История развития науки о полезных ископаемых

История развития науки о полезных ископаемых thumbnail

В истории науки прослеживаются две линии, идущие параллельно:

Линия обобщений это эволюция идей о том как, где и когда формировались месторождения.

В истории науки В.И. Смирновым (1987) выделено 5 главных периодов.

5.1. Древнейший и древний периоды()

1. Древнейший, первобытнообщинный период (800-100 тыс. – 1тыс. л. до н.э.) – период раннего знакомства человека с полезными ископаемыми. Века:

-каменный,

-бронзовый,

-железный.

человек начал приспосабливать камни для строительства, извлечения металлов и для изготовления орудий труда.

2. Древний, рабовладельческий период (1 тыс. л. до н.э. – V век н.э.) – время примитивных суждений в области естествознания. Древнегреческие философы.

Фалес Милетский (625–547 г. до н. э.) субстанцией, образующей мир, полагал воду. Его считают основателем нептунистической концепции.

Гераклит Эфесский (535–475 г. до н. э.) первоначальной сущностью вещей считал огонь. Он заложил плутонистическую идею в развитие наук о Земле.

5.2. Средневековый период()

5.2.1. Раннее средневековье (V-VI – XIV в.)

Центр цивилизации находился в Средней Азии (арабский халифат).

Среднеазиатские ученые:

-Авиценна (Абу-Али ибн-Сина) (980-1037).

Ал-Бируни (973-1050) родился в Хорезме (Узбекистан), написал в 1048 г. книгу «Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)». Описал месторождения, полезные ископаемые, их свойства и экономику.

5.2.2. Среднее средневековье – эпоха ренессанса

(XIV – начало XVIII в.)

Западная Европа. Георг Агрикола (1494-1555) работал в Рудных горах, написал труд «О горном деле и металлургии» (1556). Охарактеризовал тела полезных ископаемых, их классификацию, приемы поисков и разведки. Главной созидательной силой Земли Агрикола считал воду.

Россия. 1584 г. Иван Грозный создаёт Государев Приказ Каменных дел для сбора сведений о полезных ископаемых, снаряжение правительственных экспедиций. В 1620 г. в пермских песчаниках были обнаружены медные руды.

1700 г. Петр I (1672 – 1725) учреждает Приказ Рудокопных дел. От этой даты ведется отсчет истории государственной геологической службы России.

1721 г. на Урале при Кунгурском, Уктусском и Алапаевском заводах были открыты горнозаводские школы.

Появляются первые научные работы о месторождениях: сочинения В.Н. Татищева (1686–1750) и В.И. Геннина (1676–1750) – основателей Перми и Екатеринбурга.

При Петре I Россия вышла на первое место в мире по производству железа, меди и свинца.

5.2.2. Позднее средневековье (XVII-XVIII – середина XIX в.)

В Западной Европе появляются теоретические концепции о происхождении месторождений.

Лидер плутонистов шотландский ученый Джемс Хеттон (1726 – 1797) опубликовал в 1795 г. книгу о ведущей роли внутриземного жара на процессы образования месторождений.

Абраам Готлоб Вернер (1749 – 1817) – продолжал и защищал идеи Агриколы. Он преподавал во Фрайбергской горной академии и исследовал месторождения Рудных гор. В 1791 г. он писал, что все месторождения образовались из вод мирового океана.

В России основы теории рудообразования закладывались М.В. Ломоносовым (1711 – 1765):

-«Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757),

-«Первые основания металлургии или рудных дел» (1763),

-«О слоях земных» (1763).

Он познакомился с месторождениями во время заграничной научной стажировки в 1736 – 1741 гг. в Рудных и Богемских горах. М.В. Ломоносов соль считал осадком морских соленых вод, образование угля связывал с углефикацией торфа, нефти приписывал органическое происхождение. Он писал, что нерудные минералы в рудных жилах осаждались в трещинах из подземных водных растворов, а металлические соединения привносились в них парами серы и мышьяка. Образование россыпей объяснял разрушением коренных месторождений. Он стоял выше односторонних нептунистических и плутонистических представлений западноевропейских ученых.

Организуются академические экспедиции

С.П. Крашенинникова (1711-1755) на Камчатку в 1737–1742 гг. (Описание земли Камчатки, 1755);

И.И. Лепехина (1740-1802) в Поволжье, на Урал и Европейский Север в 1768 – 1772 гг (Дневные записки путешествия …, 1771–1805)

П.С. Палласа (1741-1811) в Нижнее Поволжье, Урал, Южную Сибирь в 1768 – 1774 (Путешествие по …, 1773 – 1788) и др.

В 1773 г. открывается Санкт-Петербургское горное училище.

Центрами научных исследований были также Петербургский и Московский университеты.

5.3. Новый период (XIX – первая половина ХХ в.) ()

Период формирования мировых центров (школ) исследования полезных ископаемых

Отход от крайних представлений плутонизма и нептунизма.

Американская школа отличалась развитием геолого-структурного и экспериментального направлений исследований.

1905 г. организуется Геофизическая лаборатория Института Карнеги в Вашингтоне, где начались экспериментальные минералогические исследования.

Это направление было модным также в Европе и в России (П.Н. Чирвинский: Искусственное получение минералов в ХIХ столетии, 1903).

1905 г. начал издаваться журнал «Economic Geology», получивший мировую известность.

Выдающиеся представители школы:

Вольдемар Линдгрен (1860 – 1939). В 1906 г. на Х сессии Международного геологического конгресса (МГК) он предложил подразделять гидротермальные месторождения на 3 класса:

-эпитермальный (50-200оС),

-мезотермальный (200-300о),

-гипотермальный (300-500о).

Вильям Эммонс (1876 – 1948) сформулировал теорию гипогенной и гипергенной зональности месторождений.

Норман Боуэн (1887 – 1956) разработал модель образования руд по способу кристаллизационной дифференциации (ряд Боуэна).

Труды и учебники о месторождениях американских авторов были переведены на русский язык и первые советские геологи учились по ним.

Немецкая школа — старейшая в мире. Она берет начало от исследований Агриколы, Вернера.

Для нее характерно развитие

— минераграфии –

Пауль Рамдор, род. в 1899 г. «Рудные минералы и их срастания», 1962;

— физико-химического моделирования

Пауль Ниггли (1888 – 1953) разработал идею последовательного образования пегматитов, пневматолитов и гидротерм на основании анализа физико-химической системы вода – силикатный расплав;

— генетического направления

Ганс Шнейдерхен (1887 – 1962) – автор книги «Рудные месторождения» (1958)

Французская школа.

Эли де Бомон (1798 – 1874) в 1847 г. обосновал гидротермальную теорию происхождения рудных месторождений.

Де Лоне (1860 – 1938) в 1897 г. ввел в науку термин «гидротермальные месторождения», явился основателем металлогении и предложил этот термин в 1892 г.

Современный представитель этой школы П. Рутье (1980) только части гидротермальных месторождений приписывает магматогенное происхождение.

Японская геологическая школа возникла в конце периода. Её представители (Такео Ватанабе, Тацуо Тацуми) расшифровали механизм образования подводных вулканогенных руд типа куроко. Участвовали в обосновании тектоники плит.

Российская школа характеризуется исследованием связей процессов образования месторождения с геологической средой.

Её основы были заложены сотрудниками Геологического комитета, организованного в 1882 г. С 1885 г. комитет возглавлял А.П. Карпинский (1847 – 1936) – автор первого в России учебника по рудным месторождениям.

Читайте также:  Цветы их названия и чем они полезны

Лекция 4-13 (5 марта 2013)

Высокий уровень науки о месторождениях отражен в учебниках, например Франц Юльевича Левинсон-Лессинга (1911),

в двухтомнике К.И. Богдановича (1864 – 1947) «Рудные месторождения» (1913).

В 1916 г. открывается Пермское отделение Петроградского университета, где на физико-математическом факультете организуется кафедра геологии и минералогии.

На Урале ведутся исследования месторождений платины и золота под руководством Н.К. Высоцкого (1864 – 1932).

Признанным исследователем золоторудных месторождений Сибири и основателем металлогенического направления в России является В.А. Обручев (1863 – 1956).

Лекция 4-2012 (28.02.12)

Крупный вклад внесли в исследование

-угольных месторождений внес Павел Иванович Степанов (1880 – 1947),

-нефтяных – Иван Михайлович Губкин (1871 – 1939).

Наибольшего развития геология полезных ископаемых получила в 20-х – 40-х гг., когда потребовалось в короткие сроки обеспечить минеральным сырьем развивающуюся промышленность СССР. Произошла дифференциация науки по видам полезных ископаемых.

Были рассмотрены проблемы генезиса месторождений:

-магматических (А.Н. Заварицкий, 1884–1952),

-пегматитовых (А.Е. Ферсман, 1883–1945)

-скарновых – инфильтрационно-диффузионная гипотеза образования (Д.С. Коржинский, 1899–1987).

-гидротермальных — А.Г. Бетехтин (1897–1962),

-выветривания – И.И. Гинзбург (1882–1965),

-осадочных – Н.М. Страхов (1900–1978).

Крупным специалистом по неметаллическим полезным ископаемым был П.М. Татаринов (1895 – 1976).

Геохимическое направление в изучении месторождений закладывалось В.И. Вернадским (1863–1945), А.Е. Ферсманом (1883–1945),

Минерагеническое направлениеЮ.А. Билибиным (1901-1952), С.С. Смирновым (1895–1947) и В.И. Смирновым (1910-1988).

Интенсивное развитие науки о полезных ископаемых в СССР помогло решить задачу обеспечения страны собственным минеральным сырьем и Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Промышленность царской России полностью зависела от импорта минерального сырья. По подсчетам В.И. Вернадского русская промышленность в 1916 г. использовала только 14 химических элементов, добывавшихся из отечественных месторождений, а запасы были установлены только для 4 из них.

В 80-х годах ХХ в. СССР занимал ведущее место в мире по запасам 18 видов полезных ископаемых: угля, нефти, природного газа, железа, хрома, марганца, свинца, никеля, кобальта, вольфрама, молибдена, сурьмы, алмазов, серы, калийных солей, апатита, асбеста.

5.4. Новейший период(2-я половина ХХ в.) ()

Новейший период развития науки о месторождениях характеризуется интернационализацией (глобализацией) науки. Стираются границы между научными школами.

1. Обнаруживаются месторождения:

-новых генетических групп: карбонатитовой, альбитит-грейзеновой,

новых рудных формаций: никелевые в коматиитах, урановые в зонах несогласия, алмазные в лампроитах и др.

2. Достижения геохимии позволяют

— осуществлять физико-химическое моделирование процессов рудообразования,

— изучать фракционирование стабильных изотопов H, C, O, S, Sr в процессах рудообразования.

-определять возраст месторождений и окружающих их горных пород по радиоактивным изотопам.

— использовать прецизионные методы для определения состава минералов и микровключений в них.

3. Разрабатывается концепция тектоники плит. Она позволила по-новому взглянуть на закономерности размещения месторождений полезных ископаемых:

Митчелл А., Гарсон М. Глобальная тектоническая позиция минеральных месторождений. 1984.

Sowkins F. J. Metal Deposits in Relation to Plate Tectonics. 2-d Revised. Springer-Verlag. Berlin. 1990. 461 p.

Date: 2016-11-17; view: 285; Нарушение авторских прав

Источник

Когда-то люди пользовались только тем, что, лежит на поверхности земли. Они и не подозревали, какие несметные сокровища скрываются в ее толще. Но по мере того, как «аппетиты» людей росли, им волей-неволей пришлось сперва потихоньку ее «царапать», а затем все глубже и глубже в нее вгрызаться, открывая «дверь» в подземные кладовые.

К полезным ископаемым относятся топливные ресурсы, необходимые для энергетики и транспорта; руды, содержащие металлы; песок, гранит, щебенка, глина — то, без чего не обойдется строительство; драгоценные камни и, разумеется, вода — основа всего живого.

Все это давно или недавно человек наловчился извлекать из земных недр. Каждое из названных ископаемых требовало своего особого подхода. Люди научились использовать даже очень бедные руды, когда исчерпывались богатые, переходили от добычи одного топлива к другому, наизобретали огромное количество способов и машин, помогающих им находить и извлекать ископаемые и в очень далеких, труднодостижимых районах, и глубоко под землей.

Ресурсы богатство природы, которые человечество использует для удовлетворения своих потребностей. Они расположены неравномерно, и запасы их неодинаковы, поэтому отдельные страны имеют различную ресурсообеспеченность, т.е. соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

Актуальность темы заключается в том, что полезные ископаемые являются фактором экономического состояния территории. Если правильно использовать их, то данная территория будет хорошо экономически развиваться.

Предмет — полезные ископаемые

Объект — полезные ископаемые на территории ЕАО

Работа состоит из 25 листов, в ней представлены 2 главы: теоретическая и практическая; 3 приложения и 1 таблица.

В данной курсовой работе мы использовали следующие методы: картирования, изучение научной литературы, визуальный метод определения минералов.

История развития использования полезных ископаемых

Полезные ископаемые — природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые при данном уровне техники могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде или после соответствующей переработки. Скопления полезных ископаемых в земной коре образуют месторождения полезных ископаемых.

В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации.

Первым металлом, который стал известен человеку, по-видимому, была медь. По мнению археологов, применять самородную медь начали еще за 12—11 тысяч лет до нашей эры в каменном веке. Затем наступил собственно медный век. В древнем мире медь добывали в Сирии, Палестине, на Кипре, в Испании, Сербии, Болгарии, на Кавказе, в Индии. В течение нескольких тысячелетий ее широко использовали для производства орудий труда, утвари, украшений, а позднее и для чеканки монет.

Затем, примерно за 4 тысяч лет до нашей эры начался бронзовый век. Это означало, что люди научились получать сплав меди и олова, который к тому времени также стал известен сначала на Ближнем Востоке, а позднее в Европе. Полагают, что само слово «бронза» происходит от названия порта Бриндизи в южной Италии, где было освоено производство этого металла. Как и медь, бронзу широко использовали для изготовления самых различных орудий труда. При помощи их, в частности, обрабатывали каменные глыбы знаменитой пирамиды Хеопса. Кроме того, бронзу стали применять в качестве конструкционного материала. Например, из бронзовых деталей была смонтирована статуя колосса Родосского, относящаяся к одному из семи чудес света.

Читайте также:  Душица полезные свойства и противопоказания детям

Наряду с ними широко использовали уже и некоторые другие металлы и камни.

В первую очередь это относится к золоту. Самородное золото стало известно примерно так же давно, как и самородная медь. Что касается его добычи, то она началась, очевидно, в Древнем Египте, где, как известно, этот металл связывали с культом Солнца и обожествляли. Задолго до начала нашей эры золото добывали в Малой Азии, в Индии, в Древнем Риме. Использовали его в основном для производства украшений, изделий культа, для чеканки монет. Богатейшими золотыми сокровищами обладала также империя инков в Южной. Америке. Именно эти сокровища особенно привлекли испанских конкистадоров во время завоевания ими Нового Света.

Уже в Древней Греции и в Древнем Риме, да и в других регионах Земли, были широко известны свинец, руда ртути киноварь — ее использовали для изготовления красного красителя, сера, поделочные камни — мрамор, лазурит, многие драгоценные камни — изумруд, бирюза и др.. В третьем тысячелетии до нашей эры в копях Голконды (Южная Индия) начали добывать алмазы.

Постепенно бронзовый век сменился железным веком, который продолжался примерно 3,5 тысяч лет. Археологическими исследованиями установлено, что железо сыграло особенно большую роль в развитии человеческой цивилизации. Железные руды использовали на территории Европы, южной России, Кавказа. Из железа производили орудия труда и быта, оружие, многие другие изделия.

До промышленных переворотов XVIII—XIX вв. — минерально-сырьевую базу человечества составляли примерно те же металлы (медь, железо, золото, серебро, олово, свинец, ртуть), что и в древнем мире, а также поделочные и драгоценные камни. Но во второй половине XIX и в первой половине XX в. состав этой базы претерпел очень большие изменения.

Они коснулись топливных полезных ископаемых. Началось широкое использование ископаемых углей. То же относится и к нефти. Известно, что природный битум использовали еще тысячелетие назад, но первые примитивные нефтяные скважины появились только в XVII в., а начало промышленной добыче было положено лишь в середине XIX в., причем почти одновременно в Польше, Румынии, России и США.

Изменения коснулись и рудных полезных ископаемых. В первую очередь это относится к алюминию. Запасы бокситов были впервые обнаружены в начале XIX в. на юге Франции у местечка Бокс (отсюда и их название). В середине того же века была разработана технология промышленного получения этого металла. Но массовое его производство и применение началось уже в XX в. Примерно такие же вехи отмечают «родословную» марганца, хрома (от греч. «хромое» — цвет), никеля, ванадия, вольфрама, молибдена, магния.

Наконец, эти изменения коснулись и нерудных ископаемых — фосфоритов, калийных солей, асбеста, алмазов. Первая «алмазная лихорадка» была отмечена в Бразилии еще в первой половине XVIII в. Во второй половине XIX в. такие «лихорадки» произошли в Южной Африке и в США (Калифорния). В 1829 г. 14-летний Павел Попов нашел первый алмаз на территории России — на одном из рудников Урала.

Новое количественное и качественное изменение минерально-сырьевой базы человечества началось уже в середине XX в. в связи с научно-технической революцией. Речь идет в первую очередь о «металлах XX века»— титане, кобальте, бериллии, литии, ниобии, тантале, цирконии, германии, теллурии, без которых было бы практически невозможно развитие самых современных производств. [максаковский]

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разделы науки

В процессе своего развития учение о полезных ископаемых дифференцировалось. Сформировались две крупные части: общая и специальная.

В общей части рассматриваются геологические условия размещения, строение, состав и физико-химические условия образования месторождений каждого отдельного генетического подразделения.

В специальной же части характеризуются месторождения отдельных видов полезных ископаемых или их групп. Рассматривается использование вида полезного ископаемого, экономика минерального сырья, особенности геохимии и минералогии, промышленные генетические группы месторождений, а также закономерности размещения в земной коре. Специальная часть состоит из четырех крупных разделов: геология рудных и нерудных месторождений, геология угля и горючих сланцев, геология нефти и газа, гидрогеология. В зависимости от предмета исследования и изучаемого уровня распространения и организации вещества месторождений каждый раздел делится на подразделы, многие из которых получили самостоятельное название и развитие (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Разделы и подразделы специальной части учения о полезных ископаемых

Уровень распространения и строения месторождений Предмет исследования Разделы и подразделы учения о полезных ископаемых
Геология рудных и нерудных месторождений Геология угля и горючих сланцев Нефтегазовая геология Гидрогеология
Провинция, область, район, поле месторождений Закономерности размещения месторождений Минерагения (металлогения) Учение об угленосных формациях Региональная нефтегазовая геология Региональная гидрогеология
Поле, месторождение, тело полезного ископаемого Строение месторождений Структуры рудных полей и месторождений Геология угольных бассейнов и месторождений Структуры нефтегазовых месторождений Гидрогеологические структуры
Агрегат минералов, минерал Породы, вмещающие полезные ископаемые Учение об околорудных изменениях горных пород Литология угольных месторождений Литология нефтеносных отложений Литология водоносных отложений
Полезные ископаемые Минераграфия (минералогия) Углепетрография Учение о нефти Учение о природных водах

Окончание таблицы 4.1

Уровень распространения и строения месторождений Предмет исследования Разделы и подразделы учения о полезных ископаемых
Геология рудных и нерудных месторождений Геология угля и горючих сланцев Нефтегазовая геология Гидрогеология
Химический состав Полезные ископаемые Геохимия полезных ископаемых Геохимия ископаемых углей Геохимия нефти и газа Гидрохимия
Физические свойства Полезные ископаемые, вмещающие породы Рудная геофизика Геофизика угольных месторождений Нефтегазовая геофизика Геофизические методы исследования подземных вод
Провинция – химические свойства Процессы образования месторождений Физико-химические условия образования (генезис) месторождений
       

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте определение учения о полезных ископаемых.

2. Какова цель учения о полезных ископаемых?

3. С какими дисциплинами связано учение о полезных ископаемых?

4. Как называется раздел учения о полезных ископаемых, изучающий рудные минералы?

Читайте также:  Мясо перепелов полезные свойства как приготовить

Глава 5

История учения о полезных ископаемых

Формирование знаний о полезных ископаемых тесно связано с историей человечества и прежде всего с развитием производства и науки.

Периоды резкого увеличения объемов производства, нуждавшегося в минеральном сырье, сопровождались периодами расцвета науки о полезных ископаемых. С другой стороны формирование учения о полезных ископаемых связано с развитием мировой науки вообще и естественных наук в частности, что конечно тоже связано с развитием цивилизации. Дифференциация наук вначале привела к обособлению геологической науки, затем к отпочкованию от нее науки о месторождениях полезных ископаемых, и, наконец, к разграничению последней на современные разделы.

В истории учения о полезных ископаемых четко прослеживаются две линии, идущие параллельно: это, во-первых, накопление эмпирических фактов, связанных с освоением месторождений и совершенствованием методов их исследования, и, во-вторых, теоретические обобщения, связанные с достижением главной цели учения о месторождениях – разработки теории формирования и размещения месторождений. Вторая линия иногда забегала вперед, иногда отставала, но по образному выражению Б.Дж. Скиннера и П.К. Симса (1987) она представляет собой завораживающую картину эволюции идей, касающихся того как, где и когда формировались минеральные месторождения.

В истории учения о полезных ископаемых В.И. Смирновым (1987) выделено 5 главных периодов: древнейший, древний, средневековый, новый и новейший. Остановимся на них подробнее.

Древнейший, первобытнообщинный период (800-100 тыс. лет до н.э. – первое тысячелетие до н.э.) – период раннего знакомства человека с месторождениями. В течение каменного, бронзового, железного веков человек начал приспосабливать камни для строительства, извлечения металлов и для изготовления орудий труда.

Древний, рабовладельческий период (первое тысячелетие до н.э. – V век н.э.) – время ранних примитивных суждений в области естествознания. Для теории рудообразования большое значение имели труды древнегреческих философов Фалеса Милетского (624 – 547 г. до н.э.) и Гераклита Эфесского (544 – 474 г. до н.э.). Фалес считал субстанцией, образующей мир, воду, а Гераклит первоначальной сущностью вещей считал огонь. Можно полагать что своими суждениями они заложили две генеральные линии в развитии теории наук о Земле – нептунистическую и плутонистическую.

Средневековый, феодальный период (V-VI в. – XVI-XIX в.). В начале периода науки не существовало, исследования полезных ископаемых носили чисто описательный характер. Наибольшего раскрытия знания о полезных ископаемых получили в трудах выдающихся представителей среднеазиатского аристотелизма Авиценны (980-1037) и, особенно, Ал-Бируни (973-1050), родившегося в Хорезме на территории современного Узбекистана и написавшего в 1048 г. книгу “Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)”.

В середине периода в эпоху Ренессанса (XIV – первая половина XVIII в.) центр знаний переместился в Европу, зародилась наука о природе минеральных месторождений. Выдающимся европейским ученым этой части периода был Георг Агрикола (1494-1555), работавший в Иоахимстале (Яхимов,Чехия) и Хемнице (Германия). Он на примере крупнейшего горнорудного района средневековья – Рудных гор написал серию книг, из которых наиболее известна «О горном деле и металлургии» (1556). В ней он описал минеральные тела и дал их классификацию, указал приемы поисков и разведки. Главной созидательной силой Земли Агрикола считал воду.

В средние века в России сбором эмпирических сведений о полезных ископаемых занимался Государев Приказ каменных дел, организованный в 1584 г. при Иване Грозном. Снаряжались правительственные экспедиции. В частности, в 1620 г. в пермских песчаниках были обнаружены медные руды. Наибольшего расцвета горная промышленность России достигла при Петре I (1672 – 1725, правил с 1689). В 1700 г. им был учережден Приказ Рудокопных дел. От этой даты ведется отсчет истории государственной геологической службы России. В 1721 г. на Урале при Кунгурском, Уктусском и Алапаевском заводах были открыты первые горнозаводские школы. Появляются первые научные работы о месторождениях, среди которых выделяются сочинения В.Н. Татищева (1686-1750) и В.И. Геннина (1676-1750). Они были основателями уральских заводов и городов, в частности Перми и Екатеринбурга. В годы правления Петра I Россия вышла на первое место в мире по производству железа, меди и свинца.

В позднем средневековье (XVII-XVIII – середина XIX в.) появились ранние теоретические концепции о происхождении рудных месторождений. В Западной Европе они развились в виде двух противоречивых концепций нептунизма и плутонизма. Лидер плутонистов шотландский ученый Джемс Хеттон (1726 – 1797) опубликовал в 1795 г. книгу, в которой сформулировал гипотезу о ведущей роли внутриземного жара на поверхностные и глубинные процессы, об образовании месторождений путем магматических инъекций. Противоположные взгляды высказывал Абраам Готлоб Вернер (1749 – 1817) – продолжатель и защитник идей Агриколы. Он преподавал во Фрайбергской горной академии и исследовал месторождения Рудных гор. В 1791 г. он писал, что все месторождения образовались из вод, просачивающихся сверху из мирового океана.

В России в позднем средневековье основы теории рудообразования закладывались трудами М.В. Ломоносова (1711 – 1765), среди которых наиболее известны «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757), «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763), «О слоях земных» (1763). Он познакомился с месторождениями во время заграничной научной стажировки в 1736 – 1741 гг. в Рудных и Богемских горах и Гарце. М.В. Ломоносов соль считал осадком морских соленых вод, образование угля связывал с углефикацией торфа, нефти приписывал органическое происхождение. Он писал, что нерудные минералы в рудных жилах осаждались в трещинах из подземных водных растворов, а металлические соединения привносились в них парами серы и мышьяка. Образование россыпей объяснял разрушением коренных месторождений. Он стоял выше односторонних нептунистических и плутонистических представлений западноевропейских ученых. Через 8 лет после смерти М.В. Ломоносова в 1773 г. в России открывается Санкт-Петербургское горное училище – первое учебное заведение в России, готовившее горных инженеров. Их трудами было продолжено развитие науки о месторождениях от первоначально нептунистической концепции к представлениям об образования месторождений различными способами. В этот же период описанием и систематизацией месторождений занимались участники академических экспедиций С.П. Крашенинникова (1711-1755), И.И. Лепехина (1740-1802), П.С. Палласа (1741-1811) и др. Центрами научных исследований были также Петербургский и Московский университеты.

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник