Изучите карту тектоника и полезные ископаемые
Практическая работа 5.
Тема. Закономерности размещения важнейших месторождений полезных ископаемых ЯНАО.
Цель работы: при выполнении заданий Вам предстоит выявить закономерности размещения важнейших месторождений полезных ископаемых на территории ЯНАО, т. е. установить связи между геологическим строением и размещением полезных ископаемых.
?! Вспомните:
1.Как различаются полезные ископаемые по происхождению?
Задание 1. Внимательно изучите карту «Тектоника и полезные ископаемые ». Установите связь между главными тектоническими структурами территории и размещением месторождений полезных ископаемых. Результаты исследования запишите в таблицу.
Связь тектонических структур и полезных ископаемых на территории ЯНАО. | ||||
Тектоническая структура | Где находится | Особенности строения | Основные полезные ископаемые | В чем состоит связь тектонической структуры и месторождений? |
Уральская складчатая область | ||||
Западно-Сибирская эпипалеозой-ская плита |
Задание 2. На основе анализа текста учебника и тектонической карты заполните таблицу (впишите названия месторождений)
Основные месторождения полезных ископаемых ЯНАО.
Углеводородное сырье | |||||||||||
газ | нефть | ||||||||||
Рудные полезные ископаемые | |||||||||||
железные руды | медные руды | руды хрома | руды свинца и цинка | руды молибдена | руды ниобия и тантала | руды золота и серебра | |||||
Нерудные полезные ископаемые | |||||||||||
угли | минерально-строительное сырье | агрономическое сырье | самоцветы | гидроминеральные ресурсы | |||||||
Задание 3. Заполните контурную карту «Полезные ископаемые ЯНАО». Для этого:
1. Обозначьте основные месторождения рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых.
2. Укажите свой населенный пункт и месторождения полезных ископаемых, которые разрабатываются в его окрестностях.
3. Номенклатура № 7.
«Полезные ископаемые ЯНАО».
Легенда карты (условные знаки):
Комментарии учителя________________________________________________________________
____________________________________________ Оценка _______ Подпись учителя__________
Задание 4. На основании текста учебника (1.3) и дополнительной литературы заполни таблицу:
История открытия и освоения природных богатств ЯНАО.
Задание 5.
1). Как вы думаете, приносит ли вред экологии добыча полезных ископаемых. Если да, то какой?___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Назовите меры по охране природы, которые вы предлагаете при добыче полезных ископаемых.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3). Существует ли экологический комитет в вашем городе. Узнайте о его деятельности.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Понятийная работа.
Узнайте значения незнакомых географических терминов и понятий, которые встретили при работе с текстом учебника (1.3, с.31-42), и запишите их в словарь.
Задание 7.
Всем нам известно, что главные богатства Ямала – нефть и газ используются в основном для получения топлива. Но ведь нефть и газ используются не только в топливной промышленности. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение или учебный проект на тему «Что производят из нефти и газа?»
Составьте план своего выступления.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарии учителя________________________________________________________________
____________________________________________ Оценка _______ Подпись учителя__________
Проверьте себя
1. На северо-западе области, в пределах зауральского краевого прогиба встречаются месторождения преимущественно______________________________________________________.
2. В Уральской складчатой системе, особенно на восточном склоне Урала, сосредоточены месторождения преимущественно _______________________________ происхождения.
3. На востоке и северо-востоке области, в пределах Западно-Сибирской эпипалеозойской плиты преобладают такие полезные ископаемые, как_______________ _____, ________________________ происхождения.
4. На территории ЯНАО встречаются полезные ископаемые разного происхождения, так как _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Дополните схему, правильно расставив соответствующие цифры:
1 – фосфориты; 6 – торф;
2 – каменный уголь; 7 – строительные материалы;
3 – природный газ; 8 — хром
4 – молибден; 9 — самоцветы
5 – свинец;
6. Установите соответствие:
1. Месторождения газа_____________________________
2. Месторождения нефти___________________________
А) Русское; Г) Крайнее;
Б) Уренгойское; Д) Русановское;
В) Медвежье; Е) Вынгояхинское.
7. Установите соответствие:
Название месторождения: Полезные ископаемые:
1. Харбейское; А) хромитовые руды
2. Софроновское; Б) свинцовые руды
3. Сауренское; В) фосфориты
4. Центральное Г) молибден
8. Укажите наиболее известные месторождения железных руд ЯНАО:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
9. Укажите наиболее известные месторождения медных руд округа: _____________________________________________________________________________________.
10. Какие отрасли промышленного производства получили развитие в ЯНАО на основе местных месторождений полезных ископаемых? __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
11. Предположите, где и какие месторождения могут быть открыты на территории ЯНАО ________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарии учителя________________________________________________________________
____________________________________________ Оценка _______ Подпись учителя__________
Итоговая оценка по теме Подпись учителя
Источник
Анонимный вопрос · 7 декабря 2018
2,5 K
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Полезные ископаемые делятся на два типа по залеганию — осадочные и магматические. Месторождения их неравномерны и чаще встречаются в районах, для которых характерны складчатость земной коры, образование осадочных отложений, сейсмическая активность. Складчатость образуется при столкновении литосферных плит, в свою очередь являющееся причиной наслоения друг на друга твердых пород. земная кора опускается, происходит накладывание осадочных ископаемых, затем поднимается и эти осадочные слои сминаются. В результате расхождения плит происходят извержения вулканов, это дает начало месторождениям цветных металлов. Нефть, газ и уголь образуются там, где плиты не двигаются и остаются стабильными на протяжении многих веков.
Какие превращения происходят с горными породами в результате круговорота веществ?
Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…
Исходное вещество у горных пород — это мантия земли, которая выдавливается на поверхность через тектонические сдвиги и извержения вулканов. От столкновения материковых плит образуются горы. Попав на поверхность, горные породы начинают ощущать воздествие ветра, воды, солнца и температуры и за многие века разрушаются, превращаются в пыль. Эта пыль, как и остатки всего органического, образует осадочные породы на дне океана. Постепенно осадочные породы уплотняются и погружаются вглубь земли. А от высокой температуры и давления они плавятся, кристаллизуются и снова выдавливаются на поверхность. Таким образом круг замыкается.
Почему рудные полезные ископаемые чаще всего встречаются в горах?
подумываю стать крутым программистом, но пока что просто пеку хлебушек
Рудные полезные ископаемые, или по-другому, магматические, поэтому так и называются, что, образовываясь преимущественно из магмы и ее горячих растворов, они поднимаются из недр земли и застывают на различной глубине. Такие ископаемые могут образовываться в том числе из магмы-лавы, которая быстро остывает после изливания.
А так как магма внедряется в основном в период активных движений тектонических плит, рудные полезные ископаемые и встречаются в горах наиболее часто.
Какие сведения можно извлечь из карты строения земной коры?
Студент технического университета, увлекаюсь спортом, интересуюсь философией и…
Такая карта носит название «Тектоническая», из чего следует, что информацией в этой карте касается литосферных плит. ПО этой карте можно узнать область развития коры, виды платформ, складчатых поясов, строение дна мирового океана и т.п.
На примере полезных ископаемых докажите связь живой и неживой природы?
Живу в своем доме, люблю заниматься садом и животными. Увлекаюсь лингвистикой…
Например, нефть, которая применятеся не только для производства топлива. но для изготовления различных пласстмасс и производных акрила, начала образовываться из останков динозавров, погибших в конце мелового периода.
Каменный уголь образовался из останков деревьев, которые падали в болотистую воду и не могли сгнить из-за отсутствия кислорода. Они образовывали плотные слои, которые в ходе химических процессов преобразовали их в уголь.
Янтарь образовался из смолы деревьев.
Кто изучает внутреннее строение земли?
Что может быть увлекательнее заботы о домашних питомцах) Люблю активно…
Верхние слои земной коры изучает наука геология, соответствено ученые-геологи.
Сюда же можно отнести науку тектонику — об изменении твёрдой оболочки Земли и структур земной коры, ученые-тектоники.
Вулканология, ученые-вулканологи, занимаются изучением природы и динамики вулканов.
Палентология, ученые-палентогои, узучают окаменелости.
Ученые-геоморфологи изучают эволюцию и происхождение рельефа Земли.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
Урок
по географии в 8 классе
Учитель: Нутфуллин Ф.А
2018 год
Урок по теме: МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ
Тема: Минеральные ресурсы России.
Цели: изучить состав полезных ископаемых и особенности их размещения на территории страны.
Задачи:познакомить учеников с новыми терминами и понятиями, изучить состав и размещение полезных ископаемых на территории страны; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.
Оборудование: физическая карта России, карта «Тектоника и минеральные ресурсы России», видеопроектор
Ход урока
Организационный момент.
II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
Географический диктант: карточки (Слайд 2,3)
III. Постановка целей и задач урока.
На последних уроках мы с вами изучали геологическое строение территории России. Как вы думаете, какова значимость геологических исследований для хозяйства страны? (Поиск полезных ископаемых).
Какую информацию мы можем извлечь из тектонической карты кроме геологического строения территории? (Можем получить информацию о том, какие полезные ископаемы и где располагаются).
Запишите в тетрадь тему урока: Минеральные ресурсы России. (Слайд 4)
Итак, сегодня вы вспомните, что такое минеральные ресурсы, изучите, как они распределены по территории России, как их местоположение зависит от геологического, тектонического строения и рельефа. (Слайд 5)
IV. Изучение новой темы.
— Развитие хозяйства любого государства связано с минеральными ресурсами, которыми оно обладает.
Давайте вспомним, что такое… (Слайд 6) Запись в тетрадь
Полезные ископаемые — минеральные образования, которые человек использует или может использовать в хозяйстве (приведите примеры)
Месторождения полезных ископаемых — Крупные скопления полезных ископаемых
В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых.
Всегда ли в природе месторождения ПИ удалены друг от друга?
Бассейн — Группы близко расположенных месторождений одного вида полезного ископаемого (стр.22 в атласе) Приведите примеры угольных бассейнов
Полезные ископаемые важное природное богатство страны, её минеральные ресурсы.
!Россия в мире считается одной из крупнейших горнодобывающих держав, давайте попробуем доказать: действительно это так или нет.
Давайте проанализируем карту и выясним, какими минеральными ресурсами располагает Россия? (Анализ карты) + небольшой рассказ
Россия богата разнообразными ПИ: это нефтегазоносные и угленосные бассейны (приведите примеры),
Россия занимает 1 место в мире по запасам газа, серебра
3 место в мире по запасам угля
4 место в мире по запасам золота
7 место в мире по запасам газа
большое количество разных руд – Fe, Cu, Zn, Pb, Au, Sn, W, Al и т.д.
На следующем уроке мы рассмотрим крупнейшие месторождения П/И России.
Более детально мы будем рассматривать п/и при изучениии крупных районов России.
Равномерно ли они размещены?
Расположены они неравномерно.
В чём же причина? Есть ли закономерности в их размещении?
Для того чтобы ответить на данный вопрос необходимо ознакомится с классификацией ПИ. В настоящий момент принято несколько систем классификаций: (Слайд 7)
Существует ли какая либо связь между составом ПИ и их образованием? Да существует!
по составу: и по происхождению
(привести примеры) (как обозначаются на карте?)
рудные магматические
(металлические) и
нерудные метаморфические
(металлические)
горючие осадочные
К рудным ПИ будут относиться те, в которых основным полезным компонентом является металл (обычно требуют большой переработки). ( Смотри справочный материал)
К нерудным – те, в которых полезный компонент не требует большой промышленной переработки (огнеупоры, строительные и керамические материалы).
К горючим – те, которые при горении способны отдавать тепло (нефть, природный газ, горючие сланцы, каменный уголь).
Рудные ПИ образуются в основном из магмы и выделяющихся из неё водных растворов или в процессе метаморфизма. Магма поднимается из недр Земли по разломам и застывает на разной глубине. Обычно внедрение магмы и метаморфизм происходит в период интенсивных тектонических движений, следовательно, рудные ПИ связаны с магматическими и метаморфическими горными породами.
Нерудные ПИ связаны как с процессами метаморфизма – алмаз, графит, серпентин, так и с осадочными процессами – каменная соль, фосфориты.
Горючие ПИ однозначно формируются осадочными процессами и связаны с осадочным чехлом платформ.
Следовательно, можно прогнозировать закономерности расположения ПИ ?
Практическая работа
«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых»
Задание Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны. (Слайд 8)
Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы
Крупная тектоническая структура
Соответствующая ей форма рельефа
Наиболее распространенные полезные ископаемые
Восточно-Европейская платформа
Западно-Сибирская
платформа
Области кайнозойской складчатости
Области герцинской складчатости
Балтийский щит
Области каледонской и байкальской складчатости
Воронежский массив
Какова закономерность в размещении полезных ископаемых осадочного происхождения (они залегают в чехле платформ, складчатом фундаменте или областях складчатостей)? Где они в основном могут быть найдены (на равнинах или в горах)?
Какова закономерность в размещении полезных ископаемых магматичекого и метаморфического происхождения (они залегают в чехле платформ, складчатом фундаменте или областях складчатостей)? Где они в основном могут быть найдены?(на равнинах или в горах)
Вывод 1 :
Вывод 2:
Практическая работа (Слайд 8)
«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых»
Задание Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.
Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы
Крупная тектоническая структура
Соответствующая ей форма рельефа
Наиболее распространенные полезные ископаемые
Восточно-Европейская платформа
Восточно-Европейская равнина
Бурый уголь, фосфориты, нефть, газ- осадочные
Западно-Сибирская платформа
Западно-Сибирская равнина
Нефть, природный газ, поваренная соль — осадочные
Области кайнозойской складчатости
Кавказ, Срединный хребет
Молибденовые руды, медные, никелевые, полиметаллические руды, вольфрамовые руды — магматические и метаморфические
Области герцинской складчатости
Урал
Медные руды, железные руды, хромовые, никелевые, золото, графит — магматические и метаморфические
Области каледонской и байкальской складчатости
Алтай, Саяны, Становое нагорье
Полиметаллические, ртутные, вольфрамовые, алюминиевые, графит — магматические и метаморфические
Балтийский щит
Хибины
Медные, никелевые руды, апатиты — магматические и метаморфические
Воронежский массив
Среднерусская возвышенность
Курская магнитная аномалия -богатейшее месторождение железной руды магматические
Выводы об установленной зависимости. (Слайд 9)
Осадочные полезные ископаемые залегают в осадочном чехле платформ, т.е. в основном могут быть найдены на равнинах и краевых предгорных прогибах
Магматические и метаморфические полезные ископаемые залегают в фундаменте платформ и областях складчатостей, т.е. в основном могут быть найдены в горах или местах выхода фундамента на поверхность
V. Закрепление.
— Полезные ископаемые?
— Месторождение?
— Бассейн?
— Богата ли Россия полезными ископаемыми? Какими?
— Виды полезных ископаемых по составу? Приведите примеры
— Виды полезных ископаемых по происхождению? Приведите примеры
— Где основном могут быть найдены осадочные ПИ?
— Где основном могут быть найдены магматические и метаморфические ПИ?
VI. Домашнее задание § 9 стр 60-64 (Слайд 10)
Источник
2 года назад
+2
Чтобы понять, насколько тектоника — сложная наука, мне достаточно было просто увидеть тектоническую карту планеты. Куча выделенных объектов, совершенно новых условных обозначений, а легенда, пожалуй, даже длиннее, чем у климатических карт. Поэтому сейчас я постараюсь доступно объяснить, какую информацию в себе хранит тектоническая карта.
Тектонические карты — что на них изображено
В самом определении этого типа уменьшенных изображений местности говорится, что они несут информацию о строении земной коры. И это действительно так, ведь само слово «тектоника» с древнегреческого так и переводится — строительство, строение. Из одноимённых карт можно почерпнуть информацию о:
- литосферных плитах;
- платформах (не только их расположении, но и примерном возрасте);
- океанических хребтах и жёлобах;
- сейсмически активных поясах;
- перемещении тектонических структур;
- областях залегания определённых пород.
Если уметь правильно читать такие карты, легко понять, насколько много сведений они несут о строении поверхности планеты.
Роль тектоники сегодня
Важность как тектонических карт, так и одноимённой науки переоценить будет непросто. Именно на тектонику ложится одна из важнейших задач — определение изменений в структуре земной коры и поиск способов исправить ситуацию. Кроме того, наука исследует и историю становления земной поверхности, потому что, хоть много моментов уже объяснены, это ещё далеко не всё. Также отдельные отрасли тектоники занимаются изучением недр нашей планеты, ищут полезные ископаемые и способы их добычи и использования.
Для сейсмически активных зон тектонические исследования особенно важны — они позволяют вовремя узнать о приближающемся явлении, будь то вулканизм, землетрясение, цунами и т. д. и подготовиться к нему.
Пожалуй, сложно найти хоть какую-то отрасль науки, которая занималась бы маловажными исследованиями. Особенно, если речь идёт об изучении нашей планеты, где постоянно происходят какие-то изменения, и нужно понимать, с чем эти процессы связаны, на что могут повлиять и как изменят Землю в будущем.
2 года назад
+3
На днях я листал домашний атлас. В нём была политическая, контурная и даже физическая карта. Но моё особое внимание привлёк раздел с тектонической картой Земли. Эта карта отличалась тем, что на ней разными цветами выделялись определённые регионы нашей планеты, имеющие особое значение. И именно о тектонической карте мне хотелось бы рассказать.
Что такое тектоническая карта и что на ней изображают
Прежде всего, тектонической картой называют особую разновидность геологической карты, что демонстрирует строение планетарной коры и историю тектонических сдвигов.
Любые тектонические карты делятся общие и специальные. Причём специальные карты делятся на три вида:
- глобальные (отображают всю поверхность планеты, зачастую обладают масштабом 1 к 15 000 000);
- региональные (дают информацию лишь об отдельно взятых регионах или небольших странах);
- и обзорные (они рассматривают отдельные континенты, океаны или самые крупные государства).
Сегодняшние тектонические карты построены на принципах тектоники плит (данные о которых учёные получают благодаря современному оборудованию). Главным отличием таких карт является использование цвета для отображения динамики плит, а оттенков — для их возраста.
В мелких масштабах тектонические карты позволяют рассмотреть складчатые области, платформы, плиты и щиты. А в крупных масштабах можно наблюдать разломы, грабены, отдельно взятые складки и так далее.
Значимые тектонические карты
Такая наука, как тектоническая география начинает своё распространение с 70-ых годов. Начиная с этого момента выпускаются первые тектонические карты, заслуживающие особого внимания:
- одной из первых являлась «Тектоническая карта Тихоокеанского сегмента», что была выпущена в 1970 году;
- сравнительно примитивная, но весьма важная «Тектоническая карта мира» 1977 года;
- и «Геодинамическая карта СССР», выпущенная в 1988 году и полностью основанная на концепции упомянутой тектоники плит.
Вообще, тектоническая география проделала немалый путь, чтобы стать отдельным разделом мировой карты. Но благодаря достижениям многих учёных, тектонические карты позволяют нам узнать точное строение земной коры и её плит.
3 года назад
+3
Тектоника — часть географической науки, которая изучает внутренне процессы формирования земли. Эта наука нужна для изучения внутреннего строения Земли. Для того, чтобы люди наглядно познакомились со строением земной коры, были разработаны тектонические карты. На них показано историю формирования разных участков Земли. На тектонической карте качественным фоном показано такие основные тектонические формы:
- платформы — ровные и большие блоки, которые перекрыты осадочным чехлом;
- щиты — это когда на поверхности земли находятся самые древние кристаллические породы;
- складчатые области — огромные складки, которым в рельефе соответствуют горы.
Ваш ответ
Как написать хороший ответ?
Источник