Исследовательская работа полезно ли есть кашу
Введение
И в школе, и дома нам часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», «Не будешь есть кашу, силы не будет». А я кашу не очень люблю. Да и в школе, в столовой я часто вижу, как дети уносят кашу обратно. Вот я и подумал: «Действительно ли так полезны каши, как говорят взрослые?». Я решил найти ответ на этот вопрос. Может это правда? Ведь часто вредным для организма бывает что-нибудь очень вкусное, полезным – вкусное не всегда. Я поставил цель, определил задачи и составил план работы. Работа началась.
Цель: Выяснить, полезны ли каши для здоровья человека?
Задачи:
1.Узнать историю появления каши в жизни человека.
2.Узнать, из каких злаков получают крупу для каши.
3.Выяснить питательные ценности каши.
4.Определить, полезны каши или нет.
Гипотеза: Я предполагаю, что каши не приносят пользы организму человека.
План работы:
1.Найти материал, рассказывающий об истории появления каши в жизни человека.
2.Спросить у взрослых, что они думают о пользе каш. Узнать, любят ли кашу дети и почему.
3.Узнать состав различных каш.
4 . Сделать вывод о том, полезны каши или нет.
1. История появления каши в жизни человека
Каша – самое распространенное русское блюдо. Само слово каша в древнем его значении праславянское и означает кушанье, приготовленное из растертого зерна (краш — «тереть»).
В старину это кушанье являлось обрядовым блюдом.
Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста должны были при гостях обязательно сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.
При рождении ребенка готовилась «Бабина каша» — крутая, пересоленная, которую должен съесть молодой отец.
У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ними каши не сваришь».
Каша входила в ежедневный рацион римских гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.
У многих народов на Руси кашей поминали, встречали новорожденного, отмечали окончание жатвы, молотьбы, сева и переселение в новый дом. Зачастую и застолье называли кашей.
Основной горячей провизией для солдат опять же являлась каша.
Отсюда и стали называть солдатских поваров кашеварами.
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы – осталось «чуть-чуть» гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить истощенных солдат, Суворов вдруг отдал приказ – все варить в общем котле, добавив, лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу до сих пор называют суворовской.
А название этой каши связывают с именем графа Гурьева. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел. Граф выкупил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина. Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельной восхищение. Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей гурьевской.
Перловую кашу особенно любил царь Петр I. А почему «перловая»? «Перл» — с французского языка означает жемчуг. А что общего у жемчуга с кашей, сваренной из ячменных круп? Но если присмотреться. Разваренные крупинки сверкают как бусинки жемчуга. Вот откуда столь красивое название у вкусной каши из ячменной крупы.
Наша легендарная манная каша получила свое название от слова «манна».
В Библии рассказывается, что во время странствования евреев по пустыне, когда наступил голод, внезапно с неба начала сыпаться «манна небесная», которая и спасла истощенных людей.
Зеленая каша – это не только старинное, но и коренное русское национальное блюдо. В его основе — цельное ржаное зерно, достигшее стадии восковой спелости. Оно считалось сезонным летним кушаньем, доступным преимущественно зажиточным людям: для приготовления “зеленой каши” использовали только дозревшее зерно. Помещики могли получить дозревшее зерно, так как у них было больше земель, чем у обычных крестьян.
Таким образом, каша — это особое блюдо. Привычное, неприметное, но обладающее своей историей.
- Из каких злаков готовятся каши
На Руси варили каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Остановимся на некоторых из них.
Манная каша
Манную кашу варят из манной крупы – манки. Манную крупу получают из пшеницы: когда зёрна очищают от оболочки и перемалывают, то наряду с мукой образуется крупка. Это и есть манка.
Пшенная каша
Пшено — это семена проса, очищенные от наружной оболочки.
Перловая каша
Перловая крупа – это цельные ячменные зерна, очищенные и шлифованные.
Ячневая каша
Ячневую крупу делают из ячменя, которая мелко дробится на специальных станках. Ее не очищают от плодовых оболочек и не шлифуют, как перловку.
Рисовая каша
Во время жатвы рисовое поле ничем особенно не отличается от прочих хлебных полей.
Но побываешь здесь, когда рис еще зреет, и удивишься: «А где же поле?» Вместо него — бесконечные пруды, отделенные друг от друга узкими ленточками земли.
Ни пшеница, ни просо не могут жить в такой хляби. А рис может! Больше того, любит так расти. Не зря на Востоке говорят: «Вода — душа риса».
Гречневая каша
Когда цветет гречиха, на поле не видно ни зелени, ни земли — сплошной бело-розовый ковер из цветков. И от этого дивного ковра исходит медовый аромат. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные плоды-орешки. Если снять с них бурую кожицу, это и будет та самая гречневая крупа, из которой варят кашу.
Впервые гречиху стали выращивать в жаркой Индии четыре тысячи лет назад. Там ее называли «черной пшеницей» — за темный цвет зернышек-семян. Из Индии гречиху завезли в Грецию, а уж оттуда в Россию. Поэтому у нас ее и окрестили гречихой, или гречкой.
Овсяная каша
Овсяную крупу получают из овса.
Кроме овсяной крупы из овса можно получать толокно (размоченное, раздавленное и размолотое овсяное зерно), геркулес (овсяные хлопья).
Итак, крупу для каш получают из различных зерновых культур.
- Я ПРОВЕЛ ОПРОС СРЕДИ ОДНОКЛАССНИКОВ. Перед вами результаты опроса.
1.Любите ли вы кашу?
2. Какую кашу любите больше всего?
3.Какую кашу вы не любите?
4. Знаете ли, чем полезна каша?
Таким образом, не все одноклассники знают о пользе каши.
- На следующем этапе исследования Я СПРОСИЛ У ВЗРОСЛЫХ, полезна ли каша и ЧЕМ она полезна ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА?
Вот какие ответы я получил.
Медицинская сестра: «Да, в кашах много полезных веществ и витаминов. Они улучшают пищеварение»
Повар столовой:
«Конечно, каша способствует сохранению нормального веса»
Учитель: «Несомненно, дети, которые кушают кашу, более устойчивы к стрессам, умственным и психоэмоциональным нагрузкам»
Мама: « Я думаю, да. Каша придаёт силы человеку, в ней много витаминов»
- На следующем этапе исследования я решил узнать о питательности каш.
По мнению врачей-диетологов в кашах содержатся все необходимые человеку питательные вещества. Каши недороги и их должен включать в свой рацион каждый, кто заботится о своем здоровье, хочет быть бодрым и полным энергии.
При изучении питательности каш, я узнал, что диетологи выделяют 4 наиболее полезные каши:
Наиболее полезна гречневая каша. Ведь в гречневой крупе, из которой она изготавливается, много растительных белков, жиров и углеводов. Она содержит фосфор, кальций, калий, магний, марганец, а также витамины группы В. Каша укрепляет сердечно-сосудистую систему.
Следом за крупами из гречихи следуют крупы из овса. В них много незаменимых аминокислот, минеральных веществ, витаминов В и Е (способствующих росту детского организма). Следует отметить, что овсяную кашу называют кашей красоты, так как она продлевает старение организма.
Пшенная каша богата витаминами группы В. Они борются с усталостью, раздражительностью и депрессией, сделают волосы густыми и сильными, избавят от проблем с осанкой, благотворно влияют на память, улучшают работу мозга и повышают работоспособность.
Перловая каша богата витаминами, микроэлементами, аминокислотами. Хочешь быть всегда молодым – ешь перловую кашу.
Полезны для организма рисовая и манная каши. Рис богат крахмалом. Он содержит белок, жир, минеральные вещества и витамины.
В манной каше много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1. Она рекомендуется людям с больным желудком и кишечником.
Манная крупа относится к очень калорийным продуктам. Поэтому ее рекомендуется давать на завтрак ребенку перед серьезными нагрузками (контрольной работой, интеллектуальными играми, спортивными соревнованиями).
Полезность каш определяется еще и тем, что в крупах меньше всего накапливается вредных веществ и радиоактивных элементов.
Заключение
ПРОВЕДЯ ИССЛЕДОВАНИЕ, Я СДЕЛАЛ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД:
Что на завтрак? Снова каша!
Ох, и любит её Маша.
Набивает полный рот,
Без тебя не проживешь:
Ловкость, силу придаёшь.
Так что, отправляйся в рот!
Эта ложка мне для силы,
Эта, чтобы быть красивым,
Эта, чтобы умным быть…
Что ещё мне не забыть?
Ложку, чтобы не болел,
Чтобы делать всё умел.
Я понял, что оказался не прав в своих догадках о том, что каша не является полезной.
Одним словом, моя гипотеза не подтвердилась, поэтому ешьте больше каши – будете здоровы!
Литература:
1. Болтовской Г. Каша – здоровье наше.
2. Похлебкин В.В. Каши.
3. Похлебкин В.В. Тайна хорошей кухни.
4. Похлебкин В.В. Моё меню.
5. Похлебкин В.В. Каши по новому.
6. Интернет- ресурсы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Еловская основная общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Каша – пища наша»
Выполнил: Марьин Евгений –
учащийся 2 класса
Руководитель: Кривоногова Н.Л.
с. Елово
2014 год
Оглавление
Введение | 3 |
| 4-5 |
| 6-7 |
| 8-9 |
| 10-11 |
Заключение | 12 |
Список литературы | 13 |
Источник
Школьная научно-практическая конференция
Почему полезна каша?
Автор: Гареева Таисия,
1 «Б» класс, МАОУ
прогимназия «Центр детства»
Руководитель:
Потанина Валентина Алексеевна,
учитель начальных классов
г. Новый Уренгой
2014
Оглавление
1. Введение | 3 |
2. Основная часть | 3-4 |
2.1. История и причины возникновения данного исследования | 4 |
2.2. Что такое каша? | 4 |
2.3. Какая бывает каша? | 5 |
2.4. Чем полезна каша? | 5-6 |
2.5. Когда у каши праздник? | 6-7 |
2.6. Проведение анкетного опроса | 7 |
2.7. Результаты анкетного опроса | 7-9 |
3. Заключение | 9 |
4. Список использованной литературы и других источников | 10 |
5. Приложения | 11 |
- Введение
Я заметила, что в наше время многие дети предпочитают «вредную еду»: чипсы, солёные сухарики, гамбургеры и другое и, совсем забывают про кашу. На завтраке в школе большинство детей отказываются есть кашу. А каша — одно из наиболее распространенных блюд русской кухни. На Руси кашу называли «Праматерью хлеба» и народ придумал много пословиц и поговорок о каше, так как она являлась незаменимым продуктом на столе наших предков и сопровождала человека всю свою жизнь. В связи с этим я определила проблему своего исследования: нежелание многих детей кушать кашу, незнание их о полезных свойствах каши.
Я определила цель исследования: доказать, что каша сытное и полезное блюдо и разработать рекомендации, повышающие популярность каши среди детей.
Объектом исследования являются меню семей моих одноклассников.
Предметом исследования – каша как продукт питания.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования:
- предположим, что дети не знают о полезных свойствах каши и поэтому не хотят кушать многие разновидности каш.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить историю появления каши на Руси;
- узнать, чем полезна каша;
- выявить отношение к этому продукту питания одноклассников;
- выяснить, есть ли праздник у каши;
- провести мастер-класс по приготовлению каши;
Предполагаемые результаты:
- если дети будут больше знать про кашу, знать о её пользе, то, возможно, полюбят кашу или хотя бы изменят своё отношение к каше в лучшую сторону;
- в семьях, в меню которых часто бывает каша, и где дети принимают участие в её приготовлении, они привыкают к этому блюду и любят его; в школе эти дети тоже с удовольствием едят кашу на завтрак, меньше болеют, следовательно, растёт здоровое поколение нашей страны.
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
из теоретических методов — анализ литературы, анализ понятий;
из общенаучных социологических методов – анкетирование (или анкетный опрос);
из эмпирических методов исследования – наблюдения.
2. Основная часть
2. 1. История и причины возникновения данного исследования.
В нашей семье все любят кашу. Разные каши мама готовит нам на завтрак. Часто каша у нас бывает и на обед в качестве гарнира и на ужин. Возможно, поэтому и я полюбила кашу. Став школьницей, я обратила внимание на то, что, когда нас кормили на завтрак кашей, многие дети не хотели её кушать и не слушали взрослых, что каша полезна. Почему многие дети часто отказываются есть кашу?
Я задумалась, действительно ли каша полезна? Что вообще такое – каша, и какими бывают каши?
2.2 Что такое каша?
Из литературы я узнала, что существует множество научных определений понятия каша. Например, в большом толковом словаре русского языка В. Даля даётся такое толкование этого слова: КА́ША, каши, ·жен.
1. Каша ж. крупа, варёная на воде или на молоке
2. перен. Путаница, беспорядок (в мыслях; ·разг.). У него каша в голове
2. 3. Какие бывают каши?
Из книг я узнала, что разнообразию каш нет границ: манная, пшенная, кукурузная, овсяная, гречневая, рисовая, перловая. Каши на Руси делались трех видов в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые (рассыпчатые), размазни (вязкие) и кашицы (жидкие). Приготовлялись они с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, овощей, ягод, и фруктов. На Руси при рождении ребенка и на свадьбах, именинах ко столу всегда подавали кашу. Каша питательна, легко усваивается организмом. Ее можно подать и на завтрак, и к обеду, и к ужину.
2.4. Чем полезна каша?
Из разных источников я узнала, что каши – это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Особенно полезно есть каши на завтрак. Начиная день с каши — вы насыщаете организм полезными веществами.
В кашах содержится клетчатка, которая улучшает работу кишечника, способствует выведению ненужных веществ из организма, нормализует обмен веществ. Каша помогает быть в хорошем настроении. Согласно результатам проведенных исследований, люди, которые регулярно едят утром кашу, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме в сравнении с теми, кто кашу не ест.
Приведу примеры полезных свойств некоторых каш.
Гречневая каша
Содержит – кальций, железо, цинк, медь, витамины В1, В2, Е
Полезна при болезнях сердца, ожирении.
Выводит вредные вещества и шлаки из организма.
Овсянная каша
Содержит витамины B1, В2, В3;
Очищает организм от солей, шлаков, повышает иммунитет, улучшает пищеварение, придаёт коже здоровый и красивый цвет.
Рисовая каша
В рисе много углеводов и клетчатки.
Чем чаще ешь рис, тем лучше у тебя интеллект.
Рис укрепляют нервную систему, даёт энергию.
Манная каша
В манной каше почти нет клетчатки. Она очень питательна и хорошо усваивается. Поддерживает тонус организма, полезна для роста и здоровья костей, для хорошей работы кишечника.
Перловая каша
В манной каше почти нет клетчатки. Она очень питательна и хорошо усваивается.
Поддерживает тонус организма, полезна для роста и здоровья костей, для хорошей работы кишечника.
Пшённая каша
Пшённая каша выводит из организма антибиотики;
содержит полезные микроэлементы: цинк, медь и марганец;
Каша укрепляет сердце и печень.
Вот такая каша – матушка наша!
2.5. Когда у каши праздник?
Из научной литературы я узнала, что находки археологов свидетельствуют, что каша входила в меню наших предков еще тысячу лет назад. Для того чтобы узнать, какое значение имела каша для русского народа, я обратился к народным пословицам и поговоркам:
«Филат и каше рад. Бабка с кашкой, а дед с ложкой. Мал горшок, да кашу варит. Хороша кашка, да мала чашка. Заварил кашу — не жалей масла. Быть без каши, коли масла нет. Где щи да каша – там место наше. «И дурень кашу сварит, была бы крупица да водица».
Я пришла к выводу, что многие пословицы и поговорки объединяет мысль о том, что русские люди любили кашу, особенно с маслом: «Кашу маслом не испортишь». Человек благодаря каше обретал силу и здоровье, хорошо работал. «Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит. Без хлеба да, без каши ни во что и труды наши». А ещё поговорки: «Заварил кашу, сам ее и расхлебывай», (разбирайся сам в своих делах) «С ним каши не сваришь» (ненадёжный товарищ) Вот такой популярной была каша!
Каша подавалась в будни, в праздники, была обрядовым блюдом, даже царский стол без каши не обходился.
Из разных источников я узнала, что у каши есть свой народный праздник – он так и называется — Мирская каша. Отмечается он в день Акулины-гречишницы, 26 июня. За неделю до этого дня или через неделю после него по народным приметам нужно было сеять гречиху, чтобы урожай был щедрым. Первые горсти гречихи брали из мешочка, сшитого в виде куклы. Собрав урожай, в деревнях устраивали угощение кашей для всей округи. Кашу варили в котлах, на улице. А после уборочной страды мешочек, из которого делали куклу, вновь наполняли отборным зерном нового урожая и наряжали в куклу-Зерновушку и бережно хранили её на видном месте. Она — знак сытой жизни и достатка в семье.
2.6. Проведение анкетного опроса
Я захотела выяснить любят ли дети мои одноклассники.
Чтобы провести исследование, выбран социологический метод — групповой анонимный анкетный опрос. Нами были разработаны вопросы анкеты и предложены 26-и ученикам нашего 1 б класса.
Анкета состояла из 7 вопросов:
Ответь на вопросы | Да | Нет |
1. Ты часто ешь кашу? | ||
2. Ты редко ешь кашу? | ||
3. Ты не ешь кашу? | ||
4. Полезно ли есть кашу? | ||
5. Ты знаешь какие полезные свойства имеют разные каши? | ||
6. Напиши название своей любимой каши | ||
7. Какая каша самая полезная? |
2.7. Результаты анкетного опроса
Результаты проведенного анкетного опроса среди учеников 1 «Б» класса представлены в таблицах.
Таблице №1
Ответь на вопросы | Да | Нет |
1. Ты часто ешь кашу? | ||
2. Ты редко ешь кашу? | ||
3. Ты не ешь кашу? | ||
4. Полезно ли есть кашу? | ||
5. Ты знаешь какие полезные свойства имеют разные каши? | ||
6. Напиши название своей любимой каши | Манная – Гречневая |
Таблица №2
Какая каша самая любимая?
Название каши | Люблю | Не люблю | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Овсяная каша | ||||
Гречневая каша | ||||
Манная каша | ||||
Пшённая каша | ||||
Перловая каша | ||||
Рисовая каша |
Таблица № 3
Какая каша самая полезная?
Название каши | Полезная каша | |
Мальчики | Девочки | |
Овсяная каша | ||
Гречневая каша | ||
Манная каша | ||
Пшённая каша | ||
Перловая каша | ||
Рисовая каша |
Данные анкетного опроса детей показывают: мальчики и девочки проявляют по-разному отношение к кашам.
Самой полезной кашей ребятами признана манная каша, её выбрали 5 мальчиков и 3 девочки (8 ч.) О том, что каша полезна знают всего 6 человек.
Самой популярной кашей и у мальчиков (6ч.) и у девочек (4 ч.) стала манная каша, всего манную кашу выбрало – 10 человек. На втором месте гречневая каша – мальчики (3 ч.), девочки (3 ч.), всего – 6 человек. Третье место по популярности заняла овсяная каша – мальчики (3 ч.), девочки (1 ч.), всего – 4 человека. Ребята не любят перловую кашу, из 26 учеников только 1 мальчик любит перловую кашу.
Из своих наблюдений я заметила, что ребята, которые дома не едят кашу, в школе тоже отказываются от неё. Ребята, которые едят кашу дома иногда, в школе тоже выборочно относятся к каше. А вот ребята, которые дома часто едят кашу, в школе с желанием едят каши почти всех видов.
Заключение
Выводы:
1. Моя гипотеза, что школьники-одноклассники мало знают о полезных свойствах каши, и поэтому не едят её, подтвердилась. В своём исследовании я доказала, что каша сытное и полезное блюдо — это идеальный здоровый завтрак, потому что:
- во-первых, каша не способствуют ожирению;
- во-вторых, утренние каши повышают концентрацию внимания на целый день;
- в-третьих, люди, которые регулярно едят утром кашу, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме.
- в-четвертых, каши сытны и недороги.
2. Необходимо, чтобы родители приучали детей к каше. Чаще вместе с ребёнком варили кашу и придумывали различные рецепты, как сделать кашу вкуснее.
Вот и я под присмотром мамы попробовала и сварила на выходных днях пшенную кашу. Все очень просто:
ставим волшебный горшочек на плиту,
наливаем молоко,
молоко закипит, засыпаем промытую заранее крупу пшена,
соль, сахар по вкусу.
Помешивая, варим минут 30,
настоится наша каша еще минут 10 и все готово.
Ну, в завершении, конечно же, кусочек масла, ведь «Кашу маслом не испортишь».
И украсим нашу кашу клубничкой!
А какая она получается ароматная, вкусная и полезная!!! Ммммммм!!!
Кушайте кашу на здоровье!!!
4. Список использованной литературы:
- Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: ЭКСМО, 2009
- Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова, — М.
- Л. А. Лагутина. С. В. Лагутина Каши. М., Феникс, 2006
- Е. Потёмкина. Современные каши. М., Айрис-Пресс, 2010
- Г.С. Выдревич. Каши в горшочках. М., Эксмо, 2009
- Юдина Н А., Русские обряды и обычаи, — М.: Издательский дом Вече, 2005
- Интернет-ресурсы:
- https://www.kashafest.ru/folklor.html
- https://my.mail.ru/community/samkash/5297C072CBA6F7F8.html
- https://russia.edu.ru/russia/cuisine/kasha/
- https://www.kulina.ru/articles/rec/molkz_kyxny/kasa/
- https://www.secretpovara.ru/index.php?page=a0008&flag=rus
- https://www.etoya.ru/blogs/cookbook/2011/1/25/13839/
- https://www.koipkro.kostroma.ru/Parfenievo/Parf-Voh/DocLib11/…
- https://pinigina.livejournal.com/27146.html
5. Приложения
Источник