Истинно то что полезно так считают
Удивительная философияГусев Дмитрий Алексеевич
Истинно то, что полезно. Прагматизм
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса, истинно то, что полезно для нас. По греч. pragma– «дело, действие», поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.
Чарлз Пирс (1839–1914)
Прагматизм продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь, как мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность для человека – это поток его ощущений; Кантову критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «Весь мир – это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.
Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч. Пирса, ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле, – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо, – преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание, по Пирсу, является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмыслен. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит, оно истинно.
Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно, думать что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности фактически для нас нет, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание, является, конечно же, не знанием о нем, но верованием, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна принципиальная особенность, которая заключается в том, что, будучи не в состоянии знать о существующем, он может только верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, – говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу». Так, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Него (почти то же самое, что и Кантов «нравственный аргумент»).
Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения своих практических целей, или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом.
Конечно же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который, просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти глобальные вопросы и обрести истину…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Прагматизм
«Прагматизм» — это не очень ясное, двусмысленное и затертое слово. Однако именно им склонны определять главное достижение интеллектуальной традиции нашей страны.(«Следствия прагматизма», 160)Рорти сыграл одну из ключевых ролей в недавнем возрождении
2. Прагматизм
Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией, существенно отличающейся от традиционных европейских философских направлений. Безусловна и сравнительная популярность прагматизма, потому что произведения его
§ 2. Прагматизм
Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. В 70-х годах XIX в. основные принципы этой философии были высказаны как бы мимоходом крупным американским логиком Чарлзом Пирсом (1839–1914). Они были развиты в более популярной форме Уильямом Джемсом
12.3.6. Прагматизм
Ця філософська течія виникла ще в 70-х роках XIX ст. в США і є найбільш оригінальним внеском американців у філософську думку. Після Другої світової війни інтерес до прагматизму дещо знизився, однак у останні два десятиліття ряд провідних американських вчених
7. Прагматизм
Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым
§ 38. Истинно то, что полезно (прагматизм)
Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого являлся американский философ Чарльз Пирс. Основной его идейной установкой являлось положение о том, что значение идей и
11.7. Истинно то, что полезно (прагматизм)
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в
2. Объем термина «истинно».
Мы начинаем с некоторых замечаний относительно объема того понятия истины, которое мы здесь имеем в виду.Предикат «истинно» иногда используется для указания на психологические моменты, такие как убеждения или верования, порой его относят к
3. Значение термина «истинно».
Гораздо более серьезные трудности связаны с проблемой значения (интенсионала) понятия истины.Как и другие слова нашего повседневного языка, слово «истинно» является многозначным. И мне представляется, что философы, обсуждавшие это понятие,
[g) Суждение. Истинно — ложно]
530Теологический предрассудок у Канта, его бессознательный догматизм, его моралистическая перспектива — как господствующая, направляющая, повелевающая.?????? ??????[146]: каким образом возможен факт познания? Разве вообще познание факт? Что такое
Прагматизм. Истинно то, что полезно
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их
G. Суждение. Истинно – ложно
530
Теологический предрассудок у Канта, его бессознательный догматизм, его моралистическая перспектива – как господствующая, направляющая, повелевающая.Ложная посылка: каким образом возможен факт познания? Разве вообще познание факт? Что
Прагматизм (Pragmatisme)
Подход или учение, отдающее предпочтение действию, особенно успешному действию, и доходящее до того, что только его считает законным критерием оценки. Что считать хорошим? То, что приносит успех. Что считать истинным? То, что оказывается полезным или
Источник
(Прагматизм).
Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого являлся американский философ Чарльз Пирс. Основной его идейной установкой являлось положение о том, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Другими словами, по мнению Пирса истинно то, что полезно для нас. Мы уже говорили о том, что греческое слово «прагма» переводится на русский язык терминами «дело», «действие», поэтому прагматизм — философия, которая не ставит перед собой задачи познания объективного мира, и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.
Прагматизм продолжает субъективистскую традицию в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность — это практическая полезность, невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно как мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма, утверждавшего, что действительность для человека — поток его ощущений; кантовскую критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «весь мир — это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.
Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма: то, что представляется нам, и то, что существует в действительности — два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо: преодолеть ее? Не лучше ли принять подобное положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание по Пирсу является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (то есть к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмысленный. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит оно истинно.
Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его каким угодно, думать, что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности как таковой для нас не существует, так как она — совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу собственных субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм сознания). То, каким мы себе представляем мироздание, является, конечно, не знанием о нем, но верованием в то, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется принципиальная особенность, заключающейся в том, что не будучи в состоянии знать о существующем, ему ничего не остается, как верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, — говорят сторонники прагматизма, — верить на свой риск в любую гипотезу». Например, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Бога (почти то же самое, что и кантовский нравственный аргумент). Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории — не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения неких собственных практических целей или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации.
Следовательно, наука представляет не знание о реальности, а своеобразный ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу подобных положений прагматизм иногда называют инструментализмом.
Конечно, в данном воззрении нет совершенно никакой метафизики, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины сущего, открыть вечные связи и законы мироздания, и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности, без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? Возможно прожить и без метафизики и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который, просыпаясь дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти метафизические вопросы и обрести истину…
Источник
Направлением
в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм,
основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его
основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их
практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению
Пирса, истинно то, что полезно для нас. По греч. «pragma» – дело, действие,
поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи
познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей,
но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать
истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.
Прагматизм
продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем
утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем
знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до
объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь, как
мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из
людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность
для человека – это поток его ощущений; Кантову критику разума, по которой мы
видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства;
странное положение Фихте «Весь мир – это Я», преломляющее реальность
исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что
прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но
представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает
две с половиной тысячи лет.
Объективная
действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч.
Пирса, ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что
представляется нам, и то, что существует на самом деле, – два разных мира,
между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе
невыполнимо, – преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей
как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание, по Пирсу,
является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (т. е.
к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том,
соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмыслен. Если оно
помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня,
значит, оно истинно.
Поскольку
мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно,
думать что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение.
Получается, что реальности, как таковой, для нас нет, так как она – совокупность
наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих
субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма,
абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму
(вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью
врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание,
является, конечно же, не знанием о нем, но верованием, что это наше
представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна
принципиальная особенность, которая заключается в том, что, будучи не в
состоянии знать о существующем, ему ничего не остается, кроме как верить в него
(невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, –
говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу».
Так, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Него (почти то же
самое, что и Кантов нравственный аргумент).
Понятно,
что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно.
Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а
орудия, которыми мы пользуемся для достижения своих практических целей, или
инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит,
наука представляет не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами,
из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях.
В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом.
Конечно
же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем,
оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины
существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной
философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем
мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в
действительности без полного и всестороннего представления о ней? Неужели
отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А
что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже
обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя
бы одного человека, который, просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня,
думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и
считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти глобальные
вопросы и обрести истину…
Проверь
себя
1. Какова
основная идея Чарлза Пирса? Что такое прагматизм?
2. Почему
можно утверждать, что прагматизм продолжает субъективистское направление в
философии? Какие мыслители принадлежали к этому направлению?
3. Что
понимают под верой представители прагматизма?
4. Почему
прагматизм иногда называют инструментализмом?
Направлением
в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм,
основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его
основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их
практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению
Пирса, истинно то, что полезно для нас. По греч. «pragma» – дело, действие,
поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи
познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей,
но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать
истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.
Прагматизм
продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем
утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем
знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до
объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь, как
мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из
людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность
для человека – это поток его ощущений; Кантову критику разума, по которой мы
видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства;
странное положение Фихте «Весь мир – это Я», преломляющее реальность
исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что
прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но
представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает
две с половиной тысячи лет.
Объективная
действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч.
Пирса, ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что
представляется нам, и то, что существует на самом деле, – два разных мира,
между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе
невыполнимо, – преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей
как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание, по Пирсу,
является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (т. е.
к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том,
соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмыслен. Если оно
помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня,
значит, оно истинно.
Поскольку
мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно,
думать что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение.
Получается, что реальности, как таковой, для нас нет, так как она – совокупность
наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих
субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма,
абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму
(вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью
врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание,
является, конечно же, не знанием о нем, но верованием, что это наше
представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна
принципиальная особенность, которая заключается в том, что, будучи не в
состоянии знать о существующем, ему ничего не остается, кроме как верить в него
(невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, –
говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу».
Так, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Него (почти то же
самое, что и Кантов нравственный аргумент).
Понятно,
что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно.
Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а
орудия, которыми мы пользуемся для достижения своих практических целей, или
инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит,
наука представляет не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами,
из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях.
В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом.
Конечно
же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем,
оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины
существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной
философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем
мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в
действительности без полного и всестороннего представления о ней? Неужели
отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А
что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже
обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя
бы одного человека, который, просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня,
думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и
считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти глобальные
вопросы и обрести истину…
Проверь
себя
1. Какова
основная идея Чарлза Пирса? Что такое прагматизм?
2. Почему
можно утверждать, что прагматизм продолжает субъективистское направление в
философии? Какие мыслители принадлежали к этому направлению?
3. Что
понимают под верой представители прагматизма?
4. Почему
прагматизм иногда называют инструментализмом?
Источник