Иностранные лица при добыче полезных ископаемых

Иностранные лица при добыче полезных ископаемых thumbnail

(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

КонсультантПлюс: примечание.

С 07.09.2020 в часть вторую статьи 9 вносятся изменения (ФЗ от 08.06.2020 N 179-ФЗ). См. будущую редакцию.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 2 ст. 9 не применяется, если пользование участком недр федерального значения осуществляется лицом, которому право пользования данным участком недр было предоставлено до дня вступления в силу ФЗ от 29.04.2008 N 58-ФЗ.

Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов, а также если Правительством Российской Федерации в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, и (или) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не установлены дополнительные требования к созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическим лицам с участием иностранных инвесторов, которые вправе осуществлять геологическое изучение участков недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О применении ч. 3 ст. 9 см. ФЗ от 29.04.2008 N 58-ФЗ.

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных отходов, отходов I — V классов опасности могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию отходов I — V классов опасности.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.

КонсультантПлюс: примечание.

С 07.09.2020 в часть восьмую статьи 9 вносятся изменения (ФЗ от 08.06.2020 N 179-ФЗ). См. будущую редакцию.

Пользователи недр — юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации имеют право прямо или косвенно распоряжаться в совокупности более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких юридических лиц, дочерние общества таких юридических лиц, которые осуществляют геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов, могут осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанных в лицензиях, после получения заключения государственной экспертизы, предусмотренной статьей 29 настоящего Закона, и внесения соответствующих изменений в лицензию.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 279-ФЗ)

Пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 настоящего Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

(часть девятая введена Федеральным законом от 26.07.2017 N 188-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Источник

https://ria.ru/20200608/1572637075.html

Данные о стратегических видах полезных ископаемых отнесли к гостайне

Президент РФ Владимир Путин уточнил, какие сведения об объемах запасов в недрах, объемах добычи и потребления стратегических видов полезных ископаемых относятся РИА Новости, 08.06.2020

2020-06-08T16:10

2020-06-08T16:46

министерство природных ресурсов и экологии рф (минприроды россии)

министерство экономического развития рф (минэкономразвития россии)

министерство промышленности и торговли рф (минпромторг россии)

россия

владимир путин

экономика

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/154854/36/1548543654_0:115:2997:1800_1400x0_80_0_0_7ad43fa9ad95b84fbec53eec9acb6d78.jpg

Нефть, золото, бриллианты. Кто и как использует полезные ископаемые

Саудовская Аравия вступила в нефтяную войну после развала сделки ОПЕК+. Но меньше 100 лет назад в королевстве вообще не было черного золота.
Как за такой срок стране удалось занять ведущее место в нефтяной отрасли, и как в других государствах поступают с полезными ископаемыми, выясняем в прямом эфире радио Sputnik с экономистом, экспертом Финансового университета при Правительстве России и Фонда Национальной энергетической безопасности Станиславом Митраховичем.
Станислав Митрахович: делить сырьевую ренту в целом в России не получится, но в отдельных регионах это можно было бы делать.

https://ria.ru/20191223/1562705088.html

https://ria.ru/20191219/1562601909.html

россия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/154854/36/1548543654_0:115:2997:1800_1400x0_80_0_0_7ad43fa9ad95b84fbec53eec9acb6d78.jpg

https://cdn22.img.ria.ru/images/154854/36/1548543654_126:0:2855:2047_1400x0_80_0_0_973cc7f5a841a333251efebd4a7179f1.jpg

https://cdn22.img.ria.ru/images/154854/36/1548543654_467:0:2514:2047_1400x0_80_0_0_be8ced59b3f74d6b2578cb4b72bdb266.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

министерство природных ресурсов и экологии рф (минприроды россии), министерство экономического развития рф (минэкономразвития россии), министерство промышленности и торговли рф (минпромторг россии), россия, владимир путин, экономика

16:10 08.06.2020 (обновлено: 16:46 08.06.2020)

МОСКВА, 8 июн — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин уточнил, какие сведения об объемах запасов в недрах, объемах добычи и потребления стратегических видов полезных ископаемых относятся к гостайне.

Указ, опубликованный в понедельник на официальном портале правовой информации, вносит изменения в один из пунктов указа «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Теперь четко разделены сведения об объемах балансовых запасов в недрах и об объемах добычи (производства) стратегических видов полезных ископаемых, а также сведения об объемах потребления.

В первом случае — в отношении запасов и добычи — к гостайне отнесены сведения «в целом по Российской Федерации, а также по месторождению (участку недр) в размерах, определяемых государственными органами, наделенными полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне (кроме сведений, полученных в процессе совместных работ, выполненных с участием юридических и физических лиц иностранных государств на конкретных месторождениях или участках недр)».

Во втором случае, то есть по потреблению, засекречиваются сведения «в целом по Российской Федерации, а также по организации в размерах, определяемых государственными органами, наделенными полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне».

Список стратегических видов полезных ископаемых определяет правительство РФ. В настоящее время к ним относятся никель, кобальт, тантал, ниобий, бериллий, литий, редкие земли иттриевой группы, особое чистое кварцевое сырье.

Уполномоченными органами остаются Минприроды, Минпромторг и Минэкономразвития, именно им предстоит определить размеры месторождений и организаций, сведения по которым будут отнесены к гостайне.

Предыдущая версия указа предусматривала, что к гостайне относятся сведения об объемах балансовых запасов в недрах страны, добычи (производства), передачи или потребления стратегических видов полезных ископаемых — в целом по стране, по субъекту РФ, федеральному органу исполнительной власти или крупному месторождению в размерах, определяемых уполномоченными госорганами.

Источник

Политика и законодательство РФ провозгласили и реализуют мероприятия,
направленные на привлечение иностранных капитальных вложений в народное
хозяйство и в частности в недропользование. С другой стороны, огромные
природные ресурсы нашей страны привлекают зарубежных инвесторов, что в
конечном итоге определяет взаимную заинтересованность.
В сфере недропользования зарубежные компании наиболее активно
действуют в области поиска, разведки и добычи нефти и газа. Создано
около 100 компаний с участием иностранного капитала, занимающихся
поиском и разработкой месторождений, а также оказанием сервисных услуг. В
качестве иностранных соучредителей выступают более 60 компаний США,
Канады, Великобритании, Германии, Австралии и других стран мира. Однако
реальная значимость иностранного участия пока невелика. В 2000 г.
компаниями с иностранными инвестициями было добыто всего 6 процентов
всей добычи нефти по России, несколько выше их доля в общем объеме
инвестиций, что позволяет считать, что процесс привлечения иностранных
инвестиций активизируется. Однако существенного значения он пока не
имеет. Одна из главных причин, сдерживающих приток иностранного
капитала, — отсутствие четко и надежно установленных государством
законодательных гарантий стабильности условий работ и налогового режима.
Серьезный шаг в этом направлении был сделан в 1999 г. принятием ФЗ «Об
иностранных инвестициях в РФ» [93]. Закон установил систему
государственных гарантий деятельности иностранных инвесторов,
гарантировал право иностранных инвесторов приобретать земельные участки и
другие природные ресурсы, в том числе участки недр, в соответствии с
действующим законодательством. Указанные гарантии были подтверждены в
том же году ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в
форме капитальных вложений» [85]. Он отнес к субъектам инвестиционной
деятельности на территории РФ иностранных субъектов предпринимательской
деятельности. В качестве одного из механизмов государственного
регулирования, предусматривающего прямое участие государства в
инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, декларировано
предоставление концессий не только российским, но и иностранным
инвесторам по результатам торгов (конкурсов и аукционов) в соответствии с
законодательством РФ. При этом, однако, можно напомнить, что закон о
введении в России концессионного режима находится в стадии разработки и
принятия в Государственной думе уже более 10 лет.

Закон ввел новое определение организаций, учредителями которых
являются иностранные лица. Ранее они назывались «совместные
предприятия», затем «предприятия с иностранными инвестициями», в
настоящее время следует применять термин «коммерческая организация с
иностранными инвестициями».
Общую ситуацию в части привлечения крупного иностранного
капитала в российское недропользование можно оценить как выжидание. Пока
не будет принято соответствующее законодательство и не обеспечена его
действенность, капитал в Россию не пойдет. Но в недропользовании, как и
вообще в промышленности, стоит задача активизации притока не только
зарубежного, но главное — отечественного капитала. Именно поэтому ФЗ «О
СРП» и законопроект «О концессиях», первоначально задуманные только для
иностранных компаний, были распространены и на российских инвесторов.
Закон РФ «О недрах» прямо указывает, что «отношения
недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами
регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными
нормативным и правовыми актами РФ». Они предусматривают как ограничения,
так и преференции (льготы) в отношении зарубежных инвесторов. При этом
масштаб и значимость последних существенно выше. В России для
иностранных инвесторов по существу уже давно установлен так называемый
национальный режим, т.е. режим не менее благоприятный, чем для
отечественных компаний. Более того, ФЗ «Об иностранных инвестициях в
РФ», а также ряд нормативных правовых актов предусматривают
предоставление иностранным инвесторам весьма существенных льгот.
Установленная законом возможность экспорта всей продукции собственного
производства означает, например, в нефтедобыче возможность реализации
продукции по ценам, существенно более высоким, по сравнению с ценами
внутреннего рынка, по которым реализовывали основной объем добычи
российские компании.
В определенной мере дискриминационной можно считать норму,
которая допускает возможность в интересах обеспечения безопасности и
развития промышленности и энергетики РФ на основании представления
заинтересованных органов исполнительной власти введение ограничения на
участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск,
разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков, а также
проведение конкурсов (аукционов) с участием только российских
пользователей [31].
В качестве ограничения можно рассматривать положение Закона РФ
«О недрах» (ст. 17.1) о том, что переход права пользования недрами,
когда юридическое лицо — пользователь недр выступает учре
дителем нового юридического лица, созданного для продолжения
деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией
на пользование участком недр, может быть осуществлен при условии, если
новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством РФ.

В принципе иностранная компания может зарегистрироваться в
качестве субъекта недропользования. Однако это она должна сделать
заранее, что создает некоторые проблемы.
Элементы ограничения иностранного участия установлены
законодательством в отношении поиска, разведки и добычи драгоценных
металлов и драгоценных камней. Для получения лицензии заявитель должен
представить в государственный орган, уполномоченный на выдачу лицензий,
помимо заявления о предоставлении ему права на осуществление
определенного вида (видов) деятельности с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, в частности, документ, удостоверяющий юридический
статус субъекта заявленной деятельности и место его государственной
регистрации.
При осуществлении добычи алмазов в качестве субъектов добычи
субъектам РФ и организациям, созданным без участия (прямого или
косвенного) иностранных лиц, должно принадлежать большинство голосов,
учитываемых при принятии решений органами управления организаций,
осуществляющих деятельность по их добыче на территории РФ.
ФЗ «О континентальном шельфе РФ» обязал иностранных инвесторов:

осуществлять региональное геологическое изучение, поиск,
разведку и разработку минеральных ресурсов только в присутствии
должностного лица органов охраны континентального шельфа и под его
контролем;

обеспечивать бесплатный проезд должностных лиц органов
охраны к месту проведения работ и обратно и использование средств
радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное
обеспечение должностных лиц органов охраны наравне с собственным
командным (руководящим) составом.
Ряд преференций для российской стороны установил ФЗ «О СРП», в
частности, соглашением должны предусматриваться обязательства
инвестора:

по предоставлению российским юридическим лицам
преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве
подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании
договоров (контрактов) с инвесторами;

по привлечению работников — граждан РФ, количество которых
должно составлять не менее 80 процентов состава всех привле
ченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только
на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и
специалистов — граждан РФ соответствующих квалификаций;

по размещению заказов на изготовление оборудования,
технических средств и материалов, необходимых для геологического
изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объеме
не менее 70 процентов общей стоимости таких заказов между российскими
юридическими лицами или иностранными юридическими лицами,
осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в
качестве налогоплательщиков на территории РФ.
При этом, однако, российские товары (оборудование, технические
средства и материалы) в отношении надежности, безопасности, качества и
сроков поставок должны быть конкурентоспособными по отношению к
аналогичным иностранным товарам.
При заключении СРП в ряде случаев государственная сторона
выдвигает в качестве обязательного требования соглашение страхования
всех видов риска и российских страховщиков.
Перечисленные примеры хотя и носят ограничивающий характер,
серьезного отрицательного влияния не оказывают. Подобные требования
являются достаточно распространенными в мировой практике
недропользования.
В противовес дискриминационным мерам законодательство ввело
для иностранных инвесторов и ряд преференций. В первую очередь это
указанные выше государственные гарантии, право свободного вывоза
продукции. ФЗ «О СРП» декларировал возможность в соглашениях,
заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими
лицами, предусматривать в соответствии с законодательством РФ отказ
государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении
предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или)
арбитражного решения. Высший арбитражный суд РФ информировал суды о
введении этого положения и обязал учитывать его при рассмотрении
соответствующей категории дел [56]. Положение об отказе от иммунитета
государства вошло в СРП по проекту Сахалин-І I.
Таким образом, законодательство о недрах по существу не
содержит каких-либо серьезных дискриминационных мер. Низкая
инвестиционная активность зарубежных компаний объясняется общей
экономической и правовой ситуацией, сложившейся в России в этот период.

Контрольные вопросы
1.
Основные принципы и задачи государственного регулирования недропользования.
2.
Понятие системы пользования недрами.
3.
Понятие и значение Государственного фонда недр.
4.
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между
РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления в сфере
недропользования.
5.
Компетенция РФ в сфере недропользования.
6.
Компетенция субъектов РФ в сфере недропользования.
7.
Компетенция органов местного самоуправления в сфере недропользования.
8.
Государственное регулирование отношений недропользования.
9.
Правовое регулирование акваторий.
10.
Организационно-правовой режим недропользования на континентальном шельфе.
11.
Особенности правового режима деятельности иностранных лиц при пользовании недрами.

uchebnik.online/ekologicheskoe-pravo-rf/regulirovanie-deyatelnosti-inostrannyih-35860.html

Источник