Истина то что полезно что работает на нас
Удивительная философияГусев Дмитрий Алексеевич
Истинно то, что полезно. Прагматизм
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса, истинно то, что полезно для нас. По греч. pragma– «дело, действие», поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.
Чарлз Пирс (1839–1914)
Прагматизм продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь, как мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность для человека – это поток его ощущений; Кантову критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «Весь мир – это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.
Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч. Пирса, ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле, – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо, – преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание, по Пирсу, является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмыслен. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит, оно истинно.
Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно, думать что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности фактически для нас нет, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание, является, конечно же, не знанием о нем, но верованием, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна принципиальная особенность, которая заключается в том, что, будучи не в состоянии знать о существующем, он может только верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, – говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу». Так, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Него (почти то же самое, что и Кантов «нравственный аргумент»).
Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения своих практических целей, или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом.
Конечно же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который, просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти глобальные вопросы и обрести истину…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Прагматизм
«Прагматизм» — это не очень ясное, двусмысленное и затертое слово. Однако именно им склонны определять главное достижение интеллектуальной традиции нашей страны.(«Следствия прагматизма», 160)Рорти сыграл одну из ключевых ролей в недавнем возрождении
2. Прагматизм
Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией, существенно отличающейся от традиционных европейских философских направлений. Безусловна и сравнительная популярность прагматизма, потому что произведения его
§ 2. Прагматизм
Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. В 70-х годах XIX в. основные принципы этой философии были высказаны как бы мимоходом крупным американским логиком Чарлзом Пирсом (1839–1914). Они были развиты в более популярной форме Уильямом Джемсом
12.3.6. Прагматизм
Ця філософська течія виникла ще в 70-х роках XIX ст. в США і є найбільш оригінальним внеском американців у філософську думку. Після Другої світової війни інтерес до прагматизму дещо знизився, однак у останні два десятиліття ряд провідних американських вчених
7. Прагматизм
Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым
§ 38. Истинно то, что полезно (прагматизм)
Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого являлся американский философ Чарльз Пирс. Основной его идейной установкой являлось положение о том, что значение идей и
11.7. Истинно то, что полезно (прагматизм)
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в
2. Объем термина «истинно».
Мы начинаем с некоторых замечаний относительно объема того понятия истины, которое мы здесь имеем в виду.Предикат «истинно» иногда используется для указания на психологические моменты, такие как убеждения или верования, порой его относят к
3. Значение термина «истинно».
Гораздо более серьезные трудности связаны с проблемой значения (интенсионала) понятия истины.Как и другие слова нашего повседневного языка, слово «истинно» является многозначным. И мне представляется, что философы, обсуждавшие это понятие,
[g) Суждение. Истинно — ложно]
530Теологический предрассудок у Канта, его бессознательный догматизм, его моралистическая перспектива — как господствующая, направляющая, повелевающая.?????? ??????[146]: каким образом возможен факт познания? Разве вообще познание факт? Что такое
Прагматизм. Истинно то, что полезно
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их
G. Суждение. Истинно – ложно
530
Теологический предрассудок у Канта, его бессознательный догматизм, его моралистическая перспектива – как господствующая, направляющая, повелевающая.Ложная посылка: каким образом возможен факт познания? Разве вообще познание факт? Что
Прагматизм (Pragmatisme)
Подход или учение, отдающее предпочтение действию, особенно успешному действию, и доходящее до того, что только его считает законным критерием оценки. Что считать хорошим? То, что приносит успех. Что считать истинным? То, что оказывается полезным или
Источник
ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть.Гагин Тимур Владимирович
Первая пресуппозиция: Истинно то, что полезно
Если мы используем нечто, как истину, и у нас получается, значит это правильно. Практика — критерий истины. Работает-значит правильно.
Для наших прагматических целей этого вполне хватает. Все остальные взгляды на истину, может, тоже верны, но сейчас нам не полезно так думать.
Следствия
1. Сформулированное Протагором: Нет истины истиннее, чем другая истина. Но есть истина лучше.
2. Сформулированное практиками НЛП:
Никто не владеет истиной в последней инстанции. Или иначе говоря: Все ошибаются.
3. Сформулированное Стасом Уколовым: Всякое бывает.
Это удобная мысль. Во всякий момент времени мы можем считать за истину то, что нам сейчас полезно. Если ничто из этого не есть окончательная истина.
4. Сформулированное в более красивом варианте: Карта — не территория. Меню — не обед.
Есть такие факты, которые можно пощупать и потрогать. Все, что касается нашего отношения к этим фактам, проверке не подвергается. Следовательно, отношения можно выбирать такие, которые будут работать. И получать опять же факты.
Геодезисты сразу понимают фразу «Карта не территория»: «Вы бы видели, как мы эти карты рисуем. Там от территории мало что остается».
Территория — это то, что есть. А карта — то, как мы себе это представляем.
Единственной точной картой города является только сам город. Все остальное — искажение. Единственной точной моделью Вселенной является только сама Вселенная.
Зачем нам надо это знать и об этом думать? Для подтверждения все той же мысли: все ошибаются.
И раз все ошибаются (бредят), мы можем выбирать, какой бред сейчас нам полезен. Зачем?
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
ПОЛЕЗНО ЛИ ЧЕСТОЛЮБИЕ?
Честолюбие само по себе, может быть, и порок, но оно часто является источником добродетелей.М. КВИНТИЛИАНО честолюбии вспоминают в связи с честолюбцами – людьми, падкими до любой, даже дешевой славы, не гнушающимися ничем для ее достижения. Не
Полезно ли худеть?
Многие мои подруги постоянно пробуют на себе разные диеты и лекарственные средства для снижения веса. Кое-кому из них, бывает, удается немного похудеть. Вот только кажется, что большого удовлетворения им это не приносит, наоборот – из-за борьбы с лишним
Д. ЧТО ИСТИННО В РЕЛИГИИ
Какую зависть вызывают у нас, не имеющих веры, те, кто убежден в существовании Всевышнего! Для этого великого духа мир не таит никаких загадок, ибо он сам создал все в нем существующее. Какими всеобъемлющими, исчерпывающими и определенными являются
ВКУСНО И ПОЛЕЗНО
Японский салат из риса
1 стакан риса, 2 стакана воды, 250 г жареной или вареной говядины, 1–2 апельсина, немного соли.Для соуса: 1 яичный желток, по 1 ч. ложке горчицы и сахара, 1 ст. ложка уксуса, 300 г растительного масла, 1 средний апельсин, 1 ст. ложка кукурузной
Вторая пресуппозиция: Каждый делает лучший выбор из тех возможностей, которые считает доступными
Человек, который кончает жизнь самоубийством, тоже делает лучший выбор из тех возможностей, которые СЧИТАЕТ доступными. Он считает, что у него есть возможность прожить жизнь
Третья пресуппозиция: Человек равен его поведению
Или: человек не равен его поведению.Имеется в виду одно и то же.Никто из нас ни одного человека (имеется в виду именно это), включая себя самого, — как человека не знает и узнать шансов не имеет. Потому что это было бы как «на
Четвертая пресуппозиция: Нет ошибок, есть обратная связь
Сидим мы, например, у телевизора. Эротический канал ищем. Он у нас, предположим, шестидесятый. Тычем в пульт, как нам кажется, правильно, но попадаем почему-то на пятьдесят девятый — там музыка классическая. Что нужно
Пятая пресуппозиция: Не получается — сделай по-другому
Например, пришел Марсель к Оксане. С кактусом. Ухаживать. И получил кактусом по физиономии. Может быть, думает Марсель, я как-то не так кактус преподнес. И какой-то я вообще не такой. И переживает. Это ошибка.Нужно
Шестая пресуппозиция: Опыт имеет структуру
Всё, что вы делаете, вы делаете как-то. Шаг первый, второй, третий… Некоторые шаги — одновременно. Любое человеческое действие есть результат того, как он видит, слышит, чувствует, обоняет, осязает, как думает, что думает и что
Седьмая пресуппозиция: Тело и психика — части одного
Если вы хотите воздействовать на тело, можете действовать через психику. Хотите действовать на психику, можно действовать через тело. Например, расслабьтесь — и как-то на душе легчает. В автомобиль вы можете сесть
Восьмая пресуппозиция: Память равна воображению
Память и воображение — это одно и то же.Память и воображение используют одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то же действие. В человеческом мозгу память и воображение действуют одинаково.Когда вы что-то
Пресуппозиция порядка, или На первый-второй рассчитайсь
Во-вторых, потому что в нем разыгралась бешеная тоска по России.
Набоков, начало рассказа «Круг»
Во-первых, вы читаете, во-вторых, пытаетесь понять, в-третьих, вам интересно, в-четвертых, запоминаете, в-пятых, будете
Пресуппозиция связи, или Взялся за гуж…
Мы теперь с тобой одной веревкой связаны —
Стали оба мы скалолазами!
Высоцкий
Положа руку на сердце, можно одинаково верить как в то, что все со всем связано, так и в то, что ничто не связано ни с чем.Для вас не принципиально ни то, ни
4. Пресуппозиция или «Когда вы услышите это, люди будут исполнять Ваши желания?»
Третья речевая стратегия в нашем списке называется предположение. Если Вы встретите в НЛП название «пресубпозиция», это – одно и то же.Существуют фразы, в которых наличие какого-то предмета,
Д. ЧТО ИСТИННО В РЕЛИГИИ
Какую зависть вызывают у нас, не имеющих веры, те, кто убежден в существовании Всевышнего! Для этого великого духа мир не таит никаких загадок, ибо он сам создал все в нем существующее. Какими всеобъемлющими, исчерпывающими и определенными являются
Полезно ли злиться?
Еще один важный фактор, мешающий нам сотрудничать с другими людьми, – это отсутствие навыков управления своими чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции застилают разум.
Никто никогда не заставлял нас злиться. Между действиями другого человека и нашей
Источник
Проблематика поиска и познания истины нередко встречается в работах великих ученых, философов и психологов. Но прийти к единому общему мнению в объективном обозначении истины крайне сложно, так как понятие это крайне многогранно, термин «истина» имеет множество различных значений и ответвлений в своих характеристиках. Поэтому до сих пор ведутся споры и не утихают сомнения в вопросе познания. Так что же такое истина? Существует ли абсолютная истина? Есть ли известный верный путь к ее познанию? И какую роль играют сомнения в истине?
Концепция и структура истины
Истина – это только слово. Нет такой коробочки с надписью «истина», которую ты однажды найдешь, откроешь, заглянешь в нее и скажешь: «Вот здорово! Я нашел истину!». Такой коробочки просто нет. Твое существование – вот истина. © Ошо (Бхагван Шри Раджниш)
Из всего многообразия определений истины более емким и точным можно выделить то, что истина – это верные знания о развитии, строении, происхождении мира и всех населяющих его существ, а также об их взаимодействии. Но человечество и окружающий мир хранят в себе слишком много мистических загадок и парадоксов, невозможно избежать сомнений в истине. Только или слишком наивные, или самоуверенные люди могут говорить, что познали истину. Поиск и познание – постоянные процессы жизни личности, которые необходимы для гармоничного развития. Ведь если человек реализует свои истинные знания, то итогом будет положительный результат. Использование же знаний ложных могут привести только к негативным последствиям. То есть, желание учиться, уважение к знанию, применение истинных знаний на практике – это есть путь к успешной реализации личности.
Современная философия делает упор на семи основных определениях истины
А именно:
- Классическая концепция. Родоначальниками данной теории были Платон и Аристотель. Традиционная теория истины гласит, что это – знания, которые соответствуют действительности и проверены практикой.
- Прагматическая (полезная) концепция. Теория прагматизма базируется на утверждении, что не все истинные знания могут приносить пользу. Полезность не является критерием истины.
- Когерентная концепция. Связка и сплоченность суждений. Все знания согласовываются между собой в одну единую систему, и именно эта система и считается истиной.
- Марксистская концепция. Суждения этой теории солидарны с определением классической концепции. Согласно марксизму, сомнения в истине исключаются, так как истина объективна и должна подтверждаться практикой.
- Онтологическая концепция. Согласно учениям Мартина Хайдеггера, родоначальника этого термина, истина не в знаниях, а в бытие. Человеку нужно развить в себе духовные умения видеть и слышать суть своего существования, тогда истина существования выплывет наружу.
- Экзистенциальная концепция (психологическая интерпретация). Истина – индивидуальна для каждого человека. Психологические и эмоциональные переживания конкретной личности – и есть истина для отдельного индивида.
- Плюралистическая концепция. Данная теория основана на учениях Ф. Ницше и именно плюрализм основан на сомнениях в истине. Основой является суждение, что нет абсолютной истины, все истинные знания относительны. Так как и нет четких границ между правдой и ложью, реальностью и иллюзией.
Ни одна из теорий не является общепринятой. Как каждая из них имеет своих последователей, так и любая из семи концепций поддается сомнениям в истине. Но все-таки большинство мнений сходятся на принятии классической теории, считая, что абсолютная истина – это неизменное, однажды и окончательно установленное знание.
В знаниях ли сила?
Если рассматривать истину, как знания, то чем же тогда можно считать ее поиск? Быть постоянно в поиске новой информацией, сделаться «вечным учеником», все время заниматься саморазвитием – это и будет путь к познанию истины.
Знание и только знание делает человека свободным и великим. © Д.И.Писарев
С самого юного возраста родители и общество стараются привить ребенку любовь к знаниям. Тот, кто владеет знаниями, может рассчитывать на престижную карьеру, общение в интеллектуальных кругах и прочие социальные блага. Но не слишком ли переоценивается значение знаний, когда говориться, что исключительно в них заключается истинная сила? И возможны ли такие ситуации, когда знания приносят скорее вред, чем пользу?
В «Книге Экклезиаста» царь Соломон говорит: «Во многой мудрости много скорби: приумножающий знания, умножает печаль». Одной из трактовок этой крылатой фразы является мнение, что любые знания приводят к размышлениям, в том числе и к безрадостным. Но еще одним минусом обладания знаниями является развитие гордыни и самоуверенности. Человек, интеллектуально подкованный, обладающий познаниями в различных сферах, однажды может решить, что уже достиг наивысшей точки развития. Чрезмерная уверенность в себе и своих способностях вредит дальнейшему росту личности. Саморазвитие – процесс, который длятся на протяжении всей жизни. Так как невозможно знать и уметь абсолютно все в этом мире, да и информация, полученная ранее, может устареть, знания в разных сферах имеют свойство видоизменяться и модернизироваться. Поэтому доля здравого сомнения в своих силах и способностях никогда не повредит развитию личности. Сомнения в истине не позволят индивиду остановиться в своем развитии, а всегда будут мотивировать узнать и сделать больше, двигаться вперед.
Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, власти, славы или других целей, а ради того, чтобы стать полезным в жизни». Ф. Бэкон
Сомнения – польза или вред
Принято считать, что вечно сомневающийся человек – это личность слабохарактерная, не способная принимать решения и нести за них ответственность. Зачастую сомнения в своих силах вызваны комплексами, застенчивостью, низкой самооценкой, фобиями и т.п. То есть – это результат работы ума, который мешает достижению поставленных целей или же ошибочно создает препятствия в реализации планов. В большинстве случаев сомнения в истине – это именно те самые кандалы и цепи, которые мешают движению личности на пути к успеху. Казалось бы, раз так обстоят дела, то только и нужно, что воспитать в себе решительность, стать уверенным в себе и отбросить прочь все сомнения. Но тут в силу вступает известный закон равновесия. Ведь нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что сомневаться в себе – это плохо. Когда-то люди были на сто процентов уверены, что Земля плоская стоит на трех слонах. Если бы не появились сомневающиеся в такой интерпретации теории мироздания, то, возможно, этот миф так бы и не был развенчан.
Можно сделать некие выводы:
- Сомнения несут пользу для развития личности.
- Сомневаться в своих силах – это нормально. Более того, тот, кто не испытывает сомнений, а наоборот излишне самоуверен в своих силах, рискует прекратить свое развитие, закостенев в приобретенных ранее знаниях.
Адекватные оправданные сомнения – это признак сформировавшейся личности, которая хочет принимать осмысленные решения, обстоятельно обдумывает свои шаги и имеет осознанное отношение к окружающему миру.
Сомнения и развитие
…полезно иногда сомневаться в себе: пока мы сомневаемся, мы стараемся стать лучше. © Энтони Хоппкинс
- Сомнения в истине не должны останавливать человека в реализации своих идей. Даже если ничего не получится, то приобретается ценный опыт. То есть в любом случае индивид остается в выигрыше: либо опыт, либо успех. Также сомнения мотивируют личность на поиск новых решений проблемы. Вместо мыслей «Я не уверен, что у меня получится», нужно думать о том, как сделать так, чтобы получилось, какие пути и ходы разработать для достижения цели. Такой ход мыслей, однозначно, будет способствовать развитию креативного мышления.
- Сомнения – путь к истине, так как наличие у человека сомнений дает ему право выбора из нескольких вариантов. Именно через сомнения происходит оценивание и отбор верного решения. Через сомнения индивид учится действовать более верно.
- Польза сомнений в истине решений и суждений также заключается в том, что иногда они оберегают человека от необдуманных и рискованных поступков.
- Сомнения являются отличным способом проверить свои силы, ответить на вопрос «смогу ли я?..». Необходимо время от времени бросать себе вызов, чтобы осознавать, где находятся границы ваших ресурсов, а также искать пути для расширения этих границ.
- Сомнения – это путь к саморазвитию. Если человек сомневается, например, в своих физических способностях, то он записывается в спортзал. Если у индивида возникает сомнение по поводу своих знаний в какой-либо определенной отрасли, значит, пора записываться в библиотеку. Сомневаться в себе – означает стремиться сделать себя лучше, выйти на новую ступень развития.
Необходимо отбросить устаревшее клише, что сила в знаниях и бесконечных поисках абсолютной истины. Это не означает, что нужно становиться невеждами. Истина знаний постоянно меняется, модернизируется в условиях изменений общества, нужно приспосабливаться и, шагая в ногу со временем, постигать истину, осваивать все новые и новые знания, овладевать практическими умениями и навыками. И, как бы странно это не звучало, сомневайтесь в своих силах! Так как сомнения ведут вас к развитию. Ни один философ, ученый или психолог не стал бы собой и не создал бы ни единого труда, будучи самоуверенным и лишенным даже тени сомнения. Но не допускайте сомнений разрушающих, понижающих самооценку. Во всем должна быть мера и определенные рамки.
Понравилась статья, расскажи друзьям!
Источник