Игра вредно и полезно для глаз

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА г. ЗЕРНОГРАДА

(ГКОУ РО школа-интернат V вида г. Зернограда)

1232998623_downhouse

Подготовила и провела:

Воспитатель

Осьминина И.С.

2015г.

Цели занятия: — ознакомить детей с органами чувств1897779000fa3e53fb4a86c5d7bbdccd070ff57d73

и их значением для человека;

— рассказать детям о самом главном органе чувств –

органе зрения;

— учить детей уметь беречь органы чувств, соблюдать

правила бережного отношения к зрению;

— формировать у детей представления о здоровом

образе жизни.

План:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.

  2. Беседа по теме.

  3. Заучивание слов (речевая работа).

  4. Опыт (дети наблюдают).

  5. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».

  6. Игра «Полезно – вредно».

  7. Правила бережного отношения к зрению.

  8. Если вы носите очки.

  9. Итог беседы.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

— А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд «Органы». Слушайте внимательно, я буду читать вам загадки:

1.Оля слушает в лесу, У зверушки —

Как кричат кукушки. На макушке.

А для этого нужны А у нас

Нашей Оле … (ушки). Ниже глаз. (Уши)

Правильно. Уши – орган слуха.

Два соседа

Непоседы.

День – на работе

А ночь на отдыхе. (Глаза).

— Глаза – орган зрения.

— Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?

— Это кожа, орган осязания.

Между двух светил

В середине я один. (Нос).

— Нос – орган обоняния.

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык).

— Язык – орган вкуса.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

К

У

О

Я

Х

Ж

З

О

Р

Г

А

Н

Ы

Л

О

К

А

С

З

Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

II. Беседа по теме.

— А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит.

(Глаза)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

— Почему?

— Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

— Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

— Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т. д.

— Каким бывает цвет глаз? Какие по размеру бывают глаза? Как расположены глаза? Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Можно показать рисунок – строение глаза)

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаз мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это – зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

III. Заучивание слов.

Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу!

Читайте также:  10 самых полезных фруктов для здоровья

IV. Опыт (дети наблюдают)

Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

— Как защищены глаза?

— Веки, ресницы защищают их.

— Что еще оберегает глаза?

Отгадайте загадку:

Под мостом – мостищем,

Под соболем – соболищем

Два соболька разыгрались.

(Брови и глаза)

Брови, ресницы у нас не только для красоты. Они оберегают наши глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

— Почему у нас текут слезы?

Слезы омывают глаза, чтобы глазное яблоко оставалось влажным. Они удаляют микробы и всякие соринки. Слезы не перестают трудиться, даже когда мы вовсе не собираемся плакать. Самые знаменитые слезы – крокодиловы. Вот шуточная история о них:

Однажды слопал

Бедную овечку крокодил.

И, по обыкновению,

Слезами исходил.

— Раскаялся? – спросили

Щенята у злодея.

— Да нет, сиротки милые,

О вас теперь радею…

Хотел и вас устроить

К себе в живот набитый,

И крайне тем расстроен,

Что нету аппетита.

V. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх — направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

VI. Игра «Полезно – вредно».

Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно. (Воспитатель демонстрирует детям соответствующие рисунки.)

  1. Читать лежа.

  2. Смотреть на яркий свет.

  3. Смотреть близко телевизор.

  4. Оберегать глаз от ударов.

  5. Промывать глаз по утрам.

  6. Тереть глаза грязными руками.

  7. Читать при хорошем освещении.

VII. Правила бережного отношения к зрению.

Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Видимость предметов меняется с возрастом у человека: десяти летний ребенок хорошо видит на расстоянии 3 см, в 45 – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость. Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещенности помещения.

Правила:

  1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

  2. Следа за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

  3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

  4. НЕ читай лежа.

  5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, ионии быстро устают.

  6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 – 30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

  7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2 – 3 метрах.

  8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

11. Употребляй в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).

VIII. Если вы носите очки.

Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

  1. Берегите свои «вторые» глаза.

  2. Храните их в футляре.

  3. Не кладите стеклами вниз.

  4. Регулярно мойте теплой водой с мылом.

  5. Снимайте во время занятий спортом.

IX. Итог.

— Какие органы человека вы знаете? Какую роль они играют?

— Что для глаз полезно, а что вредно?

Есть дети, которым приходится носить очки, потому что у них проблемы со зрением. Но одноклассники не всегда их понимают и называют «очкариками». Дети перестают носить очки.

— Как вы думаете, как это влияет на их зрение?

— Как помочь таким детям сохранить зрение?

Играя на перемене, нужно быть внимательным, чтобы не повредить очки одноклассника.

Источник

Урок

Глаза — главные помощники человека

учитель технологии

                  
Иванова Ирина Петровна

Цели и задачи урока:

·       
Привитие навыков
здорового образа жизни

·       
Знакомство учеников
с основными правилами ухода за глазами и сохранение хорошего зрения

·       
Формирование
потребности в личной гигиене правильного и регулярного ухода за своей  внешностью и здоровьем

Читайте также:  Как полезнее писать стоя или сидя

Оборудование: Презентация,
картинки с рисунками (что полезно, что вредно для глаз), таблица Сивцева Д.А. «Для исследования остроты зрения»,памятки –рекомендации, магнитофон, аудиокассеты

1. Беседа по теме

Как человек общается с окружающей средой? ( с помощью зрения,
слуха, обоняния, вкуса,осязания-5органов чувств)

Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?

Для того чтобы быть здоровыми,
вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас
лучше, чем вы сами.

Заучивание слов:

                             Я здоровье берегу,

                             Сам себе я помогу!

 — А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете,
если отгадаете загадку;

      «Два братца через дорогу живут, а друг
друга не Глазавидят» (глаза)

 — Как
вы думаете, кто из животных самый зоркий?

 а) Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков
высматривает добычу.

 б) Ночью лучше всех видит сова. Она легко
отыщет мышь в темноте.

    Человек не такой зоркий, как орел. И в
темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Почему?  (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать
и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)

— Повернитесь и посмотрите
в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!

— Как говорят о глазах, чтобы
передать их красоту? ( Прекрасные, ясные , чистые,
огромные, веселые…)

— Каким бывает цвет глаз?

— Какие по размеру бывают
глаза?

— Как расположены?

— Что можно обнаружить в
глазу, рассматривая его? Смотрим на изображение.

. . 
Глаз можно назвать
сложным оптическим прибором. Его основная задача — «передать»
правильное изображение зрительному нерву. Структуры глаза выполняют разные
функции:

  • (далее 
    детские сообщения)

Роговица

прозрачная оболочка, покрывающая
переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую
преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с
непрозрачной внешней оболочкой глаза — склерой.

Радужная
оболочка

по форме похожа
на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при
сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в
сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой —
значит, в ней мало пигментных клеток, если карий — много). Выполняет ту же
функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.

Зрачок

отверстие в радужке. Его размеры обычно
зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.

Хрусталик

«естественная линза» глаза. Он
прозрачен, эластичен — может менять свою форму, почти мгновенно «наводя
фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали.
Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и
роговица, входит в оптическую систему глаза.

Стекловидное
тело

гелеобразная прозрачная субстанция,
расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму
глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в
оптическую систему глаза.

Сетчатка

состоит из фоторецепторов (они
чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в
сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих
фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в
электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.

Склера

непрозрачная внешняя оболочка глазного
яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К
склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней
находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.

Сосудистая
оболочка

выстилает задний отдел склеры, к ней
прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна
за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень
часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных
окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно
сигнализирующие о каких-либо неполадках.

Зрительный
нерв

при помощи зрительного нерва сигналы от
нервных окончаний передаются в головной мозг.

2.Физминутка

(Изображаем то животное,
какое видим на картинке)

Ткани глаз очень нежные,
поэтому глаза хорошо защищены.

— Как  защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их)

-Что еще оберегает глаза?

Отгадайте загадку:

гимнастика для глаз«Под мостом – мостищем  , под соболем два соболька
разыгрались» (брови и глаза)

 Брови, ресницы и веки у нас не только для
красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота.

3.
Упражнение для бровей (выполняется под музыку)

Упражнение для бровей не только поможет
вашим глазам избавиться от давления тяжести, но и поможет выглядеть моложе. (Это
уже для взрослых)

Читайте также:  Йога чем полезна и как заниматься

Поднимите брови как можно выше, при этом
проследите за тем ощущением, которое появится в верхней части ушей. Ваша задача
— со временем воспроизвести это ощущение без поднятия бровей. Конечно, сделать
такое упражнение сразу сможет не каждый. Возможно, что в первый раз подняв
брови, вы не уловите никаких особенных ощущений. Не спешите, прислушивайтесь к
себе, и у вас все получится.

— А зачем человеку слезы?
(тоже защищают глаза от пыли)

4. Оздоровительная минутка для глаз (выполняется под
музыку)

Но чтобы сохранить глаза и
зрение, этой защиты недостаточно. Нужно выполнять и специальные упражнения .Этот комплекс йога рекомендует
для поддержания зрения в хорошем состоянии. Как утверждают сами йоги, если
делать его ежедневно утром и вечером, начиная с юности, можно сохранить хорошее
зрение до глубокой старости и не пользоваться очками.

Перед выполнением комплекса сядьте в
удобную позу. Выпрямите позвоночник. Постарайтесь расслабить все мышца (в том
числе и мышцы лица), кроме тех, которые поддерживают сидячее положение тела.
Посмотрите прямо перед собой вдаль, если есть окно — посмотрите туда, если нет
— посмотрите на стену. Постарайтесь сосредоточить внимание на глазах, но без
излишнего напряжения.

1 упражнение

Глубоко и медленно вдыхая (желательно,
животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в
исходное положение и закройте на несколько
секунд. 

2 упражнение

Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик
носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение.
Закройте глаза на небольшое время.

3 упражнение

На вдохе медленно поверните глаза вправо
(«до упора», но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе,
верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.

4 упражнение

На вдохе посмотрите в правый верхний
угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в
исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на
выходе верните глаза в исходное положение.

Повторить упражнения, начав с левого
верхнего угла

5 упражнение

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем
медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней
точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз
по часовой стрелке вниз (до 6 часов). После упражнения, закрыть глаза на несколько секунд.

Затем сделать
это упражнение, поворачивая глаза

6 упражнение

Посмотрите вдаль

5. Игра « Полезно — вредно»

Рассмотрите
картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно.

Рисунки
( читать лежа, смотреть на яркий свет, смотреть близко
телевизор, оберегать глаз от ударов, промывать по утрам глаза, тереть глаза
грязными руками, читать при плохом освещении)

Кстати
о телевизоре:  когда смотрим фильм

       — Расстояние от экрана должно быть удобно
при вашем состоянии зрения.

       — Садиться лучше напротив экрана, а не сбоку.

       — Голову нужно держать прямо, опирая ее на
позвоночник. Не наклоняйте голову вперед.

       — Во время просмотра фильма нужно
 глубоко дышать и чаще моргать.

       — Перемещайте глаза  по всему экрану,
не задерживаясь на одном месте.

       — Во время перерыва мягко прикрывайте
глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть, расслабить мышцы глаз и
подкрепить нервы сетчатки.

6. Правила бережного отношения к зрению

-Умываться
по утрам

-Смотреть
телевизор не более 1-1.5 часов в день

-Сидеть
не ближе 3 м
от телевизора


Не читать лежа

-Не
читать в транспорте

-Оберегать
глаза от попаданий в них инородных предметов

-При
чтении и письме свет должен освещать страницу слева

-Расстояние
от глаз до текста рекомендуется 30-35 см

-Употреблять
в пищу достаточное количество растительных продуктов(морковь,
лук, петрушку, помидоры,  сладкий перец,
чернику)


Делать гимнастику для глаз

-Укреплять
глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце

Нужно помнить,
что для достижения наилучшего результата, нужно следить за своим здоровьем в
целом. По мнению специалистов, хорошее зрение во многом зависит и от
правильного питания, в том числе от наличия достаточного количества витаминов.
Помните, что самая полезная — натуральная (а не искусственная и не
консервированная) пища, подвергаемая минимальной тепловой обработке. Именно она
сохраняет наибольшее количество полезных веществ.

7.  Итог

     
Проверка зрения

А
в заключении нашего урока, мы с вами проверим зрение
по специальной таблице Сивцева Д.А. «Для исследования
остроты зрения»

Источник