К какому имуществу относятся полезные ископаемые

Представляю на обозрение тезисы статьи, доказывающей что все добытое в нашей стране, присвоено незаконно, то есть неосновательно… Этим людям даже лень исполнять собственные законы и соблюдать хоть какую-то законообразность… читайте… от себя торжественно клянусь доработать тезисы в удобоворимую статью, понятную не только юристам

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ 

Статья 129. Оборотоспособность объектов гражданских прав

1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
2. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, Гражданский кодекс устанавливает что законом должен быть установлен способ, согласно которому природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица (в нашем случае государства, ст.1.2 закона о недрах) к другому лицу (в нашем случае добывающей компании). Однако, как будет показано ниже данный способ законом о недрах не установлен. Способом вуалирования законом избрана подмена понятий «перехода права собственности» (что является сделкой) и добычи (что само по себе является работами).

 Статья 209. Содержание права собственности 

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Данная норма является отсылочной к ст.129 ГК РФ (см. выше)

Статья 218. Основания приобретения права собственности 

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

Данную норму нельзя применять к добытым и добываемым полезным ископаемым, поскольку они к моменту добычи, уже имеют собственника (п.1.2 закона о недрах) и на них распространяется действие нормы, содержащейся в п.2 настоящей статьи. Добытый ресурс не является новой вещью, плодами, доходами и продукцией. Поскольку в силу своих природных свойств уже является существующим и содержащимся в участках недр. Строго говоря природный ресурс является «вещью» в юридическом смысле (в ряду иных объектов гражданского права).

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Данную норму используют с точки зрения обоснования законности присвоения права собственности, однако это является вуалированием (см. выше комментарий к ст.218 ГК РФ)

Статья 235. Основания прекращения права собственности

 1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Собственно прекращения права собственности государства на добытые ресурсы не происходит, поскольку отсутствует «сделка» со стороны государства и/или иная утрата права собственности на имущество. Однако между собственником ресурса в лице государства и добывающей компанией, присваивающей ресурс, не заключается отчуждательной возмездной сделки. 

Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение

 1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Таким образом, отсутствие правого основания приобретения добытого природного ресурса, вытекающего из закона или из сделки, может быть квалифицирован как неосновательное обогащение, которое должно быть возвращено собственнику (в нашем случае государству).Теперь посмотрим, что об этом говорит специальный закон, а именно закон «О недрах», итак

ЗАКОН О НЕДРАХ

Статья 1.2. Собственность на недра

 Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, право собственности государства на содержащиеся в недрах полезные ископаемые установлены настоящим федеральным законом

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Данная норма не устанавливает исключения (изъятия) из норм ст.218 ГК РФ. Таким образом, сделка по отчуждению должна быть, как условие перехода права собственности. Вопрос перехода права собственности на природные ресурсы от государства данной нормой не решается 

Статья 6. Виды пользования недрами

 Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Таким образом, недропользование не предполагает и не создает условий для перехода права собственности на полезные ископаемые. Видом недропользования является лишь добыча, то есть производство работ по их извлечению. 

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

 В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Опять же идет речь лишь о пользовании недрами (т.е. о производстве работ по извлечению ресурсов), вопрос перехода права собственности на полезные ископаемые, законом не урегулирован. Классическим недропользователем, например, является метрополитен, который однако ничего не присваивает.

Статья 11. Лицензия на пользование недрами

 Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Снова речь идет только о пользовании недрами, как недвижимым имуществом. Вопрос перехода права собственности снова данной нормой не решается. Более того, мы видим, что лицензия является лишь разрешением на недпропользование! То есть лицензия, сама по себе, не может являться отчуждательной сделкой.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Снова повторяется смешивание понятия «пользования» и «перехода права собственности». Как я уже говорил, можно пользоваться недрами, как пользуется метрополитен. Пользование участком недр это необходимый процесс, с точки зрения добычи. Но где здесь переход права собственности? И я вам отвечу: Нигде!

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

 Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами

 Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

Буквальное толкование данной нормы закона свидетельствует о том, что вопрос перехода права собственности и данной нормой также не урегулирован, поскольку не устанавливает способа перехода права собственности на добытые полезные ископаемые, как отчуждательной сделки, в отличии от права собственности на геологическую информацию (изложенную сразу ниже)

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. 

Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр

 Пользователь недр имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;

Вопрос регламентирования перехода права собственности в соответствии с лицензией не решен, поскольку не устанавливает условий перехода права собственности. Как уже отмечалось ранее лицензия, как таковая, не является формой отчуждения имущества, исходя из смысла ст.11 настоящего закона. Использовать-то он может, но для начала нужно приобрести право собственности. Причем возмездно. В противном случае, это нарушает принципы приватизации. А любой переход права собственности от государства к негосударству и есть приватизация с точки зрения закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Таким образом, я показываю, что недропользование не является добычей ресурса. Добыча ресурса с точки зрения теории права есть «работа», а ресурс есть «вещь». Лицензия является разрешением, но не сделкой. Поскольку законом о недрах не установлен никакой иной способ перехода права собственности, чем те, что установлены Гражданским кодексом. А отчуждательная сделка с точки зрения Гражданского законодательства (Гражданского кодекса) в отношении ресурса отсутствует.

Источник

Для уяснения сущности права недропользования необходимо определить, что представляют собой недра как объект права. Общеизвестно, что объект права можно определить как то, по поводу чего возникают общественные отношения между людьми или иными субъектами этих отношений. При этом особые свойства и назначения этих объектов могут существенным образом влиять на характер правоотношений по их поводу.

Будучи объектом прав, недра подчинены специальному правовому режиму ввиду присущих им правовых и природных особенностей. Понятие «недра» в Законе «О недрах и недропользовании» определяется как часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии -ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса (подпункт 12 статьи 1Закона «О недрах и недропользовании»).

Недра являются частью природных ресурсов. В соответствии с Экологическим Кодексом от 27 июля 2007 г. «Экологический Кодекс» природные ресурсы — природные объекты, имеющие потребительскую ценность: земля, недра, воды, растительный и животный мир. Как объект права недропользования недра выступают в качестве имущества, а само право недропользования — в качестве имущественного права. В связи с этим следует различать недра, как часть окружающей среды, и недра, как разновидность имущества. Как правильно, по нашему мнению, указывает Б. В. Покровский, «в качестве объектов вещных прав объекты природы выступают не только в их естественном состоянии, но, прежде всего — в социальном качестве имущества, а в имуществе, как таковом, нет даже атомов естественных элементов природы. Имущество — это общественная форма естественных объектов, особенности которой обусловлены естественными и общественными свойствами различных видов таких объектов. Природные объекты, входящие в состав природных ресурсов, — это одна из важнейших частей имущества как объекта имущественных прав» [1].

Известно, что объекты вещных прав должны характеризоваться индивидуально- определенными признаками. Как можно индивидуализировать недра, которые расположены под всей земной поверхностью? Индивидуализация начинается с того, что речь идет о недрах, расположенных в пределах границ территории Республики Казахстан, отделяющих их от территорий других государств. Недра, в свою очередь, на всей территории республики разделяются на блоки — участки недр. Участок недр — геометризированная часть недр, выделяемая в замкнутых границах для предоставления в недропользование (подпункт 30 статьи 1 Закона «О недрах и недропользовании»).

Индивидуализация недр, как объектов вещных прав, проявляется в их описании в составе государственного фонда недр и государственных кадастров, что позволяет определить местонахождение участка недр, описать и зафиксировать на местности его границы, а также получить качественную характеристику с точки зрения наличия или отсутствия месторождения полезных ископаемых. Месторождение — это часть недр, содержащая природное скопление полезного ископаемого (подпункт 41 статьи 1 Закона «О недрах и недропользовании»).

Закон «О недрах и недропользовании» решая вопросы собственности, называет несколько видов имущества: недра, минеральное сырье, полезные ископаемые и техногенные минеральные образования. Для уяснения сущности недр как объекта права недропользования есть смысл рассмотреть все названные виды имущества и определить различия между ними.

Итак, первым видом являются недра. Согласно пункту 1 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании» недра находятся в государственной собственности, что полностью соответствует пункту 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан и статье 193 ГК, содержащей, кстати, аналогичную с Конституцией норму.

Недра как вид имущества относятся к недвижимому имуществу. Отметим, что в статье 117 ГК при перечислении видов вещей, относящихся к недвижимости, недра не названы. Тем не менее, исходя из общего понятия «недвижимости», согласно которому к нему относятся имущество, прочно связанное с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно), недра, безусловно, относятся к недвижимости. Кстати, аналогичная статья Гражданского кодекса Российской Федерации прямо называет участки недр в перечне имущества, относящегося к недвижимости (статья 130 ГК РФ).

Вторым видом имущества, о котором говорит Закон «О недрах и недропользовании», является минеральное сырье. Минеральное сырье — это извлеченная на поверхность часть недр (горная порода, рудное сырье и другие), содержащая полезное ископаемое (подпункт 68 статьи 1 Закон «О недрах и недропользовании»). Если иное не предусмотрено контрактом, минеральное сырье принадлежит недропользователю на праве собственности (государственному предприятию Республики Казахстан — на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) (пункт 2 статьи 10 Закона).

Таким образом, с точки зрения объекта вещных прав имеет место следующая картина. Недра и содержащиеся в них полезные ископаемые в их природном состоянии (как обнаруженные, так и не обнаруженные) находятся в государственной собственности. Недра могут быть предоставлены недропользователю как объект его права недропользования. Извлеченная на поверхность земли часть недр, содержащая полезное ископаемое, превращается в другую юридическую категорию — минеральное сырье. Если иное не предусмотрено контрактом, а также, если недропользователем не выступает государственное предприятие Республики Казахстан, данное минеральное сырье является объектом права частной собственности. Иначе говоря, минеральное сырье как разновидность имущества в отличие от недр может быть как в государственной, так и в частной собственности. Зависит это от условий контракта.

Следовательно, извлеченные на поверхность недра перестают быть недрами в юридическом смысле слова и в качестве объекта прав превращаются в иное имущество минеральное сырье. Кстати говоря, различный правовой статус недр и минерального сырья определяется не только тем, что они выступают различными видами имущества с точки зрения законодательства. Различается и материальная составляющая этих видов имущества. Недра представляют собой разновидность недвижимого имущества, минеральное сырье — движимого.

Работы, связанные с извлечением полезных ископаемых из минерального сырья, Закона «О недрах и недропользовании» именует термином «переработка минерального сырья».

Третьим видом имущества, который возникает в процессе операций по недропользованию, выступает полезное ископаемое. Под полезным ископаемым данный Закон понимает содержащееся в недрах природное минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе подземные воды и лечебные грязи), пригодное для использования в материальном производстве (подпункт 80 статьи 1 Закона «О недрах и недропользовании»).

Весь комплекс работ (операций), связанный с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность, определяется Законом через понятие «добыча». Полезное ископаемое может извлекаться как из минерального сырья, так и непосредственно из недр (например, природный газ или нефть, не требующая очистки). Подобно минеральному сырью полезное ископаемое относится к движимому имуществу.

Сопоставление понятий «недра», «минеральное сырье» и «полезные ископаемые», в том виде, в котором они используются в Законе «О недрах и недропользовании»показывает, что полезные ископаемые (как вид имущества) не входят в состав недр или минерального сырья и не являются их частью — они лишь содержатся в недрах, а при извлечении недр на поверхность в процессе добычи — в минеральном сырье.

Рассматривая вопрос о собственности на полезные ископаемые, обратим внимание на следующее обстоятельство. Пункт 1 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании» устанавливает, что в соответствии с Конституцией Республики Казахстан недра и содержащиеся в них полезные ископаемые находятся в государственной собственности.

Кроме того, Конституция Республики Казахстан не содержит никаких упоминаний о праве собственности государства на полезные ископаемые. Но при этом она говорит о собственности государства на «природные ресурсы» (пункт 3 статьи 6). Возникает вопрос, относятся ли полезные ископаемые к природным ресурсам. Несмотря на кажущуюся очевидность ответа на этот вопрос, дело здесь не такое уж простое. Как отмечает Е. В. Новикова, «до сих пор не достигнуто единообразие в определении, использовании и толковании эколого-правовой терминологии, употребляемой в научном обиходе, учебно- методической литературе и в законодательстве». Далее она указывает, что нет четкости и определенности в отношении, в частности, таких основополагающих понятий, как

«природные объекты», «природные ресурсы», «окружающая природная среда» [2].

По нашему мнению, полезные ископаемые входят в состав природных ресурсов, что соответствует не только смысловому значению этого термина, но и тому определению, которое дано природным ресурсам в упомянутом нами Законе «Об охране окружающей среды». Поэтому пункт 1 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании», которым установлено, что полезные ископаемые находятся в государственной собственности, можно считать соответствующим пункту 3 статьи 6 Конституции. Рассуждение при этом строится по следующей логической схеме. Конституция установила право государственной собственности на природные ресурсы, полезные ископаемые являются частью природных ресурсов. Следовательно, норма Закона «О недрах и недропользовании», установившая право государственной собственности на полезные ископаемые, не противоречит Конституции Республики Казахстан.

Однако этот же Закон устанавливает, что полезные ископаемые могут находиться в собственности недропользователя, то есть в частной собственности.

Техногенные минеральные образования представляют собой четвертый вид имущества, который возникает в процессе осуществления операций по недропользованию. Согласно пункту 3 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании» техногенные минеральные образования являются собственностью недропользователя, если иное не предусмотрено контрактом. Это означает, что указанные образования могут находиться как в частной, так и в государственной собственности. А если речь вести о конкретном объекте в

виде техногенного минерального образования, то этот объект может быть посредством контракта на недропользование поделен на части, одна из которых будет принадлежать на праве собственности недропользователю, другая — государству. Техногенные минеральные образования могут выступить предметом вторичной переработки, преследующей цель извлечения находящегося в них полезного ископаемого (остаточного или сопутствующего). Закон «О недрах и недропользовании» предусматривает, что право собственности на полезные ископаемые, извлеченные из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, определяется контрактом (пункт 4 статьи 10). То есть, предусмотрено правило, которое применяется в случаях, когда полезное ископаемое извлекается непосредственно из недр. В целом же техногенные минеральные образования как вид имущества по своему правовому статусу приближаются к минеральному сырью.

Таким образом, недра, минеральное сырье, техногенные минеральные образования и полезные ископаемые в добытом и естественном состоянии -это разные виды имущества, имеющие не только различный правовой статус, но и различную физическую и экономическую основу. Между тем, -и на это надо обратить особое внимание — в теории и на практике данные понятия нередко смешивают. Например, утверждается, что право собственности на недра может возникнуть только с момента, когда разработанные (добытые) полезные ископаемые превратятся в минеральное сырье или техногенные минеральные образования [3]. С этим утверждением нельзя согласиться по следующим основаниям. Во-первых, недра не могут быть ни в чьей собственности, кроме как государства. Когда недра в процессе добычи «превратятся» в минеральное сырье или техногенные образования, то они уже перестают быть недрами и становятся другим видом имущества. Во- вторых, напутана технологическая цепочка превращения одного вещества в другое: не полезные ископаемые превращаются в минеральное сырье или техногенные минеральные образования, а, наоборот, путем обработки минерального сырья и техногенных образований из них извлекаются полезные ископаемые.

Недра являются имуществом, ограниченным в обороте, поскольку в границах территории Республики Казахстан они являются исключительной собственностью государства и не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или же отчуждаться в иной форме. Недра могут быть переданы другим субъектам только на праве недропользования. Это говорит о том, что недра не могут выступать в качестве товара [4].

Такое положение нередко объясняют тем, что недра — не имущество, не товары, а дары природы, сама природа — имеют естественно-природное начало. И не случайно поэтому, — отмечают авторы, — они исключены из гражданского, имущественного, товарно-денежного оборота [5].

Как правильно, по нашему мнению, пишет Б. В. Покровский, объекты природы — это действительно естественные природные предметы. Но правом, как объекты права собственности и других вещных прав, они опосредуются не непосредственно в своих природных качествах, а в своем социальном качестве имущества. Право собственности (и не только частной, но и государственной) является основным и типичным имущественным правом. Это обосновывается не только в научной литературе, но и получило закрепление в законодательных актах, в том числе о природных ресурсах. Причем имуществом закон признает не только вещи, находящиеся в обороте, но и вещи, изъятые из него (пункт 2 статьи 116 ГК) [6].

Касаясь непосредственно недр, Б. В. Покровский отмечает, что как объект права государственной собственности, то есть имущественного права, они являются имуществом. И хотя с ограничениями, но включаются в гражданский оборот, то есть представляют собой имущество, ограниченное в обороте. Так, передача права недропользования производится на основе гражданско-правовых сделок. Допускается передача права недропользования в залог на основе договора залога имущественных прав [1].

По поводу последнего уточним, что недра как вещь, являющаяся объектом права государственной собственности, и право недропользования, как разновидность вещного права, представляют собой самостоятельные виды имущества. Право недропользования не является вещью, а относится к такой категории имущества, которую принято именовать «имущественные права» (пункт 2 статьи 115 ГК). Кроме того, следует учитывать, что границы понятия «отчуждение» или «отчуждаемость» имущества (вещей), с которым Гражданский кодекс увязывает оборотоспособность объектов гражданских прав, довольно подвижны. Так, ранее утверждалось, что непременный признак объекта исключительной государственной собственности, куда включались, естественно, и недра, — его неотчуждаемость, недопустимость возникновения ни у кого кроме собственника права собственности на него [4]. Следовательно, признаком отчуждения имущества выступал фактор смены формы собственности. Если смена формы собственности не допускалась, то такое имущество признавалось неотчуждаемым и поэтому -изъятым из оборота.

В настоящее время границы понятия «отчуждение имущества» существенно расширились. Так, в литературе отмечается: «Под оборотоспособностью объектов гражданских прав понимается их юридическая способность быть отчужденными. Под отчуждением объектов гражданских прав понимается передача имущества в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление)