Использование добыча и охрана полезных ископаемых

Подготовила и провела

Учитель начальных классов

ГУ «Школа – лицей № 27»

Дружок А.С.

Тема: Охрана полезных ископаемых.

Цель: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства.

Задачи:   Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи; Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддержание осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.         

Форма  урока: урок – исследования.

Оборудование: карта РК, портрет К. Сатпаева, ребусы с названием полезных ископаемых, таблицы для работы в группе

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация и целепологание.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

      — Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

      — Какие проблемы для себя нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

— Работать с вами мы будем в группах. Поэтому, перед тем как начать работу вспоминаем правила работы в группе.

Повторение правил работы в группах.

  • Обсуждать тихо
  • Объяснить своё высказывание
  • Слушать других
  • Договариваться
  • Работать быстро
  1. Повторение.

— Что же такое полезные ископаемые?

Полезные   ископаемые

                                       Необходимые, нужные                                           доставать, извлекать

 — Так что же такое полезные ископаемые?

Природные ископаемые – это горные породы и минералы, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют их для своих нужд.

 — Какие полезные ископаемые вы знаете?

По оценке ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов  таблицы Менделеева в его недрах выявлены 99, разведаны 70, но пока извлекаются и используются 60 элементов.

В мировом масштабе Казахстан уже сейчас является крупнейшим производителем вольфрама, а по его запасам занимает первое место в мире, второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвертое – свинца и молибдена, восьмое – по общ,им запасам железной руды.

— Если мы знаем полезные ископаемые, то должны знать об их свойствах, как они используются, где добываются, каким способом.

Каждая группа разгадывает ребус с полезным ископаемым.

                        

                 А = И               ,,,,,                                                     ,,                           ,

         да         не    ь

— Отгадайте ребусы.

— Заполните таблицу. Запишите всё, что вы знаете о своём полезном ископаемом.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

Условное обозначение

— На какие группы по свойствам, описанных вами мы можем распределить полезные ископаемые? (Рудные, нерудные, горючие)

— Ребята, как добывают полезные ископаемые?

        Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

 —  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

—   Когда человек спускается в шахту.

 —  Как вы думаете, почему?

—   В шахте может произойти обвал.

—  Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

Читайте также:  Сообщение о полезных ископаемых кировской области

— Люди еще каких профессий работают с полезными ископаемыми? (Металлурги, геологи)

— Кто такие геологи?

— Геологи – это люди, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?

— Одним из таких людей, избравших для себя очень трудную, но нужную и интересную профессию был КАНЫШ САТПАЕВ.

Он внес большой вклад в науку ГЕОЛОГИЮ в годы войны, что и было признано мировой общественностью. Возможно, поэтому 1999 год в календаре знаменательных дат ЮНЕСКО был отмечен ГОДОМ САТПАЕВА (журнал «Далдырган » №7, 1999 год). ( Показываю портрет К.Сатпаева.)

Имя Сатпаева неразрывно связанно с историей становления промышленности и науки в Казахстане. КанышИмантаевичСатпаев – геолог-казах, открывший стране огромные запасы меди Джезказгана и марганец Джезды; первый президент Академии наук Казахской ССР, неустанно заботившийся о расцвете казахстанской науки и ее максимальной практической отдаче; мудрый наставник молодежи, заботливо растивший научные кадры. Кристина

Того, что сделал для нашей страны КанышСатпаев, хватило бы на сотни академиков, вместе взятых. Благодаря трудам Сатпаева и воспитанных им ученых Казахстан стал одной из самых богатых стран по запасам полезных ископаемых, где есть все элементы таблицы Менделеева. Миша

Больше всего КанышСатпаев любил поездки по бескрайним землям Центрального Казахстана, раскрывая их тайны. Каждый геолог мечтает открыть тот клад, который долго хранит в себе земля. Мечты КанышаСатпаева сбылись: марганцевые руды месторождений Найзатас и Джезды, открытые КанышемИмантаевичемСатпаевым полностью обеспечили в годы Великой Отечественной войны потребности черной металлургии Урала и Сибири.

Игорь

  1. Работа по теме урока.

Заполнение кластера « Как использует человек полезные ископаемые»

— Подведем итог, как же человек использует полезные ископаемые?

— Как вы думаете, ребята, исчерпаемы ли полезные ископаемые?

— Конечно, исчерпаемы, поэтому надо знать, что без разрешения Министерства экологии и природных ресурсов нельзя заниматься их добычей. Мы — ХОЗЯЕВА, нам надо думать о дне завтрашнем.

— Что же будут делать люди, если иссякнут полезные ископаемые?

Предположите в группе, что произойдет, если исчезнет полезное ископаемое, о котором вы рассказывали !!!

— А что бы вы смогли сделать для охраны природных полезных ископаемых?

— Природа накапливала свои подземные богатства миллионы лет и они не восстанавливаются. Поэтому главная задача — охранять и бережно их использовать.

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые, которые образовались десятки и сотни миллионов лет назад, сегодня человек использует для производства необходимых для жизни благ. Запасы полезных ископаемых нельзя восстановить, а для их образования нужны миллионы лет. Поэтому полезные ископаемые нужно охранять

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

— А как вы ребята, можете помочь в охране полезных ископаемых?

  1. Практическая работа.

1 группа – обращение к людям «Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.»

2 группа – синквеин «Полезные ископаемые»

3 группа – нарисовать плакат – призыв « Охрана полезных ископаемых.

Презентация работ.

  1. Рефлексия

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

         -Что помогло нам в работе?

        — Какие открытия для себя сделали?

Дом. работа  написать эссе «Каким полезным ископаемым я хотел бы быть» 

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

Условное обозначение

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Место и способ добычи

        

Обращение

«Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Синквеин

«Полезные ископаемые»

  1. Существительное – название.
  2. 2 прилагательных
  3.  3 глагола
  4. 4 слова – отношение
  5. Слово — синоним ( ассоциация с первым словом)

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________

5.____________________________________________________________________

Источник

Чем характеризуется добывающая отрасль?

В Российской Федерации широко развита добывающая отрасль, ведь на территории страны расположены месторождения основных видов полезных ископаемых. Эти скопления минеральных и органических образований, находящиеся в земных недрах, эффективно применяются, обеспечивая жизнедеятельность людей и производство.

Все полезные ископаемые можно разделить на три группы:

  • твердые, подразделяющиеся на: уголь, руды, нерудные материалы и др.;
  • жидкие, основными представителями этой категории являются: пресная, минеральная вода и нефть;
  • газообразные, к которым относится природный газ.
Читайте также:  Полезен ли томатный сок в пакетах

Группы полезных ископаемых

В зависимости от назначения производится добыча полезных ископаемых следующих видов:

Какие существуют полезные ископаемые

  • рудных материалов (железных, марганцевых, медных, никелевых руд, бокситов, хромитов и благородных металлов);
  • строительных материалов (известняка, доломита, глины, песка, мрамора, гранита);
  • нерудных ресурсов (яшмы, агата, граната, корунда, алмазов, горного хрусталя);
  • горно-химического сырья (апатитов, фосфоритов, поваренной и калийной соли, серы, барита, бром- и йодсодержащих растворов;
  • топливно-энергетических материалов (нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев, урановых руд);
  • гидроминерального сырья (подземных пресных и минерализированных вод);
  • минеральных образований океана (рудоносных жил, пластов континентального шельфа и железомарганцевых включений);
  • минеральных ресурсов морской воды.

На долю российской добывающей промышленности приходится четверть мирового объема добычи газа, 17% добываемой в мире нефти, 15% – каменного угля, 14% – железной руды.

Предприятия добывающей промышленности стали крупнейшими источниками загрязнения природной среды. Вещества, которые выбрасываются горнодобывающим комплексом, оказывают губительное воздействие на экосистему. Проблемы негативного воздействия добывающей и перерабатывающей промышленностей стоят очень остро, так как затрагивают все сферы жизни.

Запасы полезных ископаемых в России

Как влияет отрасль на земную поверхность, воздух, воду, флору и фауну?

Масштабы развития добывающей отрасли поражают: при пересчете объемов добычи сырья на одного жителя планеты получится примерно 20 тонн ресурсов. Но лишь десятая часть из этого количества приходится на конечные продукты, а все остальное является отходами. Развитие горнодобывающего комплекса неминуемо ведет к негативным последствиям, основными из которых являются:

Вред от горнодобывающей промышленности

  • истощение сырьевых ресурсов;
  • загрязнение окружающей среды;
  • нарушение естественных процессов.

Все это приводит к серьезным экологическим проблемам. Можно посмотреть на отдельных примерах на то, как влияют на окружающую среду различные виды добывающих производств.

На месторождениях ртути происходит нарушение ландшафта, образуются отвалы. При этом происходит рассеивание ртути, являющейся токсичным веществом, губительно влияющей на все живое. Аналогичная проблема возникает на разработке залежей сурьмы. В результате работ остаются скопления тяжелых металлов, загрязняющих атмосферу.

При добыче золота используются технологии для отделения благородного металла от минеральных примесей, сопровождающиеся выделением в атмосферу ядовитых компонентов. На отвалах месторождений руд урана наблюдается присутствие радиоактивного излучения.

Чем опасна добыча угля:

Последствия добычи полезных ископаемых

  • деформацией поверхности и углесодержащих пластов;
  • загрязнением воздуха, воды и почвы в районе расположения карьера;
  • выбросом газа и пыли при выносе пустых пород на поверхность;
  • обмелением и исчезновением рек;
  • затоплением брошеных карьеров;
  • образованием депрессионных воронок;
  • обезвоживанием, засолением слоя почвы.

На территории, расположенной вблизи от рудника, происходит создание антропогенных форм (оврагов, карьеров, терриконов, отвалов) из отходов сырья, которые могут простираться на десятки километров. На них не могут расти ни деревья, ни другие растения. А стекающая с отвалов вода с токсическими веществами наносит вред всему живому на больших прилежащих площадях.

Динамика обемов добычи угля в России по способам добычи

На месторождениях каменной соли происходит образование галитовых отходов, переносимых осадками в водоемы, служащие для снабжения жителей ближайших населенных пунктов питьевой водой. Вблизи разработок магнезитов происходит изменение кислотно-щелочного баланса почвы, приводящее к гибели растительности. Изменение химического состава почвы приводит к мутациям растений – изменению окраски, уродливости и т. д.

Происходит и загрязнение земель сельскохозяйственного назначения. При транспортировке полезных ископаемых пыль может разлетаться на большие расстояния и оседать на почве.

Со временем земная кора истощается, снижаются запасы сырья, падает содержание полезных ископаемых. Вследствие этого возрастают объемы добычи и количество отходов. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является создание искусственных аналогов природных материалов.

Защита литосферы

Одним из методов, позволяющих защитить земную поверхность от губительного воздействия горнодобывающих предприятий, является рекультивация земли. Частично решить экологическую проблему можно с помощью заполнения отходами разработок образовавшихся выемок.

Поскольку во многих породах содержится не один вид полезных ископаемых, необходимо оптимизировать технологии, производя добычу и переработку всех имеющихся в руде компонентов. Такой подход не только окажет положительное влияние на состояние окружающей среды, но и принесет немалый экономический эффект.

Влияние человека на литосферу

Влияние на флору и фауну

Деятельность горнодобывающей отрасли связана с образованием отходов. В их составе встречаются горные породы, обедненные руды и химические вещества. При извлечении из-под земли, они вступают в химические реакции, не поддающиеся контролю. В результате это может привести к серьезным последствиям для экологии.

Читайте также:  В молочке полезные жиры или нет

В местах добычи пропадают растения, нарушается привычная среда обитания живых существ. Не все животные и насекомые способны адаптироваться к перемене условий, в результате чего они покидают эти места или погибают. С учетом бурного развития добывающей деятельности человека это станет большой проблемой в вопросах охраны природы и ее обитателей.

При освоении месторождений минеральных ресурсов из-за нарушения растительного покрова разрушаются пастбища, что приводит к дефициту пищи для скота. Процесс разработки мест добычи ресурсов подразумевает загрязнение пылью и сточными водами больших территорий радиусом до 30 км. Вредные вещества, при попадании на землю, уничтожают все живое на своем пути. После этого перестает расти трава, деревья, кустарники. В результате в поисках пищи мигрируют целые популяции.

Для компенсации вреда, причиненного человеком флоре и фауне, необходимо удобрять почвы, регулярно высаживать леса и организовывать пастбища вдали от мест разработок.

Отсутствие мер по решению проблем, возникающих при добыче полезных ресурсов, усугубляет ситуацию. Экологическая обстановка определяет не только качество окружающей среды, но и состояние здоровья людей. При серьезных масштабах ущерба, нанесенного человечеством природе, еще существует возможность вернуть ей первоначальный вид.

Как сохранить окружающую среду?

На современном этапе развития промышленных технологий необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей среды. В приоритете находится создание малоотходных или безотходных производств, способных значительно уменьшить губительное воздействие на экологию.

Чтобы сохранить природу, необходим комплексный подход к использованию отходов разработок и грамотное применение недр при добыче полезных ископаемых.

Охрана природы от последствий добычи полезных ископаемых

Особенности национальных классификаций

Россия. Новая классификация ресурсов и запасов в РФ, утвержденная в 1997, сохранила прежние подходы к ранжирование запасов по степени их изученности (категории А, В, С1 и С2), а также разделение запасов на балансовые и забалансовые, хотя принцип разделения усовершенствован – если раньше в балансовых запасов относили запасы “целесообразные для освоения”, то сейчас был утвержден принцип прямой стоимостной ценности запасов, требованием получения прямого экономического эффекта в условиях конкурентного рынка.

В классификации США запасы и ресурсы включают только то количество полезных ископаемых, добываемой (может быть добыта). Соотношение сроков с категориями ресурсов и запасов СССР, РФ и США для твердых полезных ископаемых, нефти и газа представлены в приложениях.

Мероприятия, помогающие решить проблему

При решении проблемы защиты окружающей среды важно использовать комплексные мероприятия: производственные, экономические, научно-технические, социальные.

Улучшить экологическую ситуацию можно с помощью:

Как решается проблема вреда от добычи полезных ископаемых в мире

  • более полного извлечения ископаемых из недр;
  • применения промышленностью попутного нефтяного газа;
  • комплексного использования всех компонентов пород;
  • мероприятий по очистке вод при подземных разработках;
  • применения шахтных сточных вод в технических целях;
  • использования отходов в других производствах.

Во время добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов необходимо использовать современные технологии, позволяющие сократить выбросы вредных веществ. Несмотря на затратность применения передовых разработок, вложения оправданы улучшением экологической ситуации.

Видео по теме: Экологические риски при добыче нефти в Каспийском море

Полезные статьи

Положительное и отрицательное влияние, оказываемое человеком на природу

Причины экологических проблем лесных зон

Способы решения экологических проблем тундры

Основные определения

Ресурсы полезных ископаемых – объемы полезных ископаемых в месторождениях, оценены как возможные для добычи и переработки на современном технико-экономическом уровне разработки месторождений данного вида минерального сырья.

Запасы полезных ископаемых – объемы полезных ископаемых., Обнаружены и подсчитаны на месте залегания по данным геологического изучения открытых (идентифицированных) месторождений полезных ископаемых.

Рабочей группой по углю Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН разработана, а ЕЭК и Комитетом по устойчивой энергетики ООН 7-8 октября 1998 принято “Международную рамочную классификацию ООН запасов / ресурсов месторождений”, которая распространяется на твердые горючие ископаемые и минеральное сырье. ООН рекомендовала эту классификацию для внедрения в странах мира, имеющих развитую угольную и горнодобывающую промышленность. Таким образом, ООН было предложено принять единые мировые критериальные оценки ресурсов и запасов полезных ископаемых.

Вместе с тем, создание единой мировой понятийной базы по категориям “ресурсы” и “запасы” п.и. в конце ХХ в. затруднялось различными подходами к их подсчетов в разных странах. Это объясняет расхождения разных источников, иногда достигают 100% и более. В бывшем СССР и др. социалистических странах Государственным балансом учитывались запасы месторождений, квалифицированные по степени их разведанности.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Источник