Игры полезные для развития коммуникативных навыков
Татьяна Бессарабова
«25 игр для развития коммуникативных способностей детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в первую очередь развитие личности ребёнка;поэтому образовательная область социально-коммуникативное развитие занимает ведущее первое место.
Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Одним условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является игра. Я предлагаю комплекс игр и упражнений названный мною по количеству развивающих игр «25 игр на развитие коммуникативных способностей детей». Авторами игр и упражнений являются Т. А. Данилина, Л. В. Чернецкая, Я. Л Коломинский, С. И. Семенака В. М. Минаева, H.JI. Кряжева, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, К. Фопель.
Данный комплекс игр и упражнений по формированию социальных компетенций у дошкольников апробирован в МДОУ детский сад №5 «Колосок». Игры проводились в утреннее время, использовались как физкульт минутки на занятиях, на прогулках, во второй половине дня, на праздниках и развлечениях. Ценность данного комплекса в том, что большинство предлагаемых развивающих игр непродолжительны по времени, легки для запоминания, доступны и интересны детям. Комплекс игр «25 игр» многофункционален, он не только развивает коммуникативные способности детей, но и служит отличным материалом для формирования произвольного поведения, развития внимания, воображения, речи и эмоциональной сферы детей.
.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.«ЗЕМЛЯ, ЛУНА, ВОЗДУХ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Когда я буду говорить «Земля», вы должны присесть, «Луна» — встать, руки вверх; «воздух» — встать, руки в стороны
2. «ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
A.Взрослый (или ребенок) показывает различные движения, дети повторяют.
B. Педагог показывает детям карточки с изображением (реальным или схематическим) различных движений, дети повторяют.
3. «НАЙДИ ДРУГА»
Цель: развитие сплоченности группы.
Ход игры:
Одному ребенку завязывают глаза, остальные с закрытыми глазами сидят на ковре. Ведущий подводит водящего к участникам, он должен на ощупь угадать, кто перед ним.
4. «ДОЖДИК»
Цель: сплочение группы.
Ход игры:
Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Темп меняется несколько раз.
5. «ТЕНЬ»
Цель: развитие сплоченности группы, наблюдательности.
Ход игры:
А. Ведущий ходит по помещению и делает разный движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстра и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
6. «СДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Дети идут по кругу, педагог говорит «Быстро» (надо идти медленно, «Высоко»! (надо идти приседая, «Тяжело!» надо идти легко, «Руки вперёд» (руки назад, «Руки вверх»(руки вниз) и т. д.
7. «ДОРОГА»
Цель: создание и поддержание работоспособности, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Взялись за руль,завели моторы: «p-р-р». Наша машина едет по гладкой дороге, но вот стал попадаться песок (трут ладошку о ладошку). На дороге появились камешки (хлопки по коленям). Теперь машину стало сильно трясти (топают ногами). Снова пошла гладкая дорога и т. д. несколько раз.
8. «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Ход игры:
Один ребенок — «голова» (надевает шапочку, другой «хвост». Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний —«хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно! Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях,
9. «ШУМ РАСТЕТ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок.Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос,взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!», и, наконец,Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж! Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!
.
10. «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ»
Цель: создание и поддержание работоспособности. (Желательно распределить роли,затем поменяться ролями)
Ход игры:
Педагог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело — скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки — непоседы снуют туда-сюда.
11. «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»
Цель: развитие доверия друг другу.
Ход игры
Дети становятся в пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
12 «БИП»
Цель: развитие слухового внимания, сплочение группы.
Ход игры
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза. Один ребенок говорит «Бип», водящий старается узнать его по голосу
13. «ИГОЛКА И НИТКА»
Цель: создание и поддержание работоспособности
Ход игры
Под веселую музыку педагог играет роль иголки, остальные дети — роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей, выстроившаяся друг за другом) — за ней.
14. «СТОП, ХЛОП, РАЗ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы. Ход игры
Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» — подпрыгивают, а на сигнал «Раз» — поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Игра повторяется три раза,
15. «МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ»
Цель: развитие взаимодействия детей в группе.
Ход игры
Играющие на ограниченном пространстве хаотично движутся. По сигналу они должны как можно быстрее разбиться на группы с таким количеством, какое сказал ведущий. Затем дети опять расцепляются и продолжают ходить хаотично до следующего сигнала.
16. «ДОТРОНЬСЯ ДО.»
Цель: развитие сплоченности группы.
Ход игры
Педагог говорит: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.
Замечание: педагог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника Можно усложнить задачу, поставив условие, что нельзя дотрагиваться до того, кто дотронулся до тебя.
17. «ШТОРМ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры
Когда педагог говорит «Солнечная, ясная погода», — все дети двигаются под музыку. Когда он говорит «Шторм», — дети должны встать в плотный круг.
18. «ВЕТЕР, ДОЖДЬ И ГРОМ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы
-Ход игры:
Педагог. Сейчас каждый должен в точности повторить то, что я буду делать. Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер. Теперь я буду мягко хлопать по коленям — это дождь. За-тем я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром.
Затем педагог несколько раз в различной последовательности говорит «ветер», «дождь», «гром», а дети выполняют соответствующее движение.
Затем дети меняются ролями.
19. «КТО Я?»
Целы развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог вызывает по одному ребенку, говорит ему тихо, какое животное ему изобразить (или ребенок придумывает сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие —у животного определенное настроение: веселое, грустное и др.
20. «ЗАЙЧИКИ»
Цель; развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог. А тут живут зайчики! Один из них всех, боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой — смелый заяц.Встаньте и смело скажите: «Я никого не боюсь!»
Каждый ребенок встает на стул и говорит эти слова.
21. «ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ»
Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать таких зайчиков, про которых говорится в стихотворении. Дети встают, изображают зайцев.
На цветной, лесной лужайке
Повстречались наши зайки.
Первый зайчик был веселый —
Он пойдет сегодня в школу (дети показывают,
А второй —тот загрустил:
Папа в школу не пустил (дети показывают). .
Третий зайчик удивился
И за голову схватился (дети показывают).
А четвертый —испугался:
Он ведь тоже в класс собрался (дети показывают!
Ну а пятый был спокоен (дети показывают,
Успокоил,как всегда:
«Вы немножко подрастете,
В школу все тогда пойдете!»
Все обрадовались зайки,
Скачут, пляшут на лужайке,
Подрасти хотят скорей,
Чтобы в школу побыстрей! (Прыгают, хлопают, радуются.)
22. «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»
Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры
Дети встают в круг, передают мяч,который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.
23. «СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»
Цель: снятие эмоционального напряжения, страхов.
Ход игры
Дети выбирают водящего — он страшный дракон.Ребенок встает на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!»Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула, превращается в маленького воробышка, начинает чирикать, «летать» по комнате
24. «УГАДАЙ, КОГО НЕ СТАЛО»
Цель: развитие коммуникативных способностей.
Ход игры
Все закрывают глаза, педагог выводит одного ребенка из комнаты.
Дети должны догадаться, кто вышел, и описать его, назвать ласковым именем.
25. «ЭХО»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей.
Ход игры:
Педагог. Я называю ваши имена, а вы, как эхо, повторяете их.
Желаю успеха!
Источник
Коммуникативные игры помогают детям формировать социальные навыки. Это важно для развития человека в любом возрасте. Общение и контакт с окружающими помогают получать новые знания и опыт, которые используются в дальнейшем при принятии решений. Если коммуникативные способности у ребенка развиты слабо, в будущем он может испытывать трудности в социуме, что осложнит его жизнь.
Зачем нужны коммуникативные игры
В 4-5 лет дошкольники владеют лишь начальными навыками общения. Они хаотичны и становятся неэффективными на следующих этапах развития. Дети младшего возраста преимущественно общаются с родителями. К сверстникам они тянутся, но чаще стараются проводить время с одним товарищем, без других ровесников. Объединить детей в группу способны только совместные игры. Умения вливаться в коллектив и эмоционально взаимодействовать с окружающими у ребенка пока нет, но коммуникативные игры помогают исправить это и подготовиться к школе.
Старшим детям часто тоже нужна дополнительная поддержка. Школьники уже понимают, что могут взаимодействовать с окружением не только в игровом формате, однако у них возникают новые вопросы.
Их нужно направлять: объяснять нормы, обучать правильно использовать невербальные и вербальные средства общения, помогать предугадывать чувства и эмоции других людей. Целью игр является формирование коммуникативной компетенции и умение использовать ее в повседневности.
Польза для детского развития
Коммуникативные упражнения полезны по следующим причинам:
- Обеспечивают быструю адаптацию. Сначала это вхождение в коллектив в дошкольных образовательных учреждениях, потом — в школе. В дальнейшем навыки сохраняются, поэтому уже взрослый человек быстрее адаптируется в университете, на работе, среди компании незнакомых людей и т.д.
- Вызывают эмоциональную разрядку. Негативные и положительные чувства должны находить выход, иначе они вызывают стресс. Игры помогают решить эту проблему. В процессе ребенок не только избавляется от лишней энергии, но и выплескивает свои эмоции, что вызывает расслабление.
- Способствуют развитию мимики и жестов. В ходе игры дети учатся доступно выражать свои эмоции. Это делает их чувства более понятными для других и упрощает общение с ними. Люди с в меру живой мимикой оцениваются другими как более привлекательные, т.к. они харизматичные. В будущем человеку будет проще налаживать отношения и заводить полезные связи.
- Улучшают воображение. Это становится базой для развития творческих способностей. Возникает склонность к поиску разных подходов к проблеме. Проявляется креативность. Неординарный подход делает ребенка более популярным, его успехи чаще отмечают воспитатели и учителя. Это повышает самооценку. Дети становятся счастливыми, т.к. получают одобрение со стороны других.
- Развивают способность концентрироваться. Ребенку становится проще сосредоточиться на задаче. Он проявляет внимательность и реже отвлекается от своей цели.
- Учат распознавать собственные чувства. Если до 3-4 лет детям речь нужна преимущественно для просьб и взаимодействия во время игр, то с возрастом способность говорить приобретает другое значение. Возникает потребность в эмоциях и их выражении. Речь становится главным инструментом. Сначала ребенок учится понимать, что он чувствует, а потом правильно доносить это до окружающих. Это ключевой коммуникативный навык, который обеспечивает гармоничное развитие. У людей, которые правильно осознают эмоции и контролируют их, ниже шанс появления психических отклонений.
- Развивают склонность к эмпатии. Ребенок учится понимать не только себя, но и других. Он начинает сочувствовать и сопереживать окружающим. На этой почве ему становится проще заводить друзей и поддерживать здоровые отношения с людьми. При возникновении конфликтных ситуаций дети старшего возраста с развитыми коммуникативными навыками смотрят на проблему с обеих сторон, затем спокойно обсуждают происходящее и пытаются найти решение. Если умения развиты плохо, приоритетное значение имеет выражение эмоций или достижение собственной цели вне зависимости от средств.
- Учат соблюдению правил. Ребенок начинает осознавать, что существуют нормы поведения и общения, которые ему нужно соблюдать. Это необходимо для правильной адаптации и социализации. Нормы позволяют направлять ребенка в дальнейшем, не дают ему стать асоциальным, препятствуют формированию девиантного поведения.
- Помогают позитивно воспринимать окружающий мир. В ходе занятий и проработки дидактического материала вырабатывается доверие. Ребенок заранее воспринимает окружающих людей позитивно. Благодаря чувству безопасности ему становится проще общаться и развиваться. Вырабатывается способность просить о помощи. Если человек относится к окружающему миру негативно, он испытывает постоянный стресс. Ему трудно о чем-либо просить, он предпочитает как можно меньше контактировать с другими людьми. Это замедляет развитие и снижает продуктивность.
- Делают ребенка полноценной частью социума. Это результат проработки остальных умений. После тренировок дети начинают осознавать себя как часть общества, у них появляются четкие границы. Они лучше контролируют себя и хорошо понимают, что им дозволено, а что — запрещено. После взросления у них выше шанс исполнить свою мечту и продвинуться вверх по карьерной лестнице.
При неблагоприятном стечении обстоятельств, если коммуникативные навыки ребенка не развиваются, ему становится трудно жить в обществе. Он теряется при общении, говорит заторможено, не всегда отвечает адекватно.
Из-за этого не происходит формирование связей с окружающими, отсутствует позитивный опыт, ребенок начинает видеть в окружающем мире угрозу и опасность. Это может преследовать человека всю жизнь. В результате появляется склонность к самоизоляции. Жизненная позиция становится пассивной. Возникает стресс, повышается риск развития психических отклонений.
Особенности и виды коммуникативных игр
Выделяют следующие виды коммуникативных игр:
- На ранжирование. Например, детям нужно охарактеризовать 4-6 цветов. Участникам дают время на подготовку. Когда все записывают свои ассоциации, их просят поделиться мнением друг с другом. Такие игры развивают речевые навыки, умение вести диалог и способность выражать мнение.
- С использованием принципа информационного пробела. Между участниками неравномерно распределяют какие-либо знания. Затем их подталкивают к общению, целью которого является заполнение информационных пробелов.
- На группирование или поиск подходящих вариантов. Одним участникам дается первая часть информации, другим — вторая. В результате каждый должен найти свою пару и объединить знания. Это может быть составление совместного рассказа или воспроизведение сценки.
- На поиск пары и координацию действий. Для этого типа игр характерно искусственное создание таких условий, при которых дети могут найти себе друзей с похожими интересами или планами. Пример игры — «Шоппинг». Участников просят рассказать, какие продукты или вещи они купили бы в магазинах и почему. В процессе игроки больше рассказывают о себе и сближаются.
- Интервью. Подразумевают прямой рассказ о себе. Участники могут по очереди отвечать на одни и те же вопросы и сверять ответы либо примерять роли ведущих. Тематика может быть любой.
- Ролевые игры. В их процессе у детей развиваются навыки эмпатии. У них появляется возможность встать на место другого человека и попытаться ощутить то же, что и он.
Ключевым отличием коммуникативных упражнений является создание условий для спонтанного общения. В процессе ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
Игры для старших дошкольников
Существует множество коммуникативных игр для детей 4-6 лет. Они подразумевают работу в большом коллективе, но некоторые могут быть проведены и с родителями. Первое предпочтительнее, т.к. ребенку приходится общаться со многими собеседниками, что делает его опыт многогранным.
«Золотой гусь»
Игра основана на одноименной сказке, в которой люди приклеивались друг другу. Участники встают в круг. Ведущий по очереди просит каждого назвать любую часть тела. После этого он считает до трех. Игроки должны «приклеиться» к соседу справа той частью тела, которую они назвали. Точка соприкосновения не имеет значения, но в процессе никто не должен упасть.
«Пять островов»
Организаторы оставляют на полу 5 больших цветных кругов. Каждый из них должен иметь такую площадь, которая способна вместить всех игроков. После подготовки попросите всех участников выбрать тот «остров», на котором они хотят жить. Предупредите детей, что скоро наступит цунами. Острова по очереди будет топить, а их жителям придется перебираться к соседям. Затем выбирайте круг и просите детей «переехать». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не соберутся на одном острове.
«Поздоровайся»
Игра помогает развивать воображение и создает психологически непринужденную атмосферу. Сначала ведущий рассказывает о разных способах приветствия. Можно взять примеры из других стран или придумать собственные методы. Затем участникам предлагают поздороваться друг с другом любым способом. Игроки могут придумать свои жесты.
Игра «Путанка»
Для игры понадобятся 4-8 участников и ведущий. Последний отворачивается и дает время на подготовку. Игроки встают в круг, берутся за руки и начинают путаться друг с другом, образуя единый живой клубок. Ведущий должен распутать участников.
Главное условие — нельзя разрывать руки. Участники в это время могут представить, что они превратились в одного большого зверя. Сначала им нужно определиться, где находится хвост этого животного, а где — голова, затем научиться ходить во все стороны.
«Кенгуру с детенышем»
Игра не только учит действовать сообща, но и развивает скорость и ловкость движений. Вместо детеныша используют мяч или любой другой небольшой предмет. Участников нужно поделить на 2-3 команды. Ведущий отмечает линию старта и финиша, затем дает команду. Игроки выстраиваются в порядке очереди. Первые участники зажимают мяч между ногами и начинают прыгать к финишу. Потом разворачиваются и возвращаются к своей команде, передают «детеныша» и громко произносят: «Я — кенгуру!» Игра продолжается, пока все не пройдут трассу.
«Зеркальное отражение»
Двое участников становятся напротив друг друга. Первый совершает движения в произвольном порядке. Другой игрок должен повторять.
«Хромая уточка»
Игра рассчитана на компанию от 5 участников. Ведущий выбирает площадку для игры и отмечает границы, за которые нельзя выходить. Один игрок становится «хромой уточкой». Он встает в центр. Остальные игроки произвольно распределяются по выбранной площадке. Они становятся на одну ногу, вторую сгибают в колене и придерживают стопу рукой. По сигналу ведущего «хромая уточка» начинает гоняться за остальными и пытаться их поймать. Если это удается, попавшийся игрок тоже помогает схватить других. Последний оставшийся участник становится новой «хромой уточкой» в следующем раунде.
Музыкальные коммуникативные игры
Музыкальные коммуникативные игры преследуют те же цели, что и классические. Они стараются подтолкнуть детей к выстраиванию отношений.
В процессе появляются условия для свободного проявления личностных качеств. Единственное отличие — наличие звукового сопровождения.
Датская народная мелодия
Другое название игры — «Здравствуйте!» Ведущий включает музыку. Игроки совершают танцевальные движения, пока не услышат протяжный аккорд. В этот момент они должны пожать руку другому участнику. Затем танец продолжается до следующего длинного аккорда. Каждый раз нужно здороваться с новым игроком.
«Что видели — покажем»
Дети разбиваются на несколько команд. В каждой должно быть от 2 до 6 человек. После этого дается время на подготовку, в течение которого участники придумывают, что они будут показывать. Это может быть небольшая сценка, демонстрация какого-то вида спорта или имитация поведения животного. Затем первая команда молча показывает задуманное, а другие должны отгадать, что участники изображали. После этого выступает следующая группа.
«Ищи музыку»
Под музыку дети становятся парами и выстраиваются в круг так, что один стоит к центру спиной, а другой — лицом. В середине находятся водящий. Он дает команду «Ищи!», после чего все, кто стоят лицом к центру, забегают в круг. Остальные поворачиваются и ждут следующего раунда, в котором искать будут уже они. Играет музыка, участники внутри круга танцуют. Когда наступает тишина, игроки быстро должны найти себе пару из тех, кто стоит на месте. Тот, кто остался один, становится следующим ведущим.
«Звериное пианино»
Дети присаживаются на корточки в один ряд. Они исполняют роль клавиш в пианино. Каждому ребенку дают карточку с изображением животного, голосом которого он становится. Ведущим проходит мимо пианино и нажимает на «клавиши», т.е. прикасается к головам детей. Каждый игрок должен откликаться голосом соответствующего животного.
Игра «Нос к носу»
Под включенную музыку участники двигаются по всей комнате. По команде ведущего они останавливаются, находят себе пару и соприкасаются теми частями тела, которые назвал взрослый. Можно попросить игроков прижаться друг к другу ушами, коленками, носами и т.д. Затем музыка снова включается, дети продолжают двигаться до следующей остановки.
Источник