Это полезное ископаемое называют камнем плодородия

Это полезное ископаемое называют камнем плодородия thumbnail

Контрольная работа за 2 четверть 4 класс. 1 вариант. Ф И _____________________________

  1. Напишите природные зоны России по порядку.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши номер, под которым представлено описание природной зоны-Зоны Лесов(тайга).

  1. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники.

  2. Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения. Животный мир разнообразен.

  3. Короткое лето, земля оттаивает на полтора метра в глубину, вода не впитывается в землю, поэтому много болот и растения стелются по земле.

Ответ:______________________

  1. Запиши в таблицу номера, под которыми представлены соответствующие объекты и процессы природной зоны ЛЕСОВ.

животное

Цепь питания

Экологическая проблема

  1. Кедровая сосна 2) белый медведь 3) дуб

  1. Браконьерство 5) нарушение поверхности почвы 6) бурый медведь

7) лемминг- белая сова- песец 8) кедровая сосна- полёвка- соболь

4. Какое свойство гранита используют в строительстве? Подчеркни.

Плавкость , прочность, горючесть, пластичность.

5.Какое полезное ископаемое называют камнем плодородия, потому что оно является очень хорошим удобрением? Подчеркни правильный ответ.

Железная руда, торф, известняк, нефть.

6. Заполните таблицу.

Название полезного ископаемого

карьер

шахта

Буровая скважина

7. Подчеркни искусственные водоёмы.

Озеро, река, пруд, канал, море, водохранилище, океан.

8. Что такое балка? Подчеркни.

1) скопление холмов 2) углубления с поросшими растениями склонами

3) склоны высоких гор

9. Какие животные находятся под охраной в Приокско-Террасном заповеднике?

1) ушастый ёж 2) амурский тигр 3) зубр

Контрольная работа за 2 четверть 4 класс. 2 вариант. Ф И _____________________________

1.Напишите природные зоны России по порядку.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Запиши номер, под которым представлено описание природной зоны-тундры.

1)Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники.

2)Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения. Животный мир разнообразен.

3)Короткое лето, земля оттаивает на полтора метра в глубину, вода не впитывается в землю, поэтому много болот и растения стелются по земле.

Ответ:______________________

3.Запиши в таблицу номера, под которыми представлены соответствующие объекты и процессы природной зоны ТУНДРА.

животное

Цепь питания

Экологическая проблема

  1. Карликовая берёза 2) белый медведь 3) лишайники

  1. Браконьерство 5) нарушение поверхности почвы 6) белая сова

7) листья- лемминг- белая сова 8) кедровая сосна- полёвка- соболь

4. Каким свойством обладает глина? Подчеркни.

Плавкость , прочность, горючесть, пластичность.

5.Какое полезное ископаемое называют чёрным золотом? Подчеркни правильный ответ.

Железная руда, торф, известняк, нефть, каменный уголь.

6. Заполните таблицу.

Название полезного ископаемого

карьер

шахта

Буровая скважина

7. Подчеркни естественные водоёмы.

Озеро, река, пруд, канал, море, водохранилище, океан.

8. Что такое овраг? Подчеркни.

1) скопление холмов 2) углубления с крутыми склонами

3) склоны высоких гор

9. Какие животные находятся под охраной в Приокско-Террасном заповеднике?

1) ушастый ёж 2) амурский тигр 3) зубр

Источник

ФОСФОРИТЫ, осадочные горные породы, сложенные минералами из группы апатита. Наиб. распространенный фосфатный минерал — фторкарбонатапатит (франколит) , отличающийся от апатита наличием в структуре анионов CO2-2, изоморфно замещающих 5030-27.jpgс образованием непрерывного ряда от фторапатита до карбонатапатита (курскита) ; иные изоморфные замещения: атомов Ca на Sr, Na и др. ; атомов F на ОН-, Сl-, 5030-28.jpg и т. д. ; 5030-29.jpg на 5030-30.jpg. Ф. содержат также нефосфатные минералы: основные — глауконит, доломит, кальцит, кварц, халцедон; второстепенные — глинистые, алюмосили-катные, пирит, гидроксиды Fe. В Ф. присутствуют также орг. в-во (фосфатизир. обломки ихтиофауны, рептилий, моллюсков и т. п.) , часто U, РЗЭ (лантаноиды цериевой группы) , Sr, реже примеси Pb, V, Sc, Zr, Se и др. Ф. имеют обычно темный (до черного) , серый, буро-серый, редко белый, иногда зеленый, красный и желтый цвет; плотн. 2,8-3,0 г/см3; твердость по минералогич. шкале 2-4; содержание P2O5 от 5 до 38-40% по массе (Ф. — один из гл. пром. источников P и сырья для произ-ва фосфорных удобрений) .

Ф. подразделяют на морские и континентальные. Среди морских Ф. выделяют пластовые, или микрозернистые (разновидность — оолитово-микрозернистые) , зернистые, желва-ковые, ракушечные; среди континентальных — породы коры выветривания (карстовые, вторичные, или остаточные) и органогенные (гуано) . В СНГ пром. значение имеют в осн. оолитово-микрозернистые, желваковые и ракушечные Ф. , залегающие преим. в России и Казахстане.

Оолитово-микрозернистые Ф. (Каратауский бассейн, Казахстан) сложены округлыми фосфатными зернами и оолита-ми (агрегаты шаровой и эллипсоидной формы) размерами 0,07-0,30 мм, содержат 20-35% P2O5. Ф. Каратау труднообо-гатимы, поэтому кислотной переработке на р-римые удобрения подвергают непосредственно руды, содержащие не менее 24,5% P2O5; др. направление использования — электротермич. восстановление с получением желтого фосфора.

Желваковые Ф. — фосфатные конкреции (желваки) размерами от 0,03-0,05 до 15-30 см и более (6-12% P2O5). Грохо-чением и промывкой из них получают концентрат (от 16-18 до 22-23% P2O5), флотацией к-рого содержание P м. б. немного повышено. Если осн. примесь в таких концентратах — кварц, их можно перерабатывать на р-римые удобрения (Чилисайское месторождение, Казахстан) . Из-за высокого содержания Fe2O3 и Al2O3 концентраты из Ф. самых крупных месторождений этого типа (Вятско-Камское, Егорьевское) непригодны для кислотной переработки.

Ракушечные Ф. развиты в Прибалтийском бассейне (месторождения Кингисеппское, Маарду и др. ) и представлены фосфатными раковинами, сцементированными кварцевым песком (мощность пластов от неск. десятков см до 1-2 м) . Руды бедные (6-14% P2O5), но хорошо обогащаются флотацией (28-30% P2O5).

Читайте также:  Чем полезна и вредна божья коровка

Мировые запасы Ф. 42,8 млрд. т (1984). В СССР запасы Ф. исчислялись 968,8 млн. т (в пересчете на P2O5; 1984), что составляло 53% от общих разведанных запасов фосфатных руд (остальное — апатитовые руды) ; в добыче фосфатов доля Ф. значительно ниже (ок. 27%; 1984). Наиб. ресурсами Ф. располагают США, Марокко и др. страны Сев. Африки и Ближнего Востока, а также Перу; в этих странах запасы фосфатного сырья представлены почти исключительно Ф.

Основную часть Ф. (до 90%) используют в пром-сти фосфорных удобрений и фосфорных солей, небольшую — в черной и цветной металлургии, произ-ве керамики и стекла, для попутного извлечения в пром. масштабе ряда РЗЭ.

Источник

1.Горные породы состоят:

А) из минералов Б) зерен

1.Полевой шпат, слюда, кварц образуют:

А) алмаз б) гранит

В) мрамор г) песок

2. Грифель карандаша сделан:

А) из слюды б) графита

В) кварца г) гипса

2. Песок — это разновидность минерала:

А) кварца б) слюды

В) гипса в) апатита

3. Форма слюды:

А) овальная б) зерна

В) пластинка г) песчанка

3. Самый мягкий минерал — это:

А) гипс б) флюорит

В) тальк г) топаз

4. Самый твердый минерал:

А) топаз б) алмаз

В) золото г) корунд

4. Минерал, который называется камнем плодородия:

А) апатит б) алмаз

В) кальцит г) гипс

5. Поваренная соль – это минерал:

А) графит б) галит

В) слюда г) рубин

5.Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы:

А) глина б) алмаз

В) гипс г) тальк

6. Каменные сосульки в пещере с потолка- это:

А) сталактиты Б) сталагмиты

6. Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна:

А) сталактиты Б) сталагмиты

1.Полевой шпат, слюда, кварц образуют:

А) алмаз б) гранит

В) мрамор г) песок

1.Горные породы состоят:

А) из минералов Б) зерен

2. Песок- это разновидность минерала:

А) кварца б) слюды

В) гипса в) апатита

2. Грифель карандаша сделан:

А) из слюды б) графита

В) кварца г) гипса

3. Самый мягкий минерал- это:

А) гипс б) флюорит

В) тальк г) топаз

3. Форма слюды:

А) овальная б) зерна

В) пластинка г) песчанка

4. Минерал, который называется камнем плодородия:

А) апатит б) алмаз

В) кальцит г) гипс

4. Самый твердый минерал:

А) топаз б) алмаз

В) золото г) корунд

5.Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы:

А) глина б) алмаз

В) гипс г) тальк

5. Поваренная соль – это минерал:

А) графит б) галит

В) слюда г) рубин

6. Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна:

А) сталактиты Б) сталагмиты

6. Каменные сосульки в пещере с потолка- это:

А) сталактиты Б) сталагмиты

Тест « Чем различаются минералы»

1.Горные породы состоят:

А) из минералов Б) зерен

1.Полевой шпат, слюда, кварц образуют:

А) алмаз б) гранит

В) мрамор г) песок

2. Грифель карандаша сделан:

А) из слюды б) графита

В) кварца г) гипса

2. Песок — это разновидность минерала:

А) кварца б) слюды

В) гипса в) апатита

3. Форма слюды:

А) овальная б) зерна

В) пластинка г) песчанка

3. Самый мягкий минерал — это:

А) гипс б) флюорит

В) тальк г) топаз

4. Самый твердый минерал:

А) топаз б) алмаз

В) золото г) корунд

4. Минерал, который называется камнем плодородия:

А) апатит б) алмаз

В) кальцит г) гипс

5. Поваренная соль – это минерал:

А) графит б) галит

В) слюда г) рубин

5.Мягкий минерал, который используют будущие скульпторы:

А) глина б) алмаз

В) гипс г) тальк

6. Каменные сосульки в пещере с

потолка — это:

А) сталактиты Б) сталагмиты

6. Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна:

А) сталактиты Б) сталагмиты

Тест «Добыча полезных ископаемых»

1.Разведкой полезных ископаемых занимаются:

А) географы

Б) геологи

В) биологи

Г) туристы

2. Открытым способом в карьерах добывают:

А) нефть

Б) природный газ

В) глину

Г) гранит

3. Для добычи нефти строят:

А) шахты

Б) скважины

4. В шахтах глубоко под землей добывают:

А) известняк

Б) каменный уголь

В) глину

Г) торф

5. На болотах следует искать:

А) торф

Б) глину

В) песок

Г) гранит

6. В Соль-Илецке добывают:

А) нефть

Б) поваренную соль

В) торф

Г) известняк

Источник

апатит камень плодородия

Среди полезных ископаемых и драгоценных камней сложно выбрать дары природы с универсальной формулой применения. Одни из ископаемых подходят исключительно для применения в ювелирном деле. Многие идут в промышленность или используются как незаменимые материалы для создания сплавов, топлива или строительных работ. В силу особенностей химического строения, физических свойств ископаемые редко бывают универсальными источниками для создания красоты и практического применения человеческим нуждам. Одним из универсальных полезных ископаемых, уникальном в своей группе минералов стоит камень апатит.

Читайте также:  Фипс оформление патента на полезную модель

Апатит известен человечеству еще с конца 18 века. Тогда камень был открыт случайно немецким геологом Вернером. Вернер описал минерал и предложил дать название апатит. В переводе с греческого апатит означает «обманывающий». Долгое время камень не могли выделить среди другой группы минералов. Апатит по своей природе успешно маскируется под турмалин, берилл, топаз. Только детальное изучение химических свойств камня помогло выделить его в особенную группу минералов. Отличается апатит от других минералов и драгоценных камней существенно меньшей твердостью и особенным строением кристаллов.

Химические и физические свойства апатита.
Химическая формула апатита выглядит следующим образом Ca10(PO4)6(OH,F,Cl)2. По формуле можно увидеть, что все апатиты богаты по структуре фосфором, кальцием и фтором. Некоторые виды апатитов находили с преобладанием тех или иных химических элементов. По преобладанию химических элементов апатиты разделили на гидроскоапатиты, хлорапатиты и фторапатиты. Апатит довольно твердый, но хрупкий минерал. Значения твердости по шкале в 10 баллов относят к 5. В чистом виде без примесей апатит не имеет цвета. При наличие разных примесей в виде железа, марганцовки, йода может приобретать различные оттенки. Встречаются в природе апатиты исключительно прозрачные и насыщенно зеленые или синие.
Плотность камня может варьироваться от 3,2 до 4,8 грамм на кубический сантиметр. В природе апатит встречается в виде кристаллов неправильной, огранной формы. Призматические характеристики и наличие вкраплений разной природы могут быть дополнены игольчатыми строениями или зерновыми наростами. В абсолютном большинстве случаев апатиты из природы это камень с неправильными формами с явными признаками минерального состава.

апатит камень плодородия

Добыча и применение апатитов
Добывают апатиты по всему миру. Известны мировые добытчики из стран Европы, США, Южной Америки. В России самым известным местом добычи полезного ископаемого является Кольский полуостров. На самом севере страны добывают миллионы тонн апатитов ежегодно. Такой объем добычи обусловлен широким применением минерала в сельском хозяйстве.
Как говорилось выше, апатиты состоят из огромного количества таких химических элементов, как фтор, фосфор и кальций. На каждый килограмм апатитов приходится до 550 грамм этих полезных элементов. По причине такого огромного насыщения полезными элементами минерал был назван «камнем плодородия». Основное применение апатитов до сегодняшнего дня состоит в сельском хозяйстве. Обработанными апатитами удобряют землю, делают подпитку для саженцев, используют в комбинированных удобрениях для исправления кислотности почвы.
Существует применение апатитов и в ювелирном деле. Апатиты с зеленым или с синим спектром, без посторонних вкраплений и правильной формы используют для ювелирной огранки и создания украшений. Такие украшения из апатитов не распространены. Ювелиры не любят апатит по причине его хрупкости. На рынке драгоценных металлов апатит не принимают за ценные камни. Изделия из апатита уступают по своей цене любому камню из драгоценного списка.

Природа создала апатит универсальный концентратор полезных веществ и уникальный минерал в мире природных даров. Камень плодородия, образованный в горных породах, дает материал для строения органическим соединениям. Фосфорные и фторовые удобрения из апатитов помогают человечеству добиваться новых успехов в сельском хозяйстве и кормить большую часть населения планеты.

Источник

Олимпиада по Окружающему миру 3 класс

Фамилия ________________________ Имя _______________ Класс _____________

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

ответ

баллы

№ вопроса

19

20

21

22

23

набрано баллов

ответ

баллы

Первая группа заданий (за правильно выполненное задание — 2 балла).

1. Какой газ нужен листьям растений, чтобы производить питательные вещества?

А) кислород Б) азот В) водород Г) углекислый газ

2. Какие насекомые не опыляют цветы?

А) муравьи Б) шмели В) бабочки Г) пчёлы

3. Это дерево помогает человеку получить искусственный шелк, целлофан, спирт, глицерин, лекарства, каучук, канифоль. Его древесина служит для изготовления скрипок.

А) ель Б) клён В) дуб Г) кедр

4. Какая группа животных развивается так: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь?

А) земноводные Б) рыбы В) насекомые Г) пресмыкающиеся

5. Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»

А) каменный уголь Б) нефть В) торф Г) магнитный железняк Д) жемчуг

Вторая группа заданий ( за правильно выполненное задание — 3 балла).

6. Как называется наука, изучающая строение тела человека?

А) химия Б) ботаника В) анатомия Г) зоология

7. К какой группе животных относятся кит, дельфин и тюлень?

А) к рыбам Б) к земноводным В) к зверям Г) к рептилиям

8. Какие животные предупреждают хищников о том, что они несъедобны, с помощью яркой окраски?

А) кузнечики Б) бабочки В) дятлы Г) божьи коровки

9. Где проходит граница между Европой и Азией?

А) по Чёрному морю

Б) по Уральским горам

В) между Чёрным и Каспийским морем

Г) по Балтийскому морю

10. Какое морское животное занесено в Красную книгу?

А) осьминог Б) кальмар В) морж Г) морская звезда

Третья группа заданий (за правильно выполненное задание — 5 баллов).

11. Какое растение выращивают на корм домашним животным?

А) хлопчатник Б) люцерну В) пшеницу Г) гречиху

Читайте также:  Чем полезна молочная сыворотка для поросят

12. Почему водоёмы не промерзают до дна?

А) лед легче воды

Б) лёд постепенно тает

В) на глубине вода теплее

Г) вода превращается в пар

13. В кастрюлю с кипятком опустили  несколько ложек. Ложка, из какого материала через 15 секунд будет самой горячей на ощупь?

А) железная Б) деревянная В) пластмассовая Г) керамическая

14. Какой материк является родиной картофеля?

А) Южная Америка Б) Австралия В) Африка Г) Евразия

15. Какое полезное ископаемое называют камнем плодородия?

А) каменный уголь Б) известняк В) торф Г) нефть

16. Какое растение является лекарственным?

А) волчье лыко Б) ветреница В) пижма Г) вороний глаз

17. С помощью йода можно определить наличие:

А) сахара Б) крахмала В) соды Г) соли

18. Почему из-за изменения температуры камни разрушаются?

А) они трескаются при повышении температуры

Б) от понижения температуры происходят камнепады

В) при понижении температуры образуется лёд

Г) от перепадов температуры они то расширяются, то сжимаются

Четвертая группа заданий (за правильно выполненное задание — 7 баллов).

19. О каком материке идёт речь? «Этот материк одновременно является и материком, и государством. 2/3 его территории – пустыни и полупустыни. Особенность животного мира – сумчатые млекопитающие, а также млекопитающие, откладывающие яйца».

 

20. Растение с сине-фиолетовыми цветками, иногда белыми. Цветки имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два вбок, один вниз. Цветки пахучие, из них добывают эфирное масло.

 

21. Река на востоке России, которую называют «батюшка».

 

22. Этого небольшого рыжеватого зверька называют «водяной (или мускусной) крысой». Он строит хатки в зарослях камыша и осоки.

 

23. Морская волна огромной разрушительной силы, образующаяся в результате землетрясения в океане.

 

Ответы по Окружающему миру 3 класс

1. Какой газ нужен листьям растений, чтобы производить питательные вещества?

А) кислород Б) азот В) водород Г) углекислый газ

2. Какие насекомые не опыляют цветы?

А) муравьи Б) шмели В) бабочки Г) пчёлы

3. Это дерево помогает человеку получить искусственный шелк, целлофан, спирт, глицерин, лекарства, каучук, канифоль. Его древесина служит для изготовления скрипок.

А) ель Б) клён В) дуб Г) кедр

4. Какая группа животных развивается так: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь?

А) земноводные Б) рыбы В) насекомые Г) пресмыкающиеся

5. Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»

А) каменный уголь Б) нефть В) торф Г) магнитный железняк Д) жемчуг

6. Как называется наука, изучающая строение тела человека?

А) химия Б) ботаника В) анатомия Г) зоология

7. К какой группе животных относятся кит, дельфин и тюлень?

А) к рыбам Б) к земноводным В) к зверям Г) к рептилиям

8. Какие животные предупреждают хищников о том, что они несъедобны, с помощью яркой окраски?

А) кузнечики Б) бабочки В) дятлы Г) божьи коровки

9. Где проходит граница между Европой и Азией?

А) по Чёрному морю

Б) по Уральским горам

В) между Чёрным и Каспийским морем

Г) по Балтийскому морю

10. Какое морское животное занесено в Красную книгу?

А) осьминог Б) кальмар В) морж Г) морская звезда

11. Какое растение выращивают на корм домашним животным?

А) хлопчатник Б) люцерну В) пшеницу Г) гречиху

12. Почему водоёмы не промерзают до дна?

А) лед легче воды

Б) лёд постепенно тает

В) на глубине вода теплее

Г) вода превращается в пар

13. В кастрюлю с кипятком опустили  несколько ложек. Ложка, из какого материала через 15 секунд будет самой горячей на ощупь? А) железная Б) деревянная В) пластмассовая Г) керамическая

14. Какой материк является родиной картофеля? А) Южная Америка Б) Австралия В) Африка Г) Евразия

15. Какое полезное ископаемое называют камнем плодородия?

А) каменный уголь Б) известняк В) торф Г) нефть

16. Какое растение является лекарственным? А) волчье лыко Б) ветреница В) пижма Г) вороний глаз

17. С помощью йода можно определить наличие: А) сахара Б) крахмала В) соды Г) соли

18. Почему из-за изменения температуры камни разрушаются?

А) они трескаются при повышении температуры

Б) от понижения температуры происходят камнепады

В) при понижении температуры образуется лёд

Г) от перепадов температуры они, то расширяются, то сжимаются

19. О каком материке идёт речь? «Этот материк одновременно является и материком, и государством. 2/3 его территории – пустыни и полупустыни. Особенность животного мира – сумчатые млекопитающие, а также млекопитающие, откладывающие яйца».

Австралия.

20. Растение с сине-фиолетовыми цветками, иногда белыми. Цветки имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два вбок, один вниз. Цветки пахучие, из них добывают эфирное масло. Фиалка.

21. Река на востоке России, которую называют «батюшка». Амур.

22. Этого небольшого рыжеватого зверька называют «водяной (или мускусной) крысой». Он строит хатки в зарослях камыша и осоки. Ондатра.

23. Морская волна огромной разрушительной силы, образующаяся в результате землетрясения в океане. Цунами.

Источник