Как быть нужным и полезным конспект
Тематическое занятие.
Тема: Как быть нужным и полезным.
Цель: Способствовать формированию нравственно-этической культуры воспитанников, положительных черт характера.
Образовательная: Подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
Коррекционно-развивающая: Развивать навыки общения с людьми, умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
Воспитательная: Воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям, стремление помочь окружающим людям.
Ход занятия:
I.Орг. момент. Настрой на работу.Вступительная беседа.
— Чтобы на занятии вы чувствовали себя комфортно, создадим хорошее настроение.
-Улыбнитесь друг другу! Садитесь.
-Руки? (На месте!)
-Ноги? (На месте!)
-Локти? (У края!)
— Спина? (Прямая!)
— Начнем занятие.
— Чему посвящено занятие, на этот вопрос вы постараетесь ответить самостоятельно после прослушивания одной небольшой истории.
— «Жила-была девушка по имени Валя, как победить кризис она не знала, зато умела сажать цветы и деревья. И решила девушка сделать доброе дело, вместе со своими друзьями:
— Давайте мы вам поможем, — предложила Валя детскому саду.
— «Будем рады!»,- ответили ей.
И работа закипела, помощников у Вали все прибавлялось, ведь неважно, что ты умеешь, важно твое желание помочь. А начать так просто».
— Как думаете, чему будет посвящено занятие? (Ответы детей).
Сообщение темы, цели занятия.
II. Основная часть.
— Для чего рождается человек? Зачем он приходит в этот мир? На эти вопросы много лет ищут ответы ученые всего мира. Великие люди разных стран по-разному отвечали на этот вопрос, но сходились в одном: должность «человек» — самая прекрасная на Земле.
— Вы как считаете, зачем человек приходит в этот мир? (Ответы детей).
— Действительно, чтобы принести ему какую-то пользу.
— Хочу предложить вам выполнить простое задание.
Одному воспитаннику завязываем глаза.
— Подойди к столу и надень кольца на пирамиду.
Воспитанница пытается выполнить задание.
— Почему у Кристины не получилось выполнить это простое задание? (Ответы детей).
— Повторим игру в паре.
Воспитанница с завязанными глазами выполняет задание, вторая ей помогает.
— В паре девочкам удалось справиться с заданием? (Ответы детей).
— Почему? (Ответы детей).
— Итак, ребята, на примере вы увидели, как трудно жить людям, потерявшим зрение, также слух или движение. Все эти люди нуждаются в нашей поддержке, защите, помощи. Такая помощь порой невелика, для нас она, кажется, незначительной, но для других бывает очень необходимой, весомой, например, помочь пожилому человеку перейти через дорогу или донести до дома пакет с продуктами.
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
В своём городе ты?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее —
Хорошеть самому.
— По мере взросления человек занимает свое место в мире людей и приносит им пользу. В обществе у каждого своя роль, и польза от всех разная. Одни выполняют важную работу и являются двигателями прогресса.
— Приведите примеры. (Это ученые, конструкторы, различные деятели).
— Другие делают второстепенную работу, но и без них общество никак не может обойтись.
— Приведите примеры этой категории людей? (Рабочие, учителя, врачи и т.д.).
— Человечество нуждается в каждом из нас, потому что мы являемся звеньями одной цепи.
— Представьте себе, что все люди станут учеными, никто не захочет быть рабочим. Что произойдет? (Ответы детей).
— Мы просто вымрем, как динозавры и мамонты, так как некому будет добыть уголь, газ, испечь хлеб, строить дома.
— Человек является частью общества, но, к сожалению, не всегда бывает полезным для него. Современная молодежь, будущее нашей страны, в части, подвержена пагубным привычкам. Довольно серьезной проблемой сегодня является то, что плохой пример подают молодежи с телеэкрана кумиры. Ведя нездоровый образ жизни, обнажаясь перед зрителями, звезды становятся образцом для молодых людей. Подрастающее поколение подражает им: юноши и девушки ведут нездоровый образ жизни, откровенно одеваются.
— Как считаете, такая молодежь может принести пользу обществу? (Ответы детей).
— Такие люди не только не приносят пользу обществу, а, напротив, вредят ему.
— Давайте попробуем поразмышлять о пользе обществу и стране.
— Задумывались ли вы когда-нибудь над смыслом жизни, над тем, что уходящий день уже никогда не вернется, над тем, что завтра не будет таким, как сегодня, и что нужно делать, чтобы быть полезным обществу и государству? (Ответы детей).
— Думаю, что да, и не раз. Эта тема испокон веков волнует многих людей.
— Что значит быть нужным и полезным для общества? (Ответы детей).
— Быть полезным для общества, значит вносить вклад в его жизнь. Нельзя забывать о законе бумеранга, важнейшем законе Вселенной, согласно которому к нам все возвращается сторицей, т.е. всякий раз, когда тебе чего – то не хватает или ты в чем – то нуждаешься, дай другим то, что ты хочешь сначала, и тебе воздастся. Мы должны понимать: чем больше пользы от нас получит общество, тем больше пользы от него получим мы.
Чтение воспитанником стихотворения Н. Левинтова
«Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству».
И каждый день — смертельный бой
С самим собой, с самим собой!
И каждый день, как на работу,
Иди на бой за право жить.
Не уступайте не на ноту
Ни малодушию, ни лжи,
Ни черной зависти, ни лени,
Ни злобе душной и больной…
— Надо каждый день становиться не просто другим, а непременно совершеннее, добрее, чтобы сделать лучше мир, в котором мы живем, надо быть полезным и нужным людям, быть хорошей воспитанницей, чтобы близким тебе людям не было больно и стыдно за твои поступки.
Физминутка: игра – тренинг Волшебный цветок добра».
— Встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Включаю красивую, приятную мелодию).
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
— Выполняя упражнения, вы улыбались, значит, в вашем сердце живет радость.
— Продолжим. Кто, по – вашему, является патриотом? (Ответы детей).
— Патриот — это человек, для которого долг, честь и ответственность перед Родиной выше собственного материального достатка, своих корыстных побуждений. Это человек, верный своему Отечеству.
— Приведите примеры патриотизма из истории нашей Родины.Вспомните недавно проведенное занятие «Историческая летопись». (Ответы детей).
— История знает много примеров: Суворов, Кутузов, Петр I, простые солдаты, умиравшие на поле боя за честь своей Родины. Особенно много примеров патриотизма можно встретить в военное время, когда наши прабабушки и прадедушки, не жалея сил, сражались с фашизмом, трудились на заводах, вели партизанскую войну в тылу врага. Наравне со взрослыми стояли дети и подростки. С первых дней войны они несли на своих плечах все тяготы войны. Но быть патриотом — это не значит участвовать в военных сражениях и принимать участие в управлении страной. Примеры патриотизма часто встречаются среди простых граждан. Взять хотя бы простых рабочих — это люди, работающие на благо нашей страны.
— Что значит быть хорошим гражданином? (Ответы детей).
— Быть хорошим гражданином — это значит быть патриотом своей родины, своей страны, своего города, места, где ты живешь.
— В чем состоят обязанности любого гражданина? (Ответы детей).
— Обязанность любого гражданина — любить свою родину, место где, ты родился, трудиться на благо своей родины.
— В чем состоят обязанности воспитанников школы – интерната? (Ответы детей).
— Как можно приносить пользу обществу? (Ответы детей).
— Приносить пользу обществу и целой стране можно различными способами: трудиться на полях или заводах, а можно подобрать с улицы бумажку и выбросить ее в урну, уступить место в общественном транспорте пожилому человеку. Это значит, воспринимать людей со всеми их недостатками, быть толерантными, бережно относиться ко всему живому на нашей планете.
— Вы также можете быть полезны обществу. Какую пользу ему сейчас вы можете принести? (Ответы детей).
— Для этого нужно совсем немного: хорошо учиться, соблюдать общественный порядок, помогать взрослым в работе по благоустройству школы – интерната, пусть даже в мелочах помогать окружающим. Хотя эти дела и не очень значительны, но они приносят большую пользу.
На доске карточки с качествами человека(Безразличие к себе и окружающим, человеколюбие, бездушие, чувство долга, жестокость, равнодушие, эгоизм, чуткость, доброта, хамство, сердечность, отзывчивость, милосердие, сопереживание, сочувствие, участие).
— На доске карточки с качествами человека.Вы должны выбрать те из них, помогают человеку стать добрее, восприимчивее к чужой боли.
Дети выбирают, обосновывая свой выбор.
— Быть полезным обществу помогают: доброта, отзывчивость, милосердие, сопереживание, сочувствие, участие и другие качества.
— Назовите оставшиеся качества. Почему вы не выбрали эти карточки? (Ответы детей).
— Такие качества как: равнодушие, безразличие, эгоизм и т.д. мешают людям проявить свою человечность.
— «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья», — как вы понимаете высказывание? (Ответы детей).
— Как считаете, всякий ли человек способен оказать помощь нуждающимся в ней? (Ответы детей).
— Человек только добрый, отзывчивый и милосердный сможет прийти на помощь. Только не нужно ждать, что нуждающиеся в помощи будут вас искать. Ищите возможность сделать что-то хорошее сами. Спешите делать добро! Думаю, у каждого из вас появилась идея: что хорошего я смогу сделать уже сегодня.
— Мы с вами недавно вырезали из цветной бумаги копии ваших ладошек. Давайте сейчас каждый напишет на своей копии, то доброе дело, помощь, которую хочет оказать сегодня близкому.
Дети выполняют задание под музыку «Спешите делать добрые дела».
— Для многих людей жизнь кажется серого или даже чёрного цвета. Давайте же своими руками и своими добрыми делами попробуем, хотя бы немного, изменить жизнь к лучшему.
— Подойдите к доске и приклейте свои «ручки» на этот чёрный лист ватмана.
Дети приклеивают свои «ладошки», озвучивают задуманные дела.
— Как думаете, у нас получится порадовать окружающих нас людей? (Ответы детей).
— Посмотрите, как изменился, заиграл яркими красками мир, несмотря на черный цвет, так же изменится и жизнь вокруг вас, если вы будете совершать добрые дела.
— Общественно-полезная деятельность может проявляться и в волонтерской работе. Знаете ли вы что это? (Ответы детей).
— Хочу показать вам небольшой видеосюжет об одном волонтерском движении, оно называется ЖИТЬ.РФ. Создано это движение для поддержки людей в самые трудные минуты их жизни.
Просмотр фрагмента видеосюжета «Волонтерство».
— Что нового вы узнали из видеосюжета? (Ответы детей).
— Порой даже слово является самой большой помощью, поддержкой человеку. Старайтесь никогда не отказывать в помощи, нуждающимся в ней.
III. Подведение итога.
— Давайте подведём итог занятия.
— Какие выводы для себя сделали? (Ответы детей).
— Да, нужно помогать ближнему. Любить всех нам не дано, но помочь человеку, который рядом с нами возможно. Главное почувствовать чужую боль, понять, кто нуждается в вашей помощи.
— Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они для вас делают.
— В заключение занятия послушайте стихотворение.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого — то беда.
Рвануться на выручку нужно —
В любую минуту, всегда.
И, если кому — то поможет
Улыбка твоя, доброта,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
— Надеюсь, каждый из вас будет настоящим человеком, гражданином своей Родины и будет дарить только радость окружающим. Желаю вам прожить свою жизнь со смыслом, оставить светлый, добрый след в памяти людей. В память о занятии хочу подарить вам смайлики.
— Благодарим гостей за то, что нашли время прийти к нам в гости. Занятие окончено.
Источник
Запомнить много информации, разобраться в материале или придумать новые идеи — для каждой задачи нужен свой способ.
1. Метод Билла Гейтса
Необычный способ ведения записей Билла Гейтса подметил молодой предприниматель Роб Ховард и описал его в своём блоге. Создатель Microsoft пользуется обычной бумагой и ручкой и делит лист на четыре равные части. Каждый из получившихся квадратов отведён под определённую информацию: Робу удалось подсмотреть, что в одном из нижних Билл записывает вопросы.
Когда полезен
Пригодится на деловых встречах, лекциях без чёткого плана, проходящих в форме свободного обсуждения.
Как использовать
На одну тему выделите чистый лист бумаги и разделите его на четыре части. Каждой дайте название, в зависимости от того, чем вы будете их наполнять. Например:
- основные мысли;
- заметки и важные подробности;
- примеры;
- вопросы, возникающие в ходе беседы.
2 . Метод Корнелла
Возможно, именно этот метод Билл Гейтс модифицировал под себя. Способ предполагает чёткое разделение основных мыслей и заметок во время записей. По итогу вы должны сформулировать резюме внизу листа.
Когда полезен
Отличает метод Корнелла то, что с его помощью удобно обрабатывать большие объёмы информации — продолжительные и информативные лекции.
Как использовать
Сверху оставьте место для обозначения темы. Остальную часть листа разделите на две колонки — узкую и широкую. Внизу оставьте место — около четверти страницы.
Левая узкая часть понадобится для записи ключевых мыслей. Чем их будет меньше, тем лучше. И тем удобнее вам будет потом ориентироваться в конспекте. Причём лучше заполнять её уже после лекции, чтобы точно выделить только нужное.
В правой части вы записываете всю важную информацию, подробности и заметки. Внизу — резюме лекции: делаете выводы и формулируете вопросы по теме.
3. Метод боксов
Этот метод тоже схож с предыдущими, но его суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Таким образом визуально воспринимать информацию легче и удобнее: вы фокусируетесь только на выделенном аспекте темы. В итоге факты не путаются между собой, и вспомнить написанное проще.
Когда полезен
Способ подходит, когда на лекции вы рассматриваете несколько понятий, учите иностранные слова, даты, биографии исторических личностей. На работе удобен при обсуждении нескольких задач в рамках одного проекта.
Как использовать
Информацию по каждой ключевой мысли или понятию заключайте в «боксы» — квадраты или прямоугольники. Распределяйте их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу и не объединять понятия между собой. Внутри них информацию максимально структурируйте.
Например, вам нужно коротко запомнить ключевые моменты из жизни известных личностей X века. Нарисуйте отдельные квадраты для князя Игоря, княгини Ольги, Святослава и других. В каждом из них отдельными пунктами отметьте важные даты и факты. В итоге конспект будет выглядеть примерно так:
4. Метод колонок
Будет удобен, если тема лекции одна и каждый её пункт нужно рассмотреть по одинаковым критериям. Для этого рисуем таблицу — такие обычно делают на уроках истории. В левой колонке пишем даты, а в остальных поочерёдно указываем, что произошло, где, какие итоги у этого и так далее.
Когда полезен
Эффективен, если вам нужно законспектировать много фактов, свести несколько элементов в одну понятную систему и разобраться в плюсах и минусах чего-либо.
Как использовать
Определите заранее, какие колонки вам понадобятся. Старайтесь, чтобы их было 4–6 и в них действительно содержалось самое важное. Например, вы готовитесь к совещанию по рабочему проекту. Названия колонок могут быть такими:
- кто;
- чем будет заниматься;
- с кем в команде;
- когда должен закончить;
- каких результатов мы ждём.
5. Метод предложений
Суть этого способа проста: каждая записанная вами мысль нумеруется. Это делается для того, чтобы вам было легко ориентироваться в тексте и не приходилось мельчить на полях в поисках места, куда дописать информацию.
Когда полезен
Идеально подходит, если вам предстоит законспектировать длинную лекцию, а преподаватель привык перескакивать с одной мысли на другую.
Как использовать
Во время лекции пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку. Нумеруйте каждую из них. А если нужно вернуться к написанному в третьем предложении, просто в конце новой мысли укажите: «см. № 3».
6. Метод Марии Поповой
Мария Попова — создательница блога BrainPickings. Она рассказывает, что каждую неделю ей приходится читать около 15 книг, чтобы писать по три статьи в свой блог ежедневно. Было бы странно, если бы она конспектировала всё, что читает. Поэтому Мария составила собственную систему заметок, в которой отмечает только страницы книг.
Когда полезен
Метод поможет, если вы читаете много трудов по предмету. В конспекте можно собрать нужные материалы или вычленить основную мысль из очень объёмной книги.
Как использовать
Всё, что вам нужно записать, — это главную тему конспекта и ключевые моменты. К ним вы добавляете те страницы из книг, где нашли основную мысль.
Например, вы делаете разбор нескольких книг о пластичности мозга. Ваш конспект будет выглядеть примерно так:
- что такое пластичность мозга — Норман Дойдж, с. 12, 56;
- можно ли её развить — Норман Дойдж, с. 17;
- как это сделать — Джо Диспенза, с. 26, 45.
Цитаты отмечайте прямо в книге — текстовыделителями, карандашами или стикерами. Так вам не придётся тратить время на подробный конспект, а в момент написания работы по материалу нужно будет просто следовать пунктам списка.
7. Метод индексов
Этот способ предполагает, что важные мысли вы маркируете в тексте определёнными значками. Они помогут продолжить работу с конспектом после: структурировать информацию, предпринять какие-то действия, сформулировать вопросы.
Когда полезен
Пригодится, если у вас нет времени или возможности обработать материал сразу по ходу письма. К примеру, когда после встречи нужно поставить задачи, распределить приоритеты и роли.
Как использовать
Составьте список значков, которые вы будете использовать. Маркируйте мысли подобным образом:
- квадрат — собственные задачи;
- круг — задачи, которые нужно делегировать;
- звёздочка — особо важные моменты;
- знак вопроса — что нужно уточнить.
8. Метод потока
Этот способ записи предложил программист и предприниматель Скот Янг. Он советует записывать не слова лектора, а собственные мысли. Только так, считает Скот, можно по-настоящему научиться чему-либо.
Когда полезен
Метод помогает в тех случаях, когда вам не нужно точно или дословно воспроизводить материал. Используя его, вы лучше разберётесь в теме, так как будете сразу самостоятельно перерабатывать полученную информацию. Плюс, сможете формулировать вопросы по ходу лекции и задать их сразу же.
Как использовать
Записывайте только ключевые моменты лекции. Если попадается ещё что-то важное — передавайте своими словами. А в остальном дайте полную свободу потоку мыслей: фиксируйте свои идеи, вопросы, комментарии и выводы.
9. Метод ментальных карт
Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного построчного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее .
Когда полезен
Метод удобен, когда вам нужно переработать очень большой объём информации, найти новые идеи, составить план или как-то проанализировать своё текущее состояние. Если надоело тупо зубрить учебники, способ вам тоже понравится — чего только стоит рисование веток, стикеров и других обозначений.
Как использовать
В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
Например, перед вами стоит задача создать сайт компании. Нужно составить план. В центре листа пишите: «Создать сайт». Теперь ответьте на вопрос, какие моменты нужно проработать? И отвечайте, рисуя ветки: «Цель», «Цена», «Создание», «Наполнение», «Продвижение». Это будет первый уровень карты.
Идём дальше, на второй уровень — от «Цели» ведите «Продажи», «Привлечение партнёров», «Рекрутирование». Далее переходите к цене. Сюда будет входить стоимость домена, хостинга, услуг дизайнеров, разработки, копирайтеров и команды по продвижению. По такой же логике раскройте остальные пункты. В итоге у вас получится подробный список, что нужно учесть, чтобы приступить к выполнению задачи.
Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.
Источник