Исследовательская работа на тему полезные привычки
10
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ
МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ЭТОТ БОЛЬШОЙ МИР»
Условия формирования полезной привычки
Автор: Варкова Дарья Алексеевна, обучающаяся
4 класса МБОУ «Городская гимназия №1»
Руководитель: Фроленок Людмила Михайловна,
учитель начальных классов МБОУ «Городская гимназия №1»
г. Усть-Илимск
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………… 4
. ПОНЯТИЕ ПРИВЫЧКИ………………………………………………… 4
. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ ………………………… 4
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ ……………………………. 4
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………… 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………… 9
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
С уверенностью можно сказать, что каждый человек хотя бы раз в жизни давал себе слово начать делать зарядку по утрам, бегать… Но не всегда задуманное становится привычкой. Моя работа посвящена формированию хороших привычек. Древняя мудрость гласит: «Посеешь мысль – пожнешь действие, посеешь действие – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Неужели привычка может так повлиять на жизнь человека? Психологи считают, что прививание полезных привычек в раннем возрасте помогает вырастить организованных, волевых и уверенных в себе людей, способных добиваться поставленной цели.
Как и при каких условиях можно выработать привычку? Действительно ли, что для приобретения привычки достаточно 21 дня? Эти вопросы определили цель данной работы – выявление условий формирования привычки.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
изучить, что такое привычка;
выяснить, при каких условиях формируется привычка.
Объект исследования: полезные привычки человека.
Предмет: условия, при которых формируется привычка.
Гипотеза: предположим, что привычка формируется за 21 день.
Методы исследования: анализ литературы, эксперимент.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПОНЯТИЕ ПРИВЫЧКИ
В толковом словаре С.И. Ожегова говорится, что привычка — это поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным. [2] Психологи определяют привычку как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. Привычка может быть как полезной, так и вредной. [1]
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ
Изучив публикации по данной теме, мы выяснили, чтобы у человека сформировалась привычка, нужно привлечь его внимание к действию, потом – заинтересовать. Когда заинтересовался – создать уверенность, что для него это возможно. Затем дать возможность попробовать и обеспечить первые шаги удачи.
Если человек начал что-то делать, то нужно обеспечить регулярность, ведь привычка – это результат повторения и обычно формируется на 21 день (при ежедневном повторении).
Почему 21 день необходим для формирования привычки? Как оказалось, данное число имеет научное обоснование. В США был проведен эксперимент: каждому члену экспериментальной группы выдавали специальные очки, линзы которых переворачивали изображение с ног на голову. Участники опыта должны были носить их все время, не снимая.
Через определенное время мозг участников эксперимента научился сам переворачивать изображение, и воспринимать его как нормальное. Произошло привыкание мозга к этим картинкам. Пик таких переворотов пришелся на 21-ый день. Но как только люди хотя бы на один день переставали носить очки, мозг возвращался к нормальной работе, и на переворот изображения снова требовался 21 день. [4]
Таким образом, чтобы привычка сформировалась, необходимо регулярно выполнять действия, без срывов.
Станет ли привычка чертой характера? Станет, если сложить условия: желание начать, мотивация (Зачем нужна привычка?), продолжительное повторение, регулярность, усилия (умение заставить себя) и самоконтроль, поддержка окружающих, появление положительных результатов от усвоенной привычки.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ
Чтобы выработать привычку, необходимо время. Психологами отмечаются следующие этапы вырабатывания привычки:
0 этап (без подкрепления действием) – принять решение.
I этап (подкрепляется действием) — сделать хотя бы раз.
II этап – сделать 2 дня подряд (начать не сложно, сложнее продолжить).
III этап – делать дело в течение недели (включая выходные).
IV этап – делать 21 день (ежедневно, без пропусков).
V этап – делать 40 дней (время, после чего привычка будет закреплена и выработана окончательно). [3]
На этапе формирования привычки важно фиксировать выполнение действия: так будет легче контролировать себя и видеть первые положительные результаты.
Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования привычки необходимы условия: желание, мотив (Для чего мне это нужно?), регулярность выполнения, продолжительное время, воля и самоконтроль, и конечно, поддержку окружающих.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературных источников, статей в интернете позволили нам выделить условия формирования полезной привычки: желание, мотив, систематическое повторение, продолжительное повторение, самоконтроль.
Для проверки гипотезы исследования нами были созданы 2 группы:
— 1 группа (я сама) – формирование привычки ежедневно печь хлеб (в хлебопечке) и мыть посуду после ужина;
— 2 группа (2 одноклассника) – формирование привычки ежедневно проводить с классом утреннюю зарядку.
Результаты выполнения действия фиксировались в дневнике исследователя.
2.1. Формирование привычки печь хлеб и мыть посуду после ужина
Для формирования этой привычки имелись все условия: это действие я выбрала сама (желание), мне приятно, что за ужином моя семья кушает свежий хлеб и экономится семейный бюджет (присутствует мотив), действие необходимо совершать ежедневно (систематическое повторение, правило 21 дня), на исследование отводилось 40 дней (продолжительность), результаты выполнения я фиксировала в дневнике (самоконтроль). В результате за данное время 10 раз пекла хлеб и 2 раза мыла посуду с напоминаниями мамы и без напоминаний — 30 раз пекла хлеб и 38 раз мыла посуду. (Приложение 1, диаграмма 1) Стоит отметить, что для ежедневного повторения требовалось еще и терпение (воля). Было приятно, когда мои родные благодарили меня за вкусный хлеб и чистую посуду.
2.2. Формирование привычки проводить с классом утреннюю зарядку
Для формирования этой привычки имелись следующие условия: ребята выбрали это действие сами (желание), продолжительность эксперимента – 21 день, но было нарушено условие систематического повторения, т.к. в субботу и воскресенье учебных занятий в школе нет и самоконтроль (не контролировали время начала зарядки). В результате зарядку не проводили 4 раза, проводили с напоминаниями 7 раз, без напоминаний — 10 раз. (Приложение 1, диаграмма 2)
Таким образом, мы доказали, что для формирования привычки за 21 день необходимы еще и все перечисленные выше условия. Если какое то условие отсутствует, то полезная привычка формируется сложнее или не формируется вообще, что подтверждает нашу гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек имеет большое количество привычек. Они могут быть полезными и вредными. Полезные привычки помогают нам чувствовать себя собранными, организованными людьми.
Формирование привычки — это искусство, которому учатся не за один день. Для того чтобы действие стало ежедневной привычкой, необходимо соблюсти несколько условий. Невозможно выработать привычку без желания и осознания ее значимости. Чтобы привычка сформировалась, необходимо не менее 21 дня при ежедневно повторении.
Уильям Джеймс заметил, что формирование новой привычки похоже на сматывание клубка. Чем дольше мы сможем наматывать нитку, не роняя ее, тем дальше продвинемся. Если уроним клубок, и нитка размотается, нам придется начать сначала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Психология: Учебное пособие. IX класс. — Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2007 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: 1989 г.
https://psinovo.ru/stati/usloviya_formirovaniya_privichki.html
https://f-journal.ru/pravilo-21-dnya/
Приложение I. Формирование привычки ежедневно печь хлеб и мыть посуду перед ужином
Приложение II. Формирование привычки проводить с классом утреннюю зарядку
Источник
Автор работы:
Бахвалова Анастасия Борисовна
Руководитель проекта:
Леткина Наталья Владимировна
Учреждение:
ГБОУ Лицей №150 г. Санкт-Петребурга
В процессе работы над детской исследовательской работой по обществознанию на тему «Сила привычки» автором была поставлена цель, провести исследование по формированию и изменению привычек с целью создания плаката на основе рекомендаций по разработке и укреплению силы воли к концу февраля 2020 года.
Подробнее о работе:
В ученическом проекте по обществознанию «Сила привычки» автором была исследована литература по данной теме, рассмотрены понятия «привычка» и «сила воли». В работе объясняется, что привычки могут быть как вредными, так и полезными. В свою очередь, используя специальные методы и приемы, можно целенаправленно избавится от негативных привычек и намеренно завести полезную привычку.
Готовая исследовательская работа по обществознанию на тему «Сила привычки» посвящена выяснению того, сколько времени понадобится для закрепления привычки и что будет после избавления от привычки. Автор объясняет, насколько формирование привычек и избавление от них зависит от силы воли и составляет плакат с рекомендациями по формированию и развитию силы воли.
Оглавление
Паспорт проектной работы
1.Формирование привычки.
2. Сила воли.
3. Разработка и укрепление силы волы.
4. Рекомендации по развитию силы воли.
Продукт проекта
Паспорт проектной работы
Название проекта: «Сила привычки»
Руководитель проекта: Леткина Наталья Владимировна, учительница ОБЖ.
Учебный предмет: обществознание.
Тип проекта: исследовательский.
Гипотеза: привычку уничтожить нельзя, но ее можно заменить на другую.
Цель проекта: провести исследование по формированию и изменению привычек с целью создания плаката на основе рекомендаций по разработке и укреплению силы воли к концу февраля 2020 года.
Задачи:
- Узнать, как формируются привычки
- Узнать, что такое сила воли
- Как разработать и укрепить силу воли
Необходимое оборудование: отсутсвует.
Вопросы проекта:
- Что такое привычка?
- Являются ли все привычки вредными?
- Как формируются привычки?
- Можно ли завести полезную привычку намеренно?
- Сколько времени понадобится для закрепления привычки?
- Что будет после избавления от привычки?
- Привычки несут позитивный или негативный характер?
Продукт проекта: плакат.
Актуальность: некоторые привычки играют воистину судьбоносную роль в жизни каждого человека, в данном проекте будет рассматриваться их влияние на окружающий человека социум и смысл привычек, как вредных, так и полезных.
Этапы работы над проектом:
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность обучающегося | Временные рамки |
Подготовительный | Определение темы.Анализ проблемы. Формулировка цели, задач и гипотезы | Согласовала тему проекта с учителем и отобрала необходимый теоретический материал. | Сентябрь 2018 |
Организационный | А) Определение источников необходимой информации. Б) Определение способов сбора и анализа информации. В) Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности | Формулирую задачи проекта, вырабатываю план дальнейших действий. | Октябрь-Ноябрь 2018 |
Практический | Сбор и уточнение информации (интервью , опросы) Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение задач проекта. | Поэтапное выполняю задачи проекта. | Декабрь 2018-Сентябрь 2019 |
Презентационный | Публичная презентация продуктов проектной деятельности. | Представляю проект и продукт проектной деятельности на защите в ГБОУ Лицее №150 А так же на уровне не ниже районного | Октябрь-Декабрь2019 |
Аналитический | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Подготовка описания проекта. | Провожу самоанализ проектной деятельности, результатов проекта. Оформляю описание проекта. | Январь 2020 |
Формирование привычки
По мнению ученых, привычки возникают потому, что мозг постоянно ищет способы экономии усилий. Мозг располагает только собственными ресурсами и потому пытается превратить в привычку практически любое действие, ведь привычки позволяют нашей голове работать с наименьшими усилиями.
Классический подход гласит, что привычка состоит из сигнала-раздражителя (его часто называют триггером), следующей за ним поведенческой модели (паттерна) и вознаграждения.
Возьмем распространенную привычку дергать ногой, сидя за столом, — сигналом чаще всего будет стрессовая ситуация, паттерном — собственно дергание ногой, а наградой — ощущение спокойствия и возможность сконцентрироваться. Если часто повторять эту цепочку (и если вознаграждение следует регулярно), то вскоре последовательность действий достигнет автоматизма, а значит, сформируется привычка. Мы часто даже не замечаем, как у нас появляются новые привычки.
Сила воли
Сила воли – одна из важнейших черт характера человека, благодаря которой он способен добиться в своей жизни колоссальных результатов. … Сила воли – это мощная, неисчерпаемая энергия внутри человека, которую он, как личность, сознательно активирует и направляет на достижение желаемого результата.
Сила воли состоит из «Я буду» — способность делать, то что не хочешь. «Я не буду» — способность избегать соблазнов. «Я хочу» — способность двигаться к своим целям.
Сила воли подобна мышце. Ее можно перенапрячь, а можно тренировать. Причем мозг действительно обрастает серым веществом в определенном участке.
Самоконтроль — вопрос не только психологии, но и физиологии
Сила воли нужна для защиты нас от самих себя.
Мы переоцениваем себя завтрашнего, поэтому и страдаем прокрастинацией
Разработка и укрепление силы волы
Придумайте себе большую цель и установите ежедневные квоты для ее достижения. Так поступил IT-предприниматель Нейтан Барри, который хотел выпустить книгу и заставил себя писать по 1000 слов каждый день. Выполняя эту норму, Барри написал сразу три книги, и все они стали коммерчески успешными. Другой способ — отказаться от ненужных решений. Скажем, вы хотите правильно питаться, но не выходит.
В таком случае стоит (и научные исследования подтверждают) употреблять один и тот же набор нужных вам продуктов каждый день. Да, скучно, однако без лишних вещей в холодильнике вам не придется решать, съесть их или нет. Такого метода придерживается бывший президент США Барак Обама, который ест каждый день примерно одно и то же — и всегда носит костюмы одного и того же размера.
Кроме того, в последнее время появилось множество мобильных приложений, которые помогают сформировать хорошие привычки, зачастую в игровой форме.
Так что же такое привычка?
Привычка — это сложившийся способ поведения, которое может иметь характер потребности. Психологи говорят о привычке, когда для реализации такого поведения человек не затрачивает дополнительных ресурсов, то есть действует автоматически. С точки зрения физиологии привычка — это просто устойчивые нервные связи в головном мозге, которые всегда готовы к активизации.
Вопросы проекта:
- Что такое привычка?
- Являются ли все привычки вредными?
- Как формируются привычки?
- Можно ли завести полезную привычку намеренно?
- Сколько времени понадобится для закрепления привычки?
- Что будет после избавления от привычки?
- Привычки несут позитивный или негативный характер?
Ответы:
Рекомендации по развитию силы воли
Для того, чтобы развить и укрепить силу воли, достаточно запомнить всего несколько способов, которые гарантируют, что ваш самоконтроль будет работать, как часы. Вот эти пять способов:
1. «Додышите» до самоконтроля
Правильное дыхание вообще может помочь избежать многих проблем. Многие врачи говорят о том, что если бы их спросили о самом простом навыке, который поможет человеку быть в форме, то они бы выбрали умение правильно дышать.
Итак, вот что нужно сделать для того, чтобы клетки вашей префронтальной коры наполнились воздухом. Возьмите секундомер и сделайте глубокий вдох на 7 секунд. Потом выдыхайте тоже 7 секунд. В идеале вы должны делать 4–6 вдохов в минуту, то есть на каждый вдох-выдох должно приходиться по 10–15 секунд. Если проделывать это упражнение перед волевым «срывом», это поможет вам сдержаться.
2. Пятиминутка медитации
Наш мозг работает постоянно, и иногда в нем запущено слишком много параллельных процессов. Все это очень мешает «волевым» процессам. Вспомните, как реагирует наш организм, когда у нас куча дел и мы не успеваем ничего делать. Его постоянно тянет чем-то «успокоить» себя — например, поесть.
Именно поэтому один из лучших способов вернуть себе волевой контроль — это сделать небольшую медитацию. При этом медитацией может считаться даже сосредоточение на своем дыхании. Можете просто проговаривать про себя «вдох» и «выдох». Даже пятиминутная медитации поможет вам в том, чтобы удержать себя от срыва.
3. Прогуляйтесь!
«Нет такой проблемы, которую не могла бы решить прогулка», — так гласит старая китайская пословица. И это абсолютная правда! Прогулка буквально заряжает ваш организм эндорфинами, из-за чего вы автоматически чувствуете себя более счастливыми.
Даже 15-минутная прогулка подарит вам дозу эндорфинов и насытит ваши клетки кислородом так, что вам совершенно не захочется тянуться к запрещенным удовольствиям. В идеале — гулять каждый день не менее, чем по 15–30 минут. Это закалит не только ваш организм, но и ваш дух.
4. Вздремните или просто расслабьтесь
Полноценный сон — это важнейший компонент нашей полноценной жизни. Вспомните, как вы себя чувствуете, когда вы мало спите? Хочется постоянно накричать на кого-нибудь, сорваться или просто съесть много вредностей. Нельзя недооценивать недостаток сна. Это поистине страшная вещь не только для нас самих, но и для окружающих.
Итак, ваша префронтальная кора будет на страже только после того, как ваше тело хорошенько выспится. Не ждите полноценной защиты от волевых преступлений, если тело хочет спать.
5. Едите вовремя
Любой беспорядок для организма — это большой стресс. А что организм привык делать со стрессом? Правильно — заедать! Вы знаете о том, что даже беспорядок в комнате может привести к увеличению веса? Именно поэтому для того, чтобы не создавать дополнительных стрессовых ситуаций для организма, вам нужно есть вовремя.
Продукт моего проекта
Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:
Источник