Как добыча полезных ископаемых влияет на почву

Как добыча полезных ископаемых влияет на почву thumbnail

При добыче и переработке полезных ископаемых происходит масштабное воздействие человека на природную среду. Возникающие при этом экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, требуют всестороннего изучения и незамедлительного решения.

Чем характеризуется добывающая отрасль?

В Российской Федерации широко развита добывающая отрасль, ведь на территории страны расположены месторождения основных видов полезных ископаемых. Эти скопления минеральных и органических образований, находящиеся в земных недрах, эффективно применяются, обеспечивая жизнедеятельность людей и производство.

Все полезные ископаемые можно разделить на три группы:

  • твердые, подразделяющиеся на: уголь, руды, нерудные материалы и др.;
  • жидкие, основными представителями этой категории являются: пресная, минеральная вода и нефть;
  • газообразные, к которым относится природный газ.

Группы полезных ископаемых

Группы полезных ископаемых

В зависимости от назначения производится добыча полезных ископаемых следующих видов:

Какие существуют полезные ископаемые

Какие существуют полезные ископаемые

  • рудных материалов (железных, марганцевых, медных, никелевых руд, бокситов, хромитов и благородных металлов);
  • строительных материалов (известняка, доломита, глины, песка, мрамора, гранита);
  • нерудных ресурсов (яшмы, агата, граната, корунда, алмазов, горного хрусталя);
  • горно-химического сырья (апатитов, фосфоритов, поваренной и калийной соли, серы, барита, бром- и йодсодержащих растворов;
  • топливно-энергетических материалов (нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев, урановых руд);
  • гидроминерального сырья (подземных пресных и минерализированных вод);
  • минеральных образований океана (рудоносных жил, пластов континентального шельфа и железомарганцевых включений);
  • минеральных ресурсов морской воды.

На долю российской добывающей промышленности приходится четверть мирового объема добычи газа, 17% добываемой в мире нефти, 15% – каменного угля, 14% – железной руды.

Предприятия добывающей промышленности стали крупнейшими источниками загрязнения природной среды. Вещества, которые выбрасываются горнодобывающим комплексом, оказывают губительное воздействие на экосистему. Проблемы негативного воздействия добывающей и перерабатывающей промышленностей стоят очень остро, так как затрагивают все сферы жизни.

Запасы полезных ископаемых в России

Запасы полезных ископаемых в России

Как влияет отрасль на земную поверхность, воздух, воду, флору и фауну?

Масштабы развития добывающей отрасли поражают: при пересчете объемов добычи сырья на одного жителя планеты получится примерно 20 тонн ресурсов. Но лишь десятая часть из этого количества приходится на конечные продукты, а все остальное является отходами. Развитие горнодобывающего комплекса неминуемо ведет к негативным последствиям, основными из которых являются:

Вред от горнодобывающей промышленности

Вред от горнодобывающей промышленности

  • истощение сырьевых ресурсов;
  • загрязнение окружающей среды;
  • нарушение естественных процессов.

Все это приводит к серьезным экологическим проблемам. Можно посмотреть на отдельных примерах на то, как влияют на окружающую среду различные виды добывающих производств.

На месторождениях ртути происходит нарушение ландшафта, образуются отвалы. При этом происходит рассеивание ртути, являющейся токсичным веществом, губительно влияющей на все живое. Аналогичная проблема возникает на разработке залежей сурьмы. В результате работ остаются скопления тяжелых металлов, загрязняющих атмосферу.

При добыче золота используются технологии для отделения благородного металла от минеральных примесей, сопровождающиеся выделением в атмосферу ядовитых компонентов. На отвалах месторождений руд урана наблюдается присутствие радиоактивного излучения.

Чем опасна добыча угля:

Последствия добычи полезных ископаемых

Последствия добычи полезных ископаемых

  • деформацией поверхности и углесодержащих пластов;
  • загрязнением воздуха, воды и почвы в районе расположения карьера;
  • выбросом газа и пыли при выносе пустых пород на поверхность;
  • обмелением и исчезновением рек;
  • затоплением брошеных карьеров;
  • образованием депрессионных воронок;
  • обезвоживанием, засолением слоя почвы.

На территории, расположенной вблизи от рудника, происходит создание антропогенных форм (оврагов, карьеров, терриконов, отвалов) из отходов сырья, которые могут простираться на десятки километров. На них не могут расти ни деревья, ни другие растения. А стекающая с отвалов вода с токсическими веществами наносит вред всему живому на больших прилежащих площадях.

Динамика обемов добычи угля в России по способам добычи

Динамика обемов добычи угля в России по способам добычи

На месторождениях каменной соли происходит образование галитовых отходов, переносимых осадками в водоемы, служащие для снабжения жителей ближайших населенных пунктов питьевой водой. Вблизи разработок магнезитов происходит изменение кислотно-щелочного баланса почвы, приводящее к гибели растительности. Изменение химического состава почвы приводит к мутациям растений – изменению окраски, уродливости и т. д.

Читайте также:  Полезны ли дождевые черви в огороде

Происходит и загрязнение земель сельскохозяйственного назначения. При транспортировке полезных ископаемых пыль может разлетаться на большие расстояния и оседать на почве.

Со временем земная кора истощается, снижаются запасы сырья, падает содержание полезных ископаемых. Вследствие этого возрастают объемы добычи и количество отходов. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является создание искусственных аналогов природных материалов.

Защита литосферы

Одним из методов, позволяющих защитить земную поверхность от губительного воздействия горнодобывающих предприятий, является рекультивация земли. Частично решить экологическую проблему можно с помощью заполнения отходами разработок образовавшихся выемок.

Поскольку во многих породах содержится не один вид полезных ископаемых, необходимо оптимизировать технологии, производя добычу и переработку всех имеющихся в руде компонентов. Такой подход не только окажет положительное влияние на состояние окружающей среды, но и принесет немалый экономический эффект.

Влияние человека на литосферу

Влияние человека на литосферу

Как сохранить окружающую среду?

На современном этапе развития промышленных технологий необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей среды. В приоритете находится создание малоотходных или безотходных производств, способных значительно уменьшить губительное воздействие на экологию.

Чтобы сохранить природу, необходим комплексный подход к использованию отходов разработок и грамотное применение недр при добыче полезных ископаемых.

Охрана природы от последствий добычи полезных ископаемых

Охрана природы от последствий добычи полезных ископаемых

Мероприятия, помогающие решить проблему

При решении проблемы защиты окружающей среды важно использовать комплексные мероприятия: производственные, экономические, научно-технические, социальные.

Улучшить экологическую ситуацию можно с помощью:

Как решается проблема вреда от добычи полезных ископаемых в мире

Как решается проблема вреда от добычи полезных ископаемых в мире

  • более полного извлечения ископаемых из недр;
  • применения промышленностью попутного нефтяного газа;
  • комплексного использования всех компонентов пород;
  • мероприятий по очистке вод при подземных разработках;
  • применения шахтных сточных вод в технических целях;
  • использования отходов в других производствах.

Во время добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов необходимо использовать современные технологии, позволяющие сократить выбросы вредных веществ. Несмотря на затратность применения передовых разработок, вложения оправданы улучшением экологической ситуации.

Видео по теме: Экологические риски при добыче нефти в Каспийском море

Источник

угля и перераспределения веса, т.е. огромное количество руды, гипса, соли и т.д. вывозится и находит другое место, на сколько влияет на изменения климата земли, скорости ее вращения, и т.д. Земля создана, такой, как-бы для того чтобы ее недра не подвергались, таким перераспределениям. Что нас ждет?

Senso­r
[205K]

5 лет назад

Есть такие полезные ископаемые, которые истощимы,например,нефть. То есть, рано или поздно настанет такой момент, когда ее на Земле не будет. Но я не думаю, что добыча полезных ископаемых может как-то повлиять на вес планеты. Люди слишком малы. Микробы на нашем теле больше размером, чем мы на теле Земли. Не буду никому навязывать свое мнение, но считаю,что влияние людей на всю планету весьма преувеличено.

система выбрала этот ответ лучшим

Михаи­л Белод­едов
[25.9K]

5 лет назад

Изменение массы Земли возможно только при выводе её части в дальний космос. Делать это никому не по силам, да никто и не собирается. Всё, что добывается человечеством, остаётся на планете Земля, и её масса поэтому остаётся неизменной. Она, конечно, перераспределяется по планете, и это может привести к изменению момента инерции (и, как следствие, к изменению длительности суток). Но масштабы такого перераспределения — мизерны по сравнению с природными перераспределениями, типа намерзания полярных шапок, поэтому никакого влияния не оказывают.

А вот намерзание полярных шапок — более интересная проблема. Она может привести к гироскопической неустойчивости. В результате Земля может «перевернуться кверху ногами». Нигде не видел исследований на эту тему — как далеко Земля находится от предела устойчивости и сколько будет длиться переворот — десятилетия или несколько дней.

Rafai­l
[133K]

5 лет назад

Давайте, «сделаем» уменьшенную модель Земли. Радиус Земли 6400 км. Если не считать нескольких сверхглубоких скважин, человек осуществляет добычу полезных ископаемых (т.е перераспределение масс) в самом верхнем слое, глубиной (для круглого счета) 3,2 км, что составляет 1/2000 часть земного радиуса. Представьте себе железный шар радиусом 2 м (массой около 250 тонн). Теперь поскребите его в каком-нибудь месте напильником (на глубину около 1 мм, допустим масса полученных опилок около 1 г), и часть опилок перенесите с одного места на другое. Для шара в целом что нибудь изменится?

Алекс­ей Цемах­ович
[175K]

5 лет назад

Автор вопроса видимо не знаком с законом сохранения массы. Мы же не отправляем полезные ископаемые в космос. Земля не теряет массу за счет деятельности людей. Согласен с Sensorom на счет преувеличенности влияния человека. Единственное, что у человека не поддается никакому измерению — это преувеличенная гордыня и чувство собственной важности, которое склонно считать себя чем-то способным сильно повлиять на планету.

prisl­av
[12.3K]

5 лет назад

Добыча и переработка полезных ископаемых на общую массу Земли не влияет. В одном месте вырыли в другое — переместили. Или вообще более-менее равномерно распределили в атмосфере, как в случае сжигания природного газа и нефтепродуктов.

На самом деле масса Земли со временем увеличивается за счёт оседания на поверхности нашей планеты космической пыли. Точные цифры из разных источников рознятся, но речь идёт о тысячах тонн ежегодно.

Знаете ответ?

Источник

Цели обучения (ссылка на учебную программу):4.3.4.3 предлагать пути сохранения и бережного использования полезных ископаемых
Цели урока:4.3.4.3 предлагать пути сохранения и бережного использования полезных ископаемых
Языковые цели:Учащиеся могут: предлагать пути сохранения и бережного использования полезных ископаемых Предметная лексика и терминология: оползень обвал террикон Серия полезных фраз для диалога/письма — Какие бывают последствия при добыче полезных ископаемых?  
Ожидаемый результат:Все учащиеся смогут: предлагать пути сохранения и бережного использования полезных ископаемых Большинство учащихся смогут: представлять полученные результаты в форме по выбору учащегося Некоторые учащиеся смогут: Работать в группах в соответствии с критериями  
Критерии успеха:
Привитие ценностей:
Навыки использования ИКТ:
Межпредметная связь:
Предыдущие знания:
Читайте также:  Чем полезны источники в мостовском районе

Ход урока

Этапы урокаЗапланированная деятельность на урокеРесурсы

Начало урока

(0-1)

Создание положительного эмоционального настроя: Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. — Бодрячок “Передай быстрее” Группа по кругу быстро передает какой-то предмет. Упражнение проводится под музыку или под ровный счет ведущего. Тот у кого предмет оказывается во время внезапной остановки музыки (или на счет 10) становится ведущим.  

Середина урока

(Середина урока 2-35 мин)

(К) Актуализация знаний. Целеполагание. — Проверка домашнего задания. Работа над лексической и грамматической темой урока. (К) Формулирование темы и цели урока. Карьер Во время экскурсии на угледобывающий карьер Негеш и Эврика наблюдали разные явления. Они решили смоделировать то, что увидели. Как ты думаешь, что хотели изобразить дети с помощью модели? Какое отношение это имеет к добыче полезных ископаемых? (И) Работа с учебником. Добыча полезных ископаемых влияет на все сферы Земли. Строительство шахт и карьеров оказывает влияние на рельеф Земли, приводит к оползням, обвалам, к разрушению гор и равнин, то есть изменяет литосферу. При подземной добыче полезных ископаемых на поверхность земли извлекается большое количество пустой породы. Эта порода образует искусственные насыпи, которые называются терриконами. На этих насыпях не растут деревья и растения. Это километры непригодной территории, содержащей вредные для здоровья человека вещества. Терриконы размываются дождевой водой, и вредные вещества попадают в естественные водоёмы. Таким образом они влияют на состояние гидросферы. Через воду и почву происходит заражение растений и животных. Таким образом, страдает и биосфера. При добыче полезных ископаемых в воздух поднимается много пыли и газа, что приводит к загрязнению атмосферы. Подумай Как ты думаешь, по какой причине появилась трещина на земле? Польза и вред Рассмотри фотографии. Опиши последствия добычи полезных ископаемых. Какое из приведённых последствий можно было заранее предупредить? (П) Работа в парах. Создай проект Как можно использовать места после добычи полезных ископаемых? Создай свой проект как ландшафтный дизайнер. Знаешь ли ты? При добыче полезных ископаемых используется только 10% всего добытого, остальные 90% составляют отходы добычи и производства. (К) Физминутка. Вот мы ручки развели, Словно удивились И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились. Наклонились, выпрямились. Ниже, детки, поклонитесь, Не ленитесь, улыбнитесь. Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И писать, друзья, начните. (П) Работа в парах. Найди слово Найди скрытые в филворде слова , связанные с последствиями добычи полезных ископаемых. Слова для справок: запах, загрязнение, ядовитый, оползень, вредный, смещение, шахта, обвал, террикон, карьер. (Г) Работа в группах. Сделай вывод Составь и напиши заключение из 5 предложений на тему ≪Добыча полезных ископаемых: вред или польза≫. Используй найденные слова. (К) Пальчиковая гимнастика. «В гости» В гости к пальчику большому (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.) Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их.) (И) Самостоятельная работа по закреплению изученного материала. Дополни инфографику Какое влияние оказывает добыча полезных ископаемых на нашу планету? Добавь информацию в инфографику. Значение для будущего нашей планеты ____________________________________________________ ____________________________________________________ Выполнение заданий в тетради ученика. Дифференциация по усмотрению учителя.  

Конец урока

(5-35 мин)

Итог урока: -Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке? — Достигли ли мы этой цели? — Какие затруднения были у вас на уроке? — Что нужно сделать чтобы эти затруднения не повторялись? Рефлексия. Предлагает оценить свою работу при помощи линейки успеха.  

Рефлексия

Итог урока: -Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке? — Достигли ли мы этой цели? — Какие затруднения были у вас на уроке? — Что нужно сделать чтобы эти затруднения не повторялись? Рефлексия. Предлагает оценить свою работу при помощи линейки успеха.  
Читайте также:  Чем полезна мука пшеничная высшего сорта

Источник