Я желал быть полезным своему отечеству
Александр Федорович родился 9(21) марта 1825 года в
Роченсальме (ныне Котка, Финляндия) в семье потомственного моряка, адмирала
русского флота. В 1836 году Александр
поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, где директором был Иван
Федорович Крузенштерн, собравший в учреждении преподавателей-ученых самого высокого
уровня. Офицерам преподавалась
начертательная геометрия, теория кораблестроения и корабельная
архитектура. Можайский окончил корпус не
только как судоводитель, но и как проектировщик кораблей.
В период службы на Балтийском море, в 1850-1852 годах,
Можайскому доводилось плавать на разных парусных военных судах.
В 1853-1854 годах лейтенант Можайский на 52-пушечном фрегате
«Диана» прошел из Кронштадта
до Копенгагена, через пролив Ла-Манш на Канарские острова, далее Гавайские
острова и прибыл в Японию. Пока моряки были вынуждены находиться в Японии Можайский делал зарисовки,
проявляя не только талант художника, но
и этнографа изучающего культуру и быт другого народа.
Случившееся сильное
землетресение и шторм разрушили русский корабль, который старались спасти до
последнего. В журнале имя Можайского названо как имя офицера, последним
сошедшего с фрегата «Диана», пытавшегося заделать отверстия, чтобы
сохранить плавучесть судна. Личный состав по чертежам и под руководством Можайского,
совместными усилиями русских и японцев построил шхуну «Хеда», на
которой часть команды вернулась на Родину. До сих пор в Японии помнят русского
офицера, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских
судов. Сам Можайский в 1855 году перешел на американском торговом судне в
Петропавловск-Камчатский, а оттуда в Амурский лиман. Через Сибирь он вернулся в
Кронштадт, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.
По возвращении был награжден орденом Св. Станислава II
степени, а так же бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны
1853-1856 гг.»
В 1857 году А.Ф. Можайский получает назначение в экспедицию
русской военной миссии в Хиву и Бухару, служит в хивинской экспедиции под
руководством А.И. Бутакова и в марте 1859 года после успешного возвращения
миссии награждается орденом Св. Владимира IV степени. Известный русский
путешественник и географ П. П. Семенов-Тян-Шанский сказал, что экспедиция 1858
года «весьма много способствовала расширению круга наших познаний об
Арало-Каспийской низменности». Значительно расширились представления
русских людей и о великой среднеазиатской реке Аму-Дарье, благодаря вкладу,
внесенному в эти знания моряком, участником экспедиции — Александром Можайским.
Приехав в гости к
своим друзьям, морякам-вологжанам, он встречает 18-летнюю Любовь Дмитриевну и
делает ей предложение. В наши дни в поселке
Можайское под Вологдой действует Дом-музей знаменитого изобретателя первого в
мире самолета, где сохранился среди
прочих реликвий (книги, четки) — молитвенник приходского священника с надписью:
«Самой исполнительной верующей Любови Дмитриевне Кузьминой».
Во второй половине
60-х годов была задумана Первая Всероссийская этнографическая выставка в Москве и Александр Федорович принял в ее подготовке активное участие, предоставляя
материалы из своих собраний. В его отчете говорится о желании пробуждения
чувства национальной гордости: «В последнее время мы замечаем живой
интерес, который начинает проявляться у нас ко всему, касающемуся России, это
новое явление, обнаружившееся в нашей публике, налагает на ученые общества и
учреждения обязанность помогать этому интересу и стараться, чтобы он из простой
любознательности перешел в серьезное изучение и стал необходимостью каждого
образованного русского…Все время пребывания славянских гостей в России
было рядом торжественных праздников, которыми было положено прочное основание
будущего научного и литературного единства».
После закрытия Первой Всероссийской этнографической выставки
ее экспонаты явились основой для нового
Дашковского этнографического музея; в последствии его фонды были переданы Этнографическому музею в
Ленинграде.
В 1865 году Любовь Дмитриевна внезапно умерла, оставив двух сыновей.
Александр Федорович больше не женился; все свои душевные силы и весь талант
отдал главному делу своей жизни – созданию первого в мире летательного
аппарата, прообраза самолета.
Можайскому приходилось одному выполнять работу многих
ученых, инженеров и даже рабочих. И Александр Федорович блестяще справился с
этим поистине титаническим трудом, свершив беспримерный научно-технический
подвиг.
Первые мечты подняться в воздух появились еще в 1856 году,
когда моряк наблюдал за полетами птиц, а в конце 60-х годов Можайский вплотную
занялся теорией и практикой полета. Идея была продумана к 1873 году, а первые
опыты он проводил со змеем собственной конструкции летом 1876 в семейном имении
Котельниково; в том же году им была
продемонстрирована в столице модель самолета.
Комиссия под председательством Дмитрия Ивановича Менделеева
при рассматривании проекта Александра Федоровича в январе 1877 года признала: «…господин Можайский в основание своего
проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные
повести к благоприятным конечным результатам…», но военное ведомство
руководимое Германом Паукером предоставило недостаточно средств на сооружение
летательного аппарата.
Не желая отказаться от воплощения в жизнь своей заветной
мечты, он продал или заложил все, что имело ценность (даже наручные часы,
обручальные кольца, столовые ложки и форменный сюртук!). К лету 1881 года были
готовы все части и приборы его самолета и сконструированные им паровые
двигатели, «поражающие своею силою и легкостью». Оставалось собрать аэроплан и
испытать его в воздухе, но денег у Можайского больше не было.
Необходимые для работ средства были пожертвованы графом
И.И. Воронцовым-Дашковым и прославленным героем русско-турецкой войны 1877-1878
годов и среднеазиатских походов генералом М.Д. Скобелевым.
В 1882 году начали сооружение самолета.
Можайский побывал в
Америке и в Англии, откуда привез разные приборы и материалы для постройки
самолета. Части его изготавливали на Балтийском заводе, директор которого
И.Кази поддерживал идею Можайского.
Летом 1882 года (по-видимому, 20 июля) «Жар-Птица» поднялась
в воздух.
Это был первый в мире полет человека на аэроплане. Но самолет,
пролетев несколько сот метров, потерпел аварию, наткнувшись на высокий столб.
Из воспоминания старожила города Красное Село Петра Васильевича Наумова:
«Пришел мой отец с
работы и говорит, что вблизи лагерей, недалеко от Красного Села, шумит какая-то
чудная машина. И вот я с группой мальчишек бегом бросился к военному полю. Там
мы увидели множество собравшихся людей. Здесь были военные и гражданские. Чудная
машина с большими крыльями, похожая на птицу, стояла на деревянном настиле.
Вокруг нее суетились люди в морской одежде. Все ждали, что сейчас что-то
произойдет необычайное. Диковинная птица с огромными крыльями вдруг сильно
зашумела, завертелись какие-то впереди нее кресты, и она сдвинулась с места,
побежала по деревянному настилу, а затем оторвалась от земли и поднялась в
воздух.»
Есть сведения, что 24
июля 1882 года царь или назначенные им лица осмотрели самолет; через 2 дня
Можайского уволили в отставку с производством в генерал-майоры, а немного
спустя он получает свое последнее звание контр-адмирала.
31 января 1883 года Можайский демонстрировал опыты с
воздушным винтом членам Воздухоплавательного отдела Русского технического
общества.
20 июня Можайский обратился за материальной поддержкой к
военному министру П.С. Ванновскому; переписка длилась до 1885 года. Тем временем
изобретатель совершенствовал конструкцию.
Летом 1885 года Можайский пытался провести летные испытания.
При разбеге самолет накренился и поломал крыло.
Можайский продолжил работу над самолетом. Осенью 1886 года
он заказал более мощные двигатели, второй из которых был готов только после
смерти А.Ф. Можайского.
Скончался Александр Федорович в 65 лет в ночь на 20 марта (1 апреля) 1890 года, похоронен на
Смоленском кладбище в Петербурге.
Сыновья предложили продать военному ведомству самолет за 200
тыс. рублей, но безуспешно. Судьба аппарата и архива изобретателя неизвестны, а
паровые машины сгорели при пожаре на складе Балтийского завода.
Можайский как изобретатель самолета, способного подняться в
воздух при соответствующих двигателях, обогнал других по меньшей мере на пять
лет. Он действовал во многом методом проб и ошибок, ибо труды теоретиков
Н.Е.Жуковского, С.А.Чаплыгина и других родоначальников аэродинамики появились
значительно позже.
Его именем названа
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
Именем А. Ф. Можайского названа формула— Уравнение
существования летательного аппарата.
Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/
https://akt-vrn.ru/sayt/index.php/2011-09-24-07-19-09/konstruktory-samolj…
https://www.gramotey.com/?open_file=1269040157
Крылов В.Я. «Александр Федорович Можайский»
Источник
В один из пасмурных осенних дней 1876 года в петербургском манеже собралась публика, весьма далекая от верховой езды. Сюда пришли те, кто увлекся воздухоплаванием — совершенно новой отраслью техники. Пятидесятилетний мужчина, с ухоженными усами, подошел к длинному столу и опустил на него какое-то странное сооружение, установленное на колесики. Оно легко тронулось с места, добежало до края стола и, набирая высоту, взлетело в воздух.
Сотни глаз, не отрываясь, следят за полетом. Только жужжание пропеллера нарушает напряженную тишину, установившуюся в манеже: в воздухе первый самолет! Кончается завод пружины, и модель, спланировав, плавно опускается на песок.
Демонстратор, в недавнем прошлом блестящий морской офицер, капитан 1-го ранга Александр Федорович Можайский, бережно поднимает самолет и вновь опускает его на поверхность стола. Собравшиеся внимательно рассматривают модель — лодочку с двумя большими прямоугольными крыльями. В носовой части ее укреплен четырехлопастный винт, приводимый в движение пружиной. За кормой аппарата находятся рули — вертикальный и горизонтальный.
Через несколько дней газета «Кронштадтский вестник» восторженно писала: «Изобретатель весьма верно решил давно стоявший на очереди вопрос воздухоплавания. Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полета аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении…»
Опытами Можайского заинтересовался профессор Санкт-Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев, труды которого уже тогда получили всемирную известность. Возможно, он настоял, чтобы специальная комиссия Главного инженерного управления выделила средства изобретателю для продолжения опытов. Великий ученый стал единомышленником Александра Федоровича Можайского. Изобретатель разработал четкую «Программу опытов над моделями летательного аппарата» — документ, явившийся первым в мире научно разработанным планом аэродинамических исследований, без которых невозможно строительство самого самолета.
Каждый день наблюдений за полетами моделей приносил все новые и новые открытия, все яснее проступали контуры будущего самолета, вырисовывались его узлы и детали. И настал день, когда изобретатель подал докладную записку о намерении строить аппарат таких размеров, чтобы «силою машины и направлением аппарата мог бы управлять человек».
Однако новая комиссия, назначенная военным ведомством для наблюдения за его опытами и возглавлявшаяся генерал-лейтенантом Г. Е. Паукером, не только отвергла предложение изобретателя, но и сделала заключение, что сама идея о возможности полетов аппарата с неподвижными крыльями неверна. «Признается пока бесполезным и нерациональным» — так гласила резолюция на одном из документов комиссии.
Александр Федорович оказался в тяжелом положении. Менделеев был далеко — в научной командировке в Англии. Прибавились материальные затруднения. Но конструктор первого в мире самолета не сдается.
Чтобы обезопасить свое изобретение от разных посягательств, он подает в июне 1880 года прошение в департамент торговли и мануфактур о выдаче привилегии или авторского свидетельства на его воздухоплавательный снаряд. Заявка сопровождалась подробной объяснительной запиской и чертежами. Вот как сам автор описывает свой самолет: «Нижеописанный и изображенный на чертеже воздухоплавательный снаряд состоит из следующих главных частей: крыльев, помещенной между вими лодки, хвоста, тележки с колесами, на которую поставлен весь снаряд, машин для вращения винтов и мачт для укрепления крыльев. Крылья снаряда делаются неподвижными. Хвост состоит из плоскостей: горизонтальной и вертикальной; первая может подниматься и опускаться и предназначается для направления снаряда вверх и вниз, а вторая движется вправо и влево и заставляет снаряд поворачиваться в стороны.
Лодка служит для помещения машин, материалов для них, груза и людей. Тележка с колесами, на которую поставлен весь снаряд и прочно прикреплен, служит для разбега летательного снаряда по земле перед его подъемом; в воздухе же тележка действует как балансир или отвес. При поступательном движении в воздухе винты летательного снаряда, вращаемые машиною, вследствие сопротивления воздуха приводят снаряд в движение».
Самолет А. Ф. МОЖАЙСКОГО.
Одна из сложнейших задач, вставших перед Можайским при постройке самолета, заключалась в выборе подходящего типа двигателя. Паровые машины для его аппарата изготовила английская фирма «Арбекер-Хэмкенс». Описание их приводится в журнале «Инжиниринг» за 1881 год. Одна из них при 300 об/мин давала мощность 20 л. с. при весе 47,6 кг, другая — при 450 об/мин — развивала 10 л. с. и весила 28,6 кг.
Летом 1881 года основные части самолета были готовы. Для сборки аппарата изобретателю был отведен на Красносельском военном поле, близ Петербурга, отдельный участок. Наиболее ценным документом, подробно описывающим самолет А. Ф. Можайского, является статья отставного кавалерийского юнкера Н. Мясоедова, опубликованная в газете «Новое время» 7 ноября 1910 года. Мясоедов не раз бывал в Красном селе, неоднократно беседовал с изобретателем.
«Моноплан строился, — пишет он, — в загородке из досок без крыши. Дождь часто поливал и портил машину. Моноплан представлял собой лодку с деревянными ребрами, обтянутыми материей. К бортам лодки прикреплены были прямоугольные крылья, слегка выгнутые, выпуклостью вверх. Все обтянуто тонкой шелковой материей, пропитанной лаком. Переплеты крыльев деревянные (сосновые). Аппарат стоял с колесами. Крылья приходились приблизительно на сажень (с небольшим) от земли. В лодке две мачты. Крылья удерживались проволочными веревками, натянутыми к мачтам и к подставкам. Двигателей два, расположены в передней части лодки: большой немного выдвинут от середины лодки, меньший еще ближе к носу. Устройство этих двигателей и составляло секрет А. Можайского. Винтов было три о четырех лопастях каждый, два в прорезях крыльев, против большого двигателя. Третий на носу лодки, на валу от меньшего двигателя. Рамки винтов деревянные, обшиты тонкими дощечками. Шов проволочный. Винты покрыты серым лаком. Рулей два — вертикальный и горизонтальный, прикреплены к корме и приводились в движение прополочными канатами и лебедками, помещенными около кормы. Работа шла медленно по случаю безденежья, чего г. Можайский не скрывал. Никто и не интересовался его работами, и помощи ниоткуда не было».
В ходе постройки были сделаны некоторые изменения. В частности, как это выяснил известный авиационный конструктор В. Б. Шавров, у самолета все три винта имели одинаковый диаметр, в то время как в «Привилегии» передний винт значительно больше боковых. Боковые винты вращались не в прорезях хвостовой части крыла, а в прорезях передней части его, примерно на 40% его ширины. Передний винт вращался на валу двигателя в 10 л. с. Другие два винта приводились в движение ременными передачами от двигатели в 20 л. с. Вращались они в разные стороны. Согласно «Журналу» заседания комиссии по рассмотрению проекта летательного прибора А. Ф. Можайского, «матерчатая поверхность имеет 4000 кв. футов, вес самолета должен составлять 57 пудов…».
В архивах сохранились рапорты изобретателя с 1881 по 1886 год с просьбой разрешить ему провести испытания аппарата в полете. Но сколь-нибудь полных описаний этих испытаний нет. Правда, существуют четкие упоминания о том, что они проводились. В журнале «Записки инженерного технического русского общества» за 1893 год один из инженеров предлагал меры для предотвращения «от опасных качаний, очень возможных у аэропланов», и приводил пример: «…видно из опыта капитана первого ранга А. Ф. Можайского с его аэропланом, причем дело чуть-чуть не дошло до катастрофы, как о том мне известно от одного из здесь присутствующих наших почтенных деятелей по воздухоплаванию». В том же журнале об опытах Можайского говорится: «Испытание прибора окончилось неудачей, и механик, управляющий машиной, потерпел увечье». В журнале «Воздухоплаватель» за 1909 год говорится: «В 1884—1885 годы аэроплан был построен на военном поле в Красном селе. При взлете аэроплан накренился набок и поломал поддерживающие поверхности».
После поломки самолета Можайский не имел возможности продолжать свои опыты, так как не располагал средствами. А военное ведомство отказало ему в дальнейшей помощи. Невзирая на это, в 1886 году Александр Федорович добился постройки на Обуховском заводе двух двигателей по 20 л. с. с паровым котлом, один из которых был готов к 1887 году. Смерть оборвала исследовательскую деятельность первого в мире самолетостроителя.
Каким же был первый в мире самолет А. Ф. Можайского?
Основные данные:
размах крыла — 22,8 м;
длина — 23 м;
площадь крыла — 303 м2;
полетный вес — около 1300 кг;
суммарная мощность двигателей — 30 л. с.;
предположительная скорость отрыва самолета от земли — около 43 км/ч.
Для моделистов представит интерес сделать модель-копию самолета А. Ф. Можайского.
И. КОСТЕНКО, кандидат технических наук, Ю. ВЯТИЧ
Источник
добавлена сегодня в 14:30
Какой Big Green Egg предпочитаете Вы?
Большие Зеленые Яйца (Big Green Egg) — это керамический угольный гриль в стиле «Камадо», способный приготовить все виды блюд — от классического стейка, до выпечки хлеба или томления несколько часов ребер, рульки, бараньей ноги. Толстостенная керамика гриля Big Green Egg…
добавлена сегодня в 11:49
КУЛЬТИВАТОР ИЗ… МЕТАЛЛОЛОМА
Финансовые затраты для изготовления представленного мною приспособления — культиватора не потребовались (все здесь, включая раму, колесо детского велосипеда и стрельчатую лапу культиватора, подобрано на сельской свалке), а вот отдача от него — ощутимая. Пять соток, засаженных картофелем, пропалываю с помощью…
добавлена сегодня в 11:40
И С МОТОРОМ, И ВРУЧНУЮ
Когда несколько лет назад мы с женой решили строить дом, то я сразу подумал, что ставку надо сделать на самодельную технику, тем более, что техническим творчеством я занимался уже давно и базой для конструирования обладал достаточной. Буквально за одну весну…
Керамический гриль
Когда заходит речь о барбекю нам не до шуток, мы хотим, чтобы гамбургеры равномерно прожаривались и не становились сухими. На выручку приходит кермамический гриль. Гриль с керамическим корпусом в отличие от металлического удерживает больше тепла и не вытягивает из пищи…
АВТОМОБИЛЬ, УМЕЮЩИЙ ПЛАВАТЬ
Автор статьи — Игорь Владимирович Рикман, кандидат технических наук, главный конструктор фирмы «Резон», разрабатывающей горную технику. Хотя он публикуется в нашем журнале впервые, но в России и во всем СНГ хорошо знаком любителям самодельной техники, особенно почитателям автомобилей. Игорь Владимирович…
КОПИРУЕМ СО СЛАЙДОВ
Тем, кто снимает на цветную обратимую пленку, не раз приходилось испытывать сожаление оттого, что нельзя одновременно с красочным диапозитивом иметь черно-белый негатив, позволяющий быстро делать отпечатки на бумаге. Причина такого сожаления проста: слайды для просмотра требуют затемненного помещения, необходимо доставать,…
Обзор БК Паримач
В этом обзоре БК Паримач рассказывается об одной из самых полных компаний, занимающихся азартными онлайн-играми в Интернете. Паримач обслуживает множество разных стран и имеет выдающуюся репутацию в игорной индустрии, что делает БК Паримач одной из ведущих компаний в отрасли. БК…
ПРОЩЕ НЕ БЫВАЕТ
В публикациях «М-К» по доработке микродвигателя МК-17 «Юниор» предлагалась непростая работа по обеспечению его питания топливом под давлением. В частности, она включала спиливание задней стенки картера и установку нового жиклера от моторов МАРЗ или НМД. Действительно — проблема существует: у…
АККУМУЛЯТОРЫ ПОСЛУЖАТ ДОЛЬШЕ
В связи со значительным повышением цен на гальванические элементы питания для карманной и переносной радиоаппаратуры все чаще используют аккумуляторы. Например, батарею 7Д-0.1. Всем она хороша, но… Уж больно зависит срок службы от соблюдения правил эксплуатации. И особенно — отсвоевременности отключения…
Лучшие детекторы утечки воды в 2020 году
Лучшие детекторы утечки воды могут сэкономить тысячи или дясятки тысяч рублей на ремонте, но какой из них вам подходит? Труба с которой начинает течь вода — одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются домовладельцы, поэтому один из лучших детекторов…
Источник