Изучи свойства таких полезных ископаемых как
Оборудование : презентация учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, образцы известняка, мрамора, песка ,глины , ручные лупы , стеклянные палочки , стаканчики с водой , воронка , фильтры , тарелочки , гвозди , салфетки .
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
№ Слайда
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Всё ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
К новым знаниям скорей!
— А теперь улыбнитесь друг другу. Пожелаем друг другу удачи. Садитесь.
— Дежурный расскажите о погоде на сегодняшний день .
— Приветствую вас на заседании клуба « Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств.
— Роль председателя ( П ) заседания сегодня отводится Диме.
-Какая тема нашего сегодняшнего заседания?
— Работать будем в 2- х группах, которые мы создали заранее
— Дежурный рассказывает о погоде.
П : Тема очередного заседания клуба « Свойства полезных ископаемых» ( на доске)…
2.Мотивация и актуализация знаний
3.Этап целеполагания
Вспомните тему предыдущих уроков.
Рассмотрите схему. Объясните, что она нам рассказывает.
-После ответа детей в схеме табличка с примерами
-А сейчас попробуйте определить почему данные полезные ископаемые объединены в 3 группы?
-Что вас смущает?
-Дайте название каждой из них.
Горючие Руды Строительные
Почему их так назвали? Объединили
Учебная задача: Определить и изучить общие свойства каждой группы.
Все горные породы делятся на те, которые человек использует для своих нужд и которые не использует
-Полезными ископаемыми называются горные породы……… использует человек.
— полезные ископаемые бывают твёрдые, жидкие и газообразные.
Например……
(жидкие, твёрдые, газообразные
оказались в одной группе)
Версии…….Возможно У КАЖДОЙ ГРУППЫ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ
СВОЙСТВА
Четко формулируют сами
Слайд № 3
Слайд № 4
4.Открытие нового знания.
1.Выясним свойства горючих полезных ископаемых.
— Учащийся выступает с сообщением о нефти.
Ваша задача назвать основное свойство данной группы, которое использует человек.
Вывод: Какое свойство горных полезных ископаемых использует человек?
2.Выясним свойства руд с.18 -19
Показ образцов руд. Человек использует их не в чистом виде. Что вы об этом знаете.
Показ изделий Определение свойств.
(ложка, гвоздь, подвеска…)
Вывод: сплавы металлов обладают прочностью, долговечностью – это основные их свойства.
3.Свойства какой группы мы не озвучили?
Эти свойства вы изучите самостоятельно со своей группой, работая по плану.
-Горючесть
Отвечают с опорой на текст учебника. + СПЛАВ с.142 словарь
Называют сплав из которого изготовлено – указывают свойства
Слайды № 5 – 7
Слайды № 8 — 9
Работа в группах
— Добавьте слова из предложенного задания в незаконченные предложения и вы получите план выполнения работы.
— Ребята, вторая задача непростая. Сегодня вы представите результаты практической деятельности в таблице , которую составите самостоятельно .
Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает пункты плана.
1. Определить … ( свойства). полезных ископаемых.
2. Представить результаты в….. (таблице).
3. Узнать ….(об использовании) полезных ископаемых.
4. Составить … (сообщение).
Общий инструктаж. (для экономии времени подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника )
( П ) – правила пользования с оборудованием вы знаете .
( П ) – каждая группа получила :
— план проведения опытов ( приложение № 1),
— памятку по составлению сообщения (приложение № 2),
— таблицу для заполнения (приложение № 3)
— Давайте вспомним, от чего зависит успех работы в группе?
( У) – правильно распределить работу,
— выслушивать мнение каждого,
— следовать плану и следить за временем.
Исследование в группах.
Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности.
— Выполняют работу в группах.
5.Подведение итогов.
Предоставление результатов
– Скажите, какое свойство известняка даёт возможность использовать его так широко?
— Где чаще всего используют?
— Оцените выступление 1 группы.
— Почему на уроках мы используем глину, а не песок?
— Когда – то, очень давно, глина в корне изменила жизнь людей.
-Может кто-то догадался, о чём идёт речь?
— Маша Иванова прислала вопрос: Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?
— Оцените работу группы.
— что общего в использовании данных полезных ископаемых?
— Как назовём эту группу?
— Какую учебную задачу ставили на урок?
Что изучали для её достижения?
(свойства каждой группы)
Работа по схеме №2. Расскажите по схеме почему так назвали каждую группу?
Вывод: Изучая свойства горных пород, человек научился их применять для своих нужд.
Учащиеся 1- ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка и мрамора.
( У) – Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, жёлтый, белый ; тяжелее воды ; твёрдая горная порода.
( У) – из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий.
( У) – это твёрдость.
( У) – в строительстве.
( оценивает 2 группа)
( П ) – Давайте послушаем выступление второй группы .
(У ) – Мокрая глина вязкая и пластичная , при высыхании хорошо сохраняет форму , поэтому можно создавать различные изделия.
-( У) люди заметили, что попадая в огонь, глина становилась твёрже и хорошо сохраняла свою форму. Она не пропускала воду . Человек стал изготавливать посуду из глины .
( У) – сыпучий песок хорошо пропускает воду.
Оценивание работы второй группы
Работа по схеме 2,1.
— ответы учащихся.
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайды № 3-4
6.Рефлексия.
— Оцените свой личный вклад в общий результат деятельности.
— Заполните оценочные листы.
-Кто хочет поделиться своими достижениями?
Я узнал, что …
Мне было интересно ….
У меня получилось …
( Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов)
Учащиеся заполняют оценочные листы. (приложение № 4)
7 .Домашнее задание.
Записано на доске:
— Учебник стр. 25 № 1 и № 2 .
-Подготовить сообщение «Полезные ископаемые Костромской области» (по выбору)
Домашнее задание записывают в дневнике.
Слайд № 12
Группа № 1 Приложение №1
Приложение №2
Оценочный лист. Оцени свою работу в группе
Оценочный лист. Оцени свою работу в группе
Свойства песка и глины Приложение №3
Свойства известняка и мрамора. Приложение №3
Источник
Сегодня мы поговорим о том, что такое полезные ископаемые. Свойства их и применение также будут рассмотрены. В нашей стране активно развивается промышленность. Это необходимо для того, чтобы улучшать уровень жизни. Для этого нам нужно всё больше и больше ресурсов и материалов. Большинство этого сырья добывается человеком из недр планеты Земля. От ее запасов и зависит благосостояние всего человечества. Изучают на уроках дети свойства полезных ископаемых (3 класс). Видимо, государство желает вырастить грамотных экологов и энергетиков! Это будет полезным для нашей планеты.
Что это такое?
Практически каждый человек знает, что такое полезные ископаемые. Свойства этих ресурсов подсказывают нам о том, что их добывают из недр земли. Это сырье может быть твёрдым (минерал), жидким (нефть) и даже газообразным (природный газ). Все ископаемые назвали полезными. А это значит, что добываемые человеком вещества приносят пользу. Какие вы знаете свойства полезных ископаемых?
Острая проблема
Казалось бы, в этом вопросе нет ничего сложного. Мы многое знаем о таких ресурсах, как полезные ископаемые. Свойства, применение и состав этих даров природы мы изучали еще в школе. Однако есть тонкая грань, которая связана с пониманием того, что же полезно человеку. Прошло много эпох и веков, прежде чем наши предки смогли понять полезность найденного на берегу реки камня. Очень долго они учились обрабатывать эту находку, чтобы ее можно было применить в качестве палки-копалки.
Прошло большое количество времени, прежде чем человек понял, что под его ногами, в земной коре, находится несметное количество запасов руды, минералов и прочего полезного сырья. Несколько столетий человек добывает полезные ископаемые, использует их для своего блага. Возникает непростая проблема: когда человек поднимает на поверхности все эти ископаемые, то нутро Земли истощается. Всё это приводит к нарушению геологической структуры, перегружается земная поверхность продуктами переработки ископаемых, а также отходами, которые образуются при их переработке. С каждым годом эта экологическая проблема становится все острее, человек вынужден искать новые способы добычи и переработки полезных ископаемых.
Классификация
Полезные ископаемые, свойства и применение которых мы рассмотрим в рамках данной статьи, имеют большое количество классификаций. Давайте рассмотрим их подробно. Итак, геологи выделили:
- ископаемые горючие;
- руды металлов;
- цветные камни;
- строительные ископаемые.
Цветные камни
Цветные минеры – это особое семейство твердых материалов. Его отнесли к полезным ископаемым. Их не используют в качестве топлива, не применяют для получения различных металлов или каких-нибудь продуктов производства химсырья. Их разделяют на две группы:
- Прозрачные минералы – это драгоценные камни или самоцветы. Например: изумруд, аквамарин, алмаз, топаз, рубин, аметист и другие.
- непрозрачные минералы или полудрагоценные и поделочные камни. Например: малахит, жемчуг, янтарь, яшма, агат, лазурит и так далее.
Давайте поближе познакомимся с драгоценными и полудрагоценными камнями. Алмаз интересует большинство добытчиков драгоценных камней. Название он получил от греческого слова «адамас», что в переводе означает «несокрушимый». И действительно, это самый твердый минерал в природе, а значит, его используют не только в ювелирных делах, но и в основном техническом производстве. Алмаз применяют для полировки и шлифовки различных твердых веществ. Его используют для проходки очень глубоких скважин. Из минерала делают особо твердые сверла. Также при помощи алмаза обрабатывают и металлы. Из камня делают твердые резцы.
Сегодня ученые добились того, что они могут получать алмазы искусственным путем, но их применяют для технических целей. Химики пришли к выводу, что по своему составу алмаз – это углерод. Удивительно, как сильно отличается углерод в разных минералах. В основе графита тоже лежит углерод. Но он уже не может похвастаться такой твердостью, как алмаз. Кроме того, минерал славится своей игрой света. Если через камень проходит солнечный свет, то мы можем с вами наблюдать различные яркие блики – от голубых до красных оттенков. Всю красоту алмазов человек увидел лишь в XVIII веке, когда научился делать специальную огранку, которая превращает камень в блистательный бриллиант. Но их уже не использует в технических целях. Бриллиант – это камень, предназначенный для ювелирного искусства.
Горючие ископаемые
Ценные для человека полезные ископаемые, свойства имеют различные. Нетрудно догадаться, что к ним относят торф, уголь, природный газ, нефть и горючие сланцы. Оказывается, эти ископаемые используют не только в качестве топлива. Нефть, газ, уголь и торф применяют сегодня электростанции и различные промышленные предприятия. Но эту группу ископаемых широко используют еще и для других целей, особенно в химической промышленности. Такие вещества образуются и добываются на месте бывших озер, которые с течением времени превратились в болото, а затем – в равнины. На дне этих водоемов много лет происходили различные химические процессы: отложения остатков растений и прочих организмов. С годами они перегнивали, потом превращались в сапропель. Многие даже такого слова не слышали, с греческого оно означает «гнилой» и «грязь». Таким образом, сапропель – это грязь из перегнивших останков живых организмов. Она становится торфяниками или же превращается в бурый уголь.
Ученые заметили, что процесс формирования горючих ископаемых очень сложный и долгий, он требует большого количества времени. Например, торфяники вообще формируются в течение нескольких тысячелетий. Экологи говорят, что это нужно знать и помнить любителям осушения болот. Самые первые места добычи горючих сланцев появились более миллиарда лет назад. Почти половина всех горючих сланцев появилась в эру палеозоя. Пласты каменного угля были сформированы около 350 миллионов лет назад. В те далекие времена наша планета напоминала пышные заросли гигантских папоротников, хвощей и плаунов. Благодаря этим растениям почва не успевала гнить, превращаясь в древесную массу. Растения и деревья, которые отмирали, попадали в воду, заносились глиной и песком, не разлагались, а постепенно формировались и превращались в каменный уголь. Если вы возьмете в руку кусочек такого угля, то смело можете представить, что сейчас в вашей ладони находится гость из далекого прошлого.
Руды
Переходим к следующей категории – руды металлов. На окраинах городов очень часто встречаются объявления о приёме черных и цветных металлов. Следует знать, что чёрный ресурс выглядит вовсе не чёрным по цвету. Это металлы, которые используют при получении чугуна и стали путём выплавки. К ним относится железо, марганец, ванадий или хром. Они бывают серебристого или белого оттенков. К цветным металлам относят никель, цинк, медь, золото, свинец и другие. Большинство из них образовались в глубинных породах магмы. Постепенно они поднимаются к земной поверхности. Благодаря природному воздействию воздуха, солнца и воды горы разрушаются, а в их осадочных породах появляются и открываются для человека месторождения металлов.
Металлы применяют в легкой и тяжелой промышленности. Из них делают оружие, детали для транспорта и так далее. Прочность изделия зависит от того, из какого материала его изготовили. Славится своей прочностью сталь. Алюминий широко используют в самолетостроении, потому что он очень легкий. А электрическую проводку выполняют из меди, так как она лучше всего проводит электрический ток.
Строительные материалы
Свойства полезных ископаемых ценятся с древних времен. Из них человек возводил различные постройки. Например, древние цивилизации из мрамора, гранита или известняка строили различные оккультные объекты – храмы, обелиски, пирамиды и так далее. Известняк очень легко распиливали на блоки, поэтому древние египетские пирамиды строили из этого ископаемого.
Свойства полезных ископаемых: глина и песок
Глину человек начал применять для изготовления посуды, кирпича, кафеля и различных других предметов сантехники. Известно, что ее используют и сейчас в качестве утеплителя. У неё есть прекрасное свойство – водонепроницаемость. Глина имеет целебные свойства. Она бывает разных цветов. Красная глина содержит железо и калий. Вещество зелёного цвета имеет в себе медь и железо. Кобальт обнаружили в голубой глине. Углерод и железо содержатся в тёмно-коричневой и черной глине.
Полезные ископаемые: песок
Свойства глины и песка являются для человечества очень ценными. Это своего рода первые строительные материалы. Из песка научились делать стекло. Чтобы помыть посуду, часто использовали песок и воду. Данная смесь прекрасно отмывала любые загрязнения. Еще со школьной скамьи мы начинаем изучать свойства полезных ископаемых (3 класс). Люди используют эти ресурсы повсеместно. Но так ли они бесконечны? Важная задача всего человечества – научиться рационально использовать то, что дарит нам природа.
Источник
Окружающий мир
3 клfcc
Тема: Свойства полезных ископаемых
Цель: систематизировать знания обучающихся о полезных ископаемых.
Задачи:
1.Закрепить знания обучающихся о видах (горючие, строительные) полезных ископаемых, их состоянии (твердое, жидкое, газообразное); учить определять полезные ископаемые по основным признакам.
2.Развивать у младших школьников умение наблюдать, анализировать, рассуждать, характеризовать полезные ископаемые.
3.Воспитывать у обучающихся наблюдательность, бережное отношение к приро- де, умение работать в группе, помогать друг другу.
Оборудование: — учебник «Наш мир» часть 2,
— коллекция полезных ископаемых, лупы, емкости с водой,
— компьютер, проектор, экран
— карта полезных ископаемых Мордовии.
— таблица «Свойства полезных ископаемых»
Ход урока
I Организационный момент
Цель: сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока;
настроить младших школьников на учебную деятельность.
— приветствие обучающихся учителем,
— приветствие обучающимися друг друга,
(Возьмите руку сидящего рядом с вами товарища, вы почувствовали тепло ваших рук? А когда мы подаём друг другу руку?)
II Опрос обучающихся по заданному не дом материалу
Цель: закрепить знания обучающихся о видах полезных ископаемых (горючие, строительные), об их состояниях (твердое, жидкое, газообразное),о понятии «сплав», о применении полезных ископаемых.
— проведение теста по 5 вопросам.
Полезные ископаемые бывают: а) твердыми, б) только жидкими, в) мягкими, г) газообразными, д) жидкими, е) воздушными.
. Горючие полезные ископаемые: а) известь, б) нефть, в) каменный уголь,
г) гранит, д) торф, е) природный газ.
. Строительные полезные ископаемые: а) гранит, б) серебро, в) песок, г) керосин,
д) глина, е) известняк, ж) мрамор.
. Сплавы – это: а) чистые металлы, б) фольга, в) вещества, полученные при плавлении двух и более металлов, в) цемент.
— работа в тетради для самостоятельной работы
. Нарисуй, каким значком на карте полезных ископаемых обозначены:
а) нефть, б) каменный уголь, в) природный газ.
— проведение физкультминутки
При употреблении в речи названия горных пород дети выполняют следующие
движения:
-если горная порода твердая – разводят руки в стороны,
-газообразная – поднимают руки вверх,
-жидкая горная порода – приседают
(нефть, природный газ, мрамор, минеральная вода, торф)
III Изучение нового учебного материала
Цель:
-дать знания обучающимся о свойствах полезных ископаемых (глина, песок, известняк, гранит);
-развивать у младших школьников кругозор, исследовательские навыки в практической работе.
— подведение обучающихся к определению темы урока.
Учитель: ребята, тема нашего урока – свойства полезных ископаемых.
Эти свойства будем определять, узнавать опытным путем. Сегодня вы станете исследователями. Для проведения практической работы, вам надо распреде -литься по группам. (Класс разбит на 4 группы по 6 человека, один из них сильный ученик. Читают задания, записанные на доске. Проводят эксперименты по группам. Выводы выносят на доску (в таблицу).
—отгадывание загадок
Покрывают им дороги, Он очень прочен и упруг,
Улицы в селении, Покрывают им дороги,
А еще он есть в цементе, Строителям – надежный друг:
Сам он – удобрение. (Известняк) Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметней.(Гранит)
Если встретишь на дороге, Он очень нужен детворе.
То увязнут сильно ноги Он на дорожках во дворе,
А сделать миску или вазу- Он и на стройках, и на пляже,
Она понадобится сразу.(Глина) Он и в стекле расплавлен даже (Песок)
— практическая работа по группам, согласно плану, помещенному на экране.
ПЛАН ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОЙСТВ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО:
Рассмотреть образец под лупой.
Определить цвет образца.
Определить твёрдость. (Если на ней можно оставить след ногтем, будем породу считать мягкой; если её можно поцарапать гвоздем, то порода твёрдая; если не остаётся следа от гвоздя, то это очень твердая порода)
Определить, тяжелее воды или нет.
Результаты опытов записать в тетрадь с печатной основой.
IV Закрепление изученного материала
Цель:
-закрепить навыки обучающихся в составлении выводов и обобщений
результатов практической работы.
-выступление представителей от каждой группы с сообщением о свойствах
образцов горных пород и заполнение таблицы
Свойства полезных ископаемых
Глина
Песок
Известняк
Гранит
1. Цвет
серый
желтый
белый
коричневый
2. Запах
нет
нет
нет
нет
3. Твердость
твердая
твердый
твердый
твердый
4 . Прочность
нет
да
нет
да
5. Растворимость
нет
нет
нет
нет
6. Тяжелее или легче воды
тяжелее
тяжелее
тяжелее
тяжелее
7.Горючесть
нет
нет
нет
нет
—оценивание знаний обучающимися (самооценка)
—подведение итогов урока
— Чему научились, выполняя практическую работу?
-Назовите породы, свойства которых вы узнали.
-Пользуясь картой, определите, какие полезные ископаемые добывают в нашей области.
—Оценивание знаний обучающихся учителем.
V. Задание на дом
Цель: закрепить знания младших школьников о свойствах полезных ископаемых,
обеспечить возможность успешного выполнения домашнего задания путем
объяснения его выполнения.
Домашнее задание:
-прочитать в учебнике текст на с. 22 — 25
-оформить в тетради для самостоятельных работ свойства тех пород, которые
определяли другие группы,
— подготовить сообщение о свойствах и использовании других полезных ископаемых.
Источник