Истина это все что полезно утверждают
Истина — это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.
Существуют различные трактовки понятия «истина»:
соответствие знаний действительности;
то, что подтверждено опытом;
некое соглашение, конвенция;
свойство самосогласованности знаний;
полезность полученного знания для практики.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.
Пример: изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника и т. п.
Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания.
Возможные критерии истины:
Соответствие законам логики.
Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.
Соответствие фундаментальным законам.
Простота, экономичность формы.
Практика.
Практика играет роль главного критерия при определении истинности знаний.
Практика (от греч. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Характерные черты практики:
Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).
ВОПРОСЫ:
1. Ниже приведен перечень терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «истина»:
1) отражение действительности; 2) знание; 3) конкретность; 4) субъективность; 5) процесс; 6) абстрактность; 7) логичность.
2. Раскройте на трёх примерах роль практики в процессе познания.
В качестве функций практики, которые она выполняет в процессе познания, и иллюстрирующих их примеров следует назвать:
Практика как основа познания (пример: потребность земледелия и мореплавания стимулировала развитие геометрии и астрономии, производство создает необходимую аппаратуру для научных исследований, существенно раздвигающих границы наших знаний, и др.).
Практика как цель познания (пример: ученые-физики настойчиво изучают синтез ядер тяжелого водорода (дейтерия) в ядро атома гелия, чтобы можно было использовать термоядерную энергию в экономике, и др.).
Практика как критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно остаётся всего лишь предположением (гипотезой) (пример: открытие закона Архимеда с успехом было подтверждено практикой кораблестроения и др.).
Темы для эссе:
«Истина сияет собственным светом, и не подобает просвещать умы пламенем костров».
Юстиниан I
«Река истины протекает через каналы заблуждений».
Р. Тагор
«Истина выше людей и не должна бояться их». В. Белинский
Источник
Удивительная философияГусев Дмитрий Алексеевич
Истинно то, что полезно. Прагматизм
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса, истинно то, что полезно для нас. По греч. pragma– «дело, действие», поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.
Чарлз Пирс (1839–1914)
Прагматизм продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь, как мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность для человека – это поток его ощущений; Кантову критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «Весь мир – это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.
Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч. Пирса, ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле, – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо, – преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание, по Пирсу, является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмыслен. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит, оно истинно.
Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно, думать что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности фактически для нас нет, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание, является, конечно же, не знанием о нем, но верованием, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна принципиальная особенность, которая заключается в том, что, будучи не в состоянии знать о существующем, он может только верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, – говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу». Так, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Него (почти то же самое, что и Кантов «нравственный аргумент»).
Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения своих практических целей, или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом.
Конечно же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который, просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти глобальные вопросы и обрести истину…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Прагматизм
«Прагматизм» — это не очень ясное, двусмысленное и затертое слово. Однако именно им склонны определять главное достижение интеллектуальной традиции нашей страны.(«Следствия прагматизма», 160)Рорти сыграл одну из ключевых ролей в недавнем возрождении
2. Прагматизм
Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией, существенно отличающейся от традиционных европейских философских направлений. Безусловна и сравнительная популярность прагматизма, потому что произведения его
§ 2. Прагматизм
Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. В 70-х годах XIX в. основные принципы этой философии были высказаны как бы мимоходом крупным американским логиком Чарлзом Пирсом (1839–1914). Они были развиты в более популярной форме Уильямом Джемсом
12.3.6. Прагматизм
Ця філософська течія виникла ще в 70-х роках XIX ст. в США і є найбільш оригінальним внеском американців у філософську думку. Після Другої світової війни інтерес до прагматизму дещо знизився, однак у останні два десятиліття ряд провідних американських вчених
7. Прагматизм
Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым
§ 38. Истинно то, что полезно (прагматизм)
Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого являлся американский философ Чарльз Пирс. Основной его идейной установкой являлось положение о том, что значение идей и
11.7. Истинно то, что полезно (прагматизм)
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в
2. Объем термина «истинно».
Мы начинаем с некоторых замечаний относительно объема того понятия истины, которое мы здесь имеем в виду.Предикат «истинно» иногда используется для указания на психологические моменты, такие как убеждения или верования, порой его относят к
3. Значение термина «истинно».
Гораздо более серьезные трудности связаны с проблемой значения (интенсионала) понятия истины.Как и другие слова нашего повседневного языка, слово «истинно» является многозначным. И мне представляется, что философы, обсуждавшие это понятие,
[g) Суждение. Истинно — ложно]
530Теологический предрассудок у Канта, его бессознательный догматизм, его моралистическая перспектива — как господствующая, направляющая, повелевающая.?????? ??????[146]: каким образом возможен факт познания? Разве вообще познание факт? Что такое
Прагматизм. Истинно то, что полезно
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их
G. Суждение. Истинно – ложно
530
Теологический предрассудок у Канта, его бессознательный догматизм, его моралистическая перспектива – как господствующая, направляющая, повелевающая.Ложная посылка: каким образом возможен факт познания? Разве вообще познание факт? Что
Прагматизм (Pragmatisme)
Подход или учение, отдающее предпочтение действию, особенно успешному действию, и доходящее до того, что только его считает законным критерием оценки. Что считать хорошим? То, что приносит успех. Что считать истинным? То, что оказывается полезным или
Источник
Ïîíÿòèå èñòèíû. Èñòèíà è ïðàâäà.
Ïîíÿòèå èñòèíû – ñëîæíî è ïðîòèâîðå÷èâî. Ó ðàçíûõ ôèëîñîôîâ, â ðàçíûõ ðåëèãèÿõ îíî ñâîå. Ïåðâîå îïðåäåëåíèå èñòèíû äàë Àðèñòîòåëü, è îíî ñòàëî îáùåïðèíÿòûì: èñòèíà – ýòî åäèíñòâî ìûøëåíèÿ è áûòèÿ. Ðàñøèôðóþ: åñëè òû î ÷åì-òî äóìàåøü, è òâîè ìûñëè ñîîòâåòñòâóþò äåéñòâèòåëüíîñòè, òî ýòî èñòèíà.
 ïîâñåäíåâíîé æèçíè èñòèíà – ýòî ñèíîíèì ïðàâäû. «Èñòèíà â âèíå», — ãîâîðèë Ïëèíèé Ñòàðøèé, ïîäðàçóìåâàÿ, ÷òî ïîä âëèÿíèåì îïðåäåëåííîãî êîëè÷åñòâà âèíà ÷åëîâåê íà÷èíàåò ãîâîðèòü ïðàâäó. Íà ñàìîì äåëå ýòè ïîíÿòèÿ íåñêîëüêî ðàçëè÷àþòñÿ. Èñòèíà è ïðàâäà – îáå îòðàæàþò ðåàëüíîñòü, íî èñòèíà – ýòî áîëüøå ëîãè÷åñêîå ïîíÿòèå, à ïðàâäà – ÷óâñòâåííîå. Ñåé÷àñ íàñòóïàåò ìîìåíò ãîðäîñòè çà íàø ðîäíîé ðóññêèé ÿçûê.  áîëüøèíñòâå åâðîïåéñêèõ ñòðàí ýòè äâà ïîíÿòèÿ íå ðàçëè÷àþò, ó íèõ ýòî îäíî ñëîâî («truth», «vérité», «wahrheit»). Îòêðîåì Òîëêîâûé ñëîâàðü æèâîãî âåëèêîðóññêîãî ÿçûêà Â. Äàëÿ: «Èñòèíà — … âñå, ÷òî âåðíî, ïîäëèííî, òî÷íî, ñïðàâåäëèâî, ÷òî åñòü; … ïðàâäà: ïðàâäèâîñòü, ñïðàâåäëèâîñòü, ïðàâîñóäèå, ïðàâîòà». Èòàê, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïðàâäà – ýòî íðàâñòâåííî öåííàÿ èñòèíà («Ìû ïîáåäèì, ñ íàìè ïðàâäà»).
Òåîðèè èñòèíû.
Êàê óæå ãîâîðèëîñü, òåîðèé ìíîæåñòâî, â çàâèñèìîñòè îò ôèëîñîôñêèõ øêîë è ðåëèãèé. Ðàññìîòðèì îñíîâíûå òåîðèè èñòèíû:
- Ýìïèðè÷åñêàÿ: èñòèíà – ýòî âñå çíàíèå, îñíîâàííîå íà íàêîïëåííîì îïûòå ÷åëîâå÷åñòâà. Àâòîð – Ôðåíñèñ Áýêîí.
- Ñåíñóàëèñòè÷åñêàÿ (Þì): èñòèíó ìîæíî ïîçíàòü òîëüêî ñåíñèòèâíî, îùóùåíèåì, âîñïðèÿòèåì, ñîçåðöàíèåì.
- Ðàöèîíàëèñòè÷åñêàÿ (Äåêàðò): âñÿ èñòèíà óæå çàêëþ÷åíà â ðàçóìå ÷åëîâåêà, îòêóäà åå íàäî èçâëåêàòü.
- Àãíîñòè÷åñêàÿ (Êàíò): èñòèíà íåîïîçíàâàåìà ñàìà ïî ñåáå («âåùü â ñåáå»).
- Ñêåïòè÷åñêàÿ (Ìîíòåíü): íè÷òî íå èñòèííî, ÷åëîâåê íå ñïîñîáåí íà ïîëó÷åíèå ñêîëüêî-íèáóäü äîñòîâåðíûõ çíàíèé î ìèðå.
Êðèòåðèè èñòèíû.
Êðèòåðèè èñòèíû – ýòî òå ïàðàìåòðû, êîòîðûå ïîìîãàþò îòëè÷èòü èñòèíó îò ëæè èëè çàáëóæäåíèÿ.
- Ñîîòâåòñòâèå ëîãè÷åñêèì çàêîíàì.
- Ñîîòâåòñòâèå ðàíåå îòêðûòûì è äîêàçàííûì çàêîíàì è òåîðåìàì íàóê.
- Ïðîñòîòà, îáùåäîñòóïíîñòü ôîðìóëèðîâêè.
- Ñîîòâåòñòâèå ôóíäàìåíòàëüíûì çàêîíàì è àêñèîìàì.
- Ïàðàäîêñàëüíîñòü.
- Ïðàêòèêà.
 ñîâðåìåííîì ìèðå ïðàêòèêà (êàê ñîâîêóïíîñòü íàêîïëåííîãî ïîêîëåíèÿìè îïûòà, ðåçóëüòàòû ðàçëè÷íûõ ýêñïåðèìåíòîâ è ðåçóëüòàòû ìàòåðèàëüíîãî ïðîèçâîäñòâà) – ïåðâûé ïî çíà÷èìîñòè êðèòåðèé èñòèíû.
Âèäû èñòèíû.
Âèäû èñòèíû – êëàññèôèêàöèÿ, èçîáðåòåííàÿ íåêîòîðûìè àâòîðàìè øêîëüíûõ ó÷åáíèêîâ ïî ôèëîñîôèè, îñíîâàííàÿ íà èõ æåëàíèè âñå êëàññèôèöèðîâàòü, ðàçëîæèòü ïî ïîëî÷êàì è ñäåëàòü îáùåäîñòóïíûì. Ýòî ìîå ëè÷íîå, ñóáúåêòèâíîå ìíåíèå, ïîÿâèâøååñÿ ïîñëå èçó÷åíèÿ ìíîæåñòâà èñòî÷íèêîâ. Èñòèíà îäíà. Ðàçáèâàòü íà âèäû åå – ãëóïî, è ïðîòèâîðå÷èò òåîðèè ëþáîé ôèëîñîôñêîé øêîëû èëè ðåëèãèîçíîãî ó÷åíèÿ. Îäíàêî ó èñòèíû åñòü ðàçíûå àñïåêòû (òî, ÷òî íåêîòîðûå ðàññìàòðèâàþò êàê «âèäû»). Âîò èõ è ðàññìîòðèì.
Àñïåêòû èñòèíû.
Îòêðûâàåì ïðàêòè÷åñêè ëþáîé ñàéò-øïàðãàëêó, ñîçäàííûé äëÿ ïîìîùè ñäà÷è ÅÃÝ ïî ôèëîñîôèè, îáùåñòâîçíàíèþ â ðàçäåëå «Èñòèíà», è ÷òî ìû óâèäèì? Âûäåëÿòñÿ òðè îñíîâíûõ àñïåêòà èñòèíû: îáúåêòèâíàÿ (òà, ÷òî íå çàâèñèò îò ÷åëîâåêà), àáñîëþòíàÿ (äîêàçàííàÿ íàóêîé, ëèáî àêñèîìà) è îòíîñèòåëüíàÿ (èñòèíà òîëüêî ñ îäíîé êàêîé-ëèáî ñòîðîíû). Îïðåäåëåíèÿ âåðíû, íî ðàññìîòðåíèå ýòèõ àñïåêòîâ – êðàéíå ïîâåðõíîñòíîå. Åñëè íå ñêàçàòü – äèëåòàíòñêîå.
ß áû âûäåëèë (îñíîâûâàÿñü íà èäåÿõ Êàíòà è Äåêàðòà, ôèëîñîôèè è ðåëèãèè è ò.ä.) ÷åòûðå àñïåêòà. Ýòè àñïåêòû ñëåäóåò ðàçäåëèòü ïî äâóì êàòåãîðèÿì, íå ñáðàñûâàòü âñå â îäíó êó÷ó. Èòàê:
- Êðèòåðèè ñóáúåêòèâíîñòè-îáúåêòèâíîñòè.
Îáúåêòèâíàÿ èñòèíà îáúåêòèâíà ïî ñâîåé ñóòè è íå çàâèñèò îò ÷åëîâåêà: Ëóíà âðàùàåòñÿ âîêðóã Çåìëè, è íà ýòîò ôàêò ìû íå ìîæåì ïîâëèÿòü, íî ìîæåì ñäåëàòü îáúåêòîì èññëåäîâàíèÿ.
Ñóáúåêòèâíàÿ èñòèíà çàâèñèò îò ñóáúåêòà, òî åñòü ìû èññëåäóåì Ëóíó è ÿâëÿåìñÿ ñóáúåêòîì, íî åñëè áû íàñ íå áûëî, òî íå áûëî áû íè ñóáúåêòèâíîé èñòèíû, íè îáúåêòèâíîé. Ýòà èñòèíà, íàïðÿìóþ çàâèñÿùàÿ îò îáúåêòèâíîé.
Ñóáúåêò è îáúåêò èñòèíû âçàèìîñâÿçàíû. Âûõîäèò, ÷òî ñóáúåêòèâíîñòü è îáúåêòèâíîñòü – ýòî ãðàíè îäíîé è òîé æå èñòèíû.
- Êðèòåðèè àáñîëþòíîñòè-îòíîñèòåëüíîñòè.
Àáñîëþòíàÿ èñòèíà – èñòèíà, äîêàçàííàÿ íàóêîé è íåïîäëåæàùàÿ ñîìíåíèþ. Íàïðèìåð, ìîëåêóëà ñîñòîèò èç àòîìîâ.
Îòíîñèòåëüíàÿ èñòèíà – òî, ÷òî ÿâëÿåòñÿ èñòèíîé â îïðåäåëåííûé ïåðèîä èñòîðèè èëè ñ îïðåäåëåííîé òî÷êè çðåíèÿ. Äî êîíöà XIX âåêà àòîì ñ÷èòàëñÿ íàèìåíüøåé íåäåëèìîé ÷àñòüþ âåùåñòâà, è ýòî áûëî èñòèíîé, ïîêà ó÷åíûå íå îòêðûëè ïðîòîíû, íåéòðîíû è ýëåêòðîíû. È â ýòîò ìîìåíò èñòèíà èçìåíèëàñü. À ïîòîì ó÷åíûå îòêðûëè, ÷òî ïðîòîíû è íåéòðîíû ñîñòîÿò èç êâàðêîâ. Äàëåå, äóìàþ, ìîæíî íå ïðîäîëæàòü. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî îòíîñèòåëüíàÿ èñòèíà êàêîé-òî ïåðèîä âðåìåíè áûëà àáñîëþòíîé. Êàê óáåäèëè íàñ ñîçäàòåëè «Ñåêðåòíûõ ìàòåðèàëîâ», Èñòèíà ãäå-òî ðÿäîì. È âñå æå ãäå?
Ïðèâåäó åùå îäèí ïðèìåð. Óâèäåâ ôîòîãðàôèþ ïèðàìèäû Õåîïñà ñî ñïóòíèêà ïîä îïðåäåëåííûì óãëîì, ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî ýòî êâàäðàò. À ôîòî ñäåëàííîå ïîä îïðåäåëåííûì óãëîì ñ ïîâåðõíîñòè Çåìëè, óáåäèò, ÷òî ýòî òðåóãîëüíèê. Íà ñàìîì æå äåëå – ýòî ïèðàìèäà. Íî ñ òî÷êè çðåíèÿ äâóìåðíîé ãåîìåòðèè (ïëàíèìåòðèè), ïåðâûå äâà óòâåðæäåíèÿ – èñòèíà.
Òàêèì îáðàçîì, ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî àáñîëþòíàÿ è îòíîñèòåëüíàÿ èñòèíà òàê æå âçàèìîñâÿçàíû, êàê è ñóáúåêòèâíàÿ-îáúåêòèâíàÿ. Íàêîíåö-òî, ìû ìîæåì ñäåëàòü âûâîä. Ó èñòèíû íåò âèäîâ, îíà îäíà, íî ó íåå åñòü àñïåêòû, òî åñòü òî, ÷òî ÿâëÿåòñÿ èñòèíîé ïîä ðàçíûìè óãëàìè ðàññìîòðåíèÿ.
Èñòèíà – ñëîæíîå ïîíÿòèå, êîòîðîå ïðè ýòîì îñòàåòñÿ åäèíûì è íåäåëèìûì. È èçó÷åíèå, è îñìûñëåíèå ýòîãî òåðìèíà íà äàííîì ýòàïå ÷åëîâåêîì åùå íå çàâåðøåíî.
Источник