Информация для детей о полезной пище

Пищевые привычки – то, что формируется у людей с детства. Важно не нарушить нормальное пищевое поведение у ребенка, чтобы в дальнейшем это не вылилось в серьезные психические проблемы. Не менее важно с раннего возраста привить любовь к здоровому питанию, объяснить важность правильного питания для общего состояния организма, ведь гораздо проще изначально начать питаться правильно, чем потом, грубо говоря, переучиваться с чипсов на шпинат. Правильное питание – залог здоровья для детей!

Здоровая еда для детей не менее важна, чем для взрослых. Молодому непоседливому организму нужно достаточное количество калорий и энергии на все занятия, с которыми ежедневно сталкивается ребенок. Необходимо спланировать рациональное питание для школьников, ведь длительная умственная работа сильно истощает не только мозг, но и энергетические ресурсы. Кроме того, правильный рост и развитие не могут происходить без разнообразных витаминов, минералов, микро- и макроэлементов, которые человек потребляет вместе с пищей.

Какие вещества необходимы растущему организму

Без достаточного количества полезных веществ невозможно правильное питание ребенка. Детскому организму нужны все витамины и минералы, такие как:

  • Витамин А (ретинол) – для зрения, “витамин роста”;
  • Витамины группы В – для поддержки физического и психологического здоровья;
  • Витамин С, или аскорбиновая кислота – главный антиоксидант в человеческом организме;
  • Витамин D обеспечивает нормальный рост и развитие костей;
  • Витамин Е – для регенерации тканей, улучшает циркуляцию и свертываемость крови;
  • Витамин Н (более известный как биотин) улучшает состояние кожи и волос;
  • Витамин К влияет на свертываемость крови; его дефицит – очень редкое явление;
  • Витамин РР регулирует окислительно-восстановительные процессы в организме;
  • Натрий регулирует сердечную работу;
  • Калий участвует в обмене веществ, помогает проводить импульсы и нервные сокращения;
  • Магний – для обмена фосфора; в более старшем возрасте необходим для снижения кровяного давления;
  • Фосфор – энергетический обмен, один из основных компонентов костной ткани;
  • Кальций – главный микроэлемент для здоровья костей. Усваиваться кальцию помогает витамин D. Это вещество чрезвычайно важно для правильного формирования и укрепления скелета;
  • Цинк – укрепление иммунитета;
  • Железо – для здоровья крови, важная составляющая гемоглобина;
  • Медь – кроветворение;
  • Марганец активизирует действие ферментов;
  • Молибден – против развития кариеса;
  • Кобальт – участвует в обмене жирных кислот;
  • Хром необходим для поддержания здорового уровня сахара в крови;
  • Селен – антиоксидант, профилактика онкологических заболеваний;
  • Йод нужен для работы щитовидной железы;
  • Кремний придает коже и волосам упругость;
  • Ванадий препятствует развитию кариеса у детей;
  • Сера повышает устойчивость организма к токсинам;

Не нужно высчитывать точную потребность в том или ином веществе для ребенка, так как при соблюдении правил правильного питания для детей они непроизвольно будут поступать в достаточном количестве.

Отдельное внимание стоит уделить рыбьему жиру, так как многие современные родители еще с детства о нем наслышаны. Так ли он полезен? Стоит ли давать его своему ребенку? Рыбий жир славится большим запасом жирных кислот и витаминов А и D, он укрепляет сосуды, улучшает работу мозга, способствует повышению внимания и сосредоточенности, положительно влияет на зрение и усвоение кальция. Однако, рыбий жир как БАД не рекомендуется давать грудничкам, а также его применение бесполезно, если ребенок кушает достаточно рыбы, любит лосось, тунец, скумбрию и так далее.

Основные принципы детского питания

Краткая памятка по основам правильного питания для детей и подростков. Соблюдение этих правил поможет без труда научить ребенка правильно питаться, привить любовь к здоровой еде.

Самое главное в здоровом питании – разнообразие. Детское питание должно сочетать и продукты животного, и продукты растительного происхождения; как сырые, так и термически обработанные блюда.

Нельзя делать упор только на растительные, молочные или обезжиренные продукты. Своеобразная диета может нарушить развитие ребенка, способствовать чрезмерному повышению массы тела, развивать авитаминоз или другие отклонения.

Дети в любой ситуации остаются детьми, и пища должна соответствовать этому. Это значит, что стоит отказаться от острых приправ, кислых соусов, экзотических сочетаний или кулинарных изысков; все добавки должны быть максимально натуральные и мягкие по вкусу, чтобы не притуплять чувствительность рецепторов. Если ребенок отказывается от обеда – это еще не значит, что еда невкусная. Прежде чем опустошить тарелку, ребенок оценивает ее с эстетической стороны, а именно “Красивая ли тарелка?”, “Привлекательно ли выглядит моя еда?”, “Аппетитный ли запах?”, а только потом пробует ее на вкус. Маленьких детей нужно сначала заинтересовать едой, а только потом предлагать поесть. Придется подсуетиться с выбором посуды и сервировкой еды.

Не стоит забывать, что у каждого свои потребности и предпочтения в еде. Кому-то необходимо съедать 5 больших порций еды, а кто-то обходится и двумя. Это все варианты нормы, самое главное, чтобы еда помогала поддерживать нормальное самочувствие и сохранять физическое здоровье. Уже в детском возрасте нельзя допускать развития ожирения или дистрофии.

Потребность в еде изменяется по мере активности. В один день дошкольник может съесть столько же, сколько взрослый человек, а затем полностью отказаться от еды на весь следующий день. И это тоже норма.

На всех прогулках нужно иметь с собой достаточно воды, чтобы в любой момент иметь возможность утолить жажду. Детский организм очень резко реагирует на нехватку воды, это особенно сильно проявляется в жаркую погоду или при занятиях спортом. Лучше всего пить чистую питьевую воду, но сгодятся и травяные чаи без сахара, вода с добавлением кусочков фруктов или ягод. Не стоит пополнять водный запас магазинными соками, газировками или другими сладкими жидкостями.

Сладости – в умеренных количествах. Несмотря на то, что сладкое очень часто обожаемо среди детей, налегать на него не стоит: это чревато развитием кариеса, появлению лишнего веса, нарушении усвоения глюкозы. Важно помнить, что в конечном итоге мед, тростниковый сахар или фруктоза ничем не отличаются от обычного белого свекольного сахара. А также много глюкозы прячется в молочных продуктах и хлебобулочных изделиях.

Режим питания

Ребенок должен привыкнуть к регулярному питанию – 3 основных приема пищи и 2 перекуса. Хотя бы 1-2 раза в день дети должны есть горячую домашнюю еду, чтобы избежать проблем с пищеварительной системой. Вот пример универсального режима питания для школьников:

  1. Домашний завтрак

Этот прием пищи – самый главный. Он дает запас энергии на весь день, поэтому завтрак должен состоять по большей части из сложных углеводов, таких как каши и крупы.

Не все дети любят есть сразу после пробуждения, поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок проснулся заранее, ведь пропускать такой важный прием пищи категорически не рекомендуется.

  1. Школьный завтрак

Редко школьники успевают нормально покушать на перемене, это в лучшем случае салат, но чаще булка или бутерброд. Этот пункт вдвойне подчеркивает важность полноценного завтрака с утра!

  1. Горячий обед

По приходе домой, спустя больше 6 часов в школе, снова нужно хорошо покушать. В идеале это первое и второе блюда, но не всегда хочется есть так много, поэтому порции должны быть небольшими. Обед – это сочетание из белков, жиров и углеводов вместе, также он является самым калорийным приемом пищи за день.

  1. Полдник/перекус

На послеобеденный перекус можно съесть фрукт, немного орешков или салат. Не стоит делать плотный прием пищи, для этого лучше дождаться ужина.

  1. Ужин

На ужин обычно кушают белок в сочетании с жирами. Последняя еда должна поступить в организм за 3-4 часа до сна, это касается не только взрослых, но и детей. Всего должно быть в меру, не нужно нагружать желудок на ночь тяжелой едой в больших количествах. Кроме того, можно сократить калорийность вечернего приема пищи у детей, которые часто отказываются от завтрака, так они проснуться с пустым желудком и легким чувством голода, значит завтрак не будет пропущен.

Добавки, негативно влияющие на организм

Детский организм сильно подвержен негативному воздействию различных пищевых добавок. Чаще, чем взрослые, дети страдают от пищевых аллергий. Про аллергию на шоколад и цитрусовые уже сказано очень много, а какие вещества в составе, казалось бы, безобидной еды могут отрицательно отразиться на здоровье?

Консерванты

Их действие основано на том, что все живые организмы умирают в среде, которую создают эти вещества, за счет этого продлевается срок хранения. Конечно, люди не умирают от консервантов как бактерии, однако, это самый наглядный пример. Масса человека гораздо больше, чем одноклеточного, поэтому редкое употребление пищи с консервантами не нанесет непоправимый вред, но эти добавки отнюдь не безопасны.

Красители

С каждым годом все больше красителей запрещают употреблять в пищу, так как научно доказано, что некоторые из них вызывают аллергию, нарушение обмена веществ, отрицательно влияют на печень и даже вызывают развитие злокачественных новообразований (онкологических опухолей). Искусственные (синтетические красители) делают еду ярче и аппетитнее, но их влияние на организм слишком отрицательно, чтобы давать их в пищу детям.

Бензоат натрия

Бензоат натрия, или Е211 – добавка, которая используется в газировках, соусах, чипсах. Чрезмерное употребление этой соли бензойной кислоты чревато аллергией, а в самых худших случаях – онкологией.

Аспартам

Аспартам, или Е951 – самый распространенный из-за дешевизны сахарозаменитель, который используется в газировках “0 ккал” и так далее. Он не имеет энергетической ценности, но очень сладкий на вкус, из-за чего им часто заменяют сахар худеющие. Но не все знают, что он нарушает обмен веществ и мозговую деятельность, приводит к аллергии.

Глутамат натрия

Глутамат натрия, или Е621 широко используется в блюдах быстрого приготовления. Опасность употребления глутамата натрия в том, что он нарушает деятельность печени, почек, снижает концентрацию внимания, а в определенных случаях, в связи с индивидуальной непереносимостью, провоцирует серьезное пищевое отравление.

Пирамида здорового питания для детей

На вершине пищевой пирамиды для детей находится сливочное масло, очищенный рис, картофель и белый хлеб. Употребление этих продуктов стоит ограничить, но не исключить.

На ступень ниже – молочные продукты. Их в рационе ребенка должно быть умеренно.

Еще ниже – рыба, птица и мясо – основные источники белка. Есть животное мясо необходимо регулярно.

Далее – орехи и бобовые. Они являются источниками клетчатки, способствуют улучшению работы пищеварительной системы.

Пятую ступень пирамиды питания занимают овощи и фрукты. Они богаты витаминами и другими полезными веществами. Овощи и фрукты должны быть в меню детей каждый день в изобилии.

Шестая ступень – цельнозерновые продукты и растительные жиры.

А самым основанием пирамиды является, конечно же, вода!

Белки, жиры, углеводы и калории

Для правильного питания важно сбалансированное количество белков, жиров и углеводов. Для детей это соотношение 1 : 1 : 3 в дошкольном и младшешкольном возрасте, 1 : 1 : 4 в возрасте от 12 лет. Нельзя забывать, что 1 г белков и углеводов равен 4 ккал, жиров – 9 ккал.

Основной энергетический обмен у детей выше, чем у взрослых, таким образом, у детей 6-7 лет — это примерно 42 ккал на 1 кг веса, в то время как у взрослого – всего 24. Подробнее в таблице

ДетиВозрастРасход калорий на 1 кг веса
2-3 года55
6-7 лет42
10-11 лет33
12-13 лет34
Взрослые24

Суточная потребность в белках, жирах, углеводах и килокалориях в зависимости от возраста

ВозрастБелки, гЖиры, гУглеводы, гКалории
ВсегоИз них животныеВсегоИз них растительные
1-1,5 года45354531651200
1,5-2 года55405551951550
3-4 года65456572351850
5-6 лет754975102502100
7-10 лет805080153252450
11-13 лет956095173802900
14-17 лет (девушки)905590203702800
14-17 лет (юноши)10565105204253140

Пример ежедневного меню

Полученная информация позволит грамотно продумать рацион для своего ребенка, но можно воспользоваться готовым примером

Пример сбалансированного рациона для ребенка 3-х лет

В 3 года расширяется спектр продуктов, разрешенных для ребенка. Суточная калорийность блюд – не более 1800 ккал. В это время наиболее предпочтителен четырехразовый режим питания*, при котором 25% энергетической ценности приходится на завтрак, 35% – на обед, 15% – на полдник и 25% – на ужин.

Завтрак

Небольшой фрукт, 150-170 г каши.

Обед

Около 200 г нежирного супа, кусочек хлеба.

Паровая котлета из птицы, 150 г картофельного пюре и огурец/помидор – по вкусу.

Полдник

Булочка, мороженое или любимое лакомство ребенка (В умеренных количествах!).

Ужин

Омлет из двух яиц с сыром.

*каждый прием пищи сопровождается напитком в размере 200-250 мл.

Рациональное питание для школьников-

В более старшем возрасте дети переходят на пятиразовое питание – это удобно в связи с распорядком дня и достаточно для полноценной жизнедеятельности.

Завтрак

Сырники с джемом – 2 шт.

Второй завтрак

Большое яблоко, банан или бутерброд.

Обед

Суп-лапша – 200г, хлеб.

Запеченная рыба с рисом – 100/150 г.

Перекус

Печенье – 70 г, апельсин.

Ужин

Картофельные зразы с мясом.

Принципы правильного питания одни и те же для детей и взрослых, однако детское питание имеет свои важные особенности, о которых не стоит забывать.

Источник

Малышева Анна Леонидовна
Конспект занятия «Полезная и вредная еда»

Конспект занятия в старшей группе «Полезная и вредная еда»

Полезная и вредная еда.

Цель: Формировать представления детей о здоровом образе жизни, о правилах здорового питания.

Задачи:

Образовательные: — расширять представления детей о вредной и полезной пище, и её необходимости для жизнедеятельности организма человека, формировать представление о правильном питании,познакомить с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты».

Развивающие: — развивать умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья.

Воспитательные: — воспитывать интерес к своему организму, желание заботиться о своём здоровье, воспитывать положительное отношение к полезным и отрицательное отношение к вредным продуктам питания, воспитывать культуру питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Предварительная работа: рассматривание изображений продуктов питания;беседа на тему: «Какая еда полезна»; чтение пословиц о здоровье; чтение рассказов о еде.

Демонстрационный материал:

предметные картинки с изображением продуктов питания.

Раздаточный материал:

картинки продуктов питания, сигналы зеленого и красного, конверт.

Вводная часть. Ребята, я рада видеть вас в «Школе здоровья».Давайте повторим девиз нашей школы: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!».

Дети садятся на стульчики полукругом лицом к доске.

А тему занятия, ребята, вы узнаете, если отгадаете загадки.

1.Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)

2. С фермы к нам в бидонах мчится? Мы ответ нашли легко — Это просто… (молоко).

3. С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин — Это спелый. (апельсин).

Как можно назвать все эти отгадки, что это? (Продукты питания). Сегодня мы поговорим о здоровой пище, и научимся выбирать полезные продукты питания.

Воспитатель: Ребята, я сегодня пригласила на занятие Карлсона. Но что-то его долго нет. (Воспитатель подходит к окну,на подоконнике лежит записка с сообщением: «Ребята, извините пожалуйста, не могу к вам прийти у меня сильно болит живот».)

Дети как вы думаете почему у Карлсона заболел живот? (Ответы детей)

— Знаете, я тоже думаю, что из-за неправильного питания приключилась такая беда с Карлсоном.

Беседа

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. Как вы думаете, какие продукты нужно употреблять, чтобы быть здоровым и сильным? (Ответы детей) Правильно, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, яйца. А почему именно их? (В них есть полезные вещества, витамины).

Пища должна быть разнообразной. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи — фрукты и овощи — усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями. Если в вашем организме много витаминов, он легко победит любую болезнь, а у вас будет хорошее настроение и отличное здоровье.А вот и наши витаминки:

Витамин А

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

Витамин В

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Витамин С

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный – надо пить

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

Воспитатель: Витамины, как солдаты

охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней.

Кроме полезных и натуральных продуктов есть такие, которые содержат различные вредные вещества, химические добавки и могут принести вред здоровью человека, а особенно ребёнка. Это жирная, острая пища, чипсы, сухарики, газированные напитки, жевательные конфеты.

Дети, скажите а каши полезны?Давайте сварим кашу.

1,2,3 Кашу нам горшок вари

Мы внимательными будем-

Ничего не позабудем

Наливаем молоко (выходит молоко в центр)

Мы внимательными будем-

Ничего не позабудем

Сыпем соль

Мы внимательными будем-

Ничего не позабудем

Сыпем сахар

Мы внимательными будем-

Ничего не позабудем

Насыпаем мы крупу

Каша варится пых-пых(2)

Для друзей и для родных.

Предлагаю вам поиграть в игру «Светофорчик здоровья». Я показываю картинки с изображением продуктов питания, если они вредные – поднимаете красный сигнал, а если полезные — зелёный.

А давайте с вами поиграем в игру если я буду говорить про полезную еду, вы это подтверждайте и отвечайте на вопрос «Да», если про неполезную — отвечайте «Нет».

• Каша — вкусная еда, это нам полезно?

-Лук зеленый есть всегда, вам полезно, дети?

-В луже грязная вода, пить ее полезно?

• Щи — отличная еда, щи — полезны детям?

• Мухоморный суп всегда, есть полезно детям?

-Фрукты — просто красота! это нам полезно?

• Грязных ягод иногда, съесть полезно, детки?

-Овощей растет гряда, овощи полезны?

-Сок, компот на обед, пить полезно детям?

-Съесть мешок большой конфет — это вредно, дети?

Воспитатель: Лишь полезная еда, на столе у нас всегда!

А раз полезная еда — Будем мы здоровы? Дети (хором): Да!

Игра «Узнай, на вкус» — дети закрывают глаза, им дают кусочки свежих овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко, банан, мандарин, лимон

и др.)и предложить определить на вкус: «Что ты съел?»

Рефлексия игра «Берем интервью»

Вопросы к гостям и детям:

• Что понравилось сегодня на занятии?

• Что было самым интересным?

• Назовите пожалуйста «полезные» продукты для детского организма?

• Назови «вредные» продукты для детского организма?

Воспитатель. Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддаётся болезни. А хорошее настроение и улыбка — как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки. Доброго вам всем здоровья!

САМОАНАЛИЗ

Цель: Формировать представления детей о здоровом образе жизни, о правилах здорового питания.

Задачи:

Образовательные: — расширять представления детей о вредной и полезной пище, и её необходимости для жизнедеятельности организма человека, формировать представление о правильном питании,познакомить с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты».

Развивающие: — развивать умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья.

Воспитательные: — воспитывать интерес к своему организму, желание заботиться о своём здоровье, воспитывать положительное отношение к полезным и отрицательное отношение к вредным продуктам питания, воспитывать культуру питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами по программе для данного возраста детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают смену деятельности.

Использование физминутки в середине занятия помогло детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение. Дети зарядились положительными эмоциями.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте занятия я старалась использовать разнообразные и интересные задания. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде рефлексии.

Я считаю, что поставленные мною программные задачи в ходе занятия были решены.

Источник