíñåðâàòîðèþ, è êàê îí ìîæåò.

Âîâî÷êà òóïî è ïîñëóøíî êèâàë ãîëîâîé, âñå áîëüøå íåíàâèäÿ è øêîëó, è íåóëîâèìî ñâÿçàííóþ ñ íèì Áåðòî÷êó. Òà æå áûëà àáñîëþòíî íå ïðè÷åì, – â èõ ñåìüå òîæå âñå ðåøàëà ìàìà, ó ïàïû, ñòðîèòåëÿ, âîîáùå íå áûëî ñëóõà, íî êîìó õî÷åòñÿ ñïîðèòü ñ æåíîé! Õîòü áû ñãîðåëà îíà, ýòà øêîëà, – â ñåðäöàõ ïîäóìàë Âîâà, ñî âñåìè åå ñêðèïêàìè, àëüòàìè è âèîëîí÷åëÿìè, è íåíàâèñòíûìè ñîëüôåäæèî è õîðîì!
…

Êàê íàçëî, èìåííî â ýòîò äåíü, ïîñëå øêîëû â òðîëëåéáóñå, îí âñòðåòèë Áåðòî÷êó – îíà ñàäèëàñü íà îñòàíîâêó ðàíüøå, îñåíüþ ïåøêîì õîäèòü ñîâåðøåííî íå õîòåëîñü.
 
– Ïðèâåò, – áóðêíóë îí, – êàê íèêàê, ïðèëè÷èÿ îí ñîáëþäàë. 

– Ïðèâåò, – îòâåòèëà îíà, ïîäâèãàÿñü íà ñèäåíüå, – â ýòî âðåìÿ ïî÷åìó-òî àêòèâíîñòü ïåíñèîíåðîê ñïàäàëà,  è â òðàíñïîðòå îñòàâàëèñü ñâîáîäíûå ìåñòà, – òû, ÷òî òàêîé ìðà÷íûé? – ñïðîñèëà îíà. Äîñòàâàëà èç óõà ìàëåíüêèé íàóøíèê, è ïåðåêëþ÷èëàñü íà ñâîåãî êîëëåãó ïî íåñ÷àñòüþ.

– Òàê, ìåëî÷è, à ÷òî ýòî ó òåáÿ?
 
– Ýòî – ïëååð.
 
– Äà ÿ âèæó, íî ÷òî?
 
– À… ïîñëóøàé. È îíà âîòêíóëà íàóøíèê åìó â óõî, áîëüíî çàöåïèâ çà ìî÷êó.
 
Îí óñëûøàë äèàëîã, íàïîìèíàþùèé óðîê àíãëèéñêîãî, íî íè÷åãî íå ïîíÿë, – èíîñòðàííûé ÿçûê îí ïîêà âîñïðèíèìàë êàê íå÷òî ñîâåðøåííî àáñòðàêòíîå, è âîïðîñèòåëüíî ïîñìîòðåë íà Áåðòó:
 
– Áåðêà, òû ÷òî ýòî?
 
– Àíãëèéñêèé ó÷ó.
 
Âîâà óäèâèëñÿ, ïîñìîòðåë íà íåå óâàæèòåëüíî, à äåâî÷êà ïðîäîëæèëà:
 
– ß æå íå âñåãäà áóäó èãðàòü íà ñêðèïêå. Ïðèãîäèòñÿ, êàæäîìó íóæíî.
 
– À ÿ äóìàë, ÷òî…
 
– ×òî ÿ õî÷ó âñþ æèçíü ïðîèãðàòü â îðêåñòðå? Ïèëèê-ïèëèê…
 
Ýòî ðàññìåøèëî Âîâó, îí ïðåäñòàâèë, êàê ñòàâøàÿ òîëñòîé è íåêðàñèâîé Áåðòà ñèäèò â ïåðâîì ðÿäó îðêåñòðà è ãðóñòíî ñëåäèò çà óêàçêîé. À âñå ñêðèïà÷êè, êîòîðûõ åìó ïðèõîäèëîñü âèäåòü íà êîíöåðòàõ, íó, ïî÷òè âñå, – îòëè÷àëèñü íåîáúÿòíûìè ðàçìåðàìè è íå ïðîõîäÿùåé òîñêîé â ãëàçàõ,  ïåðåä íåé – ïþïèòð ñ íåíàâèñòíûìè íîòàìè, äèðèæåð ñ ñàäèñòñêîé ïàëî÷êîé. Ïîäóìàë, ÷òî ñîâåðøåííî íå õî÷åòñÿ âèäåòü Áåðòó òîëñòîé è íåêðàñèâîé, åìó êàçàëîñü, ÷òî, ïóñòü è äëèííàÿ, íî ñèìïàòè÷íàÿ äåâî÷êà òàêîé ó÷àñòè íå çàñëóæèâàåò. 

– Òû ÷òî ñìååøüñÿ, à?
 
– Òàê âîò, ïîäóìàë, êàê òû â îðêåñòðå…
 
– È íå õî÷ó…. Âîò ìàìà…
 
Äà, ýòî áûë àðãóìåíò.
 
– Íî òû ìîæåøü, êàê Âàíåññà Ìýé, ñîëèðîâàòü, ãàñòðîëè òàì ïî âñåìó ìèðó, èãðàé, ÷òî õî÷åøü.

– Øóòèøü? Äëÿ ýòîãî òàëàíò, áîæèé äàð íóæåí. Èëè ñïîíñîðû. Íî ÿ-òî çíàþ ñâîè âîçìîæíîñòè, à ñïîíñîðû áåñïëàòíî íå áûâàþò, – îíà ãðóñòíî âçäîõíóëà, – âîò òû… ãîâîðÿò, ÷òî ó òåáÿ íàñòîÿùèé òàëàíò…
 
– À ÷òî ÿ? – è îí, ñîâåðøåííî íåîæèäàííî äëÿ ñåáÿ, ñòàë ðàññêàçûâàòü åé è ïðî ìóçèöèðîâàíèå, è ïðî ôóòáîë, è ïðî ñâîè ãðàíäèîçíûå êàêèå ïëàíû…

Äåâî÷êà ñëóøàëà âíèìàòåëüíî, è ñëó÷èëîñü òàê, ÷òî â ìóçûêàëüíóþ øêîëó îíè âîøëè, ÷óòü ëè íå äðóçüÿìè.

Äî çàíÿòèé îðêåñòðà îñòàâàëîñü ìèíóò ïÿòíàäöàòü, è Áåðòà ïðåäëîæèëà:
 
– Äàâàé, ñûìïðîâèçèðóåì äóýòîì? – Êòî áû âîçðàæàë! Îíè ðàçìåñòèëèñü â ãëóáèíå ñöåíû, ðÿäîì ñ ÷åðíûì êîíöåðòíûì ðîÿëåì.
 
È, â íàðóøåíèè âñÿêèõ ïðàâèë,  – äîçâîëÿëàñü òîëüêî êëàññèêà, íèêàêèõ âîëüíîñòåé, Âîâà íà÷àë èãðàòü …., è Áåðòà, íà åãî óäèâëåíèå, óñïåøíî ïîäõâàòèëà ìåëîäèþ, íå ñîëèðóÿ, íî ïîäûãðûâàÿ åìó. È ïîëó÷èëîñü ÷òî-òî íåîáûêíîâåííîå. Äåâî÷êà äàæå êðóòèëàñü ñî ñêðèïêîé, êàê íàñòîÿùàÿ ñóïåðçâåçäà. Îíè òàê óâëåêëèñü, ÷òî íå çàìåòèëè, êàê çàë ïîñòåïåííî ñòàë íàïîëíÿòüñÿ ïðèøåäøèìè íà ðåïåòèöèþ ó÷åíèêàìè, êòî-òî ñåë çà ðîÿëü.
 
– Íàñòîÿùèé äæåì-ñåéøí! – âîçáóæäåííî ñêàçàëà Áåðòà, îòáðàñûâàÿ äëèííûå êîñû íàçàä, à Âîâà êèâíóë, íå ïåðåñòàâàÿ èãðàòü. Ïîñëûøàëèñü àïëîäèñìåíòû, è îíè, êàê èñòèííûå êîðèôåè, ïîêëîíèëèñü ïóáëèêå.
 
Íî èäèëëèÿ äëèëàñü íåäîëãî.
 
– Âû, âû, ÷òî ñåáå ïîçâîëÿåòå!  … õðàìå ìóçûêè… òàêîå! – Áîðèñ Çàõàðû÷ ïîëîí ïðàâåäíîãî ãíåâà è äàæå íà÷àë çàèêàòüñÿ. Îäíàêî èõ ñïàñëà âíåçàïíàÿ ðåïëèêà â âîöàðèâøåéñÿ ãðîáîâîé òèøèíå:

–  ãðå÷åñêîì çàëå, â ãðå÷åñêîì çàëå… – ïîòîì âñå çàðæàëè.
 
– Êòî, êòî ýòî ñêàçàë? – íó, êîíå÷íî, æåëàþùèõ ïîêàÿòüñÿ íå íàøëîñü.

Ðåïåòèöèÿ íå áûëà ñîðâàíà, íî äóõ âåñåëüÿ è ïðîòèâîðå÷èÿ âèòàë íàä çàëîì, ïóñòü è îòäàëåííî íå íàïîìèíàþùèì ãðå÷åñêèé. È íèêòî íèêîãî íå âûäàë. ×òîáû íå íàðûâàòüñÿ íà âîïðîñû è íå ïðåäñòàòü ïåðåä ñóðîâûìè î÷àìè çàâó÷à, ïîñëå îêîí÷àíèÿ çàíÿòèé Âîâêà è Áåðòà áûñòðåíüêî ñîáðàëèñü, ïîäõâàòèëè ñêðèïêè, êóðòêè è ïîì÷àëèñü ê òðîëëåéáóñó, ïîòîìó ÷òî çàïðîñòî ìîãëè óñëûøàòü: “Âñå ñâîáîäíû, à âû, Ñåëèâàíîâ è Ëèïèíà, îñòàíüòåñü”.
  …
Áåðòó, êàê âñåãäà, ïîäæèäàëè âîçëå øêîëû, íî îíà òîëüêî îòìàõíóëàñü, âîçáóæäåííàÿ âíåçàïíîé ïðîäåëêîé, à Âîâà ïîäóìàë, ÷òî îíà íå òàêàÿ óæ ïëîõàÿ è âðåäíàÿ äåâ÷îíêà, è ñ íåé äàæå ìîæíî ïîãîâîðèòü è âìåñòå ñúåñòü ìîðîæåíîå.

 ïÿòíèöó íå áûëî çàíÿòèé ïî ñïåöèàëüíîñòè, òîëüêî ñîëüôåäæèî, è Âîâà, ïðèõâàòèâ ñ ñîáîþ ôîðìó, îòïðàâèëñÿ íà «Çàñòàâó» – ïÿòü îñòàíîâîê íà òðîëëåéáóñå, è íàøåë Âèêòîðà Åâãåíüåâè÷à. Ïîëòîðà ÷àñà îí ðàçìèíàëñÿ, ãîíÿë ìÿ÷ ñ íåóñòóï÷èâûìè è íå ñëèøêîì ðàñïîëîæåííûìè ê íîâè÷êó ïàöàíàìè. Åãî ñòàðàëèñü ïîãîíÿòü ïî êâàäðàòó, íå øèáêî äåëèëèñü ìÿ÷îì, îáíàðóæèâ íåæåëàòåëüíîãî êîíêóðåíòà.  îáùåì, áûëî äàëåêî íå òàê, êàê âî äâîðå. Íî Âîâó âûðó÷àëè óïîðñòâî  ïðèîáðåòåííîå ñ ãîäàìè òåðïåíèå. È ïîëå áûëî ëåãêèì, åùå íå çàêèñøèì îò îñåííèõ äîæäåé. Êîãäà æå íà÷àëèñü óäàðû ïî âîðîòàì – îäèí íàêàòûâàåò, à äðóãîé áüåò, îí íå ïîçâîëèë ñåáå íè ðàçó ïðîìàõíóòüñÿ, à â äâóñòîðîííåé èãðå íå ùàäèë ñåáÿ.

È â êîíöå òðåíèðîâêè, êîãäà îíè ïåðåîäåâàëèñü ïîñëå äóøà – õîðîøî, ÷òî íå íàäî áóäåò äîìà îáúÿñíÿòü ìàìå, ïî÷åìó îí ãðÿçíûé, è ãäå áûë, òðåíåð ñêàçàë: “Âîò ÷òî, â âîñêðåñåíüå ìû èãðàåì ñ “Âîñõîäîì”,  âñòðå÷àåìñÿ òàì, íà ñòàäèîíå, è òû – îí îòäåëüíî îáðàòèëñÿ ê Âîâå, – ïðèõîäè òîæå, è ïðèíåñè äâå ôîòîêàðòî÷êè è ñâèäåòåëüñòâî î ðîæäåíèè”. Âîâà óñëûøàë ýòî è çàãðóñòèë  –  ñòàäèîí “Âîñõîä” ó ÷åðòà íà êóëè÷èêàõ, íà äðóãîì êîíöå ãîðîäà, äåñÿòü îñòàíîâîê íà ìåòðî, à óòðîì, â äåñÿòü – ðåïåòèöèÿ – íó íåò áåäíîìó ðåáåíêó ïîêîÿ, íî îòêàçàòüñÿ îò òàêîé ÷åñòè íå ìîã. È êòî æå åãî âûðó÷èò? Ñìåøíî òàùèòüñÿ íà èãðó ñî ñêðèïêîé, òàì âîîáùå çàñìåþò,  è ïîïëåëñÿ äîìîé, íàïðÿæåííî äóìàÿ, êàê âûáðàòüñÿ èç òàêîé ñëîæíîé ñèòóàöèè. È âîîáùå, êàê îáúÿñíèòü ìàìå, ÷òî îí òàê çàäåðæàëñÿ íà ðåïåòèöèè!

Читайте также:  Полезные мелочи своими руками с детьми

Î òîì, ÷òî îí õîäèë íà ôóòáîë, è ðå÷è íå ìîãëî áûòü – êàê æå, ðåáåíîê ìîæåò ïîâðåäèòü ðóêó, à ó íåãî çàíÿòèÿ, âûñòóïëåíèÿ…, è âîîáùå îí ñòàâèò ïîä óãðîçó ñâîå áóäóùåå.

Âîâà ïëåëñÿ ê îñòàíîâêå, ïîãëîùåííûé ãðóñòíûìè ìûñëÿìè. Òóò åãî äîãíàëè äâîå ïàðíåé èç êîìàíäû.
 
– Òû êóäà? – îí îòâåòèë, ÷òî íà Êîñìîíàâòîâ, – õîðîøî, ïîåäåì âìåñòå. Ñðàçó æå ïîñûïàëèñü ðàññïðîñû, èãðàë ëè ãäå-òî, è êàê ñþäà ïðèøåë – îáû÷íûå, çàäàâàåìûå èç ÷èñòî ÷åëîâå÷åñêîãî èíòåðåñà. Îíè ïîçíàêîìèëèñü. Îäíîãî çâàëà Ñåðåæåé, à äðóãîãî – Îëåãîì, êàê âûÿñíèëîñü, äàæå èç îäíîé øêîëû.
 
– Äà íåò, òîëüêî âî äâîðå, è â øêîëå íà ôèçêóëüòóðå. 

– Íó, ðàç òåáÿ Åâãåíüè÷ ñðàçó íå âûãíàë (òàêæå êàê è ìóçûêàëüíîé øêîëå, òðåíåðà ìåæäó ñîáîé çâàëè ïî îò÷åñòâó), òî ìîæåò, è íà èãðó ïîñòàâèò èëè íà çàìåíó âûïóñòèò. Òîëüêî ôîòêè ïðèíåñè, íå çàáóäü. Ïðÿìî è çàÿâèò. À òû ãäå èãðàåøü?

Âîâà ïîíÿë, ÷òî íå íà ñêðèïêå, íî àìïëóà ïðåäñòàâèòü íå ìîã:
 
– Íó, íå íà âîðîòàõ, – ÷åì âûçâàë ãðîìêèé ñìåõ – ñ åãî òî ðîñòîì!
 
Îêàçàëîñü, ÷òî çíàêîìèòüñÿ ñ ðåáÿòàìè íå òàê ñòðàøíî, îñòàâàëîñü ðåøèòü ãëàâíóþ ïðîáëåìó – êàê áûòü ñî ñêðèïêîé, ãäå äîñòàòü ôîòîãðàôèè, ñâèäåòåëüñòâî. Íåïðîñòàÿ çàäà÷à. À âå÷åðîì íóæíî áûëî îáúÿñíèòü ìàìå, ïî÷åìó îí ñàì ñòèðàåò òðåíèðîâî÷íûé êîñòþì, ÷èñòèò ïîëóêåäû. Íî ìàìå ýòî êàê ðàç ïîíðàâèëîñü, ÷òî ñûí íå áðîñèë ôîðìó â óãîë, à ïðîÿâèë ñàìîñòîÿòåëüíîñòü. Âñå æå îíà ñïðîñèëà:

– Òû ãäå ýòî òàê èçâîçèëñÿ?
 
– Äà ôèçêóëüòóðà áûëà íà óëèöå.
 
– Òû ïîìíèøü, ÷òî äîëæåí áûòü îñòîðîæåí?
 
– Äà, ìàìà, – ïîêîðíî îòâåòèë îí, – è – “Áåðåãè ðóêó, Ñåíÿ”, ãîëîñîì Àíäðåÿ Ìèðîíîâà.

Ìàìà ðàññìåÿëàñü, ïîçâàëà óæèíàòü è ñòàëà íàçâàíèâàòü Îëüãå Ïåòðîâíå.

À îí áûë äîâîëåí, ÷òî âñå îáîøëîñü, è â ãîëîâå åãî íà÷àë ñîçðåâàòü óäèâèòåëüíûé ïëàí.

Äåâî÷êà Áåðòà ó÷èëàñü â äðóãîé øêîëå, èíòåðåñû ó íåå áûëè ñîîáðàçíî âîçðàñòó. Êðîìå îáÿçàòåëüíîé ñêðèïêè, àíãëèéñêîãî, óðîêîâ, áåñåä ñ ïîäðóæêàìè, âå÷íîé êîíêóðåíöèè ìåæäó äåâ÷îíêàìè, îñîáåííî îáîñòðèâøåéñÿ â âîñüìîì êëàññå. Íàäî áûòü îòëè÷íèöåé, óëûáàòüñÿ, è âîîáùå áûòü ëó÷øå âñåõ.

Îíà çíàëà, ÷òî áûëà óìíåå è õîðîøà, è ïîñåìó ìîãëà ëåãêî ïðèíèìàòü è îòâåðãàòü óõàæèâàíèÿ, âñòðå÷àòüñÿ, è îäíîâðåìåííî ïîêîðíî ïèëèêàòü íà ñêðèïêå, çíàÿ, ÷òî âñêîðå ïðåäñòîèò âûäåðæàòü òÿæåëåéøóþ áîðüáó ñ ìàìîé, íåïðåìåííî æåëàþùåé âèäåòü åå ïðîôåññèîíàëüíûì ìóçûêàíòîì, êàê äÿäÿ Îñÿ. À òî, ÷òî îí ïðîçÿáàë â Æèòîìèðñêîé ôèëàðìîíèè, åå ñîâåðøåííî íå èíòåðåñîâàëî, êàê è ìíåíèå îòöà. Õîðîøî åù¸, ÷òî îäíà çàäà÷êà ñàìà ñîáîé ðåøèëàñü. Îêàçàëîñü, ÷òî íåíàâèñòíûé Âîâà, êîòîðîãî åé ñòàâèëè â ïðèìåð, äàðîì, ÷òî íà ãîä ìîëîæå, âîâñå íå ìàëåíüêèé çàñðàíåö, à íîðìàëüíûé ìàëü÷èøêà, òîæå ñòðàäàþùèé îò ïðèíóæäåíèÿ. À âñå æå çäîðîâî, ÷òî îíè âûäàëè íà ðåïåòèöèè!  Ìîæåò, äåéñòâèòåëüíî, ó íåå ÷òî-òî ìîæåò ïîëó÷èòüñÿ?

Íåò, Áåðòà áûëà óìíîé äåâî÷êîé è ðåàëèñòêîé, è íå õîòåëà ïðîâåñòè âñþ æèçíü â ïåðâîì, à òî è âî âòîðîì ðÿäó, ñðåäè âòîðûõ ñêðèïîê, â ÷åðíîì áåçðàçìåðíîì ïëàòüå ôàëüøèâîãî áàðõàòà, âçèðàÿ íà íåíàâèñòíîãî äèðèæåðà. Òàê, äëÿ ñåáÿ, äëÿ äóøè. Ïîëüçóÿñü òåì, ÷òî ìàìà çàíÿëà òåëåôîí, îíà íàäåëà íàóøíèêè è âêëþ÷èëà «Àýðîñìèò», âçÿëà ó÷åáíèê…

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ìàìà, âîéäÿ â êîìíàòó, îòîðâàëà åå îò ñòîëü èíòåëëåêòóàëüíîãî è ïîçâàëà ê òåëåôîíó – “Òåáÿ Âîâà Ñåëèâàíîâ”.

 ýòîì çâîíêå íå áûëî íè÷åãî íåîáû÷íîãî, õîòÿ äî ñèõ ïîð îíè â ñèëó èçâåñòíûõ ïðè÷èí íå ïåðåçâàíèâàëèñü. Îíà óõìûëüíóëàñü ïðî ñåáÿ, íî âåæëèâî âçÿëà òðóáêó – ó íåå â êîìíàòå áûë ñâîé òåëåôîí:

– Áåðêà, ýòî òû?
 
– Íó, – îíà ïðîòÿíóëà, êàê áóäòî ìîãëà óñëûøàòü íå÷òî èíîå.
 
– Áåðêà, ýòî ÿ, Âîâà. Ñëóøàé, ó ìåíÿ òàêîå âîò äåëî, – è îí âêðàòöå èçëîæèë ñâîþ èäåþ.

– Êîíå÷íî æå, ïîìîãó, – îõîòíî îòîçâàëàñü îíà, – íî íóæíî âñå õîðîøî ïðîäóìàòü, ÷òîáû íå ñîðâàëîñü.
  – À òû ïðèõîäè ê íàì çàâòðà, ëàäíî? Ïîèãðàåì, íó, êàê òîãäà. Ñêàæåì, ÷òî ãîòîâèìñÿ ê êîíöåðòó…

Áåðòà çàäóìàëàñü – ÿâíûé ïðîñ÷åò ïðåïîäàâàòåëåé, êàê æå òàê, â ñóááîòó â ìóçûêàëüíîé øêîëå íå áûëî çàíÿòèé ñêðèïà÷åé? Ó äåâî÷êè äîëæíû áûòü ëè÷íûå äåëà, âûêðàèâàåì. Ìàìà ñìèðèëàñü, ïîíèìàÿ, ÷òî äåâî÷êà áîëüøàÿ, è ñ íåîõîòîé, íî âñå æå øëà åé íàâñòðå÷ó, íå çàáûâ ïðè ýòîì ïîïåíÿòü îòöó, ÷òî òîò, ìîë, ïîòàêàåò äî÷åðè. À Áåðòà íà ñóááîòó èìåëà ñâîè ïëàíû, ñîîòâåòñòâóþùèå âíåøíîñòè, âîçðàñòó è … òîìó, ÷òî áåñïîêîèò äåâóøêó â ñòîëü þíîì âîçðàñòå, è î ÷åì Âîâà äàæå íå ìîã ïðåäïîëàãàòü. Ó íåå íàìå÷àëñÿ ïîõîä ⠓Êðèñòàëë Ïàëàñ”, íà íîâûé ôèëüì, åãî òîëüêî ÷òî íà÷àëè ïðîêàòûâàòü ïî ãîðîäó. Ïðèãëàñèë åå Êîñòÿ, èç äåâÿòîãî, îôèöèàëüíî ñ÷èòàâøèéñÿ åå êàâàëåðîì, ÷òî íåêîòîðûì îáðàçîì, èçáàâëÿëî åå îò óõàæèâàíèÿ îäíîêëàññíèêîâ, òîò æå ïðåáûâàë â ñ÷àñòëèâîì íåâåäåíèè.

Áåðòà èñêóñíî ñòðîèëà ãëàçêè, íî áûëà êðàñèâà è íåïðèñòóïíà. Âïðî÷åì, äàæå ïðîñòî ïðîéòè ðÿäîì ñ òàêîé äåâóøêîé ìíîãèå ïî÷èòàëè çà ÷åñòü. È ðåøèëà, ÷òî, âî-ïåðâûõ, Êîñòå áóäåò íåâðåäíî äåíåê ïîñòðàäàòü, ÷òîáû íå çàíîñèòüñÿ ñëèøêîì âûñîêî, à, âî-âòîðûõ, îíà ñ÷èòàëà ñåáÿ íåìíîãî îáÿçàííîé Âîâèêó, êîòîðîãî õîòü áîëüøåé ÷àñòüþ çàî÷íî, íî áåçîñíîâàòåëüíî íå ïåðåíîñèëà â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ëåò. À îêàçàëîñü, ÷òî îí åå ñîáðàò ïî íåñ÷àñòüþ. È, íàêîíåö, â-òðåòüèõ, îí áûë ìëàäøå, à ìåëåíüêèì íàäî ïîìîãàòü. Âïðî÷åì, ëþáàÿ æåíùèíà, äåâóøêà, äåâî÷êà, ñ äåòñòâà ïðèâûêëà ëåãêî íàõîäèòü ñîòíè ïðè÷èí äëÿ òîãî, ÷òîáû ÷òî-òî íå ñäåëàòü. À åñëè è äåëàëà, òî âîâñå áåç ïðè÷èíû, à ïî íàèòèþ.

Èòàê, áåäíûé Êîñòèê áûë íà äåíü îòñòàâëåí äëÿ ïðîôèëàêòèêè (â êðàéíåì ñëó÷àå, ïðèãëàñèò êîãî-íèáóäü, Áåðòà íå áûëà ðåâíèâîé, íî ïîêàçûâàòü ýòî ïî åñòåñòâåííûì ïðè÷èíàì íå æåëàëà, óñòðîèò ðàçáîðêó äëÿ ïðîôèëàêòèêè îïÿòü æå), à ôèëüì óæå ïàïà ïðèíåñ íà  DVD, ïîñìîòðèò äîìà. À Âîâà åå çàèíòðèãîâàë, è íèìàëî.
 
– Ìàì, ÿ çàâòðà ïîéäó ê Âîâèêó.  Ìû äîãîâîðèëèñü âìåñòå ïîäãîòîâèòüñÿ ê êîíöåðòó. È åù¸ ïîìîãó ïî àíãëèéñêîìó, – íåâèííî ìîëâèëà äåâî÷êà, ïðèêðûâàÿ òðóáêó ðóêîé. Ïîëó÷èâ äîáðî, ñêàçàëà ñåðüåçíî:

– Õîðîøî, Âîâà, ÿ ïðèäó çàâòðà, ÷àñîâ â ïÿòü, ìû ïîçàíèìàåìñÿ, – ÷óòü íå ïðûñíóâ îò ñìåõà. È, óæå äëÿ ìàìû, ãðîì÷å, – ïîêà, ó ìåíÿ åùå àíãëèéñêèé.  À çàíÿòèåì åå áûë óâëåêàòåëüíûé ðîìàí íà àíãëèéñêîì, õîðîøî ÷èòàåòñÿ íà íî÷ü. Êîíå÷íî æå, êíèæêà áûëà î ëþáâè, â íåïðèìåòíîé îáëîæêå, íî ìàìå-òî, îòêóäà çíàòü!
…
Ïîñòåïåííî òàéíîå ñîòðóäíè÷åñòâî – êàê æå, ìàìà, ïàïà, íèêàêîãî ôóòáîëà, âñòðå÷è, îæèäàíèÿ, ïðåâðàòèëèñü â äðóæáó, êîòîðîé íå óäèâëÿëñÿ íèêòî, è äàæå íå ïîñìåèâàëñÿ èç-çà óãëà.

Ñêðèïêà è ìóçûêà âîîáùå áûëè îáúåäèíÿþùèì, íî íå åäèíñòâåííûì. Òàê óæ ïîëó÷èëîñü. Ïî êðàéíåé ìåðå, â íàñòîÿùåì. Î áóäóùåì ìå÷òàòü ïðåæäåâðåìåííî, íî îíî íàñòóïàåò ñ âñå âîçðàñòàþùåé ñêîðîñòüþ. Îäíî ïðèêîñíîâåíèå – è îíè óæå âçÿëèñü çà ðóêè. È ãåíû, è æåëàíèÿ, è áåøåíûé òåñòîñòåðîí, î ñóùåñòâîâàíèè êîòîðîãî îíè íå ïîäîçðåâàþò, íåèçáåæíî ñûãðàþò ñâîþ ðîëü, íî ïîêà äðåìëþò, è íàì îñòàåòñÿ òîëüêî çàãàäûâàòü…

Источник