Игры на свежем воздухе зимой чем полезны

Подвижныеигрызимой насвежемвоздухе

Развлечения на открытом воз­духе зимой доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоро­вью. Подвижные игры обогаща­ют содержание прогулок, увели­чивают их продолжительность.

Как много зимних развлече­ний и забав: катание на коньках, санках, лыжах, игры в снежки! А если прихватить на прогулку лопатки, совочки, ведерки и ме­телочки, можно построить целые города из снега!

Выходя на прогулку в зим­нее время с ребенком или ком­панией детей, обязательно про­думайте, в какие подвижные игры будете играть вы, в какие дети будут играть сами, и возьмите с собой все необхо­димое для этого.

Подвижныеигры длямладшихдошкольников

Игры и забавы с санками

Санный круг

Вэтой игре участвуют не­сколько человек. Санки расстав­ляются по большому кругу на расстоянии не менее 2—3 м друг от друга. Каждый играющий становится около своих санок внутри круга. Взрослый предла­гает детям выступить в роли «шоферов». «Шоферы едут» на своих «автомобилях» по дороге (кругу). Около санок «автомоби­ли» останавливаются, «шоферы» выходят и присаживаются на них отдохнуть. Потом они сно­ва садятся «в машины» и едут до следующей остановки. Если рейс длинный (большой круг), «авто­мобили» двигаются до сигнала взрослого «Остановка!». Движе­ние возобновляется только по указанию взрослого.

Санная путаница

Играющие колонной вслед за взрослым бегут то к одним, то к другим расставленным по краям площадки санкам. Добежав до них, колонна обегает санки и только потом направляется к следующим. Взрослый может предложить детям сделать два круга вокруг одних санок.

В эту игру интересно играм и вдвоем с малышом.

Парное катание

Двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок. Так едут друг за другом несколько пар Потом дети меняются местами

Оленьи упряжки

Заранее изготовьте рога из картона или веточек, прикрепите их к шапкам детей-оленей. К санкам нужно привязать две веревочки: за одну ребенок, си­дящий на санках, держится и управляет оленем, в другую впрягается «олень» (ребенок закрепляет ее за пояс).

Веселые тройки

Нужно заранее изготовить уп­ряжь — дугу с колокольчиками, вожжи с бубенчиками. Трое ребят впрягаются в упряжь и везут сан­ки с двумя малышами. Правит тройкой сидящий впереди. Потом дети меняются местами.

Игры на снежной площадке

Зима пришла!

Дети разбегаются по площад­ке и прячутся (присаживаются на корточки за снежными вала­ми, горкой, снеговиком). На сло­на взрослого «Сегодня тепло, Солнышко светит, идите гулять!» дети выбегают из укрытий  и разбегаются по площадке. На сигнал «Зима пришла, холодно! скорей домой!» все бегут на свои места и снова прячутся.

Снежинки и ветер

Вэтой игре дети будут снежинками.   Они  собираются  в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» дети разбегаются в разные стороны, расставляют руки  в стороны, покачиваются, кружатся. По сигналу «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» — собираются в кру­жок и берутся за руки.

Найди Снегурочку

Нарядите куклу Снегурочкой и спрячьте ее на участке.

Воспитатель. Ребята, се­годня к вам в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с вами. Наверное, она спряталась, давай­те ее найдем.

Дети ищут Снегурочку, найдя, водят с ней хороводы, приплясыва­ют, кружатся парами.

Лиса в курятнике

С помощью считалки выби­рается лиса (ведущий). Осталь­ные дети — куры.

Дети взбираются на снежный вал и присаживаются (куры сидят на насесте). На противо­положной стороне площадки сидит лиса.

Куры гуляют по двору, хлопа­ют крыльями, клюют зерна, ку­дахчут. По сигналу взрослого «Лиса!» куры разбегаются, стара­ются взлететь на насест (взо­браться на снежный вал). Лиса салит курицу, которая не успе­ла сесть на насест.

Зайка беленький сидит

Дети, имитируя зайчиков, бе­гают, веселятся на полянке (пло­щадке), приседают на корточки.

Взрослый

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Он ушами шевелит.

Дети поднимают руки к голове  и шевелят руками, как зайцы ушами.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть.

Дети встают, хлопают в ладоши, скрестными движениями по плечам, делают вид, что греются.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Дети подпрыгивают на двух но­гах на месте.

Мишка зайку испугал. Зайка прыг… и ускакал.

Взрослый изображает медведя и пугает детей, они разбегаются по площадке.

Снежиночки-пушиночки

Дети-снежинки кружатся вокруг себя и снеговика. Через некоторое время направление движения меня­ется, хоровод кружится в другую сторону.

Взрослый

Снежиночки-пушиночки Устали на лету, Кружиться перестали, Присели отдохнуть.

Снежинки останавливаются, приседают отдохнуть, после чего игра возобновляется.

Праздничный торт

Воспитатель предлагает детям приготовить праздничный торт из снега.

Торт может быть любого раз­мера, формы. Его можно укра­сить цветными льдинками.

Забавные упражнения

Белые медведи

Дети залезают на снежную горку по склону на четверень­ках (на прямых ногах), перева­ливаясь с боку на бок (имити­руя движения белых медведей). Взобравшись наверх, сбегают вниз.

По снежному мостику

Дети друг за другом поднима­ются на снежный вал и прохо­дят по нему до конца, сохраняя равновесие, потом спрыгивают с него и возвращаются в колон­ну, чтобы пройти по валу еще раз.

Методические указания для педагогов: следите, чтобы дети не мешали тем, кто идет по валу, не торопили их, помогайте робки м и неуверенным в себе.

Поезд и туннель

Дети, положив друг другу одну руку на пояс, изображают поезд Стоящий первым изображав паровоз, остальные — вагоны. По сигналу паровоза «Ту-у-у!» поезд трогается с места по направлению к снежному туннелю Подъезжая к нему, паровоз снова гудит, после этого поезд проходит в туннель.

Дети меняются ролями и игра продолжается.

Стенка-мишень

Дети играют группами по несколько человек, каждый го­товит для себя по 5 снежков.

На снежной стенке рисуется цветной круг диаметром 75 см. Ребята становятся на расстоя­нии 6 шагов от стенки-мишени и начинают по очереди метать снежки в цель.

Читайте также:  Чем полезен стакан молока с утра

Методические указания для педагогов: вместо нарисованной мишени в стене могут быть сде­ланы отверстия, в которые нуж­но попасть, любой формы — круглые, квадратные, треуголь­ные и т.п.

Снайперы

На верхний край снежной стенки или вала кладут яркий кубик, кеглю или другой предмет и предлагают детям сбить их снежком.

Методические указания для педагогов: можно поставить для сбивания несколько одинаковых  или   разных   предметов.

В этом случае в игре одновременно будет участвовать больше детей (по числу предметов-целей).

Кто дальше?

Дети становятся в шеренгу, в одной руке у них по снежку. По указанию взрослого   «Бросай

правой (левой)!» все одновременно) стараются бросить снежок как можно дальше к указанному ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других,  тот считается победителем.

Кто к нам в гости приходил?

«Кто к нам в гости прихо­дил?» — спрашивает взрослый у малышей, увидев на снегу сле­ды (собаки, зайца, кошки, птиц).

Дети внимательно рассмат­ривают следы и определяют, кому они принадлежат. После этого малыши воспроизводят характерные движения, звуки, повадки этого животного или птицы (лают, мычат, кукарека­ют и т.д.).

Подвижныеигры длястаршихдошкольников

Игры с санками и самокатами

На горке

Дети катаются на санках с горки разными способами: вер­хом (держась за веревочку или опираясь руками сзади о санки), лежа на животе, спине (ногами вперед), стоя на коленях.

Методические указания для педагогов: на спуске с горки можно соорудить ворота из длинных прутьев. Проезжая че­рез них, дети учатся управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, слегка отклонять туловище назад в сторону поворота.

Можно предложить  при спускании на санках собрать расставленные вдоль склона флажки

Много радости доставляет катание с горки вдвоем или втроем на одних санках.

На ровном месте

Расставить 5—6 санок на рас­стоянии 1—1,5 м. Можно предложить детям:

— пробежать между ними «змей­кой»;

— перешагивать через них;

— встать на санки, потом сойти с них так, чтобы они не сдви­нулись с места;

— встать рядом, опираясь на санки руками, перепрыгнуть через них;

— стоять на санках на одной ноге как можно дольше;

— поднять санки над головой слева и опустить их на снег справа;

— стоя к санкам лицом, накло­ниться, опереться на них ру­ками, присесть и встать, не отрывая рук от санок.

Успей первым

Двое-трое санок расставляют параллельно друг другу на рас­стоянии примерно 2—3 шагов. Ребята становятся каждый ря­дом со своими санками справа или слева, в зависимости от за­дания. По сигналу взрослого дети обегают каждый свои сан­ки и стараются как можно бы­стрее вернуться на исходное место.

Методическое указание для педагогов: для разнообразия и усложнения игры можно ввес­ти дополнительные задания: вернувшись в исходную позицию, повернуться лицом к сан­кам и присесть, опираясь на санки руками, либо сесть на них.

На санки!

Санки (на одни меньше, чем играющих) расставляют на од­ной стороне площадки. Дети бегают, кружатся на другой сто­роне площадки. По сигналу «На санки!» они должны быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остается без места.

Быстрые упряжки

На линии старта дети выст­раиваются по трое у одних са­нок. По команде «Старт!» один садится на санки, а двое берут­ся за веревочку и везут его до финиша. Побеждает упряжка, быстрее добравшаяся до фини­ша.

Игру можно повторить не­сколько раз, при повторении дети меняются ролями.

Два на два

Играют четверо детей. Они по двое садятся на санки, поставив ноги на полозья. Дети скользят вперед, отталкиваясь недлинны­ми палками. Победит пара, бы­стрее пришедшая к финишу.

На снежной площадке

Мороз Красный нос

На противоположных сторо­нах площадки обозначаются два дома, в одном из них располага­ются играющие. Посередине площадки стоит Мороз Крас­ный нос.

Мороз Красный  нос

Я Мороз Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети

Не боимся мы угроз .

И не страшен нам мороз.

После этого они перебегают че­рез площадку в другой дом,

Мороз догоняет и старается их заморозить (осалить). Замороженные остаются на месте и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось замо­розить.

При повторе игры выбирается новый Мороз, и уже он салит игроков в конце подводятся итоги

какой Мороз (старый или новый игнрок) больше заморозил.

Возможен вариант. Правила тс же, но играют два Мороза: Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.

Оба   Мороза (вместе)

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я — Мороз Красный нос,

Я — Мороз Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

Играющие перебегают из одно­го в другой дом, но теперь два Мороза стараются их заморозить. Они подсчитывают, сколько игра­ющих удалось осалить.

В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.

Снежная карусель

Взявшись за руки, дети обра­зуют круг и изображают снежи­нок, в середине — Снеговик. По сигналу взрослого они идут сна­чала медленно, потом все быс­трее и переходят на бег снача­ла в одну сторону, потом в дру­гую.

После небольшого отдыха игру можно возобновить.

Затейники

Один из игроков — затей­ник — становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки и про­износят:

Ровным кругом, Друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, Дружно вместе Сделаем … вот так.

Опуская руки, играющие ос­танавливаются. Затейник пока­зывает какое-нибудь движение из зимнего вида спорта: бег конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюш­кой. Дети должны повторить это действие и назвать вид спорта.

При следующем повторении игры выбирается новый затей­ник.

Затейники должны демонст­рировать движения, не повторяя уже показанных.

Читайте также:  Полезные привычки богатых и успешных людей

Ловишки парами

Дети становятся парами друг за другом на расстоянии 2— 3 шагов на одной стороне пло­щадки. По сигналу взрослого первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки, сто­ящие сзади стараются их пой­мать (каждый свою пару).

При повторении игры дети меняются ролями.

Метелица

Дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый — Метелица. Он мед­ленно пробегает между снежны­ми постройками, валами, санка­ми «змейкой» или обегает их и ведет за собой вереницу ребят.

Забавные упражнения

Попляши и покружись

Ребята разбиваются на пары и берутся за руки, встают лицом друг к другу. По сигналу взрос­лого «Попляшем!» приседают и приплясывают. По сигналу «А теперь покружимся!» кру­жатся в парах. Когда же он про­износит «Стой!», дети останав­ливаются, отводят одну ногу назад, стараются удержать равновесие на другой ноге (при этом руки не разжимают). При повторении игры задание можно усложнить: по сигналу «Стой!» попробовать присесть, держась за руки, на одной ноге «писто­летиком».

Перетяжки

Играющие встают вокруг суг­роба, крепко держась за руки. Как только взрослый скажет «Перетяжки начались!», все на­чинают тащить рядом стоящих в свою сторону, стараясь опро­кинуть их в сугроб. Если это удается, игра приостанавливает­ся, дети выравнивают круг. Пос­ле небольшого перерыва игра продолжается.

На ледяных дорожках

Заливается дорожка длиной 4—8 м и шириной 40—60 см. Дети скользят по ней, стараясь продвинуться как можно даль­ше.

Задание можно усложнить: на дорожке сначала на расстоянии 3—4, а потом 5—6 м от старта положить цветной кубик, кото­рый ребенок должен сдвинуть с места ногой.

Снегодром

Дети должны слепить Снего­вика, Деда Мороза и Снегуроч­ку, украсить их. После этого все вместе водят хороводы, кружатся по одному и парами, играют в «Пузырь», «Каравай», «Ровным кругом» и другие игры.

На площадке дети строят из снега (дома, почту, вокзал и т.п.). Затем изображают трамвай (вста­ют друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящему) и ка­таются «по улицам» построен­ного города.

Можно организовать конкурс на лучшую фигуру (самолет, ракету, большой ледокол, птицу, цветок и т.п.) или сказочного персонажа из снега.

Ледяные кружева

Заранее готовятся разноцвет­ные льдинки (синие, красные, зеленые, желтые и др.). Из них дети выкладывают на утоптанном снегу разноцветные моза­ики, узоры. По окончании работ можно провести конкурс на лучшую мозаику или самый красивый узор.

Инструктор по ФК

Ледова Н.В

Источник

Олена Титова
Консультация для педагогов «Зимние игры на свежем воздухе»

Зима – волшебное время года, наступления которого с нетерпением ждут десятки тысяч малышей. Пожалуй, никакое другое время года не может их порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе. Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей – катание на санках, игры со снегом и др. – обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Зимние развлечения для детей на улице – это не только приятное, но и полезное занятие. Активность на свежем воздухе повышает иммунитет ребенка, что очень важно в холодное время года.

1. Катание с горок. Эту забаву обожают дети всех возрастов, от самых маленьких, до самых старших. Главное – чтобы ступеньки на горку были ровные, а сама горка – не слишком крутой.

Кататься со снежных и ледяных горок можно на снегокате или санках, «ледянках», «ватрушках», на фанерке или просто на попе.

Чем хорошо катание с горок? Среди зимних развлечений для детей, катание с горок – одно из самых веселых, активных, динамичных. Дети любят скорость и испытывают восторг, мчась с горки. Но такая забава еще и полезна.

Взаимодействуя с другими детьми на горке, малыш получает необходимый социальный опыт, учится диалогу. Ребенку приходится учиться уступать, ведь спусков обычно не много, а детей — целая горка. Физическое развитие ребенка тоже выигрывает от катания с горок. Во – первых, он учится сохранять равновесие при спуске, это хорошее упражнение на координацию движений. Во – вторых, подъем на горку отлично развивает мышцы ног и спины ребенка.

2. Игры в снежки. В этой веселой игре с удовольствием поучаствуют и родители, и дети всех возрастов. Главное – соблюдать правила безопасности, и не целиться снежком в лицо. Нужно следить, чтобы снежок был не очень плотным и не содержал льдинок, иначе возможны травмы.

Это – одно из самых любимых детьми зимних развлечений! Играть в снежки можно и большой компанией, и вдвоем с мамой или папой. Можно бросать снежки друг в друга, а можно – в дерево, столб или нарисованную мишень.

3. Лепка снеговиков. Одно из самых любимых зимних развлечений для детей и взрослых. Без помощи взрослых детям младшего возраста не обойтись. Взрослые помогут соединить «запчасти» снежного персонажа, а также сделать лицо из подручных материалов.

Как подготовиться к подобной забаве?Можно взять с собой инструмент: лопаты и лопатки, морковки для носиков снеговиков, можно захватить любые растворимые в воде краски (гуашь, акварель, чтобы раскрасить свои творения. Впрочем, если и не брать никакого реквизита, забава наверняка будет веселой, ведь главное для этого развлечения – руки и фантазия – всегда с собой.

4. Катание на санках. Самые маленькие дети обожают, когда их катают взрослые, а дети постарше уже вполне могут сами кататься на санках с гор.

При таких забавах обязателен присмотр кого – то из взрослых.

5. Катание на коньках – увлекательное и полезное зимнее развлечение и для детей, и для взрослых. Конечно, катание на закрытых катках возможно в любое время года. Да и под открытым небом современные технологии позволяют обеспечить гладкий и устойчивый лед, даже в самую слякотную погоду. Но кататься на свежем воздухе при легком морозце – это совершенно необыкновенное удовольствие! Для самых маленьких детей есть двухполозные коньки с повышенной устойчивостью. Для детей постарше – фигурные и беговые коньки.

Читайте также:  Полезно пить кефир до еды или после еды

6. Катание на лыжах. Лучше всего для малышей младшего школьного возраста подходит неторопливая лыжная прогулка по заснеженному лесу. Катание с гор на лыжах лучше осуществлять под присмотром инструктора хотя бы первое время до наработки основных навыков.Ни в коем случае не допускается катание детей на взрослых трассах: для них существуют специальные детские, с повышенной безопасностью.

7. Тюбинг, или «ватрушка». Это одна из любимейших забав и взрослых, и детей. Родители должны помнить, что маленьким детям не разрешается катание на «ватрушках» в одиночку, без взрослых.

8. Детский сноуборд. Эта забава предназначена скорее всего для детей старшего школьного возраста. Но даже совсем маленькие дети (5 – 6 лет) вполне могут освоить правила катания на сноубордах на несложных детских трассах.

9. Прыжки в сугробы. Такая забава, к сожалению, доступна только жителям снежных регионов нашей необъятной страны. Можно даже устраивать соревнования на дальность прыжка и на прыжок в самый глубокий сугроб. Для самых маленьких подойдет создание собственных отпечатков в неглубоких сугробах.

10. Снежные тоннели и крепости. Это одна из любимейших забав детей из регионов с обильными снегопадами. На первых порах детям не обойтись без помощи старших товарищей или взрослых. А после того, как строение будет готово, дети могут продолжать игру самостоятельно.

Мокрый снег – идеальный материал для лепки, который можно использовать для создания разных существ и предметов, а не только снеговиков. Ваш двор или участок может украсить парочка снеговиков, стоящих на лавке, или снежная баба, загорающая под лучами солнца, рядом с ней может оказаться дельфин, гусеница, черепаха или даже крокодил. Фантазируйте вместе с детьми!

11. Снежные лабиринты. Дети очень любят строить снежные крепости. Если у вас на участке намело сугробы внушительных размеров, в них можно прорыть снежные лабиринты и тоннели, которые бы соединяли эти крепости.

Когда лабиринт будет готов, полейте его водой. Теперь по дорожкам сооружения можно лазать самим или катать игрушки. А можно в прятки поиграть!

12. Необычная кормушка. На своем участке можно с детьми устроить снежный пир для птиц. Для этого слепите для птиц из снега чашечки, тарелочки…Снежную посуду облейте водой, а когда все замерзнет, насыпьте в этот ледяной сервиз корм. Это, конечно, не самое активное зимнее развлечение для детей, но зато ваш малыш с самого раннего возраста будет обучаться доброте, заботе о других. Ну, и получит море удовольствия – практически всем малышам безумно нравится кормить животных!

Так же можно изготовить кормушку из пластиковой бутылки или картонной упаковки из – под кефира или молока. Емкость должна быть пустой, чистой и сухой.Два главных правила:

— Отверстие для птиц должно быть достаточно большим, чтобы птица могла безпрепятственно попасть в кормушку и выбраться наружу.

— У кормушки должна быть крыша (чтобы корм не был засыпан снегом, иначе он станет непригодным для птиц).

Чтобы изготовить кормушку, в верхней части прокалываем два отверстия (для того, чтобы потом закрепить кормушку, а затем в нижней части вырезаем «вход» для птиц. Подвешиваем кормушку с помощью шнура, лески или шпагата на дерево на высоте человеческого роста.

13. Зимние фокусы. Если на улице мороз, можно одеваться потеплей и пойти с детьми на улицу пускать мыльные пузыри. Таким способом можно показать детям, как образуются снежинки. С собой на улицу надо взять соломинку и мыльный раствор. Через соломинку можно аккуратно выдуть мыльный пузырь – и в тотчас же в тонкой пленке раствора появятся ледяные иголочки, они будут на глазах у вас собираться в чудесные, снежные звездочки и цветы.

14. Елочные украшения из цветного льда. Необходимые игрушки для украшения елочки или дерева можно сделать из цветного льда. Воду, подкрашенную пищевыми красителями разлить в формочки разного размера и оставить на морозе. Туда же можно добавить ягоды, мишуру или дольки апельсинов. В готовых игрушках просверлите дырочку и вденьте в нее ленточку, а потом можно украсить любое дерево на участке, если у вас нет елочки.

15. Следы снежного человека. Из картона и толстой веревки можно сделать лапы снежного человека или любого животного. Наденьте их поверх зимней обуви и отправляйтесь на прогулку создавать следы этих загадочных существ.

16. Меткий стрелок. Для этого необходимо слепить из снега снежки. Вдали повесить какую – нибудь мишень. Победителем будет тот, кто попадет в мишень.

Главное, о чем не должны забывать родители – о том, что зима холодное время года, и ребенок легко может получить переохлаждение и простыть, увлекшись зимними забавами. Одевая ребенка, не нужно укутывать его в тяжелые шубы и комбинезоны, надевать тяжелую обувь. Ребенок не должен уставать от одежды, но в то же время должен быть надежно защищен от холода. На улицу лучше захватить с собой сменную пару варежек, ведь они очень быстро промокают. Детская одежда для зимних забав должна быть защищена от снега и влаги, плотно застегиваться. Для самых маленьких подойдут комбинезоны и полукомбинезоны – они не позволяют снегу и холоду добраться для малыша. Хорошо, если на штанах или варежках есть резинки. Очень удобная шапка для детских зимних прогулок – шерстяной «шлем», надежно защищающий голову, шею и щеки малыша от мороза. Укутывать малыша в многослойную теплую одежду не стоит. Ведь активные движения на свежем воздухе не дадут ему замерзнуть, а лишняя одежда лишает малыша возможности свободно двигаться. Кроме того, слишком тепло одетый ребенок может вспотеть и простудиться уже из- за этого.

Источник