Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе thumbnail

Власова Н.В.

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

Используемый материал

Формируемые метапредметные

и предметные умения

  1. Организационный этап

Задача: создать условия

для последующего про-

явления эмоционального отношения к учебно-

познавательной дея-

тельности.

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начался урок.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

От чего это будет зависеть?

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.

(Интересным, познавательным)

(От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).

(Внимательным и наблюдательным)

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;

— умение организовывать своё рабочее место.

  1. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

— Что же такое экономика?

— Какая главная задача экономики?

Что называется потребностями?

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей?

— Что такое товары?

-Приведите примеры товаров.

— Что такое услуги?

— Приведите примеры услуг

— Что составляет основу экономики?

— Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?

(Экономика).

(экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

(удовлетворение разных потребностей людей).

(все, что требуется людям для жизни).

(товары и услуги).

(Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

(Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

(стрижка в парикмахерской)

( Природные богатства и труд людей)

(Вода, воздух, почва, растения, животные)

2. Введение в тему:

Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.

— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли.

Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.

— Скажите, а как вы понимаете слово «богатство»?

— У большинства ребят мысли идут в правильном направлении.

— А где можно узнать значение слова богатство?

— Я вам приготовила еще один сундучок и в нем тоже лежат сокровища. А какие вы узнаете отгадав загадки.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

1.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

2.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

3.Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)Изучение полезных ископаемых в начальной школе

4.Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах пойдет речь?

— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как, в общем, назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

(Толковый словарь)

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;

— отвечать на поставленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.

— Давайте сформулируем тему нашего урока.

— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это уголь и известняк (демонстрация учителем).

Можем ли мы сказать, что они одинаковые?

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? –

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Данные вопросы поочередно появляются на слайде.

Что такое «полезные ископаемые»?

Какие полезные ископаемые бывают?

Где находятся?

Как люди используют в своей жизни?

— Как будем работать?

— Вы распределились в группы по 6 человек.

-Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?

— Ребята, давайте вспомним правила по которым, работают в группе (Дети отвечают)

1)  работать дружно

2) быть внимательными друг к другу

3)  работать по плану

4)  доводить начатое дело до конца

5)  слушать всех

6)  прийти к единому решению

7)   все  члены группы отвечают за результат

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

(Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).

(Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).

Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.

(В группах).

(Распределить роли в группе)

Определяют форму взаимодействия – работа в группах.

Самостоятельно между собой распределяют роли в группе.

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школеИзучение полезных ископаемых в начальной школе

— умение формули-ровать тему и цель урока;

— принимать высказывания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность;

— осознанно строить речевое высказывание

в соответствии с за-дачами коммуникации;

— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,

-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;

— умение проявлять себя в различных социальных ролях.

4. Формирование новых знаний

Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?

— Как вы понимаете значение слова «полезные»?

-«Ископаемые»?

Составление кластера со слов учащихся.

ископаемые

полезные

Изучение полезных ископаемых в начальной школеИзучение полезных ископаемых в начальной школеИзучение полезных ископаемых в начальной школеИзучение полезных ископаемых в начальной школе

— У нас получилась схема.

— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).

— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».

(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).

— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в учебнике на стр.46

— Мы узнали, что такое полезные ископаемые.

— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить (уч. С.46)

— Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

Читайте также:  Территория действия патента на полезную модель

Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».

Работают в группе, дают определение понятию.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школеИзучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Следующие слайды аналогичны первому.

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного;

— умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания со-беседников.

— умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

  1. Физминутка

Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;

снять психоэмоциональную напряженность.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Повторяют движения за учителем.

Соотносят свои действия с действиями учителя.

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

— принимать целевую установку педагога.

— соотносить свои действия с эталоном.

  1. Работа в группах (исследовательская деятельность)

— И сейчас я предлагаю решить интеллектуальную задачу. Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.

— Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово докладчикам каждой группы.

Решают интеллектуальную задачу.

Выступление

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

7. Первичное закрепление

Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

Домашнее задание

Задача: установить логическую связь в содержании прошедшего и будущего уроков, содействовать творческой активности обучающихся.

-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

1. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

2.Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

3.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

5. Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

— Как правильно называется это полезное ископаемое? (Известняк)

6. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется: (Гранит)

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых.

Полезные ископаемые которые на уроке не исследовали.

К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.Изучение полезных ископаемых в начальной школе

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

  • Экономично использовать

  • Оберегать от пожаров

  • Соблюдать правила перевозки

  • Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школеИзучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Изучение полезных ископаемых в начальной школе

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Изучение полезных ископаемых в начальной школеИзучение полезных ископаемых в начальной школе

— применение собственных представлений для решения практических задач;

— умение узнавать и называть по описаниям природные объекты.

8. Рефлексия деятельности

на уроке

Задача: организовать рефлексивную деятельность обучающихся, соотнести намеченные цели с результатом работы.

— Ребята, подведем итог урока. — Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?

— Достигли ли мы цели урока?

-Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— оценивать результат деятельности на уроке.

В 3 «б» классе 18человек. Сильных учеников немного (10), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (2), остальные дети – имеют средний уровень.

Сегодняшний урок был уроком первичного предъявления новых знаний по теме «Полезные ископаемые».

Его целевое назначение – первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. К обучающим задачам урока я отнесла знакомство учащихся с полезными ископаемыми, формирование умения классифицировать полезные ископаемые. Урок был также призван способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, к охране полезных ископаемых.

Он включал в себя 4 этапа: Этап вызова (постановка цели и темы урока), этап изучения нового материала, этап закрепления (осмысления) и рефлексия.

Основным этапом был – этап изучения нового материала, задачей которого было развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: Принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода к учащимся.

Чтобы решить задачи урока, я использовала материал из учебников, пользовалась сетью интернет.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент был направлен на формирование знаний учащихся по данной теме. На этапе изучения новых знаний при первичном закреплении была организована групповая работа. Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.

Все задания были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать полезные ископаемые, определять их свойства.

Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют различать полезные ископаемые, классифицировать их в группы.

Читайте также:  Чем полезно аргановое масло в косметике

По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему.

Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»

 г. Балаково Саратовской области

Февраль   2016 г.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:
Для учителя:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, презентация, карта России, опорные карточки, условные знаки полезных ископаемых, плакат «Гора» .
Для учащихся: учебник для 3 класса О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова»Окружающий мир»-II часть, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы; коллекции полезных ископаемых;квадраты зеленого и красного цветов по 5 штук каждому ученику;
раздаточный материал для групповой работы; фломастеры; исследовательская карта «Лист юных исследователей», магнитные доски , фишки, карты для игры «Обучающий калейдоскоп»

-формирование исследовательской деятельности через знакомство с  горючими  и строительными полезными ископаемыми, умение определять их свойства, определять   способы добычи и их использование в хозяйственных целях

 Познакомить с понятиями «полезные ископаемые», «геолог», «месторождение»; «горючие и строительные полезные ископаемые» и  их значением в жизни человека;

научить называть свойства песка, глины, известняка, мрамора, нефти, каменного угля, торфа.

 Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Формировать УУД:
Личностные УУД:
— развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
— способствовать развитию умения работать в группе;
— способствовать расширению словарного запаса детей;
— способствовать умению  выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
— умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД:
— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с презентацией, с таблицей;

-работать по предложенному учителем плану;
— умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт ;

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 -определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации
Познавательные УУД:
— делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Межпредметные связи: литературное чтение.

                                            Технологическая карта изучения темы «Полезные ископаемые»

Этап урока

Форма работы

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Формирование

УУД

I.Мотивация (самоопределение) учащихся к

учебной деятельности

1 мин.

фронтальная

С-1

 Просмотр эпизода фильма «Каменный цветок» по сказке Павла Петровича  Бажова

С-2

Информация учителя

— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на гостей, поприветствуйте их. Я всем вам желаю интересного урока.

-Из какого фильма сказки  этот  эпизод?

-По мотивам уральских сказов какого писателя был создан этот фильм?

Фильм был создан в 1946 году. Сразу же после какого великого события?

И во время войны, и в послевоенные годы страна особенно нуждалась в подземных богатствах.

Почему?

Издавна тайны недр Земли интересовали человека

— А вам интересно, что там внутри нашей планеты?

1.Учащиеся настраиваются на позитивную работу.

2. Высказывают свое мнение:

Каменный цветок

Павла Петровича Бажова

Победы над фашисткой Германией

Для вооружения

Для восстановления после разрухи

Регулятивные УУД:

  • обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
  • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные УУД:

  • адекватная мотивация учебной деятельности;
  •    проявлять эмоционально-положительное отношения

к предмету.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • умение слушать и понимать речь других;

II.Этап актуализации и пробного учебного действия

3 мин.

Индивидуальная

Проверка знаний учащихся по теме

« Тайны недр Земли».

 С-3

-Чтобы открыть новые знания, нам необходимо повторить пройденный материал.

(Зачитывает высказывания, которые начинаются со слов «Правда ли, что…»)

Высказывания:

  1. …не только горы, но и равнины, дно водоёмов сложены из горных пород? (зелёная)
  2. … горные породы не всегда твёрдые, бывают  жидкие и газообразные? (зелёная)
  3. …гранит – осадочная горная порода? (красная)
  4. … базальт – магматическая горная порода, а каменный уголь – осадочная горная порода? (зелёная)
  5. … в состав гранита входит три минерала? (зелёная)
  6. … торф образовался из раковин морских животных? (красная)
  7. … из нефти делают взрывчатку?

Вывод.

Человек активно использует в своей жизни природные богатства

Работа с квадратиками красного и зелёного цвета. Если ученик согласен с высказыванием, то перед собой кладёт зелёный квадратик, а если не согласен – красный.

Самопроверка по контрольному листу

6 вопросов- 6 квадратиков

?

Дети затрудняются в ответе

Недостаточно знаний

Регулятивные УУД:

-активизация мыслительной деятельности, составление правильного ответа по плану, осуществление самоанализа

Личностные УУД:

-сознание потребности к новому способу действий

Коммуникативные УУД:

-умение определять свою точку зрения

Познавательные УУД

-умение осмысливать прослушенное

-умение анализировать с целю выделения существенных признаков

III.Этап выявления места и причины затруднения

2 мин.

IV Этап построения проекта выхода из затруднения

2 мин.

Фронтальная

С-4

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле

Дает возможность  детям определить тему урока

Постановка проблемы

С-5

Выдвижение гипотез

С-6

Дает возможность определить цель .

Определение этапов  построения работы над проблемой

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” 

— Что такое «полезное ископаемое»?

-Раз они полезные, значит, необходимы человеку?

 А может быть человек может обойтись в жизни и без полезных ископаемых?

-Какую же цель определяем для себя на уроке?

-Что же для этого нам нужно знать?

1.Название полезного  ископаемого

Уметь определять?

2.Свойства

Научиться находить их   по чему?(карте)

3.Месторождение

Представлять, как добываются ПИ

4.Способ добычи

Изучить, как человек применяет полезные ископаемые в жизни?

5.Использование в жизни

Применять знания, чтобы сохранить полезные ископаемые

6.Охрана

О полезных ископаемых

Варианты ответов детей: полезное-приносит пользу для человека, ископаемое-выкапывают из земли .

Читайте также:  Полезно ли пить кисель при похудении

Возможна ли жизнь человека  без полезных ископаемых?

Дети выдвигают гипотезы:

1.Да. Но он будет жить как первобытный человек.

2.Нет. Современный человек не сможет жить без топлива, строительных материалов, машиностроения, электронной техники.

Какие  полезные ископаемые человек добывает для своих жизненных потребностей?

1.Узнать, какие полезные ископаемые есть в недрах Земли?

2.Какими свойствами обладает каждое полезное ископаемое?

3.Где оно находится?

4.Как его добывают?

5.Как люди используют его в своей жизни?

6.Как надо охранять полезные ископаемые?

Познавательные УУД:

–умение определять тему урока

Регулятивные УУД:

-умение синтезировать при формировании своего ответа

Коммуникативные УУД:

-умение определять свою точку зрения

Личностные УУД:

— осознание себя частью большого государства

Личностные УУД:

 -устанавливать причинно-следственные связи, цепи рассуждений

Познавательные УУД:

 -умение ставить цели определять способы их реализации по плану

Регулятивные УУД:-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные УУД:

-оценивание усваиваемого содержания

V этап реализации построенного проекта

5 мин.

Фронтальная

Работа по учебнику-подготовительная работа

1.Словарная работа по учебнику

С-7

2.Первичное знакомство с  полезными ископаемыми

С-8-15

  1. Слайд презентации
  2. Показ коллекции
  3. Условное обозначение на карте

Физминутка

-Чтобы всё понять нам необходимо пополнить словарный запас.

1.Полезное ископаемое ( учебник с. 16)

2.Геолог

3.Месторождение ( словарь учебника с.142)

4. Добыча: карьер, шахта, скважина.

5.Искусственные материалы (словарь учебника с.141) Работа с иллюстрацией с. 17

-Какое полезное ископаемое?

-Посмотрите коллекцию

-Посмотрите на карту России и определите, какое условное обозначение соответствует каждому полезному ископаемому?

-Выберите условное обозначение

-Мы сегодня будем изучать нефть, каменный уголь, торф, известняк, мрамор,песок и глину. –Все полезные ископаемые можно разделить на 3  группы. Горючие , строительные, рудные

Трудно, надо знать их основные свойства

Существует третья группа полезных ископаемых, отгадайте какая?

-Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зёрен. Главное свойство- плавкость.

-С рудными полезными ископаемыми мы познакомимся на следующем уроке.

-По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на правой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгаем на левой ножке.

Стоп! Немножко отдохнём!

И  работать мы пойдём!

Дети читают значение слов из словаря  учебника с.142

Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд

Человек, занимающийся поиском и изучением полезных ископаемых

Место, где залегают полезные ископаемые

Карьер — место открытой разработки неглубоко залегающих полезных ископаемых. Шахта- место подземной добычи полезных ископаемых

Скважина- это горная выработка без доступа в нее человека.Верхняя часть скважины называется устье, нижняя – забой. Стенки скважины – это ствол скважины.

Искусственные материалы: материалы, которые создал сам человек.

Дети распределяют  знаки полезных ископаемых в группы –затрудняются

горючие-нефть, каменный уголь, торф.

строительные: гранит, песок и глина

Условные обозначения:

известняк-

мрамор-

нефть-

каменный уголь- —      

 торф-

 песок –

 глина-

Железная руда-

Познавательные УУД:

–умение искать и выделять информацию из учебника, работать со словарем

Регулятивные УУД:

-умение вносить дополнения в план действий

Коммуникативные УУД:

-умение выдвигать и обосновывать гипотезы

Коммуникативные УУД:

-оценивание усваиваемого содержания

VI Этап

Реализация плана действий

10 мин.

Групповая

Учитель делит детей на группы по 5 человек-определяет нумерацию групп, названия полезного ископаемого, раздает, коллекции, материалы к практическим работам, исследовательские карты

Рассаживаемся по 5 человек

1 группа -нефть

2 группа-торф

3 группа-известняк и мрамор

4 группа-песок и глина

5 группа- каменный уголь

— Координаторы, распределите  в группе обязанности. Все выполненные работы оформите на «Листе юного исследователя»

— Экспериментаторы, проведите необходимые практические работы , сделайте выводы о свойствах полезного ископаемого

— Иллюстраторы, оформите результаты работы в таблице, составьте опорную схему

-Аналитики,

 -По учебнику с.16-25 найдите материал  относящийся к вашему полезному ископаемому, изучите, попробуйте пересказать.

-По хрестоматии с.80-84 дополните свои сведения о нефти и каменном угле

 -Выберите  условный знак полезного ископаемого

-Найдите  месторождения на карте России, на карте Саратовской области

Исследователи, расскажите о применении полезного ископаемого.

-Подумайте, как можно охранять  полезное ископаемое?

Дети рассаживаются по 5 человек. Распределяют обязанности:

1. Обсуждение задания.(координатор)
2. Выполнение практического задания (экспериментаторы).
3. Оформление результатов (иллюстраторы)
4. Формулирование выводов (аналитики)
5. Применение (исследователи)

Изучают полезные ископаемые.

Выполняют практическую работу по алгоритму

  1. по ЛОС (лист опорной схемы)

2-лос

3-учебник с. 22-23

4- учебник с.24-25

5-лос

Определяют свойства и заполняют исследовательскую карту

Определяют  условное обозначение полезного ископаемого.

Находят на карте.

Познавательные УУД:

–умение искать и выделять информацию;

-умение анализировать объект с целью выделения признаков;

-умение строить логическую цепь рассуждений

Регулятивные УУД:

-умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

-умение работать по алгаритму;

-умение проявить волевое усилие по преодолению препятствий

Коммуникативные УУД:

-умение работать в команде;

-умение взаимодействовать со сверстниками

Личностные  УУД:

-умение отстаивать свою точку зрения;

-умение работать по правилам коллектива;

-умение оценить свою и чужую работу, оказать необходимую помощь

VII Этап

реализации построенного исследования-защита исследовательских работ

15 мин.

Индивидуально-групповая

Слушает и корректирует выступления детей

Показ работ на документ –камере, обсуждение.

-Какое полезное ископаемое? Как отличишь от других олезных ископаемых?

В каком состоянии находится в недрах Земли?

Каким свойством обладает?

Как добывает это полезное ископаемое человек?

Как его  использует человек ?

Как оно условно обозначается на карте?

К какой группе отнесем ваше полезное ископаемое?

 Покажи на карте России , Саратовской области месторождения данного полезного ископаемого.

Что будет, если это полезное ископаемое исчезнет?

Вопрос координаторам

— Как работала твоя команда?

 -Кого бы ты отметил как самого активного?

Отчет детей по самостоятельному изучению полезного ископаемого  по группам согласно обязанностям и плану

Горючие, строительные

Познавательные УУД:

-умение синтезировать, восполнять недостающие компоненты;

-умение подводить свои выводы под понятие;

-умение строить логическую цепь рассуждений

Познавательные УУД:

-умение осознавать качество и уровень усвоения

Коммуникативные УУД:

-умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные  УУД:

-умение осознавать свою роль в коллективной деятельности

VIII Этап включения в систему знаний, закрепление и повторение

6 мин.

Фронтальная

Возвращение к проблеме

С-13

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. Возможна ли жизнь человека  без полезных ископаемых?

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный пред?