Этот плод аптека наша из него полезна каша
МБОУ «Цнинская СОШ № 1»
ВИКТОРИНА
«ЗДОРОВЬЕ В САДУ
И НА ГРЯДКЕ»
Классный руководитель Логина Л.Н.
МАЙ, 2015
ВИКТОРИНА «ЗДОРОВЬЕ В САДУ И НА ГРЯДКЕ»
Цель: формировать навыки коллективного поведения, сознание атмосферы взаимовыручки, товарищества;
выявить интеллектуальные способности детей;
развивать творческие способности детей.
Дата: 19 мая 2015г.
Ведущий. Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь — на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. Здоровый образ жизни — это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а еще питание, потому что «мы — это то, что мы едим.» Эта поговорка кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все минеральные и органические вещества, необходимые нашему организму, то человек всегда будет здоров. Проблемы излишнего веса, нервных заболеваний, различных кожных высыпаний, заболеваний желудочно-кишечного тракта возникают только у тех, кто питается неправильно. Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты. Правильно ли вы питаетесь?
Попробуем узнать о себе побольше.
1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
а) Всегда, круглый год — 5 баллов.
б) Иногда, когда заставляют — 2 балла.
в) Никогда — 0 баллов.
2. Сколько раз в день вы едите?
а) 4-6 раз — 5 баллов.
б) 3 раза — 3 балла.
в) 2 раза — 0 баллов.
г) 8 — 7 раз, сколько захочу — 0 баллов.
3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
а) Ежедневно, несколько раз — 5 баллов.
б) 2-3 раза в неделю — 3 балла.
в) Очень редко — 1 балл.
г) Никогда — 0 баллов.
4. Когда и что вы едите на ночь?
а) Мясо с гарниром в 9 часов — 1 балл.
б) Кашу молочную в 9 часов — 2 балла.
в) Стакан кефира или молока в 9 часов — 5 баллов.
г) Ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов — 0 баллов.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
а) Иногда петрушку и укроп в супе, салате — 1 балл.
б) Лук и чеснок не ем никогда — 0 баллов.
в) Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве — 5 баллов.
г) Ем иногда, или когда заставляют — 2 балла.
Дети на листочках пишут 1а, 26, Зв и т.д., потом открывается или зачитывается количество правильных ответов на каждый вопрос.
- а) — 5 б) — 2 в) — 0
- а) — 5 б) — 3 в) — 0 г) — 0
- а)-5 б)-3 в)- 1 г)-0
- а)-1 б)-2 в)-5 г)-0
- а) -1 б)-0 в)-5 г)-2
Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно, употребляете в пищу
овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9-12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.
0-9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.
Вопросы викторины
1. Почему людям с пониженным уровнем зрения рекомендуют употреблять чернику, морковь?
(Морковь содержит витамин А, а черника — органические кислоты, влияющие на улучшение зрения.)
2. Чем полезна облепиха?
(Облепиха — витаминное и противовоспалительное средство, используется сок плодов, отвар, а облепиховое масло используется для лечения незаживающих ран.)
3. Очень вкусные плоды
И полезные они.
Много жира, витаминов.
Как питательны они!
Ядра ели в шоколадке
Скорлупа — краситель яркий.
Угадай-ка поскорей:
Что за плод мы рвем с ветвей? (Орех)
4. Каким лекарственным действием обладают плоды ореха?
(В орехе витамина С в 50 раз больше, чем в цитрусовых — лимоне, апельсине. Содержит 45—75% масла, поэтому назначается ослабленным больным для восстановления сил. Листья и кора отвариваются и используются для заживления ран.)
5. Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы. (Лук)
6. От каких болезней вы лечитесь соком лука?
(От насморка — сок с сахаром и маслом, от кашля — сок с медом и сахаром.)
7. Почему при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивали гирлянды, связки из лука и чеснока?
(Фитонциды (запах) лука и чеснока убивают бактерии.)
8. Эти резные листочки
Лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке.
(Петрушка)
9. В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давление понижает,
И кровь оздоровляет.
Салат — от ожиренья.
А сок — от воспаленья.
(Свекла)
10. Этот плод — аптека наша,
Из него полезна каша.
Семечки — деликатес,
И глистам — противовес.
Диетическое блюдо –
От болезней всех, как чудо!
(Тыква)
11. Листья — будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И все от воспаления.
(Укроп)
12. Форма семян — будто органы тела.
Издавна знахари знали все это.
Это — источник белка для спортсмена.
Это — лекарство для органов тела.
Лечат и печень, и почки.
Гладкими будут и щечки.
От диабета спасенье,
И для толстушек леченье.
(Фасоль)
13. Какие плоды использовали в древности лекари для промывания желудка и кишечника? (Плоды тыквы)
14. Эти листья и плоды
Содержат фитонциды.
Для кулинара и врача
Они незаменимы.
Источник витамина С –
От кашля избавленье.
Те разноцветные плоды –
Леченье с наслажденьем.
(Смородина)
15. Эти вкусные плоды
Всем знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели,
Зубы белые блестели,
Малокровие, ожирение
Побеждают без сомнения.
Есть варенье, сок, торе
И аптека во дворе.
(Плоды яблони)
Ведущий. Мы закончили свою викторину, и нам очень хочется, чтобы вы заинтересовались полезными свойствами тех продуктов, которые едите.
Пусть у вас возникнут новые вопросы, и вы найдете на них интересные ответы, расскажете об этом своим друзьям, знакомым, родственникам. Так пополнится наша семья людей, знакомых с правильным питанием и здоровым образом жизни.
Овощи и фрукты
Любят все на свете.
Бабушки и дети
Секреты знают эти.
Виноград и вишня
Лечат все сосуды.
Абрикос — от сердца,
Груша — от простуды.
Апельсин, как витамин,
Знают все, незаменим.
Ешьте фрукты, здоровейте,
Пейте сок и не болейте!
Источник
Внеклассное мероприятие по биологии.
Цель: углубить знания учащихся о Здоровом образе жизни;
познакомить ребят в игровой форме с немедицинскими способами лечения
простудных заболеваний;
формировать желание заботиться о своём здоровье.
Оборудование:
- плакат с загадками о культурных растениях «здоровье в саду и на грядке»;
- тестовые задания;
- конфеты.
Ход мероприятия.
Ведущий.
ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду-
Снова будешь жизни рад.
Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью рационально подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а ещё и питание, потому что « Мы – это то, что мы едим». Эта поговорка отражает суть проблемы. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все минеральные и органические вещества, необходимые нашему организму, то человек всегда будет здоров.
Если человек питается неправильно, то у него возникают проблемы излишнего веса, нервных заболеваний, различных кожных высыпаний, заболеваний желудочно – кишечного тракта. Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты.
Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе по больше.
Тестирование.
- Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
а) Всегда, круглый год
б) Иногда, когда заставляют
в) Никогда
2. Сколько раз в день вы едите?
а) 4-6 раз в) 2 раза
б) 3 раза г) 7 – 8 раз, сколько захочу.
3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
а) Ежедневно, несколько раз
б) 2-3 раза в неделю
в) Очень редко
г) Никогда
4. Когда и что вы едите на ночь?
а) Мясо с гарниром в 9 часов
б) Кашу молочную в 9 часов
в) Стакан кефира или молока в 9 часов
г) Ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп.
а) иногда петрушку и укроп в супе, салате
б) Лук и чеснок не ем никогда
в) Всё это употребляю ежедневно в небольшом количестве.
г) Ем иногда, или когда заставляют
Дети на листочках пишут 1а, 2б, 3в и т. д., Затем им предлагается сравнить с количеством правильных ответов на каждый вопрос и подсчитываются баллы..
1. а) – 5 б) — 2 в) – 0 г) –0
2. а) – 5 б) – 3 в) – 0 г) – 0
3. а) – 5 б) – 3 в) – 1 г) – 0
4. а) – 1 б) – 2 в) – 5 г) – 0
5. а) – 1 б) – 0 в) – 5 г) – 2
13 – 15 баллов, у вас правильный режим питания.9 – 12 баллов, вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придётся. Но у вас дома об этом заботится кто- то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.0 – 9 баллов. Вам нужно заботиться о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займётесь, тем лучше будет ваше здоровье.
Ведущий. Помните ребята. Здоровое питание – это отличная учёба!
Чтоб чего – то нам добиться нужно в огороде иль саду потрудиться.
Ученик.
Природа – сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить нам те растения,
Что пригодны для лечения.
Ведущий. А теперь мы немного поиграем.
Конкурс №1 «Во саду ли..»
Необходимо отгадать загадки, назвав овощи или фрукты, о которых идет речь. (За правильный ответ ребята получают конфету.)
Загадки:
- Очень вкусные плоды
И полезные они:
Много жира, витаминов,
Как питательны они!
Ядра ели в шоколаде,
Скорлупа — краситель яркий.
Угадай-ка поскорей:
Что за плод мы рвем с ветвей? (Орех.)
- Эти вкусные плоды
Знакомы знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели,
Зубы белые блестели,
Малокровие, ожирение
Побеждают без сомненья.
Есть варенье, сок, пюре
И аптека во дворе. (Яблоко)
- Эти листья и плоды
Содержат фитонциды.
Для кулинара и врача
Они незаменимы.
Источник витамина С –
От кашля избавление.
Те разноцветные плоды –
Леченье с наслаждением. (Смородина)
- Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь —
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Шиповник)
( По рисунку определите название фрукта)
Овощи и фрукты
Любят все на свете.
Бабушки и дети
Секреты знают эти.
Виноград и вишня
Лечат все сосуды.
Абрикос от сердца
Груша — от простуды !
Апельсин, как витамин,
Знают все, не заменим.
Ешьте фрукты, здоровейте,
Пейте сок и не болейте!
Конкурс №2 «В огороде…»
- На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солённый.(Огурец)
(Огурцы — свежие, при сердечно-сосудистых заболеваниях: снижают давление, нормализуют работу щитовидной железы.)
- Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
(Помидоры — для профилактики атеросклероза, людям среднего и старшего возраста.)
- Этот плод – аптека наша,
Из него полезна каша,
Семечки -деликатес,
И глистам – противовес.
Диетическое блюдо –
От болезней всех, как чудо! (Тыква)
- Листья – будто кружева
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления. (Укроп.)
(Укроп — при гипертонии, стенокардии, неврозах, бессоннице.)
- Наши поросятки
Выросли на грядке
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Что за поросятки
Играют с нами в прятки? (Кабачки)
(Кабачки — при отеках сердечно-сосудистого происхождения, атеросклерозе, избыточном весе, ожилым людям. Выводят лишнюю жидкость и холестерин.)
- Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нём сто одёжек,
И все без застёжек (Капуста)
(Лечит авитаминоз, низкий гемоглобин, мастит, мастопатию, грипп, атеросклероз. Содержит витамин С.)
- Цветок – напрасный.
Плод – опасный.
А поле всё засажено (Картошка)
(Лечат язвенную болезнь желудка, При гипертонии нужно есть печёный картофель «в мундире»)
- Что за ягода: горька да не рябина,
Черна, да не черника,
Растёт не в лесу, а на грядке
И не помещается во рту? (Баклажан)
- Эти резные листочки
Лечат сердце, лечат почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке. (Петрушка.)
- Овощ этот очень крут
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы,
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы! (Лук.)
- В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давленье понижает
И кровь оздоровляет.
Салат от ожиренья,
А сок – от воспаленья. (Свёкла.)
- Форма семян – будто органы тела.
Издавна знахари знали всё это.
Это – источник белка для спортсмена.
Это – лекарство для органов тела.
Лечат и печень, и почки.
Гладкими будут и щёчки.
От диабета спасенье.
И для толстушек леченье. (Фасоль)
Ведущий. Молодцы, ребята! Всем спасибо за игру. А теперь определим победителя, посмотрим и подсчитаем, кто же набрал больше конфет? (Определяют победителя.)
Я надеюсь, что наше занятие не пройдет бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям о тех полезных свойствах продуктов, которые едите. Так пополнится наша семья людей, знакомых с правильным питанием и здоровым образом жизни.
Овощи и фрукты,
Друг мой охраняй!
Никого не обижай!
Не губи деревья ты!
Сохрани в степи цветы
И тогда без докторов,
Будешь ты всегда здоров!
Список литературы
- Богданович О.Н. «Здоровый образ жизни. Внеклассные мероприятия: практическое пособие для педагогов».: М., Издательство: Белый ветер, 2012 г.
- Воронова Е.А. «Здоровый образ жизни в современной школе: Программы, мероприятия, игры». Издательство: Феникс, 2011 г.
- Иванова Ю.В. «Умные ширмочки. Здоровый образ жизни семьи». Издательство: Сфера, 2013 г.
- https://nsportal.ru/
Источник
Зеленая аптека на службе человека
Цель: углубить знания учащихся о лекарственных растениях;
— сформировать навыки по сбору лекарственных растений;
— познакомить детей в игровой форме с немедицинскими способами лечения простудных заболеваний;
— формировать желание заботиться о своём здоровье.
Оборудование:
— Иллюстрации дикорастущих лекарственных растений;
— Индивидуальные раздаточные карточки с теми же растениями;
— Плакат с загадками о культурных растениях «здоровье в саду и на грядке»;
Участники: 2 команды. Один ведущий, жюри.
Ход мероприятия.
Ведущий.
ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду-
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята-
Вот «зелёная аптека»
Помогает вам, ребята!
Вопрос: О каком значении растений говорится в этом стихотворении?
Ведущий. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6-му тыс. до н.э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечение травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах.
Конкурс № 1. Лечебные свойства растений.
Необходимо отгадать загадки, назвав растение, о котором идет речь. (один верный ответ- 1 балл.)
Загадки:
1. Очень вкусные плоды
И полезные они:
Много жира, витаминов,
Как питательны они!
Ядра ели в шоколаде,
Скорлупа — краситель яркий.
Угадай-ка поскорей:
Что за плод мы рвем с ветвей? (Орех.)
2. Эти разные листочки
Лечат сердце, лечат почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке. (Петрушка.)
3. Этот плод – аптека наша,
Из него полезна каша,
Семечки -деликатес,
И глистам – противовес.
Диетическое блюдо –
От болезней всех, как чудо! (Тыква.)
4. Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы,
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы! (Лук.)
5. В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давленье понижает
И кровь оздоровляет.
Салат от ожиренья,
А сок – от воспаленья. (Свёкла.)
6. Листья – будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления. (Укроп.)
Ведущий. Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов –
Ешь почаще лук, чеснок,
Ведь от них большущий прок!
Если ты поранил ногу,
Не тревожься, не реви,
Подорожник на подмогу
Ты к себе скорей зови!
Человек издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками».
От какого слова образовано это название?
Изучив лекарственные свойства растений, травники заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся и сейчас.
1-й ученик. Природа – сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить нам те растения,
Что пригодны для лечения.
Ведущий. С некоторыми из них вы сегодня уже познакомились.
Ведущий. Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,
В середине золотая. Кто она такая?
Появляется ромашка.
Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя – Америка.
Ведущий. Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка. Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Появляется подорожник.
Подорожник. Это я – Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая –нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из виду.
С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок – подорожник
Растёт у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок подорожник
Растёт у дороги в пыли.
Ведущий. Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен?
Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат – беги ко мне срочно. Я помогу!
Появляется Шиповник.
Ведущий. Вы кто такие? Зачем к нам пришли?
Растения вместе. Мы пришли к своим друзьям. Мы тоже лекарственные растения.
Шиповник.
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Меня зовут царем кустов
За цвет и запах моих цветков.
Хоть куст мой зеленый
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
Ведущий. Но как ты, Шиповник, можешь помочь?
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный, в нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете.
Мать -и –Мачеха выходит вперед.
Мать -и –Мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.
Ведущий. Знаем! Ты — Мать -и –Мачеха!
Мать -и –Мачеха.
Если кашель вас замучил, воспаленье началось,
Подружись со мной скорее, обещаю: всё пройдет!
Ромашка. Как хорошо, что все мы вместе собрались на этой поляне! Давайте танцевать.
Появляются мама с дочкой
Мама.
Что ты, доченька моя, побледнела?
Иль головка у тебя заболела?
Надо, надо обратиться к врачу…
Девочка.
Ой, к врачу я не хочу!
Появляется доктор Пилюлькин.
Мама.
Осмотрите мою дочь внимательно.
И поставьте ей диагноз обязательно.
Ну, а я её потом полечу…
Девочка. Я таблеток не хочу!
Пилюлькин. Здравствуйте, ребята! Что случилось? Что болит? Есть и йод, и вата, и пилюли!
Девочка.
Боли, доктор, в голове,
Помогите, доктор, мне.
Не хочу я даже сладость –
Вот какая везде слабость!
Пилюлькин.
Сейчас осмотр проведу,
Чем смогу – тем помогу,
Ручки слабые, ножки тоже.
Так. На что это похоже?
Ну-ка рот открой пошире:
Раз, и два, и три, четыре.
Зубы все пока на месте.
Посоветуемся вместе…
Советы-реплики от ребят.
— Надо дать ей таблетки!
— В нос закапать из пипетки!
— Надо выпить порошок!
— Антибиотиков мешок!
— Надо дать ей микстуру!
— Справку дать от физкультуры!
Пилюлькин. Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!
Ваши знания видны,
Но таблетки ей вредны!
Организм ваш молодой –
Сам он справится с бедой.
Только чуда вы не ждите –
Себе сами помогите.
А помощников не счесть!
Травы лечащие есть!
Отвари и пей, когда
Подойдет к тебе беда.
Ведущий. О каких же растениях говорит доктор Пилюлькин? Разгадав кроссворд, мы узнаем, чем ещё можно лечить простуду.
1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из майских дней
Май серёжки дарит ей.
2. Я красна, я кисла –
На болоте росла.
Созревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком?
3. Осень в сад к нам пришла.
Красный факел зажгла.
Здесь разные птицы снуют
И, галдя, его клюют.
4. Маленький, горький, луку брат.
5. Бусы красные висят.
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Ответы: 1. Береза. 2. Клюква. 3. Рябина. 4. Чеснок. 5. Малина.
Пилюлькин. А ещё, девочка,
Баня с паром, кипятком,
Венком и лежаком!
Девочка. Нет! Сегодня я уже купалась!
Без ушей чуть не осталась!
Пилюлькин. Нет так нет! Тогда скорей
Чая с мёдом ты попей!
Иль с вареньем из малины,
Или с соком из рябины.
У природы есть секрет,
Как быть здоровым много лет.
Девочка. Вот спасибо, доктор, вам!
Каждый должен думать сам,
Как здоровье сохранить
И болезни победить.
Простите меня, пожалуйста, растения, ведь всё это от моего незнания!
Лекарственные растения приходят к девочке на помощь, и у неё всё перестает болеть.
Конкурс № 2. «Зеленая аптечка»
Каждой команде даются 3 карточки. Необходимо заполнить таблицу, правильно сопоставив название растения, используемую часть и применение (1 балл – за правильно составленную строку).
Карточка №1 Название растения, Его изображение | Карточка №2 Какую часть используют | Карточка №3 Применение В медицине |
|
Лекарственные растения (ответ)
Растение | Какую часть используют | Применение В медицине |
| Лист Корень | Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечит ожоги, выводит вредные вещества, лечит заболевания желудка |
| Цветки | Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос |
| Листья | Заживляет раны, помогает при ушибах |
| Надземную часть | Лечение кожи, туберкулеза |
| Надземную часть | Кровоостанавливающее, заживление ран |
Ведущий. Не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача. Для того, чтобы лекарственное растение при заготовке не потеряло своих лечебных свойств, необходимо соблюдать определенные правила.
Конкурс № 3. Памятка сборщика
Необходимо каждой команде назвать как можно больше правил по сбору лекарственных растений. (Верный ответ – 1 балл).
ПАМЯТКА СБОРЩИКУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
— Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду; листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
— Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
— Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
— Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
— Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
— Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках. Это, например, ромашка, шалфей, валериана, тысячелистник, пустырник.
— В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!
— Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
Ведущий. Очень часто некоторые растения мы видим в первый раз, некоторые из них могут быть ядовитыми: для того, чтобы обезопасить себя, запомните три правила:
Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:
— Рвать
— Нюхать
— Брать в рот
Практикум.
Демонстрация способов лечения и профилактики:
— Ингаляция (отвар из трав или картофельный отвар с добавлением масел): по пояс раздеться и укрыться полотенцем так, чтобы не только дышать, но и прогреть грудную клетку, а потом обязательно принять тёплый душ;
— Пропаривание в воде с горчичным порошком: лучше парить руки, а не ноги, а чтобы не было скучно, положить в таз игрушки;
— Витаминный салат из лука.
Ведущий. Чтобы вы все не только посмотрели и послушали, но и запомнили, возьмите с собой рецепты, которые подскажут, как ещё можно лечиться без лекарств.
Раздаёт с Пилюлькиным рецепты, подводят итоги конкурсов.
Ведущий. Друзья, нам прощаться настала пора!
Сегодня окончена наша игра.
Чтоб ни случилось, всегда человек
Здоровья желает другому навек!
Молодцы, ребята! Мы сегодня много рассказали, поиграли. Я надеюсь, что наше занятие не пройдет бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям. А о чем вам хочется рассказать? (ответы детей.)
Лекарственные растения можно собирать в природе, но это – целая наука, а пока их можно купить в аптеке.
Природу, друг мой охраняй!
Никого не обижай!
Не губи деревья ты!
Сохрани в степи цветы!
И тогда без докторов будешь ты всегда здоров!
Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Admin
Источник