Я господь бог твой научающий тебя полезному

Я господь бог твой научающий тебя полезному thumbnail

1–2. Обращение к Израилю. 3–8. Жестоковыйность Израиля, как причина изречения пророчеств о последующей его судьбе. 9–11. Прославление имени Божия в судьбах народа израильского. 12–15. Повторное обращение пророка с увещанием к Израилю. 16–22. Возможность спасения для обратившихся к Богу сынов Израиля.

Настоящей главой заканчивается первый отдел (40–48 гл.) второй части кн. пророка Исаии, – тот отдел, в котором, главным образом, шла речь о внешнем спасении Израиля: об избавлении его из предстоящего вавилонского плена через Кира и о падении Вавилона, как символа всех политических и религиозных врагов народа Божия. Предсказывая своим современникам эти события, нередко с поразительной, детальной точностью, пророк постоянно имел в виду одну главную цель, к которой он часто и возвращался – утвердить в сознании Израиля мысль о величии и силе истинного Бога, неизмеримо возвышающегося над «ничтожеством» языческих идолов и чрез то, если не предотвратить вовсе, то, по крайней мере, ослабить и смягчить силу надвигающейся на него Божественной кары. Пример такой именно, обличительно-увещательной речи к народу израильскому, и представляет настоящая, заключительная глава целого отдела.

Ис.48:1.
Слушайте это, дом Иакова, называ­ю­щиеся именем Израиля и про­исшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Го­с­по­да и исповеда­ю­щие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде.

Ис.48:2.
Ибо они называют себя про­исходящими от святого города и опирают­ся на Бога Израилева; Го­с­по­дь Саваоф – имя Ему.

С 1–8 ст. после знаменательного обращения к Израилю, пророк открывает ближайшую цель данных ему пророчеств. По-видимому, предсказания пророка, бывшие «гласом вопиющего в пустыне» (Ис.40:3), не доходили до слуха жестоковыйного Израиля и недостигали своей цели. Однако чрез это они, по взгляду пророка, не теряли своего важного значения, которое состояло здесь в том, что отнимало у Израиля всякие предлоги к оправданию (напр., ссылкой на неизвестность) и делало его окончательно безответным пред праведным судом Божиим.

«Слушайте это, дом Иакова, называющийся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся… и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города». Это – самое полное и разнообразное обращение к представителям избранного народа из всех, встречающихся у пророка Исаии. Хотя, в общем, оно относится к одному коллективному лицу, именно к Израилю, но самым разнообразием эпитетов позволяет различать и улавливать в нем различные оттенки мысли.

Так, самое первое определение – «дом Иакова» – бесспорно указывает на весь избранный народ еврейский, без различия в нем царств и колен (Ис.40:27; Ис.41:8, 14; Ис.43:1, 22; Ис.44и пр.).

Два следующих определения, по-видимому, преднамеренно различают «Израиля» от «Иуды». Наконец, ссылка на «клянущихся именем Господа и только устами исповедающих Его» (Мф.15:8), а также на кичащихся своим происхождением от святого города – является снова общей характеристикой всего народа Божия, но не с внешней, как раньше, а с другой – внутренней стороны, со стороны его морального несовершенства (лицемерия, нарушения святости, при отсутствии внутренней истины и правды). Хотя чтение «от источника Иуды» и имеет за себя авторитет сравнительной древности (оно встречается еще у блаженного Иеронима), однако новейшие комментаторы не без основания его оспаривают, находя, что здесь перепутаны два весьма сходных по начертанию и произношению еврейских слова – «воды» (memi) и «утроба, чресла» (memhi); так что более правильным будет перевод «от чресл Иудиных» (Быт.15:4; Быт.49и др.).

Ис.48:3.
Прежнее Я задолго объявлял; из Мо­их уст выходило оно, и Я воз­вещал это и внезапно делал, и все сбывалось.

«Прежнее я задолго объявлял». Воспоминание о прошедших пророчествах, как прецедентах новому – о Кире и спасении Израиля из плена. Подобно тому, как все прошлые пророчества, хотя и предрекались они задолго, но исполнялись точно так же, несомненно, будет и с этим новым пророчеством. Порукой в этом Всемогущество и Всеведение Творца:

«Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось». К чему не раз апеллировал пророк и раньше (Ис.41:26; Ис.43:9–10; Ис.44:7–8; Ис.47:11).

Ис.48:4.
Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный;

«Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно». Славянский перевод здесь лучше русского передает мысль пророка, его художественно сильный образ крайней жестоковыйности Израиля (Исх.32:9; Иер.5:3; Иез.3:7–8; Зах.7:12). Она же именно и заграждала доступ к сердцу Израиля всех обличающих и предостерегающих увещаний пророка. Данные слова пророка Исаии очень близко стоят к изречению Второзакония: «ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою» (Втор.31:27; ср. Втор.32:15).

Ис.48:5.
поэтому и объявлял тебе задолго, пре­жде нежели это при­ходило, и пред­ъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваян­ный мой по­велел этому быть».

«Поэтому и объявлял тебе задолго… чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это» Здесь пророк ясно указывает причину данных им пророчеств о Кире и Вавилоне, это именно – очевидно небезосновательное опасение, как бы Израиль, видя совершение столь неожиданных и великих событий, не приписал бы самого исполнения их чуждой силе языческих богов и их идолов (ср. Ис.41:22–24; Ис.44и сл.) Подтверждение этому находим мы и у др. позднейшего пророка (Иез.20:30–31).

Ис.48:6.
Ты слы­шал, – посмотри на все это! и неужели вы не при­знаёте этого? А ныне Я воз­вещаю тебе новое и сокровен­ное, и ты не знал этого.

«Ты слышал – посмотри на все это!» Ты слышал целый ряд подобных же удивительных пророчеств и являешься свидетелем их поразительного исполнения (Ис.43:10). Из ближайших пророчеств этого рода пророк Исаия мог иметь в виду исполнившееся пророчество о гибели Израильского царства (Ис.7:8; Ам.2:6; Ам.5:2, 16; Ам.6и Ос.1:4; Ос.4:6; Ос.11:1). «Неужели вы не признаете этого?» Каких же вам нужно еще более убедительных доказательств, если вы не верите фактам и не видите во всем прежде сотворенном от Господа Его всемогущества?

Ис.48:7.
Оно про­изошло ныне, а не задолго и не за день, и ты не слы­хал о том, чтобы ты не сказал: «вот! я знал это».

«А ныне Я возвещаю тебе новое и сокровенное… Оно произошло ныне… и ты не слыхал о том». От прошедших событий взор пророка по контрасту переносится к будущим, которые он созерцает с такой силой ясности, что они кажутся ему как бы уже наступившими и развертывающимися перед его глазами. Под «новым и сокровенным» следует прежде всего разуметь пророчество о Кире и избавлении Израиля из плена, а затем уже и все то, что исторически, или прообразовательно связано с ним.61. Отрицательная критика особенно подчеркивает начало 7-го стиха и выводит из него якобы несомненное заключение о позднейшем написании данной главы (Dilmann – 425 s.). Но здесь очевидное недоразумение: смешение пророческого будущего с настоящим. Да наконец, в известном смысле, момент произнесения Богом того или другого пророчества есть уже и начало его исполнения, потому что мысль и слово Бога равносильно его исполнению и факту (Пс.32:9).

Ис.48:8.
Ты и не слы­хал и не знал об этом, и ухо твое не было пре­жде открыто; ибо Я знал, что ты по­ступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты про­зван отступником.

«Ты и не слыхал и не знал об этом, и ухо твое не было прежде открыто». «Ты не внял словам пророков, не принял учения закона и не преклонил уха твоего с покорностью к словам благословений и клятв завета Моего, которые Я заключил с вами при Хориве» – как комментирует данное место Халдейский Таргум.

Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником. Название вероломного отступника «от самого чрева матернего«, по мнению блаженного Иеронима, есть воспоминание об отступничестве Израиля при самом его духовном рождении, когда при подошве горы Синай он, только что получив Божественное откровение, стал поклоняться золотому тельцу в отсутствие Моисея (Исх.32 гл.).

Ис.48:9.
Ради име­ни Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребле­ния тебя.

С 9–11 стихов идет объяснение причины такого, довольно непонятного на первый взгляд, Божественного благоволения к народу израильскому. По-видимому, «жестоковыйный» и «непокорный» Израиль не заслуживал бы таких забот о нем, а по всей справедливости и правде подлежал бы полному отвержению и уничтожению. Однако Бог как раньше постоянно спасал Свой народ, так и теперь до времени еще щадит его.

«Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя». Историческая справка о прошлом отношении Всевышнего к Израилю, искушавшему Его долготерпение. Сколько раз, действительно, вероломный Израиль изменял Господу и сколько раз поэтому он уже стоял на краю своей полной духовно-политической гибели (Исх.32:10; Чис.11:1); но каждый раз Господь щадил Своего недостойного избранника, давая ему возможность покаяния и исправления. Господь делал это не столько ради самого Израиля, относительно безнадежности которого Он не мог, конечно, сомневаться, сколько ради Себя Самого, ради славы Своей.

Здесь пророк рассуждает применительно к тогдашним воззрениям и понятиям. По смыслу последних, каждая нация имеет своего Бога-покровителя, который избирает себе излюбленный народ и всемерно заботится о нем. У народа израильского таким Богом-покровителем был Господь, избравший (даже как бы «создавший») Себе этот народ и заботившийся о нем. И вот, если бы когда-либо Всевышний покинул Свой народ и дал бы ему погибнуть, то в глазах всего языческого мира Он этим самым сильно уронил бы Себя, так как доказал бы или то, что Он ошибся в выборе себе народа, или что оказался бессильным спасти и защитить Свой народ. И вот, чтобы не подавать подобного соблазна языческому миру, не подвергать имя Божие нареканию и не омрачать Славу свою, Господь, невзирая на все недостоинство Израиля, продолжает оказывать ему Свое покровительство (11 ст. Исх.32:12; Чис.14:13; Втор.9:28; Пс.78:10; Пс.105:8 и др.).

Нельзя, впрочем, упускать из виду и сравнительной оценки Израиля: если, судя безотносительно, Израиль часто оказывался недостойным Божественного избрания и этим как бы свидетельствовал об ошибке Избравшего его, то, оценивая того же Израиля сравнительно, путем сопоставления его с другими народами древнего языческого мира, мы все же не можем не отдать ему решительного предпочтения во многих отношениях. Языческий мир был сплошным злом; но Израиль из всех зол был все же меньшим.

Ис.48:10.
Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания.

«Вот Я расплавил тебя, но не как серебро». Сопоставляя это место с раннейшим из того же пророка: «обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» (Ис.1:25) и с непосредственно следующим: испытал тебя в горниле страдания (10 ст.), мы видим, что здесь идет речь о провиденциальном смысле переживаемых Израилем страданий: все они имели для него тот или иной положительный смысл в смысле его религиозно-морального очищения и исправления. Хотя, впрочем, по сознанию пророка, это очищение никогда не бывало настолько решительным и полным, как бы это желательно и как бывает при плавлении благородных металлов – не как серебро (Срав. Зах.13:9 и Мал.3:3). Ближайшим образом, здесь имеется в виду очистительный огонь вавилонского плена (Ис.42:25).

Ис.48:11.
Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному.

«Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое!» Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо нарекания, получается новая слава для имени Господа, Который спасает Израиля не за какие-либо его заслуги, а единственно по великой и богатой Своей милости, как Он и говорил раньше: «Я, Я Сам изглаживаю преступления Твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис.43:25; Ср. Ис.44:22; Ср. Иез.20:14; Иез.36и др.).

«Славы Моей не дам иному». Сличая это место с ближайшей параллелью: «и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис.42:8), убеждаемся, что под «иным» здесь разумеется бог той языческой нации, которая уничтожила бы Израиля и на основании этого торжествовала бы победу своего божества над Богом Израиля.

Ис.48:12–15. Весь следующий отдел с 12–15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа «избранного» к Господу (12 ст. Ср. Ис.41:9; Ис.42:6), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. Ср. Ис.41:4; Ис.43:10; Ис.44:6), на Свою Творческую силу (15 ст. Ср.
Ис.40:22, 26, 28; Ис.42:5; Ис.44:24; Ис.45:12, 18:)), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. Ср.
Ис.43:9; Ис.45:18–20:) и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14–15 ст. Ср.
Ис.44:28; Ис.45:1–7; Ис.46:11 и др.).

Ис.48:16–22. С 16–22 идет третье и последнее увещание Израиля, отличающееся особенной торжественностью стиля. Основываясь на этом, а также на некоторых отдельных, характерных выражениях («приступите ко Мне, слушайте» 16 ср. Ис.49:1; «ныне послал Меня Господь… и Дух Его», 16 ст., Ис.61:1 и др.), комментаторы полагают, что эта речь принадлежит «рабу Иеговы», «ангелу Завета», т. е. Второму Лицу Святой Троицы – Сыну Божию, от имени Которого и выступает здесь пророк.

Ис.48:16.
Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того време­ни, как это про­исходит, Я был там; и ныне по­слал Меня Го­с­по­дь Бог и Дух Его.

После торжественного вступления в речь Господь указывает на открытый и ясный характер своих спасительно-промыслительных отношений к Своему избранному народу.

«Я и сначала говорил не тайно». «Не в темном месте земли», как пояснял это пророк раньше (Ис.45:19), сопоставляя точный и несомненный смысл божественных пророчеств с темными и двусмысленными изречениями языческих оракулов.

«С того времени, как это происходит, Я был там». Если справедлива мысль относить эту речь ко Второму Лицу Пресвятой Троицы, то в этих словах следует видеть параллель известному изречению Ипостасной Премудрости: «от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли» (Притч.8:23). «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его». Если допустить, что выше говорилось о предвечном Совете Божием по спасению людей, то здесь, очевидно, говорится о временном посольстве Сына Искупителя: «Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне» (Пс.39:8).

Ис.48:17.
Так говорит Го­с­по­дь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Го­с­по­дь, Бог твой, науча­ю­щий тебя по­лезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.

«Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев». Смысл подобных выражений был раскрыт нами раньше (Ис.41и Ис.43:14).

«Научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти». Сильный и выразительный образ промыслительно-руководственных отношений Господа к Израилю (Втор.4:7–8; Втор.7:6–10; Пс.47и др.).

Ис.48:18.
О, если бы ты внимал заповедям Мо­им! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские.

Ис.48:19.
И семя твое было бы как песок, и про­исходящие из чресл тво­их – как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его пре­до­ Мною.

Говорит о тех возможных и открытых Израилю благах, которыми он, несомненно, наслаждался бы, если бы пребыл верен своему завету с Господом.

«О, если бы ты внимал заповедям Моим!» Прекрасную параллель этому дает Псалмопевец: «О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их… а их благоденствие продолжалось бы навсегда» (Пс.80:14–16)!

«Тогда мир твой был бы как река». Именно, определенная река, так как порою стоит с добавлением – «Евфрат».

«И правда твоя, как волны морские». «О, если б народ внимал заповедям Господним, тогда бы мир его уподоблялся бы течению тихой, величественной реки, несущей благоденствие, успокоение и благословление; правда же его уподоблялась бы силе волн, устремляющихся на берега неверия и разливающих их и пробивающих самые скалы непрестанным действием» (Властов).

Ис.48:19.
И семя твое было бы как песок, и про­исходящие из чресл тво­их – как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его пре­до­ Мною.

«И семя твое было бы, как песок, и происходящие из чресл твоих, как песчинки». Это – один из довольно употребительных у пророка Исаии образов, ведущий свое происхождение, очевидно, из эпохи патриархальных благословений (Ис.10:22; Ис.43:5; Ис.44:3; Быт.22:17–18 и др.). Но народ еврейский нарушил завет и тем самым уничтожил силу богодарованных ему обетовании.

«Не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною». Ясное указание на потерю политической самостоятельности и на всю ту будущую, бесславную историю Израиля, которая явилась в качестве естественного следствия его же собственного поведения (Втор.22:9). Народ израильский потерял смысл своего исторического существования, почему и Сам Господь впоследствии сказал ему: «отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43). Самый же образ взят, очевидно, из обычая евреев изглаждать из родословных книг имя, или даже всю фамилию того лица, которое чем-либо особенным опорочило себя.

Ис.48:20.
Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости воз­вещайте и про­поведуйте это, распространяйте эту весть до пред­елов земли; говорите: «Го­с­по­дь искупил раба Своего Иакова».

Ис.48:21.
И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рас­секает скалу, и льют­ся воды.

Два предпоследних стиха, непосредственно примыкая к началу речи (16 ст.), заключают ее живой, драматической картиной исхода евреев из вавилонского плена, изображаемой отчасти сходными чертами с бегством их из египетского рабства (Исх.12:33; Исх.17:6; Чис.20:11). Так как исторически возвращение иудеев из вавилонского плена происходило совершенно иначе (1Ездр.1:5–8; Иуд.Древн. 11:1.) и др.), то, следовательно, здесь мы имеем не пророчество, а «символ», имеющий более широкое и общее значение. Вавилон здесь выступает больше, как отвлеченный, типологический образ зла, к бегству от которого, – по необходимому условию новой, возрожденной жизни – и призываются сыны духовного Израиля, призванные распространять Евангелие царствия Божия «даже до последних земли» (Деян.1:8).

Ис.48:22.
Нечестивым же нет мира, говорит Го­с­по­дь.

«Нечестивым же нет мира говорит Господь». Это – грозный, предостерегающий голос пророка, своего рода – memento mori, который обычно раздается у него в заключение важных отделов его книги (Ис.57:21).

Источник

Толкование на группу стихов: Ис: 48: 17-17

В сей паримии от лица Господа дается обетование о благоденствии послушных Его воле Израильтян, об исходе их из Вавилона, затем о явлении Мессии.
Тако глаголет Господь, избавивый тя, Святый Исраилев: Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь, по немуже пойдеши.
Сими словами Господь Бог внушает Вавилонским пленникам, что с Его стороны сделано все потребное для их блага. Избавив Евреев от неволи Египетской, Он не оставил их без дальнейшаго руководства; Он научил их еже обрести путь, по которому следует им идти (по немуже пойдеши), т.-е. дал им закон, указующий им условия для достижения благополучия и для избежания зла. Этим указаниям они и теперь должны следовать, если хотят себе добра, если хотят, чтобы предстоящее избавление от Вавилонскаго плена послужило к действительному их благу.

Толкование на группу стихов: Ис: 48: 17-19

Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь Бог твой, научающий тебя полезному, направляющий тебя на путь, по которому ты идешь. О если бы ты внимал заповедям Моим: был бы мир твой как река, и правда твоя как пучины морския. И семя твое было бы как песок и потомство чрева твоего как камешки его: они пе погибли бы и не истребилось бы имя его предо Мною.
Так как обещал Израилю будущее, то указывает причины, по которым Он прежде поражал их и которых если он избежит, то не подвергнется [ничему] подобному. Если бы ты, говорит, внимал заповедям Моим, как перевели LXX, или может быть с выражением желания: О если бы ты внимал заповедям Моим, которыя если бы ты исполнял, то был бы мир твой как река, и правда твоя как пучины морския: указывая на обилие и богатство во всем.
Следующее же далее: и семя твое было бы как песок и потомство чрева твоего как камешки его, повидимому, продолжается среди иудеев, которые до сего дня подобно червякам рождают детей и внуков; но как можно в таком смысле понимать это обетование, когда они но имеют мира и правды? Ибо Он или прогневался на них или умилостивился. Если прогневался, то как семя их ежедневно умножается? Если умилостивился, то почему они находятся в порабощении и не имеют мира и правды? Из этого ясно, что теперь говорится об апостольском семени, о котором и выше мы читали: если бы Господь не оставил нам семени, то мы были бы как бы Содомом (9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.Ис. 1:9). Не исполнившееся повидимому в то время, исполняется по пришествии Христа,— и пред Ним остается семя Израилево.

Источник

Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 8. Киев, 1882. С. 238-239. (Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемые при Киевской Духовной Академии, Кн. 15.

Толкование на группу стихов: Ис: 48: 17-17

Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти к полезному. Другие говорят: научил тебя. Часто говорится в писании: Я Господь, Бог твой (2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;Исх. 20:2), чтобы они сознавали величайшую помощь Его. Цари склонны делать полезное не из любви к добродетели, но ради своего удобства, и если когда упражняются в добродетелях, то это также служат к их пользе. Бог же убеждает Своих слуг, чтобы пребывали в добродетелях, убеждает дело рук Своих, чтобы благочестиво жили.

Толкование на группу стихов: Ис: 48: 17-19

Опять старается сделать помыся их твердым и уму их дать доброе направление, чтобы они познавали действительного и истинного Бога, и открывает им свою славу, дабы они словами заблуждающихся не были увлекаемы к суетному, то есть, к тому, чтоб думать и мудрствовать, будто помогают им лжеименные боги, которые совсем не существуют. Посему то, как я думаю, и говорит: аз есмь Бог твой, потому что слово: есмь означает: существую. Это Он возвестил и премудрому Моисею, говоря: аз есмь Сый, ибо Бог всяческих в собственном смысле и истинно есть Сый, а все, что Им приведено в бытие, хотя и может быть названо сущим, но только потому, что оно сотворено и получило начало бытия. Посему иговорит: тако глаголет Господь, избавивый тя, святый Израилев; аз есмь Бог твой. Но, о Господи, думаю сказал бы кто-нибудь из потомков Израиля, Ты избавил и спас нас, исхитил из огня и наказания, от ига и рабства и от варварской руки, очевидно как всесильный и единым мановением воли Твоей, как творящей вся, елика восхощет; но как же мы, находившиеся под твоим попечением и любовью и всегда хвалящиеся иметь в Тебе помощника, доведены до такого бедствия, что подпали под ноги врагов и рожденные свободными от свободных сверх чаяния сделались рабами? Что же на это отвечает Бог? Научих тя, еже обрести тебе путь, по немуже пойдеши. Я постановил тебе закон, говорит, который определяет, что должно делать, умеет направить к тому, что для меня приятнее всего, указывает путь к правде, наставляет в благочестии, приводит на прямой путь, которым, если бы только захотел ты исполнять его, пришел бы к тому, что был бы действительным и истинным слугою и прекрасно увенчанным красотами добродетели. Но ты не пошел по прямой дороге и оставивши торный пут как бы обратился к тому, что противно закону. Ты служил воинству небесному, приносил жертвы идолам, поклонялся богам, которые не суть боги, забыл Творца, ни во что вменил данный Им закон. Ибо если бы ты был послушен моим заповедям, то был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская, а сим Он хочет указать на следующее. Говорит, что когда в горах упадает сильнейший ливень, то потоки его низвергаются с ужасной и неудержимой силой, так что ничто не может устоять против их стремительности. Думаю, что и вышесказанное очень понятно. Ибо удары волн моря страшны и ужасны не для одних только мореходцев и тяжело нагруженных кораблей, но иногда даже и для самых скал; ибо и они разбиваются, когда воды ударяются о них с страшной силой, Итак, говорит, если бы ты был послушен словам Моим и сделал ум свой благопокорным: то был бы мир твой подобно реке и водам; неодолим для врагов или для желающих нападать на тебя. Или может быть можно объяснять это и другим способом. Чтоб показать изобилие мира и его постоянство, сравнивает его с рекою и волнами, с рекою, всегда и быстро текущею и несущеюся, с волнами, всегда вздымающимися и непрестанно ударяющимися о берег. И было бы яко песок семя твое, исчадия чрева твоего, яко персть земли. Как бы так говорит: поелику никто не извлекал бы меча и рука врагов не губила бы никого; то был бы ты плодовит и неисчислим, так что чада твои были бы подобны песку и пыли. Но поелику ты нагло поступал по отношению к Богу и безмерно оскорблял Его, устремляясь на все гнусное; то ты весьма уменьшился и не имеешь прироста, увеличивающегося во множество рода. Но, не смотря на это ниже ныне потребишися; ибо все-таки еще сохранен останок Израиля. Сам Бог сказал, что он никогда не искоренится совсем, ради обетования, данного отцам. Потом говорит: изыди от Вавилона бежай от Халдеев. Это царское повеление, освобождающее Израиля из плена. Ибо как правители земные и владеющие царскими престолами работающим над землею дают освобождение, выражая это человеколюбивым мановением и словом; так и Бог всяческих измученным неволею даровал человеколюбивое повеление и ясно сказал: изыди, чтоб они узнали Избавителя и подателя им всякой радости.

Толкование на группу стихов: Ис: 48: 17-17

Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14.
Святый Израилев. См. ком. к 1,4.
Я Господь. См. ком. к 41,4.
научающий… ведущий. Учение, о котором говорит этот стих, дается народу в законе Моисея и в проповедях пророков (40,11; 55,12; 63,13; Втор. 5,27; 29,5.6; Пс. 22,2; 26,11; 138,10.23).

Толкование на группу стихов: Ис: 48: 17-17

«Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев». Смысл подобных выражений был раскрыт нами раньше (14 Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.Ис. 41:14 и 14 Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями.Ис. 43:14).
«Научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти». Сильный и выразительный образ промыслительно-руководственных отношений Господа к Израилю (7 Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?8 и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?Втор. 4:7-8; 6 ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, -8 но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.9 Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов,10 и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст.Втор. 7:6-10; 12 Да веселится гора Сион, да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, [Господи].Пс. 47:12 и др.).

Источник