Исследовательская работа снег полезный или вредный
XVII-я муниципальная научно-практическая конференция школьников, воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений
дополнительного образования детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 7» г. Калачинска Омской области
«Снег полезный или вредный?»
Работа: Автаевой Алины
воспитанницы средней группы МБДОУ
«Центр развития ребёнка – детский сад № 7»
Руководитель: Платоненко Елена Анатольевна, воспитатель
Калачинск 2011
Цель исследования: выяснить степень вреда и полезности снега.
Задачи:
- Изучить энциклопедическую литературу по теме;
- Выяснить полезность и вред снега для человека, растений и животных;
- Провести эксперимент по фильтрации оттаявшей воды и определить возможность поедания снега или сосулек;
- Провести наблюдения за использованием снега в жизни общества;
- Сделать выводы по исследованию.
Методы исследования:
- Теоретический:
- Изучение энциклопедической литературы по теме;
- Поиск недостающей информации в Интернет.
- Экспериментальный:
- Изготовление фильтра для очистки воды;
- Сравнение качества талой воды, полученной от снега у школы и воды из снега с дороги.
Здравствуйте, меня зовут Автаева Алина, тема моего исследования: «Снег полезный или вредный?»
В природе нет ничего лишнего, все взаимосвязано между собой. Но когда однажды зимним утром я увидела огромные снежные заносы – последствия бурана то, придя в детский сад, задала вопрос воспитателю Елене Анатольевне: «Зачем только этот снег нужен, одни проблемы от него». На это Елена Анатольевна мне ответила: «что снег приносит не только вред, но еще он очень полезный». Тогда я решила изучить полезность и вред снега для человека, в общем, для животных и растений, чтобы ответить на вопрос: действительно он вредный или полезный?
Вопросы на свои ответы я искала:
- В детских энциклопедиях, книгах;
- Спрашивала у мамы, у бабушки;
- Вместе с моим дядей Сашей, мы искали много полезной информации в интернете.
И вот что я узнала: что большое количество выпавшего снега может нарушить жизнь людей: это и пробки на дорогах, и гололед и заносы, и большое количество аварий из-за них, это и падение огромных сосулек с крыш, влекущих за собою травмы людей и повреждение автомобилей. Еще к страшным снежным стихиям можно отнести метели, бураны, пургу и вьюгу, когда заметаются дома и дороги. Ветер и снег рвут провода, ломают столбы и опоры, прекращается подача электричества в дома. Во время метели лучше вообще не выходить на улицу, т.к. можно заблудиться и замерзнуть.
Так же снег наносит огромный вред и для живой природы: снег, выпавший в большом количестве, создает трудности в передвижении и добывания корма для зайцев, волков, лис, оленей. Многие животные не могут перенести лютых холодов и умирают от холода и голода. Под снежным покровом птицам тоже нелегко раздобыть себе пищу. Они вынуждены ютиться под крышами домов и не все доживут до зимы.
Огромные шапки снега обламывают ветви деревьев, нарушая целостность дерева. Лютые морозы разрушают кору, она трескается и дерево вымерзает за зиму. Все это доказывает плохое воздействие снега на людей, животных и растения. Теперь попробую выявить полезные свойства снега.
Как мне рассказала моя мама, снежное одеяло это не только запас воды, но и гигантское одеяло, прослойка между поверхностью земли и атмосферой. Холодная бесснежная зима настоящее бедствие для средней полосы России. Многие растения могут не выдержать лютые морозы и погибают.
Зимняя забота наших огородников и садоводов – удержать на посадках снег. Чем больше снега в саду, тем легче плодовым деревьям и цветам перезимовать. Моя бабушка рассказала мне хорошую поговорку: «Много снега – много хлеба».
В лесу же снег является защитой от холода для многих животных. Например, мыши спасаются под покровом снега от морозов, и продолжают вести активную жизнь, находя себе пищу на протяжении всей зимы в верхнем слое почвы. Снегом пользуются для укрытия зайцы, устраивая в нем свои лежки, в снег закапываются ночью глухари, под снегом спят медведи в своих берлогах. Для ежа, зимняя спячка, это единственный способ избежать голодной смерти.
Большую пользу снег приносит для занятия зимними видами спорта. Езда на санях, лыжах и коньках – доступный спорт для любого возраста. Если вы хорошо закалены, то можно зимой обтирать тело снегом. Еще один вид закаливания организма зимой – моржевание. Моржевание – это купание в холодной воде. Моржи погружаются в воду лишь на несколько минут, но они при этом испытывают не холод, а жар. В общем если хочешь быть здоров – закаляйся!
Очень часто, когда мы выходим на прогулку в детском саду, нам очень хочется попробовать снег и сосульки. Елена Анатольевна, рассказала нам, что снег и сосульки нельзя употреблять в пищу, и предложила нам провести эксперимент, чтобы проверить качество снега.
Для этого нам понадобились воронки, изготовленные из бумаги, вата, и сам снег, взятый для эксперимента у детского сада и своего дома.
Этот снег мы положили в две воронки и стали ждать, когда он растает.
После мы сравнили талый снег по следующим показателям: цвет, запах, загрязненность (фильтра), прозрачность.
Место нахождение снега | Показатели | Вывод | |||
Цвет | Запах | Загрязненность фильтра | Прозрачность | ||
Снег у детского сада | Бело-серый | Бензина | Есть грязь | Нет | Есть нельзя |
Снег у дома | Белый | Нет | Есть пыль | Да | Есть нельзя |
Вывод: В ходе проведенного мною исследования, я могу сделать вывод, что снег не только вреден, но и очень полезный. Снежное одеяло спасает многих животных и растения от гибели зимой. Еще я узнала, что снег нельзя употреблять в пищу, потому что он грязный.
Приложение:
Источник
Ñòåïåíü âîçìîæíîãî âðåäà è ïîëåçíîñòè ñíåãà äëÿ ëþäåé, ðàñòåíèé è æèâîòíûõ. Èñïîëüçîâàíèå ñíåãà â æèçíè îáùåñòâà, åãî ñâîéñòâà. Ïîíÿòèå è ñóùíîñòü áèîòåñòèðîâàíèÿ ñíåãà. Êà÷åñòâî òàëîãî ñíåãà, åãî òåìïåðàòóðà è óïîòðåáëåíèå â åäó, ðàñòåíèÿ ïîä ñíåãîì.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÌÎÓ «Íîâîïîêðîâñêàÿ ÎÎØ»
Êîæåâíèêîâñêîãî ðàéîíà Òîìñêîé îáëàñòè
Èññëåäîâàòåëüñêàÿ ðàáîòà
«Ñíåã ïîëåçíûé èëè âðåäíûé?»
Ìàëüöåâà Åêàòåðèíà,
ñ. Íîâîïîêðîâêà
2012ã.
Îãëàâëåíèå
Ââåäåíèå
1. Ãëàâíîå ñëîâî çèìû
1.1 Ðîæäåíèå ñíåãà
1.2 Ñíåæèíêà — ìåëü÷àéøèé ëåäÿíîé êðèñòàëë
2.Òåîðåòè÷åñêîå îáîñíîâàíèå èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòû
2.1 Âðåä ñíåãà äëÿ ëþäåé
2.2 Âðåä ñíåãà äëÿ æèâîé ïðèðîäû
2.3 Ïîëüçà ñíåãà äëÿ îáùåñòâà
3. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü: èññëåäîâàíèå êà÷åñòâà ñíåãà
3.1 Êà÷åñòâî òàëîãî ñíåãà
3.2 Òåìïåðàòóðà ñíåãà è âîäû
3.3 Ðàñòåíèÿ ïîä ñíåãîì
3.4 Áèîòåñòèðîâàíèå
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
 ïðèðîäå íåò íè÷åãî ëèøíåãî, âñå âçàèìîñâÿçàíî ìåæäó ñîáîé. Íî êîãäà îäíàæäû çèìíåì óòðîì ìû óâèäåëè îãðîìíûå ñíåæíûå çàíîñû — ïîñëåäñòâèÿ áóðàíà, òî , ïðèäÿ â øêîëó, ìû çàäàëè âîïðîñ ó÷èòåëþ: «Çà÷åì òîëüêî ýòîò ñíåã íóæåí, îäíè ïðîáëåìû îò íåãî». Òîãäà ìû ðåøèëè èçó÷èòü ïîëåçíîñòü è âðåä ñíåãà äëÿ ÷åëîâåêà â îáùåì, äëÿ æèâîòíûõ è ðàñòåíèé, ÷òîáû îòâåòèòü íà âîïðîñ: äåéñòâèòåëüíî îí âðåäíûé èëè ïîëåçíûé?
Òåìà íàøåé èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòû: «Ñíåã ïîëåçíûé èëè âðåäíûé?»
Öåëü èññëåäîâàíèÿ: âûÿñíèòü ñòåïåíü âðåäà è ïîëåçíîñòè ñíåãà äëÿ ëþäåé, ðàñòåíèé è æèâîòíûõ.
Çàäà÷è íàøåãî èññëåäîâàíèÿ:
1.Ïðîâåñòè íàáëþäåíèÿ çà èñïîëüçîâàíèåì ñíåãà â æèçíè îáùåñòâà.
2.Îïðåäåëèòü ýêñïåðèìåíòàëüíûì ïóòåì ñâîéñòâà ñíåãà.
3.Óçíàòü, ÷òî òàêîå áèîòåñòèðîâàíèå ñíåãà.
4. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû è ñäåëàòü âûâîäû.
Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ:
Òåîðåòè÷åñêèé:
Èçó÷åíèå ýíöèêëîïåäè÷åñêîé ëèòåðàòóðû ïî òåìå;
Ïîèñê íåäîñòàþùåé èíôîðìàöèè â Èíòåðíåò.
Ýêñïåðèìåíòàëüíûé:
— ïðîâåðèòü êà÷åñòâî òàëîãî ñíåãà è âûÿñíèòü, ìîæíî åãî óïîòðåáëÿòü â åäó èëè íåò;
— ñðàâíèòü òåìïåðàòóðó ñíåãà è âîäû;
— óçíàòü, êàê çèìóþò ðàñòåíèÿ ïîä ñíåãîì;
— ÷òî òàêîå áèîòåñòèðîâàíèå ñíåãà.
1.Ãëàâíîå ñëîâî çèìû.
Êàêèå æå ãëàâíûå ñëîâà çèìû? Ñíåã, ë¸ä, õîëîä, ìîðîç, ïóðãà Ñàìûì ãëàâíûì ñëîâîì çèìû ÿâëÿåòñÿ ñëîâî ñíåã, ïîòîìó ÷òî ñ íåãî è íà÷èíàåòñÿ ýòî âðåìÿ ãîäà.
Áåëûé ñíåã ïóøèñòûé
 âîçäóõå êðóæèòñÿ.
È íà çåìëþ òèõî
Ïàäàåò, ëîæèòñÿ.
Î çèìå ìîæíî ðàññêàçàòü î÷åíü ìíîãî. Ïîýòû íàïèñàëè î íåé êðàñèâûå ñòèõè. ñíåã òàëûé áèîòåñòèðîâàíèå òåìïåðàòóðà
Ïî¸ò çèìà — àóêàåò,
Ìîõíàòûé ëåñ áàþêàåò
Ñòîçâîíîì ñîñíÿêà.
Ñåðãåé Åñåíèí.
Õóäîæíèêè çàìåíèëè ñëîâà êðàñêàìè À êîìïîçèòîðû íàïèñàëè ìóçûêó, íàïðèìåð Ãåîðãèé Ñâèðèäîâ íàïèñàë êàíòàòó Ïàìÿòè Ñ.Åñåíèíàâòîðàÿ ÷àñòü Ïîåò çèìà, àóêàåò (Êàíòàòà — ýòî ìóçûêàëüíîå ïðîèçâåäåíèå, íàïèñàííîå äëÿ ñèìôîíè÷åñêîãî îðêåñòðà, ñìåøàííîãî õîðà è ñîëèñòîâ).
Ôîòîãðàôû ñäåëàëè ïðåêðàñíûå ôîòîãðàôèè. Ñòèõè, êàðòèíû, ìóçûêà, ôîòîãðàôèè — âñ¸ ýòî ìîæåò ñîçäàòü âåñ¸ëîå çèìíåå íàñòðîåíèå.
Èç ñëîâàðÿ ðóññêîãî ÿçûêà ÿìû óçíàëè ëåêñè÷åñêîå çíà÷åíèå ñëîâà.
Ñíåã — ýòî îñàäêè, âûïàäàþùèå â âèäå êðèñòàëëèêîâ. Âñåãî ó ñëîâà 42 îäíîêîðåííûõ ñëîâà.
Ñíåã — ýòî çàì¸ðçøàÿ âîäà, à êàê ìû çíàåì, ë¸ä áåñöâåòíûé.
À ïî÷åìó æå ñíåã áåëûé?
1.1 Ðîæäåíèå ñíåãà
Ñíåã â Ñèáèðè âûïàäàåò ïîçäíåé îñåíüþ, çèìîé èëè âåñíîé. À êàê âîçíèêàåò ñíåã?
Ñíà÷àëà èç âîäÿíûõ ïàðîâ ôîðìèðóåòñÿ îáëàêî. Êîãäà òåìïåðàòóðà â íåì îïóñêàåòñÿ íèæå -5ºÑ, íà ìåëü÷àéøèõ ÷àñòèöàõ ïî÷âû è ïûëè, ïàðÿùèõ â âîçäóõå, îáðàçóþòñÿ êðîøå÷íûå êðèñòàëëû ëüäà. ×àùå âñåãî îíè èìåþò ôîðìó øåñòèóãîëüíûõ ïëàñòèíîê, êîòîðûå ðàñòóò è ïðåâðàùàþòñÿ â ñíåæèíêè. Îíè ìîãóò ñîåäèíèòüñÿ ìåæäó ñîáîé â ñíåæíûå õëîïüÿ. Îïóñêàÿñü âíèç, ñíåæèíêè ïðîëåòàþò ñêâîçü îáëàêî, ñîñòîÿùåå èç ìåëü÷àéøèõ êàïåëü âîäû, è ïðèìåðçàþò ê èìåþùèìñÿ â íåì ëåäÿíûì êðèñòàëëàì, îáðàçóÿ ñíåæíóþ êðóïó.
Áåëûé öâåò ïðîèñõîäèò îò çàêëþ÷åííîãî â ñíåæèíêå âîçäóõà.
Èíîãäà çâåçäî÷êè òàê è ëîæàòñÿ íà ïîâåðõíîñòü çåìëè, åäâà êàñàÿñü ñâîèìè ëó÷èêàìè äðóã äðóãà. Ïóøèñòûé çâåçä÷àòûé ñíåã âûïàäàåò ïðè íåáîëüøîì ìîðîçå è ïîëíîì îòñóòñòâèè âåòðà. Îáû÷íî æå ñíåæèíêè ñòàëêèâàþòñÿ äðóã ñ äðóãîì, èõ ëîìàåò âåòåð, îíè ñëèïàþòñÿ è ñìåðçàþòñÿ.
1.2 Ñíåæèíêà — ýòî ìåëü÷àéøèé ëåäÿíîé êðèñòàëë
Ÿ îáðàçîâàíèå íà÷èíàåòñÿ ñ ðîñòîì êðèñòàëëà çàðîäûøà, à ôîðìà çàâèñèò îò òîãî, êàêèå ãðàíè ýòîãî êðèñòàëëà ðàñòóò áûñòðåå.
Ôîðìû ñíåæèíîê íåîáûêíîâåííî ðàçíîîáðàçíû. Èçâåñòíî áîëåå 5000 ðàçëè÷íûõ ôîðì. Ðàçðàáîòàíà ñïåöèàëüíàÿ ìåæäóíàðîäíàÿ êëàññèôèêàöèÿ ñíåæèíîê, â êîòîðîé îíè îáúåäèíÿþòñÿ â 10 êëàññîâ. Ýòî çâåçäî÷êè, ïëàñòèíêè, ñòîëáèêè, èãëû, ãðàä, äðåâîâèäíûå êðèñòàëëû, íàïîìèíàþùèå ñòåáëè ïàïîðîòíèêà. Ïðèëîæåíèå ¹ 1.
Ñíåæèíêè áûâàþò ðàçíûõ ðàçìåðîì. Ñàìàÿ êðóïíàÿ êîãäà-ëèáî çàñâèäåòåëüñòâîâàííàÿ ñíåæèíêà èìåëà äèàìåòð â 38ñì.
 Ñèáèðè â ìîðîçíûé ñîëíå÷íûé äåíü èíîé ðàç âåñü âîçäóõ âäðóã ïîêàæåòñÿ ïðîíèçàííûì àëìàçíûì ñâåðêàíèåì. Ýòî ÿâëåíèå íàçûâàþò àëìàçíîé ïûëüþ. Ëåäÿíàÿ ïûëü — ýòî ìåëü÷àéøèå ëåäÿíûå êðèñòàëëèêè äèàìåòðîì 2-5ìì, âûïàäàþùèå ïðè ñèëüíîì ìîðîçå è ÿñíîì íåáå â ëþáîå âðåìÿ ñóòîê. Ñàìûå ìåëêèå êðèñòàëëèêè, áëèñòàÿ â ëó÷àõ ñîëíöà èëè ÿðêîì ñâåòå ôîíàðÿ, ïëàâàþò â âîçäóõå è ìåäëåííî îñåäàþò. Áîëåå êðóïíûå îïóñêàþòñÿ äîâîëüíî áûñòðî, è â âîçäóõå ñëîâíî ïðîòÿãèâàþòñÿ äëèííûå ñâåðêàþùèå ëèíèè, ïîõîæèå íà èñêðÿùèéñÿ ëèâåíü, êàê áû ïàäàþùèé ñ ñîëíå÷íîãî äèñêà.
Èçó÷àÿ êíèãè, ñòàòüè î ñíåãå, ìû óçíàëè, ÷òî ëþäè ñ äðåâíîñòè íàáëþäàëè è èíòåðåñîâàëèñü ñíåæèíêàìè.
Óïîìèíàíèå î øåñòèóãîëüíûõ êðèñòàëëàõ èìååòñÿ â êíèãå êèòàéñêîãî ïèñàòåëÿ Õàíü Øè Âýé ×àíà, íàïèñàííîé â 135ã. Äî í.ý., ãäå ñêàçàíî: «Öâåòû ðàñòåíèé è òðàâ èìåþò îáû÷íî ïÿòü ëåïåñòêîâ, íî îíè æå ó ñíåãà âñåãäà øåñòèëó÷åâûå».  ïîýìå äðóãîãî êèòàéöà, Ñÿî Òàíà (501-531), åñòü òàêèå ñëîâà: «Áåëûå ñíåæèíêè ïîêàçûâàþò ñâîè øåñòèëåïåñòêîâûå öâåòû».
 åâðîïåéñêîé ëèòåðàòóðå î ñíåæèíêàõ âïåðâûå óïîìèíàåò Àëüáåðò Ìàãíóñ (îêîëî 1260ã.), êîòîðûé ñ÷èòàë, ÷òî èõ êðèñòàëëû èìåþò ôîðìó çâåçäû. Î ñíåæèíêàõ ðàññêàçàíî òàêæå â êíèãå àðõèåïèñêîïà Óïñàëû Îëàóñà Ìàãíóñà (îêîëî 1555ã.), ãäå áûëè íàéäåíû ãðàâþðíûå èçîáðàæåíèÿ ñíåæíûõ êðèñòàëëîâ. Èç 23 ðèñóíêîâ ëèøü îäèí èìååò áëèçêîå ñõîäñòâî ñ îðèãèíàëîì.
Ôîðìà ñíåæèíîê îïèñàíà Èîãàííîì Êåïëåðîì â ýññå «Íîâîãîäíèé ïîäàðîê, èëè î øåñòèóãîëüíûõ ñíåæèíêàõ» (1611ã.).  ýòîì ýññå Êåïëåð âïåðâûå ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî âîäÿíîé ïàð ïðè îõëàæäåíèè ìîæåò êîíäåíñèðîâàòüñÿ â øåñòèëó÷åâûå êðèñòàëëû íåêîòîðûõ ìèíåðàëîâ.
Íàó÷íîå îáúÿñíåíèå ôîðìû ñíåæèíîê ïîÿâèëîñü òîëüêî ÷åðåç 300 ëåò, â íà÷àëå ÕÕ ñòîëåòèÿ, êîãäà èññëåäîâàíèÿ ñ ïîìîùüþ ëàçåðíûõ ëó÷åé ïîêàçàëè, ÷òî àòîìû êèñëîðîäà è âîäîðîäà â êðèñòàëëàõ ëüäà ðàñïîëàãàþòñÿ â ðåøåòêå, ñîñòîÿùåé èç øåñòèóãîëüíèêîâ.
2. Òåîðåòè÷åñêîå îáîñíîâàíèå öåëè èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòû
2.1 Âðåä ñíåãà äëÿ ëþäåé
Áîëüøîå êîëè÷åñòâî âûïàâøåãî ñíåãà ìîæåò íàðóøèòü æèçíü îáùåñòâà: ýòî è ïðîáêè íà äîðîãàõ, è ãîëîëåäèöà è çàíîñû è áîëüøîå êîëè÷åñòâî àâàðèé èç-çà íèõ, ýòî è ïàäåíèå îãðîìíûõ ñîñóëåê ñ êðûø, âëåêóùèõ çà ñîáîþ òðàâìû ëþäåé è ïîâðåæäåíèå àâòîìîáèëåé, ýòî ëåäÿíûå çàòîðû è ëåäîõîäû íà ðåêàõ, ñëåäñòâèÿìè êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ íàâîäíåíèå, ýòî ñõîä ñíåæíûõ ëàâèí ñ ãîð, êîòîðûå ðàçðóøàþò âñå íà ñâîåì ïóòè è î÷åíü îïàñíû äëÿ ëþäåé. Åùå ê ñòðàøíûì ñíåæíûì ñòèõèÿì ìîæíî îòíåñòè ìåòåëè, áóðàíû, ïóðãó è âüþãó, êîãäà çàìåòàþòñÿ äîìà è äîðîãè, è èíîãäà âûñîòà ñóãðîáîâ äîñòèãàåò âûñîòû 4 ìåòðîâ. Âåòåð è ñíåã ðâóò ïðîâîäà, ëîìàþò ñòîëáû è îïîðû, ïðåêðàùàåòñÿ ïîäà÷à ýëåêòðè÷åñòâà, âîäû è òåïëà â äîìà. Âî âðåìÿ ìåòåëè ëó÷øå âîîáùå íå âûõîäèòü íà óëèöó, ò.ê. ìîæíî çàáëóäèòüñÿ è çàìåðçíóòü.
Ëåäÿíûå àéñáåðãè ïðåäñòàâëÿþò îãðîìíóþ îïàñíîñòü äëÿ ìîðåõîäñòâà, è ïîýòîìó çà íèìè óñòàíîâëåí ìåæäóíàðîäíûé êîíòðîëü. Àéñáåðã — ýòî ëåäÿíàÿ ãëûáà, ïëûâóùàÿ â ìîðå. Îíè ôîðìèðóþòñÿ â ðåçóëüòàòå îòðûâà ëüäèí îò ëåäíèêîâ.
2.2 Âðåä ñíåãà äëÿ æèâîé ïðèðîäû
Òàêæå ñíåã íàíîñèò îãðîìíûé âðåä è äëÿ æèâîé ïðèðîäû: ñíåã, âûïàâøèé â áîëüøîì êîëè÷åñòâå ñîçäàåò òðóäíîñòè â ïåðåäâèæåíèè è äîáûâàíèÿ êîðìà äëÿ çàéöåâ, ëèñ, âîëêîâ, îëåíåé. Ìíîãèå æèâîòíûå íå ìîãóò ïåðåíåñòè ëþòûõ õîëîäîâ è óìèðàþò îò õîëîäà è ãîëîäà. Ïîä ñíåæíûì ïîêðîâîì ïòèöàì òîæå íåëåãêî ðàçäîáûòü ñåáå ïèùó. Îíè âûíóæäåíû þòèòüñÿ ïîä êðûøàìè äîìîâ è íå âñå äîæèâóò äî çèìû.
Îãðîìíûå øàïêè ñíåãà îáëàìûâàþò âåòâè äåðåâüåâ, íàðóøàÿ öåëîñòíîñòü äåðåâà. Ëþòûå ìîðîçû ðàçðóøàþò êîðó, îíà òðåñêàåòñÿ è äåðåâî âûìåðçàåò çà çèìó. Âñå ýòè ôàêòîðû äîêàçûâàþò îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå ñíåãà íà ëþäåé, æèâîòíûõ è ðàñòåíèÿ.
2.3 Ïîëüçà ñíåãà äëÿ îáùåñòâà
Ðàññìîòðèì òåïåðü ýòîò âîïðîñ ñ äðóãîé ñòîðîíû è ïîïðîáóåì âûÿâèòü åãî ïîëåçíûå ñâîéñòâà.
Ñíåã, êîòîðûé íàêàïëèâàåòñÿ â ãîðàõ îêîëî çàñóøëèâûõ ðàéîíàõ, ìîæåò îáðàçîâûâàòü åñòåñòâåííûé ðåçåðâóàð âîäû. Ãîðíûå ñíåãà ÿâëÿþòñÿ ãëàâíûì èñòî÷íèêîì ïèòüåâîé âîäû ïðèìåðíî äëÿ 1 ìèëëèàðäà æèòåëåé íàøåé ïëàíåòû.
Êîãäà ýòîò ñíåã òàåò âåñíîé, îí ïðåâðàùàåòñÿ â âîäó äëÿ îðîøåíèÿ ïîëåé ñ çåðíîâûìè. Ýòî íàçûâàåòñÿ ñíåæíàÿ ìåëèîðàöèÿ. Íà íåêîòîðûõ ïîëÿõ çàäåðæèâàòü ñíåã ïðèõîäèòñÿ èñêóññòâåííî.  ýòîì ÷åëîâåêó ïîìîãàþò ñïåöèàëüíûå ìàøèíû. Ñíåã ñîáèðàþò â âàëèêè, óòðàìáîâûâàþò åãî êàòêàìè, âûñòðàèâàþò èç íåãî íàñòîÿùóþ ñòåíó.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ âäîëü ïîëåé âûñàæèâàþò ëåñîïîëîñû äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ âûâåòðèâàíèÿ ñíåãà.
Ñíåæíîå îäåÿëî íå òîëüêî çàïàñ âîäû, íî è ãèãàíòñêîå îäåÿëî, ïðîñëîéêà ìåæäó ïîâåðõíîñòüþ çåìëè è àòìîñôåðîé. Õîëîäíàÿ áåññíåæíàÿ çàìà íàñòîÿùåå áåäñòâèå. Ìíîãèå ðàñòåíèÿ ìîãóò íå âûäåðæàòü ëþòûå ìîðîçû è ïîãèáàþò. Ñóãðîáû, âûñîòîé â 50ñì ãàðàíòèðóþò, ÷òî òåìïåðàòóðà ïî÷âû íå îïóñòèòñÿ íèæå ìèíóñ 8 è âñå ðàñòåíèÿ áëàãîïîëó÷íî ïåðåçèìóþò.
Çèìíÿÿ çàáîòà ñàäîâîäîâ è îãîðîäíèêîâ — óäåðæàòü íà ïîñàäêàõ ñíåã. ×åì áîëüøå ñíåãà â ñàäó ñíåãà, òåì ëåã÷å ïëîäîâûì äåðåâüÿì è öâåòàì ïåðåçèìîâàòü. Îïûòíûå ñàäîâíèêè ñïåöèàëüíî îêó÷èâàþò ñíåãîì äåðåâüÿ, îòàïòûâàÿ âîêðóã ñòâîëà äëÿ çàùèòû îò ìûøåé.
 ëåñó æå ñíåã ÿâëÿåòñÿ çàùèòîé îò õîëîäà äëÿ ìíîãèõ æèâîòíûõ. Íàïðèìåð, ìûøè è çåìëåðîéêè ñïàñàþòñÿ ïîä ïîêðîâîì ñíåãà îò ìîðîçîâ è ïðîäîëæàþò âåñòè àêòèâíóþ æèçíü, íàõîäÿ ñåáå ïèùó íà ïðîòÿæåíèè âñåé çèìû â âåðõíåì ñëîå ïî÷âû. Ñíåãîì ïîëüçóþòñÿ äëÿ óêðûòèÿ çàéöû, óñòðàèâàÿ â íåì ñâîè ë¸æêè, â ñíåã çàêàïûâàþòñÿ íî÷üþ ãëóõàðè è ðÿá÷èêè, ïîä ñíåãîì ñïÿò ìåäâåäè è áóðóíäóêè â ñâîèõ áåðëîãàõ. Çèìíÿÿ ñïÿ÷êà — ýòî íå÷òî áîëüøåå, ÷åì ïðîñòî ïðèñïîñîáëåíèå äëÿ òîãî, ÷òîáû ïåðåæèòü õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà. Äëÿ åæà, íàïðèìåð, ýòî åäèíñòâåííûé ñïîñîá èçáåæàòü ãîëîäíîé ñìåðòè.
Áîëüøóþ ïîëüçó ïðèíîñèò ñíåã äëÿ çàíÿòèÿ çèìíèìè âèäàìè ñïîðòà. Åçäà íà ñàíÿõ, ëûæàõ è êîíüêàõ — îáùåäîñòóïíûé ñïîðò äëÿ ëþáîãî âîçðàñòà. Êîíå÷íî ïàäàòü âî âðåìÿ åçäû íåïðèÿòíî, çàòî ñêîëüêî ïîëîæèòåëüíûõ ìîìåíòîâ: âûðàáàòûâàåòñÿ àäðåíàëèí â êðîâè, âûðàáàòûâàåòñÿ ïðàâèëüíàÿ îñàíêà, óêðåïëÿåòñÿ èììóíèòåò, óëó÷øàåòñÿ ðàáîòà ëåãêèõ è ñåðäöà, ïðèáàâëÿåòñÿ çäîðîâüå è áîäðîñòü. Åñëè âû õîðîøî çàêàëåíû, òî ìîæíî çèìîé îáòèðàòü òåëî ñíåãîì. Ïðè îáòèðàíèè ñîñóäû êîæè ðàñøèðÿþòñÿ è îíà îáîãàùàåòñÿ íîâîé ïîðöèåé êðîâè. Îò òàêîé ïðîöåäóðû ïîâûøàåòñÿ òîíóñ ìûøö, óñèëèâàåòñÿ îáìåí âåùåñòâ, ñãîðàþò ëèøíèå æèðû è óãëåâîäû, óëó÷øàåòñÿ ñåðäå÷íûé ðèòì.
Åùå îäèí âèä çàêàëèâàíèÿ îðãàíèçìà çèìîé — ìîðæåâàíèå. Ìîðæåâàíèå — ýòî êóïàíèå â õîëîäíîé âîäå. ×åëîâåêó ñâîéñòâåíåí ñòðàõ õîëîäíîé âîäû. Ìû ñ äåòñòâà îïàñàåìñÿ õîëîäíûõ òåìïåðàòóð, íî ó÷åíûìè äîêàçàíî, ÷òî îíè áëàãîïðèÿòíî âëèÿþò íà ïðîòåêàíèå âñåõ áîëåçíåé, óìåíüøàþò âîçíèêíîâåíèå ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèé è ãðèïïà. Ìîðæè ïîãðóæàþòñÿ â âîäó ëèøü íà íåñêîëüêî ìèíóò, íî îíè ïðè ýòîì èñïûòûâàþò íå õîëîä, à æàð.  îáùåì, åñëè õî÷åøü áûòü çäîðîâ — çàêàëÿéñÿ!
3. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü íàøåé èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòû, â êîòîðîé ìû äîêàæåì öåëü íàøåé ðàáîòû: ïîëüçó èëè âðåä ïðèíîñèò ñíåã
3.1 Êà÷åñòâî òàëîãî ñíåãà
Èññëåäîâàíèå ¹ 1
Ìû íà óëèöå ïðîáîâàëè ñíåã è ñîñóëüêè. È ñ ïîìîùüþ ýêñïåðèìåíòà ðåøèëè ïðîâåðèòü êà÷åñòâî òàëîãî ñíåãà è âûÿñíèòü, ìîæíî åãî óïîòðåáëÿòü â åäó èëè íåò.
Äëÿ ýòîãî íàì ïîíàäîáèëèñü âîðîíêè, âàòà, è ñàì ñíåã, âçÿòûé äëÿ ýêñïåðèìåíòà ó øêîëû è ñâîåãî äîìà.
Ýòîò ñíåã ìû ïîëîæèëè â äâå âîðîíêè è ñòàëè æäàòü, êîãäà îí ðàñòàåò.
Ïîñëå ñðàâíèëè òàëûé ñíåã ïî ñëåäóþùèì ïîêàçàòåëÿì: Öâåò, çàïàõ, çàãðÿçíåííîñòü (ôèëüòðà), ïðîçðà÷íîñòü.
Âîò êàêèå äàííûå ïîëó÷èëè:
Ïîêàçàòåëè | Ñíåã ó äîðîãè | Ñíåã ó äîìà |
Öâåò | Áåëî-ñåðûé | Áåëûé |
Çàïàõ | Áåíçèíà | Íåò |
Çàãðÿçíåííîñòü ôèëüòðà | Åñòü ãðÿçü | Åñòü ïûëü |
Ïðîçðà÷íîñòü | Íåò | Äà |
Âûâîä | Åñòü íåëüçÿ | Åñòü íåëüçÿ |
Âûâîä: ñíåã î÷åíü ïîëåçåí äëÿ çàêàëèâàíèÿ îðãàíèçìà è çàíÿòèÿìè çèìíèìè âèäàìè ñïîðòà, íî óïîòðåáëÿòü åãî â åäó íåëüçÿ, îñîáåííî ãðÿçíûé è âðåäíûé ñíåã ó äîðîã, îí íàêàïëèâàåò ãðÿçü è áåíçèí. Ñíåã ó äîìà òîæå åñòü íåëüçÿ, õîòÿ íà âèä îí ÷èñòûé.  òàëîì ñíåãó ìû îáíàðóæèëè ÷àñòèöû ãðÿçè è ïûëè, ñíåã ïàäàÿ çàáèðàåò èç âîçäóõà ãðÿçü.
3.2Òåìïåðàòóðà ñíåãà è âîäû
Èññëåäîâàíèå ¹ 2
Öåëü: ñðàâíèòü òåìïåðàòóðó ñíåãà è âîäû
Íàáðàëè â áàíêó ñíåã. Âîòêíóëè òåðìîìåòð â ñíåã è íàáëþäàëè çà äâèæåíèåì òåðìîìåòðà.
Ñíà÷àëà òåðìîìåòð ïîêàçûâàë ìèíóñ 20 Ñ, à çàòåì 00 Ñ, òàê êàê ñíåã íà÷àë òàÿòü À êîãäà âåñü ñíåã ðàñòàÿë òåðìîìåòð ïîêàçàë ïëþñ 70 Ñ.
Âûâîä: òåìïåðàòóðà ñíåãà íèæå íóëÿ, à òåìïåðàòóðà âîäû âûøå íóëÿ.
3.3 Ðàñòåíèÿ ïîä ñíåãîì
Èññëåäîâàíèå ¹3
Ïîìíèòå ëè ñêàçêó «Â ãîñòÿõ ó Äåäóøêè Ìîðîçà?»
Òàì Ìàøåíüêà ïîïàëà â ãîñòè ê Ìîðîçó. Òðóäîëþáèâàÿ äåâî÷êà Äåäó Ìîðîçó ïîñòåëü ñòåëèòü ïîìîãàëà: «Îòîãíóëà Ìàøåíüêà ñíåãîâóþ ïåðèíó, à ïîä íåé òðàâêà çåë¸íàÿ. Ìàøåíüêà òàê è îáìåðëà.» Òàê áûëî â ñêàçêå. À êàê íà ñàìîì äåëå? Áûâàåò ëè æèâàÿ òðàâà ïîä ñíåãîì.
Öåëü: óçíàòü, êàê çèìóþò ðàñòåíèÿ ïîä ñíåãîì.
Ñëåäóþùèì ìåñòîì èññëåäîâàíèÿ ìû âûáðàëè ïîëå ÎÎÎ «Çîíàëüíûé êîìáèêîðìîâûé çàâîä». Èç áåñåäû ñ ãëàâíûì àãðîíîìîì ìû óçíàëè, ÷òî ïîëå ïëîùàäüþ 330 ãåêòàðîâ çàñåÿíî îçèìîé ðîæüþ ñîðò «Ïåòðîâíà»
Ðàñêîïàëè ñíåã íà ïëîùàäè â 1 êâàäðàòíûé ìåòð. Îçèìàÿ ðîæü èìååò ñî÷íî — çåë¸íûé öâåò.
Âûâîä: ñíåã äëÿ ðàñòåíèé êàê øóáà, ñïàñàåò îò ìîðîçà.
3.4 Áèîòåñòèðîâàíèå
Èññëåäîâàíèå ¹4
Öåëü: óçíàòü, ÷òî òàêîå áèîòåñòèðîâàíèå ñíåãà.
 çèìíåå âðåìÿ àâòîìîáèëüíûå âûõëîïíûå ãàçû îñåäàþò íà ïîâåðõíîñòè ñíåãà. Âåñíîé ÷àñòü èç íèõ ïðîíèêàåò â ïî÷âó, à ÷àñòü âûíîñèòñÿ òàëûìè âîäàìè â îòêðûòûå è ïîäçåìíûå âîäîåìû. Ïðè âûïîëíåíèè ýòîãî èññëåäîâàíèÿ ìû ïðîâåëè àíêåòèðîâàíèå ðåáÿò íàøåé øêîëû.  îïðîñå ïðèíÿëè ó÷àñòèå 35 ó÷åíèêîâ 1 — 4 êëàññîâ. Ïðèëîæåíèå ¹2
1. Èìååòñÿ ëè â âàøåé ñåìüå àâòîìîáèëü?
äà — 28
íåò — 7
2. Ñêîëüêî äåðåâüåâ ðàñòåò âîçëå âàøåãî äîìà?
íè îäíîãî — 17
òî 5 äî 10 — 10
áîëåå 10 — 8
3. Çíàåòå ëè âû, êàêèå âåùåñòâà âõîäÿò â ñîñòàâ âûõëîïíûõ ãàçîâ?
äà — 5
íåò — 30
4. Êàêîå âëèÿíèå îêàçûâàþò âûõëîïíûå ãàçû íà æèâûå îðãàíèçìû?
ïîëîæèòåëüíîå — 0
îòðèöàòåëüíîå — 23
íå çíàþ — 12
5. Èçâåñòíî ëè âàì êàêèå íàðóøåíèÿ â ðàáîòå îðãàíèçìà ÷åëîâåêà âûçûâàþò âåùåñòâà âûõëîïíûõ ãàçîâ?
äà — 18
íåò — 17
Èññëåäóÿ ïðîáû ñíåãà, ñîáðàííîãî â ðàçíûõ ìåñòàõ, ìîæíî ïîëó÷èòü äîñòàòî÷íî ïîëíîå ïðåäñòàâëåíèå î ñòåïåíè çàãðÿçíåíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû íà ýòèõ ó÷àñòêàõ. Ïîýòîìó ïðè ðåøåíèè ïîñòàâëåííîé çàäà÷è äàòü îöåíêó çàãðÿçíåííîñòè ñðåäû íà ðàçíîì ðàññòîÿíèè îò àâòîìîáèëüíîé äîðîãè — ìû èñïîëüçîâàëè ìåòîä áèîòåñòèðîâàíèÿ, ò.å. îïðåäåëåíèå êà÷åñòâà îêðóæàþùåé ñðåäû ñ ïîìîùüþ æèâûõ îðãàíèçìîâ.
 êà÷åñòâå îðãàíèçìà — èíäèêàòîðà (ðàñïîçíàâàòåëÿ) ìû âûáðàëè êðåññ-ñàëàò, ò.ê. åãî ñåìåíà áûñòðî ïðîðàñòàþò.  êà÷åñòâå ïîêàçàòåëåé ó÷èòûâàëè âñõîæåñòü ñåìÿí è ñêîðîñòü ðîñòà ïðîðîñòêîâ.
Ãèïîòåçà: çàãðÿçíåíèå ñíåãà àâòîìîáèëüíûìè âûõëîïíûìè ãàçàìè çàìåäëÿåò ïðîðàñòàíèå ñåìÿí è ðîñò ïðîðîñòêîâ.
Õîä ðàáîòû
1. Âçÿëè ïðîáû ñíåãà ñ ïÿòè ïëîùàäîê: -ôåäåðàëüíàÿ òðàññà, äîðîãà îêîëî øêîëû, êî÷åãàðêà, ìàãàçèí, ëåñ.
2. Ðàñòîïèëè ñíåã è òàëóþ âîäó èñïîëüçîâàëè äëÿ ïðîðàùèâàíèÿ ñåìÿí. Â êàæäóþ ïðîáó âçÿëè ïî 10 øò. ñåìÿí êðåññ-ñàëàòà.
3.  êàæäóþ òàðåëêó ñ ñåìåíàìè äîáàâèëè òàëóþ âîäó èç ðàçíûõ ïëîùàäîê Íàáëþäàëè ïðîðàñòàíèå ñåìÿí è ðîñò ïðîðîñòêîâ â òå÷åíèå 8 äíåé, äîáàâëÿÿ, ïî ìåðå âûñûõàíèÿ, òàëóþ âîäó â îäèíàêîâûõ îáúåìàõ, ïîëó÷åííóþ èç ñíåãà ñ òåõ æå ó÷àñòêîâ
4. Ðåçóëüòàòû íàáëþäåíèé ïî êàæäîé ïðîáå åæåäíåâíî çàíîñèëè â òàáëèöû.
Ðåçóëüòàòû: äàííûå èññëåäîâàíèé ïðåäñòàâëåíû â òàáëèöàõ ¹1-3. Ïðèëîæåíèå ¹ 3,4, 5. Àíàëèçèðóÿ äàííûå ïðîâåäåííîãî ýêñïåðèìåíòà, ìû ñäåëàëè âûâîä î íàèáîëüøåé çàãðÿçíåííîñòè ñíåãà âûõëîïíûìè ãàçàìè âäîëü ôåäåðàëüíîé òðàññû, êîòîðàÿ èñïûòûâàåò áîëüøóþ òðàíñïîðòíóþ íàãðóçêó. Íàèëó÷øèå ïîêàçàòåëè ïðîðàñòàíèÿ è ðîñòà ïðîðîñòêîâ äàëà ïðîáà ¹5, ãäå èñïîëüçîâàëàñü òàëàÿ âîäà, ïîëó÷åííàÿ èç ñíåãà õâîéíîãî ëåñà, óäàëåííîãî îò àâòîìîáèëüíûõ äîðîã.
Âûâîä: âûäâèíóòàÿ íàìè ãèïîòåçà ïîäòâåðäèëàñü â ðåçóëüòàòå ïðîâåäåííîé èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòû. Íà îñíîâå ïîëó÷åííûõ äàííûõ ìîæíî ñäåëàòü âûâîä: çàãðÿçíåíèå ñíåãà àâòîìîáèëüíûìè âûõëîïíûìè ãàçàìè çàìåäëÿåò ïðîðàñòàíèå ñåìÿí è ðîñò ïðîðîñòêîâ.
Ïðè âûïîëíåíèè ýòîãî èññëåäîâàíèÿ ìû óçíàëè, ÷òî àâòîìîáèëüíûå âûõëîïíûå ãàçû ñîäåðæàò ðàçëè÷íûå âðåäíûå âåùåñòâà: óãëåêèñëûé ãàç, óãàðíûé ãàç, êîòîðûå âðåäíû äëÿ ïðèðîäû è îðãàíèçìà ÷åëîâåêà. ×òîáû â îêðóæàþùåþ ñðåäó ïîïàäàëî ìåíüøå âðåäíûõ âûáðîñîâ ìû ïðåäëàãàåì ñëåäóþùèå ìåðîïðèÿòèÿ:
· Èñïîëüçîâàíèå ëó÷øèõ ìàðîê áåíçèíà.
· Ïðèðîäíûé ãàç — ñàìûé ïåðñïåêòèâíûé âèä òîïëèâà. Ïðè ãîðåíèè ãàçà çàìåòíî óìåíüøàåòñÿ êîëè÷åñòâî âûáðîñîâ.
· Èñïîëüçîâàíèå ýëåêòðîìîáèëåé è àâòîìîáèëåé íà ñîëíå÷íûõ áàòàðåéêàõ.
· Ëåñîíàñàæäåíèÿ.
Ñîâåòû âîäèòåëÿì:
1. Âûáèðàéòå ñàìóþ ýêîíîìè÷íóþ ìîäåëü.
2. Ïîääåðæèâàéòå àâòîìîáèëü â èñïðàâíîì òåõíè÷åñêîì ñîñòîÿíèè, ÷òî ïîçâîëèò óìåíüøèòü âûáðîñû íà 40 %.
3. Ñòàðàéòåñü èçáåãàòü íåíóæíûõ ïîåçäîê.
4. Áîëüøå õîäèòå ïåøêîì, èñïîëüçóéòå îáùåñòâåííûé òðàíñïîðò. Åñëè áû êàæäàÿ ìàøèíà ïåðåâîçèëà íå îäíîãî, à äâóõ ïàññàæèðîâ, ìû áû ñýêîíîìèëè 82 ìëí. ë áåíçèíà â ãîä è óìåíüøèëè âûáðîñû CO2íà 163 ìëí. êã.
5. Ãëóøèòå äâèãàòåëü, íå äîïóñêàéòå åãî ðàáîòû íà õîëîñòîì õîäó
Íàäåÿòüñÿ íà òî, ÷òî âîäèòåëè ñòàíóò ñîçíàòåëüíûìè, è áóäóò ñîáëþäàòü îïðåäåëåííûå ïðàâèëà äëÿ ñíèæåíèÿ âûáðîñîâ, òðóäíî. Íåîáõîäèìû ìåðû ðåãóëèðîâàíèÿ íà ãîñóäàðñòâåííîì óðîâíå.
4. Çàêëþ÷åíèå: âûâîä ïî èòîãàì èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòû:
Ïîëåçåí ñíåã èëè âðåäåí?
È òî è äðóãîå, ñìîòðÿ äëÿ êîãî (ðàñòåíèé, æèâîòíûõ èëè ÷åëîâåêà), íî âñå æå îí ïðèíîñèò áîëüøå ïîëüçû, ÷åì âðåäà!!!
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1.Àëåêñååâ Ñ.Â., Ãðóçäåâà Í.Â., Ìóðàâüåâà À.Ã., Ãóùèíà Ý.Â. Ïðàêòèêóì ïî ýêîëîãèè, Ì., ÀÎ ÌÄÑ, 1996.
2. Âðîíñêèé Â.À. Àíòðîïîãåííûå çàãðÿçíåíèÿ àòìîñôåðû è ðàñòåíèÿ. Áèîëîãèÿ â øêîëå, 1992, ¹ 3-4.
3.Ôåäèíà Ì.À. Áèîòåñòèðîâàíèå ñíåãà. Ãàçåòà «Ïåðâîå ñåíòÿáðÿ», «Áèîëîãèÿ» ¹242007 ã. ñòð. 14-15
4. Èíòåðíåò — ñàéòû:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%FB%F5%EB%EE%EF%ED%FB%E5_%E3%E0%E7%FB
https://autonotes.info/vyhlopnye-gazy/
5. Ýíöèêëîïåäèÿ äëÿ äåòåé .«ß ïîçíàþ ìèð. Ýêîëîãèÿ» -Ì.; ÀÑÒ 2007ã
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник